Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

517.00 ₽

Купить ГОСТ 7217-87 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на асинхронные трехфазные двигатели без ограничения мощности, напряжения и частоты, а также однофазные асинхронные двигатели и двигатели специального исполнения в той мере, в которой методы испытаний, предусмотренные настоящим стандартом, применимы для испытаний этих двигателей.

Стандарт применим при проведении сертификационных испытаний асинхронных двигателей. Стандарт устанавливает следующие методы испытаний:

измерение сопротивления обмоток при постоянном токе (разд. 2);

определение коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором (разд. 3); определение тока и потерь холостого хода (разд. 4);

определение тока и потерь короткого замыкания, начального пускового вращающего момента и начального пускового тока (разд. 5);

испытание на нагревание (разд. 6);

определение рабочих характеристик, коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения (разд. 7);

определение кривой вращающего момента, значений максимального и минимального вращающих моментов (разд. 8);

экспериментальное определение параметров схемы замещения с одним контуром на роторе (разд. 9);

определение частотных характеристик (разд. 10); определение добавочных потерь (разд. 11); требования безопасности (разд. 12).

Другие виды испытаний проводят по стандартам, указанным в приложении 3.

 Скачать PDF

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 168-85

ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменениями № 1, 2

Оглавление

1. Общие положения

2. Измерение сопротивления обмоток при постоянном токе

3. Определение коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором

4. Определение тока и потерь холостого хода

5. Определение тока и потерь короткого замыкания, начального пускового вращающего момента и начального пускового тока

6. Испытание на нагревание

7. Определение рабочих характеристик, коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения

8. Определение кривой вращающего момента, значений максимального и минимального вращающих моментов

9. Экспериментальное определение параметров схемы замещения с одним контуром на роторе

10. Определение частотных характеристик

11. Определение добавочных потерь

12. Требования безопасности

Приложение 1. Определение параметров намагничивающего контура по данным опыта холостого хода

Приложение 2. Определение рабочих характеристик посредством круговой диаграммы

Приложение 3. Перечень стандартов на другие виды испытаний

 
Дата введения01.01.1988
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.03.1987УтвержденГосстандарт СССР891
ИзданИздательство стандартов1987 г.
ИзданИПК Издательство стандартов2003 г.

Rotating electrical machines. Asynchronous motors. Test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

ДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

БЗ 12-2002


Издание официальное

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Машины электрические вращающиеся

ГОСТ

7217-87

ДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ

Методы испытаний

Rotating electrical machines. Asynchronus motors. Test methods

MKC 29.160.30

ОКП 33 1150. 33 2000. 33 3000

Дата введения 01.01.88

Настоящий стандарт распространяется на асинхронные трехфазные двигатели без ограничения мощности, напряжения и частоты, а также однофазные асинхронные двигатели и двигатели специального исполнения в той мере, в которой методы испытаний, предусмотренные настоящим стандартом, применимы для испытаний этих двигателей.

Стандарт применим при проведении сертификационных испытаний асинхронных двигателей. Стандарт устанавливает следующие методы испытаний: измерение сопротивления обмоток при постоянном токе (рыл. 2): определение коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором (рам. 3); определение тока и потерь холостого хода (разд. 4);

определение тока и потерь короткого замыкания, начального пускового вращающего момента и начального пускового тока (разд. 5): испытание на нагревание (разд. 6):

определение рабочих характеристик, коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения (разд. 7);

определение кривой вращающего момента, значений максимального и минимального вращающих моментов (разд. 8);

экспериментальное определение параметров схемы замещения с одним контуром на роторе (разд. 9);

определение частотных характеристик (разд. 10); определение добавочных потерь (разд. 11); требования безопасности (разд. 12).

Другие виды испытаний проводят но стандартам, указанным в приложении 3.

(Измененная редакция, Изм. № 1,2).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

И мание официальное ★

1.1. Стандарт не определяет объем испытаний, но если испытание проводят, то оно должно выполняться в полном соответствии с настоящим стандартом. Программы испытаний двигателей различных видов, периодичность их проведения, а также количество испытуемых двигателей указывают в стандартах или технических условиях на конкретные виды двигателей.

Перепечатка воепрешена

© Издательство стандартов. 1987 © И ПК Издательство стандартов, 2003

1.2.    Напряжение источника питания должно быть практически симметричным и синусоидальным.

1.3.    Измерительная аппаратура должна удовлетворять требованиям ГОСТ 11828.

Допускается определение мощности по измеренным величинам напряжения, тока и угла

между ними.

Класс точности вольтметров для испытания электрической прочности изоляции обмоток должен быть не хуже 1,5.

1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. jN? I).

1.4.    Перед испытаниями следует проверить качество сборки двигателя: затяжку болтов, винтов и гаек, свободное вращение ротора, маркировку выводов, отсутствие видимых следов загрязнений и влаги.

Необходимость измерения величины и симметрии воздушного зазора при различных видах испытаний, а также методики измерений следует указывать в стандартах иди технических условиях на конкретные виды двигателей. Если двигатели оснащены трансформаторами тока, глухоподключенными к обмотке статора, испытания следует выполнять при закороченных и заземленных обмотках трансформаторов.

1.5.    При проведении опытов холостого хода, короткого замыкания, при определении рабочих характеристик и испытаниях на нагревание следует измерять три линейных напряжения, три линейных тока, частоту сети и подводимую мощность. Если источник питания обеспечивает отклонение линейных напряжений не более I % от среднего значения, то допускается измерять одно ближайшее к среднему значению напряжение. За линейное напряжение и линейный ток принимается среднее арифметическое трех измеренных значений. Мощность измеряется по схеме одного, двух иди трех ваттметров. В случае применения двух ваттметров коэффициент мощности рекомендуется проверить по зависимости

где «| — большее показание, принимаемое положительным;

— меньшее показание с учетом знака.

(Измененная редакция, Изм. № I).

1.6.    При обработке и представлении результатов испытаний допускается выражать параметры в относительных единицах, принимая за базисные единицы номинальный ток, номинальное напряжение, номинальную синхронную частоту вращения. Значения момента и мощности допускается выражать в долях номинальных.

1.7.    Для двигателей на несколько частот вращения испытания по разя. 2—11, на кратковременную перегрузку по току и моменту, определение расхода охлаждающего воздуха, измерение вибрации и уровня шума следует производить для каждой частоты вращения. При приемосдаточных испытаниях допускается измерять вибрацию на одной частоте вращения с максимальной вибрацией. Указанную частоту вращения определяют при приемочных или периодических испытаниях. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками, испытание изоляции обмоток относительно корпуса, между обмотками и междувитконой изоляции на электрическую прочность следует производить для каждой независимой обмотки. Испытания при повышенной частоте вращения производят для наибольшей частоты крашения. Определение динамического момента инерции ротора, испытания на стойкость к механическим и климатическим воздействиям проводят с обмоткой, соединенной в схему для любой частоты вращения. В случае наличия требований следует измерить напряжения на отключенных выводах обмоток статора в режимах холостого хода, короткого замыкания и при номинальной нагрузке.

(И змененная редакция, Изм. № 1).

1.8.    При приемосдаточных испытаниях двигателей, выполненных на номинальную частоту 60 Гн. допускается определять ток и потери холостого хода, ток и потери короткого замыкания, производить измерение вибрации при частоте 50 Гц. Измеренные значения должны сравниваться со значениями, полученными дополнительно при частоте 50 Гц, при приемочных, периодических или квалификационных испытаниях этих двигателей, выполненных на частот)' 60 Гн. Допускается пересчитывать результат измерения вибрации пропорционально частоте.

ГОСТ 7217-87 С. 3

2. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБМОТОК ПРИ ПОСТОЯННОМ ТОКЕ

2.1.    Измерение сопротивление обмоток при постоянном токе — по ГОСТ 11828. При измерении сопротивлений, меньших I Ом. не допускается применение одинарных мостов при всех видах испытаний, кроме приемосдаточных испытаний двигателей мощностью до 100 кВт. причем в этом случае следует применять одинарные мосты с четырех зажимной схемой включения, обеспечивающие точность измерения, соответствующую приборам класса 0,5. Сопротивление обмоток ротор;» в двигателях с фазным ротором следует измерять на контактных кольцах. При испытаниях на нагревание допускается измерять сопротивление обмотки статора при работающем двигателе без отключения его от сети по ГОСТ 27222 при обеспечении необходимой точности.

Измерение сопротивления обмотки в холодном и нагретом состояниях рекомендуется проводить с использованием одной и той же измерительной схемы с теми же приборами.

(Измененная редакция. Изм № 1,2).

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРАНСФОРМАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ

С ФАЗНЫМ РОТОРОМ

3.1.    Для определения коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором следует подвести напряжение к обмотке статора двигателя при неподвижном роторе и разомкнутой его обмотке и измерить линейные напряжения на зажимах обмоток статора и на кольцах ротор;». Для двигателей с номинальным напряжением до 660 В включительно при всех видах испытаний, кроме приемосдаточных. к обмотке статор;» необходимо подводить номинальное напряжение. При приемосдаточных испытаниях. а также для двигателей с номинальным напряжением выше 660 В при любых испытаниях допускается определять коэффициент трансформации при пониженном напряжении.

Измерение проводят для одного линейного напряжения. По измеренному линейному напряжению определяют фазное напряжение. Отношение фазных напряжений статор;» и ротор;» принимается за значение коэффициента А-,, определяемого по формуле

где U\ф — фазное напряжение обмотки статор;!. В:

U>ф — фазное напряжение обмотки ротора. В.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКА И ПОТЕРЬ ХОЛОСТОГО ХОДА

4.1. Определение тока и потерь холостого хода следует проводить в режиме нснагруженного двигателя при установившемся тепловом состоянии частей испытуемого двигателя (в частности, подшипниковых узлов). Если невозможно непосредственное определение температуры подшипниковых узлов, то двигатель до начала испытания следует вращать без нагрузки в течение времени, указанного в табл. I.

Таблица I

Мощность двигателя, кВт

Продолжительность крашении, мин

при всех видах испытании двигателей с подшипниками скольжения и качения, кроме приемосдаточных испытаний двигателей с подшипниками качения

при приемосдаточных испытаниях двигателей с подшипниками качения

До 1

10

5

Св. 1 . 10

30

15

• 10 » 100

60

30

» 100 » 1000

120

60

. 1000

180

90

При механизированном и автоматизированном процессе испытаний двигателей, а также при массовом производстве двигателей с подшипниками качения допускается при проведении присмо-

сдаточных испытаний уменьшить время, указанное в табл. I. для двигателей с высотами оси вращения:

до 132 мм — до I мин,

ев. 132 до 250 мм — до 3 мин,

* 250 * 355 мм — до 5 мин.

При этом потери холостого хода определяют с учетом зависимости мощности холостого хода от времени обкатки, полученной при приемочных, периодических или типовых испытаниях по табл. I.

При проведении опыта холостого хода следует измерить линейные напряжения, линейные токи статора, частоту и подводимую мощность. Предпочтительнее измерять мощность тремя малокосинусными ваттметрами. В схемах непосредственного измерения мощности, в случае отсутствия малокосинусных ваттметров, возможно включение по схеме двух ваттметров, при котором обмотку напряжения третьего ваттметра включают между теми фазами, в которые включены обмотки тока двух других ваттметров.


При изменениях в цепях двигателей малой мощности следует, в случае необхолнмости, учитывать потребление тока в обмотках напряжения ваттметров и в вольтметрах по формуле

Значение коэффициента мощности определяют по формуле

«С.,. ,    ТЛ,Р^    •

где Р,)— мощность по показаниям ваттметров. Вт;

Р„р— потери в обмотках ваттметров и в вольтметрах. Вт;

Р„— сопротивление обмотки напряжения ваттметра. Ом;

Р„ — сопротивление обмотки вольтметра. Ом;

U0— напряжение при опыте. В;

10 — измеренный ток (среднее значение из трех измеренных). А.

В двигателях с фазным ротором обмотку ротора замыкают накоротко на выводах ротора или на кольцах, если двигатель имеет короткозамыкатсль колеи.

(Измененная редакция. Изм. № 1. 2).

4.2.    Опыт холостого хода следует выполнять постепенным понижением приложенного к статору напряжения, начиная с наибольшего значения, равного 130 % номинального, и кончая нозможно более низким, при котором еще наблюдается возрастание тока статора. Если ток при напряжении 130 % номинального превышает номинальное значение, наибольшее напряжение может быть снижено, но не должно быть менее 110 % номинального. При проведении опыта рекомендуется производить 9—11 отсчетов при различных значениях напряжения.

Непосредственно после опыта холостого хода следует измерить сопротивление обмотки статора между двумя линейными выводами. Для двигателей, имеющих при номинальном напряжении ток холостого хода выше 70 % номинального, измерение сопротивления обмотки статора следует производить после снятия точки при номинальном напряжении и в конце опыта или после снятия каждой точки.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.3.    По данным опыта следует определить коэффициент мощности холостого хода

cos^o =

/>„ • 10я

VT .и010'

где U0— линейное напряжение холостого хода. В; /о — линейный ток холостого хода. А;

Ра — потерн холостого хода, кВт.

ГОСТ 7217-87 С. 5

Потерн холостого хода необходимо разделить на потери в обмотке статора Ры10 и сумму потерь в стали РС1 и механических /*мсх. Потери в обмотке статор;! Лио в кВт определяют по формуле

Л.ю= l.5/J«„o10->,

где /?|Ю—сопротивление обмотки статора. Ом. между двумя линейными выводами, измеренное в конце опыта или после каждого отсчета.

Если сопротивление измеряется 2 раза, то результат, полученный в конце опыта, используют для выделения механических потерь, а результат, полученный после отсчета при номинальном напряжении, используют для определения потерь встали.

Разделение суммы потерь в стали и механических на отдельные составляющие производят по зависимости этой суммы от квадрата приложенного напряжения. В случае, сети учтены потерн в приборах, вышеуказанная сумма равна Р0 — Рир.

Величину механических потерь определяют путем экстраполяции нижней прямолинейной части этой зависимости на нулевое значение приложенного напряжения.

Результаты опыта следует представить в виде функциональных зависимостей тока /0 потерь Р0 и коэффициента мощности cos ф() от напряжения 00 в табличной или графической форме.

Если частота при снятии характеристики холостого хода отличается от номинальной, но не более, чем на ±5 %. то измеряемые величины должны быть приведены к номинальной частоте. Измеренные значения напряжения пересчитываются пропорционально первой степени частоты, потери в стати — пропорционально частоте в степени 1,5 и механические потери — пропорционально квадрату частоты.

Если при определении потерь в стали напряжение, приведенное к номинальной частоте, отличается от номинального, но нс более, чем на ±5 %. то потери в стали, приведенные к номинальной частоте, пересчитывают пропорционально квалрату напряжения.

(Измененная редакция, Изм. № 1,2).

4.4. При приемосдаточных испытаниях допускается определять ток и потери холостого хода только при номинальном напряжении.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОКА И ПОТЕРЬ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ.

НАЧАЛЬНОГО ПУСКОВОГО ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА И НАЧАЛЬНОГО

ПУСКОВОГО ТОКА

5.1.    Ток и потерн короткого замыкания определяют из опыта короткого замыкания.

Начальный пусковой вращающий момент и начальный пусковой ток определяют из опыта

короткого замыкания, из опытов пуска или снятия кривой момента по разд. 8.

За начальный пусковой вращающий момент принимается наименьшее значение вращающего момента, а за начальный пусковой ток — наибольшее значение пускового тока из измеренных различными методами.

5.2.    Опыт короткого замыкания следует выполнять при заторможенном роторе (обмотка ротора двигателей с фазным ротором должна быть накоротко замкнута на кольцах). Перед затормаживанием ротора должно быть проверено направление вращения двигателя методом пробного включения. К обмотке статора двигателя подводят практически симметричное напряжение номинальной частоты. В процессе опыта одновременно измеряютлинейные напряжения, линейные токи, подводимую мощность, а для двигателей мощностью до 100 кВт и вращающий момент. Непосредственно после отключения измеряют сопротивление обмотки статор;! между двумя линейными выводами. Подводимую мощность рекомендуется измерять по схеме двух ваттметров или трехфазным ваттметром. Если источник питания обеспечивает отклонение линейных напряжений не более 1 %. то допускается измерять два линейных тока и одно линейной напряжение.

Вращающий момент при опыте короткого замыкания измеряют динамометром, весами или торсиометром. При измерении вращающего момента ротор должен быть заторможен в таком угловом положении, при котором пусковой момент минимален. Это положение определяется путем 8—10 измерений момента при напряжении, указанном в табл. 2. при рахличных угловых положениях ротора. Для двигателей мощностью свыше 100 кВт вращающий момент при опыте короткого замыкания измеряют или рассчитывают по электромагнитной мощности (п. 5.4).

5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. № 2).

5.3.    Опыт короткого замыкания следует начинать в практически холодном состоянии машины или после опыта холостого хода. Двигатель включают на напряжение, указанное в табл. 2, и производят первый отсчет.

Таблица 2

Номинальное напряжение двигателя. В

Напряжение короткого тамыкаиия. В

127

33

220

58

380

100

440

115

500

130

660

173

3000

800

6000

1600

10000

2640

Для двигателей, номинальные напряжения которых отличаются от указанных в табл. 2. напряжение короткого замыкания следует определять по формуле

и*

3.8

Второй отсчет проводят при напряжении (100±10) % номинального для двигателей мощностью до 100 кВт (/„ ■ 50 Ги) и не менее 40 % номинального для двигателей мощностью до 100 кВт (/, / 50 Ги) и для двигателей мощностью свыше 100 кВт. При этом рекомендуется включить двигатель на напряжение меньше вышеуказанного, затем напряжение быстро поднять до требуемого значения. При испытании двигателей мощностью выше 100 кВт и вертикальных двигателей после снятия отсчета при наивысшем напряжении следует измерить сопротивление обмотки статора.

Остальные 3—5 отсчетов выполняют при разных значениях подводимого напряжения. Отсчеты по приборам при каждом значении подведенного напряжения производят за время не более 10 с во избежание чрезмерного нагрева обмотки током короткого замыкания.

Сразу после отсчета двигатель отключают.

Для двигателей мощностью до 100 кВт рекомендуется ал я определения пускового момента снять точку в нагретом состоянии при температуре близкой к рабочей при номинальном напряжении. Эту точку можно нс снимать, если пусковой момент определяют по статической кривой момента. Для двигателей мощностью свыше 100 кВт допускается измерять пусковой момент в холодном состоянии.

При испытаниях короткозамкнутых двигателей мощностью свыше 1000 кВт (если определение пускового тока проводят и з опыта пуска) ток короткого замыкания должен быть не менее 2-кратного от номинального. Для двигателей с фазным ротором при построении круговой диаграммы ток короткого замыкания должен быть нс менее 2,5-кратного от номинального.

5.4. Коэффициент мощности короткого замыкании определяют по формуле

cos<p„

Рк - 10’

где £/к— линейное напряжение короткого замыкания. В;

/к— линейный ток короткого замыкания. А;

Рк — подводимая мощность короткого замыкания. кВт.

Результаты опыта следует представить в виде зависимостей тока 1К, потерь Рк, коэффициента мощности cos и момента Мк от напряжения UK в табличной или графической форме.

Для двигателей мощностью свыше 100 кВт вращающий момент при коротком замыкании Мк в Н м определяют по формуле

Мк = 9550Л'М„    ;

где лс — синхронная частота вращения, мин ■;

АГММ = 0.9 — коэффициент, учитывающий возможное уменьшение Л/к. обусловленное добавочными потерями;

Р,к — электромагнитная мощность, кВт;

ГОСТ 7217-87 С. 7

Р = Р — Р . — Р

1 ЭК 1 К * *1к    1    СП

где Л,!* — потерн в обмотке статора. кВт. при опыте короткого замыкания;

Рс, — потери в стали. кВт. взятые из опыта холостого хода при напряжении, равном напряжению короткого замыкания.

Потери в обмотке статор;» РяЫ в кВт при опыте короткого замыкания определяют по формуле

1.5 /; •*,„ кн,

где RlM — сопротивление обмотки статора. Ом. при постоянном токе, измеренное между линейны ми выводами непосредственно после снятия точки короткого замыкания при наибольшем токе.


Если опыт короткого замыкания при номинальном (или близком к нему) напряжении не проводился, то для определения тока и вращающего момента при номинальном напряжении вводят поправку на насыщение путей потоков рассеяния, которая состоит в том. что дальнейшее возрастание тока короткого замыкания предполагается по касательной к кривой (черт. 1). изображающей зависимость тока от напряжения.

Ток короткого замыкания /кн при номинальном напряжении, называемый начальным пусковым током, определяют по формуле

А /. ,

U - U’

н к /

и. - и: 'к

где /к и UK — соответственно наибольшие ток. Л и напряжение, В. по кривой (черт. I);

Un — номинальное напряжение. В;

£//— напряжение. В, соответствующее отрезку отсекаемому на оси абсцисс касательной к кривой, изображающей зависимость тока от напряжения (черт. I).


А-Х,


Л/к


Начальный пусковой вращающий момент при коротком замыкании Л/м|, соответствующий номинальному напряжению, определяют по формуле

где Л/к — вращающий момент. Н м. измеренный или рассчитанный при наибольшем напряжении опыта короткого замыкания.

(Измененная редакция, Изм. N° 1,2).

5.5. При приемосдаточных испытаниях ток и потери короткого замыкания определяют только при напряжении, указанном в табл. 2 или отличающемся от указанного в табл. 2 нс более чем на ±15 % с последующим приведением результатов к регламентированному значению напряжения. При этом ток пересчитывают пропорционально первой степени напряжения, а мощность — пропорционально квадрату напряжения.

6. ИСПЫТАН И К НА НАГРЕВАМИ К

6.1.    Испытание на нагревание следует проводить метолом непосредственной нагрузки при номинальном напряжении и номинальной отдаваемой мощности или номинальном токе по ГОСТ 11828.

Для двигателей мощностью евьппе 100 кВт и вертикальных машин допускается проводить испытания метолом непосредственной нагрузки при номинальном напряжении и токе меньшем номинального, при пониженном напряжении и токе близком к номинальному, а также методом двух частот или методом наложения постоянною тока.

(Измененная редакция. Изч. № 1).


6.2.    Условия проведения испытания, методы и средства измерения температуры — по ГОСТ 11828. Измерения температуры бандажей и контактных колен производят после остановки двигателя или во время его работы, если это возможно. Для оценки температуры элементов ротора допускается применение термокрасок, если температура при пуске не превышает температуру в установившемся режиме. Для двигателей мощностью до 100 кВт при проведении испытаний методом непосредственной нагрузки температура обмотки ротора может быть оценена по изменению скольжения в холодном и нагретом состояниях. Для уменьшения погрешности рекомендуется производить пуск двигателя со стороны нагрузочной машины. Превышение температуры обмотки ротор;» Л t) , *С. определяется по формуле

где S, — скольжение, измеренное в нагретом состоянии машины;

S% — скольжение, измеренное в холодном состоянии машины;

а — температурный коэффициент сопротивления материала обмотки в диапазоне температур от 0 до 100 *С. Для медных обмоток принимается 1/а ■ 235; при применении обмоток из других материалов величина дроби 1/а определяется подстановкой температурного коэффициента сопротивления для данного материала;

О ох — температура окружающей среды при опыте определения 5Х;

О ог — температура окружающей среды при опыте определения S,.

Допускается определять превышение температуры обмотки ротор;» по измеренному активному сопротивлению рабочего контура схемы замещения с одним контуром на роторе. Способ определения этого сопротивления указан в разд. 9.

(Измененная редакция, Изм. № 2).


6.3. Испытание непосредственной нагрузки при номинальном напряжении и токе меньшем номинального следует проводить при токах /0 и Значение ток;» /,, определяют по формуле

где /о — ток холостого хода. А, при номинальном напряжении;

/„ — номинальный ток. А.

По результатам этих испытаний следует определить превышение температуры обмотки статора. Потери в обмотке статора РчП, кВт. определяют по формуле

Л.„ = 1.5/?,Л„ 10’

где /?,, — сопротивление обмотки статора. Ом. измеренное между двумя линейными выводами при испытании на нагревание;

/м — ток статора, А.

Г1о результатам испытаний при /,, и /0 следует определить линейную зависимость превышения температуры обмотки статора от потерь в обмотке статора Рим.

к

Д О I - Д о о .

Л.Ц- Л.Ю


Д б о — Д в д — к Рцю ,

где Д 0 | и Л.Ц — превышение температуры обмотки статора. К. и потерн в обмотке статора. кВт. при токе /м;

Д О о и Л.,0 — превышение температуры обмотки статор;». К. и потери в обмотке статора. кВт. при токе /0.

Превышение температуры обмотки статор;» при номинальном токе определяется по формуле

ДО.н

до; - А • _ кРщЫ (О !>) 1/а ♦ О 0

где Л(|Н ( 0 о) — потери в обмотке статора. кВт. рассчитанные для номинального ток;» и сопротивления. приведенного к температуре окружающей среды при опыте й0. Превышение температуры стали статора следует определять по формуле

АО,н

1/а + 00

где Д 0 « и кс — величины, определенные по измеренным превышениям температуры стали в двух

вышеуказанных режимах.

Аналогично могут быть найдены превышения температуры других частей машины.

(Измененная редакция. Изч. Ns 1,2).

6.4. Испытание метолом непосредственной нагрузки при токе, близком к номинальному и пониженном напряжении допускается проводить на двигателях с током холостого хода не более

0.4 номинального при скольжении, нс превышающем критического. При этом следует провести три тепловых режима: при пониженном напряжении и токе близком к номинальному (не менее 0,9 номинального); при пониженном напряжении и холостом ходе; при номинальном напряжении и холостом холе. По данным первых двух режимов следует определить по п. 6.3 коэффициент к, далее, используя третий опыт — Д 00\ потом — превышение температуры обмотки статора Д 0 ы. а

затем — превышение температуры стали статор;» Д »)си .

(Измененная редакция, Изч. N? 2).

6.5. Испытание на нагревание методом двух частот (черт. 2) проводят на холостом ходу при питании от источника основной частоты, обеспечивающего номинальное напряжение двигателя, и от дополнительного источника питания частотой на 5—10 Гц меньше основной с напряжением.

обеспечивающим эффективное значение суммарного измеряемого тока равное номинальному. Испытуемый двигатель следует запустить от источника основной частоты, установить частоту дополнительного источника на 5—10 Гц меньше основной, а затем регулировать напряжение дополнительного источника до получения номинального тока.

Метод может применяться также для машин с фазным ротором как для обмотки статор;», так и для обмотки ротор;». На машинах. в которых нагрев ротор;» существенно влияет на нагрев статора (например, с охладителями вида «воздух-воздух»), может быть получен завышенный результат.

Примечания:

1.    Направления следования фаз основного и дополнительного источника должны быть одинаковы.

2.    Обычно напряжение дополнительного источника составляет 10—20 % напряжения основного источника.

Черт. 2

3.    При наличии в качестве основного источника питания синхронного генератора с 6 вынод-