ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙТребования безопасности
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 1999 г. N? 410-ст
3 Разделы (подразделы, пункты, приложения) настоящего стандарта, за исключением 10.1.3.5, 13.1—13.4, представляют собой аутентичный текст ИСО 3691—1980(F) «Самоходные погрузочно-транспортные тележки. Требования по обеспечению безопасности труда»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменением № 1, принятым в декабре 2002 г. (ИУС 3—2003)
€> ИПК Издательство стандартов, 2000 О ИПК Издательство стандартов, 2003
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
ГОСТ Р 51354-99
Содержание
1 Область применении...................................................... I
2 Нормативные ссылки..................................................... I
3 Номенклатура и классификация............................................. |
4 Определения............................................................ 2
5 Маркировка............................................................ 2
6 Устойчивость. Требования и испытания....................................... 4
7 Тормоза. Требования к функционированию.................................... 4
8 Направление движения. Органы управления.................................... 4
8.1 Общие требования.................................................... 4
8.2 Стороны машины и направление движения вперед............................ 4
8.3 Органы управления.................................................... 8
8.4 Органы пуска в ход и остановки.......................................... 10
8.5 Органы управления вилами погрузчика..................................... 15
9 Символы управления..................................................... 20
10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам................... 20
11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений................. 22
12 Защитные устройства..................................................... 23
13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды.................... 24
14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин..... 25
14.1 Правила для потребителя.............................................. 25
14.2 Правила для водителя................................................. 28
15 Техническое обслуживание................................................ 33
Приложение А Карточка периодического осмотр;! технического состояния.............. 35
Приложение Б Библиография................................................ 36
III
ГОСУДАРСТВЕН 11 Ы Й СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И
ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ Требования безопасности
Powered industrial trucks. Safely code
Дата ввеления 2000-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее — машины).
К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 24282-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Методы испытаний
ГОСТ 25940-83 (ИСО 3287—78) Машины напольного транспорта. Маркировка и символы ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055—97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Технические характеристики и методы испытаний
ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового 'электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 50609-93 (ИСО 5766—90) Машины напольного транспорта. Штабслсры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость
ГОСТ I* 51347—99 (ИСО 5767—92) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабе-лсры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость
ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292—%) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования
ГОСТ Р 51349-99 (ИСО 2328-93. ИСО 2330-95, ИСО 2331-74) Транспорт напольный безрельсовый. Плиты грузовые, вилы. Технические условия (Измененная редакция, Изм. .V» 1).
3 Номенклатура и классификация
3.1 Номенклатура и классификация машин — в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.
3.2 Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие определения и классификацию:
- погрузочная машина с подъемом груза на малую высоту: Тележка, снабженная механизмом для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения (далее — тележка);
И здание официальное
- погруючная машина с подъемом груда на большую высоту: Погрузчик, снабженный подъемным механизмом для обеспечения штабелирования и укладки груза на стеллажи, или погрузчик с поднимающимся местом водителя, снабженный аналогичным подъемным механизмом (далее — погрузчик).
4 Определения
4.1 Номинальная грузоподъемность транспортной тележки
Определение номинальной грузоподъемности транспортной тележки — в соответствии с ГОСТ 1X962.
4.2 Номинальная грузоподъемность погрузчиков
4.2.1 Для вилочных погрузчиков с противовесом
Определение номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом — в соответствии с ГОСТ 18962.
Номинальное значение грузоподъемности погрузчика зависит от положении центра тяжести груза на вилах погрузчика и высоты подъема груза.
4.2.2 Для погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами
Номинальной грузоподъемностью погрузчика с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую погрузчик может поднять на высоту 3.3 м при расстоянии D между центром тяжести груза и спинкой вил.
Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.
4.2.3 Для штабелеров и погрузчиков с платформой
Номинальной грузоподъемностью ш та бел ера и погрузчика с платформой является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую машина может поднять при расстоянии А измеряемом между центром тяжести груза и спинкой вил или упором платформы, на высоту 2.5 м для машины шириной межвнлочного расстояния или шириной платформы до 690 мм включительно и на высоту 3.3 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы более 690 мм.
Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.
4.2.4 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с поднимающимся местом водителя без погрузочного устройства — по 4.2.1.
4.2.5 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с боковым взятием груз;» — по 4.2.1.
4.3 Номинальная грузоподъемность погрузочных тележек
Номинальной грузоподъемностью погрузочных тележек является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую тележка может поднять и транспортировать.
4.4 Номинальное тяговое усилие тягача
Определение номинального тягового усилия тягача — в соответствии с ГОСТ 18962.
4.5 Номинальная грузоподъемность навесных (съемных) грузозахватных приспособлений (.гал ее — грузозахватное приспособление)
Номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления — разрешенная изготовителем наибольшая масса груз;!, с которой это приспособление может функционировать при нормальных условиях эксплуатации.
5 Маркировка
5.1 Напольный безрельсовый транспорт
На всех машинах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нсстирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1.1 Машины с двигателями внутреннего сгорания (далее — ДВС):
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование машины и условное обозначение:
в) заводской номер или номер серии:
г) собственная масса машины в рабочем состоянии без гру юзах ватного приспособления, но с пилами Iля вилочных по|р> пиков и илабелеров;
2
ГОСТ Р 51354-99
л) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза.
5.1.2 Машины с электроприволом:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование машины и условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии;
г) собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабслеров;
д) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза;
е) собственная масса машины без аккумуляторных батарей;
ж) допустимые максимальная и минимальная массы аккумуляторных батарей с аккумуляторным ящиком;
з) номинальное напряжение (в вольтах) аккумуляторной батареи, которой снабжена машина.
5.1.3 Машины с грузозахватными приспособлениями
В дополнение к перечисленному в 5.1.1 или 5.1.2 табличка должна содержать следующую информацию:
а) наименование и обозначение грузозахватного приспособления;
б) собственная масса машины в рабочем состоянии с установленным грузозахватным приспособлением;
в) номинальная грузоподъемность машины с грузозахватным приспособлением при максимальной высоте подъема груза.
Примечания
1 Допускается указывать на табличке номинальную грузоподъемность (при высоте подъема груза 3.3 м).
2 Масса поднимаемого груза может быть указана на отдельной табличке.
3 Когда машину или грузозахватное приспособление импортирует нс предприятие-изготовитель, а другая фирма, импортер может устанавливать дополнительную табличку с указанием его наименования и данных, перечисленных в 5.1.1—5.1.3. на языке страны импортера.
4 Содержание маркировки допускается дополнять в соответствии с требованиями заказчика.
(Измененная редакция, Изм. № I).
5.2 Грузозахватные приспособления
Каждое грузозахватное приспособление должно иметь отдельную табличку с указанием следующих данных:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя (и, если необходимо, фирмы-импортера);
б) наименование грузозахватного приспособления и его условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии;
г) масса грузозахватного приспособления и расстояние от его центра тяжести до присоединится ы I ой пл ос кости;
д) номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления.
Примем а н и с — Действительная грузоподъемность грузозахватного приспособления может быть снижена в зависимости от грузоподъемности машины.
5.3 Аккумуляторные батареи для машин с электроприводом
Тяговые аккумуляторные батареи должны иметь фирменную табличку с указанием следующих данных:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование и условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии (при комплектовании аккумуляторных батарей на предприятии — изготовителе машин указывают дату изготовления аккумуляторов);
г) номинальное напряжение в вольтах;
д) масса аккумуляторной батареи в рабочем состоянии вместе с ящиком для быстрой смены батареи, если он имеется.
Как вариант, обозначение массы аккумуляторной батареи может быть указано на ящике вблизи расположения приспособлений для строповки.
5.4 Использование машин в особых условиях
Если машина предназначена для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на ней на видном месте должна быть закреплена табличка со следующими данными:
а) указание специальиого(ных) условиями)) эксплуатации;
б) грузоподъемность для каждого из специальных условий эксплуатации.
3
6 Устойчивость. Требования и испытания
6.1 Машины должны удовлетворять требованиям к устойчивости при испытаниях согласно государственным стандартам, указанным в 6.2. Испытания, установленные этими стандартами, позволяют подтвердить, что погрузчики (штабелеры) обладают достаточными характеристиками устойчивости при их правильном использовании в нормальных условиях эксплуатации. Испытания должен проводить изготовитель на опытных образцах, полностью соответствующих серийно выпускаемым погрузчикам (штабелерам).
6.2 Испытания на устойчивость проводят:
- электропогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 24282. автопогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 16215;
- погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, — в соответствии с ГОСТ 242X2;
- погрузчиков с платформой или вилами — в соответствии с ГОСТ Р 50609;
- погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником, — в соответствии с ГОСТ Р 51347.
7 Тормоза. Требования к функционированию
7.1 Тормоза на машинах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51348 и ГОСТ 16215. (Измененная редакция, Изм. № I).
8 Направление движения. Органы управления
8.1 Общие требования
Наилучшими органами управления являются тс. которые по принципу работы наиболее согласуются с естественными движениями человека. Если направление движения органов управления совпадает с направлением движения машины или ее оборудования, такие органы управления называются лирскнионными (направленными). Некоторые команды, такие как «передний ход» или «задний ход*, являются очевидными и их легко сделать лирскнионными.
Другие перемещения органов управления не являются дирскционными и требуют углубленного исследования, чтобы установить наиболее естественную человеческую реакцию.
Предпочтительные перемещения и расположение органов управления — в соответствии с 8.2—8.5 и рисунками 1—49.
8.2 Стороны машины и направление движения вперед
8.2.1 Передняя сторона
Передней стороной машины является ее сторона, ближайшая к стрелке, указанной на рисунках 1 — 19.
8.2.2 Задняя, левая и правая стороны
Определения задней, левой и правой сторон машины следуют из определения, данного в 8.2.1.
8.2.3 Направление движения вперед
Направление движения вперед указано стрелкой на рисунках 1 — 19. На всех рисунках представлен вид машины сверху.
8.2.3.1 Машины, управляемые сидящим водителем
8.2.3.1.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед:
а) вилочный погрузчик с противовесом
4
ГОСТ Р 51354-99
б) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами
в) тягач-толкач
8.2.3.1.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:
а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)
б) тягач, место водителя спереди
Ф
_/
в) тягач, место водителя сзади
5
* P 51354—99
г> тележка с неподвижной грузовой платформой
то
Рисунок 7
Х.2.3.2 Машины, управляемые водителем с машины стоя
8.2.3.2.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед
а) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре
G) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади
в) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами
8.2.3.2.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:
а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)
в) тележка с неподвижной грузовой платформой
г) погрузчик с полни мающимся местом водителя
О
8.2.3.3 Машины, управляемые с пола
Машины с расположением груза сзади при движении вперед: а) тележка для перевозки поддонов
б) тележка с подвижной грузовой платформой