Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
117.00 ₽

Купить ПБ 07-600-03 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают технические требования по охране недр при первичной переработке минерального сырья и являются обязательными для организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по первичной переработке твердых полезных ископаемых, за исключением радиоактивного сырья.

 Скачать PDF

Регистрация в Минюсте России № 4701 18.06.2003

Оглавление

I Общие положения

II Требования к проектированию перерабатывающих производств

III Требования к производству работ по переработке минерального сырья

IV Определение, учет и нормирование потерь полезных компонентов

V Ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации и контроль за выполнением требований настоящих Правил

 
Дата введения06.06.2003
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.06.2003УтвержденГосгортехнадзор России70
РазработанГосгортехнадзор России
РазработанФГУП НТЦ Промышленная безопасность
ИзданНТЦ Промышленная безопасность2004 г.

Requirements for Mineral Resource Conservation when Processing Mineral Raw Material

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)

Серия 07

Нормативные документы по вопросам
охраны недр и геолого-маркшейдерского
контроля

Выпуск 12

ОХРАНА НЕДР И ГЕОЛОГО-МАРКШЕЙДЕРСКИЙ
КОНТРОЛЬ

ПРАВИЛА ОХРАНЫ НЕДР
ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

ПБ 07-600-03

 

Москва

Федеральное государственное унитарное предприятие
«Научно-технический центр по безопасности в промышленности
Госгортехнадзора России»

2004

Правила устанавливают технические требования по охране недр при первичной переработке минерального сырья и являются обязательными для организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по первичной переработке твердых полезных ископаемых, за исключением радиоактивного сырья.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения

II. Требования к проектированию перерабатывающих производств

III. Требования к производству работ по переработке минерального сырья

IV. Определение, учет и нормирование потерь полезных компонентов

V. Ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации и контроль за выполнением требований настоящих Правил

 

Утверждены
постановлением Госгортехнадзора
России от 06.06.03 № 70,
зарегистрированным
Министерством юстиции
Российской Федерации 18.06.03 г.,
регистрационный № 4701

ПРАВИЛА
ОХРАНЫ НЕДР ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ*

ПБ 07-600-03

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила охраны недр при переработке минерального сырья (далее - Правила) разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834), Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, ст. 4742).

2. Правила устанавливают технические требования по охране недр при первичной переработке минерального сырья.

3. Требования Правил являются обязательными для организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по первичной переработке твердых полезных ископаемых, за исключением радиоактивного сырья (далее - переработка).

* Печатаются по «Российской газете» от 19 июня 2003 г., № 118.

4. В соответствии со статьей 23-3 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний в целях совершенствования технологий переработки минерального сырья;

наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

5. В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:

соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

6. В соответствии со статьей 23 указанного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:

обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

7. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России Госгортехнадзор России и его территориальные органы (далее - органы Госгортехнадзора России) осуществляют государственный контроль за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по переработке полезных ископаемых.

8. Технические проекты, согласуемые органами Госгортехнадзора России, могут состоять из проектов, технологических схем, технологических регламентов переработки, иной проектной документации по переработке и соответствующих технических заданий на проектирование (далее - проектная документация).

9. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580) повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

10. Технические решения проектной документации включают и обеспечивают рациональное, комплексное извлечение содержащихся в минеральном сырье полезных компонентов с учетом требований по охране недр и окружающей среды. В необходимых случаях осуществляется экспертиза охраны недр.

11. Организация или индивидуальный предприниматель при разработке проектной документации осуществляет технико-экономическое сравнение вариантов размещения объектов, технологических схем и режимов, подготовку предложений по оптимальному (окончательному) варианту. Объем и состав этих материалов и предложений определяются с учетом показателей ценности и обогатимости минерального сырья, обеспечения его рационального и комплексного использования, охраны недр и окружающей среды.

12. Проектная документация включает обоснования и технические решения по:

оптимальному извлечению основных полезных компонентов, обеспечивающему их минимальные потери с отвальными продуктами;

определению оптимального содержания полезного компонента в концентратах, обеспечивающего наиболее высокое сквозное извлечение;

выделению сопутствующих компонентов в самостоятельные виды продукции;

улавливанию ценных компонентов из сточных вод, оборотных вод и продуктов газоочистки;

использованию отходов перерабатывающего производства (закладка горных выработок, рекультивация земельных участков, производство стройматериалов и др.);

раздельному складированию некондиционных продуктов переработки и отходов перерабатывающего производства, их учету и сохранению для дальнейшего использования;

составу обязательной производственной документации;

составу и нормативной численности службы технического контроля за полнотой и комплексностью использования минерального сырья (далее - служба контроля за качеством работ по переработке), ее техническому определению конечной (товарной) продукции;

геологическому и маркшейдерскому обеспечению работ по первичной переработке минерального сырья;

учету и контролю распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения;

изучению технологических свойств и состава минерального сырья;

вместимости системы хвостового хозяйства (хранилища отходов) на заданный срок эксплуатации перерабатывающего производства;

предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод;

обезвреживанию или захоронению вредных отходов производства при их наличии, рекультивации нарушенных земельных участков.

13. При установлении государственной экспертизой запасов полезных ископаемых их многоцелевого назначения проектной документацией определяется оптимальный вариант переработки этих полезных ископаемых.

14. Основные данные по проектным решениям, обеспечивающим рациональную, комплексную переработку минерального сырья, охрану недр и окружающей среды сводятся в специальном разделе технического проекта «Охрана недр и окружающей среды».

15. Выявленные при государственном контроле за рациональным исполнением и охраной недр, проведении экспертизы охраны недр нарушения установленных требований подлежат устранению с внесениями необходимых изменений в проектную документацию.

16. При составлении проектной документации учитываются: геологическая характеристика месторождения, перечень основных и попутных полезных компонентов, возможность использования продуктов переработки и отвальных хвостов;

изученность полезных ископаемых по типам и сортам, характеристика технологических проб, исследования по каждому типу и сорту, их представительность по вещественному составу и содержанию компонентов;

результаты геолого-технологического картирования руд по типам и сортам; рекомендуемые методы усреднения руды; возможность селективной добычи технологических типов руды;

вещественный состав минерального сырья (химический, минералогический, фазовый) по типам и сортам, данные по крупности и характеру вкрапленности минералов, необходимая степень измельчения для их раскрытия;

физико-механические свойства полезных ископаемых по типам и сортам (коэффициент крепости, объемная и насыпная масса, абразивность, естественная влажность и др.);

данные о дробимости и измельчаемости минерального сырья, склонность к ошламованию; оценка необходимости усреднения руды по измельчаемости;

крупность минерального сырья, поступающего на перерабатывающее производство;

оценка возможности предварительной концентрации (обогащение в тяжелых суспензиях, радиометрическое обогащение и др.).

17. На графических материалах проектной документации указываются:

стадии и операции дробления, измельчения, классификации, обогащения и обезвоживания продуктов переработки;

выход продуктов, извлечение в каждой операции, содержание полезного компонента, процентное содержание твердого в пульпе по операциям, а также объем твердого, воды и пульпы по операциям;

таблица конечных показателей переработки и режим работы основных переделов и процессов;

время флотации (в случае ее применения), температурный режим флотации, наименование, расход и точки подачи реагентов.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ
ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

18. При производстве работ по переработке минерального сырья обеспечивается наиболее полное извлечение и учет основных и попутных полезных компонентов, предотвращение сверхнормативных потерь, учет, складирование и сохранение временно неиспользуемого минерального сырья, основных и попутных компонентов, содержащихся в отходах перерабатывающего производства, а также охрана недр и окружающей среды. В необходимых случаях осуществляется экспертиза охраны недр.

19. Для обеспечения оперативного управления технологическим процессом и соблюдения заданных параметров переработки организацией на основе проектной документации по согласованию с органами Госгортехнадзора России могут составляться технологические и режимные инструкции (карты) и иная технологическая документация (далее - технологическая документация) по отдельным технологическим операциям и цепочкам процесса с учетом технологических типов, сортов и качества сырья.

Производство работ по переработке с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной и технологической документации не допускается.

20. В годовой план при наличии у пользователя недр технологического комплекса по переработке, с учетом данных опережающего геолого-технологического картирования и опробования включаются:

номенклатура основных и попутных компонентов, подлежащих извлечению в товарные продукты, нормативов их извлечения и потерь для каждой стадии технологического процесса;

объемы переработки по типам и сортам минерального сырья, содержание в них полезных компонентов и вредных примесей, выход промежуточных и товарных продуктов;

анализ потерь полезных ископаемых при переработке за предыдущий год и мероприятия по сокращению (оптимизации) их уровня;

применяемые метрологические и аналитические методы контроля за ведением технологического процесса, определением количества и качества в исходном сырье и продуктах его переработки.

21. Требования по производству работ по переработке включают: наличие в организации, осуществляющей производство работ

по переработке, работников, имеющих соответствующее высшее профессиональное образование и стаж работы в указанной области не менее трех лет;

допуск к управлению технологическими процессами переработки специалистов соответствующего профиля;

аттестацию в установленном порядке работников организации на знание требований стандартов (норм, правил) в области производимых работ и охраны недр;

метрологическое обслуживание используемых приборов и инструментов;

наличие системы контроля за качеством работ по переработке, включая соответствующее положение, согласованное с органами Госгортехнадзора России;

производство ответственных работ работниками, имеющими стаж работы в соответствующей области переработки не менее трех лет.

22. Руководитель службы контроля за качеством работ по переработке обеспечивает:

ежегодное планирование работ;

проведение проверок соответствия фактического производства работ проектной документации;

участие в разработке плана мероприятий по рациональному и комплексному использованию минерального сырья, охране недр и окружающей среды;

участие в приемке работ, выполняемых сторонними организациями на договорной основе;

передачу геологической, маркшейдерской и иной документации постоянного хранения правопреемникам реорганизуемых организаций, а при ликвидации организаций - в соответствующий государственный или муниципальный архив по акту;

доведение до руководителей подразделений организаций обязательных для исполнения указаний по вопросам обеспечения качества работ по переработке, а также по устранению нарушений требований законодательства по охране недр и окружающей среды, проектной документации;

браковку работ, выполненных с отступлениями от проектной документации;

организацию подготовки и аттестации работников организации в области охраны недр;

внедрение в производство работ по переработке новейших достижений науки и техники;

доведение до сведения работников организации информации об изменении установленных требований в области переработки и охраны недр;

совершенствование качества переработки на основе внедрения прогрессивных технологий;

внесение руководителю организации предложений о проведении мероприятий по охране недр, устранению нарушений, установленных требованиями, поощрении работников организации за охрану недр и высокое качество работ по переработке.

23. Руководитель службы контроля за качеством работ по переработке подчиняется непосредственно руководителю организации.

24. При переработке оборудование с техническими неисправностями, представляющими угрозу для здоровья и жизни людей, обусловливающими рост потерь полезных компонентов с отходами переработки, не допускается.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, УЧЕТ И НОРМИРОВАНИЕ ПОТЕРЬ
ПОЛЕЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ

25. Максимально допустимое содержание основных и попутных полезных компонентов в отходах переработки (нормативы потерь) обосновывается и уточняется проектной документацией и устанавливается не выше минимального промышленного содержания основных и попутных компонентов в балансовых запасах разрабатываемого месторождения. Объемы основных и попутных компонентов, потерянные в отчетном периоде с отходами переработки, превышающие установленные нормативы потерь, относятся к сверхнормативным потерям.

26. При пользовании недрами обеспечивается безопасность для жизни и здоровья населения, охрана атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей среды, зданий и сооружений, а также сохранность заповедников, памятников природы, истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

27. При пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и выполнением природоохранных мероприятий.

При выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию в установленном порядке вносятся необходимые изменения.

28.Техническое совершенствование системы контроля качества основывается на повышении уровня автоматизации и компьютеризации, достоверности получаемой о технологических процессах информации, оперативности принятия решений по оптимизации технологических режимов.

29. Размещение мест отбора проб при переработке, приводящее к снижению достоверности получаемой информации, не допускается.

Определение количества исходного сырья, поступающего для переработки, осуществляется взвешиванием.

30. Документация по учету перерабатываемого минерального сырья включает заполняемые формы федерального государственного статистического наблюдения, товарные и технологические балансы продуктов переработки, иные отчетные формы, утвержденные пользователем недр.

31. Рекомендации по составлению балансов продуктов переработки минерального сырья:

балансы продуктов переработки (технологический и товарный) составляются за смену, сутки, месяц, квартал и год и содержат качественные и количественные данные о работе перерабатывающего производства или его секций и переделов;

критерием правильности составления товарного баланса является малая величина (2 - 3 %) его расхождения с технологическим балансом или разности между массами полезного компонента, поступившего и вышедшего за пределы перерабатывающего производства в учтенных продуктах, а также расхождения (невязки) товарного баланса менее чем 3 месяца подряд;

в пределах расхождения (невязки), в зависимости от знака, полезный компонент распределяется между продуктами: избыток относится на повышение содержания в исходной руде, недостаток корректируется пропорциональным изменением содержания его в исходной руде (снижением) и в отвальных хвостах (повышением);

распределение расхождения (невязки) товарного баланса производится для месячных балансов.

32. Итоговые данные за год о фактическом использовании минерального сырья при его переработке отражаются в установленных формах федерального государственного статистического наблюдения.

33. Пересчет нормативов потерь в соответствии с параметрами качества исходного минерального сырья при изменении его качества на в пределах одного и того же вида (сорта) не производится. При значительном изменении качества сырья, приводящем к изменению вида (сорта), а также при существенном изменении экономических условий переработки (изменение конъюнктуры цен на продукцию переработки, ее себестоимости и др.) производится перерасчет нормативов потерь в соответствии с технико-экономическим обоснованием. При необходимости осуществляется экспертиза охраны недр.

34. Нормированию подлежат потери на всех стадиях переработки.

Механические виды потерь, включая потери при транспортировании до потребителя, не нормируются и относятся к сверхнормативным потерям.

35. Сверхнормативные потери определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь по полезным компонентам и технологическим сортам.

36. Организация по переработке при образовании сверхнормативных потерь разрабатывает и осуществляет мероприятия по их недопущению в дальнейшем.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

37. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по переработке минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр, охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, непригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.*

Государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр, государственный контроль в пределах своей компетенции за рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы Госгортехнадзора России.**

* Статья 49 Закона Российской Федерации «О недрах».

** Подпункт 2 пункта 4 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России.