Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 52111-2003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на велосипеды. седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.

Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765 и специальные велосипеды: грузовые, тандемы.

 Скачать PDF

Переиздание. Октябрь 2006 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Классификация, основные параметры и размеры

5 Общие технические требования

6 Требования безопасности

7 Правила приемки

8 Методы испытаний

9 Транспортирование и хранение

10 Указания по эксплуатации и гарантии изготовителя

Приложение А Воздействующие факторы при испытаниях велосипедов

Приложение Б Определение коэффициента трения сцепления

Приложение В Метод получения оптимальной прямой и прямых допускаемых предельных отклонений ± 20 % при испытании зависимости силы торможения от усилия, прикладываемого к педали в ножном тормозе

 
Дата введения01.01.2004
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.2014
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

10.07.2003УтвержденГосстандарт России243-ст
РазработанРГАФК
РазработанАНО ЦИ СПОРТ ТЕСТ
РазработанВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2005 г.
ИзданСтандартинформ2006 г.
ИзданИПК Издательство стандартов2003 г.

Bicycles. General specifications

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЕЛОСИПЕДЫ

Общие технические условия

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2006

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Российской государственной академией физической культуры (РГЛФК), Автономной некоммерческой организацией «Центр испытаний «СПОРТ ТЕСТ* (АНО «ЦИ «СПОРТ ТЕСТ*). Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 356 «Велосипеды»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постано&тением Госстандарта России от 10 июля 2003 г. № 243-ст

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2006 г.

© ИПК Издательство стандартов, 2003 © Стандартинформ, 2006

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 52111-2003

Содержание

1    Область применения....................................................... 1

2    Нормативные ссылки...................................................... 1

3    Определения............................................................. 1

4    Классификация, основные параметры    и    размеры................................. 2

5    Общие технические требования.............................................. 3

6    Требования безопасности................................................... 4

7    Правила приемки......................................................... 9

8    Методы испытаний........................................................10

9    Транспортирование и хранение...............................................24

10    Указания по эксплуатации и гарантии изготовителя...............................24

Приложение Л Воздействующие факторы при испытаниях велосипедов..................25

Приложение Б Определение коэффициента трения сцепления.........................28

Приложение В Метод получения оптимальной прямой и прямых допускаемых предельных

отклонений ±20 % при испытании зависимости силы торможения от усилия, прикладываемого к педали    в    ножном тормозе.........................29

III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕЛОСИПЕДЫ Общие технические условии

Bicycles. General specifications

Дата введения 2004—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на велосипеды, седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.

Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765 и специальные велосипеды: трутовые, тандемы.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

ГОСТ 28765-90 (ИСО 8098—89) Велосипеды дтя детей младшего возраста. Требования безопасности

ГОСТ 29235-91 (ИСО 6742-2—85) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требования

ГОСТ Р 51121— 97* Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования

3    Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

3.1    траисиортый велосипед: Велосипед, предназначенный для передвижения, туризма.

3.2    байсикл-мото-экстрим (ВМХ): Велосипед, предназначенный для соревнований по специальным трассам с препятствиями.

3.3    велокросс: Соревнования по пересеченной местности на заданную дистанцию.

3.4    велоспорт в зале: Командная игра в мяч на велосипедах (велобол).

3.5    маутгпшбайк (МТБ): велосипед, предназначенный для соревнований по лесным, палевым, горным тропам с грунтовой или песчаной почвой.

3.5    трек: Замкнутая трасса с наклонной поверхностью со специальным твердым однородным покрытием.

3.7    триал: Соревнования по фигурной езде с преодолением препятствий на велосипеде по заданной программе с элементами акробатики.

3.8    база: Расстояние между осями колес велосипеда.

* С I декабря 2004 г. отменен без замены.

Икание официальное

3.9    вилка (передам и задняя): Узел или элемент рамы велосипеда, предназначенный для установки колес.

3.10    вынос руля: Деталь конструкции угла рулевого управления, обеспечивающая надежное соединение руля со стержнем руля.

3.11    каретка: Составная часть велосипеда, передающая усилие педалирования на ведущее колесо.

3.12    кривошип: Шатуны, смонтированные с валом каретки велосипеда.

3.13    переключатель передач (передний, загний): Устройство для изменения передаточного отношения.

3.14    седюдержатель (подседельный ипырь): стержень, на который устанавливается седло.

3.15    трещотка: Составная часть бестормозной втулки заднего колеса, обеспечивающая рабочий и свободный ход втулки.

3.16    туклипс: Составная часть педали для фиксации стопы.

4 Классификация, основные параметры и размеры

4.1    Велосипеды подразделяют на следующие типы: транспортные:

-    для взрослых,

-для подростков, масса снаряженного велосипедиста не более 50 кг.

-    для младших школьников, масса снаряженного велосипедиста не более 40 кг; спортивные (по дисциплинам велосипедного спорта):

-    для гонок на треке.

-    для гонок на шоссе,

-    маунтинбайк (МТБ),

-    байсикл-мото-экстрнм (ВМХ),

-    для триала,

-    для велокросса.

-    для велоспорта в зале, специальные.

4.2    Велосипеды по показателям качества разделяют на четыре класса, указанные в таблице I.

Таблица 1 — Классификация велосипедов

Класс не лоси пела

Обожачение

Рекомендован для неполно нация

Высший

В

Соревнования

Первый

1

Соревнования, спортивная подготовка

Второй

2

Спортивная подготовка, велотуризм

Третий

3

Транспортное средство для населения

4.3 Основные параметры и размеры велосипедов должны соответствовать указанным на рисунке 1.

ГОСТ Р 52111-2003

н

Габаритные размеры: длина EF— нс более 1,9 м,

ширина — не более 0,55 м, для ВМХ — не более 0,74 м.

Расстояния:

между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки /. и поверхностью земли D — нс менее 0,2 м и нс более 0,3 м;

между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось переднего колеса В — 0,43 - 0,75 м;

между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось и заднего колеса С — 0,25 - 0,55 м;

между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла // и ось кареткн А — не менее 0,05 м за кареткой, кроме спортивных велосипедов дтя гонок на треке. Для спортивных велосипедов для гонок на треке это расстояние может быть равно нулю; между внутренними краями наконечников: передней вилки — не более 0,105 м, задней вилки — не более 0,135 м;

вертикальная линия, проведенная через любую точку руля велосипеда G. не должна находиться перед вертикальной линией, проходящей через ось переднего колеса В, на расстоянии более 0,15 м.

Диаметр колес велосипедов, кроме спортивных ВМХ, должен быть не менее 0,49 м и не более 0,7 м, включая шину. У спортивных велосипедов ВМХ диаметр колес должен быть не менее 0,49 м и не более 0.5 м.

Диаметр колес транспортных велосипедов для младших школьников должен быть нс менее 0,3 м, для подростков — не менее 0,4 .

5 Общие технические требования

Велосипеды должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и комплекта нормативных документов (далее — НД) на велосипеды конкретных моделей.

3

5.1    Комплектность

5.1.1    Каждый велосипед должен быль снабжен документацией, содержащей информацию для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51121, в том числе:

паспортом, включающим:

-    наименование предприятия-изготовителя или сборщика велосипеда, его полный адрес, телефон, факс и другие средства связи;

-    тип и класс велосипеда, заводской порядковый номер (при отсутствии информации о типе и классе велосипед относят к типу транспортный и классу 3);

-    дату изготовления;

-    размеры шины (трубки), рекомендации по рабочему давлению в камере в зависимости от условий эксплуатации;

-    информацию о сертификации;

-    рекомендации по использованию;

-    гарантийные обязательства:

инструкцией но эксплуатации, содержащей:

-    рекомендации по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию с указанием значений рекомендуемых моментов затяжки резьбовых соединений;

-    рекомендации по эксплуатации, связанной с повышенным риском получения травм (при необходимости), в том числе рекомендации по подбору высоты рамы велосипеда так. чтобы горизонтальная часть рамы перед седлом свободно помешалась между ногами велосипедиста, стоящего на земле;

-    указания по техническому обслуживанию велосипеда (сроки обслуживания, давление в шинах, рекомендации по смазке основных углов и регулированию тормозов);

-    комплектность.

5.1.2    В комплект поставки велосипедов, предназначенных для гонок на треке, не должны входить тормоза, трещотки, переключатели передач, если иное нс предусмотрено условиями соревнований.

5.2    Маркировка

Маркировка — по ГОСТ Р 51121.

На раму велосипеда должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер и класс велосипеда. При отсутствии маркировки класса велосипеда на раме велосипед относят к третьему классу.

5.3    Упаковка

Упаковка и консервация должны обеспечивать сохранность велосипедов во время транспортирования и предпродажного хранения.

6 Требования безопасности

6.1    Общие

6.1.1    Смазка подвижных соединений велосипеда должна обеспечивать их нормальную работу при всех условиях эксплуатации.

6.1.2    Выступающие части велосипеда, которые могут соприкасаться с руками, ногами и дру-гими частями тела велосипедиста в процессе езды и технического обслуживания велосипеда, должны быть безопасными.

Все открытые выступы длиной более 8 мм должны иметь радиус закругления нс менее 6 мм. Торцевой размер конца открытого выступа: наибольший — 13 мм, наименьший — 3 мм. Не допускается наличие выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии не менее 300 мм, за исключением прикрепленных к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6.5 мм и тросовых зажимов, изготоатенных из материала толщиной не более 5 мм.

6.1.3    После пробега велосипеда, заданного в сопроводительной документации изготовителя, не допускается ослабление затяжки резьбовых крепежных соединений.

6.1.4    После испытаний полностью собранного велосипеда по 8.7, 8.9 он должен сохранять работоспособное состояние. Остаточные деформации в системах и узлах не допускаются.

6.2 Тормозная система

6.2.1 Все типы велосипедов (кроме спортивных для гонок на треке) должны быть оснащены одной или двумя тормозными системами (передним и задним тормозами). При наличии одной

4

ГОСТ Р 52111-2003

тормозной системы она должна воздействовать на заднее колесо. При наличии двух тормозных систем одна из них должна воздействовать на переднее колесо, другая — на заднее.

6.2.2 Ручной тормоз

6.2.2.1 Наибольший размер между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля) d (рисунок 2) — 90 мм. на участке между точками А и В — 90 мм. между точками В и С— 100 мм.

Тормозная система должна работать без заеданий. Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке и регулировании тормозной системы.

После снятия приложенного к приводу тормоза усилия тормоз должен растормозиться и все элементы тормозной системы должны возвратиться в исходное положение.

6.2.2.2 После испытания по 8.1.1 не должно быть неисправностей в узле фрикционной тормозной колодки, а тормозная система должна соответствовать требованиям 6.2.5.

6.2.3    Регулирование тормозов

От ре гул и рова иная по 6.2.2.1 тормозная система (в том числе с учетом износа) должна находиться в работоспособном состоянии до степени и зноса тормозных колодок, указанной в инструкции по эксатуатации на конкретный велосипед.

Отрегулированная тормозная колодка не должна соприкасаться с другими поверхностями, кроме поверхности, предназначенной для торможения.

Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное прилегание тормозных колодок к колесу.

6.2.4    Ножной тормоз

Тормоз должен приводиться в действие ногой велосипедиста, приложением усилия к педали в направлении, противоположном движению. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода и его регулирования. Наибольший угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60’. Угол измеряют при приложении крутяшего момента 14 Н м к шатуну, находящемуся в его крайних положениях.

6.2.5    Прочность тормозной системы

Тормозная система, отрегулированная в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкрет-

5

но го велосипеда, после испытаний по 8.1.2.1 и 8.1.2.2 не должна иметь неисправностей, также не должно быть нарушений регулировании.

При испытании по 8.1.3.6 тормозной путь по сухому покрытию при скорости 7 м/с (25,2 км/ч) не должен превышать 7 м. С увлажненными тормозами при скорости 4,5 м/с (16,2 км/ч) тормозной путь нс должен превышать 9 м.

Примечание — Тормозной путь 7 м включает погрешность реакции велосипедиста и погрешности измерительных приборов и может быть пересмотрен в соответствии с результатами испытаний.

6.2.6 При испытании по 8.1.2.2 усилие торможении должно быть прямо пропорционально ±20 % усилию, прилагаемому к педали, в пределах от 90 до 300 Н; при приложении к педали нагрузки 300 И усилие торможения должно быть не менее 150 Н.

6.3 Рулевое управление

6.3.1    Руль

Ширина руля должна быть от 350 до 700 мм. Расстояние по вертикали между верхними частями ручек руля, находящимися в самом высоком положении, и опорной поверхностью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть нс более 400 мм.

На концах руля должны быть ручки или заглушки, выдерживающие силу стягивания не менее 70 Н.

6.3.2    Стержень руля

На стержне руля должна быть несмываемая метка или насечка (далее — метка ввода), указывающая минимальную глубину его ввода в стержень вилки. Метка ввода должна быть расположена: на велосипедах для взрослых — на расстоянии не менее 60 мм от нижнего конца стержня руля, на велосипедах для подростков и младших школьников — на расстоянии не менее 50 мм. Ниже метки ввода должен оставаться участок цилиндрического тела стержня длиной не менее одного диаметра стержня. Метка ввода не должна уменьшать прочность стержня руля.

6.3.3    Затяжной болт для стержня руля

Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов стержня руля должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50 %.

6.3.4    Устойчивость рулевого упраатения

Узел «руль — передняя вилка* должен обеспечивать поворот переднего колеса на угол нс менее 60" в обе стороны от продольной оси велосипеда. При этом наименьшее расстояние между колесом велосипеда и какой-либо деталью педали, находящейся в любом положении, должно быть не менее 89 мм.

Нс менее 25 % общей массы велосипеда и велосипедиста должно приходиться на переднее колесо при условии, что положение седла и ручек руля позволяет велосипедисту, находящемуся в седле и держащемуся за ручки, сместиться как можно дальше назад.

6.3.5    Прочность узла рулевого управления

Стержень руля нс должен разрушаться при испытаниях по 8.2.1.1 и 8.2.1.2.

После испытаний по 8.2.2 и 8.2.3 не допускаются трещины, сломы н смешение конца испытательного вала более 4 мм.

При испытании по 8.2.3 не должно происходить перемещения стержня руля относительно стержня вилки более, чем позволяют зазоры между соприкасающимися поверхностями. Такое перемещение не должно превышать 5*.

6.4    Узел «рама — передняя вилка*

На узле «рама — передняя вилка* не должно быть видимых трещин, а остаточная деформация узла, измеряемая между осями наконечников вилки и рамы, должна быть нс более 40 мм при испытаниях этого узла падающей массой (8.3.1) и свободным падением (8.3.2).

Пазы или другие средства размещения передней оси внутри передней вилки должны быть такими, чтобы при плотном прилегании оси или конусов к верхней поверхности пазов переднее колесо оставалось в плоскости симметрии вилки.

6.5    Колеса

6.5.1 Торцевое и радиальное биения колес определяют по ГОСТ 24643 при их вращении в пределах допускаемого осевого биения. Приведенные ниже допуски биения содержат максимально допустимое изменение положения обода (т. е. полное показание индикатора) полностью собранного колеса за время одного полного оборота вокруг неподвижной оси. Допускаемые радиальное и торцевое биения колес, а также смещение плоскости переднего колеса относительно плоскости заднего колеса не должны превышать значений, указанных в таблице 2 для велосипедов соответствующих классов и типов.

ГОСТ Р 52111-2003

Таблица 2 — Допускаемые отклонении параметров велосипедов

В миллиметрах

Тип велосипеда

Параметр

Значение аля класса

В

1

2

3

Спортивный: для гонок на треке

Радиальное биение колеса

0.1

0.5

2.0

X

Торцевое биение колеса

0.1

0.5

2.0

X

Смешение плоскостей колее

1,0

1.5

3.5

X

для гонок на шоссе

Радиальное биение колеса

0.2

0.7

2.0

2.5

Торцевое биение колеса

0.2

0.7

2,0

2.5

Смешение плоскостей колее

1.0

2.0

3.5

МТБ

Радиальное биение колеса

0.3

0.8

2.0

2.5

Торцевое биение колеса

0.3

0,8

2,0

2,5

Смешение плоскостей колее

1.0

2.0

3.5

ВМХ

Радиальное биение колеса

0.6

1.2

2.0

2.5

Торцевое биение колеса

0.6

1.2

2.0

2,5

Смешение плоскостей колее

1.0

1.5

2,5

для триала

Радиальное биение колеса

0.6

1.2

2.0

2.5

Торцевое биение колеса

0.6

1.2

2.0

2.5

Смешение плоскостей колее

1.0

2.0

3,0

для велокросса

Радиальное биение колеса

0.6

1.2

2.0

2.5

Торцевое биение колеса

0.6

1.2

2.0

2.5

Смешение плоскостей колее

1.0

2.0

3.5

для велоспорта в зале

Радиальное биение колеса

0.3

0.8

2.0

2.0

Торцевое биение колеса

0.3

0.8

2.0

2.0

Смешение плоскостей колее

1.0

1.5

3.0

Транспортный;

Радиальное биение колеса

0.6

1.5

2.0

3.0

для взрослых

Торцевое биение колеса

0.6

1.5

2.0

3.0

Смешение плоскостей колее

1.0

2.5

3.5

7.0

для подростков

Радиальное биение колеса

0.6

1.5

2.0

4.0

Торцевое биение колеса

0.6

1.5

2.0

4.0

Смешение плоскостей калсс

1.0

2.5

3,5

7,0

для младших школь-

Радиальное биение калсса

X

1.5

2.0

4.0

ников

Торцевое биение калсса

X

1.5

2,0

4.0

Смешение плоскостей калсс

X

2.5

3.5

7,0

Примечание — Знак «X* означает, что велосипед нс может быть отнесен к указанному классу; знак «—* означает отсутствие ограничений по указанному параметру. _

Примечание — Класс велосипеда (см. 4.3) определяют по худшему показателю, выявленному в процессе измерений основных параметров и размеров велосипеда или его элементов, и по результатам испытаний в соответствии с таблицами 2 и A.I.

7