ГОССТРОЙ УССР
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ, УКЛАДЫВАЕМОГО
В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ
КТ-17.0-10.11-75
Комплект карт предназначен для организации труда бригад,
занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав
бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ
при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни
индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при
разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении
рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью
инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного
года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного
расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с
«Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного
производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а
карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по
разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных
работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко,
Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.11-75
|
УСТРОЙСТВО
АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
|
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР
|
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ,
УКЛАДЫВАЕМОГО В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ
|
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ
УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
|
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2
|
ВЗАМЕН КТ-0.0
|
I.
НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве
основания
толщиной 6 см из черного
щебня, укладываемого в холодном состоянии самоходным распределителем Д-337А и тремя дорожными самоходными гладковальцовыми катками.
1.2. Показатели
производительности труда
№ п.п.
|
Наименование показателей
|
Величина показателя
|
по карте
|
по ЕНиР
|
1
|
Выработка на 1 чел.-день, м2 основания
|
187
|
146
|
2
|
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия, чел.-час.
|
4,21
|
5,48
|
Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается
за счет применения навесных распределителей щебня, увеличивающих
производительность труда по сравнению с ручной россыпью в 8 - 10 раз, рационального размещения исполнителей. Производительность труда возросла на 28 %.
II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЕГО
ВЫПОЛНЕНИЯ
2.1. Основание под черный щебень, укладываемый в холодном состоянии, должно
быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка черного щебня в дождь или на
мокрое и загрязненное основание не
допускается.
2.2. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала
укладки черного щебня по основанию равномерно (без пропусков) разливают жидкий
битум классов СГ или МГ
любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или
эмульсию в количестве 1 - 1,5 л/м2. Новые незагрязненные основания,
устроенные с применением органических вяжущих, вяжущими не обрабатывают.
2.3. Холодный черный щебень следует использовать только при
положительных температурах воздуха: весной не ниже +5 °С и осенью за 15 - 20 дней до спада среднесуточных температур ниже +10 °С.
2.4. Основания из холодного черного щебня требуют
дополнительного ухода и уплотнения под движением (необходимо регулировать
движение автомобилей и осуществлять подкатку и мелкий ремонт в течение 15 - 20 дней при сухой теплой погоде и достаточной
интенсивности движения не менее 500 авт./сутки).
2.5. Для перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с металлическим
кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания к ним щебня
предварительно обрабатывают мазутом или нефтью
с помощью специальных распылителей или вручную.
2.6. Перед укладкой щебня проверяют наличие паспорта на
холодный черный щебень, в котором указаны вид щебня, время отправки и
количество.
2.7. Холодный черный щебень вывозят на место работ раздельно
по фракциям.
2.8. Скорость катков в начале уплотнения рекомендуется в
пределах 1,5 - 2 км/ч,
а после 5 - 6 проходов по одному следу
ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических
шинах - 5 - 8 км/ч.
2.9. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства
работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
III.
ИСПОЛНИТЕЛИ И ОРУДИЯ ТРУДА
3.1. Состав исполнителей:
Машинист самоходного
распределителя щебня Д-337А 5 разр. (М-1) - 1
Машинист легкого катка 5 » (М-2) - 1
Машинист тяжелого катка 5 » (М-3, М-4) - 2
Асфальтобетонщик 5 » (А-1) - 1
» 4 » (А-2) - 1
» 3 » (А-3, А-4) - 2
» 2 » (А-5, А-6) - 2
Дорожный рабочий 1 » (Д-1) - 1
3.2. Машины,
инструменты, приспособления, инвентарь
№ п.п.
|
Наименование
|
ГОСТ, № чертежа
|
Количество, шт.
|
1
|
Самоходный распределитель щебня Д-337А
|
СТУ 76-1474-64
|
1
|
2
|
Распределитель каменной мелочи Д-336
|
СТУ 76-1472-63
|
1
|
3
|
Каток дорожный самоходный массой 10 - 12 т
|
ГОСТ 5576-74
|
2
|
4
|
То же, массой 5 т
|
ГОСТ 5576-74
|
1
|
5
|
Жаровня передвижная
|
-
|
1
|
6
|
Гладилка
|
-
|
2
|
7
|
Утюг металлический
|
-
|
1
|
8
|
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л
|
СТУ 82-277-62
|
1
|
9
|
Брусья упорные из древесины хвойных пород (при необходимости)
|
ГОСТ
9685-61*
|
70 - 100 м
|
10
|
Костыль металлический
|
-
|
50 - 60
|
11
|
Грабли металлические
|
-
|
1
|
12
|
Лейка
|
-
|
2
|
13
|
Лопата стальная строительная
|
ГОСТ 3620-63
|
4
|
14
|
Кувалда кузнечная тупоносая
|
ГОСТ
11401-65*
|
2
|
15
|
Шаблон с уровнем
|
-
|
1
|
16
|
Линейка металлическая измерительная
|
ГОСТ
427-75
|
1
|
17
|
Ведро
|
-
|
1
|
18
|
Рейка металлическая
|
-
|
1
|
19
|
Проволочная щетка (метла)
|
-
|
1
|
3.3. Расход материалов
на устройство 1000 м2 основания
толщиной 6 см из черного
щебня, укладываемого в холодном состоянии:
Щебень черный 20 (25) - 40 мм по СНиП IV-45.....................................
Щебень черный 10 - 20 (25) мм................................................................
Битум жидкий............................................................................................. 0,72 »
1 Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом
2,5 - 2,9 т/м3 (в
числителе) и 3 т/м3 и
более (в знаменателе).
IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
4.1. При устройстве основания из черного щебня, укладываемого в
холодном состоянии, выполняются следующие операции: подготовка основания;
устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);
транспортировка черного щебня; распределение по основанию основного слоя щебня
(20 - 40 мм); первая предварительная укатка
основного слоя; расклинивание верхней части
основного слоя мелким щебнем 10 - 20 мм; окончательная укатка покрытия.
4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.
4.3. Организация рабочего места
М-1 - М-4; А-1 - А-6, Д-1 - места нахождения
рабочих; 1 - автосамосвал; 2 - самоходный распределитель щебня Д-337А; 3 - легкий каток; 4 - автосамосвал
с навесным распределителем щебня; 5 - тяжелый
каток; 6 - механическая
щетка.
4.4. График трудового процесса
V.
ПРИЕМЫ ТРУДА
№ п.п.
|
Наименование операций, их продолжительность, исполнители и орудия труда
|
Характеристика приемов
труда
|
1
|
Подноска и установка боковых упоров;
23 мин;
А-3, А-5;
брусья упорные с комплектом костылей, шнур льнопеньковый крученый, лопата
стальная строительная, кувалда кузнечная тупоносая
|
А-3 и А-5 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их
к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по
кромке натягивают шнур. Устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их
костылями, которые забивают в основание
|
2
|
Прием щебня 20 - 25 (40) мм и его распределение;
7 мин;
А-3, М-1;
лопата стальная строительная
|
А-3 подает сигнал на подход автосамосвала, доставляющего щебень;
находясь у приемного бункера распределителя, помогает выгрузке щебня, наблюдает за тем, чтобы в
бункер не попадали посторонние предметы,
могущие вызвать поломку рабочих органов распределителя щебня, подает сигнал
на отход автосамосвала, ведет учет поступающего щебня. М-1 распределителем
рассыпает и уплотняет щебень, следит за тем, чтобы он всегда был в бункере
|
3
|
Выявление дефектных мест;
10 мин;
А-1;
Линейка металлическая,
шаблон с уровнем
|
После подкатки черного щебня легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной
оси дороги несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места
|
4
|
Исправление дефектных мест;
17 мин;
А-1, А-2, А-3, А-4, А-6, Д-1;
грабли металлические,
лопата стальная
строительная
|
А-1, А-2, А-3, А-4, А-6 и Д-1
исправляют дефектные места: А-1 и А-2 слегка
взрыхляют
граблями поверхность дефектных мест. А-3, А-4, А-6, Д-1 лопатами добавляют свежую смесь на
впадинах, снимают излишки на возвышениях, заполняют щебнем образовавшиеся пустоты
на стыках двух полос после распределения щебня распределителем на всю ширину
проезжей части
|
5
|
Предварительное
уплотнение основного слоя щебня 20 (25) -
40 мм;
23 мин;
М-2
|
После проверки качества укладки основного слоя черного щебня и
исправления дефектных мест М-2 по указанию А-1 приступает к укатке уложенного
слоя. Уплотнение основного слоя щебня начинают от края проезжей части к
середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при
последующих проходах. В начале уплотнения скорость катка рекомендуется в пределах 1,5 -
4 км/ч (4 - 5 проходов по одному
следу). В результате первой (предварительной) укатки все частицы щебня
занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает, и
пористость сохраняется
|
6
|
Распределение щебня 10
- 20 (25) мм навесными распределителями;
15 мин;
А-4, А-2, А-6;
лопата стальная строительная, метла
|
Водитель автосамосвала ведет машину с навесным распределителем щебня,
а А-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным
распределением щебня (примерно 1 м3 на 100 м2). Слегка касаясь поверхности уложенного слоя, рассыпной щебень механической
щеткой наметается в пустоты первого слоя.
Щебень сначала наметают к середине, а затем - от середины к краям.
А-4 и А-6 метлами поправляют отдельные места
|
7
|
Окончательное уплотнение покрытия;
23 мин;
М-3, М-4
|
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 5. Количество проходов
тяжелого катка по одному следу примерно 10 - 12
|
8
|
Контроль качества;
5 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем, линейка металлическая
измерительная
|
А-1 (бригадир) проверяет качество
покрытия из черного щебня, качество подготовки основания и качество обработки
его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки
поверхности, кромок, ровность основания и соответствие поперечных уклонов
проектным
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность
применения карты.. 1
II. Подготовка процесса и
условия его выполнения. 1
III. Исполнители и орудия
труда. 2
IV. Технология и организация процесса. 3
V.
Приемы труда. 4
|