Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

135 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Нормативные документы, применяемые при проектировании гаражей-стоянок

Введение

1. Типологическая классификация гаражей

1.1. Размещение в городской застройке

1.2. Длительность хранения

1.3. Размещение относительно объектов другого назначения и уровня земли

1.4. Этажность

1.5. Способ междуэтажного перемещения

1.6. Организация хранения

1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения

1.8. Применение различных типов гаражей-стоянок

2. Генеральный план

3. Объемно-планировочные решения. Элементы объемно-планировочной структуры и их параметры.

3.1. Зона хранения автомобилей

3.2. Зона перемещения автомобилей по вертикали

3.3. Помещения постов косметической мойки, технического осмотра и мелкого технического ремонта

3.4. Помещения инженерного обеспечения и служб эксплуатации

4. Основные противопожарные требования

5. Конструктивные системы зданий и их элементы

6. Конструкции и тип полов

7. Инженерные системы и оборудование

7.1.Электроснабжение. Защитные меры безопасности

7.2.Отопление, вентиляция, противодымная защита

7.3. Автоматическое пожаротушение

7.4. Связь и сигнализация

7.5. Водоснабжение и канализация

8. Приложения. Проекты гаражей-стоянок для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам

1. Многоэтажный подземно-надземный гараж-стоянка на 339 м/м. Беломорская ул., вл. 36

2. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 422 м/м. Пересечение Элеваторной и Касимовской

3. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 200 м/м. П/з Бирюлево, 28а

4. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 250 м/м. Типовое решение

5. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 408 м/м. Северное Бутово

6. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка со скатными перекрытиями на 450 м/м. Сеславинская улица

7. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 593 м/м. Сиреневый бульвар, вл. 80

8. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 508 м/м. Алтуфьевское шоссе, 81

9. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 500 м/м. Новоясеневский проспект

10. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 370 м/м. Новохохловская ул., 25

11. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 300 м/м. Зубарев пер., 15

12. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 283 м/м. Улица Клязьминская, вл. 6

13. Многоэтажный надземный открытый гараж-стоянка на 556 м/м. Люблинские поля, мкр. 2а

14. Многоэтажный надземный открытый гараж-стоянка на 500 м/м. 3-я парковая ул., 53

15. Многоэтажный надземный открытый надстроенный гараж-стоянка на 300 м/м. Варшавское шоссе, 152, вл. 8

16. Двухэтажный закрытый надстраиваемый гараж-стоянка на 38 м/м. Типовое решение

17. Автоматизированный многоэтажный закрытый гараж-стоянка на 20 м/м. Скаковая ул., 17

18. Автоматизированный многоэтажный закрытый гараж-стоянка элеваторного типа на 18 м/м. Типовое решение

19. Автоматизированный гараж-стоянка на 238 м/м. Типовое решение

20. Многоэтажный трехсекционный жилой дом с полуподземным гаражем на 54 м/м. г. Мытищи

21. Четырехэтажная восьмиквартирная жилая блок -секция с гаражами в цокольном этаже г. Мытищи, Ульяновская ул.

22. Подземный гараж-стоянка на 309 м/м. Северное Бутово, мкр. 5

23. Двухэтажный полуподземный гараж-стоянка на 236 м/м. Воронежская улица

24. Многоэтажный подземный гараж-стоянка на 300 м/м. Северное Бутово, мкр. 2, ул. Куликовская

25. Многоэтажный подземный гараж-стоянка на 220 м/м. Улица Академика Королева, 8

26. Двухэтажный подземный гараж-стоянкана 204 м/м. Рублевское шоссе, 34

27. Подземный двухэтажный гараж-стоянка на 100 м/м. Фили-Кунцево, 2

 
Дата введения01.01.1998
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.01.1998УтвержденАО ЦНИИпромзданий
РазработанАО ЦНИИпромзданий
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АО ЦНИИПРОМЗДАНИЙ

ГАРАЖИ-СТОЯНКИ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МОСКВА 1998 г.

АО ЦНИИЛРОМЗДАНИЙ

ГАРАЖИ-СТОЯНКИ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МОСКВА 1998 г.

10

- машино-место в подземном одноэтажном или многоэтажном

гараже-стоянке    -13,0 - 18,0.

Как видно из приведенных выше показателей, себестоимость машиноместа зависит от выбранных заказчиком-инвестором типа сооружения и его эксштуатавдонных характеристик. Проведя маркетинговые исследования в районе предполагаемого строительства заказчик-инвестор определяет оптимальные для реализации вместимость, тип, эксплуатационные характеристики, применяемые строительные конструкции и материалы, которые в основном и формируют будущую стоимость возведения здания и себестоимость машино-места. Дальнейшее снижение стоимости строительства в рамках выбранных характеристик гаража-стоянки возможно за счет разработки оптимального проектного решения с учетом градостроительной ситуации, формы и характеристики отведенного участка, существующей транспортной схемы, условий подключения к инженерным коммуникациям, экологической ситуации и т. д.

Наиболее важным критерием оценки проектного решения в аспекте снижения себестоимости является удельный показатель общей площади, приходящийся на одно машино-место.

11

1. Типологическая классификация гаражей-стоянок.

- По размещению в городской застройке

Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, классифицируются по ряду общих признаков:

-    По длительности хранения

-    По размещению относительно объектов другого назначения

в зоне объектов общегородского значения (общественные, спортивные, культурные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и др.); в коммунальных и других нежилых зонах; в жилой зоне, в том числе: районные, внутриквартальные, дворовые; в зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты).

постоянное хранение; временное хранение; сезонное хранение;

-    По размещению относительно уровня земли

-    По этажности

-    По способу междуэтажного перемещения

-    По организации хранения

отдельно стоящие; пристроенные; встроенные; комбинированные;

надземные;

подземные;

комбинированные;

одноэтажные;

многоэтажные;

рамповые;

механизированные;

автоматизированные;

манежные;

боксовые;

ячейковые;

-    По типу ограждающих конструкций

-    По условиям хранения

комбинированные;

закрытые;

открытые;

комбинированные;

неотапливаемые;

отапливаемые;

комбинированные;

12

1.1. Размещение в городской застройке

Размещение гаражей-стоянок на территории города осуществляется в соответствии с потребностью и возможностью, обусловленными конкретными градостроительными условиями, с учетом требований к охране окружающей среды, согласно действующим нормативным документам (п. 2.1 МГСН 5.01.94).

В структуре городской застройки гаражи-стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают:

-    в зонах расположения объектов массового посещения (общественные, культурные, спортивные, торговые центры, вокзалы, аэропорты ит.д.);

-    в коммунально-складских, производственных и других нежилых зонах;

-    в жилых районах (районные, внутриквартатьные, дворовые);

-    в зонах городского транспорта: площади, магистрати, улицы, проезды, транспортные развязки, мосты, линии железной дороги и метрополитена.

В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей-стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение). Как правило, такие объекты размещены в сложившейся городской застройке. В этом случае сооружение гаражей-стоянок возможно при комплексной реконструкции отдельных объектов или целых городских районов, если их размещение не было предусмотрено заранее.

При реконструкции и новом строительстве объектов массового посещения гаражи-стоянки проектируют на предобъектных площадях, на участках вдоль транзитных городских транспортных магистралей, в подземном пространстве под зданиями и сооружениями основного назначения, внутренними благоустроенными территориями и проездами.

В нежилых зонах размещают гаражи-стоянки для постоянного, временного и сезонного хранения. Для гаражей-стоянок постоянного хранения необходимо выбирать участки максимально приближенные к селитебной территории. Для сезонного хранения могут быть использованы любые участки. Гаражи-стоянки для временного хранения размещают на участках у въездов на промышленные и комлгунатьно-складские предприятия.

В нежилых зонах могут размещаться гаражи-стоянки вместимостью более 300 машино-мест, при этом не возникает затруднений обеспечения санитарных разрывов Вместе с тем необходимо выполнение требования по обеспечению 10-ти минутной пешеходной доступности.

С точки зрения выбора вместимости, этажности и других типологических характеристик будущего гаража стоянки, размещаемого в нежилой зоне города, целесообразно принимать решения, позволяющие в результате иметь

13

наиболее низкую цену, т. к. удаление от жилых зданий снижает их конкурентоспособность при реализации.

Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи-стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф.

Наряду со строительством отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок внутри жилых кварталов и жилых групп, необходимо, как при новом строительстве, так и при реконструкции, проектировать внутриквартальные и дворовые подземные и полуподземные гаражи-стоянки под жилыми домами, дворовыми территориями, спортивно-игровыми площадками, проездами. Проектирование и строительство таких гаражей-стоянок наиболее сложно, так как оно органически связано с проектированием жилых домов и организацией дворовых территорий.

В соответствии с п. 4.4. МГСН 1.01-97, обеспеченность местами хранения автомобилей в гаражах-стоянках на жилых территориях принимается из расчета 300 машино-мест на 1000 жителей с размещением их на расстоянии:

-    для центрального ядра и исторических зон - не более 1500 метров;

-    для жилых территорий с малоэтажной застройкой низкой интенсивности - не более 200 метров;

-    для остальных жилых территорий - не более 800 метров.

На участках жилой и смешанной застройки следует выбирать тип гаража-стоянки, соответствующий типу' жилой застройки. Для хранения легковых автомобилей постоянного населения следует предусматривать организацию гаражей-стоянок в соответствии с таблицами 1, 2 Приложение 3 МГСН 1.01-97.

Устройство подземных гаражей-стоянок на придомовой территории допускается под проездами, открытыми автостоянками, игровыми и спортивными площадками с применением мероприятий, обеспечивающих снижение концентрации вредных выбросов до уровня, установленного санитарными нормами (СанПиН № 49-46-89).

В застройке высокой плотности при "радикальной" реконструкции и строительстве на незастроенных территориях целесообразно предусматривать возведение новых жилых зданий исключительно с

14

устройством подземных гаражей-стоянок не менее чем на двух подземных уровнях.

В исторической застройке в условиях "бережной" реконструкции количество размещаемых гаражей-стоянок определяется конкретной ситуацией. В этом случае при размещении гаражей-стоянок под жилыми зданиями, в соответствии с п. 4.12. МГСН 1.01-97, допускается ненормированный разрыв от въезда-выезда до окон помещений при выполнении дополнительных требований (козырек, огнеупорные конструкции, регламентация режима функционирования).

Зона городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты, линии метрополитена и железной дороги, а также полосы отвода вдоль них) пронизывает все другие функциональные зоны города. В настоящее время в г. Москве ведется активная реконструкция транспортных артерий города. В этих условиях целесообразно размещение под ними или вдоль них гаражей-стоянок, как временного, так и постоянного хранения.

С эксплуатационной точки зрения подземная автостоянка, организованная непосредственно под проезжей частью улицы или площади - очень удобна. Однако, ее устройство непосредственно под проезжей частью, рассчитанной на движение всех видов городского наземного транспорта, приводит к большим дополнительным затратам на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти затраты более оправданы при наличии не одного, а нескольких подземных ярусов. G другой стороны, при увеличении числа подземных ярусов более двух, резко увеличиваются затраты, связанные с условиями производства работ. Следует также учитывать, что при размещении автостоянки под проезжей частью устройство въездных и выездных рамп не должно приводить к местному снижению пропускной способности последней.

Недостаточно реализовано в г. Москве размещение автостоянок в подходах к городским мостам или совмещение их с транспортными развязками в нескольких уровнях. Такое решение целесообразно, если въезд машин на стоянку и выезд возможен без задержки основного транспортного потока. Под подходами к городским мостам можно встраивать вместо земляной насыпи автостоянка! вместимостью порядка 100 мест с каждой стороны моста, располагая их в два уровня. Обычная высота подходов к мосту (определяемая минимальным подмостовым габаритом для проезда транспорта - 4,5 метра), небольшие уклоны проезжей части (обычно 0,5%) и значительная ее ширина (14 метров и более) позволяют получить длину стоянки в нижнем ярусе до 60-ти метров и в верхнем до 30-ти метров.

Особое значение организация хранения автомобилей под транспортными магистралями, мостами и транспортными развязками приобретает при проектировании и строительстве новой кольцевой дороги в г. Москве.

15

1.2. Длительность хранения.

В практике гаражного строительства для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в г. Москве активно реализуются гаражи-стоянки постоянного, временного и сезонного хранения.

Постоянное (круглосуточное) хранение индивидуальных автомобилей должно быть организованно у мест постоянного проживания владельцев в пешеходной доступности. При проектировании гаражей-стоянок для постоянного хранения необходимо определить количество и класс индивидуальных автомобилей, принадлежащих будущим владельцам машино-мест, что позволит более точно выбрать вместимость, условия хранения, параметры основных элементов объемно-планировочной структуры проектируемого гаража-стоянки.

Гаражи-стоянки для временного хранения, как правило, размещаются у мест массового посещения. В гаражах этого типа необходимо обеспечение облегченных условий въезда и постановки автомобиля на стоянку и быстрого и беспрепятственного выезда. Кроме того, в гаражах-стоянках временного хранения необходимо предусматривать возможность размещения разномарочных и разногабаритных машин.

Сезонное хранение предусматривается в пунктах сезонной эксплуатации, например, у объектов летнего или зимнего отдыха или же для тех автомобилей, которые не имеют постоянных мест хранения, не используются круглогодично и в течение холодного времени года могут содержаться на специатьных базах консервации, преимущественно в коммунально-складских зонах.

1.3. Размещение относительно объектов другого назначения

и уровня земли.

По размещению относительно объектов другого назначения гаражи-стоянки подразделяются на:

-    отдельно стоящие;

-    встроенные;

-    пристроенные;

-    комбинированные.

По отношению уровня основных помещений гаража-стоянки к средней отметке поверхности земли различают:    надземные,    подземные,

полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются гаражи-стоянки, полностью заглубленные в грунт, полуподземными - пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м.

Отдельно стоящие гаражи-стоянки проектируют надземными, надземноподземными и подземными.

16

При определении размеров земельного участка отдельно стоящего гаража-стоянки необходимо руководствоваться таблицей 2 Приложения 3 МГСН 1.01-97.

При проектировании отдельно расположенных гаражей-стоянок необходимо учитывать действующие нормативы, регламентирующие расстояния от собственно гаража-стоянки, вентиляционных шахт, въездов в гаражи и выездов из них до объектов застройки другого назначения. (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97).

Отдельно стоящие подземные и полуподземные гаражи-стоянки могут быть размещены под площадями, мостами, транспортными развязками, улицами, скверами, спортивными и спортивно-игровыми площадками, дворовыми территориями и т.д.

Расстояния от подземных и полуподземных (без окон) гаражей до жилых домов, гостиниц, общественных и административных здании в нормативных документах не лимитируются. Однако при этом сохраняются определенные размеры санитарных разрывов от мест выделений вредных выбросов и источников шума.

Расстояние от подземного или надземного механизированного иди автоматизированного гаража-стоянки до объектов другого назначения не лимитируется при условии обеспечения шумо- и виброзащиты.

Пристроенные гаражи-стоянки временного иди постоянного хранения, могут быть также надземными, надземно-подземными и подземными. Надземные гаражи-стоянки пристраивают к торцам жилых и общественных зданий, не имеющим оконных проемов. При этом размещение въездов-выездов в гараж-стоянку, вентиляционных шахт, светопроемов проектируют также в соответствии с таблицей 1 Приложения 3 МГСН 1.01-97.

Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи допускается размещать в подземных, цокольных и первых этажах многоэтажных общественных зданий. В жнтых домах гаражи-стоянки должны, как правило, устраиваться подземными. При этом этаж над гаражом проектируют техническим, нежитым или незастроенным.

В последние годы при строительстве новых жилых районов встроенные гаражи-стоянки размещаются в первых надземных этажах с организацией въездов с противоположной стороны от входов в здание.

Вместимость и этажность гаражей этого типа определяется по согласованию с органами государственного санитарного надзора г. Москвы с учетом особенностей основного здания.

Размещение гаражей-стоянок под зданиями детских дошкольных и школьных учреждений, детских домов, домов-интернатов, стационарных лечебных учреждений не допускается.

Организация гаражей-стоянок под жилыми зданиями наиболее полно удовлетворяет требованиям удобства их эксплуатации для автовладельцев

17

ежедневно использующих свои машины, при этом остаются свободными дворовые территории. Вместе с тем, приспособление для этих целей подвалов под жилыми зданиями, распространенных массовых серий, конструктивные схемы и параметры конструктивных элементов которых не совместимы с параметрами помещений хранения автомобилей, - затруднено. Достаточно сложно решается проблема устройства въездов и выездов, изолированных от входов и окон жилых домов.

Наиболее органично гаражи-стоянки размещаются в подвалах, первых и цокольных этажах жилых каркасных зданий при условии использования сеток колонн, являющихся оптимальными для организации помещений хранения автомобилей.

Кратковременные стоянки в подвальных и цокольных этажах общественных зданий (административных, культурных, торговых и тому подобных центров) принципиально себя оправдывают. Однако эти стоянки также требуют индивидуальных объемно-планировочных и конструктивных решений, приемлемых для основного здания и подземной автостоянки.

Применение подземных гаражей-стоянок в г. Москве обусловлено необходимостью экономии дефицитных и дорогих городских территорий, и максимального сохранения и пространственного разуплотнения сложившейся застройки, возрастающими требованиями охраны окружающей среды от шума двигателей и вредностей, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.

Сдерживает широкое применение подземных гаражей-стоянок для хранения индивидуальных автомобилей их дороговизна. Стоимость машиноместа в подземных гаражах-стоянках в 2т-2,5 раза выше стоимости машиноместа в надземных. Дороговизна подземных гаражей-стоянок и удобство их эксплуатации в значительной мере зависят от стоимости и качества гидроизоляционных работ. В последние годы в российской строительной практике применятся новые эффективные добавки, резко повышающие плотность бетона, новые гидроизоляционные материалы и технологии, что приводит к улучшению качества и снижению стоимости гидроизоляционных работ.

1.4. Этажность.

По этажности гаражи-стоянки могут быть одноэтажными и многоэтажными.

В Постановлении правительства Москвы от 14 декабря 1993 г №1140 указывается, что одноэтажные гаражи-стоянки могут строиться в исключительных случаях, когда невозможно никакое другое строительство.

Отвод земли под строительство одноэтажных гаражей-стоянок в Москве прекращен Постановлением правительства Москвы от 18 апреля 1995 года №318 п. 3.5.

18

В настоящее время разработаны и осуществляются решения позволяющие превращать одноэтажную боксовую застройку в двух-трех этажные комплексы, отвечающие современным градостроительным требованиям. Такой метод позволяет значительно увеличить вместимость уже существующих одноэтажных автостоянок, благоустроить их территории, значительно повысить уровень архитектурного решения застройки.

С учетом сложившейся в городе ситуации приоритетной задачей становится строительство многоэтажных гаражей-стоянок, наиболее экономично использующих городскую территорию и органично вписывающихся в архитектурную среду многоэтажной городской застройки.

В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.01-94*, надземные рамповые и механизированные гаражи-стоянки могут проектироваться высотой не более 9-ти этажей, подземные - не более 5-ти подземных этажей. При увеличении этажности необходимо согласование с органами государственного пожарного надзора.

При проектировании автоматизированных гаражей-стоянок количество надземных и подземных ярусов хранения не ограничивается.

В многоэтажных гараждх-стоянках рампового типа с 3-мя и более подземными или с 5-ю и более надземными этажами необходимо предусматривать лифт доя подъема пожарных подразделений.

При проектировании многоэтажных гаражей-стоянок необходимо учитывать, что повышение этажности более 5 ч 6-ти этажей (ярусов подъема) может приводить к большой утомляемости водителя при движении по рампе.

1.5. Способ междуэтажного перемещения.

По способу междуэтажного перемещения гаражи-стоянки классифицируются на рамповые, механизированные и автоматизированные. В рамповых гаражах-стоянках перемещение автомобиля осуществляется собственным ходом- по рампе, в механизированных - с помощью лифтовых подъемников различного типа. В автоматизированных гараждх-стоянках автомобиль от въезда до места хранения доставляется при помощи различного рода механизмов и устройств без участия водителя и запуска двигателя.

Рамповые и полумеханизированные (при устройстве рампы и грузового лифта) гаражи-стоянки наиболее часто используются для постоянного или сезонного хранения индивидуальных автомобилей, а механизированные и автоматизированные - для временного. Последние, как правило, сооружаются в условиях затесненной городской застройки.

Сложное и дорогостоящее оборудование механизированных и автоматизированных гаражей-стоянок, рассчитанных на частое использование автомобиля владельцем, пока не оправдывает эффекта, получаемого от механизации и автоматизации. Практика эксплуатации гаражей-стоянок, оборудованных лифтами и работающих в условиях

19

массового въезда и выезда автомобилей, показывает, что один лифт может обслужить не более 100 машино-мест в многоэтажном гараже. При этом требуется устройство перед въездом в лифт специальной накопительной площадки или закрытого помещения достаточно больших размеров для временного отстоя неравномерно прибывающих автомобилей, что в значительной степени снижает эффект экономии земли за счет отказа от рамп.

Разновидностью рамповых гаражей являются, так называемые, "скатные стоянки", в которых роль рампы выполняют наклонные перекрытия (уклон 6 %). Основными недостатками гаража-стоянки с наклонными перекрытиями являются усложнение конструктивного решения и удлинение пути движения автомобиля внутри здания до места хранения.

1.6. Организация хранения.

По организации хранения различают гаражи-стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.

Более экономичным является манежное хранение. Боксовый тип хранения по сравнению с манежным приводит, при прочих равных условиях, к увеличению общей площади гаража-стоянки, усложнению противопожарных мероприятий и инженерных систем, в том числе, приточно-вытяжной вентиляции и дымоудаления. Значительно увеличивается расход материалов, в частности, на сооружение межбоксовых перегородок и въездных ворот в бокс. Все это приводит к увеличению себестоимости машино-места в гараже-стоянке боксового типа по сравнению с манежным примерно в 1,5 раза.

Несмотря на это, опыт проектирования, строительства и реализации гаражей-стоянок показывает, что потенциальный владелец машино-места отдает предпочтение боксовому хранению.

Наиболее удачным с точки зрения удовлетворения покупательского спроса является сооружение гаражей-стоянок, в которых представлены манежная и боксовая организации хранения (как правило, на различных этажах). Такое решение позволяет при продаже дифференцировать стоимость машино-мест в гараже-стоянке, что в значительной мере облегчает их реализацию.

1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения.

В зависимости от типа ограждающих конструкций различают открытые и закрытые многоэтажные гаражи-стоянки, по условиям хранения -отапливаемые, неотапливаемые и комбинированные.

2

Предисловие.

1.    Настоящее пособие разработано АО "ЦНИИпромзданий" в помощь инвесторам и проектировщикам, осуществляющим проектные работы в рамках реализации программы гаражного строительства в г. Москве. Генеральный директор АО ЦНИИПромзданий В.В. Гранев.

Авторский коллектив: канд. арх. Лунева Т.П., доктор тех. наук Кодыш Э.Н., архитектор Кайгородов М.А., инженер Барабаш И.В.

2.    В пособии рассматриваются основные вопросы проектирования многоэтажных гаражей-стоянок легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Пособие не содержит исчерпывающих материалов по конструктивной части и специальным разделам проекта.

3.    При подготовке пособия использован многолетний опыт проектирования гаражей-стоянок АО "ЦНИИпромзданий".

4.    В качестве примеров в пособии приведены проекты, разработанные

ведущими проектными организациями:    АО    ЦНИИПромзданий,

Моспромпроект, Инжстройпроект, АО Моспроект, Промстройпроект, АОЗТ "Соляр Строй" и др.

5.    Учитывая широкий круг проблем, возникающих при проектировании и строительстве гаражей-стоянок, авторы надеются, что настоящее пособие окажет действенную помощь проектировщикам.

Предложения и замечания просим направлять по адресу: 127238, г. Москва, Дмитровское ш., корп. 2. тел/факс: (095) 482-4506, (095) 482-1492.

20

Закрытые гаражи-стоянки имеют глухие или с включением светопроемов наружные ограждения. В них может быть организованно манежное и боксовое хранение автомобилей. Закрытые гаражи-стоянки проектируют отапливаемыми с температурой воздуха в помещениях не ниже + 5°с, неотапливаемыми и комбинированными.

Рампы в закрытых гаражах-стоянках обязательно изолируют от зоны хранения.

В открытых гаражах-стоянках наружные стены полностью или частично отсутствуют. В качестве ограждений могут быть использованы различные решетки, натянутые тросы, высокие парапеты (не более 1 м.) и т.п. В таких зданиях обеспечивается естественный приток воздуха, поперечное проветривание, полностью исключаются (при ширине здания до 72 метров) или значительно сокращаются системы вентиляции и дымоудаления, в дневное время не требуется электрическое освещение. За счет упрощения или исключения систем вентиляции и дымоудаления для открытых гаражей-стоянок целесообразно снижение высоты этажа до 2,8ч-2,5 метра.

В гаражах-стоянках этого типа может быть организовано только манежное хранение автомобилей. В отдельных случаях, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, разрешается организация боксового хранения с сетчатыми ограждениями боксов.

Рампы в открытых гаражах-стоянках разрешается проектировать неизолированными, возможно устройство аппарелей.

1.8. Применение различных типов гаражей-стоянок.

Выбор типа гаража-стоянки в условиях крупного города связан с необходимостью учета разнообразных, иногда противоречивых требований: градостроительных, транспортных, санитарно - гигиенических, эксплуатационных и экономических.

При выборе типа гаража-стоянки, как указывалось выше, целесообразно проведение маркетингового анализа потребности в местах хранения, покупательной способности жителей и характеристики имеющегося в наличии парка индивидуальных легковых автомобилей.

Опыт показывает, что наиболее востребованы сегодня следующие типы многоэтажных гаражей - стоянок:

-    надземные открытые рамповые с манежным хранением;

-    надземные закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с манежным хранением;

-    закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с боксовым хранением;

-    подземные различной этажности;

-    комбинированные;

Нормативные документы, применяемые при

3

Содержание

стр.


проектировании гаражей-стоянок    6

Введение    8

1.    Типологическая классификация гаражей    11

1.1.    Размещение в городской застройке.    12

1.2.    Длительность хранения    15

1.3.    Размещение относительно объектов другого

назначения и уровня земли    15

1.4.    Этажность    17

1.5.    Способ междуэтажного перемещения    18

1.6.    Организация хранения    19

1.7.    Тип ограждающих конструкций и условия хранения    19

1.8.    Применение различных типов гаражей-стоянок    20

2.    Генеральный план    21

3.    Объемно-планировочные решения. Элементы объемнопланировочной структуры и их параметры.    25

3.1. Зона хранения автомобилей    27

3.2.Зона перемещения автомобилей по вертикали    36

3.3. Помещения постов косметической мойки,

технического осмотра и межого технического ремонта    49

3.4. Помещения инженерного обеспечения и служб

эксплуатации    53

4.    Основные противопожарные требования    56

5.    Конструктивные системы зданий и их элементы    57

6.    Конструкции и тип полов    62

7.    Инженерные системы и оборудование    66

7.1.Электроснабжение. Защитные меры безопасности    66

7.2.Отопление, вентиляция, противодымная защита    69

7.3.    Автоматическое пожаротушение    72

7.4.    С вязь и сигнализация    77

7.5. Водоснабжение и канализация    78

8.    Приложения. Проекты гаражей-стоянок ддя легковых

автомобилей, принадлежащих гражданам    80

1.    Многоэтажный подземно-надземный гараж-

стоянка на 339 м/м. Беломорская ул., вл. 36.    81

2.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 422 м/м. Пересечение Элеваторной

и Касимовской.    83

4

3.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 200 м/м. П/з Бирюлево, 28а.    85

4.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 250 м/м. Типовое решение.    87

5.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 408 м/м. Северное Бутово.    89

6.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка со скатными перекрытиями на 450 м/м.

Сеславинская улица.    91

7.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 593 м/м. Сиреневый бульвар, вл. 80.    93

8.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 508 м/м. Алтуфьевское шоссе, 81.    95

9.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 500 м/м. Новоясеневский проспект.    97

10.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 370 м/м. Новохохловская ул., 25.    99

11.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 300 м/м. Зубарев пер., 15.    101

12.    Многоэтажный надземный закрытый гараж-

стоянка на 283 м/м. Улица Клязьминская, вл. 6.    103

13.    Многоэтажный надземный открытый гараж-

стоянка на 556 м/м. Люблинские поля, мкр. 2а.    105

14.    Многоэтажный надземный открытый гараж-

стоянка на 500 м/м. 3-я парковая ул., 53.    107

15.    Многоэтажный надземный открытый надстроенный гараж-стоянка на 300 м/м.

Варшавское шоссе, 152, вл. 8.    109

16.    Двухэтажный закрытый надстраиваемый

гараж-стоянка на 38 м/м. Типовое решение.    111

17.    Автоматизированный многоэтажный закрытый

гараж-стоянка на 20 м/м. Скаковая ул., 17.    113

18.    Автоматизированный многоэтажный закрытый гараж-стоянка элеваторного типа на 18 м/м.

Типовое решение.    115

19.    Автоматизированный гараж-стоянка на 238 м/м.

Т иповое решение.    117

20.    Многоэтажный трехсекционный жилой дом с

полуподземным гаражем на 54 м/м.    г. Мытищи.    119

21.    Четырехэтажная восьмиквартирная жилая блок -секция с гаражами в цокольном этаже.

г. Мытищи, Ульяновская ул.    121

5

22.    Подземный гараж-стоянка на 309 м/м.

Северное Бутово, мкр. 5.    123

23.    Двухэтажный полуподземный гараж-стоянка

на 236 м/м. Воронежская улица.    125

24.    Многоэтажный подземный гараж-стоянка на 300 м/м. Северное Бутово, мкр. 2,

ул. Куликовская.    127

25.    Многоэтажный подземный гараж-стоянка

на 220 м/м. Улица Академика Королева, 8.    129

26.    Двухэтажный подземный гараж-стоянка

на 204 м/м. Рублевское шоссе,    34.    131

27.    Подземный двухэтажный гараж-стоянка

на 100 м/м. Фили-Кунцево, 2.    133

6

Нормативные документы, применяемые при проектировании гаражей-стоянок.

1.    СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

2.    СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городских и сельских поселений".

3.    МГСН 1.01-97 часть I "Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы".

4.    МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы" (Корректировка и дополнения ВСН 2-85).

5.    СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания".

6.    ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей".

7.    МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей".

8.    Пособие к МГСН 5.01.94* "Стоянки легковых автомобилей" Выпуск 1.

9.    ОНТП 01-91 (Росавтотранс) "Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта".

10.    МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы".

$

11.    СНиП 01.02-85 "Противопожарные нормы".

12.    СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

13.    ГОСТ 12.1.004 "Пожарная безопасность. Общее требования".

14.    СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

15. НПБ-110-96    "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара".

16.    НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".

17.    ОНТП 24-86 (МВД СССР) "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности".

18.    СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

19.    Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* "Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей",

20.    НПБ 239-97 "Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость".

21.    НПБ 240-97 "Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость".

22.    СНиП 2.04.01-85* "Водопровод и канализация зданий".

23.    ПУЭ-98.

24.    СНиП 2.04.02-85 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

25.    СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения".

26.    СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации".

27.    СНиП 11-12-77 "Защита от шума".

7

28.    ГОСТ 17.2.03.02-78 "Охрана природы. Атмосфера".

29.    ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".

30.    СНиП 2.03.13-88 "Полы".

31.    Рекомендации по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-88 "Полы") МДС 31-1-98.

32.    Рекомендации по устройству полов (в развитие СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия") М. 1998 г.

8

Введение.

Парк автомобилей в Москве растет стремительными темпами. Сегодня он составляет 1,49 млн. единиц, а к 2010 году достигнет 2,6 млн. единиц, из них 2,4 млн. частных автомобилей. По данным ГИБДД г. Москвы парк легкового автотранспорта в последние годы ежегодно увеличивается на 30СМ-400 тысяч единиц.

Возможность полноценного использования автомобилей во многом зависит не только от организации их движения и технического обслуживания, но и от условий постоянного или временного хранения. В градостроительном плане проблема хранения автомобилей является одной из наименее изученных. Даже в самых благоприятных условиях при развитой сети дорог автомобиль находится в движении 300 -г 400 часов в год, т. е. в среднем примерно 1 час в сутки, а на различных стоянках - около 23 часов.

В настоящее время только 470 000 автомобилей обеспечены местами паркования, из них менее 10% хранятся в условиях, отвечающих современным международным требованиям. По самым осторожным прогнозам дефицит гаражей-стоянок сохранится в ближайшие 5-6 лет.

Правительством Москвы в последние годы приняты ряд Постановлений, направленных на упорядочение системы организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в том числе:

-    "Об упорядочении системы организации хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, проектирования и строительства гаражей и автостоянок в г. Москве" от 14 декабря 1993г, №1140;

-    "О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей-стоянок" от 18 апреля 1995г, №318;

-    "О программе массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500000 машино-мест и организации ее выполнения" от 12 марта 1996г. № 216,

За первые годы реализации программы введено в действие порядка 100    000 машино-мест. К 2001 году предусматривается построить

современные многоуровневые гаражи-стоянки на 500 000 машино-мест. Организация движения и необходимость создания цивилизованных мест хранения и паркования автомобилей в таком мегаполисе, как Москва, определили программу как одно из приоритетных направлений.

Правительством Москвы принят целый ряд документов, способствующих успешной реализации программы, создающий режим благоприятствования для ее участников. Включение в городскую программу устанавливает для частных инвесторов ряд льгот, в том числе:

-    отсутствие стартовой цены на аренду земли;

-    льготная оплата аренды земли в течение трех лет;

9

-    освобождение от уплаты долевого участия в развитии инженерных систем города;

-    оплата за счет городского бюджета строительства инженерных сетей вне границ землеотвода;

-    льготные налоги, отчисляемые в бюджет города.

В июне 1997 года подписано распоряжение "О распространении льгот на иностранных инвесторов при строительстве многоэтажных гаражей и паркингов".

При строительстве гаражей-стоянок за счет частных инвестиций в условиях сложившегося рынка при разработке проектов гаражей-стоянок для частных автомобилей необходимо решение нескольких основных задач:

-    низкая стоимость машино-места;

-    удобное для будущего владельца места хранения расположение гаража-стоянки в городской застройке;

-    высокие эксплутационные качества, в том числе: удобство въезда-выезда и парковки, безопасность хранения;

-    возможность осуществления несложного ремонта и косметической мойки автомобиля.

На основе анализа сметно-финансовых расчетов, выполненных в рамках проектной практики, различные по типу, техническим и эксплутационным характеристикам гаражи-стоянки имеют разную себестоимость машиноместа, являющуюся одним из основных аспектов оценки проектного решения (стоимость в тыс. дол. США приведена в ценах до 17.08.98 г.):

-    индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом

рамповом гараже-стоянке    - 7,0-г 8,5;

-    индивидуальный бокс в многоэтажном неотапливаемом

рамповом гараже-стоянке    - 6,0 4 7,5;

-    машино-место при манежном хранении в многоэтажном

открытом рамповом гараже-стоянке    - 4,0 4 5,0;

-    машино-место в одноэтажном или многоэтажном

подземном гараже-стоянке    -11,0 4 15,0;

-    ячейки в многоэтажном автоматизированном

гараже-стоянке    - 12,0 4 14,0;

Исследованиями, проведенными отделом маркетинга и продаж Управления экспериментальной застройки г. Москвы определены расчетные цены продаж (в тыс. дол. США) для этих же типов гаражей-стоянок (цены до 17.08.98 г.):

-    индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом

гараже-стоянке    - 9,0 4 11,0;

-    индивидуальный бокс в многоэтажном неотапливаемом

гараже-стоянке    - 7,5 4 8,5;

-    машино-место в многоэтажном открытом гараже-стоянке - 5,0 4 6,5;