Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

113 страниц

Купить Методика — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика предназначена для расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты - водотоки, водохранилища, озера, прибрежные зоны морей. Методика предназначена для использования органами системы Госкомприроды СССР, предприятиями-водопользователями, а также другими организациями, выполняющими расчеты ПДС,

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Правовая и организационная основы расчета, установления и пересмотра предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ

2 Методическая основа расчета ПДС веществ

3 Расчет ПДС для водотоков

     3.1 Расчет величин ПДС для отдельных выпусков

     3.2 Расчет величин ПДС для бассейна реки или его участка

4 Расчет ПДС для водохранилищ и озер

     4.1 Расчет величин ПДС для отдельных выпусков

     4.2 Расчет величин ПДС для совокупности выпусков

5 Расчет ПДС для прибрежных зон морей

     5.1 Расчет величин ПДС для отдельных выпусков

     5.2 Расчет величин ПДС для совокупности выпусков

6 Разработка планов и программ поэтапного достижения ПДС

7 Информационное обеспечение расчетов ПДС

     7.1 Нормативы качества вод

     7.2 Расчетные условия

     7.3 Технико-экономические характеристики водоохранных мероприятий

8 Условия сброса сточных вод на городские очистные сооружения

Приложение 1 Формы для установления и утверждения ПДС

Приложение 2 Пример расчета ПДС веществ для водотока и водоема

Приложение 3 Пример расчета ПДС веществ для прибрежной зоны моря

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

госгддгс-хаЕшш Kasim сссв ed охране шеэды

ВСЕСОШМ НАУШ10Ч1(МЛГДОВАТШ[ЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ОХРАНЕ вод (В1ШИВ0)

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ (ЩС) ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ СО СТОЧНЫМИ ВОДАМИ СРОК ДЕЙСТВИЙ ДО 01.01.92 г.

Харьков - 1990

Методика разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом по охране вод Государственного комитета СССР по охране гшироды.

Исполнители:

ВНИИВО Госкомприроды СССР: д.т.н. Сухоруков Г.Л. (введение, разделы I, 2, 3,2, 4.2, 5,2, б, 7,3, Приложение I), к.т.н. Цыбульник С.А. (разделы I, 2, 3, 4,. 5, Приложение 2), к.г.н. Пасюга Н.П. (раздел 7.2, Приложение I), п.т.н. Ситенко Н.А. (раздел 6), к.т.н, Еременко Е.В. (разделы 3Л, 4.1), к*т.н. Чернявский Г.Г. (раздел ЗЛ^# я.ф*-м.я* Баршшх В*А* (разделы 4.1.3, 4.2, 5, Приложение 2), д.т.н, Лозанокий В.Р. (разделы I, 2), к.т.н. Ладыженский Б.Н. (раздел 1)> Красин В,С* (разделы 4.1*3, 5, Приложения 2,3), Кене В.Н* (разделы 1,7.1), Дороско А.И* (Приложение 2), Алесннский А.И* (Приложение 3)>

ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР: д.т.н* [Ргдзиллер иГдЗ, д.т.н* Арановский Ф.Г* (разделы 3.1, 4.1)*

УдрКо/лмунНИИпроегст ИНКХ УССР, к.т.н* Абрамович И.А.,

Горелик И.Н., Грибчук Н.И. (раздел 8).

ВНЕСЕНА: Отделен координации исследований по технологически аспектам ГУ НТО и 8М«

ШДГОТОВШГА К УТВЕРЖДЕНИЕ:    Евдокимовой,С.3\*

Бондаренко Е.В.

(Госкомприроды СССР)

С введением з действие "Мзтодикк расчета предельно допустимых сбросов (ДДО веществ в водныо объекты со сточными водами* утрачивают силу "Нотодичосние рекомендации по установления предельно допустимых сбросов (ЦДО) веществ, постугащих со сточными во-дадяя (Мпнводхоз СССР, 1982)*

н

1.11.Если фановая загрязненность водного объекта по ка-ким-лиоо показателе не пои иол нет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям устанавливается, исходя из отнесения нормативных требования к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам, бместе с тем, если ф'^ювия загрязненность водного объекта обусловлена естественными причинами, то по согласований с местными органами Госкомприроды СССР ПДС может устанавливаться, исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося фонового треста поди. К естественным причинам, форми*рушим качество воды, относятся факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные води всех видов ( сточные, сбросные и дренажные). Для тех веществ, для которых нормируется прирадение к природному естественному фону (алюминий, ионы меди, селена, телдура, фтора и др.), ИДС должен устанавливаться с учетом этих допустимых приращений к природному естественному фону.

Для предприятий, расположенных з районах с повышенной минерализацией природных вод (Молдова, ЮГ Украины, Калмыкия,Казахстан, Средняя Азия и др.), в соответствии с ГОСТ 2874-62 Вода литьевая. Гигиенические требования и контроль зя качеством н (пЛ.5.2«примечание I) при расчете ЦЦС допускается принимать величину 15U0 г/м3 в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод.

Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются водопользователями в местных органах Госкоыгидроыетя СССР.

1Л2. Лри сбросе теплообменных вод ТЭС, АЗС к других подобных обьектов требования к составу сбрасываемых вод при назначении ПДС устанавливаются в виде допустимых приращений х концентрациям нормированных вешестз в воде водного объекта э месте водозабора ( при условии водопользования одним водным объектом). Величина приршиечия определяется технологически обоснованными потерями воды на испарение и другими технологическими факторами,

I.I3. Для производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод,отподимих в городские канализационные сети, ПДС не устанавливаются, Технические условия на сброс этих сточных вод определяются производственными управлениями канализационного хозяйства города в соответствии с требованиями главы 6 СПиП 2.04.03-85.

12

Для плавсредств водного транспорта установление ЦЦС не предусмотрено. При установлении сбросов сточных вод водного транспорта следует руководствоваться "Санитарными правилами для судов внутреннего плавания СССР" (аинздрав СССР, 1977 г,) и "Правилами отведения с судов а водные объекты обработанных сточных и нефтесодержадих вод1(утверждены Пинводхозоы СССР 31*10,Ьб).

1*14. Величины ШС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых лредприятий-аодоподьзоватедей. При этом, независимо от ассимилирующей способности водного объекта, назначаемые ДЯС должны удовлетворять уровню очистки, который может быть достигнут при применении типовой технологии водоохраны для рассматриваемой категории сточных вод.

Для действующих предприятий разработка величин НДС может осуществляться как самим прздприятием-водопользователем, так и по его просьбе проектной иди научно-исследовательской организацией, временным творческим коллективом* Если фактический сброс действующего предприятия меныиа расчетного ЦЦС» то в качестве Ш1С гпи-

х)

нкмается фактический сброс.

Величины Ш1С прооктируемыхистрояишхся (реконструируемых) предприятий определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих предприятий и утверждаются на стадии согласования проектной документации органами по охране дрироды системы Госкомприроды СССР. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного НДС окажется, что проектный сброс строящегося (реконструируемого) предприятия меньсе расчетного ИДС, то в качестве 1ШС принимается проектный сброс,

1*15, Величины ИДС утверждаются одновременно с вцд&чей разрешения на специальное водопользование территориальными (республиканскими или областными) органами по охране природы системы Госкомприроды СССР,

Величины ИДС подлежат предварительному согласованию с местными органами государственного санитарного нвдэора Минздрава СССР в случаях, когда сброс сточных вод производится в водные объекты, являтамася источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения или испо-тьэуемаэ п рекреационных долях,

1.16. Для согласования и утверихдения проектов Ш1С предприятие-водопользователь (или по ого поручению организация-разработчик ДДС) представляет следующие материалы;

- пояснительную записку» содзрншцую гидрологическую к глдро-

хытчеафо характеристику водного объекта на участке сущестаующе------

' за исключением показателей» значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты).

Й

го иля ii|iooj:Tunyt4fox'0 выпуска сточных вод» данные о качестве води в контрольном створе водного объекта поело сброса сточных вод, величнцвх фоноинх концентраций, принятых для озечета НДС, их обо-снование* расчет ЦЦС» заполненные форму ЦДС (см. Приложение I).

действующие 1фо;шриитин**0одолодьооватол« вместо с проектом величин iUiC представляют план мероприятий по их достижению, в котором должны быть отргемнш: расход сточных вод и фактическая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах на момент разработки |ЩС; ночмеповамип мероприятий, сроки их реализации* планируемые затраты и достигаемый водоохранный офЬект (расход и концентрация нормированных еенюств в сточных водах поело реализации каждого зтохт плана).

Иредставляеикзна согласованна материалу должны быть рассмотрены органами государственного санитарного надзора в 2-х недельный срок, б случае отказа от рассмотрения или необоснованного отклонения предстпвлашшх материалов органы по охране природы, руководствуясь дойным законсиятельством, вправе принять по запросу утпер-дрния НЦС и плпнп мероприятий по их достижению самостоятельное роиижна.

I.I7. для внооъ еиодини^гякоиотруируомых)ПредлрйятиЦ соблюдете нормативов НДС должно быть обеспечено к моменту приемки этих объектов в оксидуат'чу'ю.

Дпйстиуипше прцдпркптии'-подонользооатоли» сбрасывание сточ-нмо соды с провупенион установленных ДДС, облзпгм г сроки» согла^ созднные с органа»!! системы Гсскснприродц СССР, обеспечить разработку и реализацию планов мероприятий по достижению ШЮ, которые иидтлси неотъемлемой часть» пашюв соци&дьио-эксноучческого разлития этих предприятии* Унлзшшь*э длины в полной объеко доля* ны быть обеспечены йинапсосу*™, ыяториально-тохпичоскиьад, трудовыми и другими ресурсами.

В период реализации указлчиых планов нлн их отдельных етадой, соотватст путях нормэтисш?* грекам продолжительности строительств »a н ввода в эксплуатацию еодоохрглг.пх езорузшшй, предприятия осуществляют сброс сточит: под на основании разрешений, выдаваемых им органами системы Гоок- «гриродн СССР» Дчгшты временна оо* гл&сопшшого сброса (fl'JG) ис поста со сточными водами, укезыааеьад и этих озосешеии.чх, устанавливаются по найду’-яшм результатам* которые иогут быть достигнуты па донной предприятия* исходя из на* дичия систем оборотного водоснабжения, очистных к других водаох* ранных ^ojpyKeioifl.

ft

По мера осуществления отдельных эталон плана водоохранных мероприятий по достижение НДС лимиты временно согласованного сброса веществ со сточными водами должны быть пересмотрены и скороектиро-ваны в сторону уменьшения и назначены й соотиетствии с проекции* ии результатами, которые должны быть достигнуты за счет овода в зх-садуатадию новых сооружения и устройств, предусмотренных очередным зт&дом плана* Хаким образом, установление БСС является не способом допускаодим сброс нормированных веществ свыше ШЮ, а средством поэтапного достижения iUiC.

В период выполнения плана водоохранных мероприятий в нормативные сроки и в установленном объеме при условии соблюдения лимитов временно согласованного сброса сточных вод на предприятие не налагается каких-либо штрафных или иных санкций.

1.18. Установлешшз Ш1С а соотзотству щне допустимые концоит-рации веществ э стопных водах, действующие на период, установленный органами по охране природы системы Госкомприроды СССР*5^, являются основой для лятилс-тнего планирования водоохранных мероприятий.

В связи с отны пересмотр я уточнение ЦЦС осуществляется не реме 1-го раза в 5-летие за 2 года до конца текущей пятилетки н является основой для разработки плана водоохранных мероприятий но предстоящую пятилетку.

Креме того, необходимость пересмотра раясо установленных ЦЦС возникает по истечении срока их действия или при иэиеишши водохозяйственной обстановки на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.).

Во всех случаях пересмотра ранее установленных НДС следует руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ”0 дополнительных норах по усилрнк» охраны природы и удучшошш использования природных ресурсов" от 1 декабря 1970 г. Р 9Ь4, которым предусматривается достижение» и дальнейшее последовательное уменьшение ИДС, вплоть до полного прекращения в перспективе сбросов загрязняющих .веще от з в водные объекты.

Пересмотр и уточнение НДС выполняются по указанию органов по охране природы системы Госкомприроды СССР предприятиями- водопользователями или по их поручению проектными или надчно-исслвдсва-тельскиии организациям.

По инструкции Госкомприроды СССР (иосква 1989} нормативы

ОДС устанавливаются на срок до 3 лет.

15

Материалы по пересмотру установленных tiiiC представляются в территориальные органы по охране природы системы Госкомприроды СССР продлриптиями-водопользоиателлмЛ или по их поручению организаци-лми-раоработниками.

По истечении срока действия установленных 1ЦС предприятия-водопользователи обрядаются с ходатайством в местиыо органы системы Госкомприроды СССР о продлении срока действия ПдС.

Если по истечении срока действия ПдС предприятия-водопользо-ватели не представляют ходатайства о его продлении, органы по охране природы системы Госкомприроды СССР должны направить им coot вететпуглцее предписание.

По получении материалоп о продлении срока действия НДС органы по охране природы системы Госкомприроды СССР а первую очередь проверяют выполнение плана водоохранных мероприятий по достижению установленных iLdC.

Затем а формах о соответствии с приложением I показатели гса& ‘'фактическая концентрация" и "фактический сброс’' корректируются в сторону уменьшения в соответствии с результатами * достигаемыми за счет осущостэлеиия водоохранных мероприятий. Одновременно проверяются и при необходимости корректируются остальные сэеде -нил, включенные в йорцу но установление iLilC.

Если водохозяйственная обстановка на водном объекте со вро-шмт установления iltlC не изменилась, действие утвержденных ПЕС продлезаотсл на предстоящий пятилетий поснол иля до срока реализации очередного этапа водоохранных мероприятий по достижении Ш1С*

Если показатели, опрсдсляотие водохозяйственную обстановку* изменились ориентиоово'яш на величину более 20 % (что соответствует точности опоеделепия исходных величин для расчета ЩС), то необходимо произвести пересчет установленных ПЕС,

I.I9. В случае пешшолиения г установленный срок плана водо-охранных мероприятий или. отдельных его этапов, органы по охране природы системы Госкомприроды СССР вправе предъявить иск предприятия-водопользователю за загрязнение водных объектов з соответствии с ’'Инструкцией о порядке взыскания а доход государства средств в воэиешашш убытков, причиненных государству нарусением водного законодательства”, утверздепной ^нводхозои СССР 23Л0.Ь4 г., или применить другие санкции з соответствии с действующим законодательством*

3

содержание


сгр.

Введение ................    ♦

1,    Правовая к организационная основу расчета, установления

и пересмотра предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ 4

2,    Методическая основа расчета ПДС    веществ    ......    18

3* Расчет ПДС для    водотоков ........... 10

ЗЛ. Расчет    величин    ПДС    для    отдельных выпусков *    *    •    20

3.2, Расчот    величин    ПДС    для    бассейна реки или его

участка ..... 11

4, Расчет ПДС для водохранилищ и озер ........ 33

4.1.    Расчет    величин    ВДС    для    отдельных выпусков *    .    .    33

4,2* Расчет    величин    ПДС    для    совокупности выпусков*    .    «    34

Б, Гасчет ЦДС для прибрежных зон морей ....... Ч)

5.1.    Расчет    величин    ПДС    для    отдельных выпусков .    *    ,    ^0

5.2* Расчет    величин    ПДС    для    совокупности выпусков    .    *    U5

6.    Разработка планов и программ поэтапного достижения

ПДС..................Щ

7.    Информационное    обеспечение расчетов    ПДС    ......    54

7.1.    Нормативы    качества вод...... 54

7.2.    Расчетные    условия ............ 63

7.3.    Технико-экономические характеристики

водоохранных мероприятий ...... .    .    63

8.    Условия сброса сточных вод на городские очистные

сооружения................12

Приложение I, формы для установления и утверждения

ПДС...............49

Приложение 2, Пример расчета ЦДС веществ для водотока и водоема ..........,..«£6

Приложение 3. Геймер расчета ПДС веществ для прибрежной

зоны моря ......... .    .94

Литература *....... Л0

НВВДЕНИЕ

Настоящая методика предназначена для расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступащнх со сточньши водами в водные объекты - водотоки, водохранилища, озера, прибрежные зоны морей. Методика предназначена для использования органами системы Госкомприроды СССР, лредприлтиями-водопользователямя, a также другими организациями, выполняющими расчеты ПДС.

Величины ПДС, ограничивающие выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду устанавливаются в соответствии с постановлением ЗД1 КПСС и СМ СССР от 1.12.'/8 г#- $ 984 "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов". Указанные величины являются основой разработки планов мероприятий для поэтапного достижения ОДР.

Большое количество различных подходов к расчету ПДС, используемых на практике, не позволяют гарантировать достижение норм качества воды даже для небольших участков водного объекта, поскольку расчеты ВДС для предприятий, сбрасывающих сточные воды в зтн объекты, ведутся изолированно, по различным ведомствам. Поэтому актуальной явилась разработка универсальной методики расчета ПДС, гарантирующей достижение Норм качества воды в водном объекте на основе взаимоувязанного развития водоохранного комплекса для предприятий различных ведомств при минимальных суммарных затратах.

Настоящая методика разработана на базе десятилетнего опыта ВНИИБО по расчету проектов ПДС для нескольких тысяч предприятий, сбрасывающих сточные воды в различные водные объекты страны.

При подготовке методики изучен также отечественный и зарубежный опыт использования инженерных методов расчета качества воды, а также опыт использования новых моделей формирования качества воды и оптимизации водоохранного комплекса, разработанных во ВНИИВО к других организациях.

Анализ имеющегося опыта по установлению и пересмотру ПДС показал необходимость существенного улучшения методической основы этой работы. Ватным -элементом здесь явилось создание детальной методики расчета ПДС для совокупности выпусков сточных вод, объединенных единой гидрографической сетьгьбассейна реки,

5

либо единым водохранилищем (озером), прибрежной зоной моря. Вместе с тем, учитывая возможность различных ситуаций, настоящая методика позволяет вести расчеты ЦДС как для изолированных выпусков, где это возможно, так и для совокупности выпусков о учетом их.взаимного влияния и оптимального распределения ассимилирующей способности водных объектов между водопользователями. Цри этом методика может быть использована для трех основных типов водных объектов. - водотоков (рек, каналов), водохранилищ и озер, прибрежных зон морей. В связи со сложность» расчетов ИДС, в приложении к методике приведены примеры показывающие доступность предлагаемых методов в достаточно сложных случаях*

Опит показал, что при расчете и установлении ПДС, разработке планов по их достижению существенным является согласованность установленных ПДС с условиями сброса сточных вод на городские (централизованные) очистные сооружения. С учетом этого в настоящую методику введен соответствующий раздел.

Очевидно, что для рассчнтзнинх ПДС необходимо рано или поздно определить совокупность технических и других мероприятий, обеспечивающих их достижение. Поэтому существенное внимание в методике уделено вопросам разработки планов и программ поэтапного достижения ПДС и информационной базе По техшшо-эко-номическим характеристикам водоохранных мероприятий для расчета оптимальных величин ЦЦС, достижение которых требует минимума затрат.

О правовой основе. При расчете, установлении и утверждении ГЩР используются разнообразные нормативные документы, образующие правовую основу ПДС. С целью достижения необходимого обоснования проектов ИДС такая правовая основа сформулирована в первом разделе методики. Естественно, ориентация на существующие нормативные акты и нормативы определила и общий принцип установления ПДС - величина ПДС должьа гарантировать достижение установленных норм качества вода {^аннтарньос и рыбохозяйственных) в зодном объекте. В перспективе, с введением экологических норм, изменится и нормативная основа, однако принцип установления останется прежний.

Сложность рассматриваемой водохозяйственной, сястеш, представляющей собой совокупность предприятий и водоохранных комп-'

6

лексов, связанных единством водного объекта, сложность процессов формирования качества воды определяет и сложность расчетных схем и алгоритмов, где подчас требуется применение достаточно мощных ЭВМ. Вместе о тем, учитывая различше возможности исполнителей расчетов, насгсял;ая методика может быть использована как для исполнителей, оснащенных 3hBW, так и для исполнителей, имеющие доступ к персональным компьютером и '’большим" ЭВМ, В последнем случае исполнитель может применить специализированные пакеты прикладных программ ОКВООЛАН, разработанные во ВНИИЗО, либо должен самостоятельно создать соответствующие программные комплексы. Однако при ютом такие программные комплексы должны быть аттестованы головной организацией - ВНИИБО Госкомприроду СССР. Без такой аттестации использование программного обеспечения недопустимо з связи со сложностью расчетов и необходимостью проверки их нормативной базы.

Об использовании методики, Головная организация - ВШИВО Госкомприроды СССР ответствена за распространение методики и обучение персонала ее использованию ьа практике* Перепечатка и распространение методики без контроля со стороны ВШИВО недопустимы из-за возможных искажений текста и формул♦

Авторы будут признательны зр, замечания и предложения по совершенствованию методики, которые просят направить по адресу: 31С388,Харьков,ул.Бакулина,б ВНИИВО, лаборатория прогнозирования и водоохранных программ, тел. 45-41-95.

1

J. ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ РАСЧЕТА, УСТАЛ01ШШ И ПЕРЕСМОТРА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ (ВДС) ВЕЩЕСТВ

I.I. Правовые основы установления, достижения и контроля величин предельно допустимых сбросов (ГЩС) веществ, постулатах со сточными водами в водные объекты, регламентируются следующими документами*^:

-    Основами водного законодательства Союза ССР к союзных , республик;

-    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от I декабря 1978 г. £ 984 "О дополнительных мерах ло усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов";

-    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г» Ъ 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в страна";

-    ГОСТ 17,1 Л.01-77 "Охрана природы. Гидросфера, Использование и охрана вод. Основные термины и определения";

-    Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения стбчны-т водами» Москва* 1976;

-    Оравн-Шк охраны о? загрязнения прибрежных вод порой» Москва, 1984;

-    Дополнительными перечнями * 1-9 предельно допустимых концентраций веществ для води рыбохозяйственных водных объектов, утвержденной Глазрыбводсм СССР, $ 3Q-II-II, 1983-1989 гг.;

-    Санитарными правилами н нормами охрану поверхностных вод от загрязнения, угоерзденныыя Минздравом СССР 4 июля 1988 г.,

> 4530-88 (Прилежание 2);

-    Типовым положением о бассейновой проектной организации Кия-водхоза СССР, утвержденным Минводхоэом СССР 20 декабря 1986 г,,

» 462;

-    Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, утвержденной Госкомприродой СССР, II сентября 1989 г., £ 09-2-8/1573.

По мера утверждения новых законодательных, инструктивных к методических документов, допелнягшх или звыеняодих вызеуказая-ное, необходимо руководствоваться новыми документами*

** Библиографические дднные по некоторым документам приведены в списке литературы.

&

1.2.    В соответствии с ГОСТ 17.I.I.01-77 (п.39) под предела но допустимым сбросом (ИДС) вещества в водный объект понимается масса вешества в сточных водах, максимально допустимая к отводе-, нию с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Нормы качества воды в водных объектах достигаются путем реализации комплекса водоохранных мероприятий. Величины ВДС используются для контроля за соблюдением установленных режимов сброса сточных вод в водные объекты, а также служат основными целевыми показателями для разработки планов и программ развития водоохранных комплексов.

Если нормы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулировании (поступление примесей из атмосферы, в результате склонового- или тальвегового стока и подземного питания реки и т.п.), то величины ИДС должны устанавливаться исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

1.3.    Нормирование, качества воды состоит в установлении совокупности допустимых значений показателей состава и свойств воды водных объектов, в пределах которых надежна обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования И экологическое благополучие водного объекта. Норны качества поверхностных вод устанавливаются для условий хозяйственно-питьевого, кош^унально-бктового и рыбохозяйственного водопользования*

К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов к лк их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пиишвой промышленности.

К коммунально-бытовому водопользовании относится использование водн.ых объектов для (ооания, спорта и отдыха населения, а также иное использование водных объектов, находящихся в черте населенных мест.

Рыбохозяйственные водотоки, водоемы или их отдельные участки, используемые для воспроизводства, промысла и миграции рыб, беспозвоночных я водных млекопитающих, подразделяются на три категории.

К высшей категории относятся места расположения нерестилищ,

s

кассового нагула и зимовальных дц особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений*

К первой категории относятся водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства цошшх видов рыб, обладающих высокой чувствительностью Я содержанию кислорода.

Ко второй категории относятся водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных делай.

1*4. Виды использования водного объекта в пределах области (храя), союзной и автономной республики определяются органами Госкомприроды совместно с органами Минздрава и утверждаются об -ластными (краевыми) исполнительными комитетами Советов народных депутатоа или Советами министров союзных или автономных республик.

На пограничных водных объектах между территориально-едшши-стратквными единицами вид водопользования устанавливается совместным решением, соответствующих органов.

1.5.    Нормы качества поверхностных вод содержатся в приложениях к "Правилам...” /3/ и включают:

-    общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

-    перечень предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования;

-    перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.

1.6.    При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для хозлйственно-питьееых и коммунально-бытовых целей, нормы качества поверхностных вод или их природный состав и свойства доданы выдерживаться на водотоках, начиная со створа, расположенного в одном километре выше ближайшего по точению пункта водопользования (водозабор для хозяйстаЪнно-питьевого водоснабжения, песта купания, организованного отдыха, территория населенного пункта к г.а.) вплоть до самого места водопользования, а на водоемах - на акватории з радиусе одного километра от пункта водопользования.

В водохранилищах и в нйжнсы бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать

10

возможность воздействия на пункту водопользования обратного течения при резкой сиене режима работы электростанции или п\ екра-щении ес работу.

1.7.    При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влиявших на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов, кормы качества поверхностных вод или их при -родные состав н свойства (б случае природного превышения этих норм) должны соблюдаться на протяжении всего участка водопользования, начинал с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае органами Госкомприроды, но не далее чем 500 и

от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод {мост добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.Ь

1.8.    Водный объект иди его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества поверхностных сод. В случае одновременного использования водного о&ьзкта пли ого участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам поверхностных вод предъявляются наиболее жостюп норны из числа установленных.

1.9.    Для всех нормированных веществ при рыбохозяйстошшом водопользовании и для веществ относящихся к I и 2 классам опасности при хозяйстасгшо-пктьевом и коммунально-бытовом водопользовании ГЩС устанавливаются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛИВ), содержащихся п воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ЦДК но превышала единицы.

При отсутствии установленных ЦДК по какому-либо веществу следует при установлении ВДС руководствоваться требованиями "Правил охраны поверхностных вод" (п.бг ).

I*Ю. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта в соответствии с "Правилами охраны поверхностных сод" /3/ (п. 19 ) ЦПС устанавливается, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойства^ воды водных объектов к соймы сточным но-При этом следует руководствоваться тея, что использование водных объектов з черте населенных мест относится к категории хонмунально-Оатового водопользования*

^ при сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуели, гарантирующие необходимое смешение и разоавлелио сбрасываемых вод, нормативные требования к составу к свойствам воды Должны обеспечиваться з створе начального разбавления рассеивающего выпуска.