МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВЫ
объемов работ и
периодичности диагностики и
обследования автомобильных дорог и мостов
УТВЕРЖДЕНЫ
Федеральным дорожным
департаментом
Минтранса России
22 декабря 1993 г.
МОСКВА - 1993 г.
Настоящие Нормативы вводятся с целью
упорядочения планирования, финансирования и организации работ по диагностике и
обследованию федеральных автомобильных дорог в Российской Федерации, улучшения
системы надзора за мостовыми сооружениями за счет введения нового обязательного
вида и специального осмотра - диагностики для оперативного управления
эксплуатацией мостовых сооружений, а также регулярного обновления информации,
содержащейся в автоматизированном банке дорожных и мостовых данных.
Нормативами следует руководствоваться
соответствующим подразделениям Федерального дорожного департамента (ФДД),
дорожным организациям, которым ФДД делегировал функции государственного
управления состоянием дорог, а также организациям, непосредственно
осуществляющим диагностику и обследование дорог и мостов.
Нормативы
разработали специалисты НПО РосдорНИИ, кандидаты техн. наук А.Я.
Эрастов, В.В. Чванов, В.П. Расников, В.И. Шестериков и инж. В.В. Мусохранов.
1.
Общие положения
1.1. Настоящие Нормативы
предназначены для планирования, финансирования и организации работ по сбору и
анализу объективной информации о состоянии автомобильных дорог и мостов и
условиях движения, обеспечивающей возможность принятия необходимых
управленческих решений по совершенствованию и развитию дорожной сети.
1.2. Нормативы
распространяются на сеть федеральных дорог России. Их рекомендуется также
использовать с аналогичной целью и на территориальной (местной) сети дорог
субъектов Федерации.
1.3. При проведении
диагностики состояния дорог в соответствии с настоящими Нормативами следует
руководствоваться положениями действующих Правил диагностики и оценки состояния
автомобильных дорог.
1.4. Перечень показателей
состояния автомобильных дорог, для которых нормируются объемы работ по
обследованию и диагностике, а также их периодичность, соответствует
номенклатуре показателей, приведенных в Правилах диагностики и оценки состояния
автомобильных дорог.
1.5. При составлении
настоящих Нормативов использованы положения действующих в отрасли документов,
регламентирующих сроки службы конструктивных элементов автомобильных дорог, а
также современный отечественный и зарубежный опыт планирования, финансирования
и организации работ по диагностике и обследованию дорог и мостов.
2.
Нормативы объемов и периодичности работ по обследованию и диагностике состояния
дорог
2.1. Нормативы объемов и
периодичности работ по обследованию и диагностике состояния дорог приведены в
Таблице 1.
2.2. При повторном обследовании
и диагностике состояния участков дорог, параметры геометрических элементов
которых претерпели изменения в результате работ по реконструкции или ремонту,
одновременно фиксируют изменения всех других параметров состояния таких
участков, приведенных в Таблице 1.
2.3. Если в результате
ежегодной визуальной оценки состояния выявлены дефекты, свидетельствующие о
наступлении предельного состояния покрытия по ровности и сцепным качествам или предельного
состояния по прочности, то инструментальная оценка указанных параметров
обязательна в течение года обнаружения дефектов.
2.4. Первичный учет
интенсивности и состава транспортных потоков на вновь построенных или
реконструированных дорогах должен быть выполнен в течение года, следующего за
годом их ввода в эксплуатацию.
Таблица 1
НОРМАТИВЫ
объемов работ и периодичность диагностики
и обследования автомобильных дорог
№
|
Параметры и элементы
|
Федеральные дороги
|
Местные дороги (территориальные)
|
Магистральные
|
Прочие
|
1
|
Геометрические параметры плана
и профиля (ширина проезжей части и обочин, продольные и поперечные уклоны,
радиусы горизонтальных кривых, ширина разделительной полосы и др.)
|
При первичной диагностике
эксплуатируемых дорог.
При повторной диагностике
только на участках изменения геометрических параметров после проведения
соответствующих ремонтных мероприятий или реконструкции
|
2
|
Ровность покрытия проезжей
части:
|
|
на участках с неудовлетворительной
ровностью,
|
Ежегодно
|
Раз в 2 года
|
Раз в 3 года
|
|
на остальных участках
|
Раз в 2 года
|
Раз в 3 года
|
Раз в 3 года
|
3
|
Сцепные свойства дорожных
покрытий
|
Ежегодно
|
Раз в 2 года
|
Раз в 3 года
|
4
|
Визуальная регистрация дефектов
дорожных одежд и покрытий с целью определения их состояния
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
5
|
Прочность дорожной одежды,
оценка состояния земляного полотна и системы водоотвода:
|
|
|
|
|
• на участках с Кпр < 0,80
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
Раз в 3 года
|
|
• на остальных участках
|
Раз в 3 года
|
Раз в 4 года
|
Раз в 5 года
|
|
|
а также после проведения работ по ремонту и реконструкции
|
6
|
Состояние дорожных устройств и обстановки
дороги (площадки отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автобусные
остановки и автопавильоны, дорожные знаки и указатели, ограждения и др.).
|
Раз в 3 года
|
Раз в 4 года
|
Раз в 5 лет
|
7
|
Состояние водопропускных труб
|
Раз в 3 года
|
Раз в 4 года
|
Раз в 5 лет
|
8
|
Учет интенсивности движения и
состава транспорта потока
|
Ежегодно
|
Раз в 3 года
|
Раз в 5 лет
|
9
|
Сбор информации об аварийности
с выявлением участков концентрации ДТП и их детальным обследованием
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
10
|
Формирование и обновление банка
данных о состоянии дорог
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
Ежегодно
|
2.5. Если протяженность
участков концентрации ДТП составляет более 40 % длины рассматриваемой дороги, то
ежегодную диагностику проводят на всей протяженности дороги.
2.6. Решение о проведении
повторной диагностики федеральных дорог в сроки, меньшие указанных в Таблице 1,
принимает Федеральный дорожный департамент на основе анализа информации о
состоянии конкретных дорог, содержащейся в отраслевом банке дорожных данных.
3.
Нормативы объемов и периодичности работ по диагностике мостовых сооружений на
автомобильных дорогах
3.1. Настоящие нормативы распространяются
на вид обследований мостовых сооружений на автомобильных дорогах, именуемый в
дальнейшем «диагностика», позволяющий
выявить действительное состояние сооружения, дать ему оценку и определить режим
его эксплуатации (нагрузки, скорости, интервалы движения и др.), а также
составить паспорт сооружения. Диагностика дополняет в системе надзора за
сооружениями виды осмотров, предусмотренные ВСН-24-88 «Технические правила ремонта и содержания
автомобильных дорог» и ВСН-4-81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб
на автомобильных дорогах» и выполняемые в
соответствии с требованиями СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».
3.2. Разработанные нормативы
периодичности проведения диагностики учитывают проведение в соответствии с ВСН-4-81 и СНиП 3.06.07-86 специальных осмотров (обследований)
мостовых сооружений в плановом порядке в следующие сроки:
деревянные мосты - один раз в 5 лет;
капитальные мосты - один раз в 10 лет.
Кроме того, нормативы учитывают:
внеплановые обследования, предусмотренные ВСН-4-81
после восстановления, усиления и реконструкции сооружений, а также сооружений,
состояние которых по результатам текущего и периодического осмотров или диагностики
не установлено, определено как аварийное или неудовлетворительное; в
соответствии с СНиП 3.06.07-86 все
законченные строительством мостовые сооружения также должны быть обследованы.
3.3. Результаты диагностики
заносятся в паспорт моста. Результаты обследований по СНиП 3.06.07-86 также должны использоваться до оформления
(обновления, корректировки) паспорта моста, так как при обследовании получают
более полный и более обоснованный материал, необходимый для оценки состояния
сооружений, чем при диагностике. Например, обследование может включать
испытание сооружения на статические и динамические нагрузки, специальные
исследования для установления глубины заложения фундамента, забивки свай,
напряженного состояния конструкций, прочностных и деформативных свойств
материалов, расположения арматуры в бетоне. В результате анализа материалов
обследований выявляют причины появления дефектов и дают предложения по
конструктивно-технологическим решениям или методам устранения опасных дефектов.
3.4. Диагностику проводят в
соответствии с «Временной инструкцией
по сбору информации и оформлению паспорта
автодорожного моста», утвержденной 23.06.93 г. Федеральным
дорожным департаментом Минтранса России, где определены объемы работ.
Основной перечень работ по диагностике
включает:
• изучение технической документации на сооружение
(проектной, исполнительной, результатов эксплуатации и предшествующих
обследований);
• обследование русла (зеркала воды,
глубины и т.п.);
• замеры основных конструктивных элементов
моста и подмостового пространства;
• обследование всех элементов сооружения
(мостового полотна пролетных строений, опор и фундаментов, подходов, откосов и
конусов);
• фотографирование сооружений, отдельных
элементов;
• обработка материалов, анализ,
составление паспорта;
• ввод паспортных данных в ЭВМ;
• статистический анализ данных диагностики
по маршрутам.
3.5. Периодичность работ по
диагностике мостовых сооружений приведена в Таблице 2.
Таблица 2
Нормативы объемов работ и периодичности
диагностики мостовых сооружений
№
|
Виды работ
|
Периодичность
|
1
|
Диагностика мостовых сооружений
|
Один раз в 10 лет
|
2
|
Если по результатам диагностики
состояние мостового сооружения определено как аварийное или неудовлетворительное,
или состояние не установлено, проводят специальный осмотр (обследование) в
объемах, предусмотренных ВСН-4-81 и СНиП
3.06.07-86 с периодичностью:
|
|
• для аварийных
|
в кратчайшие сроки*
|
• для неудовлетворительных
|
в течение года после
диагностики*
|
• для сооружений с неустановленным состоянием
|
в течение года после
диагностики*
|
* При аварийном и
неудовлетворительном состоянии сооружений в соответствии с ВСН-4-81
должны проводиться неотложные ремонтные работы. В случае их невыполнения
обследование проводится ежегодно.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Нормативы объемов и периодичности работ по
обследованию и диагностике состояния дорог. 1
3. Нормативы объемов и
периодичности работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных
дорогах. 3
|