ПР 50.1.011-97
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РАЗДЕЛОВ (МЕРОПРИЯТИЙ)
НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт)
и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы
(ВНИИМС) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением и Управлением метрологии
Госстандарта России
2
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля
1997 г. № 156
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 1
2 Содержание
разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых программ.. 2
3 Порядок
формирования разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых
программ.. 3
Приложение
А Библиография. 4
|
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РАЗДЕЛОВ (МЕРОПРИЯТИЙ) НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие правила устанавливают содержание и
порядок формирования Государственными заказчиками разделов (мероприятий)
нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг), а также
метрологического обеспечения, включая систему программных мероприятий по
стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства,
эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации
технологических процессов и других работ, предусмотренных федеральными целевыми
программами и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация (далее - целевые программы). Указанные разделы
целевых программ разрабатываются в целях реализации законов Российской
Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О
стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с
Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26
июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального Закона «О поставках продукции для
федеральных государственных нужд», а также постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1101 «О внесении изменений в
порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация».
1.2 Порядок проведения экспертизы и оценки
разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых
программ установлен в правилах по стандартизации [1].
1.3 Настоящие Правила по стандартизации могут
быть использованы также при формировании и реализации разделов (мероприятий)
нормативного и метрологического обеспечения иных целевых программ и проектов (в
том числе региональных): научных и научно-технических, социально-экономических,
инновационных, природоохранных и других.
1.4 Формирование разделов (мероприятий)
нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных государственных
программ создания и развития производства оборонной продукции осуществляется в
соответствии с Порядком разработки и реализации упомянутых программ.
2
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ
2.1 Целью формирования разделов (мероприятий)
нормативного и метрологического обеспечения целевых программ является
своевременное создание и реализация системно увязанного с программными
мероприятиями комплекса стандартов и эталонов Российской Федерации,
межгосударственных и международных стандартов, норм и правил, а также методов и
средств измерений, поверки, калибровки, устанавливающих и обеспечивающих
единство, требуемую точность и достоверность измерений при контроле
безопасности и показателей качества продукции, строительстве объектов,
параметров технологических процессов и других работ, предусмотренных
программами, защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации от
отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
2.2 В разделы (мероприятия) нормативного и
метрологического обеспечения целевых программ включают задания по
стандартизации и метрологии, необходимые для разработки, производства,
эксплуатации, ремонта, утилизации продукции, строительства объектов,
организации процессов и других работ, предусмотренных программами, в том числе:
-
разработка новых нормативных документов, обновление (пересмотр, внесение
изменений) действующих нормативных документов по стандартизации и обеспечению
единства измерений;
-
разработка норм, правил, требований, а также методик измерений, контроля,
испытаний, диагностики;
-
проведение научно-исследовательских работ по разработке необходимых стандартов;
-
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с целью создания и
(или) совершенствования эталонов единиц физических величин, методов и средств
поверки и калибровки средств измерений, а также методик измерений, разработки
соответствующего программного обеспечения;
-
создание, расширение и (или) техническое перевооружение поверочных,
калибровочных лабораторий и других метрологических комплексов;
-
нормативное и метрологическое обеспечение работ по сертификации продукции и
систем качества.
2.3 Цели заданий разделов (мероприятий)
нормативного и метрологического обеспечения должны соответствовать конечным
целям программы.
Мероприятия
по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ должны быть
увязаны с действующим в Российской Федерации фондом государственных стандартов,
комплексом национальных эталонов Российской Федерации, системой каталогизации и
системой сертификации.
3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ
3.1 Подготовку предложений по формированию
разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых программ
осуществляют Государственные заказчики совместно с разработчиками программных
мероприятий с привлечением ведущих специалистов метрологических служб
подведомственных предприятий и организаций и в необходимых случаях других
организаций, в том числе организаций Госстандарта России (государственных
научных метрологических центров, ВНИИстандарта, ВНИИМС).
3.2 Формирование разделов нормативного и
метрологического обеспечения осуществляют, как правило, в следующем порядке:
-
исходя из общих целей программы определяют развернутую формулировку, состав и
структуру проблем, для реализации которых формируются задания по нормативному и
метрологическому обеспечению;
- анализируют действующие
отечественные и зарубежные нормативные документы и состояние метрологического
обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке элементам и объектам
программы;
- определяют объекты или
группы объектов программы, для которых необходима разработка новых нормативных
документов и средств метрологического обеспечения (для этой процедуры
предпочтительно использование системного моделирования);
- на основе результатов
анализа и предполагаемых ресурсов определяют оптимальный состав работ,
подлежащих включению в программу (перечень необходимых нормативных документов,
эталонов и других средств метрологического обеспечения, перечень необходимых
НИОКР, в том числе для обеспечения работ по сертификации продукции и систем
качества);
- определяют приоритеты и
очередность работ по нормативному и метрологическому обеспечению, сроки их
проведения и состав исполнителей;
- оформляют проекты разделов
нормативного и метрологического обеспечения и соответствующее технико-экономическое
обоснование.
3.3 При проведении анализа действующих нормативных документов и состояния
метрологического обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке
объектам программы устанавливают:
- наличие действующих,
разрабатываемых и намечаемых к разработке нормативных документов;
- соответствие действующих
нормативных документов требованиям действующего законодательства Российской
Федерации, стандартам общетехнических систем;
- обеспеченность
предусматриваемых в программе заданий средствами метрологического обеспечения.
3.4 Сроки завершения отдельных заданий в разделах нормативного и
метрологического обеспечения, в том числе сроки введения в действие нормативных
документов, утверждения новых эталонов единиц физических величин, новых типов средств
измерений, их постановки на производство и сроки других работ устанавливают в
увязке со сроками заданий и мероприятий программы.
3.5 Важнейшие задания и мероприятия по нормативному и метрологическому
обеспечению целевых программ должны быть увязаны с другими федеральными и
межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, в том числе с Федеральной целевой инновационной
программой «Сертификация и метрология» и Государственной научно-технической
программой «Фундаментальная метрология».
3.6 Приоритетность и очередность выполнения
работ по нормативному и метрологическому обеспечению определяются исходя из их
важности в достижении конечных целей программы и ограничений по выделенным
ресурсам.
3.7 Финансирование разработки и реализации
мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению осуществляется из
средств, предусмотренных на подготовку и реализацию целевых программ.
3.8 Реализация мероприятий по нормативному и
метрологическому обеспечению целевых программ осуществляется в соответствии с
требованиями по стандартизации и метрологии в действующем законодательстве
Российской Федерации и с положениями законов Российской Федерации «О защите
прав потребителя», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О
сертификации продукции и услуг», а также в соответствии с требованиями
стандартов, норм и правил Государственной системы стандартизации в Российской
Федерации, Государственной системы обеспечения единства измерений,
Государственной системы каталогизации и «Правил по сертификации в Российской
Федерации».
При
необходимости разрабатывают нормативный документ, регламентирующий реализацию
мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.1.012-97
Правила по стандартизации. Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и
метрологическому обеспечению федеральных и иных целевых программ
Ключевые слова:
федеральные программы, целевые программы, нормативное обеспечение,
метрологическое обеспечение, формирование разделов целевых программ