Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

82 страницы

486.00 ₽

Купить СН 65-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция применяется при проектировании, производстве работ, приемке и эксплуатации средств защиты железобетонных конструкций зданий и сооружений от коррозии, вызываемой блуждающими токами (электрокоррозии).

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Показатели опасности и защищенности

3. Мероприятия пассивной защиты от электрокоррозии железобетонных конструкций

4. Мероприятия активной (электрохимической) защиты железобетонных конструкций от электрокоррозии

5. Контроль коррозионного состояния железобетонных конструкций

     Приложения

 
Дата введения01.07.1977
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.09.1976УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)148
РазработанНИИЖБ Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

по ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ, ВЫЗЫВАЕМОЙ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ

СН 65-76

ВаШОЕСа Г    2.03.S/Щг С OSDS 8А

штй/5? -,rW ^


I БОТ ii-SSeJo    \

МОСКВА 1977

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ, ВЫЗЫВАЕМОЙ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ СН 65-76

Утверждена

постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 17 сентября 1976 г. М 148

о С/ r/S>f /С\

МОСКВА

СТРОПИЗДЛТ

1977


Продолжение табл. 3

Косвенные показатели опасности злектрокоррозии

Наименование конструкций

электрическое сопротивление цепи заземления на каждый вольт среднего значения положительных потенциалов «рельс — земля» или «трос — земля», Ом/В, менее

ток

утечки,

мА,

свыше*

электрическое сопротивление цепи заземления. Ом, менее

с заземлением троса на рельсы через искровые промежутки (ИП), диодные заземлители (ЗД) и тому подобные устройства при длине троса: до 600 м более 600 м

Опасност

25

ь отсутств 40

ует

Бетонные фундаменты светофоров

400

2,5

Железобетонные мачты светофоров, фундаменты релейных шкафов

100

10

““

надземные конструкции промышленных предприятий, потребляющих постоянный электрический ток в технологических процессах, а также конструкции сооружений электрифицированного рельсового транспорта — из бетона повышенной плотности;

надземные конструкции зданий и сооружений, расположенных в поле тока от постороннего источника, — из бетона, плотность которого не нормируется.

3.2. Показатели плотности бетона следует принимать по табл. 4.

Таблица 4

Показатели плотности бетона

бетоны по

Марка бетона по

Величина коэффициента фильтрации, см/с, при испытании на образцах в состоянии

Водопо-

плотности

водоне

проницае

мости

равновесной

влажности

водой асыщения

глощение. % массы

Нормальный

В4

Св 2-10"9 до 7-10-»

Св. Ы0-10 до 5-10~10

5,7—4,8

Повышенной

плотности

В6

Св. 6-10-10 до 2-10"9

Св 5-10~11 до 1*10“10

4,7-4,3

Особоплотный

В8

Св ЫО“10 до 6* 10”10

Св. Ы0-11 до 5* 10”11

4,2 и менее

Примечания: 1. Марка бетона по водонепроницаемости

определяется по ГОСТ 4800-59.

2.    Величина коэффициента фильтрации определяется по ГОСТ 19426—74

3.    Водопоглощение бетона определяется по ГОСТ 12730-67.

4.    Показатель водопоглощеиия бетона служит для предварительной оценки его плотности.

3.3. В бетон железобетонных конструкций отделений электролиза и сооружений электрифицированного на постоянном токе рельсового транспорта запрещается вводить в качестве ускорителей твердения и противомороз-ных добавок какие-либо соли, понижающие электрическое сопротивление бетона. В бетон железобетонных конструкций, расположенных в поле тока от постороннего источника и подвергающихся опасности электрокоррозии, запрещается вводить в качестве ускорителей твердения и противоморозных добавок хлористые соли, а также комплексные добавки, имеющие в своем составе хлористые соли; разрешается вводить нитраты, нитриты, нитрат-нитриты кальция (ННК), сульфат натрия, поташ, 21    П

при этом в бетон предварительно-напряженных изделий и конструкций, армированных сталью классов At-IV, At-V, At-VI и A-V, разрешается вводить в качестве ускорителей твердения и противоморозных добавок только сульфаты и поташ.

Примечание. В бетон железобетонных конструкций отделений электролиза и сооружений электрифицированного на постоянном токе рельсового транспорта допускается вводить в качестве ингибиторов коррозии арматуры от воздействия агрессивных сред (газовых, жидких или твердых) только добавки, не понижающие электрическое сопротивление бетона.

3.4.    Допускается применение добавок: пластифицирующих (СДБ, ССБ), пластифицирующих-воздухово-влекающих (мылонафта, ВЛХК, ГКЖ-10, ГКЖ-П), воздухововлекающих (СНВ, СПД), микрогазообразующих (ГКЖ-94).

3.5.    Вода для приготовления бетонной смеси и для поливки твердеющего бетона должна отвечать требованиям ГОСТ 4797-69* «Бетон гидротехнический. Технические требования к материалам для его приготовления».

3.6.    Подземные и подводные железобетонные конструкции, подвергающиеся опасности электрокоррозии, должны быть рассчитаны в соответствии с главой СНиГ! по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, при этом полная ширина раскрытия трещин должна быть не более 0,1 мм для предварительно-напряженных конструкций и 0,2 мм — для железобетонных конструкции с арматчрой без предварительного напряжения;

для надземных железобетонных конструкций указанная величина должна приниматься в соответствии с главой СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций и главой СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии.

3.7.    Толщина защитного слоя бетона для любой арматуры железобетонных конструкций зданий и сооружений должна приниматься в соответствии с главой СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, главой СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии, требованиями Правил техники безопасности и быть не менее, мм:

а) для арматуры железобетонных конструкций отделений электролиза:

плоских и ребристых плит, стен, стеновых панелей.......... 20

балок, ферм, колонн    .     25

фундаментных    балок,    фундаментов    .    30

б)    для арма1уры железобетонных конструкций сооружений электрифицированного железнодорожного транспорта:

шпал............*    20

опор и фундаментов опор контактной сети............. 16

в)    для арматуры железобетонных конструкций объектов метрополитена:

монолитных и    сборных обделок    ...    30

шпал ,    .    .    ,......... 20

3.8. При изготовлении железобетонных конструкций, предназначенных для укладки под землей или под водой, применение стальных фиксаторов положения арматуры не допускается. Следует применять фиксаторы из плотного цементно-песчаного раствора или из пластмассы.

3.-9. Не допускается приемка в эксплуатацию подземных или подводных железобетонных конструкций, подвергающихся опасности электрокоррозии, с повреждениями защитного слоя бетона (отколы, выбоины) глубиной более 5 мм и длиной более 50 мм. На поврежденных участках необходимо восстановить защитный слой бетона.

Защита от электрокоррозии железобетонных конструкций отделений электролиза

3.10.    Для уменьшения опасности электрокоррозии железобетонные конструкции отделений электролиза следует проектировать возможно больших пролетов с наименьшим числом стоек подванных эстакад; здания этих отделений должны иметь укрупненную сетку колонн.

3.11.    В отделении электролиза водных растворов железобетонные перекрытия под электролизеры и железобетонные рабочие площадки для обслуживания электролизеров должны разделяться электроизоляционными швами в обоих направлениях не более чем через каждые 24 м. При проектировании указанных конструкций из полимербетона или сталеполимербетона электроизоляционные швы не предусматриваются.

13

□□


^nj

*сг-е


~Р\


шшшс


TZ~

/

С

LjlJ

J У

^ У (SC

ijjr \

7

10

Рис. 1. Пример выполнения электроизоляционных швов в отделениях электролиза водных растворов

/—электролизная ванна; 2— колонна; 3 — изолятор: 4 — балка; 5 — полимер-бетонный башмак; 6 — покрытие пола, 7 — бсгокпое основание, 8 — фундамент; 9 — шов, выполненный из полимерраствора, 10 — химически стойкая

гидроизоляция


t

A 1

/ _ 1

/

-

-

I

L_bd

Is

-3

•У


В отделениях электролиза расплавов электроизоляционные швы в надземных железобетонных конструкциях по длине корпуса следует совмещать с температурными швами, а в подземных — устраивать их не менее чем через 40 м.

3.12.    В отделении электролиза водных растворов солей перекрытие, на котором устанавливаются электролизеры, должно быть отделено электроизоляционным швом от примыкающих к нему железобетонных стен, колонн и перекрытий других отделений.

3.13.    Подземные железобетонные конструкции (ленточные фундаменты, фундаментные балки, каналы, коллекторы) должны иметь электроизоляционные швы на выходе из отделений электролиза водных растворов солей.

3.14.    Электроизоляционные швы следует предусматривать шириной не менее 30 мм:

в отделениях электролиза водных растворов солей — из электроизоляционных мастичных, листовых и рулонных материалов на основе битума (кроме рубероида), полиэтилена, полихлорвинилового пластиката и т. п., по-лимерраствора, в виде клеевых соединений монтажных стыков конструкций или в виде воздушных зазоров;

в отделениях электролиза расплавов солей — из материалов на основе битума и т. п, или в виде воздушных зазоров.

Пример выполнения электроизоляционного шва из полимерраствора приведен на рис. 1.


Рис. 2. Примеры конструкций из по* лимербетона для отделений электро* лиза водных растворов

а — опорный столб пол шины; б — опорные плиты под технологические трубопроводы; в — опорные балки под технологические емкости, 1 — шина; 2 —* прокладка из электроизоляционных материалов; 3 — опорный столбик из полимербетона; 4 — технологический трубопровод, 5— опорная плита из полимербетона; 6 — электролизная ванна; 7 — технологическая емкость; 8 — опорная балка из полимербетона, 9 — фундамент из полимербетона; /<? —химически стойкая гидроизоляция; 11 — бетонный фундамент; 12 — бетонное основание пола; /3 — химически стойкое покрытие пола



Конструкции клеевых соединений, составы клеев и режимы склеивания приведены в приложении 7 к настоящей Инструкции.


L


«о

t



-b

s *


\


Рис. 3. Примеры фундаментов под оборудование (насосы, циркуляционные баки, опоры промывочных машин и т. д ) в отделениях электролиза водных

растворов

/ — вариант выполнения фундамента из полимербетона или из полимерсили-катного бетона; 2— то же, из кислотоупорного кирпича; 3 — пол из кислотоупорного кирпича, 4 — оклеечная химически стойкая гидроизоляция, 5 — бетонная подготовка; 6 — бетонное основание пола, 7 — бетонный фундамент


В условиях эксплуатации воздушные зазоры должны содержаться в чистоте и ничем не перекрываться.

3.15. Отдельные конструкции отделений электролиза водных растворов солей рекомендуется предусматривать из полимербетона или сталеполимербетона: опоры под электролизеры, башмаки для железобетонных опор под электролизеры, балки под электролизеры, опорные столбы под шинопроводы, фундаменты под электролизеры, опорные балки и фундаменты под оборудование, соединяемое с электролизерами (рис 2, 3).

Составы полимербетонов приведены в приложении 8 к настоящей Инструкции.


15


и

f

A-A

1

пфппГпппг

]□

и

и

1—

зЛ

U t 5 \

У -.м— .1 / £

г .и

L

b к

L±J

7

6 6

Рис. 4. Пример электроизоляции подванных эстакад отделений электролиза водных растворов от грунтов путем постановки на полы

1 — электролизная ванна; 2,3 — железобетонная балка и колонна; 4_поли-

мербетонный башмак, 5 — покрытие пола, 6 — фундамент, 7 — химически стойкая изоляция, 8 — бетонное основание пола

3.16.    Не допускается предусматривать из железобетона:

фундаменты под электролизеры при установке электролизеров на нулевой отметке или отметке ниже нулевой;

каналы, желоба и тому подобные конструкции для прокладки коммуникаций в полу отделений электролиза водных растворов солей.

Указанные конструкции следует проектировать:

для отделений электролиза водных растворов солей — из неармированного бетона, полимербетона, кислотостойкого кирпича;

для отделений электролиза расплавов солей — из неармированного бетона или из бетона с местным армированием.

3.17.    Эстакады под электролизеры и фундаменты под оборудование (насосы, моечные машины и другое оборудование) в отделениях электролиза водных растворов солей рекомендуется устанавливать непосредственно на пол при сохранении сплошности гидроизоляции (рис. 4).

3.18.    Для защиты от электрокоррозии железобетонных фундаментов зданий цехов электролиза при неагрессивных по отношению к бетону грунтовых водах следует предусматривать антикоррозионную защиту поверхности фундаментов как для слабоагрессивных сред в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии.

При наличии на промышленной площадке агрессивных по отношению к бетону грунтовых вод защиту поверхности железобетонных фундаментов корпусов электролиза от коррозии, в том числе электрокоррозии, сле-

Примечание. 1 При высоком уровне грунтовых вод любой агрессивности для повышения надежности защиты железобетонных фундаментов от элекгрокоррозии рекомендуется предусматривать (при соответствующем технико-экономическом обосновании) устройство электроизолирующего слоя между колонной и фундаментом: в отделениях электролиза водных растворов — путем омоноли-чивания колонны в стакане полимерраствором на основе эпоксидных, полиэфирных, полиамидных смол; при этом электроизолирующий слой (толщиной не менее 10 мм в отвержденном состоянии) должен быть выведен выше уровня пола на высоту 300 мм;

в отделениях электролиза расплавов — путем укладки плиток из диабаза, базальта на арзамит-замазке и из других материалов с учетом температурных условий.

2. При высоком уровне грунтовых вод любой агрессивности для повышения надежности защиты от электрокоррозии свайных фундаментов под оборудование рекомендуется предусматривать (при со-

Рис. 5. Пример выполнения электроизоляционного разрыва в свайном фундаменте

I—железобетонная свая; 2 — железобетонный ростверк; 3 — бетонная подготовка; 4 — слой асфальта

ответствующем технико-экономическом обосновании) электроизолирующий слой по верху бетонной подготовки (рис. 5):

в отделениях электролиза растворов — из полимерраствора (толщиной не менее 10 мм в отвержденном состоянии), рулонных материалов и т. п.;

в отделениях электролиза расплавов — из асфальта (толщиной 20 мм) и т. п.

дует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии исходя из агрессивности грунтовых вод по отношению к бетону.

3.19.    Для отделений электролиза расплавов в случае расположения свай выше уровня грунтовых вод (только с неагрессивной и слабоагрессивной степенью воздействия среды на бетон) допускается использовать сваи в качестве стоек под опорные конструкции электролизеров при установке электролизеров выше уровня земли.

3.20.    Для защиты балок подванных эстакад отделений электролиза водных растворов солей в местах обли-вов должны предусматриваться козырьки из армированного винипласта, полиэтилена и тому подобных материалов или металлические гуммированные козырьки.

3.21.    Не допускается предусматривать для отделений электролиза водных растворов солей предварительно-напряженные железобетонные конструкции с проволочной

17

арматурой или термически упрочненной стержневой арматурой (за исключением конструкций покрытий).

3.22. Если по условиям технологического процесса и монтажа оборудования при выходе из отделения электролиза водных растворов солей не может быть обеспечен разрыв пути блуждающего тока по трубопроводам и другим коммуникациям, транспортирующим электролит, должны предусматриваться мероприятия по защите от электрокоррозии железобетонных конструкций других отделений цеха и отдельно стоящих зданий и сооружений, связанных трубопроводами с отделением электролиза.

Защита от электрокоррозии

железобетонных конструкций зданий и сооружений, расположенных в поле тока от постороннего источника

3.23.    Для зданий и сооружений, расположенных в поле тока от постороннего источника, мероприятия по защите от электрокоррозии предусматриваются (при наличии опасности) в подземной и подводной частях конструкций.

3.24.    При проектировании подземных железобетонных трубопроводов, коллекторов и тому подобных протяженных железобетонных конструкций должен производиться расчет (по приложению 8) толщины защитного слоя бетона для арматуры, плотности бетона или толщины гидроизоляции (числа слоев), обеспечивающих снижение плотности тока утечки с арматуры до безопасных значений.

Допускается проектировать защиту указанных конструкций от электрокоррозии без проведения расчета (по приложению 8) в соответствии с главой СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии, принимая степень агрессивного воздействия среды с учетом блуждающих токов на одну ступень выше.

Для отдельно стоящих и ленточных фундаментов зданий и сооружений (в том числе свайных) защита от электрокоррозии при проектировании конструкций не предусматривается, так как их состояние, как правило, не является опасным.

3.25.    Не допускается соприкосновение арматуры железобетонных конструкций с протяженными подземными металлическими коммуникациями (трубопроводами, кабелями и т, п.). В местах ввода коммуникаций в подзем-

18

ные железобетонные конструкции должны предусматриваться электроизолирующие муфты, фланцы, прокладки и т. п.

3.26.    Компенсаторы, устанавливаемые в местах деформационных швов протяженных железобетонных конструкций (коллекторов, трубопроводов), активная (электрохимическая) защита которых не предполагается, должны быть из электроизоляционных материалов.

3.27.    Не допускается пересечение железобетонными трубопроводами и коллекторами железнодорожных и трамвайных путей, а также наземных линий метрополитена в местах стрелок и крестовин, а также в местах присоединения отсасывающих кабелей к рельсам. Такие пересечения должны предусматриваться на расстояниях от указанных устройств на трамвайных путях не ближе 3 м, а на железных дорогах и наземных линиях метрополитена — не ближе 10 м.

Защита железобетонных конструкций сооружений транспорта, электрифицированного на постоянном токе

3.28.    При изготовлении железобетонных шпал железнодорожного транспорта, метрополитена и трамвая не допускается контакт арматуры шпал с закладными деталями для крепления рельсов.

3.29.    При укладке рельсовых нитей на железобетонных шпалах рельсы и детали их крепления должны быть электроизолированы от бетона и арматуры шпал.

Защита железобетонных конструкций железнодорожного транспорта

3.30.    При проектировании железобетонных конструкций сооружений железнодорожного транспорта должна предусматриваться установка электроизолирующих деталей и устройств для изоляции:

а)    деталей крепления конструкций контактной сети от арматуры и бетона железобетонных конструкций опор контактной сети, мостов, эстакад тоннелей и т. п. или деталей крепления от заземляемых на рельсы элементов конструкций контактной сети (шапок изоляторов, штырей и т. п.) (рис. 6);

б)    железобетонных анкеров опор контактной сети от оттяжек;

в)    всех металлических конструкций (перила и т. п.),

19

УДК 691.328:620.197.7](083.96)


Инструкция по защите железобетонных конструкций от коррозии, вызываемой блуждающими токами, СН 65-76, разработана НИИЖБ Госстроя СССР с участием Укргипромеза Минчермета СССР, ЦНИИ МПС, Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова Минжилкомхоза РСФСР и Уральского Промстрой-ниипроекта Госстроя СССР с использованием материалов, представленных ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, Ленинградским институтом железнодорожного транспорта, Харьковским институтом инженеров транспорта МПС, Днепропетровским химико-технологическим институтом Минвуза УССР, НИС Гидропроекта Минэнерго СССР, Гипроцветметом Минцветмета СССР, службой электроподстанций и сетей Московского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.

С введением в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по защите железобетонных конструкций от коррозии, вызываемой блуждающими токами», СН 65-67.


Редакторы; инж. И. И. Крупницкая (Госстрой СССР), канд, техн наук Т. Г. Кравченко (НИИЖБ Госстроя СССР).


и


30213—354


047(01)—77


Инструкт.-нормат., 1 вып.— 2—77


© Стройиздат, 1977


Рис. 7. Изоляция заземляющего проводника 01 железобетонной опоры

I — опора; ? — заземляющий проводник; 3 —- изолирующие прокладки


Рис. 6. Примеры изоляции деталей крепления контактной сети при помощи изолирующих втулок (а) и изолирующих прокладок (б)


Рис. 8. Пример изоляции металлической опоры от арматуры и бетона фундаментов 1 — фундамент опоры, 2 — анкерный болт; 3 — изолирующие детали, 4 — регулирующая гайка

1 — спора; 2 — элемент крепления; S — чэолир\ющая втулка, 4 — изолирующая прокладка

располагаемых на железобетонных сооружениях и по условиям техники безопасности заземляемых на рельсы, от арматуры сооружений;

г)    арматуры железобетонных опор и фундаментов металлических опор, устанавливаемых на мостах, эстакадах и т, п., от арматуры конструкций указанных сооружений;

д)    заземляющих проводников от бетона и арматуры (рис. 7);

е)    металлических мачт светофоров и консольных металлических опор от анкерных болтов и бетона фундаментов (рис. 8);

ж)    заземленных на рельсы металлических частей железобетонных мачт светофоров от бетона и арматуры мачт.

Электрическое сопротивление цепи заземления опор контактной сети и деталей крепления контактной сети к конструкциям мостов, эстакад, тоннелей и т. п. при приемке их в эксплуатацию должно быть не менее 10 ООО Ом.

3-31, Арматура железнодорожных железобетонных

%

Строительные нормы

СН 65-76

Инструкция по защите железобетонных конструкций от коррозии, вызываемой блуждающими токами

Взамен СН 65-67


Г осу дарственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Требования, изложенные в настоящей Инструкции, должны выполняться при проектировании, производстве работ, приемке и эксплуатации средств защиты железобетонных конструкций зданий и сооружений от коррозии, вызываемой блуждающими токами (электрокоррозии).

1.2.    Железобетонные конструкции, подвергающиеся одновременному воздействию агрессивных сред (газовых, жидких или твердых) и блуждающих токов, подлежат защите от коррозии в соответствии с главой СНиП по проектированию защиты строительных конструкций от коррозии и дополнительно защите от электрокоррозии в соответствии с настоящей Инструкцией.

1.3.    Железобетонные конструкции зданий и сооружений, подвергающиеся воздействию блуждающих токов, подразделяются на следующие основные группы:

а)    железобетонные конструкции зданий и сооружений промышленных предприятий, потребляющих постоянный электрический ток в технологических процессах (отделений электролиза);

б)    железобетонные конструкции сооружений электрифицированного на постоянном токе рельсового транспорта;

в)    железобетонные конструкции зданий и сооружений, расположенные в поле тока от постороннего источника.

Внесены

Утверждены

Научно-

постановлением

Срок

исследовательским

Государственного комитета

введения

институтом бетона

Совета Министров СССР

в действие

и железобетона

по делам строительства

1 июля

(НИИЖБ)

от 17 сентября 1976 г.

1977 г.

Госстроя СССР

№ 148

3

Средства защиты железобетонных конструкций от электрокоррозии в зависимости от характера выполняемых мероприятий подразделяются на три группы:

I    — мероприятия по ограничению токов утечки, выполняемые на источниках блуждающих токов в соответствии с ГОСТ 9.015-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Подземные сооружения. Общие технические требования» и приложением 1 к настоящей Инструкции;

II    — мероприятия пассивной защиты от электрокоррозии, выполняемые на железобетонных конструкциях в соответствии с настоящей Инструкцией;

III    — мероприятия активной (электрохимической) защиты, выполняемые на железобетонных конструкциях или вне их в соответствии с настоящей Инструкцией, если выполнение мероприятий пассивной защиты (группы II) невозможно или недостаточно.

1.4. Проектирование защиты от электрокоррозии конструкций зданий и сооружений должно осуществляться одновременно с разработкой проектов этих конструкций на основании результатов предварительной оценки опасности блуждающих токов. Выбранная группа средств защиты от электрокоррозии должна быть обоснована технико-экономическим расчетом. В том случае, когда мероприятия по защите железобетонных конструкций от электрокоррозии могут быть определены только после измерений блуждающих токов в условиях эксплуатации, эти мероприятия должны разрабатываться и осуществляться в первый год эксплуатации указанных конструкций или в первый год эксплуатации источника блуждающих токов.

Предварительная оценка опасности блуждающих токов производится на основании (см. также пп. 2.1, 2.2) данных опыта эксплуатации аналогичных конструкций и результатов инженерных изысканий, в состав которых входит обследование трассы и площадки строительства и измерение:

а)    напряженности блуждающих токов в грунте;

б)    потенциалов «арматура — бетон» и «арматура — земля», имеющихся на трассе (площадке) аналогичных подземных железобетонных конструкций зданий и сооружений;

в)    потенциалов, имеющихся на трассе (площадке) подземных металлических сооружений;

4

г)    удельного электрического сопротивления грунта;

д)    содержание хлоридов в грунте.

Измерения, указанные в пп. «а», «в», «г», «д», должны производиться по методике, приведенной в приложениях к ГОСТ 9.015-74, а измерения, предусмотренные в п. «б» — по методике, приведенной в приложении 2 к настоящей Инструкции.

1.5.    Запрещается принимать в эксплуатацию:

объекты — источники блуждающих токов — до осуществления всех предусмотренных проектом мероприятий по ограничению токов утечки;

железобетонные конструкции зданий и сооружений — до осуществления всех предусмотренных проектом мероприятий по защите этих конструкций от электрокоррозии (кроме случая, оговоренного в п. 1.4).

1.6.    При сдаче в эксплуатацию железобетонных конструкций, подвергающихся воздействию блуждающих токов, должен предъявляться паспорт на все виды предусмотренной проектом защиты этих конструкций от электрокоррозии.

2. ПОКАЗАТЕЛИ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ

2.1.    Заведомо опасным с точки зрения электрокоррозии является состояние железобетонных конструкций зданий и сооружений отделений электролиза (фундаментов, опор и перекрытий под электролизерами, колонн зданий и т. п.) и железобетонных конструкций сооружений электрифицированного на постоянном токе рельсового транспорта (опор контактной сети, мостов, эстакад, обделки тоннелей и т. п.), в связи с чем проектами этих конструкций следует предусматривать мероприятия по их защите от электрокоррозии, а также производить контроль коррозионного состояния указанных конструкций в период эксплуатации.

Опасность электрокоррозии этих конструкций в период эксплуатации и необходимость осуществления дополнительных мероприятий по их защите в этот период устанавливается по результатам электрических измерений путем сравнения последних с показателями, приведенными в табл. 1, 2, 3 настоящей Инструкции.

2.2.    Опасность электрокоррозии подземных железобетонных конструкций, расположенных в поле тока от постороннего источника (трубопроводов, коллекторов,

фундаментов зданий и т. п.), и необходимость их защиты от действия утечек постоянного тока должна устанавливаться по показателям, приведенным в табл. 1:

при проектировании — по результатам расчета плотности тока утечки с арматуры (по прил. 5, 6) или по результатам электрических измерений, указанных в п. 1.4 б;

в период эксплуатации — по результатам электрических измерений, указанных в приложении 2.

2.3.    Опасность электрокоррозии железобетонных конструкций от действия утечек переменного тока должна устанавливаться на основании специальных исследований в случаях:

использования железобетонных конструкций в качестве заземлителей;

расположения железобетонных конструкций, в том числе железобетонных конструкций зданий и сооружений электростанций, в зоне действия сильных магнитных переменных полей.

Опасность электрокоррозии других железобетонных конструкций от действия утечек переменного тока не устанавливается и защита от электрокоррозии не производится.

Для железобетонных конструкций железнодорожного транспорта, электрифицированного на переменном токе, электрическое сопротивление цепи заземления опор контактной сети и деталей крепления контактной сети к конструкциям мостов, эстакад, тоннелей при приемке в эксплуатацию должно быть не менее 100 Ом (для исключения опасности электрокоррозии); опасность электрокоррозии железобетонных конструкций в период эксплуатации не устанавливается, так как указанное электрическое сопротивление, при котором отсутствует опасность электрокоррозии, обеспечивается при выполнении требований, необходимых для нормальной работы рельсовых цепей автоблокировки.

2.4.    Основными показателями опасности электрокоррозии железобетонных конструкций от действия утечек постоянного тока, определяемыми путем электрических измерений, являются значения потенциалов «арматура — бетон» или плотность тока утечки с арматуры.

Опасность электрокоррозии допускается оценивать по косвенным показателям (ток утечки с арматуры, электрическое сопротивление цепи заземления и т. п.)(

в

если по этим показателям можно определить величину основных показателей.

По значениям потенциалов «арматура — земля» и потенциалов имеющихся на трассе (площадке) строительства подземных металлических сооружений обнаруживают наличие блуждающих токов. Оценка опасности электрокоррозии железобетонных конструкций по этим показателям не производится.

2.5.    Методика измерения потенциалов арматуры железобетонных конструкций приведена в прил. 2; методика измерения плотности тока утечки с арматуры железобетонных железнодорожных мостов — в прил. 3; методика электрических измерений на прочих железобетонных конструкциях сооружений железнодорожного транспорта — в прил. 4 к настоящей Инструкции.

2.6.    Основные показатели опасности электрокоррозии в анодных и знакопеременных зонах подземных и подводных частей железобетонных конструкций от действия утечек постоянного тока приведены в табл. 1,

Таблица 1

Основные показатели опасности электрокоррозии

Значение показателей (среднее за время измерений) при содержании СЬиоиов в грунте или воде, г/л

до 0,2

св. 0,2

Потенциал «арматура — бетон»*, В Плотность тока утечки с арматуры, мА/дм2

Св. 0,5

Св. 0

Св. 0,6

Св. 0,6

* По отношению к медно-сульфатному электроду.

Примечания* 1. Приведенные в таблице показатели действительны при условии защищенности арматуры слоем неповрежденного бетона или при наличии в защитном слое бетона трещин с шириной раскрытия не более указанной в п. 3.6.

2. Для арматуры, не защищенной слоем бетона, или при наличии в защитном слое бетона трещин с шириной раскрытия более указанной в п. 3.6 показатели опасности электрокоррозии приведены в ГОСТ 9 015—74.

3.    Основным показателем опасности электрокоррозии железобетонных конструкций сооружений магистрального и пригородного железнодорожного транспорта, электрифицированною на постоянном токе, является плотность тока утечки с арматуры.

7

4. Определение содержания Cl-ионов в грунте или воде, отбор проб грунтов и подготовка грунтов, а также приготовление водных вытяжек для анализа производятся в соответствии с прил. 1 к ГОСТ 9.015—74.

2.7. Основные показатели опасности электрокоррозии в анодных и знакопеременных зонах надземных частей железобетонных конструкций от действия утечек постоянного тока приведены в табл. 2.

Таблица 2

Наименование цехов, сооружений транспорта

Основные показатели опасности (средние за время измерений)

потенциал «арматура— бетон**, В

плотность тока утечки с арматуры, мА/дм2

Цеха электролиза расплавов

Св. 0,5

Св. 0,6

Цеха электролиза водных растворов

Св. 0

Св 0,6

Сооружения промышленного рельсового транспорта

Св 0,5

Св 0,6

Сооружения магист-

Определение показателей не про-

рального и пригородного железнодорожного транспорта, электрифицированного на постоянном токе

изводится, так как опасность отсутствует

* По отношению к медно-сульфатному электроду.

2.8.    Косвенные показатели опасности электрокоррозии (ток утечки, электрическое сопротивление цепи заземления) в анодных и знакопеременных зонах подземных частей железобетонных конструкций сооружений железнодорожного транспорта, электрифицированного на постоянном токе, приведены в табл. 3.

2.9.    Защита железобетонных конструкций от электрокоррозии должна выполняться так, чтобы обеспечить достижение безопасных значений показателей, приведенных в табл. 1, 2, 3.

8

Таблица 3

Косвенные показатели опасности электрокоррозии

11 аим еновапие конструкций

электрическое сопротивление цепи заземления на каждый вольт среднего значения положительных потенциалов «рельс — земля* или «трос — земля*, Ом/В, менее

ток

утечки,

мА,

свыше*

электрическое сопротивление цепи заземления, Ом, менее

Железобетонные опоры контактной сети с индивидуальным заземлением на рельсы

25

40

——

Железобетонные опоры контактной сети при групповом соединении тросом: без заземления троса на рельсы или с заземлением троса на рельсы через искровые промежутки (ИП), диодные • заземлители (ЗД) и т п устройства при длине троса: до 600 м

свыше 600 до 1500 м свыше 1500 м

Опасност

ь отсутств

ует

10**

100**

Бетонные и железобетонные фундаменты металлических опор контактной сети с индивидуальным заземлением на рельсы

25

40

Бетонные и железобетонные фундаменты металлических опор контактной сети при групповом соединении опор тросом:

без заземления троса на рельсы или

2 Зак 1375

9

1

Средний за время измерения.