ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
52583-
2006(ИСО 7176-21: 2003)Совместимость технических средств электромагнитнаяКРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Часть 21
Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом
ISO 7176-21:2003
Wheelchairs — Part 21: Requirements and test methods for electromagnetic compatibility of electrically powered wheelchairs and motorized scooters
(MOD)
Издание официальное
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «СТАНДАРТ-ИНФОРМ», Закрытым акционерным обществом «Научно-испытательный центр «САМТЭС» и Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» и ТК 381 «Технические средства для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2006 г. № 247-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 7176-21:2003 «Кресла-коляски. Часть 21. Требования и методы испытаний на электромагнитную совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров» (ISO 7176-21:2003 «Wheelchairs — Part 21: Requirements and test methods for electromagnetic compatibility of electrically powered wheelchairs and motorized scooters»). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта в соответствии с ГОСТ Р1.5—2004 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении А
5 В настоящем стандарте реализованы требования общего технического регламента об электромагнитной совместимости
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указапюлях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2006
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р 52583-2006
Содержание
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины и определения................................................2
4 Классификация кресел-колясок с электроприводом...............................2
5 Требования.........................................................3
5.1 Общие требования.................................................3
5.2 Требования при движении.............................................3
5.3 Требования при зарядке..............................................4
6 Оборудование для испытаний.............................................5
7 Подготовка кресла-коляски к испытаниям......................................6
7.1 Установка кресла-коляски.............................................6
7.2 Удержание кресла-коляски............................................6
7.3 Регулировка.....................................................6
7.4 Регулировка при испытаниях в процессе движения.............................6
7.5 Регулировка при испытаниях в процессе зарядки..............................6
8 Порядок проведения испытаний............................................7
9 Методы испытаний на помехоэмиссию.......................................7
9.1 Испытания на эмиссию излучаемых помех..................................7
9.2 Испытания на эмиссию кондуктивных помех.................................7
10 Методы испытаний на помехоустойчивость....................................7
10.1 Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам......................7
10.2 Испытание на устойчивость к электростатическому разряду рамы..................8
10.3 Испытание на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю..............8
10.4 Испытание на устойчивость к наносекундным импульсным помехам................10
10.5 Испытание на устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии . ... 10
10.6 Испытание на устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными
полями..........................................................10
10.7 Испытание на устойчивость к провалам напряжения электропитания................10
10.8 Испытание на устойчивость к прерываниям напряжения электропитания.............10
11 Вычисление изменения скорости обода колеса................................10
12 Протокол испытаний.................................................11
13 Информационное описание ............................................11
Приложение А (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок ........................12
Предисловие к ИСО 7176-21:2003
Международный стандарт ИСО 7176-21:2003 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические системы и средства помощи для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности». подкомитетом ПК 1 «Кресла-коляски».
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:
- часть 1 On ределен ие статической устойчивости:
- часть 2 Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом:
- часть 3 Определение эффективности действия тормозной системы;
- часть 4 Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;
- часть 5 Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота:
- часть 6 Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7 Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски:
- часть 8 Определение статической, ударной и усталостной прочности;
- часть 9 Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом:
- часть 10 Определение возможности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия;
- часть 11 Испытательные манекены;
- часть 13 Определение коэффициента трения испытательных поверхностей:
- часть 14 Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний;
- часть 15 Требования к информационному описанию, документированию и маркировке;
- часть 16 Стойкость к возгоранию мягких элементов Требования и методы испытаний;
- часть 19 Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья;
- часть 21 Требования и методы испытаний на электромагнитную совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров;
- часть 22 Правила установки;
- часть 23 Устройства преодоления лестниц, управляемые сопровождающим лицом Требования и методы испытаний
IV
ГОСТ Р 52583-2006
Введение
Кресла-коляски с электрическим приводом должны функционировать без эмиссии значительных электромагнитных помех в окружающую среду и существенного ухудшения качества их функционирования при воздействии внешних электромагнитных помех, которые следует ожидать при нормальных условиях применения.
Кресла-коляски следует применять в зонах значительного движения транспорта, и они должны быть устойчивы к воздействию радиочастотных электромагнитных полей от стационарных и подвижных средств радиосвязи, а также других источников электромагнитных помех. В случае непреднамеренного движения или изменения направления движения кресла-коляски возможно причинение вреда пациенту.
Настоящий стандарт устанавливает требования к креслам-коляскам и методы их испытаний, обеспечивающие снижение до минимума риска, связанного с воздействием предсказуемых с достаточным основанием электромагнитных помех и созданием электромагнитных помех, способных воздействовать на функционирование других устройств или оборудования в обычных условиях применения кресел-колясок
V
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 21
Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом
Electromagnetic compatibility of technical means. Wheelchairs.
Pari 21. Requirements and test methods for electromagnetic compatibility of electrically powered wheelchairs
Дата введения — 2007—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к электромагнитной совместимости по ограничению эмиссии электромагнитных помех и обеспечению устойчивости к электромагнитным помехам (помехоустойчивости) и методы испытаний для кресел-колясок с электроприводом и скутеров (далее — кресла-коляски), максимальная скорость которых не превышает 15 км/ч. предназначенных для передвижения инвалидов внутри и вне помещений.
Стандарт не распространяется на транспортные средства, предназначенные для перевозки более одного человека.
Настоящий стандарт также устанавливает дополнительные требования по ограничению эмиссии электромагнитных помех и обеспечению помехоустойчивости кресел-колясок со встроенным зарядным устройством батарей. Указанные требования не применяют, если зарядное устройство не встроено в кресло-коляску.
Исходная конфигурация кресла-коляски при испытаниях установлена для кресла-коляски с регулируемыми элементами, что позволяет сравнивать различные результаты испытаний.
Примечание — Применяемый в настоящем стандарте термин «кресло-коляска» включает в себя кресла-коляски с электроприводом, скутеры и кресла-коляски с ручным управлением, имеющие дополнительное энергетическое оборудование.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ — Настоящий стандарт предусматривает использование процедур, которые могут нанести ущерб здоровью, если не будут приняты адекватные меры предосторожности. Это относится только к технической пригодности и не освобождает изготовителя или испытательную лабораторию от юридических обязательств по обеспечению здоровья и безопасности персонала на любой стадии.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ РИСО 7176-9—2005 Кресла-коляски. Часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом
ГОСТ РИСО 7176-22—2004 Кресла-коляски. Часть 22: Правила установки
ГОСТ Р 50397-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р50606—93 (ИСО 7176-5—86) Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров. массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота
Издание официальное
ГОСТ Р 51317.4.2-99 (МЭК 61000-4-2—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.3-99 (МЭК 61000-4-3—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4-99 (МЭК 61000-4-4—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость кнаносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.11-99 (МЭК 61000-4-11—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.11-99(СИСПР 11—97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от промышленных, научных, медицинских и бытовых (ПНМБ) высокочастотных устройств. Нормы и методы испытаний.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТР 50397. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 передняя вертикальная плоскость: Вертикальная плоскость, расположенная спереди кресла-коляски перпендикулярно к направлению движения вперед и проходящая через переднюю точку наиболее отодвинутого переднего колеса (см. рисунок 1).
3.2 задняя вертикальная плоскость: Вертикальная плоскость, расположенная сзади кресла-коляски перпендикулярно к направлению движения вперед и проходящая через заднюю точку наиболее отодвинутого заднего колеса (см. рисунок 1).
3.3 боковая вертикальная плоскость: Вертикальная плоскость, расположенная сбоку кресла-коляски параллельно направлению движения вперед и проходящая через внешнюю точку наиболее отодвинутого вбок колеса (см. рисунок 1).
4 Классификация кресел-колясок с электроприводом
Кресла коляски с электроприводом классифицируют следующим образом:
А — кресла-коляски с электронным дифференциальным управлением направлением движения и электронным управлением тормозом;
В — кресла-коляски с электронным управлением скоростью. электронным сервоуправлением направлением движения и электронным управлением тормозом:
2
ГОСТ Р 52583-2006
С — кресла-коляски с электронным управлением скоростью, ручным управлением направлением движения и электронным управлением тормозом;
D — кресла-коляски с электронным дифференциальным управлением направлением движения и ручным управлением тормозом;
Е — кресла-коляски с электронным управлением скоростью, электронным сервоуправлением направлением движения и ручным управлением тормозом;
F — кресла-коляски с электронным управлением скоростью, ручным управлением направлением движения и ручным управлением тормозом:
G — кресла-коляски с простым односкоростным (включить/выключить) двигателем, ручным управлением направлением движения и ручным управлением тормозом.
Кресло-коляска может относиться к нескольким категориям.
5 Требования
5.1 Общие требования
Кресла-коляски всех категорий должны дополнительно соответствовать требованиям, установленным в 5.2
Кресла-коляски со встроенным зарядным устройством должны дополнительно соответствовать требованиям, установленным в 5.3.
5.2 Требования при движении
5.2.1 Эмиссия излучаемых помех
При испытаниях по 9.1 кресло-коляска должно соответствовать нормам излучаемых индустриальных радиопомех, установленным для технических средств класса Б. группы 1 по ГОСТР 51318.11.
5.2.2 Устойчивость к электростатическим разрядам
До и после проведения испытаний по 10.1 и 10.2 кресло-коляска должно соответствовать критериям работоспособности по ГОСТР ИСО 7176-9 с учетом требований раздела 8.
При испытаниях по 10.1 на кресло-коляску воздействуют электростатическими разрядами с испытательными уровнями:
±2; ±4; ± 6 кВ — при контактных разрядах и
± 2: ± 4; ± 8 кВ — при воздушных разрядах.
При испытаниях кресла-коляски по 10.2 — электростатическими разрядами ± 8 кВ.
В момент каждого разряда и в течение 2 с после каждого разряда или серии разрядов при использовании программируемого испытательного генератора:
а) система привода кресла-коляски должна соответствовать требованиям 5.2.4;
б) устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
5.2.3 Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю
До и после проведения испытания по 10.3 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТР ИСО 7176-9с учетом требований раздела 8
В процессе испытания по 10.3 во время воздействия на кресло-коляску радиочастотного электромагнитного поля напряженностью 12 В/м в полосе частот от 26 МГц до 1 ГГц:
а) система привода кресла-коляски должна соответствовать требованиям 5.2.4;
б) устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
5.2.4 Постоянство скорости и направления движения
5.2.4.1 Скорость
Для кресел-колясок категории А. В. С, D. Е и F значение изменения скорости обода приводного колеса &Savg при воздействии электромагнитных помех по 5.2.2 и 5.2.3. рассчитанное по формуле (1) или (2). не должно превышать ± 20 %.
Примечание — Положительное значение изменения скорости обода колеса указывает на увеличение его скорости, отрицательное — на уменьшение скорости.
Для кресел-колясок категории G требования к постоянству скорости движения не устанавливают.
3
5.2.4 2 Направление движения
Для кресел-колясок категории А и D дифференциальное изменение скорости обода колеса AS** при воздействии электромагнитных помех по 5.2.2 и 5.2.3, рассчитанное по формуле (3). не должно превышать ± 25%.
Примечание — Положительное значение изменения скорости обода колеса соответствует повороту направо, отрицательное — повороту налево.
Для кресел-колясок категории В и Е максимально допустимое изменение позиции сервоуправления направлением движения или угла поворота ведущего колеса при воздействии электромагнитных помех по 5.2.2 и 5.2.3 должны соответствовать их изменениям при повороте кресла-коляски с радиусом 4 м по ГОСТ Р 50605.
Для кресел-колясок категории С. F и G требование к постоянству направления движения не устанавливают.
5.3 Требования при зарядке
5.3.1 Эмиссия кондуктивных помех
При испытаниях по 9.2 кресло-коляска должно соответствовать нормам, установленным ГОСТР 51318.11 для технических средств класса Б. группы 1.
5.3.2 Эмиссия излучаемых помех
При испытаниях по 9.1 кресло-коляска должно соответствовать нормам излучаемых индустриальных радиопомех по ГОСТР 51318.11 для технических средств класса Б. группы 1.
5.3.3 Устойчивость к электростатическим разрядам
До и после проведения испытания по 10.1 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТР ИСО 7176-9 с учетом требований раздела 8.
При испытаниях по 10.1 на кресло-коляску воздействуют электростатическими разрядами с испытательными уровнями:
±2; ±4; ± 6 кВ — при контактных разрядах и
±2; ±4; ± 8 кВ — при воздушных разрядах.
При испытаниях по 10.2 на кресло-коляску воздействуют электростатическими разрядами ± 8 кВ.
В момент каждого разряда и в течение 2 с после каждого разряда или серии разрядов при использовании программируемого испытательного генератора:
- приводные колеса не должны двигаться:
- автоматические тормоза не должны включаться:
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сидения), не должны двигаться.
При проведении испытания по 10.1 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора.
5.3.4 Устойчивость к наносекундным импульсным помехам
До и после проведения испытания по 10.4 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТР ИСО 7176-9 с учетом требований раздела 8.
При испытании по 10.4 на кресло-коляску подают наносекундные импульсные помехи напряжением 1 кВ
Во время испытания и в течение 2 с после испытания:
- приводные колеса не должны двигаться:
- автоматические тормоза не должны включаться;
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
При проведении испытания no 10.4 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора.
5.3.5 Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии
До и после проведения испытания по 10.5 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТ Р ИСО 7176-9 с учетом требований раздела 8.
При испытании по 10.5 на кресло-коляску подают микросекундные импульсные помехи большой энергии при испытательном уровне 1 кВ по схеме «провод — провод» и при испытательном уровне 2 кВ по схеме «провод — земля».
Во время испытания и в течение 2 с после испытания:
- приводные колеса не должны двигаться:
ГОСТ Р 52583-2006
- автоматические тормоза не должны включаться;
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножки стопы и голени с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
При проведении испытания по 10.5 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора
5.3.6 Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными полями
До и после проведения испытаний по 10.6 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТ Р ИСО 7176-9 с учетом требований раздела 8.
При испытании по 10.6 на кресло-коляску подают испытательное напряжение 3 В в полосе частот от 150 кГц до 80 МГц.
Во время испытания и в течение 2 с после испытания:
- приводные колеса не должны двигаться;
- автоматические тормоза не должны включаться и
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться;
- зарядное устройство должно функционировать правильно во время испытания.
При проведении испытания по 10.6 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора
5.3.7 Устойчивость к провалам напряжения электропитания
До и после проведения испытаний по 10.7 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТРИСО 7176-9суметом требований раздела 8.
При испытании по 10.7 кресло-коляску подвергают воздействию провала напряжения, составляющего 0.7 VH в течение интервала времени, равного половине периода, и 0.6 VH — в течение интервала времени, равного пяти периодам (VH — номинальное напряжение электропитания).
Во время испытания и в течение 2 с после испытания:
- приводные колеса не должны двигаться;
- автоматические тормоза не должны включаться;
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
При проведении испытания по 10.7 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора.
5.3.8 Устойчивость к прерываниям напряжения электропитания
До и после проведения испытаний по 10.8 кресло-коляска должно отвечать критериям работоспособности по ГОСТРИСО 7176-9с учетом требований раздела 8.
При испытании no 10.8 кресло-коляску подвергают воздействию прерывания напряжения не более 0.05 Ун в течение времени, равного 250 периодам
Во время испытания и в течение 2 с после испытания:
- приводные колеса не должны двигаться;
- автоматические тормоза не должны включаться;
- устройства с электропитанием, которые не используются для привода кресла-коляски (например подножка и опора стопы с сервомотором и система, обеспечивающая вставание с сиденья), не должны двигаться.
При проведении испытания по 10.8 зарядное устройство должно продолжать функционировать без вмешательства оператора.
6 Оборудование для испытаний
6.1 Удерживающая система, состоящая из блоков, шин. веревки или подобных средств, удерживающих кресло-коляску в безопасном положении, но не препятствующих свободному вращению приводных колес.
Удерживающая система должна быть изготовлена из электрически непроводящих материалов и исключать возможность прохождения электрического тока между креслом-коляской и окружающей его средой.
Примечание — Использование материалов с низкой электрической проводимостью минимизирует воздействие удерживающей системы на результаты испытаний.
5