Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

76 страниц

Купить Инструкция — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция определяет порядок, способы работ и материалы, обеспечивающие защиту металлических конструкций от коррозии. Может быть применена всеми организациями Минавтодора РСФСР, занимающимися защитой металлических конструкций эксплуатируемых сооружений от коррозии.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовка металлических конструкций к окраске

3. Герметизация неплотностей в клепаных металлических конструкциях

4. Выбор лакокрасочных материалов и систем покрытий

5. Приготовление рабочих составов, правила хранения и контроль качества материалов

6. Нанесение лакокрасочных материалов

7. Организация работ по очистке и окраске металлоконструкций

8. Уход за лакокрасочными покрытиями в процессе эксплуатации

9. Техника безопасности, производственная санитария и противопожарные мероприятия

10. Приложения:

     Приложение 1. Виды разрушений лакокрасочных покрытий по ГОСТ 6992-68

     Приложение 2. Технические режимы обработки металлических конструкций кислотными пастами

     Приложение 3. Технические характеристики пневматического инструмента для очистки металлоконструкций. Технические характеристики пневматического инструмента

     Приложение 4. Технические характеристики передвижного гидропескоструйного аппарата типа ГПА-3

     Приложение 5. Материалы, рекомендуемые для герметизации неплотностей в мостовых конструкциях

     Приложение 6. Характеристика лакокрасочных материалов

     Приложение 7. Технологические режимы нанесения лакокрасочных покрытий

     Приложение 8. Определение условной вязкости лакокрасочных материалов с помощью вискозиметра ВЗ-4

     Приложение 9. Технологические характеристики механизмов и оборудования для пневматической окраски

     Приложение 10. Распылительная головка (сопло) конструкции НИИ мостов к пистолетам-краскораспылителям

     Приложение 11. Технические характеристики установок безвоздушного распыления

     Приложение 12. Технические характеристики установок электростатического распыления

     Приложение 13. Дефекты, возникающие при нанесении лакокрасочных покрытий и причины их возникновения

     Приложение 14. Проверка прочности сцепления (адгезии) защитного покрытия методом решетчатого надзора

     Приложение 15. Определение толщины лакокрасочного покрытия толщиномером ИТП-1

     Приложение 16. Журнал приемки работ по очистке и окраске металлических конструкций

     Приложение 17. Средства индивидуальной защиты при подготовительных и окрасочных работах

     Приложение 18. Защитные пасты и мази, применяемые при окрасочных работах

11. Литература

 
Дата введения17.03.1980
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.03.1980УтвержденМинавтодор РСФСР
РазработанТрест Росдороргтехстрой
ИзданЦБНТИ Минавтодора РСФСР1980 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОКРАСКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РСФСР МОСТОВ, ПУТЕПРОВОДОВ, ПАРОМНЫХ ПЕРЕПРАВ, ОГРАЖДЕНИЙ И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Москва 1980

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ИНСТРУКЦИЯ

по окраске металлических конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах РСФС мостов, путепроводов, паромных переправ, ограждений и дорожных знаков

Москва - 1980

Выбор способа очистки

2.20.    При выборе способа очистки надлежит руководство» ваться:

-    данными о состоянии противокоррозийного покрытия конструкции;

-    объемом предстоящих очистных и окрасочных работ;

-    наличием технических средств, планируемых для производства очистных работ;

-    временем года и климатическими условиями, при которых планируется выполнение работ.

2.21.    Способ подготовки металлической поверхности перед окраской выбирают по таблице 3.

Таблица 3.

Обез- !Смывка Шеско-!Гидро-!Обработка 1 жири- !старо- Jструй-!песко-1механизм- ! в ванне !го по- !ная    !струй-1рованным ! g

!крытия !очист-!ная !инструмен-! 5 !    1ка !очист-!том    !    5

!    I    !ка    !    !    3

I    !    !    1    !    -5

till    Г


! I t ! t « 1 88

!&* !

ГО © ‘

\2Ш


I *

и

*


!


+    +    +

-    +    +    +

-    +    +


Необходимые сочетания технологических операций подготовки поверхности перед окраской

Контроль качества очистки

2*22. Работы по очистке принимают непосредственно перед нанесением грунтовки. Результаты приемки заносят в журнал.

II

При обнаружении дефектов в качестве подготовленной к приемке поверхности операции очистки и обработки следует повторить.

IifiH приемке очищенной поверхности одновременно производят тщательный осмотр металла с целью выявления трещин, расслоений и других дефектов.

2.23.    степень очистки, уделения окалины и ржавчины с поверхности оценивают с помощью прозрачного квадрата размером

25x25 мм с взаимно перпендикулярными линиями, образующими квадратики размерами 1x1 мм, перемещаемого по поверхности металла. Степень удаления окислов определяют отношением количества квадратиков, занятых окислами, к общему количеству; это отнонение не должно превышать 10$.

2.24.    Степень обезжиривания контролируют следующим образом: на поверхность изделия наносят 2-3 капли бензина и выдерживают не менее 15 с. К испытываемому участку поверхности прикладывают кусок фильтровальной бумаги и прижимают его к поверхности до полного впитывания растворителя в бумагу. На другой кусок фильтровальной бумаги наносят 2-3 капли бензина

и выдерживают до испарения растворителя.

При дневном освещении сравнивают внешний вид обоих кусков фильтровальной бумаги. Качество обезжиривания оценивают по наличию или отсутствию масляного пятна на первом куске фильтровальной бумаги.

12

3. ГЕРМЕТИЗАЦИЯ НЕПЛОТНОСТЕЙ В КЛЕПАНЫХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

3.1.    Неплотности мостовых конструкций (сплошные и местные цели с раскрытием 0,3-1,5 мм, зазоры в стыках и пазухах) подлежат герметизации.

3.2.    Технология герметизации неплотностей в мостовых конструкциях включает следующие операции:

-    подготовку поверхностей, подлежащих герметизации;

-    герметизацию щелей;

-    герметизацию зазоров и пазух.

Материалы, рекомендуемые для герметизации, приведены в приложении 5.

8.3.    Герметизирующие материалы марок КМ-05 и У-ЗОМ следует готовить в следующей очередности: в герметизирующие пасты вводят вулканизирующие пасты, смесь тщательно перемешивают в течение 5 мин, затем добавляют ускоритель вулканизации и всю массу перемешивают еще 3-5 мин.

3.4.    Герметизирующие материалы приготовляют в мешалках (планетных, винтовых и др.) или при помощи пневмодрелей с укрепленными в их патронах мешателями (лопостями, крыльчатками и т.д.).

При механическом перемешивании чвстота вращения мешалок не должна превышать 80 об/мин во избежание нагрева герметизирующего материала, сникающего время его жизнеспособности.

Если масса герметизирующего материала не превышает 0,4-0,5 кг, то допускается приготовлять его вручную в сухой металлической, фарфоровой или полиэтиленовой таре. Перемешивание производят деревянным, металлическим или фарфоровым шпателем.

3.5.    При необходимости снизить вязкость герметизирующих материалов их разбавляют растворителем уайт-спиритом (ГОСТ 3134-62), который вводят в герметизирующие пасты в количестве не более 5-10% по массе. После тщательного перемешивания и получения однородной массы в смесь вводят вулканизирующие

13

пасты у ускорители вулканизации.

8.6.    Гериетик "Эластосид П-01в" является однокомпонент-ныи и поставляется в готовой к употреблению виде в алшиние -вой или пластмассовой таре с ллотнозакрыващейся крышкой.

8.7.    Приготовленные герметизирующие материалы необходшо доставлять на рабочее место в сухой и чистой посуде с паспортом, в котором должны быть указаны марка, масса, время при -готовления и срок использования материала в соответствии с его жизнеспособностью.

Категорически запрещается добавлять свежеприготовленный герметик к ранее приготовленному.

8.8.    Герметизацию неплотностей мостовых конструкций можно выполнять механизированным способом или вручную.

Выбор оборудования определяется видом неплотностей, подлежащих герметизации:

-    щели с раскрытием более 0,8 мм герметизируются о помощью пневматических или электрических виброшпателей (вон -струкции Киевского завода мостовых железобетонных конструкций Иосхостроя ► I) млн вручную с помощью шпателей из металла, фторопласта, полиэтилена и др.;

-    зазоры в стыках и пазухи герметизируют с помощью пневматических или ручных шприцев.

8.9.    Заполнять неплотности герметизирующим материалом следует за один раз. Не допускается повторная герметизация одной и той же щели, зазоров в стыках млн пазух после перерыва продолжительностью более 15 мин.

8.Ю. Герметизирующие материалы должны заполнять неплотности в конструкциях сплошным слоем без пустот. Излишек материала, который появляется на поверхности герметизируемой неплотности при полном ее заполнении, следует удалять металлическим скребком до начала вулканизации герметика.

При заполнении щелей (горизонтальных, вертикальных, наклонных) рекомендуется использовать накладки ив картона или регины, препятствующие растеканию герметизирующего материала по поверхности металла.

14

3. II. Ври работах по герметизации необходимо проверять:

-    соответствие исходных материалов требованиям государственных общесоюзных стандартов или технических условий;

-    правильность приготовления герметизирующих материалов по рекомендуемым составам;

-    сплоиность уплотненных соединений.

Сплошность заполнения герметиком неплотностей контролируют по окончании процесса вулканизации герметика. Ври наитии незагерметнзврованных мест следует произвести их дополнительную герметизацию.

15

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая "Инструкция по окраске металлических конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах РСФСР мостов, путепроводов, паромных переправ, ограждений и дорожных знаков" определяет порядок, способы работ и материалы, обеспечиваю -щие защиту металлических конструкций эксплуатируемых сооружений от коррозии.

В Инструкции изложены общие положения, современные способы подготовки металла перед окраской, эффективные лакокрасочные материалы и прогрессивная технология их нанесения в соответствии с действующими техническими условиями, ГОСТами и СНиПами.

Инструкция составлена отделом мостов треста "Росдороргтех-строй". В составлении Инструкции принимали участие инженеры Степанян Р.Е., Комарова Л.Н., Борина Г.В., Весенева Г.Н.

Настоящая Инструкция может быть применена всеми органи -зациями Минавтодора РСФСР, занимающимися защитой металлических конструкций эксплуатируемых сооружений от коррозии.

3

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I* Настоящая инструкция должна соблюдаться при ведении работ ш защите эксплуатируемых мостов, путепроводов* паромных переправ* ограждений и дорожных знаков от коррозии*

1.2* Работы по защите строительных конструкций от коррозии должны выполняться специализированными подразделениями строительно-монтажных организаций, укомплектованными соответствующими механизмами и специалистами, имеющими квалификацию в области производства конкретных видов защитных покры -тий, с соблюдением требований техники безопасности, пожарной и взрывобезопасности*

1*3. Для проведения работ по аащите металлоконструкций в каждом конкретном случае должен быть разработан проект производства работ (1ШР) с учетом выбранной системы покрытия и установленного технологического процесса окраски конструкций*

В технологический процесс окраски металлических конструкций входят следующие основные операции:

-    подготовка поверхности - удаление ржавчины, окалины, старой разрушившейся краски, сварочных брызг, жировых и других загрязнений для обеспечения достаточной адгезии (сцепления) наносимых слоев покрытия с металлом;

-    грунтование поверхности - нанесение прилегающего к металлу слоя покрытия, обеспечивающего прочность сцепления покрытия с металлом и улучшающего его защитные свойства;

-    шпатлевание поверхности - выравнивание поверхности окрашиваемой конструкции;

-    нанесение слоев эмали, лака, краски - создание защитного покрытия достаточной химической стойкости для данных условий эксплуатации металлоконструкций;

-    сушка - технологически необходимая операция, выполняемая в установленном режиме после нанесения каждого слоя лакокрасочного материала*

Технологический процесс окрасочных работ варьируют в зависимости от принятой системы лакокрасочного покрытия.

1.4. Ьроцесс очистки и окраски паромов не отличается от процесса очистки и окраски пролетных строений мостов. Исключение составляет нанесение специальных водостойких лакокрасочных материалов, применяемых для окраски паромов (см.таблицу 4).

1*5. Окраску и очистку ограждений и столбов дорожных знаков осуществляют в основном ручнымиметодами. Лакокрасочные материалы применяют те же, что и для окраски металличе -ских мостов, обратив внимание на цвет применяемой краска

2. ПОДГОТОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ К ОКРАСКЕ

2.1.    Процесс подготовки поверхности перед окраской включает следующие технологические операции: обезжиривание, удаление старого лакокрасочного покрытия, удаление окислов, промывка, сушка, обдувка сжатым воздухом.

Обезжиривание поверхности

2.2.    Процесс обезжиривания металлических поверхностей осуществляют путем протирки поверхности волосяными щетками или ветошью, смоченными в бензине или уайт-спирите.

2.3.    Обезжиривание металлических конструкций, подвергающихся пескоструйной и химической (с помощью грунтовок - преобразователей) очистке, производят до очистки, а при обработке механизированным и ручным инструментом - после очистки.

Удаление старого лакокрасочного покрытия

2.4.    Старое лакокрасочное покрытие удаляют полностью, если оно иыеет дефекты, приведенные в приложении I.

Качество старой краски определяют наружный осмотром и проверкой ее в отдельных местах острым инструментом (зубилом, крейцмесселем и др.) на прочность сцепления с металлом. При этом не должна допускаться зарубка металла.

2.5.    Удаление лакокрасочного покрытия производят смыв-ками или механическими методами.

2.6.    Плотно держащиеся покрытия удаляют смывками: (Д специальная (ТУ б-Ю-1088-76), ОД обыкновенная (ТУ МХП 906-42) и АФТ-1 (ТУ 6-I0-I202-76).

Для удаления стойких покрытий применяют смывку СП-б (ТУ 6-10-641-74).

Смывку наносят кистью или распылением, выдерживают 20-60 нин и удаляют шпателем, скребком и металлической щет -кой. Расход смывки составляет 150-200 г на I м2 поверхности.

Для удаления старых масляных покрытий применяют также

6

щелочные составы (таблица I), которые наносят капроновой кистью.

Таблица I Щелочные растворы (в весовых частях)

Компоненты

1 I

! 2

1 3

!4

Едкий натр

20

-

-

-

Сода

-

7

8

14

Негашеная известь

-

-

12

16

Мел в порошке

20

13

-

20

Вода

60

80

80

50

2.7.    1юсле удаления лакокрасочного покрытия смывками АФТ-1, СГ1-6 и СД поверхность промывают растворителем.

Удаление окислов

2.8.    Операцию удаления окалины и ржавчины с поверхности металла осуществляют травлением, механическими методами и с помощью грунтовок-преобразователей.

2.9.    Травление металла производят травильной пастой, которую наносят шпателем, штукатурной лопатой или пастопуль-том. Поверхность металла выдерживают под травильной пастой

в течение 1-6 ч, промывают водой и на 30-60 мин наносят пассивирующую пасту. Затем поверхность промывают и высушивают.

Рекомендуемые составы травильной и пассирующей паст приведены в приложении 2.

Расход травильной пасты на очистку I м2 поверхности металла составляет 2-3 кг, расход пассивирующей пасты - 1-1,5 к.

2.10.    При толщине ржавчины до IjO-150 мкм допускается обработка поверхности металлических конструкций грунтовками -преобразователями.

В качестве грунтовок-преобразователей применяют грунтовки BA-QII2 (ТУ 6-I0-I234-72) или ВА-ОПГИСИ (ТУ 81-0 5-121--71), которые наносятся краскораспылителем или кистью. Расход

грунтов» составляет 0,12-0,2 кг/м2.

2.II. Смешение компонентов производят непосредственно перед применением в пропорции, указанной в таблице 2.

Грунтовки-преобразователи ржавчины (в весовых частях)

Таблица 2

Компоненты

грунтовки-преоб

разователя

1 Весовые 1___или

j~BA-om“

отнонення компонентов грунтовок марок _____

” У ~ВА-0НГИСИ

Основа грунтов» Ортофосфорная гаслота:

юо

ЮО

70^-ная

4

7

или 8и£-яая

3

2.12. Поверхности, обработанные грунтовками-преобразователями, выдерживают 24 час, после чего наносят последующие слом защитного покрытия (грунтовки ХС-068, ФИ-ОЗК, Гф-020 и ДРО*

Удаление окислов с одновременным удалением старого лакокрасочного покрытия

2.13.    При механических методах обработки поверхности металла перед окраской операцию удаления старого покрытия объединяют с операцией удаления окислов.

Механическую очистку производят пеокиструйными или гядропескоструйными аппарата». При малом объеме работ очистку можно осуществить ручным иля механизированным инструментом.

2.14.    Механизированный инструмент я их характеристики приведены в приложения 3. В качестве рабочего элемента рекомендуется применять головку от реверсивной яневматяческой щетки УПРЩ-1 или разработанную в НИИ мостов, сжатую щетку.

Ручной инструмент дня очистки приведен на ряс.1.

8

г‘20

Рис Л. Ручной инструмент для очистки:

а - молоток для удаления ржавчины и окалины; б - зубило для удаления окалины; в - стальной скребок для снятия пластовой ржавчины; г - щетка из стальной проволоки для удаления плохо держащихся красок, рыхлой ржавчины ит.п.

Рис.2* Схема установки пескоструйного аппарата

I - корпус аппарата; 2 - камера смеиения сжатого воздуха и песка; В - вентиль коммуникации сжатого воздуха; 4 - резиновый шланг подачи песка в сопло; 5 - сопло; 6 * очищаемая поверхность; 7 - масловодоотделитель.

9

После очистки ручным или механизированным инструментом обрабатываемую поверхность необходимо обдуть сжатым воздухом.

2.15.    Пескоструйную обработку металлических конструкций производят пескоструйными аппаратами (рис.2) с применением

кварцевого или полевошпатового песка

Песок должен быть сухим и чистым* Содержание глинистых и пылевидных примесей в песке должно быть не более 0,5/6 по массе. Грязные пески должны быть промыты и высужены* Влажность песка не выше 3%.

2.16.    Гидропескоструйную обработку производят суспензией абразива в воде под давлением 0,3-1,0 МПа (3-10 кгс/см2)* Объемное отношение абразива к воде составляет от 1:6 до 1:1.

Для этого вида очистки применяют передвижной гидропескоструйный аппарат ГЦА-3, техническая характеристика которого приведена в приложении 4*

2.Г* Для предотвращения коррозии очищаемого металла в суспензию вводят один из пассиваторов: нитрит натрия (0,3-1%), тринатрий фосфат (0,5-2%), хромпик (0,5%).

Для объединения гидроабразивной обработки с процессам обезжиривания в воду добавляют щелочной раствор.

Промывка

2*18. Все металлические конструкции, расположенные на морском побережье, для удаления налета соли должны быть промыты струей пресной воды и просушены.

Металлические поверхности, обработанные смывками, тра -вильными пастами или гидропесноструйными аппаратами необходимо тщательно промыть пресной водой и просушить.

судка

2*19. Все влажные металлические поверхности необходимо просушить. Сушку, в зависимости от климатических условий и имеющегося оборудования, производят в естественных условиях, протиркой чистой ветошью или обдувкой сжатым воздухом.

10