Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

138 страниц

751.00 ₽

Купить НГЭА 92 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

НГЭА СССР содержат государственные требования безопасности полетов к гражданским аэродромам. НГЭА СССР являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, участвующих в создании (строительстве), испытании, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских аэродромов, а также их оборудования. Порядок разработки и утверждения таких Норм определяется Советом Министров СССР.

 Скачать PDF

Включены поправки к НГЭА-92 с 1-23, принятые на дату издания данной книги

Оглавление

1. Основные термины и определения

2. Классификация аэродромов и взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием

3. Физические характеристики аэродромов

4. Дневная маркировка аэродромных покрытий и препятствий аэродромов

5. Радиосветотехническое оборудование и диспетчерские пункты управления воздушным движением

6. Метеорологическое оборудование

7. Электроснабжение и электрооборудование

8. Аварийно-спасательные средства

Приложение

Проект поправки № 24 к НГЭА

Поправка № 25

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.11.1993УтвержденМинтранс РоссииДВ-156/и
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НОРМЫ годности К ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОДРОМОВ

(НГЭА-92)

Включены поправки к НГЭА 92 с 1 по 23 принятые на дату издания данной книги

НОРМЫ годности

К ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОДРОМОВ

(НГЭА-92)

Включены поправки к НГЭА 92 с 1 по 23 принятые на дату издания данной книги

Система посадки I категории ИЛС-l, СП-1 — система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до точки, в которой линия курса пересекает линию глиссады на высоте 60 м или менее над горизонтальной плоскостью, находящейся на уровне порога ВПП.

Система посадки II категории ИЛС-Н— система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до точки, в которой линия курса пересекает линию глиссады на высоте 15 м или менее над горизонтальной плоскостью, находящейся на уровне порога ВПП.

Система посадки III категории ИЛС-Ш— система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до поверхности ВПП и вдоль нее.

Система светосигнального оборудования аэродромов — совокупность светосигнальных приборов, размещенных на аэродроме по определенной схеме, электрического оборудования и аппаратуры дистанционного управления, предназначенных для обеспечения взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов.

Скорость ветра — скорость движения воздуха относительно земной поверхности. В мезеорологической информации при обеспечении взлета и посадки даются:

средняя скорость ветра — осредненные значения измеренной мгновенной скорости ветра за 2 и 10 мин;

максимальная скорость ветра (порывы) — наибольшее значение мгновенной скорости ветра за истекшие 10 мин или 2 мин.

Смещенный порог ВПП— порог взлетно-посадочной полосы, не совпадающий с ее началом.

Средства объективного контроля — оборудование, которое обеспечивает автоматическую регистрацию переговоров по каналам воздушной электросвязи, а также по каналам взаимодействия диспетчеров УВД в реальном времени в течение всей продолжительное! и полетов, включая регистрацию метеоинформации.

Точка "А " ИЛС (СП) — точка на глиссаде, расположенная над продолжением осевой линии ВПП в направлении захода на посадку на расстоянии 7400 м от порога ВПП.

Точка "В" ИЛС (СП)— точка на глиссаде, расположенная над продолжением осевой линии ВПП в направлении захода на посадку на расстоянии 1050 м от порога ВПП.

Точка "С" ИЛС (СП) — точка, через которую проходит продолжение снижающейся прямолинейной части номинальной глиссады на высоте 30 м над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог ВПП.

Точка ”Д" ИЛС— точка, расположенная на высоте 4 м над осью ВПП и на расстоянии 900 м ог порога ВПП в направлении курсового маяка.

Точка ”Е” ИЛС — точка, расположенная на высоте 4 м над осью ВПП и на расстоянии 600 м от конца ВПГ1 в направлении ВПП.

Угломестная характеристика ГРМ — зависимость величины разности глубины модуляции в точках зоны действия радиомаяка от углового положения этих точек относительно глиссады.

Угол наклона глиссады ИЛС (СП) — угол между прямой линией, которая представляет собой усредненную глиссаду ИЛС (СП), и горизонтальной плоскостью.

Уширение ВПП— часть взлетно-посадочной полосы, предназначенная для обеспечения разворота воздушных судов.

Чувствительность к смещению глиссадного радиомаяка — отношение измеренной разности глубины модуляции к ее угловому смещению относительно соответствующей опорной линии.

10

Чувствительность к смещению курсового радиомаяка — отношение измеренной разности глубины модуляции (КРМ ИЛС) или глубины модуляции (КРМ СП) к ее боковому смещению относительно соответствующей опорной линии.

Щит гарантированного питания электроэнергией— распределительное устройство, на котором после отказа одного источника питания электроэнергией напряжение восстанавливается от другого источника через гарантированное время.

Электроснабжение аэропорта — подача электроэнергии от внешних источников до центрального распределительного пункта или вводных трансформаторных подстанций аэропорта.

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС С ИСКУССТВЕННЫМ

ПОКРЫТИЕМ

2.1. На каждом аэродроме должен быть определен его класс, а на многополосном аэ родроме — также класс каждой ИВПП.

Класс ИВПП определяется длиной взлетно-посадочной полосы в стандартных условиях по табл.2.1.

Таблица 2.1

Показатель

Класс ИВПП

А

Б

В

Г

Д

Е

Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м

3200

2600

1800

1300

1000

500

2.2. Класс аэродрома должен определяться:

а)    на однополосных аэродромах — классом ИВПП;

б)    на многополосных аэродромах — классом ИВПП, имеющей набольшую длину в стандартных условиях.

Глава 3. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОДРОМОВ 3.1. Геометрические размеры элементов аэродрома

3.1.1.    На аэродроме для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены следующие взлетные и посадочные дистанции:

располагаемая дистанция разбега; располагаемая дистанция взлета; располагаемая дистанция прерванного взлета; располагаемая посадочная дистанция.

Примечание. Порядок определения располагаемых дистанций приведен в разделе 3 Приложения.

3.1.2.    Ширина ИВПП должна быть по всей длине постоянной и не менее приведенной в табл.3.1

11

Таблица 3.1

Класс ИВПП

Ширина ИВПП, м

А

60

Б

45

В

42

Г

35

д

28

Е

21

Примечание. Дня ИВПП класса А минимальную ширину ИВПП допускается принимать равной 43 м. При этом должны быть предусмотрены укрепленные обочины такой ширины, чтобы расстояние от оси ИВПП до внешних кромок каждой из обочин было не менее 30 м.

3.1.3. При отсутствии РД на концевых участках ИВПП для разворота ВС должно предусматриваться уширение ИВПП. Ширина ИВПП в местах уширения должна быть не менее приведенной в табл.3.2.

Таблица 3.2

Класс ИВПП

Ширина ИВПП с уширением, м

А,Б,В

75

_сд_

45

3.1.4. Продольные и поперечные уклоны ИВПП на аэродромах должны быть не более приведенных в табл.3.3.

Таблица 33

Наименование

Класс ИВПП

А,Б,В

Г

Д

Е

Продольный уклон любой части среднего участка

0,0125

0,015

0,015

0,02

Продольный уклон любой части крайнего участка

0,008

0,015

0,015

0,015

Средний продольный уклон

0,01

0,01

0,01

0,017

Поперечный уклон любой части

0,015

0,015

0,02

0,02

Примечания:

1.    Длина крайних участков ИВПП принимается равной 1/6 длины ИВПП для всех аэродромов.

2.    Действие данного требования распространяется только на проектирование и строительство новых ИВПП.

3.1.5.    На действующих аэродромах в Инструкцию по производству полетов должен быть внесен продольный профиль ИВПП с указанием фактических уклонов.

3.1.6.    Длина летной полосы (ЛП) —летная полоса должна простираться за каждым « концом ИВПП или концевой полосы торможения (КПТ), если она предусмотрена, на расстояние не менее 150 м для ВПП классов А, Б, В, Г, Д и 120 м для ВПП класса Е.#

12

Примечание. В случае невозможности обеспечения этих расстояний из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий, для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции.

Пояснения по применению данного положения приведены в разделе 3 Приложения.

3.1.7.    Летая полоса, включающая оборудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее: 4

150 м — для ВПП классов А, Б, В, Г и!

75 м — для ВПП классов Д, Е.

3.1.8.    Часть ЛП (которая включает оборудованную ВПП), расположенная по обе стороны от оси ВПП, должна быть спланирована и подготовлена таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП в пределах:

80 м — для ВПП классов А и Б,

70 м — для ВПП класса В,

65 м — для ВПП класса Г,

55 м — для ВПП класса Д,

40 м — для ВПП класса Е.

3.1.9.    Грунтовая поверхность спланированной части ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями (ВПП, обочинами, рулежными дорожками, КПТ и др.) должна располагаться на одном уровне с ними.

3.1.10.    Часть ЛП, расположенная перед порогом ВПП, должна быть укреплена на всю ширину ВПП с целью предотвращения эрозии от струй газов воздушных судов и защиты приземляющихся воздушных судов от удара о торец ВПП на расстояние не менее:

75 м — для ВПП класса А,

50 м — для ВПП классов Б и В,

30 м — для ВПП классов Г и Д.

Примечание. Требования о постоянной (равной ВПП) ширине укрепления распространяется на строительство и реконструкцию ВПП. Для существующих ВПП допускается укрепление шириной, уменьшающейся до 2/3 ширины ВПП у конца укрепления.

3.1.11.    В пределах спланированной части ЛП не должно быть объектов; за исключением тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться и иметь легкую и ломкую конструкцию (например, контрольная антенна курсового радиомаяка, уголковые отражатели ПРЛ и др.).

3.1.12.    Подвижные и неподвижные объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы ЛП, рекомендуется устранять, за исключением тех, функциональное назначение которых требует размещения вблизи ВПП.

В этих пределах не должны размещаться новые или увеличиваться в размерах существующие объекты, за исключением тех случаев, когда размещение нового или увеличение в размерах существующего объекта:

а)    необходимо для обеспечения взлетов и посадок воздушных судов; или

б)    не окажет неблагоприятного воздействия на безопасность или эффективность полетов воздушных судов.

Примечание. Примерами объектов, функциональное назначение которых требует размещения вблизи ВПП и необходимо для обеспечения взлетов и посадок ВС, являются: ГРМ, ПРЛ, СДП, измерители видимости, параметров ветра и др.

13

3.1.13.    На летных полосах, включающих ВПП точного захода на посадку I, II и III категорий, в пределах 60 м в каждую сторону от осевой линии ВПП не должны находиться неподвижные объекты, кроме визуальных средств и уголковых отражателей ПРЛ, имеющих легкую и ломкую конструкцию. В указанной зоне не должны находиться подвижные объекты (например, снегоуборочные машины) во время использования ВПП для взлета или посадки.

3.1.14.    Концевая полоса торможения (КИТ) должна иметь ту же ширину, что и ВПП, к которой она примыкает.

3.1.13. Концевая полоса торможения (КПТ) должна быть подготовлена таким образом, чтобы она могла в случае прекращения взлета выдержать нагрузку, создаваемую самолетом, для которого она предназначена, не вызывая повреждения его конструкции.

3.1.16.    Длина свободной зоны не должна превышать половины располагаемой длины разбега.

3.1.17.    Свободная зона должна простираться на расстояние не менее 75 м в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП.

3.1.18.    Поверхность свободной зоны не должна выступать над плоскостью, имеющей восходящий уклон 1,25%, при этом нижней границей этой плоскости является горизонтальная линия:

а)    перпендикулярная вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП, и

б)    проходящая через точку, расположенную на осевой линии ВПП в конце располагаемой дистанции разбега.

Примечание. В некоторых случаях, когда при определенных поперечных или продольных уклонах ВПП, обочина или ЛП нижняя граница плоскости свободной зоны может оказаться ниже поверхности ВПП, обочины или ЛП, планировка этих поверхностей не требуется. Объекты или рельеф, которые располагаются за концом ЛП над плоскостью СЗ, но ниже уровня ЛП, устранять не требуется.

3.1.19.    Характеристики уклонов той части свободной зоны, ширина которой по крайней мере не менее ширины ВПП, к которой она примыкает, Должны быть сопоставимы с уклонами ВПП, если средний уклон свободной зоны незначительный или является восходящим. При незначительном или восходящем среднем уклоне СЗ не допускаются резкие изменения восходящих уклонов свободной зоны. Отдельные понижения местности, например, канавы, пересекающие СЗ, не исключаются.

3.1.20.    Объекты, расположенные в свободной зоне, которые могут представлять угрозу для безопасности воздушных судов в воздухе, должны быть устранены.

3.1.21.    Для определения минимальных параметров—ширины искусственных покрытий РД, укрепленных обочин РД, радиусов закруглений РД, удаления РД от препятствий и других РД — должны быть установлены для каждой РД индексы самолетов, эксплуатирующихся на данных РД аэродрома. Индекс самолета должен устанавливаться по размаху крыла и колес шасси по внешним авиашинам, в соответствии с табл.3.4.

Требования для самолетов индекса 6 также распространяются на самолеты с размахом крыла от 65 до 75 м и колеёй шасси по внешним авиашинам до 10,5 м за исключением п.3.1.25 (табл.3.8) и п.3.1.26 (табл.3.9).

14

Таблица 3.4

Индекс самолета

Размах крыла, м

Колея шасси по авиашинам, м*

1

до 24

до 4

2

от 24 до 32

от 4 до 6

3

от 24 до 32

от 6 до 9

4

от 32 до 42

от 9 до 10,5

5

от 32 до 42

от 10,5 до 12,5

6

от 42 до 65

от 10,5 до 14

’Расстояние между внешними кромками внешних колес основных опор шасси самолета.

Примечание. Если индексы самолета по размаху крыла и колее шасси различны, то принимается больший из индексов.

3.1.22. Ширина искусственного покрытия РД должна быть не менее приведенной в табл.3.5.

Таблица 3.5

Индекс самолета

Ширина РД, м

1

7,0

2

10,0

3

13,0

4

17,0

5

19,0

6

22,5

Примечание. Для самолетов с индексом 4 при колее шасси по внешним авиашинам до 7,5 м допускается ширина РД, равная 14 м. Для самолетов с индексом 6 при колее шасси по внешним авиашинам до 9,5 м допускается ширина РД, равная 18 м, а при колее шасси по внешним авиашинам до 12,5 м допускается ширина РД, равная 21 м.

3.1.23. С двух сторон РД, предназначенных для руления самолетов с индексом 4,5 или 6, должны быть предусмотрены укрепленные обочины. Общая ширина РД и укрепленных обочин должна быть не менее приведенной в табл.3.6.

Таблица 3.6

Индекс самолета

Общая ширина РД и двух укрепленных обочин, м

4

27,0

5

29,0

6

40,5

Примечания:

1.    Для самолетов с индексом 6 при расстоянии между осями внешних двигателей до 27 м допускается общая ширина РД и двух укрепленных обочин, равная 31 м.

2.    Для самолетов с индексом 6 при колее шасси по внешним авиашинам до 12,5 м допускается общая ширина РД и двух укрепленных обочин, равная 39 м.

15

3.1.24. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ИВПП должен быть не менее приведенного в табл.3.7.

Таблица 3.7

Индекс самолета

Радиус закругления РД, м

1

10

2

20

3

30

4,5,6

50

Примечание. В случае, если поворот самолетов с РД производится только в одну сторону, то закругление с другой стороны РД может не предусматриваться.

3.1.25. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в табл.3.8.

Таблица 3.8

Индекс самолета

Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями, м

1

25,0

2,3

29,5

4,5

38,0

6

47,5*

* 55 м для самолетов с размахом крыла от 65 до 75 м и колеёй шасси по внешним авиашинам до 10,5 м.

Примечание. Указанные в табл.3.8 расстояния не относятся к путям руления самолетов на перроне.

3.1.26. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в табл.3.9.

Таблица 3.9

Индекс самолета

Расстояние между осевыми линиями параллельных РД, м

1

38

2,3

47

4,5

61

6

80*

*95 м для самолетов с размахом крыла от 65 до 75 м и колеёй шасси по внешним авиашинам до 10,5 м.

Примечания:

1. Указанные в табл.3.11 расстояния не относятся к путям руления самолетов на перроне.

2. Инструктивный материал относительно возможности и порядка проведения временных работ на летном поле приводится в разделе 1 Приложения.

3.1.27. Аэродром должен иметь ограждение по всему периметру.

16

3.2. Ограничение и учет препятствий

3.2.1.    На аэродроме должны быть получены данные о высоте и расположении препятствий, которые могут представлять опасность для выполнения полетов.

Примечание. Приемлемый метод получения данных о препятствиях приведен в разд.3.2.1 МОС НГЭА.

3.2.2.    Ограничение и устранение препятствий

ВПП для захода на посадку по приборам

3.2.2.1. Неподвижные (временные и постоянные) и подвижные объекты, выступающие за любую из поверхностей, указанных ниже в данном пункте, рекомендуется устранять, за исключением случаев, когда такие объекты "затенены" существующим неподвижным объектом.

Новые или увеличенные в размерах объекты не должны выступать за поверхность захода на посадку в пределах 3000 м от нижней границы и за переходную поверхность, за исключением случаев, когда новый или увеличенный в размерах объект будет "затенен" существующим неподвижным объектом.

Не рекомендуется допускать, чтобы новые или увеличенные в размерах объекты выступали за поверхность захода на посадку на расстоянии более 3000 м от нижней границы, за коническую, внутреннюю и внешнюю (о ее применении см. в МОС НГЭА СССР) горизонтальные поверхности, за исключением случаев, когда такие объекты будут "затенены" существующим неподвижным объектом.

Применительно к ВПП или одному из ее направлений для захода на посадку по приборам устанавливаются следующие поверхности ограничения препятствий:

а)    коническая поверхность;

б)    внутренняя горизонтальная поверхность;

в)    поверхность захода на посадку;

г)    переходная поверхность.

Рис.3.1. Поверхность ограничения препятствий:

1 — коническая поверхность; 2 — внутренняя горизонтальная поверхность; 3 — поверхность захода на посадку; 4 — поверхность взлета;

5 — ВПП; 6 —переходная поверхность

Относительные высоты, размеры и наклоны данных поверхностей указаны в табл.3.13, рис.3.1 и 3.2

Примечания:

1.    Применение принципа "затенения" изложено в разд.3.2 МОС НГЭА СССР.

2.    Допускаются случаи расположения нижней границы или части нижней границы поверхности захода на посадку ниже поверхности летной полосы из-за поперечных или продольных уклонов.

3.    Не должны вводиться ограничения (например, ограничительные пеленги) для выполнения полетов в пределах поверхности зрзддр на посадку и переходных поверхностей.

17

Поверхности ограничения препятствий имеют следующие характеристики: Коническая поверхность—наклонная поверхность, простирающаяся вверх и в стороны от внешней границы внутренней горизонтальной поверхности (см. рис.3.1).

Коническая поверхность имеет:

—    нижнюю границу, совпадающую с внешней границей внутренней юризонталь-ной поверхности;

—    верхнюю границу, представляющую линию, расположенную на заданной высоте.

Рис.3.2. Внутренняя горизонтальная поверхность: а—внутренняя горизонтальная поверхность одной ВПП; б — составная внутренняя горизонтальная поверхность двух В11П

Наклон конической поверхности измеряется в вертикальной плоскости, перпендикулярной к внешней границе внутренней горизонтальной поверхности, и составляет 5% для аэродромов всех классов (табл.3.13).

Внутренняя горизонтальная поверхность — поверхность овальной формы, расположенная в горизонтальной плоскости над аэродромом на заданной высоте относительно высоты аэродрома.

Внешней границей этой поверхности является линия, равноудаленная от оси ВПП, образуемая касательными и дугами окружностей установленного радиуса г (см. рис.3.1, 3.2, табл.3.13).

Поверхность захода на посадку — наклонная плоскость или сочетание плоскостей, расположенных перед порогом ВПП( см. рис.3.1,3.2, табл.3.13).

Поверхность захода на посадку имеет:

— нижнюю границу установленной длины, расположенную горизонтально на заданном расстоянии перед порогом ВПП, перпендикулярно и симметрично осевой линии

ВПП;

—    две боковые границы, начинающиеся от концов нижней границы и равномерно расходящиеся под установленным углом к продолжению осевой линии ВПП;

—    верхнюю границу, параллельную нижней границе, расположенную в горизонтальной плоскости на высоте 100 м над уровнем внутренней горизонтальной поверхности

или в горизонтальной плоскости, проходящей через верхнюю точку объекта, определяющего высоту горизонтального полета на предпосадочной прямой, в зависимости от того, что выше.

Высота нижней границы поверхности захода на посадку соответствует высоте точки в середине порога ВПП.

Наклон поверхности захода на посадку измеряется в вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП.

Переходная поверхность — наклонная комбинированная поверхность, расположенная вдаль боковой границы поверхности захода на посадку и простирающаяся вверх и в стороны до внутренней горизонтальной поверхности (см. рис.3.1, табл.3.13).

Переходная поверхность является контрольной поверхностью ограничения препятствий доя зданий, сооружений, возвышенностей рельефа местности, деревьев, воздушных судов на местах стоянки.

Наклон переходной поверхности измеряется в вертикальной плоскости, перпендикулярной оси ВПП или ее продолжению.

Переходная поверхность имеет:

—    нижнюю границу, начинающуюся у пересечения границы поверхности захода на посадку с внутренней горизонтальной поверхностью и продолжающуюся вниз вдоль боковой границы поверхности захода на посадку в далее вдоль полосы параллельно осевой линии ВПП на расстоянии от оси ВПП, равном половине длины нижней границы поверхности захода на посадку;

—    верхнюю границу, расположенную в плоскости внутренней горизонтальной поверхности.

Высота нижней границы поверхности является переменной величиной. Высота точки на нижней границе этой поверхности равна:

—    вдоль боковой границы поверхности захода на посадку — превышению поверхности захода на посадку в этой точке;

—    вдоль летной полосы — превышению ближайшей точки осевой линии ВПП или ее продолжения.

Часть переходной поверхности, расположенная вдоль летной полосы, является криволинейной при криволинейном профиле ВПП или представляет собой плоскость при прямолинейном профиле ВПП.

Линия пересечения переходной поверхности с внутренней горизонтальной поверхностью будет также криволинейной или прямолинейной в зависимости от профиля ВПП.

Подвижные и неподвижные объекты, расположенные между БПБ или КПБ и той частью нижней границы переходной поверхности, которая параллельна осевой линии ВПП или ее продолжению, рекомендуется устранять, за исключением тех, функциональное назначение которых требует размещения вблизи ВПП (например, ГРМ, ПРЛ, СДП, антенны РТС, метеорологические приборы).

В этих пределах не должны размещаться новые или увеличиваться в размерах существующие объекты, за исключением тех случаев, когда размещение нового или увеличение в размерах существующего объекта:

а)    необходимо для обеспечения взлетов н посадок воздушных судов;

или

б)    не окажет неблагоприятного воздействия на безопасность или эффективность полетов воздушных судов.

19

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР) содержат государственные требования безопасности поветов к гражданским аэродромам.

НГЭА СССР являются обязательными для всех министерств, государственных ко* митетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, участвующих в создании (строительстве), испытании, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских аэродромов, а также их оборудования. Порядок разработки и утверждения таких Норм определяется Советом Министров СССР.

НГЭА СССР включают в себя Станд арты, Рекомендации и Приложения.

Стандарт—любое требование к аэродрому, выполнение которого является обязательным.

В тексте стандартов применяются вспомогательные глаголы «должен», «должен

быть».

Рекомендации - любое требование к аэродрому, выполнение которого является желательным для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

В тексте рекомендаций применяется вспомогательный глагол «рекомендуется».

Приложение - инструктивный и информационный материал, который поясняет содержащиеся в Нормах Стандарты и Рекомендации я служит для оказания помощи в их применении.    V    '    |

Гражданский аэродром может быть допущен к эксплуатации лишь после того; как будет установлено его соответствие требованиям НГЭА СССР.

Соответствие аэродромов требованиям НГЭА СССР определяется по Методикам оценки соответствия (МОС), являющимся приложением к НГЭА СССР. МОС НГЭА СССР предназначены для оценки характеристик и параметров аэродромов и определяют порядок проведения их оценки по требованиям НГЭА СССР.

На гражданских аэродромах, где выполняют палеты военные воздушные суда, допускается установка дополнительного оборудования (в том числе рабочих мест ГРП), обеспечивающего безопасность их полетов.

В отдельных случаях допускается отступление от стандартов НГЭА СССР, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов. В этих случаях министерством, государственным комитетом, ведомством, в ведении которых находится аэродром, с привлечением научно-исследовательских институтов должно быть подготовлено и утверждено заключение, подтверждающее обеспечение эквивалентного уровня безопасности полетов.

НГЭА СССР не устанавливают правила и процедуры контроля и управления воздушным движением на аэродромах и в районе аэродрома, а также правила определения ми-ннмумов аэродромов для взлета, минимумов аэродромов для посадки, в том числе по 1, И, III категориям.

Руководство и координацию работ по пересмотру и совершенствованию НГЭА СССР осуществляет Межведомственная комиссия по нормам годности к эксплуатации в СССР аэропортов, гражданских аэродромов, воздушных трасс и их оборудования (МВК НГЭА СССР) на основании Положения о порядке разработки (совершенствовании) Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов и Метод ик оценки соответствия.

Изменения к НГЭА СССР гадакЬсяпо мере необходимости, причем печатается весь текст пунктов Норм, в которые вносятся изменения и дополнения.

2

ВПП точного захода на посадку /, II, III категорий

3.2.22. Неподвижные (временные и постоянные) и подвижные объекты, выступающие за поверхности — коническую, внутреннюю горизонтальную захода на посадку, переходные — рекомендуется устранять, за исключением тех сдучаев, когда такие объекты "затенены" существующим неподвижным объектом.

Новые или увеличенные в размерах объекты не должны выступать за поверхность захода на посадку и за переходную поверхность, за исключением случаев, когда новый или увеличенный в размерах объект "затенен” существующим неподвижным объектом.

Не рекомендуется допускать, чтобы новые или увеличенные в размерах существующие объекты выступали за коническую, внутреннюю и внешнюю горизонтальные поверхности, за исключением случаев, когда такие объекты будут "затенены" существующим неподвижным объектом.

Неподвижные объекты не должны выступать за внутреннюю поверхность захода на посадку, внутренние переходные поверхности, поверхность прерванной посадки, за исключением объектов, имеющих легкую и ломкую конструкцию, которые по своему функциональному назначению должны располагаться на летной полосе.

При использовании ВПП для посадки над этими поверхностями не должны возвышаться подвижные объекты.

Применительно к ВПП (направлению) точного захода на посадку I, II, III категорий устанавливаются следующие поверхности ограничения препятствий:

а)    коническая поверхность;

б)    внутренняя горизонтальная поверхность;

в)    поверхность захода на посадку;

г)    переходная поверхность;

д)    внутренняя поверхность захода на посадку;

е)    внутренняя переходная поверхность;

ж)    поверхность прерванной посадки.

Относительные высоты, размеры и наклоны данных поверхностей указаны s табл.3.13.

Примечание. См. примечания к п.3.2.2.1.

Поверхности ограничения препятствий имеют следующие характеристики:

Коническая поверхность. Внутренняя горизонтальная поверхность» Поверхность захода на посадку. Переходная поверхность — см.п.3.2.2.1.

Внутренняя поверхность захода на посадку— прямоугольный участок поверхности захода на посадку, расположенный непосредственно перед порогом ВПП (рис.3.3, табл.3.13).

Внутренняя поверхность захода на посадку имеет:

—    нижнюю границу, совпадающую с нижней границей поверхности захода на посадку, но имеющую меньшую длину;

—две боковые границы, начинающиеся у концов нижней границы и проходящие параллельно вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП;

—    верхнюю границу, параллельную нижней границе.

Внутренняя переходная поверхность — поверхность, аналогичная переходной поверхности, но расположенная ближе к ВПП (см. рис.З J, табл.3.13).

20

Действие требований НГЭА СССР распространяется на все гражданские аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы захода на посадку по приборам или точного захода на посадку I, II, III категорий с искусственным покрытием.

Настоящие НГЭА разработаны на основе обобщения практики использования НГЭА СССР-80, НГЭА СССР (издание второе, 1987 г.), изменений и дополнений к ним, на основе результатов научных исследований по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, а также с учетом действующих в СССР нормативных документов, содержащих государственные требования и стандарты, определяющих годность к эксплуатации аэродрома и его оборудования, с учетом стандартов и рекомендаций, принятых в ИКАО и СЭВ.

АВР

ACN

АП

АГ10И

АРП

АС УВД

АСС

БПРМ

БМРММ

ВВ

ВРЛ

ВС

ВНГО

ВПП

ВПР

ГВПП

ГГС

ГРМ

дпк

ДПРМ

ДМРМ

дпп

ДПР

дпсп

ЗД

ИВД

ивпп

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

-    автоматический ввод резерва

-    классификационное число воздушного судна

-    авиационное происшествие

-    аппаратура первичной обработки информации

-    автоматический радиопеленгатор

-    автоматизированная система управления воздушным движением

-    аварийно-спасательная станция

-    ближний приводной радиомаркерный пункт

-    ближний маркерный радиомаяк

-    видимость вертикальная

-    вторичный радиолокатор

-    воздушное судно

-    высота нижней границы облаков

-    взлетно-посадочная полоса

-    высота принятия решения

-    грунтовая взлетно-посадочная полоса

-    громкоговорящая связь

-    глиссадный радиомаяк

-    диспетчерский пункт круга

-    дальний приводной радиомаркерный пункт

-    дальний маркерный радиомаяк

-    диспетчерский пункт подхода

-    диспетчерский пункт руления

-    диспетчерский пункт системы посадки

-    зона действия радиомаяка

-    интенсивность воздушного движения - взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием

ИЛС (СП) - наземное оборудование системы посадки метрового диапазона волн, работающее по принципу ИЛС или СП КДП    - командно-диспетчерский пункт

КПТ    - концевая полоса торможения

КРМ    - курсовой радиомаяк

КТ А    - контрольная точка аэродрома

ЛП    - летная полоса

МДВ    - метеорологическая дальность видимости

МРЛ    - метеорологический радиолокатор

МРМ    - маркерный радиомаяк

3

МОС НГЭА-92 - методики оценки соответствия Нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов МС    -место стоянки

НГЭА-92    - Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов

и воздушных трасс


ОВИ

ОВЧ

ОМИ

ОПРС

ОРЛ-А, (ОРЛ-Т)

ОСП

ПА

ПВП

пвп

пдп

ПДСР

ппп

ПРЛ

ПРЦ

ПрРЦ

PCN

РГМ

рд

РЛС ОЛП

РМС

РСБН

РТС

РТО

сдп

сдц

сз

ссо

гп

УВД

УНГ

УТПЗ

эд

НГЭО-8 ]    - Нормы годности к эксплуатации оборудования гражданских аэродромов

-    огни высокой интенсивности (система)

-    особо высокая частота

-    огни малой интенсивности (система)

-    отдельная приводная радиостанция

-    обзорный радиолокатор аэродромный (трассовый)

-    оборудование системы посадки

-    пожарный автомобиль

-    правила визуальных полетов

-    полоса воздушных подходов

-    пункт диспетчера посадки

-    пункт диспетчера старта и руления

-    правила полетов по приборам

-    посадочный радиолокатор

-    приемный радиоцентр

-    передающий радиоцентр

-    классификационное число искусственного покрытия аэродрома

-    разность глубин модуляции

-    рулежная дорожка

-    радиолокационная станция обзора летного поля

-    радиомаячная система

-    радиотехническая система ближней навигации

-    радиотехническое средство

-    радиотехническое оборудование

-    стартовый диспетчерский пункт

-    селекция движущихся целей

-    свободная зона

-    светосигнальное оборудование

-    трансформаторная подстанция

-    управление воздушным движением

-    угол наклона глиссады

-    уровень требуемой пожарной защиты

-    эксплуатационная документация

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Автоматический радиопеленгатор—оборудование, которое обеспечивает автоматическое измерение и отображение на индикаторах диспетчерских пунктов УВД пеленга (азимута) воздушных судов, излучает радиосигналы по каналам воздушной электросвязи ОВЧ диапазона для обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома.

Азимутальный радиомаяк системы VOR—оборудование, которое работает п ОВЧ диапазоне и излучает сигналы, позволяющие на борту ВС определять азимут воздуш ного судна относительно места установки радиомаяка.

Азимутальная характеристика КРМ— зависимость величины разности глубин модуляции (КРМ ИЛС) или глубин модуляции (КРМ СП) в точках зоны действия радиомаяка от углового положения этих точек относительно линии курса.

Атмосферное давление — сила, с которой давит атмосфера на поверхность земли. На уровне моря атмосферное давление в среднем близко 1013,25 гПа (мбар), что эквивалентно давлению столба ртути высотой 760 мм.

Аэродром — земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушны;-судов.

Аэродром совместного базирования — аэродром, предназначенный для обеспечения полетов и постоянного размещения воздушных судов, находящихся в ведении различных ведомств.

Аэродромное искусственное покрытие — верхний слой аэродромной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов.

Аэродромный дополнительный маркерный радиомаяк— оборудование, которое обеспечивает маркировку отдельных препятствий или других характерных точек в зоне захода на посадку аэродрома.

Аэродромная радиотехническая система ближней навигации — оборудование, которое обеспечивает выдачу данных текущих значений азимута и наклонной дальности на борт воздушного судна относительно установки наземного радиомаяка.

Взлетно-посадрчная полоса (ВПП) — основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна.

Взлетно-посадочная полоса необорудованная — ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку.

Взлетно-посадочная полоса оборудованная — один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам:

—    ВПП захода на посадку по приборам. ВПП, оборудованная визуальными средствами и каким-либо видом невизуальных средств, обеспечивающим, по крайней мере, наведение воздушного судна в направлении захода на посадку с прямой;

—    ВПП точного захода на посадку I категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку до высоты принятия решения 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;

—    ВПП точного захода на посадку II категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку до высоты принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;

—    ВПП точного захода на посадку III категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой, действующей до и вдоль всей поверхности ВПП и предназначенной:

ША—для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 м;

ШВ—для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м;

5

ШС — для захода на посадку и посадки без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.

Видимость - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры ночью.

Примечание. При инструментальных измерениях под видимостью понимается метеорологическая оптическая дальность видимости (МОД).

Видимость вертикальная—максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.

Видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) — максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

Влажность воздуха относительная — отношение фактической абсолютной влажности к абсолютной влажности для состояния насыщения при той же температуре. Выражается в процентах.

Высота аэродрома — абсолютная высота наивысшей точки взлетно-посадочной полосы (полос).

Высота нижней границы облаков (ВНГО) — расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков.

Высота принятия решения (ВПР) — установленная относительная высота, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случаях, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или если положение воздушного судна в пространстве относительно заданной траектории полета не обеспечивает безопасности посадки.

Главная ВПП — ВПП на аэродроме, расположенная, как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину в стандартных условиях.

Глиссада ИЛС (СП) — геометрическое место точек в вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию ВПП, в которых разность глубин модуляции равна нулю и которые составляют наименьший угол с горизонтальной плоскостью.

Давление на аэродроме — атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) или гектопаскалях (гПа) на уровне порога ВПП.

Давление, приведенное к уровню порога ВПП— атмосферное давление, измеренное в месте установки первичного измерительного преобразователя и приведенное к уровню порога ВПП.

Диспетчерский пункт УВД — рабочее место диспетчера УВД, оснащенное необходимым оборудованием для управления воздушным движением.

Зона взлета и посадки — воздушное пространство от уровня аэродрома до высоты второго эшелона включительно в границах, обеспечивающих маневрирование воздушного судна при взлете и заходе на посадку.

Зона действия радиомаяка — область воздушного пространства, в которой радиомаяк обеспечивает нормальную работу соответствующего бортового приемника.

Искривление глиссады глиссадного радиомаяка — смещение глиссады относительно ее среднего положения.

Искривление линии курса курсового радиомаяка — смещение линии курса относительно ее среднего положения.

Категория надежности электроснабжения — характеристика системы электроснабжения, определяющая количество независимых источников питания и требования к их переключениям.

Конечный этап захода на посадку — этап захода на посадку по приборам, на котором производится выход в створ ВПП и снижение воздушного судна в целях посадки.

6

Конечный этап ухода на второй круг— этап ухода на второй круг, на котором осуществляется набор высоты до минимальной безопасности высоты полета, установленной по схеме для повторного захода на посадку или для выхода из района аэродрома.

Контрольная точка аэродрома (КТЛ) — точка, определяющая географическое местоположение аэродрома и располагающаяся, как правило, в геометрическом центре ВПП на однополосном аэродроме.

Критическая зона КРМ (ГРМ) — пространство вокруг курсового (глиссадного) радиомаяка, в котором стоянка или движение транспортных средств, включая воздушные суда, вызывает недопустимое изменение параметров радиомаяков.

Летная полоса (ЛП) — часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки.

Летное поле — часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

Линейный огонь — два или более огней, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии, которые на расстоянии кажутся короткой световой полосой.

Линия курса — геометрическое место точек, ближайших к оси ВПП в любой заданной горизонтальной плоскости, в которых разность глубины модуляции (КРМ ИЛС) или глубины модуляции (КРМ СП) равна нулю.

Магистральная рулежная дорожка (МРД) — рулежная дорожка, располагающаяся как правило, вдоль ВПП и обеспечивающая руление воздушных судов от одного конца ВПП к другому.

Место стоянки (МС) — подготовленная площадка на аэродроме, предназначенная для размещения воздушного судна в целях его обслуживания.

Метеорологическая информация — метеорологическая сводка, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий.

Метеорологическая дальность еидимости(МДВ) — максимальное расстояние, на котором яркостной контраст абсолютно черной поверхности на фоне насыщенной (максимальной) яркости дымки или тумана достигает порогового (минимального) значения.

Пороговое значение яркостного контраста для дневных условий инструментальных измерений (яркость фона более 10 кд/м2) принимается равным 0,05.

Метеорологические величины (метеовеличины) — общее название ряда характеристик состояния воздуха и некоторых атмосферных процессов.

К ним относятся: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, метеорологическая дальность видимости, облачность (количество, форма и высота нижней границы), количество и вид осадков, туман, грозы, метели и пр.

Направление ветра (метеорологическое) — направление воздушного потока, определяемое углом между северным географическим меридианом и направлением на точку горизонта ("откуда дует") и выраженное в градусах с округлением до десятков.

Направление ветра магнитное—направление ветра (метеорологическое), исправленное на величину магнитного склонения.

Начальный этап ухода на второй круг — этап ухода на второй круг, на котором осуществляется перевод воздушного судна из режима снижения в режим набора высоты.

Номинальное положение глиссады — положение, при котором угол наклона глиссады ИЛС (СП) совпадает со значением, принятым для данного направления захода на посадку для обеспечения безопасного снижения воздушного судна.

7

Номинальное положение линии курса — положение средней линии курса, при котором она совпадает с осевдйлиигайЕШП. .

Обзорный радиолокатор аэродромный — оборудование, которое обеспечивает обзор воздушного пространства в районе аэродрома с выдачей информации о воздушной обстановке на диспетчерские пункты управления воздушным движением.

Обобщенном характеристики ровности аэродромного покрытия (Я) — число, выражающее воздействие неровностей аэродромного покрытия на конструкцию воздушного судна при его д вижении по этому покрытию.

Обочина — участок, прилегающий к краю искусственного покрытия элементов аэродрома (ВПП, РД и др.) и подготовленный таким образом, чтобы обеспечить переход от искусственного покрытия к прилегающей грунтовой поверхности.

Обочина укрепленная — обочина с искусственным покрытием, предназначенная для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели воздушных судов и струйной эрозии грунтовой поверхности. ,

Огонь— световой прибор с зад анной кривой светораспредедения.

Опорная точка ИЛС (точка Т) - точка на определенной высоте, расположенная над пересечением оси ВПП и порога ВПП, через которую проходит продолжение снижающегося прямолинейного участка глиссады ИЛС (СП).

Отдельная приводная радиостанция — оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку.

Отказ огня — снижение по какой-либо причине средней силы света в заданных углах рассеяния более чем на S0% по сравнению с нормируемой силой света нового огня.

Отказ электроснабжения объекта аэродрома — перерыв в электроснабжении на щите гарантированного питания, превышающий максимально допустимое время.

Первичный измерительный преобразователь метеовеличины — измерительный преобразователь метеовеличины, стоящий первым в измерительной цепи.

Измерительный преобразователь метеовеличины — средство измерения метеовеличины, предназначенное для выработки сигнала, измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающееся непосредственному восприятию метеонаблюдателем.

Перрон — часть летного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.

Подсистема огней — группа огней системы светосигнального оборудования одного функционального назначения.

Полет визуальный — полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.

Полет по приборам — полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам.

Полусектор (сектор) глиссады (ИЛС, СП) — сектор в вертикальной плоскости, содержащий глиссаду и ограниченный геометрическими местами точек, ближайшими к глиссаде, в которых разность глубин модуляции равна 0,0875 (0,175).

8

Полусектор (сектор) курса — сектор в горизонтальной плоскости, содержащий линию курса и ограниченный геометрическими местами точек, ближайшими к линии курса, в которых для КРМ ИЛС разность глубин модуляции равна 0,0775 (0,155), а для КРМ СП — 8,75% (17,5%).

Порог ВПП—начало участка ВПП аэродрома, который допускается использовать для посадки воздушных судов.

Посадочный радиолокатор — оборудование, которое обеспечивает контроль с земли за выдерживанием линии курса и глиссады воздушными судами на предпосадочной прямой и управление их заходом на посадку по командам диспетчеров.

Препятствие — все неподвижные временные или постоянные и подвижные объекты или части их, которые размещены в зоне, предназначенной для движения воздушных судов по поверхности, или которые возвышаются над условной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушных судов в полете.

Приемоответчик системы DME/N-*оборудование, обеспечивающее прием и ретрансляцию бортовых сигналов запроса, по времени распространения которых на борту ВС определяется расстояние до приемоответчика.

Радиолокационная станция обзора летного поля — оборудование, которое обеспечивает обзор летного поля в целях обнаружения воздушных судов и транспортных средств на ВПП и РД аэродрома.

Радиотехническая система посадки ОСП — оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку.

Район аэродрома — воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Располагаемая дистанция взлета (РДВ) — сумма располагаемой длины разбега (РДР) и длины свободной зоны, если она предусмотрена.

Располагаемая дистанция прерванного взлета (РДПВ) — сумма располагаемой дистанции разбега и длины концевой полосы торможения, если она предусмотрена.

Располагаемая дистанция разбега (РДР) — длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега самолета, совершающего взлет.

Располагаемая посадочная дистанция (РПД) — длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега самолета после посадки.

Репрезентативность метеорологических наблюдений — характерность (показательность) метеорологических данных для состояния атмосферы, определяемых (измеряе мых) на аэродроме.

Рулежная дорожка (РД) — часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления воздушных судов.

Свободная зона (СЗ) — находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты воздушным судном до установленного значения.

Система огней высокой интенсивности — система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света не менее 10 ООО кд.

Система огней малой интенсивности — система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света менее 10 000 ад-

о