ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52847-2007
|
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Технические требования и методы
стендовых испытаний
|
Москва
Стандартинформ
2008
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской
Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а
правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный
ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 489-ст
4 ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты».
В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты». Соответствующая
информация, уведомления и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования
- на официальном
сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Технические требования. 2
4 Методы испытаний. 3
5 Оформление результатов испытаний. 4
Приложение
А. Форма протокола испытаний. 5
|
ГОСТ Р 52847-2007
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Технические требования и методы стендовых испытаний
Vehicles. Brake
gears.
Technical requirements and machine testing methods
Дата введения - 2009-01-01
1
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные
тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств
(далее - АТС), и устанавливает
технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ Р
8.568-97 Государственная система
обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования.
Основные положения
ГОСТ
Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в
отношении торможения
ГОСТ
Р 41.90-99 (Правила ЕЭК ООН № 90) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе и накладок
барабанных тормозов для механических транспортных средств и их прицепов
ГОСТ
Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и
определения
Примечание
- При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или
по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты»,
который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт замен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3
Технические требования
3.1 Тормозные
механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ
Р 41.13, ГОСТ
Р 41.90 и технической документации (далее - ТД), утвержденной в
установленном порядке.
3.2 Срок службы
тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС, для которого он
предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации,
изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до
капитального ремонта допускается замена комплектующих
изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока
службы АТС.
3.3 Гарантийный срок
эксплуатации тормозного механизма должны быть не менее гарантийного срока
эксплуатации АТС, для которого он предназначен.
4 Методы испытаний
4.1 Общие положения
4.1.1 Методы
испытаний должны соответствовать требованиями ГОСТ
Р 41.13, ГОСТ
Р 41.90 и настоящего стандарта.
4.1.2 Тормозные
механизмы подвергают следующим испытаниям:
- определению
эффективности работы;
- оценке прочности.
4.1.3 Перед
испытаниями тормозные механизмы проверяют на соответствие их габаритных и
присоединительных размеров требованиям ТД.
4.2 Испытательное
оборудование
4.2.1 Испытательное
оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р
8.568.
4.2.2 Испытания
проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и
аппаратурой для измерения (записи):
- тормозного момента
(замедления);
- приводного усилия,
действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или
давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;
- температуры
тормозных накладок;
- частоты вращения тормозного
диска (барабана), установленного на валу маховых масс;
- числа полных
оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.
4.2.3 Погрешность
измерений не должна превышать:
3 % - тормозного
момента (замедления);
3 % - приводного
усилия или давления в приводе;
3 % - температуры
зоны трения;
1,5 % -
частоты вращения.
4.2.4 Стенд должен
обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:
- момент инерции
вращающихся масс - не менее указанного в ГОСТ
Р 41.90;
- регулируемую
приводную силу, воздействующую на тормозные колодки, - не менее установленного
значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТС (50 кгс
для АТС категорий М1 и 70 кгс - для АТС других категорий по ГОСТ
Р 52051);
- частоту вращения
вала в начале торможения - не менее частоты вращения оси колеса,
соответствующей максимальной скорости АТС.
4.2.5 При
использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного
потока должна быть не более 10 км/ч.
4.3 Приработка
рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
4.3.1 Перед
испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
до тех пор, пока не будет обеспечен контакт не менее 80 % рабочей поверхности
каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90 % рабочей поверхности
каждой накладки с тормозным диском.
4.3.2 Приработку
рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений
с начальной скорости < 0,5Vмакс
(максимальная скорость Vмакс - по ТД
на АТС) до полной остановки. При этом приводная сила или давление в приводе
должны обеспечивать установившееся замедление не более 5 м/с2.
Температура накладок перед началом каждого торможения должна быть не более 100 °С.
Примечание - Допускается проводить приработку
по инструкции предприятия-изготовителя.
4.4 Проверка
эффективности работы тормозных колодок
4.4.1 В процессе
испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты
вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении
в рабочем цилиндре тормозного механизма).
4.4.2 Характеристики
эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего
тормозного момента и/или установившегося замедления от:
- тормозного усилия
(давления) при заданной начальной скорости торможения;
- начальной скорости
торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);
- температуры накладок.
4.4.3 Объем
испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности
работы тормозных механизмов АТС, а также критерии их оценки должны
соответствовать требованиям ГОСТ
Р 41.13 и ГОСТ
41.90.
4.5 Испытания по
оценке прочности
4.5.1
Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся
торможений, выполняемых с начальной скорости, указанной в таблице 1,
при давлении в тормозном приводе или приводном усилии, обеспечивающем
установившееся замедление, указанное в таблице 1,
при температуре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей
100 °С. Общее число торможений - не менее 500.
Таблица 1
Категория транспортного средства по ГОСТ Р 52051
|
Начальная
скорость, км/ч
|
Установившееся
замедление*, м/с2
|
Удельная
тормозная сила*
|
М1
|
80
|
5,8
|
-
|
М2
|
60
|
5,0
|
-
|
М3
|
60
|
5,0
|
-
|
N1
|
80
|
5,0
|
-
|
N2
|
60
|
5,0
|
-
|
N3
|
60
|
5,0
|
-
|
О (прицепы)
|
60
|
-
|
0,5
|
О (полуприцепы)
|
60
|
-
|
0,45
|
* Нормы эффективности торможения -
по ГОСТ Р 41.13.
|
4.5.2
Второй цикл испытаний заключается в проведении серий следующих без перерыва
торможений, которые начинают со скорости 0,8Vмакс, но не более 120 км/ч, до конечной скорости 0,4Vмакс при давлении в приводе или приводном усилии, обеспечивающем
среднее замедление от 3 до 5 м/с2, до стабилизации температуры
накладок (выполняют не менее 25 торможений). После каждой серии испытаний
тормозной механизм охлаждают до температуры окружающей среды. Общее число серий
- не менее пяти.
4.5.3 Третий цикл прочностных
испытаний проводят аналогично первому циклу по 4.5.1.
4.5.4 После
завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На
деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических
повреждений.
5 Оформление результатов
испытаний
5.1 По результатам
испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные
объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические
зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации,
шум, дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и
после испытаний.
5.2 Рекомендуемая
форма протокола приведена в приложении А.
Приложение А
(обязательное)
Форма протокола испытаний
Результаты испытаний по определению эффективности тормозного механизма
1 Объект испытаний
_________________________________________________________
2 Результаты испытаний ______________________________________________________
2.1 Эффективность торможения _______________________________________________
3 Замечания по внешнему виду после
прочностных испытаний _____________________
___________________________________________________________________________
Испытатель __________________________
Дата ________________________________
|
Ключевые слова:
автомобильные транспортные средства, колесные тормозные механизмы, ресурс,
инерционный стенд