Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

191.00 ₽

Купить РТМ 24.090.18-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

РТМ распространяется на соединения с гарантированным натягом деталей крановых механизмов и содержит методы расчета соединений деталей с циклическими сопрягаемыми поверхностями

 Скачать PDF

Утвержден в качестве рекомендуемого

Оглавление

1. Исходные положения

2. Определение расчетных натягов и выбор посадки

3. Определение сдвигающего усилия, которое может передавать соединение (поверочный расчет соединения)

4. Определение усилия запрессовки при сборке соединяемых деталей под прессом

Приложение. Пример расчета

 
Дата введения09.02.1976
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.02.1976УтвержденМинистерство тяжелого и транспортного машиностроенияГС-002/1086
РазработанВЗПИ
РазработанВНИИПТМАШ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

KFAHbi ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ГАРАНТИРОВАННЫМ НАТЯГОМ МЕТОДЫ РАСЧЕТА

РТМ 24.090.18-76

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО И ТРА1ЮЧОР'ШОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

РУКОВОДЯЩИМ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РТМ 24.090.18-76

КРАШ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С ГАРАНТИРОВАННЫМ НАТЯГОМ МЕТОДЫ РАСЧЕТА

Министерство тяжелого и транспортного машиностроения

Москва

Grp. 8 PTM 24.090.18-76

Где prz - давление на пооадочных поверхностях, соответствующее максимальному натягу Лт**** выбранной посадки определяется по формуле

(9)

/О'

Kf/es**.

При пластичном соотбяншГ материала охватывающей детали в расчете напря*е"яй по формуле (8) нет необходимости, так как в этом случае пластическая деформация допустима.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СДВШУСЩЕГО УСИЛИЯ, КОТОРОЕ MQSET ПЕРЕДАВАТЬ СОЕДИНЕНИЕ (ПОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЯ)

3.1.    Определяется величина сглаживания неровностей при вапресоовке по формуле (6).

3.2.    Определяется минимальный расчетный натяг по формуле(7)

Л — Л/f- М    (Ю)

3.3.    Определяется давление на посадочных поверхностях, соответствующее минимальному расчетному натягу по формуле

•    (XI)

3.4.    Определяется сдвигающее усилие, которое может передать соединение по формуле'

VW = ^«^/    (12)

Полученное значение сравнивается с величиной расчетного значения сдвигающего усилия 7*    ,    определяемого    по    формуле    (£).

PTM 24.090.18-76 Стр. 8

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЯ ЗАПРЕССОВКИ ПРИ ОБОРКЕ СОЕДИНЯЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ПОД ПРЕССОМ

Определение усилия запреооовки при сборке соединяемых деталей под прессом производится по формуле (12).

При этом давление на посадочных поверхностях вычисляется по формуле (Я) при максимальном расчетном Harare для выбранной посадки.

В формулу (12) подставляется максимальное для рассчитываемых условий значение коэффициента трения. Эти значения указаны в табл. I и 2 в скобках.

Стр. 10 РТМ 24.090.18-78


ПРШШКЁШ


ПРИМЕР РАСЧЕТА


Опреде пить раочатные натяги и выбрать пооадку для соединения вала с зубчатым колеоом, изображенного на черт. 2. При наиболее благоприятном сочетании нагрузок соединение передает крутящий момент Мк ■ 67000 кгом и осевую силу А = 1300 кг. Материалы оопрягаемых деталей - сталь. Крутящий момент, передаваемый шпонкой, ее учитывается.


[ганице/у


1. Определение расчетного значения утйвдйюуоилия, дей-отвующего на соединение, по формула (I) при К = 2 (соединение вала о зубчатый колесом)_



- ^ j/(*'*#£*/*■+    №0г *    *****    «г

2. Определение минимального давления на пооадочнрх поверхностях, при котором обеспечивается передача заданного крутящего момента по формуле (2)



3. Определение геометрических характеристик сопряжения по


+ 03 *2,?.


РЖ 24.090.16-78 Ст*>Л1



Черт. 2 Эскиз соединения


Стр. 12 PTU 24.090.18-76


4. Определение минимального расчетного натяга по формуле (5)

5.    Определение величине сглаживания неровностей при на пре с-вовке по формуле (5)

L/ •* X12(KjHok| + KjjHgjjg) 16 I|2 (4.1,6 + 3.3,2) в Х9 мкм•

6.    Определение конструктивного натяга пооадки о учетом оплакивания неровиоотей при аапреосовке

ш 140 мкм, максимальный натяг л& 280 - 0 * 280 мкм.


Armin * А + U а 83 4- 19 В 102 МКМ.

РАЗРАБОТАН Воеооюзннм научно-исследовательским и просктно-конотруктороким институтом подъемно-транопортного машиностроения! Погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТМАШ)


Директор

Заведующий отделом стандартизации


Комашенко к.:,.


А


Оболенский А.о. Спицана И.О.


Руководитель темн

Всесоюзным заочным политехническим институтом (ВЗПИ)


Проректор по научной работе

Руководитель и исполнитель темн



Малиновский L.A. Ивашков И.И.


ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструктороким институтом подъемно-транспортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТМАШ) лаР Директор    ОЖдШААа.

Комашенко А.)

ПОДГОТОВИМ К УТВЕРНДЕШю Главным управлением подъемнотранспортного машиностроения


Главный инвчнер

Пирогов В.К.


УТВЕРДИМ Министерством тяжрпг.™ „

г х>иш тяжелого и транспортного машиностроения


Заместитель Министра


Группа Г 86


удк


РУК0В0ДЯ1ЩИ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИМ

Краны грузоподъемные»    РТМ 24.090.18-76

Соединения деталей о гарантированным натягом.

Методы расчета.    Вводится впервые

Письмом Министерства тяиелого и транспортного машиностроения от " J " сое£лал-е 1976 г. й rc-a02//<?S6 данный руководящий технический материал утвержден в качестве рекомендуемого.

Настоящий РТМ распространяется на соединения с гарантированным натягом деталей крановых механизмов и содержит методы расчета соединений деталей с цилиндрическими сопрягаемыми поверхностями.

Применение таких соединений без дополнительных креплений (например, шпонок и др.) должно согласовываться с ГОСГОРТЕХНАДЗОРОМ СССР.

I. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. При конструировании соединений с гарантированным натягом возникает необходимость в выполнении следующих расчетов:

-    определение расчетных натягов и выбор посадки;

-    определение наибольшего крутящего момента, которым может быть нагружено соединение (поверочный расчет соединения);

-    определение наибольшего осевого усилия, которым может

Стр. 2 РТМ 24.090.18-76

быть нагружено соединение;

- определение усилия запрессовки при сборке соединяемых деталей.

1.2.    Момент, передаваемый шпонками или другими видами дополнительных креплений, при расчетах соединений с гарантированным натягом не учитывается (принимается равным нулю).

1.2.    Цилиндрические сопрягаемые поверхности могут быть следующих видов. Охватываемые детали могут иметь форму сплошного (черт. 1,а), полого неразрезного (черт. 1,6) цилиндра. Охватывающая и охватываемая детали иогут иметь произвольную форму свободной поверхности. При расчете соединений с охватывающими и охватываемыми деталими, имеющими сложную форму свободной поверхности, эти поверхности условно считают цилиндрическими с диаметром, равным минимальному диаметру цилиндрического перехода, наименее удаленного от рассчитываемого сопряжения (диаметр ступицы колеса, черт. 1,а; диаметр окружности, вписанной в контур проушины, черт. 1,6; номинальный наружный диаметр шлицевого соединения для полого вала с внутренними шлицами и т.дО.

2. ОПРБЩЕШИЕ РАСЧЕТНЫХ НАТЯГОВ И ВЫБОР ПОСАДКИ

2.1. Определяется расчетное значение сдвигающего усилия, действующего на соединение, как равнодействующая окружной и осевой сил по формуле

(1)

где R - коэффициент запаса сцепления при соединении с натягом, наибольший ирутяшии момент, действующий на соедаше-

PTM 24.090.18-76 Стр. 3

нив, кгсм.

Наибольший момент определяется из динамического раочета

При проектном расчете в крановых механизмах Наибольший момент допускается определять как максимальный момент двигателя (см. РОД 24.090.14-76 Краны грузоподъемные мостовые. Эквивалентные нагрузки. Метод расчета):

Л - наибольшая осевая сила, действующая на соединении,кг; оС - диаметр сопряжения, см.

Коэффициент ааггаса сцепления принимается с учетом конкретных условий работы соединения. При переменных напряжениях изгиба, испытываемых охватываемой деталью (валом, ооы>), например, в узлах редукторов,

А" - 2.

2.2. Определяется минимальное удельное (■шммммм* • давление на посадочных поверхностях, при котором обеспечивается передача расчетного сдвигающего усилия

Г

* <2>

р - давление на посадочных поверхностях, кг/см^;

Т - расчетное значение сдвигающего уоилия, действующего на соединение, кг; cL - диаметр сопряжения, см;

А - посадочная длина сопряжения, ом;

^ - коэффициент трения (сцепления).

Коэффициент трения (сцепления) р при посадках с гарантированным натягом в начальный момент смещения для деталей типа вал-ступица ( б& с£ ) и зубчатый венец-ступица {б5 0,5Ы. ) рекомендуется принимать по табл. I.

Для деталей типа вал-проушина, втулка-проушина (0,3    )

С*р.4 ИМ 24.090.18-76



Черт.I Виды соединений


PM 24.090.18-76 Gtp. «

эначевий £ рекомендуется принимать по табл. 2.

Таблица I

Коэффициенты трения £ для расчета ооединений типа Еал-отупицы (с/), зубчатый венец--ступица (£^ 0,5с&)

Материалы

деталей

Зталь-

оталь

Сталь -чуцуп

Сталь -бронза

Сталь -пластмасса

Метод

сборки

соеди-

нения

ПОД

прес

сом

0,08

(6.20)

0.09

(6,17)

0,04

(6.10)

0,38

С нав ревом

0,14

(6,24)

0,13

(6,18)

0.17

(6,25)

-

Таблица 2

Коэффициенты трения ^ для расчета деталей типа вал*прруоина, втулка-проушина    0,3ей

Вид соединения

Шероховатость поверхности.мвм (ГОСТ 2789-73)

параметр

параметр Rtt.

40*10

5,0*1,6

1,25 и ниже

Охватываемая деталь сплошная (без отверстия)

0,06

(6,10)

0,11

(0,16)

0,12

(0,18)

Охватываемая деталь полая (о отверстием)

0,11

(0,18)

0,16

(0,22)

0,I6v

(0,22)

Примечания к табл. 1 и 2.

I. В скобках указаны максимальные значения коэффициентов трения для расчета усилий запрессовки при оборке под прессом.

2. В случае применения специальных методов повышения прочности соединений (например, оксидирования , посыпания сманенных поверхностей порошком корунда, гальванических покрытий и

Стр. 6 РТМ 24.090.18-76

др), повышавднх коэффициент трения в 2 и более раз). минимальные значения коэффициентов трения, указанные в табл. I и 2, могут битв поитены; конкретные вначеяия рекомендуется устанавливать. опытным путем.

*+(-zJ' . Cf~

2.3. Эцределяютоя геометрические характеристики сопряжения по формулам

fCLt / <

(3)

C - *+(&)* +

(4)

где ( р)г - коэффициенты Пуассона для охватываемой и охватывающей деталей (для стали ~ 0,30, для чугуна 0,25, для бронэы 'v 0,35).

2.4. Определяется минимальный расчетный натяг, при котором обеспечивается передача расчетного сдвигающего усилия, действующего на соединение, но формуле

AT*pe>£{§f + &J/ov    (5)

где В^ £г - модули упругости материала охватываемой и охватывающей деталей, кг/см2 (для стали •* ^i.iu6, для чугуна и бронзы ** 1»0. Ю6).

2.5. Определяется величина оглажявания неровностей при запрессовке по формуле

U* *,2(ХгНс«, +    (6)

гдеЛ^Л^- коэффициенты, зависящие от класса шероховатости ('Принимаются по табл, 3);

сРе#ние квадратические неровности соррягаемых поверх-

PTM 24.090.18-76 Стр. 7

ноотей, мкм; (приведены в табл. 4).

Таблица Э

Коэффициенты Kj и Kg

Коэффициенты

Шероховатость поверхности, мкм (параметр/р^, ) по ГОСТ 2799-73) ‘

10,0+1,25

1,25+0,18

0Д6 и ниже

К1иК2

3

4

ь

Таблица 4

Значения Нск в зависимости от шероховатости поверхности детали (по ГОСТ 2789-73)

Шероховатость поверхности, мкм, параметр

Средние квадратические неровности HQRj

5,0U

овыше 3,2 до 6,3

2,50+1,25

• 1,6 до 3,2

1,25+0,63

" 0,8 до 1,6

0,63+0,32

м 0,4 до 0,8

2.6.    Определяется конструктивный натяг посадки по формуле

Ад--А* М(7)

2.7.    По стандарту выбирается посадка с минитльным значением конструктивного натяга, равным или несколько большим вычисленного по формуле (7); выбранная посадка может быть и нестандартной.

2.8.    При хрупком состоянии материала охватывающей детали определяются максимальные напряжения растяжения на ее внутренней поверхности по формуле

(8)