Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

300.00 ₽

Купить РТМ 24.090.28-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

РТМ распространяется на механизмы передвижения кранов и тележек, перемещающихся по рельсам за счет сил сцепления колес с рельсами или с помощью канатной тяги, и устанавливает методы их расчета

 Скачать PDF

Утвержден в качестве рекомендуемого

Оглавление

1. Общие положения

2. Нагрузки, учитываемые в расчетах

3. Давления и боковые силы на ходовые колеса и ролики

4. Сопротивления передвижению

5. Ходовые колеса и ролики

6. Статическая мощность двигателя

7. Передаточные механизмы

8. Подшипники

9. Тормозной момент тормоза, время и путь торможения

10. Проверка запаса сцепления приводных колес

11. Нагрузки для расчета валов механизма на прочность

12. Нагрузки для расчета валов механизма на выносливость

13. Особенности расчета механизмов тележки с канатной тягой

14. Особенности расчета противоугонных устройств

Приложение 1. Тип и размеры рельса для кранов и тележек

Приложение 2. Ходовые колеса и ролики

 
Дата введения04.04.1977
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

04.04.1977УтвержденМинистерство тяжелого и транспортного машиностроенияВП-002/3207
РазработанВЗПИ
РазработанВНИИПТМАШ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

@

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МЕТОД РАСЧЕТА

РТМ 24 090 28-77

Издание официальное

РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом подъемно-транс-портного машиностроения, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТмаш)

Директор А. X, Комашенко

Заведующий отделом стандартизации А.С. Обол енекий

Зам. зав. отделом грузоподъемных машин ГЬ Н. Рыбкин

Руководитель темы И.О Спицы на

Всесоюзным заочным политехническим институтом (ВЗПИ)

Проректор по научной работе И.Ю. Кожевников

Руководитель темы И. И. Ивашков

Руководитель и исполнитель В.П. Балашов

ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом подъемно-транспортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТмаш)

Директор А. X. Комашенко

ПОДГОТОВЛЕН к УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным промышленным объединением ^Союзподъемтрансмаш"

Главный инженер В.К. Пирогов

УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 4 апреля 1977 г. № ВП-002/3 207.

© И лучноч%ссп«*0**т«п*скмй институт информации ло щжалому и транспортному маимиоегроамню, 1978.

FTM 24,090.28-77 Стр. 9

Выбор и проверку двигателей рекомендуется выполнять по методике, разработанной ВНИИПТмашем и изложенной в книге „Расчеты крановых механизмов и их деталей7'. 3-е изд. Мм „Машиностроение", 1971 *

6.2. Общий КПД механизма

? *“ <?м ?реВ ?пер7

где    -    КПД    муфт;

*?Ред ~ КПД редуктора;

?nef> - КПД открытых передач.

Необходимое передаточное число передаточного


7.1.

низма


меха-


Hit


7. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

где пк - частота вращения ходового колеса, об/мин;

n^g - частота вращения двигателя принимается равной номинальной частоте вращения согласно каталогам на двигатели соответствующих типов.

7.2. Частота вращения ходового колеса

где vKp - заданная скорость передвижения крана или тележки, м/мин;

- диаметр ходового колеса, м.

7.3. Отклонение фактической скорости передвижения от заданной

Ли= v<p-v6H. too%bCaV] , vK?

где    гг^-    фактическая    скорость    передвижения,    м/мин;

/Г/ltrJ- допускаемое отклонение скорости в %; принимается согласно ГОСТу на краны соответствующих типов; если отклонение не регламентировано, то рекомендуется принимать Сй vJ = -15%.

Фактическая скорость передвижения

Стр. 10 РТМ 24.090.28-77

КП К п88

U{р


м/мин,


Vqs ~


где Цф - фактическое передаточное число передаточного механизма.

7.4.    Передачи должны рассчитываться согласно РТМ 24.090.11-76 „Краны грузоподъемные'7. Передачи зубчатые цилиндрические. Расчет на прочность*' и РТМ 24.09033-77 „Краны грузоподъемные. Передачи червячные. Расчет на прочность'7.

7.5.    Редукторы должны выбираться согласно рекомендациям нормалей на редукторы с учетом режима работы механизма.

7.6.    Валы и оси должны рассчитываться согласно РТМ 24.090.12-76 „Краны грузоподъемные. Валы и оси. Метод расчета".

7.7.    Соединения деталей должны рассчитываться согласно РТМ 24.090.15-76 „Краны грузоподъемные. Соединения зубчатые (шлицевые), прямобочные и эвольвентиые. Метод расче-та" и РТМ 24.090.18-76 „Краны грузоподъемные. Соедине-ния деталей с гарантированным натягом. Метод расчета".

8. ПОДШИПНИКИ

8.1.    Подшипники качения должны выбираться по статиче-ской грузоподъемности или динамической приведенной нагрузке согласно РТМ 24 090.17-76 „Краны грузоподъемные. Под-шипкики качения. Расчет и выбор".

8.2.    Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник ходового колеса принимается равной половине эквивалентного давления (см. п. 3.2.) или определяется по заданному или типовому графику нагружения механизмов передвижения. Типовые графики нагружения механизмов мостовых кранов общего назначения, грейферных и магнитных кранов в зависимости от режима работы приведены в РТМ 24.090.14-76 „Краны гру-зоподъемные мостовые. Эквивалентные нагрузки. Метод расчета".

8.3.    Осевая нагрузка на подшипник принимается постоянной согласно п. 3.4.

8.4.    Частота вращения колеса определяется по формуле п. 7.2.

PTM 24.090.28-77 Стр. 11

8.5.    Подшипники качения боковых роликов при беэребордных колесах выбираются по статической грузоподъемности при максимальной боковой силе 0,6 • Нтрк кгс (см. п. 3.3.).

8.6.    Подшипники скольжения проверяются; на удельное давление

р=    €    CpJ    ь.>с/ем^

на окружную скорость поверхности 'прения

3rdn г 1    .

— « CvJ м/с;

на удельную работу трения

ри&Ср гг] кгс-м/С’СМ2,

где ^тах ~ максимальная нагрузка на подшипник (см. п. 3.1), кгс;

d - диаметр цапфы, см;

I - длина втулки подшипника, см;

п - частота вращения вала или оси, об/мин;

Ср1 - допускаемое удельное давление (табл. 7), кгс/см 2; [гг] - допускаемая окружная скорость (см. табл. 7), м/с; [pvr] - допускаемая удельная работа трения (см. табл. 7), кгс * м/с* см

Таблица 7

Допускаемые величины удельного давления Го/. окружной скорости Cm и удельной работы трения fwJ при условии частой смазки и отсутствия абразивной среды

Материал подшипника

Гр/,

игс/см2

/V/,

м/с

/Р“7. яагс*м/см2 с

Бронза Бр,АЖ-Э-4, Бр. OUC 5-5-5, Бр. ОЦС 3,5-7-5 *

50

3

80

Чугун АСЧ-2

30

1

-

Стр. 12 РТМ 24,090= 28 ~77

9. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ ТОРМОЗА. ВРЕМЯ И ПУТЬ ТОРМОЖЕНИЯ

9.1.    Тормозной момент тормоза не должен вызывать проскальзывания затормаживаемого ходового колеса крана и тележки без груза,

9.2.    Тормоза должны удерживать кран и тележку при действии ветра рабочего состояния» наличии уклона крановых и тележечных путей и уменьшении коэффициента сцепления приводных колес с рельсами,

9.3.    Допускаемые наибольшие замедления при торможении кранов без учета ветровой нагрузки и уклона рекомендуется принимать согласно табл. 8.

Таблица 8

Допускаемые ускорения и замедления Г Я1 .механизмов передвижения кранов с гибким подвесом. гвУэа. м/С-гГ

Назначение крана <

Грузоподъемность,

, т

до 3,2

3,2-12,5

свыше 1 2,5

Перегрузка штучных грузов: с ручной строповкой ..........

0,20

0,15

ОДО

с помощью приводного за-хвата ............................

0,10

ОДО

ОДО

Перегрузка насыпных грузов с помощью грейфера ................

0,25

0,25

Монтажные работы ».................

ОДО

С(.67)

0,05

Транспортировка жидкого метал-

ОДО

ОДО

ОДО

Наибольшие допускаемые замедления при условии сохранения сцепления приводных колес с рельсами

Lai =    м/с2»

где vHp _ скорость передвижения перед торможением;

Sj - наименьший тормозной путь (табл. 9).

Наименьшее допускаемое время торможения LtrJ~~~C>

CaJ „

Для кранов с жестким подвесом груза допускается увеличивать ускорение на 50%.

PTM 24.090.28-77 Стр. 13

Таблица 9

Минимальные тормозные пу ти St . м

Отношение суммарного давления на приводные колеса N Пр к весу крана G^p (или тележки)

Коэффициент сцепления fсц

0,12

0,20

^ = 1 с«р

гг2.

1Г*

6500

НООО

= А

иг

гг*

&кр 2

3250

5500

_ JL

IгЬ

&кр 4

1650

2250

v - скорость передвижения крана (тележки), м/мин.

9.4. Расчетный тормозной момент на тормозных валах при заданном времени торможения, движении по ветру и под уклон на прямой

Мт. кр ^зат “ Md где Мзат - момент затормаживания, кгс • м;

Мс - момент статического сопротивления, кгс*м.

тиепгп

375


сЬ(ат


) кгс*м,


Момент затормаживания от динамических сил поступательно движущихся масс крана и вращающихся масс элементов механизма передвижения

где

С Лр - вес крана, кгс;

п ~ частота вращения затормаживаемых валов,

об/мин;

vKp - скорость передвижения перед торможением, м/мищ

ЭДг- приведенные к затормаживаемым валам маховые моменты вращающихся масс ротора (якоря), тормозного шкива и муфт (см. PTM 24.09Q.27-77 „Краны грузоподъемные. Расчетные нагрузки', приложение 5 справочное, табл. 1), кгс• м^; m - количество приводов механизма передвижения;

Стр. 14 РТМ 24.090.28-77

tf = 1,2 - коэффициент, учитывающий маховые моменты остальных вращающихся масс механизма; р - общий КПД механизма.

Момент статического сопротивления крана без груза

кгсм,

где    IVГр    - сопротивление передвижению крана от трения без

учета дополнительных сопротивлений 1 (см. п, 4.1.), кгс;

Мук - движущая сила рт уклона (см. п. 4.2), кгс;

1Vg р - движущая ветровая нагрузка рабочего состояния, определяемая согласно ГОСТ 1551-65 „Краны подъемные. Нагрузка ветровая* с учетом указаний РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов, кгс;

- диаметр ходового колеса, м;

и - передаточное число механизма; у - общий КПД механизма.

9.5.    Расчетный тормозной момент на тормозных валах для мостовых кранов, работающих на открытом воздухе и не имеющих противоугонных устройств

л р

т кр -*Т(wtH * wyК ' WTp    кгс • м.

где лу = 1,2 - коэффициент запаса торможения согласно Правилам Госгортехнадзора;

W$ н - ветровая нагрузка нерабочего состояния, кран без груза, кгс;

WT р- сопротивления передвижению крана без груза от трения без учета дополнительных сопротивлений (см. п. 4.1), кгс.

9.6.    Расчетный тормозной момент тормоза

АЛ -    КР

мт--кгс• м,

где m - количество тормозов в механизме передвижения.

Тормоза выбираются по соответствующей нормали из условия.

PTM 24.090.28-77 Стр. 15

тн*


Мт £ м,

где Мтн - номинальный тормозной момент тормоза согласно нормам с учетом заданного режима работы механизма передвижения, кгс*м.

9.7.    Расчет элементов механических тормозов выполняется согласно РТМ 24.090.19-76 „Краны грузоподъемные. Тормоза механические. Метод расчета*.

9.8.    Расчетный тормозной момент не должен превышать моменты от силы сцепления заторможенного колеса

Мтсп f си, Вк ?

где

~zZ-кгсм

* пни - наименьшее давление на заторможенное колесо;

{щ - коэффициент сцепления колеса с рельсом; f сц ~ 0,20 - при работе в помещении; fcq - 0,12 - при работе на открытом воздухе.

9.9. При работе крана на открытом воздухе тормоза должны удерживать кран без груза от угона ветром рабочего состояния

/лМгWgp + Wy,(-WTp)•

9.10. Время торможения механизма при возможных условиях работы крана

IGDzn ^ 375(/лЛ1Г + )ИС')    ’

где EG В2    -    маховой    момент    вращающихся масс элементов

механизма и поступательно движущихся масс крана с грузом, кгс*м2; п - частота вращения тормозного вала перед началом торможения, об/мин; в случае установки тормоза на валу двигателя п определяется по

механической характеристике двигателя при фактической нагрузке, равной моменту статического сопротивления;

момент статического сопротивления при движении крана с грузом или без груза, кгс*м;

Мг~- расчетный тормозной момент тормоза (см. п. 9.6), кгс • м;

/77 ~ количество тормозов.

Маховой момент вращающихся и поступательно движущихся масс

lGBz=m8(GnZp*60l, ffi7f) +    Кгс.м2,

где GBp , GB% f    -    маховые    моменты ротора (яко

ря) двигателя, муфт и тормозного шкива соответственно, о

кгс • м^.

Остальные величины пояснены ранее.

Момент статического сопротивления

^iC-(WTptWgp±^ti)^~- КГС*М,

где Wfp - сопротивление движению от трения крана с грузом или без груза (см. п. 4.1), кгс;

V/цр - ветровая нагрузка рабочего состояния на кран с грузом или без груза, кгс;

- сопротивление от уклона крана с грузом или без груза (см. п. 4.2), кгс.

9.11. Путь, проходимый креном, за время торможения

Sr- ‘'V "■

где vKp


скорость крана перед торможением, определяемая по частоте вращения двигателя


frp* »эв lu-ВО


м/с.


vKp =


9.12. Среднее ускорение при торможении


PTM 24.090.28-77 Стр. 17

а-    Га] м/с2,

гДе frt7 - допускаемое ускорение (см. табл. 8).

9.ГЗ. Тормозной момент тормоза, время и путь торможения тележки определяются по приведенным выше формулам, в которых вместо веса крана &кр подставляется вес тележки Gт

и параметры механизма передвижения тележки.

10. ПРОВЕРКА ЗАПАСА СЦЕПЛЕНИЯ ПРИВОДНЫХ КОЛЕС

10.1. Запас сцепления приводных колес проверяется для случаев разгона и торможения крана без груза

к «. _Ош- »    ГКл»7,

где Рщ ~ сила сцепления приводных колес с рельсами, кгс;

Wyp - сопротивление передвижению от трения (см. п. 4.1), кгс;

Wfjp - ветровая нагрузка рабочего состояния согласно ГОСТ 1451-65 „Краны подъемные. Нагрузка ветровая" с учетом указаний РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов, кгс; сопротивление от уклона (см. п. 4.2), кгс;

Pg - динамическая нагрузка поступательно движущихся масс крана, кгс;

Wn - сопротивление от трения в подшипниках приводных колес, кгс;

Г Кац]- допускаемый коэффициент запаса сцепления (табл, 10).

Таблица 10 Допускаемые коэффициенты запаса сцепленияЙСйЛ

Условия работы крана

Коэффициент запаса сцепления

Нормальная работа:

без Петровой нагрузки ......

1.2

с ветровой нагрузкой .... . .

работа в случае отказа одного и бо

лее двигателей

без ветровой нагрузки .....

1.1

с ветровой нагрузкой .........

1,05

Стр. 18 РТМ 24.090.28-77

10.2- Сипа сцепления приводных колес с    рельсами

^сц ~fou,    кгс,

где Ni - давление на приводные колеса, определяемое согласно указаниям РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов, кгс;

{сц - коэффициент сцепления колеса с рельсом; fc4=0 , 20 -при работе в помещении, когда-попадание на рельсы влаги    исключено;    =0,12    -    при    работе на

открытом воздухе.

10.3. Динамическая нагрузка поступательно движущихся масс крана

р =    р кгс#

9    9

где &Кр - вес крана;

2    =9,81    м/с^    - ускорение силы тяжести;

а - ускорение при разгоне или замедление при торможении крана (см. п. 9.3; 9.12), м/с

10.4.    Сопротивление передвижению от трения в подшипниках приводных колес

d.

Wn = Г f тр- кгс,

где Nb - давление на приводные колеса, кгс;

{    -    коэффициент трения в подшипниках (см. табл. 3);

диаметры соответственно цапфы подшипника и ходового колеса, см.

10.5.    В механизмах передвижения с двумя раздельными приводами запас сцепления проверяется для случая разгона при отказе одного привода, если такая работа крана допустима. При этом тележка без груза находится около опоры крана с работающим приводом или поворотная часть расположена так, что увеличивается давление на приводное колесо. Динамическая нагрузка (п. 10.3), определяется для случая разгона крана с одним приводом. Допускаемый коэффициент запаса сцепления приведен в табл. 10.

УДК 621.873.001.24    Группа    Г86

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ    РТМ    24    090 28-77

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МЕТОД РАСЧЕТА

Вводится впервые

Распоряжением Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 4 апреля 1977 г. № ВП-002/3 207 данный руководящий технический материал утвержден в качестве рекомендуемого.

Настоящий РТМ распространяется на механизмы передвижения кранов и тележек, перемещающихся по рельсам за счет сил сцепления колес с рельсами или с помощью канатной тяги, и устанавливает методы их расчета.

РТМ содержит следующие разделы: общие положения;

нагрузки, учитываемые в расчетах;

давления и боковые силы на ходовые колеса и ролики;

сопротивления передвижению;

ходовые колеса и ролики;

статическая мощность двигателя;

передаточные механизмы;

подшипники;

тормозной момент тормоза, время и путь торможения; проверка запаса сцепления приводных колес; нагрузки для расчета валов механизма на прочность; нагрузки для расчета валов механизма на выносливость; особенности расчета механизмов тележки с канатной тягой; особенности расчета противоугонных устройств.

Издание официальное 76037454 Перепечатка воспрещается

PTM 24.090.28-77 Стр. 19

10.6.    В механизмах передвижения с многодвигательным приводом запас сцепления проверяется для случая разгона при отказе одного двигателя, одной четверти всех двигателей или другого количества двигателей, если такая работа крана допустима. Тележка или поворотная часть располагаются с учетом наиболее характерных случаев работы. Динамическая нагрузка (см. п. 10.3) определяется при соответствующем количестве работающих двигателей. Допускаемый коэффициент запаса сцепления приведен в табл. 10.

10.7.    Запас сцепления приводных колес тележки проверяется в случае разгона и торможения тележки по приведенным выше формулам, в которых вместо веса крана G-Kp учитываются вес тележки и параметры механизма передвижения тележки.

11. НАГРУЗКИ ДЛЯ РАСЧЕТА ВАЛОВ МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ

11.1.    Валы механизма передвижения должны рассчитываться на прочность при наибольших (пиковых) динамических нагрузках (моментах), которые действуют в периоды разгона или торможения механизма при максимальных пусковых моментах двигателя или тормоза. Для определения динамических нагрузок при раздельном приводе механизм и часть крана представляются двухмассовыми упругодинамическими моделями согласно указаниям РТМ 24.090.27-77 „Краны грузоподъемные. Расчетные нагрузки".

11.2.    Наибольшие динамические нагрузки при разгоне механизма передвижения без учета зазоров в элементах (черт. 2) равны

Модель для расчета динамических нагрузок

Мр.тах    MCtPp

Стр. 2 РТМ 24.090.28-77

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Режим работы механизмов принимают согласно PC 513 8-75 „Техника безопасности. Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы".

Соответствие групп режимов работы по PC 5138-75 и режимов работы согласно Правилам Госгортехнадзора приведено в РТМ 24.090.29-77.

1.2.    Параметры (скорость передвижения и пр.) и кинематическая схема механизма должны приниматься по технической документации на кран.

1.3.    Элементы механизма передвижения, кроме металлических конструкций, рекомендуется рассчитывать по методу допу^-скаемых напряжений.

1.4.    Корпуса балансиров, рамы, балки и другие элементы металлоконструкций, входящие в механизм передвижения, рекомендуется рассчитывать по методу предельных состояний с учетом указаний РТМ 24.090.32-77 „Краны грузоподъемные. Стальные конструкции. Метод расчета".

1.5.    Расчетные нагрузки в зависимости от принятого метода расчета определяются согласно указаниям РТМ 24.090.27^П „Краны грузоподъемные. Расчетные нагрузки".

1.6.    Дополнительные данные и расчеты механизмов передвижения, учитывающие специфику работы конкретных кранов, приведены в РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов.

1.7.    Настоящий РТМ должен использоваться вместе с другими руководящими техническими материалами, номера и названия которых указаны в тексте.

1.8.    В обоснованных случаях допускается принимать иные расчетные коэффициенты или нагрузки.

1.9.    Рекомендации по выбору крановых и тележечных рельсов даны в справочном приложении 1.

2. НАГРУЗКИ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В РАСЧЕТАХ

2.1. В расчетах механизмов передвижения на прочность должны учитываться следующие нормативные нагрузки:

вес груза G\;

вес крана СтКр5

вес тележки G-T*,

PTM 24.090.28-77 Стр. 3 ветровые нагрузки рабочего Wд ^ и нерабочего уу состояний;

динамические нагрузки поступательно движущихся масс гру~ за, кран и тележки ;

динамические моменты вращающихся масс механизма М^; технологические нагрузки, действующие при выполнении краном с помощью механизма передвижения специфических технологических операций.

Нормативные нагрузки и их коэффициенты перегрузки принимаются из ГОСТа или РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов.

2. 2. Расчеты элементов механизма передвижения мостовых кранов на выносливость должны выполняться согласно РТМ 24.090.14-76 „Краны грузоподъемные мостовые. Эквивалентные нагрузки. Метод расчета* с учетом указаний настоящего РТМ.

3. ДАВЛЕНИЯ И БОКОВЫЕ СИЛЫ НА ХОДОВЫЕ КОЛЕСА И РОЛИКИ

3.1.    Вертикальные максимальные f^tncuc и минимальные давления на ходовые колеса от веса крана и груза должны определяться согласно указаниям ГОСТа или РТМ на нормы расчета кранов соответствующих типов.

3.2.    Эквивалентное давление на ходовое колесо определяется согласно графику загрузки крана или тележки. Для мостовых и портальных кранов, а также крановых тележек эквивалентное давление определяется по формуле

Nэкв    Nmax кгс у

где Nmax - максимальное давление на колесо (см. п.3.1 )гкгс; Кх к - коэффициент, учитывающий режим работы механизма передвижения (табл. 1);


а

&кр

где

Коэффициент у (табл. 2) учитывает переменность нагрузки на колесо    j %-

органа,

-    вес груза, кгс;

-    вес крана с учетом веса грузозахватного кгс.

Стр. 4 РТМ 24.090.28-77

Таблица 1

Лх к»> учитывающий режим работы механизма передвижения

Режим работы

Коэффициент кх< к

Привод

_

1,0

Ручной

Легкий ...................

1.1

Машинный

Средний .....................

1.2

»

Тяжелый......................

1.4

Весьма тяжелый......

1.6

»

Таблица 2

Значения коэффициента Я

Q/^kp

0,05

0,3

0,4

0,5

1,0 и более

X

0,98

0,90

0,88

0,86

0,8

3.3.    Максимальная боковая сила, действующая на реборду колеса или на боковой ролик при безребордных колесах для мостовых кранов:

на четырех колесах

Мmax ~    Nmin -JL у или НтаХ = 0,15(9, + Окр)    к*с

принимается большее значение; с числом колес более четырех

^тая ~    *    &кр)    К2С    у

где Чти, - минимальное давление на колесо, кгс;

Lx К * соответственно пролет и база крана, м;

3.4.    Средние значения боковых сил, действующих на реборду колеса или на боковой ролик

Нср = 0,1 N ср кгс,

где N Ср - среднее давление на колесо, кгс.

3.5.    Вертикальные давления и боковые силы принимаются одинаковыми для колес одного балансира или группы балансиров, воспринимающих нагрузку одной опоры крана.

PTM 24.090.28-77 Стр. 5

4. СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ

4.1. Приведенные к ободу колеса силы сопротивления передвижению от трения колеса: для крана

wmp И% + Ю ^ КР КГС}

для тележки

- (Sr    «г «ГС,

для одного колеса или ролика

Wmp = (Cr+Z)    КрЧГС,

К

где 9Кр у - веса соответственно крана и тележки;

Q - вес груза;

f - коэффициент трения подшипников (табл. 3);

<и - коэффициент трения качения колеса по рельсу (табл. 4), см;

BK)d - диаметры соответственно колеса и цапфы подшипника, см;

Нр - коэффициент, учитывающий дополнительные сопротивления движению (табл. 5).

4.2. Сопротивления передвижению от уклона рельсовых путей:

крана

WyK = ОС (&нр+0.) кг с,

тележки

и!ук =    (Gm + Q.) КГС )

где ос — уклон рельсового пути (табл. 6).

Сопротивление передвижению тележки по наклонной стреле WyH    + Q) sin 8 иге,

где 8 - угол между осью стрелы и горизонтальной плоскостью, град.

Стр. 6 РТМ 24.090.28-77

Таблица 3

Коэффициент трения подшипников^

Тип подшипника

Коэффициент трения f

Шариковые и роликовые ......

0,015

Конические ...»........................

0,02

Скольжения .............................

ОДО

Таблица 4

Коэффициент трения качения см

форма головки

Диаметр колес,

мм

рельса

200-320

400-560

630-700

800

900-1000

Плоская ........

0,03

0,05

0,06

0,065

0,07

Закругленная ..

0,04

0,06

0,08

0,10

0,12

Таблица 5

Коэффициенты *р. учитывающие дополнительные сопротивления движению

Механизмы

передвижения

Обод ходовых колес

Привод

механизма

Коэффи

циент

КР

Примечание

Краны

опорные

Конический

Центральный

1,2

Раздельный

1,1

Цилиндрический с ребордами

Центральный

1,5

Статически определимые краны

Раздельный

1,1

Цилиндрический

без реборд

Центральный

или

раздельный

1,1

С боковыми направляющими роликами

Краны

подвесные

Конический

одноребордный

Односторонний

2,5

Подшипники качения

2,0

Подшипники скольжения

Двусторонний

2,0

Подшипйики качения

1,8

Подшипники сколь-жейия

Крановая

тележка

Цилиндрический с ребордами

Центральный

2,5

Токоподвод с помощью троллеев

2,0

Токоподвод с помощью гибкого кабеля

PTM 24.090.28~77 Стр. 7

Т а 6 л и ца в

Уклоны рельсовых крановых и тележечнм.тгт.ей.

Характеристика рельсового пути

Уклон об

Пути мостовых кранов ..................................

0,001

Пути козловых, портальных и стапельных кранов

0,003

Пути строительных башенных кранов ...............

Пути для железнодорожных кранов с щебеноч-

0,005

ным основанием и деревянными шпалами ......

0,004

Пути тележек на мосту крана ......................

0,002

м/ “ Q () ftrC "*•    *    “re>

4.3. Сопротивление передвижению от трения в блоках полиспаста и от изгиба грузовых канатов (черт. 1).

VJt    -fn    •

где    - КПД блока полиспаста (см. РТМ 24.090.29-77

^Краны грузоподъемные. Механизм подъема груза. Метод расчета"); in - кратность полиспаста.

4.4. Сопротивление передвижению тележки от провисания тягового каната (цепи) (см. черт. 1)

Схема механизма передвижения с канатной тягой

Черт. 1


Стр. 8 РТМ 24.090.28-77



где £    - погонный вес тягового каната (цепи), кгс/м;

/ „ - наибольшее возможное расстояние между бараба-

^ПЛГ    /    „    V

ном (звездочкой) и креплением тягового каната (цепи) на тележке, м; f - стрела провеса каната (цепи), м.

Стрела провеса цепи может быть принята


f - (0,02 ... 0,03)£


Стрела провеса канатов принимается согласно разделу 13 настоящего РТМ.


5. ХОДОВЫЕ КОЛЕСА И РОЛИКИ


5.1. Ходовые колеса и ролики рассчитываются согласно рекомендациям справочного приложения 2.


6. СТАТИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ 6.1. Мощность двигателя при установившемся движении


равна:


с приводными колесами



с канатной тягой


т 102 • 60 *2


кВт


7


где wmp iwyn>wap *WtJt )Wn


нам


- сопротивления передвижению (см. п. 2-1. 4.1-4.4);


Унр - заданная скорость передвижения крана, м/мин;


?    -    общий    КПД    механизма;


т - количество двигателей механизма.