Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ распространяется на оборудование судов внутреннего плавания с классом Речного Регистра.
1 Область распространения
А- ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
2 Общие требования
3 Основные источники электрической энергии
4 Аварийные электрические установки
5 Распределение электрической энергии
6 Распределительные устройства, электрические аппараты, трансформаторы
7 Электрические машины и приводы
8 Аккумуляторы
9 Электрические отопительные и нагревательные приборы
10 Освещение и сигнально-отличительные фонари
11 Внутренняя связь и сигнализация
12 Кабельная сеть
13 Грозозащитные устройства
14 Электрическое оборудование напряжением более 1000 В
15 Электрическое оборудование холодильных установок
16 Дополнительные требования к электрическому оборудованию отдельных типов судов
17 Гребные электрические установки
18 Запасные части и предметы снабжения
Б - СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ
19 Комплектация судов средствами радиосвязи
20 Размещение радиооборудования и монтаж кабельной сети
21 Антенные устройства и заземления
22 Требования к радиооборудованию
В - НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
23 Общие положения
24 Размещение навигационного оборудования
25 Требования к навигационному оборудованию
Приложения
Дата введения | 31.03.2003 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Дополняет: | /g/pkey-14293827268.amp |
11.11.2002 | Утвержден | Министерство транспорта РФ | НС-137-р |
---|---|---|---|
Издан | Издательство По Волге | 2002 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
3
ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ (ПСВП)
Часть II «Энергетические установки и системы»
Часть III «Судовые устройства и снабжение»
Часть IV «Электрическое оборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование»
«ПО ВОЛГЕ» МОСКВА 2002
УДК 629.12.002.001.33 (470)
Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). Т. 3.
В настоящий том включены Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП): ч. II «Энергетические установки и системы», ч. III «Судовые устройства и снабжение», ч. IV «Электрическое оборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование».
Правила утверждены в установленном порядке и вводятся в действие с 31 марта 2003 г.
В связи с выходом настоящего тома теряют силу с 31 марта 2003 г. Правила изд. 1995 г.: ч. III «Устройства, оборудование и снабжение», ч. VI «Механические установки», ч. VII «Системы и трубопроводы», ч. VIII «Механизмы», ч. IX «Электрическое оборудование», ч. X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением», ч. XI «Радиооборудование», ч. XII «Холодильные установки», ч. XV «Автоматизация», Правила по грузоподъемным устройствам судов внутреннего и смешанного плавания (Российский Речной Регистр. Правила. Тт. 1 — 3. Марин Инжиниринг Сервис, Москва, 1995) , а также дополнения и изменения этих частей Правил, опубликованные в Бюллетенях дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра № 1, 1998 г., и № 2, 1999 г.
Выпущено по заказу ФГУ «Российский Речной Регистр» Ответственный за выпуск В. Т. Огарков
ISBN 5-901916-04-2 ISBN 5-901916-07-7
© Российский Речной Регистр
Содержание
24.3 Размещение магнитного компаса............................................... 381 24.4 Размещение гирокомпаса........... 381 24.5 Размещение авторулевого и стабилизатора курса.................... 382 24.6 Размещение эхолота................... 383 24.7 Размещение лага......................... 384 24.8 Размещение комбинирован ного приемо индикатора ГНСС ГЛОНАСС/GPS.......................... 384 24.9 Размещение указателя скорости поворота................................ 384 24.10 Размещение системы отобра жения электронных навигационных карт и информации........ 385 24.11 Размещение системы управления траекторией судна............... 385 25 Требования к навигационному оборудованию 25.1 Общие требования...................... 386 25.2 Требования к радиолокационной станции................................. 386 25.3 Требования к магнитному компасу........................................ 389 25.4 Требования к гирокомпасу........ 391 25.5 Требования к авторулевому и стабилизатору курса.................... 392 |
25.6 Требования к эхолоту................ 392 25.7 Требования к лагу...................... 393 25.8 Требования к комбинирован ному приемоиндикатору ГНСС ГЛОНАСС/GPS.......................... 394 25.9 Требования к указателю скорости поворота........................... 396 25.10 Требования к системе отобра жения электронных навигационных карт и информации........ 397 25.11 Требования к системе управления траекторией судна........... 404 Приложения 1 Степени защиты электр иче - ского оборудования.................... 407 2 Классификация взрывоопасных смесей.......................................... 409 3 Перечень кабелей и проводов, применяемых на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания.......................... 410 4 Значения механических и электрических параметров, проверяемых в ходе испытаний головного образца, а также электрической установки судна............................................ 415 |
В настоящее издание Правил по сравнению с изданием 1995 г., помимо учета изменений и дополнений, введенных бюллетенями № 1 1998 г. и № 2 1999 г., внесены следующие изменения. В часть II «Энергетические установки и системы» включены положения частей VI «Механические установки», VII «Системы и трубопроводы», VII «Механизмы», X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением», XII «Холодильные установки», XV «Автоматизация» Правил изд. 1995 г., при этом: исключены указания по расчетам коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания, зубчатых передач, прочности котлов, взамен которых разработаны руководства по расчету (издаются отдельно); введена регламентация расстояний между подшипниками валопровода; введена единая формула для диаметра промежуточного, упорного и гребного валов (разд. 3). В часть III «Судовые устройства и снабжение» включены положения Правил изд. 1995 г.: части III «Устройства, оборудование и снабжение» (полностью), части V «Противопожарная защита» (требования к палубным механизмам и пожарному снабжению), части VIII «Механизмы» (требования к палубным механизмам и устройству для подъема рулевой рубки) и Правил по грузоподъемным устройствам судов внутреннего и смешанного плавания. За исключением требований к грузо-подъемным устройствам, которые приведены в новой редакции, остальные положения новой части III не претерпели |
принципиальных изменений по сравнению с Правилами изд. 1995 г. В часть IV «Электрическое оборудование, средства связи, навигационное оборудование» включены положения Правил изд. 1995 г.: частей IX «Электрическое оборудование», XI «Радиооборудование» и раздела 8 части III «Устройства, оборудование и снабжение» (кроме требований к навигационному снабжению), при этом: Требования к электрическому оборудованию перекомпонованы с уточнением текстов. Введены требования: к электрическим установкам напряжением более 1000 В (разд. 14); к электрическому оборудованию судов для перевозки транспортных средств с топливом в баках и автомобильных цистерн (гл. 16.3), судов-катамаранов (гл. 16.6), стоечных судов (гл. 16.7), доков (гл. 16.8); к гребным электрическим установкам с полупроводниковыми преобразователями (гл. 17.8); к магнитному компасу, гирокомпасу, авторулевому и стабилизатору курса, эхолоту, лагу (гл. 25.3—25.7); к комбинированному индикатору ГНСС ГЛОНАСС/GPS , указателю скорости поворота, системе отображения электронных навигационных карт и информации, системе управления траекторией судна, а также к размещению указанного навигационного оборудования (гл. 25.8-25.11 и 24.8-24.11). Сокращены требования к запасным частям и предметам снабжения (разд. 18). Выполнено техническое и литературное редактирование текста Правил. |
Часть IV
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ, НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.1 Настоящая часть Правил распространяется на оборудование судов внутреннего плавания с классом Речного Реги |
хозяйственного, бытового и технологиче ского назначения за исключением: |
стра. |
.1 подключаемых кабелей; |
1.2 Настоящая часть Правил не распространяется на электрическое оборудование |
.2 средств защиты, изоляции и зазем ления. |
ПСВП. Часть IV«Электрическое оборудование, средства радиосвязи...»
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ 2.1.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения: ЛАварийное освещение — освещение помещений и пространств судна светильниками, получающими питание от аварийного или аварийного переходного источника электрической энергии. .2 Аварийный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых судовых потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щите. .3 Аварийный кратковременный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых судовых потребителей с момента исчезновения напряжения от основного источника до появления напряжения от аварийного дизель-генератора. .4Валогенератор — генератор, вращение которого осуществляется от главного нереверсивного двигателя. .5 Защитное заземление — электрическое подсоединение оборудования к Земле. На борту судна данное подсоединение осуществляется к корпусу судна. .6 Корпус судна — все металлические части судна, имеющие надежное электрическое соединение с наружной |
металлической обшивкой. Для судов с токонепроводящим корпусом — специальный медный лист площадью не менее 0,5 м2 и толщиной не менее 2 мм или лист из углеродистой стали площадью не менее 1,5 м2 и толщиной не менее 6 мм, прикрепленный к подводной части наружной обшивки при осадке порожнем и используемый для заземления всех устройств, имеющихся на судне. .7 Малое напряжение — напряжение, не представляющее опасности для персонала. Условие безопасности считается выполненным, если обмотки трансформаторов, преобразователей и других устройств для понижения напряжения являются электрически раздельными и значение пониженного напряжения этих устройств или источника электрической энергии не превышает: 50 В между полюсами при постоянном токе; 42 В между фазами или 30 В между фазами и корпусом при переменном токе. .8 Молниеуловитель — верхняя часть молниеотводного устройства, предназначенная для непосредственного восприятия атмосферных разрядов. .9 Ответственные устройства — устройства, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза. К ним |
2 Общие требования
относятся устройства, перечисленные в 5.3.1. .10 Разделительный трансформатор — трансформатор, предназначенный для отделения сети, питающей электроприемник, от первичной электрической сети. .11 Специальные электрические помещения — помещения или места, предназначенные исключительно для электрического оборудования и доступные только для персонала, обслуживающего электрооборудование. 2.2 УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ2.2.1 Конструкция электрического оборудования должна быть такой, чтобы оно оставалось работоспособным при отклонениях напряжения и частоты от номинальных значений, указанных в табл. 2.2.1. Данные табл. 2.2.1 не принимаются во внимание, если в отдельных требованиях настоящей части Правил предписываются иные значения отклонений частоты от номинальных значений. 2.2.2 В качестве номинальных рабочих температур окружающего воздуха и охлаждающей воды для электрического оборудования должны приниматься значения, указанные в табл. 2.2.2. |
2.2.3 Электрическое оборудование должно безотказно работать в условиях относительной влажности воздуха (80+3) % при температуре (40+2) °С, а также при относительной влажности (95+1) % при температуре (25+2) °С. 2.2.4 Электрическое оборудование судов классов «М», «О», а также судов класса «Р», выходящих в водохранилища, должно безотказно работать при длительном крене судна до 15е и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 22,5° с периодом качки 7—9 с и килевой до 10° от вертикали. Аварийные источники электрической энергии и электрическое оборудование, питаемое от аварийных источников, должны надежно работать при длительном крене до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте в указанных пределах. 2.2.5 Электрическое оборудование должно безотказно работать при вибрациях с частотой 5—30 Гц, с амплитудой 1 мм для частоты 5—8 Гц и с ускорением 0,5g для частоты 8-30 Гц и при ударах с ускорением 3g при частоте от 40 до 80 ударов в минуту. 2.3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ2.3.1 Части, требующие замены во время эксплуатации, должны легко демонтироваться. 2.3.2 При применении винтовых креплений должна быть исключена возможность самоотвинчивания винтов и гаек, а в местах, требующих частого демонтажа и открывания, — утери их. 2.3.3 Уплотнительные прокладки частей электрического оборудования (съемных или открывающихся, сальников и т. п.) должны соответствовать защитному исполнению корпуса оборудования. Уплотнения должны быть прикреплены к крышкам или кожухам. 2.3.4 Электрическое оборудование, в котором может происходить образование конденсата, должно снабжаться соответствующим устройством для отвода воды.
|
ПСВП. Часть IV«Электрическое оборудование, средства радиосвязи...» Внутри оборудования должны быть предусмотрены каналы, обеспечивающие отвод конденсата со всех частей оборудования. Обмотки и части оборудования, находящиеся под напряжением, должны быть расположены или защищены таким образом, чтобы они не подвергались воздействию конденсата, который может накапливаться внутри оборудования. 2.3.5 Электрическое оборудование с принудительной вентиляцией, предназна |
ченное для установки в нижних частях влажных помещений, должно иметь такую систему вентиляции, чтобы не происходило засасывание влаги и масляных паров внутрь оборудования. 2.3.6 Степень защиты электрического оборудования в зависимости от места установки должна быть не ниже указанной в табл. 2.3.6.
|
2 Общие требования 2.4 МАТЕРИАЛЫ 2.4.1 Конструктивные части электрического оборудования должны быть изготовлены из прочных трудносгораемых, устойчивых к воздействию повышенной влажности и паров масла материалов или соответствующим образом защищены от их воздействия. Винты, гайки, петли и другие детали, предназначенные для крепления закрытий электрического оборудования, устанавливаемого на открытой палубе, в помещениях с повышенной влажностью, должны быть изготовлены из коррозионно-стойких материалов или иметь надежное коррозионно-стойкое покрытие. 2.4.2 Все токоведущие части электрических устройств должны быть изготовлены из меди, медных сплавов или других материалов, имеющих аналогичные свойства, за исключением: .1 элементов резисторов, которые должны изготавливаться из механически прочных материалов, имеющих высокое удельное сопротивление и выдерживающих высокую температуру; .2 короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей, изготовленных из алюминия или его сплавов, стойких к специфическим условиям; .3 угольных щеток, металлокерамических контактов, технического угля для контактных колец и других подобных частей, когда это обусловлено требуемыми свойствами; .4 элементов электрического оборудования, которые непосредственно присоединены к корпусу судна, использованному в качестве обратного провода при однопроводной системе. Применение для токоведущих частей других материалов является в каждом случае предметом специального рассмотрения Речным Регистром. 2.4.3 Изоляционные материалы частей, находящихся под напряжением, должны обладать соответствующей электрической прочностью, быть устойчивыми против появления токов утечки по поверхности, влагостойкими, маслостойкими и доста |
точно прочными или должны быть соответствующим образом защищены. 2.4.4 Для изоляции обмоток машин, аппаратов и других ответственных устройств должны применяться изоляционные материалы классов В, F и Н. 2.5 СОЕДИНЕНИЯ ТОКОВЕДУЩИХ ЧАСТЕЙ 2.5.1 Минимально допустимая площадь сечения провода для внутреннего монтажа распределительных устройств, включая и измерительные цепи управления, сигнализации, должна быть не менее 0,75 мм2. Площадь сечения менее 0,75 мм2 допускается только в особых случаях, например, для электронных установок. Незащищенные от токов короткого замыкания участки проводов от шин до защитных аппаратов должны быть как можно короче. 2.5.2 Токоведущие части должны быть закреплены так, чтобы они не несли дополнительной механической нагрузки; эти части не должны крепиться с помощью винтов, ввинчиваемых непосредственно в изоляционный материал. 2.5.3 Концы многопроволочных жил кабелей и проводов должны быть соответствующим образом обработаны в зависимости от типа применяемого зажима или иметь кабельные наконечники. При пайке наконечников не должны употребляться кислоты или другие вещества, вызывающие коррозию. При этом должны быть приняты меры, исключающие коррозию. 2.5.4 Изолированные провода должны укладываться и крепиться таким образом, чтобы при этом не понижалось их сопротивление изоляции, и они не подвергались повреждениям под действием электродинамических сил, вибраций и сотрясений. 2.5.5 Должны быть приняты меры, чтобы температуры, допустимые для изолированного провода в нормальных эксплуатационных условиях или за время отключения тока короткого замыкания, не были превышены. |
ПСВП. Часть IV«Электрическое оборудование, средства радиосвязи...» 2.5.6 Изолированные провода должны подключаться к зажимам или шинам таким образом, чтобы при номинальном рабочем режиме их изоляция не подвергалась воздействию недопустимой температуры. 2.6 ЗАЩИТНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ 2.6.1 Все металлические части электрического оборудования, не находящиеся под напряжением, но с которыми возможно соприкосновение персонала в эксплуатационных условиях, за исключением перечисленных в 2.6.2, должны быть заземлены. 2.6.2 Защитные заземления не требуются для: .1 электрического оборудования, имеющего двойную или усиленную изоляцию; .2 электрического оборудования, питаемого током малого напряжения; .3 металлических частей электрического оборудования, закрепленных в изоляционном материале или проходящих через него и изолированных от заземленных и находящихся под напряжением частей таким образом, что в нормальных рабочих условиях они не могут оказаться под напряжением или соприкасаться с заземленными частями; .4 корпусов специально изолированных подшипников; .5 цоколей патронов и крепежных элементов люминесцентных ламп, абажуров и отражателей, кожухов, прикрепленных к патронам или светильникам, изготовленных из изоляционного материала или ввинченных в изоляционный материал; .6 крепежных элементов кабелей; .7 мелких отдельных потребителей, питаемых от разделительных трансформаторов. 2.6.3 Стационарное электрическое оборудование, наружные металлические оболочки (оплетки) кабелей, применяемые для защиты от механических повреждений, металлические оболочки (оплетки) кабелей и экраны жил, применяемые для |
экранирования, должны быть заземлены. Заземление необходимо выполнять с применением наружных проводов, жилы заземления в кабеле или с использованием непосредственного электрического контакта между корпусом оборудования и металлическим корпусом судна. Надежность заземления электрического оборудования, оболочек кабеля считается достаточной, если выполняются параметры, приведенные в табл. 2.6.3-1. Для заземления, выполняемого наружным проводником, должны применяться коррозионно-стойкие материалы. Площадь сечения медного проводника должна быть не менее указанного в табл. 2.6.3-2.
В случае использования для заземления жилы кабеля площадь ее сечения должна быть равна для кабелей площадью сечения до 16 мм2 включительно номинальной площади сечения основных жил кабеля и по меньшей мере половине площади сечения основной жилы, но не менее 16 мм2 для кабелей площадью сечения более 16 мм2. 2.6.4 Цепи заземления стационарного оборудования не должны иметь отключающих устройств.
|
2 Общие требования 2.6.5 Заземление экранирующих оболочек и металлических оплеток кабелей должно выполняться одним из следующих способов: .1 медным заземляющим проводом площадью сечения не менее 2,5 мм2 для кабелей с площадью сечения жилы до 25 мм2 и не менее 4 мм2 для кабелей с площадью сечения жилы более 25 мм2; .2 креплением оплетки или металлической оболочки к корпусу судна с помощью прочной, хорошо проводящей ток и надежно прилегающей скобы; .3 кольцами, находящимися в кабельных сальниках, при условии, что они изготовлены из коррозионно-стойкого материала, хорошо проводят ток и достаточно упруги. Заземление должно выполняться на обоих концах кабеля. Оболочки кабелей конечных ответвленных цепей допускается заземлять только со стороны питания. 2.6.6 Вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения должны быть заземлены. 2.6.7 Наружные заземляющие провода должны быть доступны для контроля и защищены от механических повреждений. 2.6.8 Присоединение заземляющих проводов к металлическому корпусу судна или заземляющей шине должно производиться с помощью винтов и болтов диаметром не менее 6 мм. Контактные поверхности на электрическом оборудовании, а также на корпусе судна в местах прилегания проводника заземления должны быть зачищены до металлического блеска и надежным способом защищены от коррозии. 2.6.9 Надстройки из сплавов алюминия, изолированные от корпуса судна, должны заземляться не менее чем двумя специальными проводами площадью сечения не менее 16 мм2 каждый, не вызывающими электролитической коррозии в местах их соединения с надстройкой и корпусом. Такие заземляющие соединения необходимо выполнять в разных местах по периметру надстройки; они должны быть дос |
тупны для осмотра и защищены от повреждений. 2.6.10 Заземление передвижного или переносного электрического оборудования должно выполняться с помощью специальной жилы в гибком питающем кабеле посредством контактного соединения в штепсельном устройстве. Площадь сечения заземляющей жилы должно соответствовать требованию табл. 2.6.3-2. 2.6.11 Заземлять электрическое оборудование на трубопроводы, баллоны для сжатых газов и цистерны нефтепродуктов запрещается. 2.6.12 Корпус подъемной рулевой рубки должен быть заземлен гибким медным проводом, проложенным отдельно от остальных проводов, ведущих в рулевую рубку. Это защитное заземление может быть одновременно составной частью молниеотводного устройства, если мол-ниеуловигель установлен на рулевой рубке. 2.6.13 Необходимо предусматривать заземление для снятия статического электричества. 2.7 ЗАЩИТА РАДИОПРИЕМНЫХ УСТРОЙСТВ СУДНА ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОМЕХ 2.7.1 Если помехи, создаваемые электрическими устройствами, могут излучаться в пространство вне корпуса судна или наводиться в цепях питания радиооборудования, то эти устройства должны снабжаться защитными средствами, уменьшающими напряжение таких помех на его выводах до значения, определяемого с помощью рис. 2.7.1. 2.7.2 В помещениях, где установлено оборудование судовых средств радиосвязи и радионавигации, а также на верхних палубах и надстройках, не отделенных от антенн металлической палубой или переборкой, все кабели и провода должны иметь непрерывную экранирующую оплетку. Все телефонные и другие кабели внутренней переговорной связи, кроме |
Содержание СОДЕРЖАНИЕ Пояснения............................................. 12 Часть II ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СИСТЕМЫ |
2.11 Пусковые устройства................. 29 2.12 Газовыпуск.................................. 30 2.13 Управление и регулирование.... 30 2.14 Контрольно-измерительные приборы....................................... 31 2.15 Бензиновые двигатели............... 32 |
1 Общие положения 1.1 Область распространения.......... 15 1.2 Определения и пояснения......... 15 1.3 Работа при кренах и дифферентах........................................... 17 1.4 Устройства управления.............. 17 1.5 Посты управления...................... 18 1.6 Средства связи............................ 18 1.7 Контрольно-измерительные приборы и сигнализация........... 18 1.8 Машинные помещения.............. 18 1.9 Расположение объектов энергетических установок.................. 20 1.10 Установка двигателей, котлов и оборудования........................... 21 1.11 Использование бензиновых двигателей.................................... 22 2 Двигатели внутреннего сгорания 2.1 Общие требования...................... 24 2.2 Контроль деталей........................ 25 2.3 Испытания гидравлические....... 25 2.4 Общие технические требования................................................ 26 2.5 Остов............................................ 26 2.6 Коленчатый вал........................... 28 2.7 Наддув и воздухоснабжение...... 28 2.8 Топливная аппаратура................ 29 47 2.9 Смазывание................................. 29 2.10 Охлаждение................................. 29 |
3 Валопроводы 3.1 Общие требования, материалы, испытания................................... 33 3.2 Определение размеров валов .... 34 3.3 Защита от коррозии................... 35 3.4 Отверстия и вырезы в валах...... 35 3.5 Конструктивное оформление валопровода................................ 35 3.6 Бесшпоночные соединения гребного винта и муфт валопровода........................................ 38 3.7 Тормозные устройства............... 40 4 Передачи, разобщительные и упругие муфты 4.1 Общие положения...................... 41 4.2 Материалы, испытания и сварка.................................................. 41 4.3 Общие требования..................... 42 4.4 Зубчатые передачи..................... 43 4.5 Зубчатые муфты.......................... 44 4.6 Упругие муфты........................... 44 4.7 Разобщительные муфты............. 45 5 Гребные винты 5.1 Общие требования..................... 46 5.2 Материалы, испытания и сварка. 46 5.3 Проектирование гребных винтов ................................................ |
ПСВП. Часть IV«Электрическое оборудование, средства радиосвязи...
МГц I — ниже главной палубы; II — выше главной палубы; III — на палубе рулевой рубки 2.7.3 Кабели, проложенные вблизи магнитных компасов, не должны оказывать на них влияния и вызывать искажения показаний магнитных компасов. 2.7.4 Кабели, несущие большие импульсы тока или напряжения (например, кабели цепей эхолотов и т. и.), должны прокладываться в металлических трубах отдельно от других кабелей. 2.8 РАЗМЕЩЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2.8.1 Электрическое оборудование должно устанавливаться таким образом, чтобы был обеспечен удобный доступ к органам управления и ко всем частям для обслуживания, ремонта и замены. 2.8.2 Электрическое оборудование не должно устанавливаться вблизи источников теплоты, которые могут нагреть элементы электрического оборудования выше допустимой температуры. 2.8.3 Электрическое оборудование, охлаждаемое воздухом, должно располагать |
ся таким образом, чтобы охлаждающий воздух не подавался из льял или других мест, в которых воздух может быть загрязнен веществами, вредно действующими на изоляцию. 2.8.4 Электрическое оборудование, установленное в местах, подверженных действию вибрации и сотрясений, параметры которых превышают указанные в 2.2.5 значения, должно иметь конструкцию, обеспечивающую нормальную его работу в этих условиях, или должно устанавливаться на амортизаторах. 2.8.5 Электрическое оборудование должно крепиться таким образом, чтобы способ крепления не уменьшал прочность палубы, переборок и не нарушал их непроницаемость. 2.8.6 Открытые части электрического оборудования, находящиеся под напряжением, не должны располагаться ближе 300 мм по горизонтали и 1200 мм по вертикали от незащищенных горючих материалов. 2.8.7 Электрическое оборудование на напряжение выше 500 В должно устанавливаться в специальных электрических помещениях. В обоснованных случаях может быть допущена установка электрического оборудования на напряжение выше 500 В вне специальных электрических помещений при условии обеспечения доступа к токоведущим частям только при снятом напряжении или использовании специального инструмента. Двери электрических помещений и крышки электрического оборудования на напряжение выше 500 В должны снабжаться предостерегающими надписями, указывающими значение напряжения. 2.8.8 Непосредственное крепление электрического оборудования к стенкам цистерн горючих жидкостей не допускается. Во всех случаях электрическое оборудование должно устанавливаться на расстоянии не менее 75 мм от стенок цистерн. Датчики сигнализации и автоматизации (уровня, давления и т. и.) можно устанавливать непосредственно на цистерне. |
Содержание 5.4 Балансировка гребных винтов... 49 6 Крутильные колебания 6.1 Общие требования...................... 50 6.2 Допускаемые напряжения.......... 50 6.3 Торсиотрассирование и термометр ирование.............................. 51 6.4 Запретные зоны частот вращения................................................ 52 7 Компрессоры, насосы, вентиляторы 7.1 Общие требования...................... 53 7.2 Контроль деталей........................ 53 7.3 Материалы и сварка................... 53 7.4 Общие требования...................... 54 7.5 Испытания................................... 54 7.6 Компрессоры воздушные с механическим приводом. Общие требования........................... 55 7.7 Коленчатые валы компрессо ров воздушных с механическим приводом............................ 56 7.8 Насосы......................................... 58 7.9 В ентиляторы................................ 58 7.10 Дополнительные требования к вентиляторам помещений грузовых насосов нефтеналивных судов............................................. 59 8 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением 8.1 Общие требования...................... 60 8.2 Разделение на классы................. 60 8.3 Материалы, сварка и термическая обработка............................ 61 8.4 Испытания................................... 63 8.5 Конструкция котлов................... 63 8.6 Общие требования к арматуре .................................................. 67 8.7 Водоуказательные приборы....... 67 8.8 Низший уровень воды и выс шая точка поверхности нагрева ............................................. 69 8.9 Манометры и термометры......... 69 8.10 Предохранительные клапаны.... 70 8.11 Разобщительные клапаны.......... 71 |
8.12 Клапаны продувания................. 71 8.13 Клапаны отбора проб котловой воды...................................... 72 8.14 Клапаны для удаления возду- 8.15 Управление, регулирование, сигнализация и защита котлов................................................ 72 8.16 Топочные устройства котлов, работающих на жидком топливе.............................................. 73 8.17 Теплообменные аппараты и сосуды под давлением............... 74 8.18 Специальные требования к теплообменным аппаратам и сосудам под давлением.............. 75 8.19 Расчет на прочность................... 77 9 Холодильные установки 9.1 Общие указания......................... 78 9.2 Общие технические требования 73 9.3 Холодильные агенты и расчетные давления.............................. 78 9.4 Холодопроизводительность и состав оборудования.................. 79 9.5 Материалы.................................. 80 9.6 Электрическое оборудование.... 81 9.7 Отделение холодильных машин. 81 9.8 Помещения для хранения запасов холодильного агента........ 82 9.9 Охлаждаемые грузовые поме - щения.......................................... 82 9.10 Морозильные и охлаждающие камеры......................................... 83 9.11 Помещения с технологическим оборудованием............................ 83 9.12 Компрессоры, насосы, вентиляторы ......................................... 84 9.13 Теплообменные аппараты и сосуды под давлением............... 84 9.14 Воздухоохладители..................... 85 9.15 Арматура и предохранительные клапаны....................................... 85 9.16 Трубопроводы............................. 85 9.17 Контрольно-измерительные приборы....................................... 86 9.18 Устройства автоматизации........ 86 |
12 Автоматизация 12.1 Область распространения и 9.19 Изоляция охлаждаемых помещений........................................... 87 9.20 Изоляция трубопроводов 88 9.21 Испытания элементов холо Содержание 12.4 Системы управления, аварийно-предупредительной сигнализации, защиты и индикации 134 12.5 Общие требования к объему дильных установок на стендах организ ации- изготовителя......... 88 9.22 Испытания холодильной установки на судне............................ 88 10 Системы 10.1 Общие указания.......................... 90 10.2 Трубопроводы.............................. 91 10.3 Путевая арматура........................ 97 10.4 Кингстонные и ледовые ящи ки. Донная и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке ........................................... 98 10.5 Прокладка трубопроводов.......... 99 10.6 Гидрав личе ские испытания....... 101 10.7 Осушительная система............... 102 10.8 Балластная система..................... 107 10.9 Система жидких грузов нефтеналивных судов........................... 107 10.10 Системы воздушных, газоот водных, переливных и измерительных трубопроводов.............. 108 10.11 Газовыпускная система.............. 112 10.12 Система вентиляции................... 113 10.13 Топливная система..................... 117 10.14 Масляная система....................... 120 10.15 Система водяного охлаждения 121 10.16 Система сжатого воздуха............ 122 10.17 Система питательной воды........ 124 10.18 Паропроводы и трубопроводы продувания.................................. 124 11 Бытовые нагревательные приборы 11.1 Камбузы и камбузные плиты .... 126 11.2 Бытовые установки сжиженного газа....................................... 126 11.3 Грелки и печи............................. 130 |
определения................................ 132 12.2 Общие требования..................... 133 12.3 Питание....................................... 134 автоматизации............................ 135 12.6 Главные двигатели, передачи.... 139 12.7 Первичные двигатели генераторных агрегатов........................ 140 12.8 Топливные системы................... 140 12.9 Системы охлаждения, смазывания и сжатого воздуха............ 141 12.10 Котлы.......................................... 141 12.11 Общесудовые системы............... 142 12.12 Оборудование рулевой рубки.... 142 12.13 Оборудование ЦПУ с постоянной вахтой............................... 143 13 Противопожарное оборудование и системы 13.1 Общие требования..................... 145 13.2 Противопожарное оборудование 147 13.3 Г идравлические испытания систем пожаротушения.............. 149 13.4 Система водотушения................ 149 13.5 Система пенотушения............... 152 13.6 Система углекислотного тушения ............................................... 155 13.7 Аэрозольная система пожаротушения ....................................... 157 13.8 Система инертных газов нефтеналивных судов....................... 159 13.9 Дополнительные требования к пассажирским судам.................. 160 13.10 Дополнительные требования к нефтеналивным судам и судам, обслуживающим их.................... 160 13.11 Противопожарная защита судов длиной менее 25 м.............. 163 14 Запасные части............................ 164 |
Содержание Часть IIIСУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ 1 Общие положения 1.1 Область распространения.......... 167 1.2 Определения и пояснения......... 167 1.3 Материалы................................... 168 1.4 Требования к палубным механизмам ......................................... 169 1.5 Испытания................................... 171 1.6 Характеристика снабжения........ 172 2 Рулевое устройство 2.1 Общие требования...................... 174 2.2 Руль и поворотная насадка........ 174 2.3 Баллер и рудерпис...................... 175 2.4 Рулевые приводы........................ 179 2.5 Подруливающее устройство....... 182 3 Якорное устройство 3.1 Общие требования...................... 183 3.2 Снабжение якорями, якорными цепями и канатами............... 183 3.3 Якорное устройство толкаемых составов........................................ 190 3.4 Устройства для крепления якорей и якорных цепей............ 191 3.5 Якорные механизмы................... 191 3.6 Устройство дистанционной отдачи якоря................................ 193 4 Швартовное устройство 4.1 Общие положения...................... 194 4.2 Швартовное оборудование........ 194 4.3 Швартовные механизмы............ 194 4.4 Швартовные канаты................... 195 5 Буксирное и сцепное устройства 5.1 Буксирное устройство................ 196 5.2 Буксирные лебедки..................... 196 5.3 Буксирные гаки........................... 197 5.4 Буксирное оборудование............ 198 5.5 Буксирные канаты...................... 198 |
5.6 Сцепные устройства................... 199 6 Грузоподъемные устройства 6.1 Общие положения, определения и пояснения........................ 201 6.2 Общие технические требования ............................................... 203 6.3 Материалы, термическая обработка и сварка............................. 206 6.4 Нормы расчета, расчетные нагрузки и напряжения............. 208 6.5 Допускаемые напряжения, запасы прочности и устойчивости............................................ 211 6.6 Расчет на прочность механизмов грузоподъемных устройств 215 6.7 Общие требования к кранам..... 215 6.8 Устройства безопасности кранов ............................................... 215 6.9 Механизмы кранов..................... 216 6.10 Передвижение кранов................ 216 6.11 Противовесы и металлоконструкции кранов............................ 217 6.12 Кабины управления кранов...... 217 6.13 Верхние строения плавучих кранов. Краны на плавучих доках............................................ 218 6.14 Детали и канаты кранов............ 219 6.15 Судовые лифты........................... 221 6.16 Судовые стрелы.......................... 221 6.17 Документы и маркировка.......... 221 7 Устройства для подъема рулевой рубки 7.1 Общие требования..................... 224 8 Спасательные средства 8.1 Общие требования..................... 225 8.2 Нормы снабжения коллектив ными спасательными средствами ............................................. 226 8.3 Нормы снабжения индивиду альными спасательными средствами.......................................... 227 8.4 Спасательные шлюпки.............. 228 8.5 Спасательные плоты.................. 230 8.6 Спасательные приборы.............. 232 |
Содержание 8.7 Спасательные круги и жилеты 232 8.8 Спусковые устройства................ 233 8.9 Размещение спасательных средств на судах.......................... 234 9 Пожарное снабжение 9.1 Общие положения 236 9.2 Нормы пожарного снабжения 236 9.3 Требования к пожарному снабжению................................... 239 9.4 Нормы пожарного снабжения судов длиной менее 25 м........... 240 10 Сигнальные средства 10.1 Общие положения...................... 241 10.2 Нормы снабжения сигнально отличительными фонарями и дневными сигналами.................. 241 10.3 Нормы снабжения сигнальны ми пиротехническими средствами.............................................. 242 10.4 Нормы снабжения сигнальными звуковыми средствами.......... 243 10.5 Навигационные технические требования к сигнальноотличительным фонарям и дневным сигналам...................... 243 10.6 Требования к сигнальным пиротехническим средствам...... 246 10.7 Требования к сигнальным звуковым средствам......................... 247 10.8 Общие требования к установке сигнальных средств..................... 247 10.9 Установка топовых фонарей...... 248 10.10 Установка бортовых отличительных фонарей......................... 248 10.11 Установка кормовых и буксировочных фонарей...................... 249 10.12 Установка круговых и бортовых стояночных фонарей........... 249 10.13 Установка светоимпульсных (световых) отмашек.................... 249 10.14 Установка круговых фонарей на рыболовных судах.................. 249 10.15 Установка сигнально-отличи тельных фонарей на несамоходных судах и судах технического флота.................................. 249 |
10.16 Установка сигнальных звуковых средств.................................. 250 10.17 Хранение запасных и перенос ных сигнальных средств на судах............................................. 250 11 Навигационное снабжение 11.1 Общие положения...................... 251 11.2 Нормы навигационного снабжения........................................... 251 12 Аварийное снабжение 12.1 Общие положения...................... 252 12.2 Нормы аварийного снабжения судов............................................ 252 12.3 Пластыри..................................... 254 12.4 Размещение аварийного снабжения........................................... 255 12.5 Маркировка................................ 256 Приложения А Методика испытаний спасательных средств.......................... 257 Часть IV ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ, НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1 Область распространения........... 269 А - ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 2 Общие требования 2.1 Определения и пояснения......... 270 2.2 Условия эксплуатации............... 271 2.3 Требования к конструкции....... 271 2.4 Материалы.................................. 273 2.5 Соединения токоведущих частей................................................ 273 2.6 Защитное заземление................. 274 2.7 Защита радиоприемных уст ройств судна от электрических помех........................................... 275 2.8 Размещение электрического оборудования.............................. 276 |
|
Содержание 5.5 Питание от внешнего источника ............................................. 291 6 Распределительные устройства, электрические аппараты, трансформаторы 6.1 Конструкция распределительных щитов................................... 292 6.2 Электрические аппараты. Общие требования.......................... 294 6.3 Электрические аппараты с машинным приводом................. 295 6.4 Выбор электрических аппаратов ................................................ 296 6.5 Электроизмерительные приборы ................................................. 296 6.6 Установка аппаратов и измерительных приборов.................. 297 6.7 Защитные устройства................. 298 6.8 Размещение распределительных щитов................................... 299 6.9 Силовые статические преобразователи....................................... 299 6.10 Трансформаторы........................ 300 7 Электрические машины и приводы 7.1 Общие требования..................... 302 7.2 Электрические машины............ 302 7.3 Блокировки электрических приводов, коммутационная аппаратура................................... 304 7.4 Отключающие устройства безопасности............................... 304 7.5 Электрический привод рулевых устройств.............................. 305 7.6 Электрический привод якор ных и швартовных механизмов.............................................. 306 7.7 Электрический привод шлю - полных лебедок.......................... 306 7.8 Электрический привод насосов и вентиляторов........................... 307 7.9 Электрический привод и элек трическое оборудование грузо-подъемных устройств................. 307 7.10 Электрический привод устрой ства для подъема рулевой рубки............................................ 307 |
Содержание 7.11 Электромагнитные тормоза....... 308 8 Аккумуляторы 8.1 Конструкция аккумуляторов..... 309 8.2 Защита аккумуляторов............... 309 8.3 Зарядные устройства аккумуляторных батарей........................ 309 8.4 Емкость стартерных батарей...... 309 8.5 Размещение аккумуляторных батарей......................................... 310 8.6 Отопление и вентиляция аккумуляторных помещений..... 310 8.7 Меры защиты от взрыва............ 311 9 Электрические отопительные и нагревательные приборы 9.1 Общие требования...................... 312 9.2 Отопительные и нагревательные приборы............................... 312 10 Освещение и сигнально-отличительные фонари 10.1 Общие требования...................... 314 10.2 Питание цепей основного освещения ....................................... 314 10.3 Выключатели в цепях освещения................................................ 315 10.4 Штепсельные соединения.......... 316 10.5 Сеть переносного освещения.... 316 10.6 Светильники тлеющего разряда 317 10.7 Сигнально-отличительные фонари.............................................. 317 11 Внутренняя связь и сигнализация 11.1 Машинные электрические телеграфы........................................ 319 11.2 Служебная телефонная связь .... 319 11.3 Авральная сигнализация............ 320 11.4 Сигнализация обнаружения пожара.......................................... 321 12 Кабельная сеть 12.1 Общие требования...................... 323 12.2 Выбор кабелей и проводов по нагрузкам..................................... 324 |
|
Содержание 16 Дополнительные требования к электрическому оборудованию отдельных типов судов 16.1 Пассажирские суда..................... 339 16.2 Нефтеналивные суда.................. 339 16.3 Суда для перевозки транспорт ных средств с топливом в баках и автомобильных цистернах для горючих жидкостей..................... 343 16.4 Суда для перевозки изотермических контейнеров.................... 343 16.5 Суда-катамараны........................ 344 16.6 Плавучие краны.......................... 345 16.7 Стоечные суда............................. 345 16.8 Доки............................................. 345 17 Гребные электрические установки 17.1 Общие требования...................... 350 17.2 Напряжение питания................. 350 17.3 Электрические машины............. 350 17.4 Выключатели в главных цепях и цепях возбуждения.................. 351 17.5 Защита в цепях гребной электрической установки.................. 352 17.6 Измерительные приборы и сигнализация............................... 352 17.7 Управление гребной электрической установкой...................... 353 17.8 Гребные электрические уста новки с полупроводниковыми преобразователями...................... 353 17.9 Электрические муфты................ 354 18 Запасные части и предметы снабжения 18.1 Запасные части............................ 355 18.2 Предметы снабжения................. 355 Б - СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ 19 Комплектация судов средствами радиосвязи
|
20 Размещение радиооборудования и монтаж кабельной сети 20.1 Общие требования..................... 359 20.2 Радиорубка.................................. 359 20.3 Размещение радиооборудования в радиорубке........................ 361 20.4 Аппаратная.................................. 362 20.5 Размещение радиооборудования в рулевой рубке................... 362 20.6 Агрегатная................................... 362 20.7 Аккумуляторная.......................... 362 20.8 Размещение оборудования громкоговорящей связи и трансляции.................................. 363 20.9 Монтаж кабельной сети............ 363 21 Антенные устройства и заземления 21.1 Общие требования..................... 365 21.2 Антенна УКВ-радиотелефонной станции................................ 366 21.3 Вводы и прокладка антенных кабелей внутри помещений...... 366 21.4 Заземления.................................. 367 22 Требования к радиооборудованию 22.1 Общие требования..................... 369 22.2 Технические требования к средствам радиосвязи................. 371 22.3 ПВ/КВ-радиостанции................ 372 22.4 УО-радиотелефонная станция... 374 22.5 Устройство громкоговорящей связи и трансляции.................... 375 В - НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 23 Общие положения 23.1 Определения и пояснения......... 377 23.2 Состав навигационного оборудования........................................ 378 24 Размещение навигационного оборудования 24.1 Общие требования..................... 380 24.2 Размещение радиолокационной станции................................ 380 |