Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания, технические проекты которых представляются на согласование Речному Регистру после даты вступления в силу настоящих Правил.

 Скачать PDF

Прежнее название - Правила экологической безопасности судов

Оглавление

1 Общие положения

2 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью

3 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения сточными водами

4 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения мусором

5 Дополнительные требования к судам смешанного плавания

6. Требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР

ПРАВИЛА

4

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ (ПСВП)

Дополнение 1 «Временные правила классификации и постройки экранопланов»

Дополнение 2 «Временные технические требования к судам-газоходам, использующим компримированный природный газ»

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ (ПССП)

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ (ППЗС)

МОСКВА 2008

ПРАВИЛА

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ (ППЗС)

1 Общие положения

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1Л Л Настоящие Правила распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания, технические проекты которых представляются на согласование Речному Регистру после даты вступления в силу настоящих Правил.

По согласованию с Речным Регистром настоящие Правила допускается применять к судам, технические проекты которых представлены Речному Регистру на согласование в иные сроки.

1Л.2 Правила распространяются на суда в эксплуатации, за исключением требований 2Л.2.4, 2Л.11, 2Л.12, 2.2.3, 2.2.4.3, 3.2.2, 3.2.4.5.

1Л.З Речной Регистр в случае предоставления ему необходимых обоснований, подтверждающих, что конструкция и оборудование судов обеспечивают требуемый настоящими Правилами уровень защиты окружающей среды от загрязнения, может принять решение о том, что отдельные положения настоящих Правил или Правила в целом не распространяются на суда:

Л длиной менее 25 м;

.2 с суммарной мощностью всех двигателей менее 220 кВт (в части требований к судовому оборудованию и устройствам для предотвращения загрязнения нефтью);

.3 с количеством людей на борту не более 10 чел. (в части требований к судовому оборудованию и устройствам для предотвращения загрязнения сточными водами);

.4 с динамическими принципами поддержания.

1.1.4 Конструкции, устройства, системы и оборудование по предотвращению загрязнения, помимо требований настоящих Правил, должны удовлетворять применимым требованиям соответствующих частей ПСВП, а конструкции, устройства и системы, установленные на судах смешанного (река-море) плавания, должны дополнительно удовлетворять требованиям ПССП.

1.2 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1    Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения приведены в приложении 8 к ПОСЭ.

1.2.2    В настоящих Правилах использованы термины, которые нужно понимать следующим образом.

Л Автономность плавания по условиям экологической безопасности — длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов.

.2 Боновое ограждение — устройство для предотвращения распространения плавающей по поверхности воды нефти или для изменения направления ее движения и последующего сбора.

.3 Бытовые отходы — отходы, которые к моменту сброса использовались в качестве емкости или тары, а также всевозможные изделия из всех видов пластмасс, бумаги, текстиля, стекла и т. п.

.4 Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в воду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам.


Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС)


водной флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования водной среды.

.5 Жидкое топливо — любая нефть, используемая в качестве топлива для энергетической установки судна, на котором это топливо находится.

.6 Загрязнение (водной среды) — попадание в водную среду вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества.

.7 Значительное переоборудование — переоборудование судна, при котором:

существенно изменяются размерения или грузоподъемность судна; изменяется тип судна; значительно, по мнению Речного Регистра, продлевается срок службы судна;

судно изменяется иным образом, чем указано выше, но в такой степени, что если бы оно было новым, то подпало бы под действие соответствующих положений Правил, не применявшихся к нему до переоборудования.

.8 Изолированный балласт — балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.

.9Инсинератор — специальная судовая печь для термического уничтожения (сжигания) мусора, нефтяных шлама, осадков, остатков и шлама сточных вод.

.10 Судовой комплект по борьбе с разливами нефти (судовой комплект БРН) — набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитой в воду нефти.

Л1МАРПОЛ 73/78 — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом защиты морской среды ИМО.

.12 Мгновенная интенсивность сброса нефти — интенсивность сброса нефти в любой момент, л/ч,

деленная на скорость судна в тот же момент, уз.

.13 Мусор (М) — все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и которые подлежат постоянному или периодическому удалению.

.14 Нефтесодержащая смесь — смесь с любым содержанием нефти.

.15 Нефтесодержащие воды (НВ) — смесь воды с любым содержанием нефти.

.16 Нефть — нефть в любом виде, включая сырую, жидкое топливо, нефтяные остатки, нефтяные осадки и нефтепродукты.

.17 Нефтяной шлам — отсепа-рированный шлам, нефть, содержащаяся в дренаже из нефтяных емкостей и в разного рода протечках из оборудования машинных помещений, отработанное масло.

.18Нефтяные осадки — часть нефти, которая из-за своей консистенции не поддается обычной откачке и обработке и требует особых приемов или приспособлений для ее удаления с судна.

.19 Нефтяные остатки — любые остатки, содержащие нефть.

.20 Нормативное значение допустимого содержания нефти в сбросе — предельная концентрация нефтепродуктов в воде, сбрасываемой в водную среду, установленная международным (для моря) и национальным (для внутренних водных путей) нормативными документами.

.21 Ограниченный рейс — рейс судна, получившего освобождение от необходимости установки фильтрующего оборудования согласно 5.2.1 или оборудования согласно 5.3.1, в котором, по определению Речного Регистра, обеспечена возможность сдачи всех накопленных в течение рейса нефтесодержащих вод в приемные сооружения.

.22 Отстойный танк — танк, предназначенный для сбора и отстоя промывочной воды танков, грязного балласта,


1 Общие положения


нефтяных остатков и других нефтесодержащих смесей.

.23 Пищевые отходы — вид мусора, состоящий из отходов предварительной кулинарной обработки съестных припасов, неутилизируемых остатков.

.24 Приемные устройства — плавучие или береговые устройства для приема с судов любых видов загрязнения с целью дальнейшей их передачи для очистки, утилизации, уничтожения и т. п.

.25 Сборная цистерна (танк) — емкость для сбора и хранения необработанных жидкостей, загрязненных вредными веществами.

.26 С б р о с — любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он ни вызывался, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение.

.27 Сигнализатор — прибор, сигнализирующий о превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе. .28 С т о ч н ы е воды (СВ): стоки и прочие отходы из всех видов туалетов, писсуаров и унитазов;

стоки из раковин, ванн и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях (амбулаториях, лазаретах и т. п.);

стоки из помещений, в которых содержатся животные;

хозяйственно-бытовые воды; прочие стоки, если они смешаны с перечисленными выше стоками.

.29 Сырая нефть — любая жидкая смесь углеводородов, встречающихся в естественном состоянии под поверхностью земли, независимо от того, подвергнута она обработке с целью сделать ее пригодной для транспортировки или нет.

В нее входят:

сырая нефть, из которой могли быть удалены некоторые дистилляты;

сырая нефть, в которую могли быть добавлены некоторые дистилляты.

.ЗОУстановка для обработки сточных вод — установка, в которой сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию.

.31 Устройство для сбора мусора — емкость и другие устройства для сбора и хранения мусора.

.32Устройство для обработки мусора — устройство для измельчения и уменьшения объема мусора.

.33 Фильтрующее оборудование — фильтры или любое сочетание сепараторов и фильтров, конструкция которых обеспечивает нормативное значение допустимого содержания нефти в сбросе.

.34Хозяйственно - бытовые воды:

стоки от умывальников, душевых, ванн и шпигатов;

стоки из прачечных;

стоки от моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока.

.35 Чистый балласт — балластная вода, принятая в танк, который после последней перевозки в нем нефти очищается так, что сброс балласта из этого танка, произведенный с неподвижного судна в чистую спокойную воду при ясной погоде, не приводит к появлению видимых следов нефти на поверхности воды или прилегающем побережье либо к образованию нефтяных осадков или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье.

Если сброс производится через одобренную Речным Регистром систему автоматического измерения, регистрации и управления сбросом нефти, то показания такой системы о содержании нефти в сбрасываемом стоке не более нормативного значения принимается как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.

.36 Эксплуатационные отходы — отходы, образующиеся в результате выполнения на судне различных производственных и ремонтных работ, а также все отходы, образующиеся в результате эксплуатации энергетической установки и прочего оборудования судна.

1.3 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Техническое наблюдение включает в себя:


Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС)


Л проверку оборудования по предотвращению загрязнения с судов при его изготовлении и монтаже на судне;

.2 проверку оборудования, установок и систем при испытаниях на стендах орга-низаций-изготовителей и на судне по программам, разработанным в соответствии с приложением 3.

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1 До начала постройки судна Речному Регистру представляется на рассмотрение техническая документация оборудования по предотвращению загрязнения с судов в следующем объеме:

.1 общесудовая спецификация, содержащая раздел по предотвращению загрязнения с судов;

.2 схема расположения оборудования и устройств для предотвращения загрязнения с судов;

.3 расчет автономности плавания по условиям экологической безопасности;

.4 принципиальные схемы систем перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих и сточных вод, включая сборные цистерны и стандартные сливные соединения;

.5 техническое описание и принципы работы систем водоснабжения и водоотведения (штампы о согласовании не ставятся);

.6 программа испытаний оборудования в судовых условиях;

.7 схема опломбирования запорной арматуры системы откачки за борт нефтесодержащих и сточных вод;

.8 схема системы сбора утечного топлива и масла;

.9 для нефтеналивных судов, кроме документации, указанной в 1.4.1.1 -1.4.1.8, должны быть представлены:

расчет вместимости грузовых, отстойных танков, танков чистого балласта; схема размещения всех танков на судне; схема деления на отсеки и расчеты аварийной остойчивости;

схема системы аварийной перекачки нефти;

схема расположения отверстий для сброса;

схема системы перекачки нефтяных остатков в отстойный танк;

руководство по эксплуатации выделенных для чистого балласта танков (если они предусмотрены);

руководство по эксплуатации системы автоматического измерения, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод;

.10 инструкция по эксплуатации судового комплекта по борьбе с разливами нефти.

1.4.2 До начала изготовления оборудования, устройств, элементов систем и приборов Речному Регистру представляется на рассмотрение и согласование техническая документация в следующем объеме:

Фильтрующее оборудование .1 техническое описание и принцип работы сепаратора или фильтра, инструкция по эксплуатации и обслуживанию (штампы о согласовании не ставятся);

.2 технические условия на поставку;

.3 чертежи общего вида с разрезами (конструкция сепаратора или фильтра, основные размеры, применяемые материалы и покрытия);

.4 сборочные чертежи насосов и других устройств, входящих в фильтрующую установку;

.5 чертежи сварных узлов (корпусов, фундаментной рамы и других деталей), содержащие данные по сварке;

.6 схемы обслуживающих систем в пределах фильтрующей установки;

.7 принципиальная электрическая схема установки, схема управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты;

.8 программа испытаний головного и серийных образцов;

.9 перечень ответственных деталей с указанием механических характеристик материала и пробного гидравлического давления;


1 Общие положения


Сигнализатор

.10 техническое описание с указанием принципа работы и технических параметров, инструкция по эксплуатации, данные о надежности (штампы о согласовании не ставятся);

.11 технические условия на поставку;

.12 чертежи общего вида;

.13 спецификация с указанием применяемых материалов и комплектующих изделий;

.14 принципиальная и функциональная схемы;

.15 программа испытаний головного и серийных образцов;

Системы автоматического измерения, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод

.16 описание принципа действия с указанием технических параметров, инструкция по эксплуатации и обслуживанию, данные о надежности (штампы о согласовании не ставятся);

.17 технические условия на поставку;

.18 чертежи общего вида;

.19 спецификация с указанием применяемых материалов и комплектующих изделий;

.20 принципиальная и функциональная схемы;

.21 чертежи арматуры для экстренного прекращения сброса;

.22 программа испытаний головного и серийных образцов;

Установка для обработки сточных вод

.23 техническое описание и инструкция по эксплуатации (штампы о согласовании не ставятся);

.24 технические условия на поставку;

.25 чертежи общего вида с разрезами (конструкция, основные размеры, применяемые материалы и покрытия);

.26 принципиальная электрическая схема;

.27 схема управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты;

.28 программа испытаний головного и серийных образцов;

Система перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих и сточных вод, включая сборные цистерны и стандартные сливные соединения

.29 принципиальная схема системы;

.30 сборочные чертежи сборных цистерн с указанием их вместимости, принципиальные схемы сигнализации уровня жидкости, расчеты вместимости цистерн;

.31 сборочные чертежи сливных соединений с указанием материалов и пробного давления;

Инсинератор

.32 техническое описание и инструкция по эксплуатации (штампы о согласовании не ставятся);

.33 технические условия на поставку;

.34 чертежи общего вида с разрезами (конструкция, основные размеры, применяемые материалы и покрытия);

.35 чертежи форсуночных устройств;

.36 чертежи загрузочного устройства;

.37 схема топливной системы в пределах установки;

.38 принципиальная электрическая схема;

.39 схема управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты;

.40 программа испытаний головного и серийных образцов;

Устройство для сбора мусора (съемное)

.41 техническое описание (штампы о согласовании не ставятся);

.42 чертежи общего вида с разрезами (конструкция, основные размеры, применяемые материалы и покрытия);

.43 программа испытаний головного образца (если она необходима);

Устройство для обработки мусора

.44 техническое описание и инструкция по эксплуатации (штампы о согласовании не ставятся);

.45 технические условия на поставку;

.46 чертежи общего вида с разрезами (конструкция, основные размеры, применяемые материалы и покрытия);

.47 принципиальная электрическая схема;


Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС)


.48 программа испытаний головного и серийных образцов.

1.4.3    Технические условия, указанные в 1.4.2.2, 1.4.2.11, 1.4.2.17, 1.4.2.24, 1.4.2.33, 1.4.2.45 должны быть согласованы с Речным Регистром, а само оборудование должно иметь сертификат Речного Регистра или сертификат классификационного общества, выданный по поручению Речного Регистра.

1.4.4    Шланги, входящие в судовое снабжение и используемые для перекачки нефти, нефтесодержащих или сточных вод, должны быть изготовлены в соответствии

с действующими стандартами и иметь сертификат организации-изготовителя, в котором должны быть указаны:

вид жидкости, допускаемой для перекачки по шлангу; дата изготовления; рабочее давление;

дата испытаний и пробное давление при этих испытаниях.

На шлангах должна быть нанесена маркировка, содержащая данные, указанные в сертификате.

Шланги должны ежегодно подвергаться гидравлическим испытаниям пробным давлением.


2 Требования для предотвращения загрязнения нефтью

277

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И УСТРОЙСТВАМ СУДОВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1    Самоходные суда, а также несамоходные суда, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания, должны быть оснащены:

. 1 сборной цистерной нефтесодержащих вод;

.2 системой перекачки и сдачи нефтесодержащих вод;

.3 стандартными сливными соединениями для сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства.

2.1.2    Если перечисленное в 2.1.1 оборудование не обеспечивает необходимой автономности плавания по условиям экологической безопасности, суда дополнительно должны быть оснащены:

.1 фильтрующим оборудованием;

.2 сигнализатором;

.3 системой сброса очищенных нефтесодержащих вод;

.4 автоматическим устройством, прекращающим сброс нефтесодержащих вод при превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе;

.5 сборной цистерной для нефтяных остатков.

2.1.3    Речному Регистру представляются расчеты автономности плавания по условиям экологической безопасности (см. приложение 2).

2.1.4    Сведения об автономности плавания по условиям экологической безопасности и районе эксплуатации вносятся в Свидетельство о предотвращении загряз

нения нефтью, сточными водами и мусором.

2.1.5    На судах, указанных в 1.1.3, допускается производить накопление нефтесодержащих вод под еланью машинного отделения или в переносных емкостях с последующей сдачей их в приемные устройства.

2.1.6    Использование грузовых танков и топливных цистерн в качестве балластных не допускается.

2.1.7    В машинном отделении судна на видном месте должны быть помещены схемы топливных и масляных систем с указанием расположения цистерн, а также арматуры воздушных, измерительных и переливных труб.

2.1.8    На нефтеналивных судах в центральном посту управления грузовыми операциями должны быть помещены схемы грузовых систем и инструкции по проведению грузовых операций.

На схемах должно быть указано расположение танков, арматуры, а также газоотводных, переливных и измерительных труб.

У несамоходных нефтеналивных судов, эксплуатирующихся без команды, схемы и инструкции должны находиться на обслуживающих их буксирах и толкачах.

2.1.9    На самоходных нефтеналивных судах, грузоподъемностью более 2000 т должны быть предусмотрены средства по локализации разливов нефти в объеме требований главы 2.7.


Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС)


2.1.10    Использование по другому назначению сборных цистерн, емкостей, систем сбора, перекачки, обработки и сдачи нефтесодержащих вод с входящими в их состав оборудованием и трубопроводами и объединение их с другими системами (за исключением случая, указанного в 2.3.8) не допускается.

2.1.11    Конструкция корпуса транспортных нефтеналивных судов должна удовлетворять требованиям 2.5.4 ч. I ПСВП.

2.1.12    В местах приема и выдачи жидкого топлива и груза должны быть приняты конструктивные меры для предотвращения загрязнения вод в случае утечки жидкости и отсоединения шланга.

2.2 СБОРНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

2.2.1    Суммарная вместимость сборных цистерн должна быть подтверждена расчетом, согласованным с заказчиком (судовладельцем); расчет представляется в Речной Регистр.

2.2.2    Расположение сборных цистерн в машинных помещениях должно отвечать требованиям, изложенным в 1.9.7 ч. II ПСВП.

2.2.3    Сборные цистерны должны удовлетворять требованиям 2.4.139-2.4.141 ч. I ПСВП.

2.2.4    Сборная цистерна должна быть оборудована:

.1 горловиной для доступа внутрь и очистки;

,2 воздушной трубой с пламепреры-вающей арматурой;

.3 устройством, подающим световой и звуковой сигналы в рулевую рубку или центральный пост управления о достижении 80 % уровня жидкости в цистерне;

.4 системой измерения уровня жидкости.

2.2.5    Сборные цистерны должны быть оборудованы устройствами для подогрева, если:

.1 на судне используется тяжелое топливо;

.2 сборная цистерна установлена в месте, в котором при эксплуатации возможна отрицательная температура.

2.2.6    Устройства для подогрева должны удовлетворять требованиям 10.13.9--10.13.15 ч. II ПСВП; применение электрических устройств для подогрева является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.

2.2.7    Внутренние поверхности сборных цистерн, если они предназначены для сбора нефтяных остатков после сепарации, должны быть гладкими (цистерны должны иметь наружный набор); днище должно иметь уклон в сторону приемного трубопровода.

2.3 СИСТЕМЫ ПЕРЕКАЧКИ, СДАЧИ И СБРОСА

2.3.1    Устройство систем и расположение трубопроводов перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих вод должны удовлетворять требованиям разд. 10 ч. II ПСВП.

2.3.2    Гидравлические испытания арматуры и трубопроводов систем перекачки, сдачи и сброса нефтесодержаших вод должны осуществляться в соответствии с указаниями 10.6 ч. II ПСВП.

2.3.3    Трубопроводы системы сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства должны быть выведены на оба борта. В обоснованных случаях Речной Регистр может допустить вывод этого трубопровода только на один борт на судах, указанных в 1.1.3.

2.3.4    Трубопроводы системы сдачи нефтесодержащих вод не должны соединяться с трубопроводами, входящими в другие системы выдачи.

2.3.5    Выходные патрубки трубопроводов системы сдачи нефтесодержащих вод должны размещаться в удобных для подсоединения шлангов местах и должны быть оснащены стандартными сливными соединениями с отличительной надписью.


2 Требования для предотвращения загрязнения нефтью

2.3.6    Суда-сборщики нефтесодержащих вод должны быть оснащены стандартными сливными соединениями. При необходимости эти суда должны оснащаться переходными устройствами со стандартными сливными фланцевыми соединениями международного образца (см. 5.4.2) для приема нефтесодержащих вод с судов смешанного плавания и морских судов. Для обеспечения совместимости выходных патрубков (см. 2.3.5) с фланцами международного образца допускается применение переходных муфт.

2.3.7    В местах выдачи нефтесодержащих вод должны быть приняты конструктивные меры для предотвращения загрязнения вод в случае утечки жидкости и отсоединения шланга.

2.3.8    Системы сдачи нефтесодержащих вод должны обслуживаться насосами, предназначенными для этих целей. Другие откачивающие средства могут применяться по особому согласованию с Речным Регистром.

2.3.9    Пуск и остановка откачивающих средств должны производиться вручную.

2.3.10    В районе расположения выходных патрубков должен быть предусмотрен пост управления с дистанционным управлением откачивающими средствами или должна быть эффективная система связи между постом управления и местом контроля за выдачей.

2.3.11    Запорная арматура системы сброса нефтесодержащих вод должна иметь конструкцию, предусматривающую возможность опломбирования арматуры. Требование не распространяется на суда, не имеющие собственных средств откачки нефтесодержащих вод.

2.4 ФИЛЬТРУЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

2.4.1 Фильтрующее оборудование должно обеспечить концентрацию нефтесодер-жания в смеси на выходе не более нормативного значения независимо от содержа

ния нефти в смеси, подаваемой в фильтрующее оборудование.

2.4.2    Фильтрующее оборудование, работающее при избыточном давлении, должно быть снабжено предохранительными устройствами, трубопроводы от которых отводятся в сборную цистерну. Предохранительное устройство должно быть отрегулировано на давление, превышающее рабочее на 10 %.

2.4.3    Детали фильтрующего оборудования, работающего при избыточном давлении, до нанесения на них защитных покрытий должны быть испытаны пробным гидравлическим давлением, равным 1,5 рабочего давления.

Допускается испытание деталей раздельно по полостям пробным давлением, назначенным соответственно рабочему давлению в каждой полости.

2.4.4    Фильтрующее оборудование должно иметь надежную конструкцию. Узлы и детали, подлежащие периодическому контролю и обслуживанию, должны быть легко доступны для персонала. Подача обслуживающих насосов должна соответствовать пропускной способности фильтрующего оборудования.

2.4.5    Должна быть предусмотрена возможность осушения фильтрующего оборудования.

2.4.6    Если в конструкции фильтрующего оборудования предусмотрен подогрев нефтесодержащей смеси, он может осуществляться при помощи паровых или водяных змеевиков. Электрический подогрев допускается при условии выполнения требований 16.2.30- 16.2.32 ч. IV ПСВП.

2.4.7    Фильтрующее оборудование должно быть сконструировано для работы в автоматическом режиме.

2.4.8    Должна быть предусмотрена возможность ручного управления.

2.4.9    Насосы, фильтрующее и другое оборудование должны быть оснащены приборами для контроля давления, темпе-


УДК 629.12.002.001.33 (470)

Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). Т. 4.

В настоящий том включены Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания: дополнение № 1 «Временные правила классификации и постройки экранопла-нов», дополнение № 2 «Временные технические требования к судам-газоходам, использующим компримированный природный газ», Правила классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания и Правила предотвращения загрязнения с судов.

Бюллетень № 2 дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра, содержащий дополнение № 1 и дополнение № 2 к Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП), утвержден распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.01.2004 № HC-17-p, вступил в силу с 01.06.2004.

Правила классификации и постройки судов смешанного плавания (ПССП) утверждены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2002 № HC-140-p и вступили в силу с 31.03.2003. Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС) (прежнее название — Правила экологической безопасности судов) утверждены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 11.11.2002 № HC-137-p и вступили в силу с 31.03.2003. Бюллетень № 1 дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра утвержден распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31.12.2003 № HC-183-p и вступил в силу с 31.03.2004. Изменения в ПССП и ППЗС утверждены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31.12.2008 № ИЛ-88-p и вступили в силу с 31.12.2008.

Выпущено по заказу ФГУ «Российский Речной Регистр» Ответственный за выпуск Н. А. Ефремов Оригинал-макет Е. Л. Багров

ISBN 978-5-88149-299-1 (т. 4)

ISBN 978-5-88149-295-3

© Российский Речной Регистр, 2008

Правила предотвращения загрязнения с судов (ППЗС)

ратуры и уровня, а также системой аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.4Л0 Насосы, фильтрующее и другое оборудование в местах возможной утечки нефтесодержащих вод должны быть снабжены устройствами для сбора утечек, удовлетворяющими требованиям 10.13.17 — — 10.13.21 ч. II ПСВП.

2.4Л1 На вертикальных участках трубопровода для входа нефтесодержащей воды и слива очищенной воды из фильтрующего оборудования должно быть предусмотрено устройство для отбора проб одобренной Речным Регистром конструкции.

2.4Л2 Если имеются ограничения (рабочие и установочные), которые Речной Регистр считает необходимыми, это должно быть указано в прикрепленной к оборудованию табличке.

2.5 СИГНАЛИЗАТОР

2.5Л Сигнализатор должен срабатывать, когда содержание нефти в сбрасываемой воде достигнет нормативного значения.

2.5.2    Сигнализатор должен подавать:

Л команду на автоматическое прекращение сброса;

.2 аварийно-предупредительный сигнал о прекращении сброса;

.3 световой и звуковой сигналы при превышении нефтесодержания в сбросе;

.4 сигнал о любом нарушении работы сигнализатора.

Все сигналы подаются в место несения вахты.

2.5.3    Время срабатывания сигнализатора, определяемое при испытаниях, не должно превышать 20 с.

2.5.4    Конструкция сигнализатора должна обеспечивать возможность его надежного крепления, а электронная часть прибора должна быть сконструирована с учетом условий эксплуатации, указанных в 5.7.9.

2.5.5    Сигнализатор должен быть снабжен четкими надписями или общепринятыми символами, указывающими на его назначение и действие.

2.5.6    Размещение сигнализатора на судне, длина пробоотборного трубопровода и скорость движения в нем жидкости должны быть выбраны так, чтобы общее время срабатывания (время с момента изменения содержания нефти в сбросе до момента выдачи сигнала на прекращение сброса) не превышало 40 с.

2.5.7    Точки отбора проб должны быть предусмотрены на всех сливных трубопроводах, которые подлежат контролю. Пробоотборное устройство должно располагаться на вертикальном участке сливного трубопровода. Установка его на горизонтальном участке может быть допущена Речным Регистром, если обеспечено полное заполнение всего сечения сливной трубы жидкостью в течение всего времени сброса.

2.6 УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ СБРОСА

2.6.1    Устройство для автоматического прекращения сброса должно обеспечивать прекращение сброса нефтесодержащей смеси по сигналу сигнализатора (см. 2.5).

2.6.2    Прекращение сброса может осуществляться путем остановки насоса, закрытия сливного клапана или другим одобренным Речным Регистром способом.

2.7 СУДОВОЙ КОМПЛЕКТ

ПО БОРЬБЕ С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ

2.7.1 Судовой комплект по борьбе с разливами нефти (далее — судовой комплект БРН) должен обеспечивать эффективную борьбу с разливами нефти массой не менее 1,5 т. Изделия, входящие в судовой комплект, должны поставляться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром.


Содержание


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснения

9

Дополнение 1

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

ЭКРАНОПЛАНОВ Введение......................................... 14

1 Общие положения

1.1    Область распространения............. 15

1.2    Термины и определения............... 15

1.3    Условия классификации, выдачи

документов Речного Регистра и обеспечения безопасности............    16

2 Остойчивость, непотопляемость и обеспечение безопасности движения экраноплана в переходных режимах

и в полете над экраном

2.1    Водоизмещающий режим.............    18

2.2    Переходные режимы движения    и

полет над экраном......................... 19

3 Корпусные конструкции

3.1    Общие указания............................ 21

3.2    Прочность основных корпусных

конструкций при действии максимальных эксплуатационных нагрузок......................................... 21

3.3    Обеспечение ресурса..................... 31

3.4    Аэроупругие явления.................... 32

3.5    Пневмооболочки............................ 32

3.6    Конструктивная противопожарная защита...................................... 33

3.7    Оборудование помещений    и

дельные вещи................................. 34

4 Энергетические установки и системы

4.1    Общие указания............................. 36

4.2    Приборы контроля параметров..... 36

4.3    Главные и вспомогательные двигатели .............................................. 37

4.4    Системы энергетической установки .............................................. 37

4.5    Органы управления........................ 39

4.6    Воздушный винт фиксированного шага............................................ 40

4.7    Воздушный винт регулируемого

шага................................................. 41

4.8    Валопровод..................................... 43

4.9    Редуктор.......................................... 43

4.10    Муфта сцепления........................... 44

4.11    Насадка...................... 44

4.12    Системы.......................................... 44

5 Устройства и снабжение

5.1    Якорное устройство....................... 46

5.2    Швартовное устройство................. 46

5.3    Буксирное устройство.................... 46

5.4    Средства и системы управления

экранопланом................................. 46

5.5    Средства пожаротушения.............. 48

5.6    Спасательные средства.................. 49

5.7    Сигнальные средства..................... 49

5.8    Навигационное оборудование....... 49

б Электрическое оборудование и средства радиосвязи

6.1 Электрическое оборудование........ 51

6.2 Средства радиосвязи...................... 51


Правила Российского Речного Регистра. Том 4

8 Противопожарное оборудование и

7    Сигнализация.................................. 53

Приложения

1    Системы координат....................... 54

2    Типовой перечень технической

документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру................................................. 55

3    Типовая инструкция по обеспечению безопасности экранопла-

нов в эксплуатации....................... 59

4    Типовой перечень параметров,

измеряемых в процессе испытаний головного экраноплана.......... 66

системы........................................... 82

9    Электрооборудование...................... 83

10    Защита персонала........................... 85

11    Инструктивно-информационные

материалы....................................... 86

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ


Дополнение 2

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ-ГАЗОХОДАМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМ КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Введение......................................... 68

1 Общие положения

1.1    Область применения..................... 69

1.2    Термины и определения............... 69

2    Корпус и надстройка судна-

газохода.......................................... 71

3    Емкости КПГ................................. 72

4    Оборудование для подачи КПГ к

потребителям.................................. 73

5 Потребители КПГ

5.1    Главные и вспомогательные дви

гатели ............................................. 77

5.2    Автономные котлы........................ 78

6 Вентиляция помещений

6.1    Помещения, обслуживаемые

персоналом.................................... 79

6.2    Редко посещаемые и другие помещения ......................................... 80

7    Контроль загазованности помещений.................................................. 81

Общие положения........................... 89

Часть I

КОРПУС

2 Конструкция и прочность стального корпуса

2.1    Суда класса «М-СП»...................... 92

2.2    Суда класса «М-ПР»...................... 101

2.3    Суда класса «О-ПР»....................... 101

2.4    Форма обводов носовой оконечности............................................... 102

2.5    Специальные требования для

судов, спроектированных на ограниченный срок службы.............. 102

9 Конструктивная противопожарная защита

9.1    Общие требования......................... 103

9.2    Определения и пояснения............. 103

9.3    Общие требования для всех типов судов........................................ 104

9.4    Дополнительные требования для

грузовых судов................................ 106

9.5    Дополнительные требования к

нефтеналивным судам................... 108

12 Остойчивость

12.1    Общие требования......................... 113

12.2    Остойчивость судов класса «М-СП» по основному критерию. 113

12.3    Пассажирские суда класса

«М-СП».......................................... 116

12.4    Буксирные суда.............................. 119


12.5 Остойчивость судов, перевозящих зерно насыпью....................... 119

13 Непотопляемость

13.1    Определения.................................. 122

13.2    Общие требования......................... 122

13.3    Грузовые суда класса «М-СП»..... 122

13.4    Пассажирские суда класса

«М-СП».......................................... 123

14 Надводный борт и грузовая марка

14.1    Общие требования......................... 128

14.2    Надводный борт и грузовая марка судов класса «М-СП»............... 128

14.3    Люки и закрытия отверстий судов класса «М-СП»....................... 130

14.4    Грузовая марка судов классов

«М-ПР» и «О-ПР»......................... 132

14.5    Закрытия отверстий судов классов «М-ПР» и «О-ПР».................. 133

сийского Речного Регистра........... 134

2    Указания по составлению ин

формации об остойчивости и непотопляемости судна................. 140

3    Расчет условных кренящих моментов............................................ 143

Часть II

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СИСТЕМЫ

2 Двигатели внутреннего сгорания.... 148

3 Валопроводы................................... 149

10 Системы

10.1    Защита от коррозии...................... 150

10.2    Воздушные трубы.......................... 150

10.3    Газоотводные трубы...................... 150

10.4    Конструкция и установка арматуры................................................ 151

10.5    Система осушения......................... 151

Содержант

Приложения

1 Морские районы и условия плавания в них судов с классом Рос

_5

12 Автоматизация

12.1    Суда класса «М-СП»...................... 152

13 Противопожарное оборудование и системы

13.1    Общие требования к системам

пожаротушения.............................. 153

13.2    Водопожарная система.................. 155

13.3    Система пенотушения................... 156

Часть III

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ

2 Рулевое устройство

2.1    Рулевое устройство для судов

класса «М-СП»............................... 158

3 Якорное устройство

3.1    Суда класса «М-СП»...................... 159

3.2    Суда класса «М-ПР»...................... 159

3.3    Суда класса «О-ПР»....................... 159

5 Буксирное и сцепное устройства

5.1    Общие требования......................... 160

5.2    Определение расчетной нагрузки

и коэффициента запаса прочности сцепных устройств.................. 160

5.3    Конструирование сцепных устройств ............................................. 161

8 Спасательные средства

8.1    Общие требования......................... 163

8.2    Определения и пояснения............. 163

8.3    Снабжение спасательными средствами судов класса «М-СП»........ 163

8.4    Снабжение и маркировка спаса

тельных шлюпок судов класса «М-СП».......................................... 164

8.5    Снабжение и маркировка спаса

тельных плотов судов класса «М-СП».......................................... 166

8.6    Требования к дежурным шлюпкам .................................................. 166


8.7    Снабжение спасательными сред

ствами судов классов «М-ПР» и «О-ПР»........................................... 168

10 Сигнальные средства

10.1    Общие требования......................... 170

22.6    Приемник службы НАВТЕКС.... 212

22.7    Приемник КВ буквопечатающей радиотелеграфии для приема информации по безопасности

10.2    Снабжение судов сигнальными

средствами..................................... 170

10.3    Технические требования к сигнальным средствам........................ 171

10.4    Установка сигнальных    средств на

судне............................................... 173

11    Навигационное снабжение.............. 176

12    Аварийное снабжение..................... 177

13    Штормтрапы................................... 180

14    Переходные мостики...................... 182

Часть IV

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ, НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

А - Электрическое оборудование

4 Аварийные электрические установки

4.1 Общие требования......................... 184

4.2 Суда класса «М-СП»..................... 184

4.3    Суда класса «М-ПР» и «О-ПР».... 185

Б - Средства радиосвязи

19 Комплектация судов средствами радиосвязи

19.1    Общие требования......................... 186

19.2    Определения и пояснения............ 186

19.3    Состав радиооборудования........... 188

19.4    Источники питания...................... 192

22 Требования к радиооборудованию

22.1    Общие требования.......................201

22.2    ПВ-радиоустановка......................203

22.3    ПВ/КВ-радиоустановка...............205

22.4    УКВ-радиоустановка...................208

22.5    Приемник расширенного группового вызова...............................210

на море.........................................214

22.8    Судовая земная станция

ИНМАРСАТ.................................215

22.9    Общие требования к аварийным радиобуям (АРБ)..................216

22.10    Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ 217

22.12 Аварийный УКВ-радиобуй -

указатель местоположения..........218

22.13 Радиолокационный ответчик

(судовой и спасательных средств). 218

22.14    Устройства отделения и включения свободно всплывающего аварийного радиооборудования.. 219

22.15    Командное трансляционное

устройство....................................220

22.16    УКВ-аппаратура двухсторонней

радиотелефонной связи спасательных средств............................220

22.17    Носимая УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной

связи с воздушными судами.......222

22.18    Стационарная УКВ-аппаратура

двусторонней радиотелефонной связи с воздушными судами.......223

22.19    Интегрированная система

средств радиосвязи ГМССБ........224

22.20    Система охранного оповещения. 225


20 Размещение радиооборудования и монтаж кабельной сети

20.1    Размещение радиооборудования.. 196

21 Антенные устройства и заземления

21.1    Антенные устройства.................... 200

В - Навигационное оборудование

23 Общие положения

23.1    Общие требования.........................226

23.2    Определения и пояснения.............226

23.3    Нормы оснащения судов навигационным оборудованием...............226


Содержание

2.6 Устройство для автоматического

25 Требования к навигационному оборудованию

25.1    Требования к представлению

навигационной информации на судовых средствах ее отображения.................................................. 230

25.2    Общие требования к приемоин-

дикаторам систем радионавигации «Декка», «Лоран-С» и «Чайка»..... 237

25.3    Требования к приемоиндикатору

фазовой системы «Декка»............. 237

25.4    Требования к приемоиндикатору

импульсно-фазовых систем «Лоран-С» и «Чайка».......................... 239

25.5    Радиолокационные станции

(РЛС).............................................. 240

25.6    Устройство дистанционной передачи курса...................................... 253

25.7    Система контроля несения ходовой вахты....................................... 254

25.8    Эхолот............................................ 256

25.9    Требования к электронной кар

тографической навигационноинформационной системе............ 256

прекращения сброса......................280

2.7 Судовой комплект по борьбе с

разливами нефти............................280

3 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения

сточными водами

3.1    Общие требования.........................284

3.2    Сборные цистерны.........................284

3.3    Системы перекачки,    сдачи    и

сброса..............................................285

3.4    Установка для обработки сточных вод...........................................285

4 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения

мусором

4.1    Общие требования.........................287

4.2    Устройства для сбора мусора........287

4.3    Инсинераторы................................287

4.4 Устройства для обработки мусора 289

5 Дополнительные требования к судам смешанного плавания


ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ

1 Общие положения

1.1    Область распространения............. 271

1.2    Термины и их определения.......... 271

1.3    Техническое наблюдение.............. 273

2 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения

1.4    Техническая документация........... 274

нефтью

2.1    Общие требования......................... 277

2.2    Сборные цистерны........................ 278

2.3    Системы перекачки,    сдачи    и

сброса............................................. 278

2.4    Фильтрующее оборудование......... 279

2.5    Сигнализатор................................. 280

5.1    Область распространения..............290

5.2    Фильтрующее оборудование.........290

5.3    Сигнализатор..................................290

5.4    Требования к системам перекач

ки, сдачи и сброса нефтесодержащих вод.......................................291

5.5    Сборные танки...............................291

5.6    Общие требования к нефтеналивным судам.................................293

5.7    Система автоматического изме

рения, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод......................................294

5.8    Требования к приборам для определения границы раздела

«нефть - вода»................................301

5.9    Отстойные танки............................301

5.10    Требования к нефтеналивным

судам по предотвращению загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель.......302


Правила Российского Речного Регистра. Том 4

6.7 Метод сверки параметров двига

5.11 Требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными водами............................................ 303

теля .................................................307

6.8 Освидетельствования.....................308


6 Требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов

6.1    Область распространения............. 305

6.2    Термины и их определения.......... 305

6.3    Нормативные значения выбросов вредных (загрязняющих) веществ

и дымности выпускных газов....... 305

6.4    Измерения..................................... 306

6.5    Сопроводительные документы..... 307

6.6    Методы обследования двигателей 307

Приложения

1 Нормативные значения степени очистки нефтесодержащих и сточных вод на судах внутреннего и смешанного плавания, рабо

тающих на внутренних водных путях...............................................309

2    Методика расчета автономности

плавания судов по условиям экологической безопасности...............310

3    Методика испытания оборудова

ния по предотвращению загрязнения на судне...............................313


ПОЯСНЕНИЯ

В настоящее издание Правил, помимо изменений и дополнений, введенных Бюллетенем № 1 и Бюллетенем № 2 дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра, внесены следующие изменения и дополнения.

Правила классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания

Часть I«Корпус»

Изменена формула определения общего дополнительного волнового момента, уточнены значения коэффициента кх для судов длиной менее 100 м, установлена расчетная высота волны при проверке местной прочности корпуса с дополнительным ограничением по волнению;

введены проектные значения толщин элементов корпуса;

уточнены значения скорости изнашивания элементов корпуса;

изменены значения надводного борта для судов класса «М-СП»;

дополнены требования к иллюминаторам. Приложения 1 - 3 к ПССП в целом перенесены в данную часть Правил. Изменена редакция приложения 1, введены изменения в классификацию морских районов.

Часть II«Энергетические установки и системы»

Введены требования к системе осушения помещений закрытых надстроек и рубок.

Часть III «Судовые устройства и снабжение»

Уточнены требования к якорному снабжению судов, снабжению судов коллективными спасательными средствами;

уточнен состав сигнально-отличительных огней.

Часть IV «Электрическое оборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование»

Уточнены требования к аварийным источникам питания судов;

уточнены нормы снабжения радиооборудованием, требования к радиооборудованию и его размещению на судне;

уточнены нормы снабжения навигационным оборудованием и требования к нему;

введены требования к представлению навигационной информации на судовых средствах ее отображения;

дополнены и уточнены требования к радиолокационным станциям, устройству дистанционной передачи курса, системе контроля несения ходовой вахты, электронным картографическим навигационно-информационным системам.

Правила предотвращения загрязнения с судов

Изменено название Правил; введены требования к судовому комплекту по борьбе с разливами нефти и его элементам — боновому ограждению, сорбенту, комплекту спецодежды;

введены требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов отработавшими газами судовых двигателей.

Внесены изменения в терминологию ПССП и ППЗС, а также редакционные уточнения.