Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ определяет условия вентилирования грузовых помещений универсальных и специализированных судов, оборудованных системой принудительной вентиляции и перевозящих режимные (в том числе продовольственные) грузы из тропических районов в порты России, кроме экстремальных случаев, когда вентилирование трюмов необходимо вне зависимости от погодных условий.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Основные положения. цель и задачи вентилирования

2. Метеоособенности перехода с юга на север

     2.1. Причины образования конденсата

     2.2. Основные закономерности изменения гидрометеорологической обстановки

     2.3. Краткая метеохарактеристика линии порты Юго-Восточной Азии - порты Черного моря

     2.4. Краткая метеохарактеристика линии порты Южной и Центральной Америки - порты Черного моря

     2.5. Краткая метеохарактеристика линии порты Южной и Центральной Америки - порты Балтийского моря

3. Режимы вентилирования грузовых помещений

4. Параметры груза, наружного и трюмного воздуха

5. Порядок и периодичность выполнения замеров. техника определения требуемого режима вентилирования

     5.1. Работы выполняемые после окончания погрузки

     5.2. Характеристика процессов, происходящих в грузовых помещениях при вентилировании

     5.3. Выбор режима вентилирования во время морского перехода (действия вахтенного помощника по выполнению требований "Инструкции по вентилированию грузовых помещений судов")

6. Дополнительные меры по предотвращению подмочки груза конденсатом

7. Вероятные зоны подмочки груза во время перевозки

Приложение 1. Психрометрическая номограмма

Приложение 2. Диаграмма для определения равновесной относительной влажности воздуха и расчетного температурного запаса груза

 
Дата введения01.04.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.11.1996УтвержденФедеральная служба морского флота России43
РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданЗАО ЦНИИМФ1996 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО - КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ФЛОТА

СБОРНИК ПРАВИЛ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ГРУЗОВ

Санкт-Петербург * ЗАО ЦНИИМФ ■ 1996

трюмах (по бортам). Перевозчик не в силах изменить температуру окружающей среды (воздуха и забортной воды), поэтому в целях исключения (или снижения интенсивности) образования конденсата все усилия его должны быть направлены на уменьшение температуры точки росы трюмного воздуха путем удаления избыточной влаги из грузового помещения. Это достигается правильным и своевременным вентилированием.

2.2. Основные закономерности изменения гидрометеорологической обстановки

На практике обычно различают три вида колебаний параметров наружного (атмосферного) воздуха: эпизодические (случайные), суточные и общерейсовые.

Эпизодические колебания температуры и точки росы наружного воздуха могут быть вызваны приближением судна к берегу, изменением направления и силы ветра, появлением облачности (особенно низкой), изменением давления и другими причинами. При этом требуется более внимательное наблюдение за параметрами наружного воздуха.

Неравномерность теплопритока солнечной энергии в течение суток обуславливает суточные колебания параметров наружного воздуха. Суточными колебаниями принято называть изменения параметров наружного воздуха в течение суток.

Над морем минимальная (наименьшая) температура воздуха бывает в 5-6 часов утра*’ перед восходом солнца, максимальная (наибольшая) - в 12-13 часов в средних широтах и в 15-16 часов в тропиках.

Амплитуда суточных колебаний температуры зависит от широты места, времени года, близости берега и пр., и может меняться от 3-5°С (в тропиках) до 12-15°С (например, в зимний период в зоне Суэцкого канала). Облачность, высокая относительная влажность снижают суточную амплитуду колебаний температуры воздуха.

Суточный ход относительной влажности, как правило, противоположен ходу температуры, днем относительная влажность ниже (меньше), чем ночью.

Суточные колебания температуры точки росы воздуха обычно идентичны колебаниям температуры: максимальное ее значение наблюдается в 14 -17 часов, а минимальное - в 3 - 4 часа. Амплитуда колебаний температуры точки росы несколько меньше и составляет 2 - 3°С в тропиках и достигает 10 - 12°С в отдельных прибрежных районах (Суэцкий канал).

*> Здесь и далее имеется в виду поясное время.

Амплитуда суточных колебаний параметров трюмного воздуха значительно меньше, благодаря наличию в грузовых помещениях большой массы груза, имеющего в течение суток почти постоянную температуру, и составляет не более 2 - 3°С для температуры и 1 - 2°С для точки росы. Температура воздуха в твиндеках в солнечные дни может колебаться в более широких пределах (до 8 - 9°С) из-за нагрева верхней палубы солнцем.

Следует иметь в виду, что чем резче меняется температура наружного воздуха, тем более пристальное внимание следует уделять наблюдениям за параметрами.

Общерейсовые изменения температуры (разница температур наружного воздуха в портах погрузки и выгрузки) зависят от географического месторасположения портов погрузки и назначения, а также сезона перевозки.

При переходах на рассматриваемых направлениях общерейсовые изменения температуры наружного воздуха составляют 10 - 15°С в летний период и достигают 25 - 30°С в зимний сезон. Аналогичны общерейсовые изменения и температуры точки росы.

Скорость изменения общерейсовой температуры не всегда одинаковая: обычно она составляет около 1°С в сутки, но иногда (в отдельных климатических зонах) может превысить 2 - 2,5°С в сутки. Такие зоны с точки зрения возможности образования конденсата являются опасными.

Величина общерейсовых изменений температуры забортной воды составляет 5 - 8°С летом и достигает 18 - 28°С зимой.

2.3. Краткая метеохарактеристика линии

порты Юго-Восточной Азии - порты Черного моря

Весь морской переход можно условно разделить на несколько климатических зон, разница метеоусловий которых более рельефно выражена в зимний период.

Зона 1 - выход из порта погрузки - продолжительность перехода 0,5 -1 сутки. Характеризуется некоторым снижением температуры наружного воздуха от 35 - 32°С до 30 - 28°С и незначительным повышением относительной влажности воздуха.

Зона 2 - тропическая зона - до входа в Суэцкий канал. Продолжительность перехода от нескольких суток до 2-х недель (в зависимости от месторасположения порта погрузки и скорости судна).

Общерейсовые изменения температуры в этой зоне незначительные.

243

Зона характеризуется высокой относительной влажностью. Амплитуда суточных колебаний температуры 3 - 4°С, точки росы - 2 - 4°С, температурный запас воздуха, как правило, не превышает 3 - 4°С. При приближении к Красному морю возможны несколько более резкие колебания температур (при северном ветре) и влажности воздуха. Характерно общее снижение относительной влажности вблизи берегов до 60 - 70%. Во время пересечения судном этой зоны возможна и целесообразна фумигация груза (лучше до входа в Красное море).

Зона 3 - Суэцкий канал. Продолжительность перехода - около суток. Характеризуется резкими колебаниями температуры, ее снижением. Амплитуда колебаний может достигать 15 - 18°С в течение суток. Амплитуда колебаний температуры точки росы несколько меньше - 10 - 12°С. Относительная влажность, как правило, небольшая - 50-70%. Температурный запас воздуха увеличивается до 7 - 12°С. Зона опасная! Следует внимательно следить за изменениями параметров наружного воздуха. Возможна конденсация влаги в грузовых помещениях, особенно в твиндеках. При своевременном принятии мер конденсат не оставит серьезных последствий: с восходом солнца палуба и борта прогреваются и конденсат испаряется.

Зона 4 - Средиземное и Эгейское море. Продолжительность перехода 3-4 суток. Характеризуется стабильным снижением температуры наружного воздуха от 20 - 18°С до 12 - 10°С. Скорость снижения может достигать 2 - 3°С в сутки. Суточные колебания температуры наружного воздуха 5 - 7°С, температуры точки росы - 4 - 5°С, Относительная влажность может колебаться в довольно широком диапазоне: от 60% до 90%.

Вентилирование грузовых помещений, как правило, бывает необходимым и эффективным: позволяет снизить температуру груза и удалить излишнюю влагу из грузового помещения. Требуется постоянный контроль за изменением параметров наружного воздуха.

Опасность резкого снижения температуры наружного воздуха возрастает с приближением к берегу.

Зона 5 - проливы Босфор и Дарданеллы. Продолжительность перехода 0,5 суток. Характеризуются резкими изменениями (в обе стороны) температуры и точки росы на 3 - 8°С, что связано в близостью берега.

Требуется постоянный контроль за изменениями параметров наружного воздуха. При резком снижении температуры наружного воздуха возрастает опасность образования конденсата.

244

Зона 6 - проливы - порт назначения. Продолжительность перехода до 3 суток. Характеризуется возможными резкими эпизодическими колебаниями температуры и точки росы наружного воздуха. Наиболее вероятно снижение температуры при подходе к берегу. Требуется постоянный контроль за изменениями параметров наружного воздуха.

При резком снижении температуры наружного воздуха возрастает опасность образования конденсата.

2.4. Краткая метеохарактеристика линии порты

Центральной и Южной Америки - порты Черного моря

Зона 1 - выход из порта. Продолжительность перехода 0,5 - 1 сутки. Характеризуется, как правило, некоторым снижением температуры от 28 - 32°С (особенно при выходе из портов Южной Америки) до 26 - 28°С и незначительным повышением относительной влажности воздуха*0.

Зона 2 - океанский переход. Продолжительность перехода около недели. Как правило, характеризуется незначительными изменениями относительной влажности и небольшим снижением температуры от 28°С до 22 - 20°С. Изменение параметров наружного воздуха во многом зависит от маршрута следования (ДБК или иной маршрут). Вентиляция бывает эффективна при подходе к Гибралтару. Во время пересечения судном этой зоны возможна фумигация груза.

Зона 3 - Гибралтарский пролив. Продолжительность перехода около 0,5 суток. В связи с близостью берегов возможны резкие колебания температуры наружного воздуха. Вентилирование грузовых помещений эффективно при соблюдении критериальных условий. Необходимо тщательное наблюдение за параметрами наружного воздуха.

Зона 4 - Средиземное и Эгейское моря. Продолжительность морского перехода 5-6 суток. Характеризуется снижением температуры, особенно в Эгейском море. Вентилирование зачастую бывает эффективным и целесообразным, особенно в ночное время, когда наружный воздух сухой и прохладный (температура 12 - 15°С при относительной влажности 60 - 70%).

В зимние месяцы (особенно в северных портах Центральной Америки) иногда наблюдается снижение температуры наружного воздуха до 10 - 15оС. Тогда при выходе из порта в океан температура будет повышаться по мере удаления от холодного фронта.

245

Зона 5 - проливы Дарданеллы и Босфор; зона 6 - проливы - порт назначения - см. раздел 2.3.

2.5. Краткая метеохарактеристика линии порты Центральной и Южной Америки - порты Балтийского моря

Зоны 1 и 2 идентичны описанным в предыдущем разделе.

Зона 3 - Английские проливы. Продолжительность перехода ок. 1 сут. В связи с близостью берегов возможны резкие колебания температуры наружного воздуха. Район характеризуется повышенной относительной влажностью и постепенным понижением температуры. Вентиляция эффективна при соблюдении критериальных условий.

Зона 4 - Северное и Балтийское моря. Продолжительность перехода 4-7 суток. Характеризуется дальнейшим снижением температуры наружного воздуха (особенно в Балтийском море) при низкой относительной влажности. Вентиляция эффективна и целесообразна при соблюдении критериальных условий. При плавании вблизи берегов и подходе к порту назначения (особенно С-Петербургу) возможно резкое снижение температуры наружного воздуха до отрицательных температур.

3. РЕЖИМЫ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Практически единственным средством, с помощью которого администрация судна может если не предотвратить полностью, то в значительной степени уменьшить интенсивность образования конденсата, является вентиляция. Особенно повышается ее роль при пересечении судном районов с различным климатом, большой амплитудой колебаний параметров наружного воздуха.

На практике различают следующие режимы вентилирования грузовых помещений.

1. Освежение - режим вентиляции, при котором в грузовые помещения подается наружный (свежий, атмосферный) воздух. В зависимости от конструктивных особенностей системы вентиляции конкретного судна вентилирование трюмов в режиме “освежение” может осуществляться путем:

246

-    принудительного (механического, с помощью вентилятора) нагнетания наружного воздуха и принудительной вытяжки трюмного воздуха (это наиболее эффективная система вентиляции);

-    принудительного нагнетания наружного воздуха в грузовые помещения и естественного удаления трюмного воздуха из грузовых помещений (без помощи вентиляторов, не предусмотренных конструкцией), которое происходит в результате “подпора" воздуха в трюме;

-    принудительной вытяжки трюмного воздуха из грузового помещения и естественной подачи (всасывания) в трюмы наружного воздуха.

2.    Рециркуляция - режим вентиляции, при котором наружный воздух в грузовые помещения не подается, а лишь происходит перемешивание трюмного воздуха с помощью вентиляторов; воздухозаборники наружного воздуха при этом режиме должны быть закрыты (грузовые помещения герметизированы).

Кроме этих основных режимов вентиляции на практике применяется еще один режим:

3.    Вытяжка - вентиляторы работают на удаление трюмного воздуха из грузовых помещений; воздухозаборники, через которые наружный воздух поступает в трюм, должны быть закрыты. Этот режим применяется в течение короткого времени (10-15 минут) для удаления из трюмов избыточной влаги при стабильном понижении температуры наружного воздуха, если при этом атмосферный воздух содержит много влаги (туман, дождь, морось) и критериальные условия не выполняются, то есть когда вентилировать грузовые помещения в режиме “освежение” нельзя.

Следует иметь в виду, что при резком снижении температуры наружного воздуха вентилирование даже в режиме “рециркуляция” будет способствовать снижению температуры трюмного воздуха и груза, благодаря контакту трюмного воздуха с быстро охлаждающимися поверхностями судового набора корпуса, хотя и в меньшей степени, чем при режиме “освежение”. Однако, при режиме “рециркуляция” невозможно удаление излишней влаги из воздуха грузовых помещений, поэтому при длительных неблагоприятных условиях целесообразно на короткое время включать вентиляторы в режим “вытяжка”.

Эффективность вентилирования, конечно, во многом зависит от конструктивных особенностей имеющейся на судне системы вентиляции, но немалую роль в этом играют правильные и рациональное использование ее, что целиком зависит от экипажа судна, его практического опыта, понимания процессов, происходящих в грузовых помещениях во время морского перехода, микроклимата трюмов. А это, в свою очередь, возможно лишь в случае, если известны параметры груза, наружного и трюмного воздуха.

247

4. ПАРАМЕТРЫ ГРУЗА, НАРУЖНОГО И ТРЮМНОГО ВОЗДУХА

Таблица 1

Термин

Обозна

чение

Способ, место, время определения параметров

1

2

3

Показания психрометра

Температура сухого

tc

Снимается показание сухого термо

термометра, оС

метра аспирационного психрометра

Температура смо-

t“

Снимается показание смоченного

ченного (влажного)

термометра аспирационного психро

термометра, оС

метра

Парами

втры груза

Температура, оС

trp

Определяется в порту погрузки, во время грузовых работ несколькими непосредственными измерениями с помощью термометра, либо берется как средняя температура воздуха в порту погрузки в течение 2-3 суток (если груз поступает с нерефрежи-раторных складов).

Равновесная относи

фр

Определяется по номограмме после

тельная влажность

или

окончания погрузки и закрытия трю

груза, %

фгр

мов по показаниям t ° и t " и принимается равной ф тр.

Температура точки

Тгр

Определяется по номограмме по

росы груза, оС

сле окончания погрузки и закрытия трюмов по показаниям t * и t " и принимается равной Ттр.

Температурный за

0ГР

Определяется по формуле

пас груза, оС

0rp= trp - Тгр

Продолжение табл.1

1

2

3

Влагосодержание груза, %:

Wrp

- нормированное

w;

Берется из нормативных документов (Правила)

- сертификатное

w;

Берется из сертификата качества груза, предъявленного грузоотправителем

- расчетное

wr

Определяется по диаграмме (приложение 2), исходя из температурного запаса груза 0 гр и равновесной относительной влажности

Расчетный температурный запас груза, °С

Л рас v rp

Определяется по диаграмме (приложение 2), исходя из сертификатного влагосодержания груза

Параметры наружного воздуха

Температура, °С

t н

Определяется в течение рейса непосредственным измерением по показаниям сухого термометра (t н= 11)

Относительная влажность наружного воздуха, %

фн

Определяется в течение рейса по номограмме (приложение 1) по показаниям сухого и смоченного термо-метров (t “ и t “)

Температура точки росы наружного воздуха, °С

Температурный запас наружного воздуха (или дефицит точки росы), °С

Тн

Оределяется в течение рейса по номограмме (приложение 1) по показаниям сухого и смоченного термометров (t н и t")

Определяется в течение рейса по формуле 0в = tH - Тн

249

Продолжение табл.1

1

2

3

Минимальный температурный запас воздуха, °С

Q min

ег-з-с

Содержание влаги (водяного пара) в наружном воздухе, г/кг

ён

Парам*

Определяется по номограмме (приложение 1)

пры трюмного воздуха

Температура, °С

tTp

Определяется после окончания погрузки и закрытия трюмов (в начале рейса) в средней части грузового помещения у поверхности груза по показаниям сухого термометра trp = t т . либо с помощью обычного термометра

Относительная влажность, %

фтр

Определяется по номограмме (приложение 1) по показаниям сухого и смоченного термометров (t т и t*)

Температура точки росы,°С

Ттр

Определяется по номограмме (приложение 1) по показаниям сухого и смоченного термометров (t °т и t *)

Содержание влаги

ётР

Определяется по номограмме (при

(водяного пара) в трюмном воздухе, г/кг

ложение 1)

Температура забортной воды, °С

t з.в.

Принимается по данным вахтенной службой в машинном отделении

Температура корпуса судна (ограждений), °С

torp

Принимается равной температуре наружного воздуха trp - t н

250

Примечания:

1.    Замеры параметров воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять в строгом соответствии с “Инструкцией по эксплуатации” этого прибора и требованиями “Инструкции по вентилированию грузовых помещений судов”. Отсчет следует производить только по остановившимся ртутным столбикам. Необходимо помнить, что неточность в замерах даже на 0,5°С может дать ошибку в расчете относительной влажности до 10%, что обусловит неправильный выбор режима вентилирования.

2.    Непосредственно в грузовом помещении (трюме) замеры параметров трюмного воздуха следует производить по окончании погрузки не менее, чем через 5 часов после закрытия трюмов, не включая систему вентиляции, около 8-10 часов (через 1,5-2 часа после восхода солнца) или в 19-21 час, т.е. в то время, когда можно с наименьшей ошибкой допустить, что температура наружного воздуха t н максимальна близка к температуре трюмного воздуха t тр, а также, что груз и трюмный воздух пришли в равновесное состояние. Только в этом случае будут справедливы равенства ф тр ^ ф р= ф гр и Т Ф = Т н, на которых основана методика определения требуемого режима вентилирования. (Вполне понятно, что в дневные часы, особенно в солнечные дни, t н) t тр, а в ночные часы t Н < t тр).

3.    Во время морского перехода, учитывая, что в загруженный трюм попасть затруднительно, замеры параметров трюмного воздуха допускается выполнять у вытяжных вентиляционных головок (решеток) в максимальной близости от них, включив на это время вентиляцию в режим “освежение”. Результаты замеров этом случае обозначаются t „ыт и t Гыт. а парметры трюмного воздуха, определенные по результатам замеров, обозначаются соответственно: 1выт, ф выт, Твыт (можно с некоторой погрешностью считать, что 1выт= 1тр, фвыт^ фтр, Твыт^ Ттр).

4.    Замеры параметров наружного воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять с наветренного крыла мостика, при этом психрометр должен быть подвешен в тени* на расстоянии не менее 1 м от конструкций судового набора (палуба, переборки).

* Особенно, если прибор, которым выполняются замеры, старый и металлическая поверхность его, защищающая термометры от лучей солнца, имеет следы коррозии.

251

Все суда, порты и портопункты, занимающиеся перевозкой и перегрузкой грузов растительного и животного происхождения (в том числе и продовольственных) должны иметь и в своей деятельности руководствоваться настоящими Правилами.

Клиентуре морского транспорта (фузовлддельцам, грузоотправителям, фу-зополучателям, экспедиторским фирмам и т.п.) рекомендуется иметь настоящие Правила для правильной подготовки грузов растительного и животного происхождения к перевозке и своевременного оформления требуемых документов.

ПЕРЕРАБОТАНЫ: ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Директор института - д.т.н. В.И.Пересыпкин

Руководители работы - к.т.н. Ю.М.Иванов, к.т.н. П.П.Горелый

Ответственные исполнители - к.т.н. П.П.Горелый, к.т.н. И.К.Гордеев

СОГЛАСОВАНЫ: с пароходствами, портами и другими заинтересованными организациями в установленном порядке.

ВНЕСЕНЫ:

коммерческим отделом Федеральной службы морского флота России

Начальник отдела коммерческой пститики А.Е.Фофанов

УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ от 29.11.96г. №43

5. По результатам замеров в поле номограммы (приложение 1) определяются (строятся) точки, характеризующие:

«р»

“ТР” или “ВЫТ”


-    состояние груза;

-    состояние трюмного воздуха;

-    состояние наружного воздуха.


«]


Н”


5. ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАМЕРОВ. ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО РЕЖИМА ВЕНТИЛИРОВАНИЯ

5.1. Работы, выполняемые после окончания погрузки

После окончания погрузки и закрытия трюмов с соблюдением требований, изложенных в примечании 2 раздела 4 (желательно до выхода в открытое море) следует произвести замеры параметров трюмного воздуха (t х и t:>1.

По этим данным в поле номограммы (приложение 1) строим точку “ТР”, соответствующую точке Т”, поскольку, как уже говорилось, замеры в трюме производятся после установления равновесного состояния системы трюмный воздух-груз. Построение производится следующим образом. Откладываем полученные при замерах значения t 1 и t 1 на соответствующих осях и, восстановив из этих точек перпендикуляры (1) и (2), получим точку Т(ТР)” (рис.1).

Далее проводим следующие дополнительные построения:

-    прямую (1) продлеваем до пересечения с кривой относительной влажности Ф =100% (точка В);

-    прямую (2) продлеваем дальше в поле номограммы (пунктир);

-    из точки Т(ТР)И проводим прямую (3) параллельную оси обсцисс (оси tc): влево до пересечения с ф =100% (точка А), вправо до пересечения с осями Т и (|, точки пересечения с которыми дают значения Xтр= X гр и (1тр соответственно;

-    из точки В проводим прямую (5) параллельную оси абсцисс; если

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

ПРИКАЗ

г.Москва    №    43    "29"    ноября 1996г.

Содержание:    Об    утверждении Правил морской перевозки продовольствен

ных грузов, животных, птиц и сырья животного происхождения, растительных фузов и Рекомендаций к ним

2. Признать не действующими с 1 апреля 1997 года:

Инструктивное письмо Министерства морского флота СССР от 30 сентября 1987г. № 162 "О введении в действие "Правил морской перевозки продовольственных грузов”» сборник 6М;

Правила морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования (РД 31.11.25.00-87)

Правила перевозки зернобобовых и хлебных грузов (РД 31.11.25.25-87);

Правила перевозки плодоовощных грузов (РД 31.11.25.26*87);

Правила перевозки мяса, мясопродуктов и жиров (РД 31.11.25.27-87);

Правила перевозки рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (РД 31.11.25.28-87);

Правила перевозки консервов (РД 31.11.25.29-87);

Правила перевозки сахара и соли (РД 31.11.25.30-87);

Правила перевозки морским транспортом импортных растительных грузов, подконтрольных карантину, утвержденные Министерством морского флота СССР в 1958 году;

Правила морской перевозки посадочного и посевного материала, живых растений и подконтрольной карантину сельскохозяйственной и лесной продукции из зон, объявленных под карантином» утвержденные Министерством морского флота СССР в 1958 году;

Правила морской перевозки животных» птиц и сырых животных продуктов, утвержденные Наркомфлота СССР 23 августа 1944г.

В Л. Быков

3. ЦНИИМФ до 1 марта 1997 года издать указанные в п.1 настоящего приказа Правила и Рекомендации в виде сборника и обеспечить его рассылку в соответствии с заявками организаций.

Директор

Утверждены приказом Федеральной службы морского флота России от *29* ноября 1996гм № 43

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕНТИЛИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ и ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОДМОЧКИ ГРУЗА КОНДЕНСАТОМ

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ......239

2. МЕТЕООСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА С ЮГА НА СЕВЕР.........................241

2.1.    Причины образования конденсата......................................241

2.2.    Основные закономерности изменения

гидрометеорологической обстановки.................................242

2.3.    Краткая метеохарактеристика линии порты

Юго-Восточной Азии - порты Черного моря.......................243

2.4.    Краткая метеохарактеристика линии порты Южной и

Центральной Америки - порты Черного моря....................245

2.5.    Краткая метеохарактеристика линии порты Южной и Центральной Америки -

порты Балтийского моря...................................................246

3.    РЕЖИМЫ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.................246

4.    ПАРАМЕТРЫ ГРУЗА,НАРУЖНОГО И ТРЮМНОГО ВОЗДУХА.............248

5.    ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАМЕРОВ.

ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО

РЕЖИМА ВЕНТИЛИРОВАНИЯ..........................................................252

5.1.    Работы,выполняемые после окончания погрузки................252

5.2.    Характеристика процессов,происходящих в грузовых

помещениях при вентилировании.....................................257

5.3.    Выбор режима вентилирования во время морского

перехода (действия вахтенного помощника по выполнению требований "Инструкции по вентилированию грузовых помещений судов”)..............270

6.    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

ПОДМОЧКИ ГРУЗА КОНДЕНСАТОМ................................................277

7.    ВЕРОЯТНЫЕ ЗОНЫ ПОДМОЧКИ ГРУЗА

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ..................................................................278

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ НОМОГРАММА..............280

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДИАГРАММА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАВНОВЕСНОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА И РАСЧЕТНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО ЗАПАСА ГРУЗА.....................281

238

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕНТИЛИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОДМОЧКИ ГРУЗА КОНДЕНСАТОМ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ

Настоящие Рекомендации определяют условия вентилирования грузовых помещений универсальных и специализированных судов, оборудованных системой принудительной вентиляции и перевозящих режимные ( в том числе продовольственные) грузы из тропических районов в порты России, кроме экстремальных случаев, когда вентилирование трюмов необходимо вне зависимости от погодных условий, например:

-    во время проведения грузовых работ для удаления выхлопных газов от работающих в трюмах автопогрузчиков,

-    перед началом грузовых работ и пуском докеров в грузовые помещения для подачи в трюмы наружного воздуха с нормальным содержания в нем кислорода,

-    при самосогревании груза, когда требуется во что бы то ни стало его охладить,

-    при перевозке плодоовощных грузов, когда необходимы постоянная подача в трюмы наружного воздуха с нормальным содержанием кислорода и удаление продуктов дыхания плодов.

Эти и другие подобные случаи оговариваются в специальных Правилах.

Основные положения настоящих Рекомендаций излагаются применительно к осенне-зимнему периоду плавания, когда подмочка грузов конденсатом или увлажнение поверхности его наиболее вероятны.

Основная цель вентилирования грузовых помещений при движении судна с юга на север (северном полушарии) - исключить или по возможности уменьшить интенсивность образования конденсата на металлических поверхностях набора корпуса судна и таким образом предотвратить подмочку (или увлажнение) груза.

Вентилирование грузовых помещений должно способствовать решению следующих задач:

239

-    выравнивание температуры груза с температурой наружного воздуха, т.е, охлаждение груза,

-    удаление избыточной влаги, содержащейся в трюмном воздухе.

Учитывая, что подавляющее большинство судов (кроме рефрежера-

торных) не оборудовано дистанционными датчиками замеров параметров наружного и трюмного воздуха, работа предусмативает выбор правильного режима вентилирования с помощью механического аспирационного психрометра МВ-4М*' и психрометрической номограммы (приложение 1), позволяющей по показаниям сухого и смоченного термометра определить остальные требуемые параметры воздуха и груза.

4 Возможно также применение электрического аспирационного психрометра. В этом случав все положения и требования настоящих Рекомендаций остаются верными.

2. МЕТЕООСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА С ЮГА НА СЕВЕР 2.1. Причины образования кондесата

При переходе судна из теплой зоны в холодную существует реальная опасность конденсации влаги на внутренних поверхностях металлического набора корпуса судна. Условие образования конденсата можно записать в следующем виде:

температура внутренней поверхности ограждения грузового помещения (которая на практике бывает равной или близкой к температуре наружного воздуха или забортной воды) должна оказаться ниже температуры точки росы воздуха в грузовом помещении.

Во время погрузки судна в портах тропической зоны трюмный воздух, как и груз, имеет высокую температуру. Примерно такую же температуру имеет наружный воздух и забортная вода. По мере движения судна на север в холодную зону температура наружного воздуха и забортной воды понижается, иногда довольно резко. Вслед за ними снижается и температура корпуса судна, поскольку металлическая обшивка обладает высокой температуропроводностью. Штабель груза, обладая большой тепловой инерционностью, препятствует процессу охлаждения трюмного воздуха за счет теплопотерь через наружные ограждения. Температура точки росы трюмного воздуха практически не меняется, оставаясь близкой к температуре точки росы трюмного воздуха на момент отхода судна из порта погрузки.

Постепенное снижение температуры наружного воздуха и забортной воды, а вслед за ними и температуры корпуса судна в определенный момент приведет к созданию ситуации, когда температура внутренних поверхностей ограждения грузовых помещений станет ниже температуры точки росы трюмного воздуха, т.е. создаются благоприятные условия для образования конденсата на металлических поверхностях. При этом, чем больше разница между температурой ограждений и температурой точки росы трюмного воздуха и чем более длительное время эта разница существует, тем интенсивнее будет процесс образования конденсата. На процесо образования кондесата в значительной мере влияют суточные колебания температуры окружающей среды: наружного воздуха - для твиндеков и забортной воды • для трюмов. Как правило, амплитуда колебаний выше у наружного воздуха (особенно в прибрежных районах), поэтому на практике процесс образования конденсата наиболее интенсивно происходит в твиндеках в предутренние часы (в наиболее холодное время суток). Исключение составляют случаи пересечения зон теплого и холодного течений, когда конденсат будет интенсивно образовываться в

241

1

Если есть какие-либо сомнения в правильности выполнения замеров, их следует повторить через 12 часов или через сутки. Чем ближе в момент наблюдения будут температуры наружного и трюмного воздуха (11 ~ t 1 ), тем точнее будут результаты.

1. Утвердить и ввести в действие с 01 апреля 1997 года следующие Правила и Рекомендации:

Правила морской перевозки продовольственных фузов. Общие требования (РД 31.11.25.00-96);

Правила морской перевозки зерновых фузов (РД 31.11.25.25-96);

Правила морской перевозки плодоовощных фузов (РД 31.11.25.26-96);

Правила морской перевозки мяса, мясопродуктов и жиров (РД 31.11.25.27-96);

Правила морской перевозки рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (РД 31.11.25.28-96);

Правила морской перевозки консервированной продукции (РД 31.11.25.29-96);

Правила морской перевозки сахара и соли (РД 31.11.25.30-96);

Правила морской перевозки животных, пищевых продуктов, сырья животного происхождения и кормов (РД 31.11.25.80-96);

Правила морской перевозки растительных фузов, подконтрольных карантину (РД 31.11.25.81-96);

Рекомендации по сохранной перевозке продовольственных фузов;

Рекомендации по вентилированию фузовых помещений сухофузных судов и предотвращению подмочки фуза конденсатом