Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

478 страниц

2539.00 ₽

Купить РД 31.11.01-92 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования, выполнение которых обеспечивает безопасность людей, сохранность судов и перевозимых грузов.

 Скачать PDF

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

Основные положения

Международная Конвенция СОЛАС. Глава VI.Перевозка грузов (Выдержки, имеющие отношение к навалочным грузам)

Межправительственная морская организация. Резолюция А.434

Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ). Раздел 24

Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (Кодекс ИМО)

     Предисловие

     Введение

     Раздел 1. Определения

     Раздел 2. Общие меры предосторожности

     Раздел 3. Безопасность команды и судна

     Раздел 4. Оценка пригодности партий груза к безопасной перевозке

     Раздел 5. Штивка

     Раздел 6. Методика определения угла естественного откоса

     Раздел 7. Грузы, склонные к разжижению

     Раздел 8. Грузы, склонные к разжижению: методики испытаний

     Раздел 9. Вещества, обладающие опасными химическими свойствами

     Раздел 10. Перевозка твердых отходов навалом

     Раздел 11. Таблицы для перевода удельного погрузочного объема

Приложение А. Перечень навалочных грузов, склонных к разжижению

Приложение В. Перечень химически опасных навалочных грузов

Приложение С. Перечень навалочных грузов, которые не обладают ни склонностью к разжижению (Приложение А), не опасными химическими свойствами (Приложение В)

Приложение D. Методы проведения лабораторных испытаний, применяемые при этом установки и нормы

Приложение Е. Аварийные карточки для грузов, включенных в Приложение В

Приложение F. Рекомендуемые меры предосторожности при входе в грузовые помещения, танки, насосные отделения, топливные цистерны, коффердамы и подсобные помещения

Алфавитный указатель веществ

Приложение 1. Дополнительные требования к остойчивости судна с навалочным грузом, опасным "сухим" смещением

Приложение 2. Информационные карты условий безопасности морской перевозки навалочных грузов

Приложение 3. Декларация о транспортных характеристиках и условиях безопасности морской перевозки навалочного груза

Приложение 4. Сертификат (образец)

Приложение 5. Безопасная обработка сухого навалочного груза. Контроль за обеспечением безопасности работ на судне и на берегу (рекомендации Международной Палаты Судоходства)

 
Дата введения01.10.1993
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия10.04.2006
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.07.1993УтвержденДепартамент морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации33
РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданПолитехника1993 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    '

ДЕПАРТАМЕНТ JVIOPCKOГО ТРАНСПОРТА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ФЛОТА

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕЗЕРНОВЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

(Правила ННГ)

*


РД 31.11.01—92

Санкт-Петербург

«Политехника»

1993

4.5.3.    Суда, перевозящие вещества, классифицированные Кодексом ИМО как ВОН (вещества, опасные при перевозке навалом), либо имеющие характеристики, сходные с характеристиками таких материалов, к которым не Применяются в полном объеме требования правила 54 гл. II—2 МК СОЛ АС, должны иметь только документы но п. 4.7 настоящих Положений. Эти документы выдаются на основании требований к судам, которые могут быть изложены в карточках Приложения В Кодекса ИМО, Приложения 2 настоящих Правил и Декларации о грузе. При выполнении э*гих требований такие грузы заносятся в Перечень Свидетельства по п. 4.6 с выдачей Дополнения по п. 4.7 настоящих Положений.

4.5.4.    Свидетельство выдается Регистром по заявке и заботами судовладельца. Свидетельство является документом многоразового действия. Срок действия его устанавливается Регистром.

4.6. Свидетельство о пригодности судна для перевозки навалочного груза.

4.6.1.    Свидетельство подтверждает выполнение требований правил 1, 2 и 6 гл. VI МК СОЛ АС.    \

4.6.2.    Свидетельство должно быть на судне при перевозке лю

бых навалочных грузов, перечисленных в Приложениях А, В, С Кодекса ИМО, а также и не поименованных в них.    1.

При перевозке химически опасных навалочных грузов, пере- , численных в Приложении В Кодекса ИМО, либо грузов, имеющих характеристики, сходные с характеристиками таких материалов, на судно должно быть выдано Дополнение к «Свидетельству о пригодности судна для перевозки навалочного груза».

4.6.3.    Свидетельство выдается с учетом пригодности конструкции и оборудования судна требованиям Кодекса ИМО, наличия на борту исчерпывающей информации об остойчивости судна для перевозки на данном судне грузов, перечисленных в Приложениях А, В, С Кодекса ИМО, а также и не поименованных в -них, по заявлению судовладельца. Свидетельство действительно при наличии приложенного 'к нему Перечня конкретных навалочных грузов.

4.6.4.    Свидетельство выдается на 5 лет с ежегодным подтверждением перечня навалочных грузов. Свидетельство должно быть переоформлено в случае внесения изменений в Информацию об остойчивости. В исключительных случаях допускается йродление срока действия до трех месяцев без освидетельствования.

4.6.5.    Свидетельство выдается Регистром или его доверенной организацией по заявке и заботами судовладельца.

4.6.6.    Исчерпывающая информация об остойчивости и прочно

сти должна включать данные, подтверждающие выполнение следующих требований Кодекса ИМО (соответствующие разделы и пункты Кодекса ИМО указаны в скобках):    '

—    к общей и местной прочности судна (2.1.1.1—2.1.2.4 — Правила Регистра);

— к обеспечению достаточной остойчивости судна    (2.1.3.1,

;2.1.3.4 — Правила Регистра);

1!

...... к возможности перевозки груза в твиндеках (2.1.3.2,.

2.1.3.3);

к установке устройств, препятствующих или ограничивающих смещение груза (2.1.3.5, 5.2.4.2);

— к величине допустимых кренящих моментов при возможном смещении груза (2.1.3.1, 2.1.3.5* S.2.4.2).

•1.6.7. Если при дополнительных расчетах, касающихся несме-шлемости груза, или при включении данного навалочного груза в Перечень грузов «Свидетельства» возникнут вопросы, связанные^ г учетом особенностей судна, района или сезона перевозок, которые могут быть решены в условиях натурных исследований в экс-мерпментальных рейсах, то такие рейсы проводятся за счет судовладельца с привлечением специалистов соответствующих компе-юитиьгх организаций и судовладельца.

Экспериментальные рейсы проводятся по Программе экспериментальных исследований и на основе действующей Декларации* v грузе.

4.7.    Дополнение к «Свидетельству о пригодности судна для перевозки навалочных грузов» о пригодности судна для перевозки химически опасных навалочных грузов согласно разделу 24.1 МК МПОГ (.по п. 4.6.2).

4.7.1.    Дополнение подтверждает пригодность конструкции и оборудования судна требованиям безопасности для грузов, перечисленных в Приложении В к Кодексу ИМО, в том числе классифицируемых как вещества ВОН, а также заявленных грузоотправителем в Декларации как химически опасные, но не вошедшие в Приложение В Кодекса ИМО.

1.7.2.    При подготовке Дополнения могут быть учтены конкретные условия перевозок: район, сезон, продолжительность перево-

■НЖ и пр.

4.7.3.    Дополнение выдается на 5 лет с ежегодным подтверждением в Перечне химически опасных навалочных грузов. В исключи юльпых случаях допускается продление срока действия до трех 'Iсотов без освидетельствования.

1.7.4.    Дополнение выдается Регистром или доверенной им организацией по заявке и заботами судовладельца.

4.8.    Манифест (люковая записка) опасных навалочных грузов.

4.8.1.    Подготавливается администрацией судна во исполнение правила 5 гл. VII МК СОЛАС при перевозке опасных навалочных грузов.

1.8.2.    Содержит сведения о размещении навалочных грузов по I рузовым помещениям судна и указания об их принадлежности к к'м или иным классам опасности.

4.8.3.    Для грузов ВОН Манифест не составляется, если это сиеипялыю не оговорено в грузовой документации.

4.9.    Акт о готовности судна к погрузке после выгрузки опасных навалочных грузов.

4.9.1. Подготавливается заботами судовладельца с привлеченном независимых экспертов на основе осмотра грузовых поме-

12

щений после выгрузки и зачистки, согласно пп. 9.3.1.11, 9.3.1.12 Кодекса ИМО.

4.9.2.    Акт выдается после разгрузки опасных навалочных грузов, классифицируемых по степени опасности согласно Правилу 2. гл. VII МК СОЛАС заботами судовладельца.

4.9.3.    Акт не требуется для грузов ВОН, если это специально не оговорено в грузовой документации.

5. Обязанности участников транспортного процесса за документальное подтверждение безопасности морской перевозки

5.1. Грузовладелец или грузоотправитель должен обеспечить разработку Декларации о грузе, а также организовать контроль .состояния груза в порту, выдачу Сертификата о характеристиках груза на_момент погрузки и СЩ)авки отлтборе, проб.

1    572. Декларация о грузе должна быть готова на момент заклю

чения договора о 'перевозке, так как на ее основе должны подбираться суда и определяться их пригодность для перевозки.

5.3.    Судовладелец до подачи судна под погрузку обязан обеспечить судно необходимой документацией по безопасности перевозки данного навалочного груза и освидетельствование судна на пригодность к перевозке этого груза.

5.4.    Администрация портов не должна принимать груз в порт без Декларации о грузе и обеспечения его сертификации путем ррганизации (найма) соответствующей лаборатории заботам^ Грузовладельца (грузоотправителяУГ^

6. Комментарии к пунктам Кодекса ИМО, не содержащим конкретных технических требований

В настоящем разделе приводятся конкретные меры, необходимые для выполнения рекомендации Кодекса ИМО.

П. 2.1.1.1. Выполняется путем соблюдения требований Регистра или иного классификационного общества в части прочности и остойчивости, а также требований ИМО, относящихся к информации грузоотправителя на навалочному грузу (Декларации о грузе).

П. 2.1.2.1. Для отечественных судов соответствует требованиям Регистра о наличии на судне Информации об остойчивости и прочности судна при перевозке грузов с соответствующими УПО и об ограничении верхнего предела остойчивости.

П. 2.1.3.1. Дополнительно к Информации об остойчивости судна выполняются расчеты, отражающие фактические свойства конкретного навалочного груза, намечаемого к погрузке, прежде всего возможные значения кренящих моментов при его смещении (Приложение I к настоящим Правилам) или подтверждающие его несмещаемость на данном судне, возможно, с учетом особенностей предстоящего рейса. Эти сведения приводятся в дополнение к Информации об остойчивости судна.

П. 2.1.3.2. С учетом комментариев к пп. 2.1.2.1, 2.1.3.1.

13

M. 2.1.3.3. Согласно комментарию к п. 2.1.1.1; также с учетом ■ j    I».-)нпit н. 5.2.2.2 Кодекса ИМО или — минимальная толщина

.    груза должна быть обоснована расчетом его несмещаемости

имаг гиду палубы, который выполняется заблаговременно по ре-

v.. !\г;м'лм специальных исследований.

Mil 2.1.3.4—2.1.3.5. Груз может быть «заподозрен в реальной ■MfcnacMorni» или отнесен к числу неопасных возможностью сме-mti'iimm па основе расчетов условий разрушения его штабелей при

I    нчке судна.

Лффоктпвность шифтингбордсов как средства уменьшения кре-м-п! \m момента оценивается расчетами остойчивости при смеще-111:1! |руЗЛ.

П 3. М. Требования при погрузке в портах Российской Фе-v [’.in и и отражаются в перечисленных выше документах и ком-

'ь м I ариях.

II. 3.1.2. Следует учитывать, что в карточках на грузы (Приложение 13 к Кодексу ИМО) указаны номера таблиц по оказанию первой медицинской помощи и действия при авариях. Эти с л Р точки помещены в V (дополнительном) томе МК МПОГ — чргтычлйные меры (EmS) и руководстве по оказанию первой нгтиципской помощи (MFAG).

И дополнение к этому судовладельцу рекомендуется при подую мико к рейсу и оказании первой медицинской помощи пользо-" чьей соответствующими разделами РД 31.15.01—89 (Правила МП[ ТОГПриложение 18 «Меры первой медицинской помощи

II    пн несчастных случаях, связанных с транспортированием опас-п,'|\ Грузов»). При разработке мер по действиям в аварийных си-f inиях рекомендуется также пользоваться данными аварийных 1 ч ■. помещенных в Правилах МОПОГ (Приложение 7). Аналог

рекомендации касаются использования средств защиты, вс; у in пгс.чьпых средств, подготовительных мероприятий по '*Д|.'ч‘ с пожаром.

Ми. 3.2. Г--3,2.7. Меры предосторожности для каждого груза ' > вс-тм ci'o свойств приводятся в документах, перечисленных ' ■ :! 11 >

Ми. 3.3.1, 3.4.1, 3.4.2, 3.5Л. Согласно комментарию к п. 3.1.1.

Мit. 1.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.2.2,    4.2.3.    Согласно комментарию

А 1 3.1.1, Сертификат о характеристиках груза на момент по-•1 и выдастся заботами грузовладельца (грузоотправителя).

Мп. 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2.1, 5.2.2.2. Необходимая для обеспе-( иосмсщаемостп груза (с учетом его свойств) штивка мо-' ! бы г(> определена на основе расчетов условий разрушения шта-! '    ' рута при качке судна.

Мп. 5.2.4.2, 5.2.4.3, 5.2.4.4, 7.1.5. Характеристики смещаемости ,pv 'n. согласно классификации Кодекса ИМО, указываются в Де-' •',;,|»ацпи о грузе.

7.2 2.1, 7.2.2.2. Допустимые пределы смещения груза и тре-Г,Г,1?'"Ч1Я к остойчивости судна определяются по методике Прило-лчм,чя 1 настоящих Правил.

П. 9. Выполнение требований раздела к перевозке веществ, обладающих опасными химическими свойствами, обеспечивается при выдаче документации по пп. 4.5—4.7 настоящих Положений.

Пи. 9.1.2, 9.1.3. Особые характеристики конкретного груза приводятся в документах согласно комментариям к пунктам 3.1.1,

4.2.1, 4:2.2, 4.2.3.

В Приложениях А, В и С Кодекса ИМО приводятся сведения об основных общих свойствах тех или иных видов навалочных грузов. В этих Приложениях грузы сгруппированы по признакам, общим для этих видов при одной опасности во время морской перевозки (возможность разжижения, химическая активность). Склонность к смещению при морской перевозке в той или иной мере характерна для всех навалочных грузов, однако она зависит как от природных свойств материала (плотности, влажности, наличия или отсутствия сцепления, внутреннего трения), так и от размещения на судне, штивки груза после погрузки, особенностей качкй судна. Поэтому смещаемость или несмещаемость определяется в большинстве случаев индивидуально для каждого конкретного варианта перевозки заботами судовладельца.

Дополнительная информация на основе отечественного опыта перевозок приводится в карточках Приложения 2 к настоящим Правилам. Сведения об основных свойствах грузов даются для предварительного ознакомления с возможными особенностями предстоящей морской перевозки и не исключают наличия исчерпьь вающих сведений о данном конкретном грузе (сорте, марке, месторождении и т. п.) е Декларации о нем.

В случае предъявления к перевозке опасных грузов, не включенных в список Приложения В Кодекса ИМО, решение о возможности их перевозки по заявке грузовладельца (грузоотправителя) принимает Департамент морского транспорта Министерства транспорта России после проверки химических и технологических опасных свойств груза в соответствии с требованиями п, 1.9 настоящих Положений.    »

Международная Конвенция СОЛАС.

Глава VI. Перевозка грузов.

(Выдержки, имеющие отношение

к перевозке навалочных грузов)

ЧАСТЬ А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1    -

Применение

1.    Настоящая глава применяется к перевозке грузов (за исключенном жидкостей наливом, газов наливом и тех видов перевозки, кмтрые охвачены другими главами), которые вследствие их особой вредности для судов и людей на борту могут потребовать специальной предосторожности на всех судах, к которым применяются настоящие правила, и к грузовым судам валовой вместимостью менее 500 per. т. Однако, для грузовых судов валовой (вместимостью менее 500 per. т. Администрация, если она считает, что защищенный характер и условия рейса таковы, что делают излишним применение любых специальных требований частей А или В а а пион главы, может принять другие надлежащие меры, чтобы обеспечить требуемый уровень безопасности для этих судов.

2.    В дополнение к положениям частей А и В настоящей главы

каждое договаривающееся правительство должно удостовериться, 11 m обеспечена соответствующая информация о грузе, его разме-) 11 е I Гм ч 7Г креплении, со^ержащ^    соблю-

цчшг которых необходимо для безопасной перевозки таких гру-

’"Н    '

Правило 2

Информация о грузе

1. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна или ■■о представителя соответствующей информацией о грузе доста-I'1 чI!о заблаговременно до погрузки с тем, чтобы дать возможность мм(":печпть меры предосторожности, которые могут быть необходим для надлежащего размещения и безопасной перевозки i|:\ ia. Такая информация должна быть подтверждена в письмен-[ и mi до и соответствующими отгрузочными документами до пч’ьяла погрузки груза на судно.

' См.; I) Кодекс безопасной практики ‘размещения и крепления груза, при-" iri.nt резолюцией А.714 (17) Организации; 2) Кодекс безопасной практики ■> р-( очки па гудах лесных палубных грузов, принятый резолюцией А.715 (17) ' >ргатпяцни; 3) Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов (Ко-fivc ИГ), принятый резолюцией А.434 (XI) Организации, с поправками.

Ссылка на документы в данной главе не препятствует использованию ■ v ! гриппом обработки данных (EDP) и техники электронного обмена данными Н М.М и дополнение к документации на бумаге.

WV

2.    Информация о грузе должна включать:

Л. в случае генерального груза и груза, перевозимого в виде грузовых мест, — общее описание груза, .массы брутто груза или грузовых мест и любых соответствующих особых свойств груза;

,2. в случае навалочного груза — информацию об удельном погрузочном объеме груза, операциям по штивке; в случае концентратов или иных грузов, которые могут разжижаться,— дополнительную информацию в виде свидетельства о влаго-содержании груза и его предельной влажности для транспортировки;

.3. в случае навалочного груза, не классифицированного в соответствии с положениями правила VI1/2, но имеющего химические свойства, которые могут вызвать возможный вред, в дополнение к информации, требуемой предыдущими подпунктами,— информацию о его химических свойствах.

3.    До погрузки грузовых мест на судно грузоотправитель должен обеспечить, чтобы масса брутто таких грузовых мест находилась в соответствии с массой брутто, заявленной в отгрузочных документах.

Правило 3

Анализ содержания кислорода и оборудование для обнаружения газа

1.    Во время транспортировки навалочного груза, который склонен выделять ядовитые и воспламеняющиеся газы, либо может служить причиной истощения кислорода в грузовом помещении, должен быть предусмотрен соответствующий прибор для измерения концентрации газа или кислорода в воздухе вместе с подробной инструкцией по его использованию. Такой прибор должен удовлетворять требованиям Администрации.

2.    Администрация должна принять меры для того, чтобы обеспечить подготовку экипажей судов для эксплуатации таких приборов.

Правило 4

Использование пестицидов на судах 1

Соответствующие меры предосторожности должны быть приняты при использовании пестицидов на судах, особенно для целей фумигации.

ЧАСТЬ В. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ,

ИНЫХ, ЧЕМ ЗЕРНО

Правило 6

Приемлемость для перевозки    f

1.    До погрузки навалочного груза капитан судна должен располагать исчерпывающей информацией об остойчивости судна и: о распределении груза согласно типовым случаям загрузки. Способ подготовки такой информации должен удовлетворять требованиям Администрации *.

2.    J<онцснтраты или другие грузыл которые «могут разжижаться», д(1 л>кпы приниматься к погрузке только тогда, когда действц-Тс'л i>/Гое со дер ж а ние„ влаги в rjp_yge менее, чем предельная влаж-Тюсть для транспортировки~"Однако такие концентраты и другие 'грузы могут быть приняты к погрузке даже в том случае, если

содержание влаги в них превышает вышеуказанный предел, при условии, что предприняты удовлетворяющие Администрацию меры безопасности для обеспечения достаточной остойчивости в случае ; смещения груза и, дополнительно, при условии, что судно имеет • достаточную прочность.

3.    До погрузки навалочного груза, который не является грузом, классифицированным в соответствии с положениями правила VI1/2, но который имеет такие химические свойства, 'которые могул вызвать потенциальный вред, должны быть приняты специальные меры предосторожности для его безопасной перевозки.

Правило 7

Размещение навалочного груза

1.    Навалочные грузы должны быть погружены и распределены чопаточио равномерно до границ грузового помещения с тем, ч и)б.ы уменьшить риск их смещения и обеспечить поддержание необходимом остойчивости в течение всего рейса.

2.    Когда навалочные грузы перевозятся в твиндеках, люки 1ВНИДСКОП должны быть закрыты в тех случаях, когда информация п загрузке указывает на неприемлемый уровень напряжения конструкции днища, если люки останутся открытыми. Груз должен бып> распределен достаточно равномерно и должен либо простираться от одного борта до другого, либо быть закреплен дополнительным и продольными переборками достаточной прочности. Должна соблюдаться безопасная грузовместимость твиндека, чтобы избежать перегрузки палубной конструкции твиндека.

• См.: I) рекомендацию по остойчивости неповрежденных пассажирских и грузовых- судов длиной менее 100 м, принятую резолюцией АЛ67 (ES.1V) Организации, и проправками к данной рекомендации, принятыми резолюцией Л. 206 (VII) Организации; 2) рекомендацию по критерию сильного ветра и бортовой качки (критерий погоды) для остойчивости неповрежденных пассажирских и грузовых судов длиной 24 м и более, принятую резолюцией А.562(14)[ Организации.

18

Межправительственная морская организация. Резолюция А.434 (XI)

Ассамблея,

ссылаясь на Статью 16 (1) Конвенции о Межправительственной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи,

ссылаясь также на Резолюцию А.82 (IV), которой она приняла Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов, ссылаясь далее на то, что Комитет по безопасности на море был уполномочен принимать по мере необходимости поправки к Кодексу, не затрагивающие положенных в его основу принципов, учитывая принятие Комитетом по безопасности на море пересмотренных изданий Кодекса в 1972 и 1977 гг.,

признавая Желательность включения в Кодекс положений, касающихся перевозки опасных навалочных грузов,

признавая также, что пересмотренное с этой целью издание Кодекса в настоящее время подготовлено и одобрено Комитетом по безопасности на море:

1)    одобряет пересмотренный Кодекс безопасной практики перевозки твердых * навалочных грузов, текст которого изложен в Приложении к настоящей резолюции;

2)    возобновляет полномочия Комитета по безопасности на море по рассмотрению и принятию в необходимых случаях поправок с целью обновления Кодекса по мере надобности;

3)    рекомендует правительствам принять Кодекс или использовать его в качестве основы при подготовке национальных правил;

4)    просит Генерального секретаря опубликовать Кодекс вместе с Дополнениями для распространения его среди правительств— членов и общей продажи, а также опубликовать, по мере необходимости, пересмотренные издания Кодекса после одобрения их Комитетом по безопасности на море;

5)    отменяет резолюцию А.82 (IV).

* Введение в название Кодекса ИМО с 1979 г. термина «твердые навалочные грузы» вызвано тем, что в английской терминологии используется выражение «solid btlk cargo», что должно отличать эти, состоящие из твердых частиц и перевозимые без тары, грузы от жидких или газообразных продуктов химической промышленности—«chemical in bulk», перевозки которых без тары на ■специализированных судах регламентируются отдельным Кодексом ИМО. В отечественной терминологии слоово «твердые» заменено на термин «незерновые», чт должно выделять рассматриваемые грузы из всех навалочных, куда входят и зерновые.    *

19

Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ)

ДОПОЛНЕННОЕ ИЗДАНИЕ 1990 г. (ТОМ 1, С. 0149)

Раздел 24

24. Перевозка твердых химически опасных Веществ, предназначенных для перевозки навалом

24.1.    Общие положения.

24.1.1.    Перевозимые навалом твердые вещества* которые могут представлять опасность в процессе перевозки ввиду своей химической природы или свойств, перечислены в Приложении В к Кодексу безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов (Кодекс ВС). Если эти вещества попадают под классификацию пиленых грузов, соответствующие разделы данного Кодекса содержат ссылки на Кодекс ВС.

24.1.2.    Твердый навалочный груз— это вещество иное, чем жидкость или газ, погружаемое непосредственно в грузовое помещение какого-либо судна без промежуточной формы разделения массы груза. Под таким грузом подразумевается также вещество* погружаемое в баржу, на баржевоз.

24.1.3.    Информация, содержащаяся в Кодексе ВС, не является исчерпывающей. Вследствие этого перед погрузкой" какого-либо навалочного груза необходимо получить свежую информацию о его физико-химических свойствах. Если предназначенное для перепилки вещество не перечислено в Кодексе ВС, но попадает под классификацию, предусмотренную в части А главы VII Международной конвенции СОЛАС, компетентные 'власти порта погрузки юлжпы выдать свидетельство об одобрении перевозки данного вещества.

24.1.4.    В случае, если до начала перевозки навалочного груза пробуется консультация компетентных властей, необходимо также получить информацию относительно введенных в действие требований у администрации порта разгрузки.

24.1.5.    При перевозке данных веществ на судне необходимо имен, в распоряжении Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, имеющих место в процессе перевозки опасных веществ (РПМП), а также аварийные кар-, точки, составленные для перевозимых навалом твердых веществ (гм. Приложение F к Кодексу ВС). До начала погрузки, если потребуется, следует ознакомиться с предусмотренными в этих •I оку ментах мерами безопасности.

24.1.6.    Многие из нижеперечисленных грузов не Ьредставляют большой опасности, если они перевозятся в упаковке. Однако при

20

Правила безопасности морской перевозки незерновых йа-валочных грузов (Правила ННГ). РД 31.1 Ш—92.— СПб.:

«Г 1ол MTexiHH'Ka», 1993.— 477 с.

ISBN 5-7325-0359-5

Правила разработаны н подготовлены к изданию Центральным научно* исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).

Выпущено по заказу Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ.

Ответственный за выпуск Б. Я. Сайфуллин Редактор В. П. Рыбаков Переводчик О. А. Грыцюк

ISBN 5-7325-0359-5    ©    Центральный    научно-исследо

вательский и проектно-конструкторский институт морского флота, 1993

перевозке навалом они могут проявлять опасные свойства,, требующие принятия специальных мер безопасности, предусмотренных в соответствующих разделах Приложения В. Это вещества классифицированы как «вещества, опасные при перевозке навалом» (ВОН) и перечислены ниже:

001

003 005 010 015, 016 020

022

025

030

035

040

045

050

055

060

065

070

075

080f

Номер по Кодексу ВС:

Алюминиевый шлак.......................

Пирит обожженный (пиритовая зола, летучая зола) .......

Древесный уголь.......... .    .

Уголь ..............................

Железо, полученное методом прямого восстановления ......

Феррофосфор...................... . . . .

Ферросилиций, содержащий 25—30 % кремния или 90 % кремния

или более ...........................

Плавиковый шпат (кальций фтористый).............

Известь негашеная (оксид кальция)...............

Металлические сернистые концентраты..............

Нефтяной кокс:

обожженный . ...........*.......... .    .

необожженный......•.............* . . .

Пек комовый, каменноугольная смола комовая, графитная смола

Древесные опилки.................... .    .    .

Силикомарганец.........................

Мясокостная мука....... .    .

Ванадиевая руда' ........................

Древесная щепа......:..................

Древесная масса в гранулах...................

Министерство транспорта России Департамент морского транспорта

ПРИКАЗ

г. Москва    №    33    19    июля    1993    г.

Содержание: О введений в действие «Правил безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов»

1.    Ввести в действие с 01 октября 1993 года РД 31.11.01-^§!2? «Правила безопасности морской перевозки незерновых наваЛоч-ных грузов» (приложение).

2.    Отделу нормативного обеспечения морского транспорта*/ ЦНИИМФу до 30 августа 1993 года обеспечить издание «Правил» и их рассылку пользователям в соответствии с заявками.

3.    Признать утратившим силу с 01 октября 1993 года приказ Департамента морского транспорта от 06.03.92 № 10.

4.    Приказ Департамента морского транспорта от ЗК12.92 № 85 считать недействительным с момента издания.

5.    Контроль за выполнением новых «Правил» возложить на отдел портовой деятельности и .межведомственных отношений.

6.    Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Отдел нормативного обеспечения.

И. о. директора Ю, А. Михайлов

1*

СОДЕРЖАНИЕ

Юсновные положения......................... 7

.Международная Конвенция СОЛАС. Глава VI. Перевозка грузов. (Выдержки, имеющие отношение к навалочным грузам).......    .    16

Межправительственная морская    организация.    Резолюция А.434 (XI) ...    19

Международный Кодекс морской Перевозки опасных грузов (МК МПОГ).

Раздел 24     20

Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (Кодекс ИМО).............................. 23

Предисловие ........................ .    27

Введение ............................ 31

Раздел L Определения .....................    37

Раздел 2.    Общие меры предосторожности ............ 41

Раздел 3.    Безопасность команды и судна............. 47

Раздел 4. Оценка пригодности партий груза к 'безопасной перевозке ........................ 53

Раздел 5.    Штивка ....................... 65

Раздел 6.    Методика определения угла естественного откоса ...    69

Раздел 7.    Грузы, склонные к разжижению............ '69

Раздел 8.    Грузы, склонные к разжижению: методики испытаний . .    75

Раздел 9.    Вещества, обладающие опасными химическими    свойствами ......................... 77

Раздел 10.    Перевозка твердых отходов навалом.......... 95

Раздел 11.    Таблицы для перевода удельного погрузочного    объема    ЮЗ

Приложение А. Перечень навалочных грузов, склонных к разжижению ...................... Ю7

Приложение В. Перечень    химически    опасных    навалочных    грузов .    .    Ш

Приложение С. Перечень навалочных грузов, которые не обладают ни склонностью к разжижению (Приложение А), ни опасными химическими, свойствами (Приложение В) .................. 253

Приложение D. Методы проведения лабораторных испытаний, применяемые при этом установки    и    нормы...... 289

Приложение Е. Аварийные карточки для грузов, включенных

в Приложение В................. 335

Приложение F. Рекомендуемые меры предосторожности при входе в Грузовые помещения, танки, насосные отделения, -топливные цистерны, коффердамы и подсобные помещения . . ................ .    371

Алфавитный указатель веществ.................. 385

Приложение 1. Дополнительные требования к остойчивости судна с навалочным грузом, опасным «сухим»    смещением ....    402

Приложение 2. Информационные карты условий безопасности морской

перевозки навалочных грузов........ 404

5

! M’li/nt/Kciiiic з. Декларация о транспортных характеристиках и условиях

безопасности морской перевозки навалочного груза . .    464

1 ;;м1-1чжгппг. 1. Сертификат (образец) * .    -........... 470

! 1111 г. I г 1 же ппе 5. Псзопасная обработка сухого навалочного груза. Кон-троль за обеспечением безопасности работ на судне и на берегу (рекомендации Международной Палаты Судоходства) ......... •    473,.

Основные положения

1. Статус правил, основание для введения, структура

1.1.    Правила являются национальными Правилами Российской ''Федерации.

1.2.    Правила устанавливают требования, выполнение которых обеспечивает безопасность людей, сохранность судов и перевозимых грузов.

1.3.    Правила обязательны для всех участников морского трансфертного процесса, а также смешанных перевозок река—море, .в процессе которых суда с навалочными грузами выходят в море.

1.4.    Правила распространяются на перевозки навалочных грузов через морские порты Российской Федерации, а также через порты на внутренних водных путях, если загружаемые в них суда должны совершать рейсы с выходом в море.

1.5.    Правила вводятся в действие от имени Правительства Российской Федерации как участника Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (МК СОЛАС).

1.6.    При подготовке Правил учтены требования глав VI и VII .МК СОЛАС с поправками и принята во внимание рекомендация Резолюции А.434 (XI) Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) о создании в странах — участниках МК СОЛАС национальных Правил по безопасности перевозки навалочных грузов на основе Кодекса безопасной практики перевозки навалочных грузов (Кодекс ИМО), одобренных этой резолюцией. Приняты во внимание нормативные положения, касающиеся перевозки опасных грузов навалом и содержащиеся в п. 24.1 Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).

1.7.    Правила, содержащие основополагающие требования гл. VI МК СОЛАС, Резолюция А.434 (XI), Кодекс ИМО и п. 24.1 МК МПОГ приводятся ниже, после текста основных положений.

1.8.    Следует иметь в виду, что в англоязычной терминологии текстов МК СОЛАС и Кодекса ИМО навалочные грузы (русскоязычная терминология) обозначаются как «solid bulk cargoes».

1.9.    Безопасность морской перевозки навалочных грузов обеспечивается на основе следующих принципов:

1.9.1. К перевозке на судне может быть принят только груз, физические и химические свойства которого достаточно полно из-

7

' ты морскому перевозчику, и эта информация должна быть ■ 1*кументально оформлена согласно настоящим Правилам в виде' 1 * к. I а рации.

I ‘V2. Основные физические и химические свойства груза долечи быть проверены на момент погрузки на судно, и результаты прмперкп документально оформлены в виде сертификата.

1.2.3.    Судно в части его конструкции, оборудования, остойчи-

тн и там, где это необходимо — аварийной остойчивости, долгим удовлетворять условиям безопасности перевозки, и это соот1 нем типе требованиям должно быть подтверждено документально...

Ниже конкретизируются перечисленные основополагающие по-тмжоппи, указываются организационные меры по их выполнению..

2.    Структура Правил

УМ. В общин текст национальных Правил входят: настоящие* ') пмнные положения; текст Кодекса ИМО (Лондон, 1991 г. с по-чр.тпкамм 1992 г.), параллельно которому приводится русский перевод; методика определения достаточности остойчивости при ■м( пк пнн груза, изложенная в Приложении 1; карточки на грузы,, исследованные в отечественной практике и содержащиеся в при-дожешш 2; проформы документации по 1на'стоящи*м Правилам,, гмдержащиесн в приложениях 3 и 4; рекомендации Меж дун а родним Судоходной Палаты по безопасности перевозки и перегрузки' им налом пых грузов, изложенные в Приложении 5.

3.    Область применения

3.1.    Требования настоящих Правил распространяются на еле-тощих юридических и физических лиц — участников морской и < ■ р <' п о а к м, в том числе иностранных, в пределах МК СОЛАС и

in кг а 1IMO:

з. 1.1. Грузовладельцев и грузоотправителей, а также грузо-пидучатолей Российской Федерации, заключающих контракты на рюн|,те операции, в состав которых входят морские перевозки " жпкфтс п импорте.

3. 1.2. Фрахтователей тоннажа и судов, если предполагаются • “•порчиые и импортные перевозки через порты Российской Фе-

'СМППЦ.

3.1.3.    Администрации портов Российской Федерации, в кото-

11 с* завозятся навалочные грузы.

3.1.4.    Судовладельцев, если их суда намечается грузить или Р^п-ружать в портах Российской Федерации.

3.1.5.    Капитанов судов, независимо от их флага, грузящих и разгружающих навалочные грузы в портах Российской Федера-

3 Гб. Капитанов портов (в том числе внутренних) Российской ф“дерацпи, в которых производится погрузка или выгрузка нава-

■>ГИ,,!ЫХ ГруЗОВ.

3.2.    Подробные обязанности каждого участника морской пере-

указываются ниже.

3.3. Настоящие Правила рекомендуется принимать во внимание страховщикам грузов, судов и фрахта.

4. Документация, необходимая для морской перевозки конкретного навалочного груза . 4.1. Обеспечение безопасности морской перевозки согласно принципам, указанным в п. 1.9 настоящих Правил, требует документального подтверждения, как указано ниже.

4.2. Декларация о грузе.

4.2.1.    Разрабатывается во исполнение правил 1.2 и 2 гл. VI МК СОЛАС.

4.2.2. Согласно правилу 1.2 гл. VI МК СОЛАС, Декларация о грузе должна содержать достоверную и полную информацию о всех опасных свойствах груза, позволяющую обеспечить его безопасную перевозку. .

4.2.3.    Декларация о грузе составляется согласно пункту 4.1 Кодекса ИМО заботами грузовладельца (грузоотправителя) и вручается администрации порта и судовладельцу на момент заключения договора о перевозке.

4.2.4.    Завоз навалочного груза в порт и погрузка его на судно >без Декларации запрещаются.

4.2.5.    Декларация о грузе должна быть вручена капитану до начала погрузки (правило 2 гл. VI МК СОЛАС), допускается ее передача пользователям электронной почтой или другими средствами связи.

4.2.6.    Декларация о грузе является документом многоразового действия. Ее копии могут сопровождать партии груза в течение

срока действия.

4.2.7.    Срок действия Декларации не более 5 лет, с переосвидетельствованием разжижающихся грузов не позже, чем через 6 мес. (п. 4.4.1 Кодекса ИМО), для других грузов сроки переосвидетельствования устанавливаются разработчиком Декларации в зависимости от характера и динамики изменения их транспортных свой тв.

С целью уточнения транспортных свойств груза в натурных условиях проводятся экспериментальные рейсы.

4.2.8.    Содержание Декларации о грузе раскрывается в следую

щих пунктах Кодекса ИМО: 3.2.2—3.2.5, 4.1.1, 4.1.2, 9.1.2, 9.1.3. Документ должен включать:    объемно-весовые    характеристики

груза, прочностные характеристики с указанием наличия сцепления или значения угла естественного откоса, способы штивка илй устройства, препятствующие смещению груза, физико-химические опасности (например, самонагревание, самовозгорание, :'зрыво-опасиость, токсичность, коррозиеопасность и т. п.), также данные о транспортабельном пределе влажности разжижающихся грузов и классификацию груза по химической опасности. Кроме того, должны быть указаны и другие свойства груза, которые могут повлиять на безопасность при транспортировке груза морем, в том числе вопросы совместимости грузов, согласно пп. 9.3.1.1,

9

П.3.4 Кодекса ИМО, приборы контроля за состоянием атмосферы грузового помещения и температурой груза, согласно п. 3.4 Ко-;в'кга ИМО и Правилу 3 гл. VI МК СОЛАС.

4.2.9. Проформа Декларации и Инструкция по ее подготовке приводятся в Приложении 3 настоящих Правил.

4.3.    Сертификат о характеристиках груза на момент по-

грузки. '     ’    ~

<1.3.1. Необходимость Сертификата предусмотрена правилами 2: ГГ (5 ГЛ. VI МК СОЛАС и п. 4.2 Кодекса ИМО,

*1.3.2. Содержание Сертификата определяется в пп. 4Л и '4.2' Кодекса ИМО, также другими свойствами груза, указанными в Декларации о грузе. Сертификат составляется на основании испытаний согласно процедурам, описанным в пп. 4.2.2, 4.2.3, 4.3,. ■1.4, 4.5 Кодекса ИМО.

4.3.3.    Сертификат является документом одноразового действия и должен быть представлен капитану судна до начала погрузки грузоотправителем или назначенным, им .агентом.^ .

4.3.4.    Сертификат выдается по результатам испытаний, выполненных па основе проб, отобранных из штабеля (из вагонов), находящихся в порту.

4.3.5.    Отбор проб должен производиться в соответствии с пп. 4.3.4, 4.4.5 Кодекса ИМО по международным или национальным методикам.

4.3.5.    Проформа Сертификата приведена в Приложении 4 настоящих Правил.

4.4.    Справка об отборе проб.

4.4.1.    Справка подтверждает, что для определения характеристик груза пробы были отобраны в соответствии с одобренными методиками.

4.4.2.    Справка одновременно с Сертификатом (п. 4.3 настоящих Положений) выдается капитану судна заботами грузовладельца (грузоотправителя) и является документом одноразового действия..

1.5.    Свидетельство о соответствии судна требованиям правила 54 гл. 11—2 МК СОЛАС.

4.5.1.    Суда, кили которых заложены или которые находились в подобной стадии постройки на 1 сентября 1984 года или после мой длты, должны иметь Свидетельство о соответствии конструкции и ‘ оборудования судна требованиям правила 54 гл. II—2 МК СОЛАС. Суда, построенные ранее указанной даты и используемые для перевозки опасных навалочных грузов, могут иметь такое Свидетельство по желанию судовладельца.

4.5.2.    Суда, перевозящие опасные навалочные грузы, классифицированные Кодексом ИМО или грузовладельцем (грузоотправителем) как грузы классов 4—9, кроме класса 7, должны иметь документы согласно п. 4.5.1 с учетом даты закладки киля судна п и. 4.7 настоящих Положений. Для судов, кили которых заложены до I сентября 1984 г., требования к судам могут быть изложены в карточках Приложения В Кодекса ИМО, Приложения 2: настоящих Правил и в Декларации о грузе.

ю

1

См. рекомендацию ИМО по безопасному использованию пестицидов на судах с поправками.