ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
53977-2010
|
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Требования к качеству
|
Москва
Стандартинформ
2011
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым
акционерным обществом «Научно-исследовательский и
конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
29 ноября 2010 г. № 548-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к
настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р 53977-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Требования
к качеству
Compressed air of railway rolling
stock pneumatic systems. Requirements for quality
Дата
введения - 2011-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух,
используемый в пневматическом оборудовании и пневматических магистралях
тормозных систем, систем автоматики и вспомогательных систем железнодорожного
подвижного состава, а также на сжатый воздух в системах испытаний
пневмомеханических и электропневматических аппаратов и приборов депо.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО 8573-2-2005 Сжатый воздух. Часть 2. Методы контроля содержания масел
в виде аэрозолей
ГОСТ
ИСО 8573-3-2006 Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности
ГОСТ
ИСО 8573-5-2006 Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров
масла и органических растворителей
ГОСТ
24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения
загрязненности
Примечание -
При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 пневматическая система: Комплекс устройств,
резервуаров и трубопроводов, обеспечивающих производство, обработку, хранение,
транспортирование и распределение сжатого воздуха и использующих его в качестве
рабочего тела.
3.2 тормозная система: Часть пневматической системы
подвижного состава, обеспечивающая функционирование тормозных приборов и
устройств.
3.3 вспомогательное
пневматическое оборудование: Часть пневматической системы, обеспечивающая
функционирование приборов и устройств, не связанных с производством, обработкой
и хранением сжатого воздуха, а также функционированием тормозов.
3.5 размер частицы:
Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.
[ГОСТ
Р ИСО 8573-1-2005, статья 3.7]
3.6 точка росы: Температура,
при которой начинается конденсация водяного пара при заданном давлении воздуха.
3.7 загрязняющее вещество: Любое вещество или
соединение твердых, жидких или газообразных веществ, которое оказывает
отрицательное влияние на работоспособность пневматической системы.
4 Функциональные модули пневматической системы
4.1 Значения
показателей качества сжатого воздуха определяют в контрольных точках,
соответствующих схеме условного деления на функциональные модули пневматической
системы единицы подвижного состава или системы испытаний аппаратов и приборов,
приведенной на рисунке 1.
Обозначения контрольных точек:
1 - на выходе из модуля «Производство сжатого воздуха»;
2 - на выходе из модуля «Обработка сжатого воздуха»;
3 - на входе в модуль «Тормозные системы»;
4 - на входе в модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование»
Рисунок
1 - Схема деления пневматической системы на функциональные модули и нахождения
контрольных
точек для определения качества сжатого воздуха
4.2 Модуль «Производство сжатого воздуха» функционально
предназначен для повышения давления и перемещения воздуха. В него включают:
- компрессор, оснащенный входным фильтром для предотвращения
попадания в него загрязняющих веществ с атмосферным воздухом;
- выходной фильтр (при наличии);
- выходной воздухоохладитель (при наличии).
4.3 Модуль «Обработка сжатого воздуха» функционально
предназначен для очистки и осушки сжатого воздуха до значений показателей
качества по 5.3.
В него включают (при наличии в пневматической системе соответствующих
узлов):
- предварительный фильтр (влагомаслоотделитель) для отвода
воды и масла в жидкой фазе;
- осушитель(и) сжатого воздуха для снижения концентрации
водяного пара до нормативного значения;
- фильтр грубой очистки сжатого воздуха от загрязняющих
веществ;
- выходной (выходные) фильтр(ы) тонкой очистки сжатого
воздуха для предотвращения попадания в пневматическую систему продуктов износа
адсорбента и снижения массовой концентрации твердых частиц и максимального
размера твердых частиц до нормативных значений;
- краны.
4.4 Модуль «Хранение и распределение сжатого воздуха»
функционально предназначен для хранения и распределения сжатого воздуха. В него
включают (при наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары.
4.5 Модуль «Тормозные системы» функционально предназначен
для обеспечения работоспособности и функционирования пневматической части
тормозного оборудования. В него включают (при наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары;
- пневмомеханическое оборудование;
- электропневматическое оборудование.
4.6 Модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование»
функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования
вспомогательного пневматического оборудования. В него включают (при наличии):
- трубопроводы;
- краны;
- воздушные резервуары;
- пневмомеханическое оборудование;
- электропневматическое оборудование.
5 Показатели качества сжатого воздуха
5.1 Качество сжатого воздуха пневматических систем
подвижного состава определяют по трем основным видам загрязняющих веществ, в
наибольшей степени влияющих на техническое состояние и надежность оборудования
пневматической системы: твердым частицам, воде и маслу. Номенклатура
определяемых показателей качества сжатого воздуха приведена в таблице 1.
Таблица
1 - Определяемые показатели качества сжатого воздуха
Загрязняющее вещество
|
Показатель
|
Единица измерения
|
Твердые частицы
|
Максимальный размер частиц
|
мкм
|
Массовая концентрация*)
|
мг/м3
|
Масло
|
Массовая концентрация*)
|
мг/м3
|
Вода
|
Точка росы
|
°С
|
*) Показатели
должны быть приведены к абсолютному давлению воздуха 105 Па.
|
5.2 Качество сжатого воздуха пневматических
систем подвижного состава определяют в контрольных точках по 4.1 при
требуемых по условиям эксплуатации значениях давления и температуры в
соответствующем функциональном модуле.
Значения показателей качества сжатого воздуха действительны
только для данной контрольной точки.
5.3 Значения показателей качества сжатого
воздуха должны соответствовать значениям таблицы 2.
Таблица
2 - Значения показателей качества сжатого воздуха
Наименование показателя
|
Значение показателя для контрольной точки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Максимальный размер твердых
частиц, мкм, не более
|
25
|
10
|
15
|
15
|
Массовая концентрация
твердых частиц, мг/м3, не более
|
8
|
2
|
2
|
2
|
Массовая концентрация
масла, мг/м3, не более
|
25*)
|
5
|
5
|
5
|
Точка росы, не выше, при
температуре атмосферного воздуха
|
ниже - 40 °С
|
-
|
равна температуре атмосферного воздуха
|
от - 40 °С до - 20 °С
включ.
|
-40 °С
|
выше-20 °С
|
на 20 °С ниже температуры атмосферного воздуха
|
*) Для модуля
«Производство сжатого воздуха», включающего поршневой (поршневые)
компрессор(ы), допускается значение массовой концентрации масла не более 100
мг/м3.
|
6 Методы определения показателей качества сжатого
воздуха
6.1 Определение максимального размера твердых частиц и их
массовой концентрации - по ГОСТ
24484.
6.2 Массовую концентрацию масла определяют как сумму его
массовых концентраций в виде аэрозолей и паров, определяемых соответственно по ГОСТ
Р ИСО 8573-2 и ГОСТ
ИСО 8573-5.
6.3 Точку росы определяют по ГОСТ
ИСО 8573-3.
Ключевые
слова: сжатый воздух, пневматические системы, железнодорожный подвижной состав,
функциональные модули, загрязняющие вещества, показатели качества
Содержание
1 Область
применения. 2
2
Нормативные ссылки. 2
3 Термины
и определения. 2
4
Функциональные модули пневматической системы.. 3
5
Показатели качества сжатого воздуха. 4
6 Методы
определения показателей качества сжатого воздуха. 5
|