Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

300.00 ₽

Купить СНиП II-Л.20-69 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на проектирование вновь сооружаемых зданий драматических, музыкально-драматических и оперно-балетных театров со зрительными залами вместимостью от 800 до 1500 человек.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Размещение зданий театров

3. Объемно-планировочные решения зданий и помещений театров

     А. Зрительский комплекс помещений

     Б. Сценический комплекс помещений в театрах с колосниковой сценой

     В. Производственные помещения и резервные склады (театров с колосниковой сценой)

     Г. Акустика и звукоизоляция помещений

     Д. Строительные конструкции зданий театров

4. Противопожарные требования

5. Санитарно-технические устройства

     А. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

     Б. Водоснабжение, горячее водоснабжение внутренние водостоки, противопожарное водоснабжение и оборудование, пылеудаление

6. Встроенное оборудование сцены

7. Искусственное освещение и электротехнические устройства

Приложение. Состав и средние площади помещений, обслуживающих колосниковые сцены, в м2

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л

Глава 20

ТЕАТРЫ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП 11-Л. 20-69

емка t

ИЗМЕНЕН (дополнен)____

В ч а от и    ~гЪ    *

У    (ра-дез,    пункт)

ОСНОВАНИЕ&5&г <Щг .

(^;1Меноа.из'точн.1Ча,дата,Ывстр.)

Москва — 1969


Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

нормы и ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л

Глава 20

ТЕАТРЫ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП Н-Л. 20-69


Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССГ по делам строительства 12 марта 1969 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва — 1969

помещения для монтажа станковых декораций — равной высоте карманов сцены.

Примечание. Допускается помещения для монтажа декораций и столярной мастерской не разделять стеной или перегородкой.

3.51.    Помещения для огнезащитной пропитки декораций, поетирочной, сушильной и красильной, при отсутствии централизованного обслуживания, проектируются в едином блоке с обособленным входом.

3.52.    Склады объемных, станковых и скатанных декораций, бутафории и мебели допускается размещать в неотапливаемых помещениях.

Г. АКУСТИКА И ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ПОМЕЩЕНИИ

3.53.    Форма зрительного зала должна обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах и исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковой энергии и других акустических дефектов. Время запаздывания первых звуковых отражений, приходящих к зрителям вслед за прямым звуком, не должно превышать 30 миллисекунд.

3.54.    Рекомендуемое время реверберации в зрительном зале (в зависимости от объема зала) для частот 500—2000 гц принимается согласно графику, указанному на рис. 2, и определяется при 75% заполнении зала зрителями.

W г

О

IS

1.5

<4

1.3

12

V

\ 1

_j_L

. «*•

eLLi

2.4

-—

J.\

___.

-N

то

2000 50оо mi 5000 sm та

Объем зрительного зала о м1

10000

Рис. 2. График рекомендуемого времени реверберации в зрительных залах 1—оперно-балетные театры; 2—музыкально-драматические теат-тры; 3— драматические театры

3.55. Вентиляционные камеры, насосные и другие помещения с инженерным оборудованием, являющимся источником шумов и вибраций, располагать над, под и смежно со зрительным залом не допускается.

,3.56. Допустимые уровни шумов (уровни звуйкцюго давления) в децибелах, проникающие ^зрительный зал и другие помещения театра, 11 том числе и от работы установленного в здЪшга инженерного оборудования, неу должны преНипать уровней шумов, приведе; ныхвтабл. 11.

Т а б л и иХ 11 Допустимее уровни шумов

Помещение

Допустимый уровень /шумов в об (гари 1000 гц)

Зрительные залы, репетиционные зЧ: лы, помещения для занятий и арутистов........../.

\ 35

Помещения фойе, буфета, курительных ........./. ,

\ 50

3.57.    Во всех помещениях, перечисленных в пп. 3.32—3.37 включительно, должньк быть предусмотрены следующие мероприятия, по звукоизоляции от внешних шумов и звуксиу1у-шению внутрашомещений:

а)    врешг реверберации внутри помещени? должно бкпъ не более 0,6 сек;

б)    звукоизолирующая способность ограж-дени^бпри частоте 1000 гц должна быть не ме-ае$А8 дб.

3.58.    Акустика зрительного зала, в целях проверки ее качества и соответствия требованиям проекта, должна подвергаться акустическому испытанию по специально разработанной программе.

Д. СТРОИТЕЛЬНЫЕ конструкции ЗДАНИЯ ТЕАТРОВ

3.59. Нормативные нагрузки и коэффициенты перегрузки для расчета конструкций следует принимать согласно табл. 12.

Таблица 12

Нормативные нагрузки и коэффициенты перегрузки для расчета конструкций

Наименование помещений и конструкций

Нормативная нагрузка

Коэффициент

перегрузки

Все помещения зрительского комплекса, репетиционные залы, помещения для занятий артистов, живописно-декорационная, столярная и слесарно-механичеокая мастерские, помещения для монтажа декораций, прачечной и красильной, склады, коридоры, балконы и террасы

400 К Г1мг

1,3

Сцена

500 »

1.3



Наименование помещений и конструкций


Арьерсцена, карманы и просцениум

Помещения управления освещением сцены и зрительного зала, аппаратные регулирования, оветопроекционные, помещения звучсофикации, радио, телевидения и связи и пожарного поста Насосная пожарного, хозяйственного водопровода, машинный зал для электроприводов сцены, помещение магнитных уоилителей (дроссельная), автотрансформаторная, вентиляционные камеры Рабочие галереи сцены


Стальные балки для установки -блоков декорационных подъемов

Колосниковый настил

Элементы колосникового настила на сосредоточенную нагрузку в середине пролета.

Переходные и осветительные мостики сцены


Консоли полок сейфа для хранения окатанных декораций Чердачные перекрытия и подвесные потолки

Прочие помещения театра


Продолжение табл. 12


Нормативная нагрузка


400    >

По действительной нагрузке,    но    не    менее

■300 кГ/м2

По действительной нагрузке,    но    не    менее

400 кГ/м2

По действительной нагрузке,    «о    не    менее

300 кГ/м2 По действительной нагрузке 100 кГ/м100 кГ


По действительной нагрузке от оборудования плюс 75 кГ/м300 кГ/мВес оборудования плюс 75 кГ/м200 кГ/м2


Коэффициент

перегрузки


1.3

1.3

1.3

1.3

1.3

1.3

1.3


1.3

1.3

1.4

1.4


Примечание. Горизонтальные нормативные нагрузки на перила (ограждения) лестниц, балконов, террас здания театра и рабочих галерей сцены следует принимать 100 кГ/м с коэффициентам перегрузки 1,2.


4. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1.    Продолжительность эвакуации людей из здания театра устанавливается:

а)    из    зрительного зала    —2    мин\

б)    со    сцены    —    1,5    мин\

в)    из    всего здания    —    6    мин.

Примечания: 1. Время эвакуации людей из

зданий театров, строящихся в сейсмических районах (VII баллов и более), и в детских специализированных театрах уменьшается на 20%.

2. Количество эвакуируемых людей со сцены принимается из расчета один человек на 2 м2 планшета сцены.

3 Расчетное количество людей в эвакуационных потоках, должно приниматься равным максимально возможному количеству людей, эвакуирующихся через данное помещение, но не более 1 чело-века на каждые 0,15 ж2.

4.2.    Ширина путей эвакуации и их протяженность, количество и ширина эвакуационных выходов (дверей) -и лестниц определяются расчетом исходя из:

а)    установленной 'продолжительности эвакуации, скорости движения людей по горизонтали в эвакуационных проходах и между рядами мест зрительного зала — 16, по лестницам — 10 и в эвакуационных проходах вне зала — 24 м/мин\

б)    пропускной способности 1 м ширины прохода, дверей или лестниц — 50 чел!мин при их ширине менее 1,5 м и 60 чел!мин—при ширине от 1,5 м и более.

Примечания: 1. Длина пути по лестнице, включая площадки, принимается равной утроенной высоте спуска или подъема.


2.    Длина пути эвакуации зрителей в зале измеряется от мест, наиболее удаленных до ближайших выходов из зала.

3.    Лифты и эскалаторы как средство эвакуации не учитываются.

4.3.    При наличии в зале сборного поперечного прохода выходы на его концах должны быть рассчитаны на сумгаарное количество мест, размещаемых от сцены до прохода, и lU количества мест, размещаемых от прохода до задней стены зала, при наличии в ней эвакуационных выходов. При двух сборных поперечных проходах расположенное между ними количество мест распределяется поровну. Выходы в задней стене зала рассчитываются на все количество мест от поперечного прохода до стены.

4.4.    Расстояние между лестницами и их количество определяются исходя из установленного времени эвакуации и числа эвакуируемых, но не менее двух лестниц в зрительском и двух лестниц в сценическом комплексах здания театра, в закрытых лестничных клетках с естественным освещением через окна в наружных стенах и самозакрывающимися дверями с уплотненными притворами.

Примечание. Все лестницы в закрытых лестничных клетках, используемые для эвакуации людей из здания театра, должны иметь выходы наружу. Не менее двух лестниц в зрительском комплексе и двух в сценическом комплексе должны иметь выходы на чердак и кровлю.


4.5.    В зрительском комплексе здания театра допускается не более двух открытых лестниц при условии устройства остальных лестниц (не менее двух) в закрытых лестничных клетках; открытые лестницы как эвакуационные учитываются от уровня пола вестибюля до уровня пола следующего этажа.

Примечания: 1. При устройстве открытых лестниц эвакуационные и служебные коридоры, служебные и подсобные помещения, примыкающие к вестибюлю, фойе, кулуарам и другим помещениям зрительского комплекса, должны отделяться от них несгораемыми перегородками с пределом огнестойкости 1 ч.

2. При устройстве в открытых лестницах изогнутых в шламе маршей, ^внутренний радиус кривизны марша следует принимать исходя из ширины ступеней: в узкой их части — не менее 0,24 м ив широкой — не более 0,4 м.

4.6.    Сценический комплекс здания театра должен иметь две пожарные наружные лестницы шириной не менее 0,7 м с углом наклона к горизонту не более 45°. Лестницы должны быть доведены до кровли сцены и иметь сообщение с верхней площадкой лестницы, обслуживающей рабочие галереи и колосники или непосредственно с колосниками.

4.7.    Противопожарная стена между зрительским и сценическим комплексами здания театра должна иметь предел огнестойкости 4 ч, а двери в ней — 1,5 ч.

4.8.    Строительный проем портала сцены в зданиях театров с вместимостью зрительного зала 800 человек и более должен быть защищен противопожарным занавесом. Проемы карманов и арьерсцены, выходящие на сцену, защите противопожарными занавесами не подлежат.

4.9.    В проемах складов декораций со стороны сцены и карманов должны предусматриваться противопожарные двери распашного или раздвижного типов с пределом огнестойкости 1 ч.

4.10.    Нижеследующие помещения здания театра должны иметь .предел огнестойкости ненесущих ограждающих перегородок не менее 1 ч и дверей не менее 0,75 ч:

склады объемных и станковых декораций, мебели, реквизита, бутафории, скатанных декораций (сейф) и костюмов;

мастерские: столярная, бутафорская, живописно-декорационная, ремонтно-поделочная, слесарно-механическая, пошивочная и обувная;

помещения для монтажа станковых и объемных декораций и камера пылеудаления;

вентиляционные камеры, трансформаторные подстанции и аккумуляторные.

Пр имечания: 1. Размещение перечисленных помещений под зрительным залом и планшетом сцены не допускается, за исключением сейфа скатанных декораций (под сценой).

2. При размещении перечисленных помещений в подвале здагсия, у наружных стен для целей пожаротушения рекомендуется предусматривать оконные проемы с приямками размером 0,9X1,2 м.

4.11.    Несущие конструкции покрытий над зрительным залом и сценой (фермы, балки и т. п.) должны выполняться .из несгораемых материалов.

Основание (настил) кровли должно выполняться из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 1 ч. Кровлю допускается выполнять из сгораемых материалов.

4.12.    Каркасы подвесных потолков над зрительными залами должны выполняться из несгораемых материалов.

Заполнение каркасов потолков в залах вместимостью более 800 человек должно выполняться несгораемым; в залах вместимостью до 800 человек допускается трудносгораемое заполнение каркаса потолка.

Примечание. Отверстия в подвесных потолках для установки громкоговорителей, светильников люминесцентного освещения и другого оборудования должны быть защищены сверху несгораемыми крышками с пределом огнестойкости 0,5 ч.

4.13.    При размещении над зрительными залами других помещений (концертный, репетиционный, живописно-декорационный залы и т. л.) несущие несгораемые конструкции перекрытия зала (фермы, балки и т. п.) должны быть защищены сверху и снизу несгораемыми перекрытием и подвесным потолком с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

Примечание. В случае выполнения подвесного потолка из несгораемых материалов с пределом огнестойкости менее 1 ч несущие конструкции перекрытия зрительного зала должны иметь предел огнестойкости не менее 1 ч.

4.14.    При устройстве в пределах габарита перекрытия зрительного зала помещений для освещения сцены последние должны иметь ограждающие перегородки с пределом огнестойкости 0,5 ч.

4.15.    Каркас надстроек над несгораемыми несущими конструкциями балконов, амфитеатра и партера зрительного зала, необходимых для образования надлежащего уклона или ступенчатого пола, должен выполняться из несгораемых материалов. Образуемые пустоты под надстройками должны разделяться диафрагмами на отсеки не более 100 м2. При высоте пустот более 1,2 м следует предусматривать входы для осмотра пустот.

Примечание. Для театров вместимостью до


— 13 —

II-JI.20-69

1000 человек включительно допускается устройство каркаса надстроек из древесины, подвергнутой глубокой пропитке антипиреиами.

4.16.    Несущие элементы (прогоны, балки, консоли, стойки) планшета сцены, рабочих галерей, мостиков и колосников должны выполняться из несгораемых материалов.

Настил по этим элементам допускается сгораемым из древесины, подвергнутой глубокой пропитке антипиренами.

4.17.    Отделка стен зрительных залов с вместимостью до 1500 человек включительно, а также стен и потолков на путях эвакуации зрителей допускается из трудносгораемых материалов по несгораемому основанию. При наличии за отделочным материалом недоступных для осмотра и пожаротушения пустот последние подлежат заполнению трудносгораемыми материалами или разделению трудносгораемыми диафрагмами на отсеки не более 15 м2. Отделка стен зрительных залов с вместимостью более 1500 человек допускается только из несгораемых материалов.

4.18.    Для статической и динамической проекций из светопроекцио|нных применение горючей пленки не допускается. Выход из этих помещений в помещения для зрителей или в другие служебные помещения допускается только через несгораемый тамбур-шлюз.

4.19.    Воздуховоды, фильтры и другие элементы систем вентиляции, а также разделки между .воздуховодами и сгораемыми или трудносгораемыми конструкциями должны предусматриваться из несгораемых материалов.

При пересечении противопожарных стен и других противопожарных преград воздуховодами, в местах их пересечения предусматриваются огнезадерживающие устройства.

5. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

5.1.    Здания театров должны оборудоваться системами центрального отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации, внутренних водостоков, противопожарного водоснабжения и оборудования, пылеудаления.

А. ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

5.2.    В зданиях театров во всех строительно-климатических зонах следует применять системы центрального водяного отопления. Для

отдельных групп помещений при соответствующем обосновании могут применяться системы воздушного отопления.

5.3.    Расчетные перепады температур в системах .водяного отопления допускается принимать в пределах от 95—75°С до 115—70°С.

5.4.    Системы водяного отопления для зрительного зала и сцены должны иметь раздельные ветви трубопроводов.

5.5 В районах с расчетной наружной температурой средней для наиболее холодной пятидневки —10°С и выше, в зрительных залах при условии, если температура воздуха не снижается более чем на 8° за время перерывов между спектаклями, водяное отопление не предусматривается.

5.6.    В районах с расчетной наружной температурой средней для наиболее холодной пятидневки —15°С ,и ниже, .во входах в вестибюли и в проемах складов для их загрузки декорациями следует предусматривать установки воздушных или воздушно-тепловых завес с забором воздуха из верхних зон вестибюлей и складов.

5.7.    Теплоснабжение зданий театров следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или квартальных котельных. В отдельных случаях, при технико-экономических обоснованиях, допускается устройство местных котельных.

5.8.    В зрительных залах театров состояние воздушной среды в зонах размещения зрителей должно быть обеспечено отдельной системой вентиляции или кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями табл. 13 со степенью обеспеченности по параметрам «Б».

Таблица 13

Расчетные параметры состояния воздушной среды в зонах размещения зрителей

Расчетный период года

Темпера

тура

воздуха

в °С

Подвижность воздуха в м/сек

Относи

тельная

влажность

воздуха

в %

Холодный .... Теплый .....

19-21

23—25

0,10—0,15

0,20—0,25

40—50

45—60

5.9.    Системы приточно-вытяжной вентиляции должны быть предусмотрены раздельными для помещений зрительского и сценического комплексов здания.

5.10.    Вытяжные системы с механическим побуждением следует предусматривать раздельными для помещений: курительных, санитарных узлов, аккумуляторных, подсобных


при буфетах и светопроекционных при оборудовании их дуговыми проекторами.

Вентиляцию курительных и санитарных узлов допускается объединять в одну систему.

5.11. Количество тепловыделений, ялаго-выделений и выделений СО* в зале от зрителей (в зависимости от температуры воздуха в зоне размещения зрителей) следует принимать согласно табл. 14.

Таблица 14

Количество тепловыделений, влаговыделеиий и выделений СОэ в зале от зрителей (от одного _человека)_

Тепловыделение

Температура

в ккал/ч

воздуха в зоне

Выделение

размещения

С02 в л/е

зрителей в °С

в г[ч

полное

явное

скрытое

19—21

90

60

30

50

20

23—25

96

52

44

75

20

5.12.    Для систем вентиляции или кондиционирования .воздуха зрительного зала и других помещений следует применять рециркуляцию воздуха. При рециркуляции количество подаваемого наружного воздуха не должно быть менее 20 м3/ч на 1 человека.

5.13.    Для помещения аппаратной регулирования освещения сцены и зала (дроссельная) и других технических помещений с тепловыделениями более 20 ккал/ч-м3 допускается подача наружного воздуха без подогрева; при температуре наружного воздуха ниже +10°С подогрев воздуха осуществляется за счет рециркуляции.

5.14.    Наружный и рециркуляционный воздух, подаваемый в помещения зданий театра, следует очищать от пыли.

5.15.    Все приточные отверстия в зрительном зале должны быть оборудованы регулирующими устройствами, позволяющими изменять направление движения воздуха.

и нормы воздухообмена

Помещения

Внутренняя расчетная температура для отопления в °С <

Норма воздухообмена в ч

приток

вытяжка

Зрительский комплекс

Зрительный зал (до спектакля без зрителей) .......

16

5.16.    В зрительном зале театра с колосниковой сценой количество удаляемого воздуха должно составлять 90% приточного (включая рециркуляцию) для обеспечения 10% подпора в зале; через сцену следует удалять 17% общего объема удаляемого из зала воздуха.

5.17.    В трюме сцены следует предусматривать отдельную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.

5.18.    В помещениях репетиционных залов, групповых помещениях для артистов, производственных мастерских, а также в помещениях аппаратных звукофикации, радиовещания, звукозаписи и телевидения и кабин дик

торов следует предусматривать непосредственную подачу приточного воздуха и его удаление от систем, обслуживающих эти помещения.

5.19.    В щелочных аккумуляторных вытяж

ные отверстия следует располагать под потолком, в кислотных аккумуляторных следует предусматривать вытяжку из двух зон:    из

нижней (на высоте — 0,2 м от уровня пола) и из верхней — под потолком.

5.20.    От клееварок, установленных в столярных, бутафорских и декорационных мастерских, должны быть предусмотрены местные отсосы.

5.21.    В помещениях построчной, для окраски и пропитки декораций должна предусматриваться приточная вентиляция с механическим побуждением и вытяжкой с применением местных отсосов.

5.22.    На всех ответвлениях воздуховодов следует предусматривать устройства первичной количественной регулировки воздуха для наладки систем.

5.23.    Системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодоснабжения должны быть обеспечены установками для виброизоляции и звукоглушения:

а)    вентиляторы, компрессоры и насосы с электродвигателями устанавливаются на виброизолирующих основаниях с отделением от сетей воздуховодов и трубопроводов мягкими вставками;

б)    системы кондиционирования воздуха и вентиляции снабжаются глушителями для снижения шума.

5.24.    В системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны быть предусмотрены: автоматическое регулирование, дистанционный и местный контроль и сигнализация.

5.25.    Расчетные температуры воздуха в помещениях здания театра и нормы воздухообмена следует .принимать согласно табл. 15.

Таблица 15

Расчетные температуры воздуха в помещениях


Продолжение табл. 15

Внут

ренняя

рас-

Норма воздухообмена в ч

Помещение

четная температура для отопления в °С

приток

вытяжка

То же, во время спектакля .......

19—21

По

расчету

Кассовый и входной вестибюли ......

12

2

__

Кассовые кабины . . .

18

20 мв

Распределительный вестибюль ......

16

на 1 работника

2

Гардеробная (за барьером) .......

16

_

2

Фойе и кулуары . . .

18

По

расчету

Буфет с подсобными помещениями .....

18

5

Курительная .....

16

10

Санитарные узлы: умывальные . . . . .

16

За счет убор-

уборные.......

16

ных 100 м3/ч на 1 унитаз и на напольный и обычный писсуар

Сценический комплекс

Сцена, карманы, арьерсцена .......

22

См. п. 5.16

Трюм........

20

5 (периоди-

Помещения дирижера, для занятий и настройки инструментов и библиотеки нот ....

18

ческого действия)

1,5

Помещение отдыха музыкантов .....

18

3

5

Помещения аппаратных звукофикации, звукозаписи, технологической связи, радиовещания, кабины дикторов и переводчиков . . .

16

100 м3

на 1 работа-

Помещения светопроекционных, оборудованных проекторами с дуговыми лампами . .

16

ющего 700 м9/ч на 1 работа-

Помещения светолроек-ционных, при проекторах с лампами накаливания или ксеноновыми лампами ....

16

ющий проектор плюс 30 м*/ч на 1 работающего

30 м2/ч на 1 работа-

Помещение регуляторов освещения сцены и за-

ющего

Продолжение табл 15

Внут

ренняя

Норма воздухообмена в ч

рас-

четная

Помещение

темпе

ратура

ДЛЯ

отопле-

приток

вытяжка

ння

в °С

ла (дроссельная) . . Помещения щелочной

12

По расчету

аккумуляторной и хранения электролита . .

15

——

3

Помещения кислотной

аккумуляторной й хранения электролита . .

15

8

10

Помещения кладовых ма-

шиниста сцены, сценической электроаппаратуры, дежурных складов и складов текущего сезона бутафории, мебели и реквизита, склада объемных и

станковых декораций и гардероба текущего се-

15

1

зона.......

Помещения отдыха рабо-

чих сцены, билетеров, гардеробщиков и убор-

18

щиц.......

3

5

Помещения для артистов (артистические уборные) .....

20

2

3

Помещения дежурных

16

1

костюмерных ....

Помещения дежурных

гримерно - парикмахер-

16

ских.......

3

5

Репетиционные залы . . Помещения для занятий

16

3

3

артистов .....

18

2

2

Помещения курительных Помещения буфета (с

16

30 м*/ч на 1 jw2 пола

подсобными помещениями) .......

18

_

3

Санитарные узлы:

а) уборные ....

16

50 м*/ч на 1 унитаз и Напольный и обычный

16

писсуар

б) умывальные . .

За счет уборных

25

в) душевые . . .

25 м9/ч на

1 кабину

Кабинет врача и ингаля-

20

ционная ......

2

2

Вестибюль с гардеробной Пожарный пост и насос-

16

2

ная.......

16

2

Подсобно-

производственные

помещения

Живописно - декораци-

18

онная мастерская . .

2

3


Продолжение табл. 15

Внут

ренняя

рас-

Норма воздухообмена в ч

Помещение

четная температура для отопления в °С

приток

вытяжка

Помещения художника, макетная, декоратора, кладовая красок и для трафаретных работ .

18

2

2

Бутафорская и столярная мастерские . . .

16

3

3

Пошивочная и обувная мастерские.....

18

3

3

Слесарно - механическая и ремонтно-поделочная мастерские .....

16

1,5

1,5

Склады костюмов, бутафории и мебели . .

16

_

1

Все прочие помещения для обслуживания сцены, обслуживающего сцену персонала, художественного персонала и руководства, а также административно - хозяйственные помещения .......

18

1,5

Б. ВОДОСНАБЖЕНИЕ,

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ВНУТРЕННИЕ ВОДОСТОКИ, ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ, ПЫЛЕУДАЛЕНИЕ

5.26.    Внутренняя водопроводная сеть проектируется раздельной: хозяйственно-питьевая и противопожарная. Объединение сетей допускается в случае, когда городской водопровод обеспечивает подачу расчетного расхода воды с‘ напором, необходимым для работы противопожарных устройств при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблвнии.

5.27.    При невозможности обеспечения городским водопроводом расчетного расхода воды на внутреннее пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковому участку сети предусматривается устройство наружного резервуара для хранения запаса воды, обеспечивающего работу спринклерных и дренчер-ных установок, а также противопожарных кранов в соответствии с п. 5.48 в течение трех часов.

5.28.    Питание внутренних водопроводных

сетей должно осуществляться двумя вводами, присоединяемыми к наружной кольцевой водопроводной сети. Между вводами на наружной сети должна предусматриваться разделительная задвижка.

5.29.    Каждый ввод рассчитывается на пропуск максимального расчетного расхода на противопожарные и хозяйственные нужды.

5.30.    Подачу горячей воды следует предусматривать в санитарные узлы, в помещения артистов, гримерно-парикмахерские, буфеты, душевые, в комнату врача, а также во все производственные мастерские.

5.31.    Сброс воды от промывных камер систем кондиционирования воздуха производится в сеть подземных водостоков. Сброс в наружные акватории или в канализацию должен быть согласован с органами местного санитарного надзора и коммунального хозяйства.

5.32.    Противопожарное водоснабжение и оборудование здания должно проектироваться в соответствии с «Указаниями по проектированию спринклерных и дренчерных установок» (СН 75—66) и требованиями настоящего раздела.

5.33.    Для внутреннего пожаротушения в зданиях театров предусматриваются внутренние пожарные краны, спринклерные и дрен-черные установки.

5.34.    В производственных помещениях и резервных складах, размещаемых в отдельном корпусе на участке здания театра, или при размещении подсобно-производственных помещений в здании театра следует предусматривать внутренние пожарные краны и спринклерные устройства в соответствии с требованиями пп. 5.35; 5.37 и 5.46 настоящего раздела.

При размещении производственных помещений и резервных складов в корпусе вне участка здания театра необходимость оборудования его помещений спринклерными устройствами определяется требованиями главы СНиП П-Г.2-62 «Внутренний водопровод производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий. Нормы проектирования».

5.35.    Пожарные краны на планшете колосниковой сцены устанавливаются D =65 мм со спрыском 19 мм и длиной пенькового непро-резиненного рукава 10 м.

Пожарные краны 0 = 50 мм со спрыском 16 мм и длиной пенькового непрорезинанного рукава 10 м устанавливаются на колосниках и


рабочих галереях; то же во всех остальных помещениях театра при длине рукава — 20 м.

5.36.    На планшете колосниковой сцены при его площади до 500 м2 устанавливаются 3 пожарных крана, при большей площади т 4 пожарных крана.

На каждой рабочей галерее и колосниках устанавливаются по 2 пожарных крана, по одному с правой и левой сторон сцены.

5.37.    Пожарные краны, обслуживающие помещения театра, следует располагать так, чтобы любая точка этих помещений орошалась двумя струями.

5.38.    Внутренняя сеть пожарных кранов должна быть кольцевой. Разделительные задвижки на ней должны устанавливаться из расчета отключения участков, обслуживающих не более двух стояков. У основания стояков, имеющих более 2 пожарных кранов, устанавливаются вентили или задвижки.

5.39.    Напор пожарных кранов, установленных на планшете сцены, должен обспечивать компактную струю высотой на 2 м, перекрывающую колосники сцены при производительности каждой струи не менее 5 л/сек.

5.40.    Дренчеры устанавливаются под колосниками сцены и арьерсцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфе скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены.

Примечание. Противопожарный занавес орошается со стороны сцены.

5.41.    Расстановка дренчерных головок и определение расхода воды дренчерами производится исходя из следующих условий:

а)    площадь пола на один дренчер розеточ-ного типа, принимается не более 9 м2 при средней интенсивности орошения не менее 0,10 л/сек на 1 м2 площади пола;

б)    расход воды на орошение проемов и портала сцены принимается 0,5 л/сек на 1 м ширины проема; на орошение строительного портала сцены — не менее 0,5 л/сек на 1 м ширины портала, при его высоте до 7,5 м и 0,7 л/сек на 1 м при высоте более 7,5 м;

в)    свободный напор у наиболее удаленного и высокорасположенного дренчера должен быть не менее 5 м водяного столба;

г)    одновременного действия всех дренчеров расчетной секции.

5.42.    Управление дренчерными установками должно осуществляться:

а) дистанционное (электрическое или гид

равлическое) — не менее чем из двух мест планшета сцены и из помещения пожарного поста;

б) ручное — для дренчеров, установленных в сейфе скатанных декораций из помещения пожарного поста.

5.43.    Для орошения площадей и еозданнл водяных завес принимаются дренчеры розе-точного типа, для орошения вертикальных плоскостей — дренчеры лопаточного типа.

5.44.    Дренчеры колосников сцены и арьерсцены, нижнего яруса рабочих галерей и соединяющих их переходных мостиков объединяются в одну или несколько секций.

Дренчеры над дверными проемами сцены и проемом арьерсцены объединяются в 2 секции — правую и левую; дренчеры проема арьерсцены присоединяются к одной из этих секций.

Дренчеры портала сцены выделяются в отдельную секцию.

5.45.    Спринклерными установками оборудуются: покрытие сцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних; трюм (кроме вращающегося круга и кольца сцены), карманы сцены, арьерсцена; склады бутафории, мебели и реквизита, объемных и скатанных декораций; гардероб текущего сезона; живописно-декорационные, бутафорские, столярные, пошивочные и обувные мастерские и камера пылеудаления.

5.46.    Расстановка спринклерных головок и определение расхода воды спринклерами производится исходя из следующих условий:

а)    площадь пола, орошаемая одним спринклером, принимается не более 9 м2\

б)    Свободный напор у наиболее удаленного и высокорасположенного спринклера должен быть не менее 5 м водяного столба.

5.47.    Спринклеры, устанавливаемые на сцене, арьерсцене, боковых карманах и трюме сцены, должны иметь отдельное управление.

5.48.    Суммарный расчетный расход воды принимается большим из двух случаев работы средств внутреннего пожаротушения:

а)    работы спринклеров сцены е расходом, равным 30 л/сек, при площади сцены до 500 м2 и 50 л/сек при площади сцены 500 м2 и более, одновременного действия двух пожарных кранов на планшете сцены с общим расходом 10 л/сек и двух кранов на верхних рабочих галереях с общим расходом 5 л/сек, а также работы секции дренчеров портала сцены;

б)    работы всех дренчеров под колосника-


ми сцены, нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их рабочими мостиками, одновременного действия двух пожарных кранов на планшете сцены с общим расходом 10 л/сек и двух кранов на верхних рабочих галереях с расходом 5 л/сек, а также работы секции дренчеров портала сцены.

5.49.    В зданиях театров противопожарные насосы должны иметь 100% резерва.

5.50.    Запуск насосов производится автоматически при начале работы любой установки или пожарного крана противопожарной сети; дистанционный останов — от кнопок, установленных в помещениях пожарного поста и насосной.

5.51.    Для присоединения рукавов передвижных пожарных насосов от напорной линии между насосами и распределительной гребенкой должны быть выведены наружу два патрубка D = 70 мм с обратными клапанами и стандартными быстросмыкающимися полугай-ка-ми D = 65 мм.

5.52.    Оборудование здания театра местными или централизованными системами пылеудаления определяется заданием на проектирование.

6. ВСТРОЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СЦЕНЫ

6.1.    Скорость движения декорационных подъемов, антрактного раздвижного занавеса, панорамы и передвижных площадок (фурок), а также окружная скорость вращения круга и кольца -сцены должны, как правило, плавно регулироваться в пределах:

для подъемов и антрактного раздвижного занавеса — от 1,5 до 0,1 м/сек;

для панорамы и выездной площадки — от 0,75 до 0,05 м/сек;

для круга и кольца сцены — от 1 до 0,125 м/сек.

Для сцен драматических и музыкальнодраматических театров допускается многоступенчатое (как правило, не -менее восьми ступеней) регулирование скорости движения в тех же пределах.

Скорость движения софитных и индивидуальных подъемов, а также холста горизонта следует принимать: не более 0,25 м/сек для софитных подъемов и не более 0,5 м/сек для индивидуальных подъемов и для холста горизонта.

6.2.    Грузоподъемность (брутто) декораци

онных, софитных и индивидуальных подъемов следует принимать:

а)    декорационные подъемы: для 1-го и 2-го типов сцен — 400 кг и для 3-го и 4-го типов — 500 кг;

б)    индивидуальные подъемы — для всех типов сцен 500 кг;

в)    софитные подъемы — по фактическому весу софитных ферм с оборудованием.

6.3.    Нормативные вертикальные нагрузки для вращающегося круга и кольца -сцены (врезных или барабанных) с коэффициентом перегрузки 1,3 следует принимать:

а)    для планшета (настил) — 500 кГ/м2;

б)    для балок и стоек — 300 кГ/м2;

в)    для настила и балок трюма барабанного круга и кольца — 100 кГ/м2.

Нормативную горизонтальную нагрузку на планшет круга и кольца следует принимать 0,06X500= 30 кГ/м2 (где 0,06 — коэффициент трения) с коэффициентом перегрузки 1,4.

6.4.    Нормативную нагрузку на клапан и затвор люка-провала следует принимать 500 кГ/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3.

6.5.    Нормативную нагрузку на планшет выездной площадки (фурки) следует принимать 200 кГ/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3.

6.6.    Противопожарный занавес проема портала сцены следует принимать подъемноопускного или раздвижного типа.

6.7.    Теплоизоляция противопожарного занавеса предусматривается со стороны сцены и не должна допускать повышение температуры каркаса занавеса выше 200°С через один час с момента возникновения пожара. Расчетная температура пожара 1000°С.

6.8.    Каркас занавеса должен бьпь рассчитан на нормативное горизонтальное давление 40 кГ/м2 с коэффициентом перегрузки 1,2. Прогиб металлических элементов каркаса не должен превышать '/250 расчетного пролета.

6.9.    Полотно противопожарного занавеса должно перекрывать защищаемое им отверстие портала с боков — не менее чем на 0,5 м и сверху—не менее чем на 0,25 м. Занавес должен плотно примыкать к противопожарной стене портала сцены (с устройством лабиринтных уплотнений, песочных затворов и т. л.).

6.10.    Движение противопожарного занавеса при закрывании проема портала должно происходить от действия силы тяжести. Средняя скорость движения занавеса должна быть не менее 0,2 м/сек.

6.11.    Дистанционное электроуправление движением занавеса предусматривается из трех мест: из помещения пожарного поста, с


планшета сцены и из помещения лебедки занавеса.

Примечанаие. Занавес должен иметь звуковую сигнализацию, оповещающую о подъеме и спуске занавеса.

6.12.    Нормативное горизонтальное давление на противопожарные двери складов декораций и шторы в проемах следует принимать 40 кГ/м2 с коэффициентом перегрузки 1,2.

Полотно двери раздвижного типа должно перекрывать дверной проем с боков и сверху не менее чем на 0,2 м.

6.13.    В перекрытии над сценой колосникового типа должны устраиваться дымовые люки. Площадь живого сечения люков определяется из расчета не менее 2,5% площади пола основной сцены на каждые 10 м высоты сцены. Допускается устройство дымовых люков не менее чем в двух противоположных стенах сцены выше колосникового настила.

Примечания: 1. Открывание клапанов люков должно происходить под действием собственного веса при освобождении их от удерживающих приспособлений; при этом должны учитываться силы смерзания кромок по периметру клапана, принимаемые 30 кг/м.

2. Лебедка, обслуживающая клапаны, должна иметь дистанционное управление их открыванием с планшета сцены и из помещения пожарного поста.

7. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

7.1. Для освещения помещений зрительского комплекса следует применять люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Для постановочного освещения сцены сле

дует применять лампы накаливания и газоразрядные лампы.

7.2.    Освещение зрительного зала и помещения оркестра, а также постановочное освещение сцены должны иметь плавное регулирование. Для регулирования яркости источников света постановочного освещения должны применяться, как правило, программные электрические регуляторы.

7.3.    Молниезащита здания театра должна быть выполнена в соответствии с требованиями «Временных указаний по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений» (СН 305—69).

7.4.    Здания театров должны быть оборудованы технологической звукофикацией, диспетчерской связью, режиссерской сигнализацией, телефонами, радио, автоматической пожарной сигнализацией и электрочасофикацией.

Примечание. По специальным требованиям здания театров допускается оборудовать средствами внестудийных передач радиовещания и телевидения, перевода речей и звукоусиления для лиц со слабым слухом.

7.5.    Технологической звукофикацией должны быть обеспечены: звукоусиление и звуко-оформление спектаклей, звукозапись и звуковоспроизведение в зрительном и в репетиционных залах, а также звуковоспроизведение в фойе. Качество оборудования звукофикации должно отвечать требованиям не ниже 1-го класса.

7.6.    В зданиях театров должны быть предусмотрены: трансляция спектаклей и оповещение по служебным помещениям, а также громкоговорящая оперативная связь.


Глава СНиП П-Л.20-69 «Театры. Нормы проектирования» разработана ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с проектным институтом Гипротеатр Министерства культуры СССР.

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу «Временные нормы строительного проектирования театров», утвержденные приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 24 апреля 1941 г. № 209.

Редакторы — инженеры А. П. САЛТАНОВ (Госстрой СССР), Ф. И. ЗАХАРОВ (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), Б. В. ЩЕПЕТОВ и В. М. ДУБИНИН (ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений) и Н. В. ТАРАСОВ (Гипротеатр Министерства культуры СССР).

3-2—4


План II кв. 1969 г, Ns 2


ПРИЛОЖЕНИЕ


СОСТАВ И СРЕДНИЕ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ КОЛОСНИКОВЫЕ СЦЕНЫ, В м2

Драматические

театры

Музыкально-драматические театры

Оперно-балетные театры

Помещения

Тип сцены

>

2

3

2

3

3

4

ПОМЕЩЕНИЯ ОРКЕСТРА

помещение оркестра (на площади зрительного зала)

(25)

(25)

(25)

(35)

(50)

(75)

(90)

комната дирижера.............

10

10

10

15

комната отдыха музыкантов.........

помещение для занятий ‘музыкантов и настройки ин-

15

20

35

35

струментов...............

20

25

30

30


Итого .    .    .

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ СЦЕНЫ

Звукофикадии и связи:

аппаратная звукофикадии..........

кабина звукооператора ...........

кабина диктора ..............

кабина переводчика

(в национальных театрах) ..........

аппаратная звукозаписи ...........

студия звукозаписи.............

аппаратная технологической связи.......

АТС и элект-рочасовая станция........

аппаратная перевода (при переводе на 3 языка) .

Радиовещательного и телевизионного трансляционного пункта:

апп ар а гн а я звукор еж и ссер а.........

кабина диктора ..............

телевизионного полустационара ........

Электротехнического комплекса:

светопроекционная (за задней стеной зала) .    .    .

помещение для фронтального выносного освещения

сцены..................

светощроекцион'ная (за стеной арьерсцены) .    .    .

аппаратная управления освещением сцены и зала с

электрическим регулятором.........

то же, при механическом регуляторе......

помещение для регуляторов напряжения (дроссельная) освещения сцены и зала........

щитовая..................

машинный зал для электроприводов сцены .    .    .

.помещение для электропривода противопожарного

занавеса (на площади трюма).......

помещения распределительных устройств и комплектной трансформаторной...........

аккумуляторная, хранение электролита и шлюз .    .

Прочие помещения и склады:

будка суфлера (на площади трюма)......

пожарный пост..............

насосная пожарного и хозяйственного водоснабже-.

ния...................

хозяйственная кладовая...........

кладовая сценической электроаппаратуры ....

кладовая машиниста сцены..........

сейф скатанных декораций..........

45

55

75

80

16

20

20

20

20

20

20

6

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

5

(5)

(5)

(5)

(5)

(5)

(5)

(5)

12

12

12

12

12

12

12

26

30

30

30

40

40

40

15

15

15

20

25

25

25

15

15

15

15

15

15

15

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

15

15

15

15

15

15

15

8

8

8*

8

8

8

8

12

12

12

12

12

12

12

18

18

27

18

27

27

27

18

18

18

18

18

18

18

20

25

30

25

30

30

30

15

15

40

15

40

40

50

(25)

(25)

(25)

(25)

(25)

(25)

(25)

40

100

140

100

140

140

140

30

40

50

40

50

50

60

50

70

150

70

150

150

150

(20)

(20)

(20)

(20)

(20)

(20)

(20)

80

80

120

80

120

120

120

15

20

25

25

25

25

25

(3)

(3)

(3)

(3)

(3)

(3)

(3)

20

20

20

20

20

25

30

75

75

75

75

75

75

75

15

20

25

20

25

25

30

15

20

25

20

25

25

25

20

25

30

30

30

30

35

40

45

55

45

55

55

60


Строительные нормы и правила

СНиП П-Л.20-69

Театры.

Нормы проектирования

Взамен «Временных норм строительного проектирования театров»

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь сооружаемых зданий драматических, музыкально-драматических и оперно-балетных театров со зрительными залами вместимостью от 800 до 1500 человек.

Примечания: 1. Для зданий театров иного назначения или с залами вместимостью менее 800 или более 1500 человек, а также подлежащих реконструкции, настоящие нормы применяются с учетам дополнительных требований, указываемых в заданиях на проектирование, утверждаемых в установленном порядке.

2. При проектировании зданий театров следует учитывать также требования соответствующих глав СНиП и нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.2.    Здания театров проектируются не 'ниже II класса и II степени огнестойкости.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИИ ТЕАТРОВ

2.1.    Здания театров, как правило, должны размещаться в центральной части города и способствовать формированию ансамбля городского центра.

2.2.    Выбор земельного участка надлежит производить с учетом удобных подъездов и подходов к .нему, устройства открытых стоянок для общественного и индивидуального транспорта, устройства у зданий театров ■скверов и других зеленых насаждений.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИИ ТЕАТРОВ

3.1. Помещения зданий театров подразделяются на:

зрительский комплекс помещений; сценический комплекс помещений; производственные помещения и резервные склады.

А. ЗРИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ПОМЕЩЕНИЙ

3.2. Состав и площади помещений зрительского комплекса следует принимать согласно табл. 1.

Таблица 1

Состав и площади помещений зрительского комплекса

11омещения

Площадь помещения в м.г на одно место в зрительном зале

Зрительный зал (включая балконы, ярусы, ложи)..............

Кассовый вестибюль..........

0,65

0,05

Входной вестибюль..........

0,1

Распределительный вестибюль.....

0,25

Гардеробная ..............

0,1

Фойе и кулуары............

0,6

Буфет ................

0,15

Доготовочная, моечная, тарная и кладовая при буфете .............

0,05

Курительные.............

0,1

Санитарные узлы...........

0,1

Примечания:    1.    Допускается объединение

кассового и входного, а также входного и распределительного вестибюлей.

2.    Количество кассовых окон в кассовом вестибюле следует принимать из расчета одно окно на 500 зрительских мест.

3.    Устройство входа в санитарные узлы через курительные помещения не допускается-

ВНЕСЕНЫ

| УТВЕРЖДЕНЫ

Государственным комитетом

Государственным комитетом

Срок введения 1 октября 1969 г.

по гражданскому строительству

Совета Министров СССР

и архитектуре

по делам строительства

при Госстрое СССР

12 марта 1969 г.



3.3 Высоту помещений от пола до пола вышележащего этажа следует принимать не менее: вестибюль, кулуары, буфеты, курительные и санитарные узлы — 3,3 м; фойе —4,2 м.

3.4. Расчетные параметры зрительного зала театров с колосниковой сценой следует принимать согласно табл. 2 (рис. 1).

Таблица 2

Расчетные параметры зрительного зала

Наименование

Расчетные параметры

Примечание

Длина зрительного зала

Измеряется от красной

театра не более:

линии сцены1

а) в драматических и ’музыкально-драма-

, 27 м

тических

б) в оперно-балетных

30 »

Горизонтальный ограничи-

Образуется лучами,

тельный угол разме-

проведенными из

щения зрительских мест

точки, лежащей на

в плане, не более

30°

оси сцены через боковые грани строительного портала, определяемого по табл. 6

Вертикальный ограничи-

Образуется лучом зре-

тельный угол разме-

ния, проведенным от

щения зрительских мест

глаза зрителя на се-

(в разрезе), не более:

редину красной ли-

а) для мест по оси

нни сцены1

зала

26°

б) для ближайших

к сцене боковых мест

о

о

Превышение луча зрения

Лучи зрения направ-

зрителя над глазом впе-

ляются по кратчай-

реди сидящего, не ме-

шему расстоянию на

нее

0,06 м

красную линию сцены1

Расстояние от барьера

Высота глаза зрителя

помещения оркестра до

над уровнем пола

кресел первого ряда

1 м

принимается 1,15 м

мест, не менее Превышение уровня пола сцены на красной линии над уровнем пола первого ряда мест, не

более

1 м

f Красной линией сцены называется линия лере-сечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены.

3.5. Размеры кресел в зрительном зале следует принимать:

ширину кресел (между осями подлокотников)    — 0.5 Щ

глубину    »    —0,42 м;

высоту    »    —0,45 м.

Примечания: 1. Сиденья и спинки кресел следует выполнять мягкими или полумягкими в зависимости от значимости театра и акустических требований к зрительному залу.

2. Кресла должны быть прикреплены к полу; незакрепленные кресла допускаются в ложах с горизонтальным полом.

а)

Рис. 1. Расчетные параметры зрительного зала театров с колосниковой сценой а—разрез зрительного зала; б—план зала и сцены

3.6. Количество непрерывно установленных мест в ряду и расстояния между спинками сидений следует принимать согласно табл. 3.


Таблица 3 Количество непрерывно установленных мест в ряду и расстояния между спинками сидений

• *5

.. Я Я

Количество непрерывно ус-

о *• *

S3 ± О)

таковленных

мест в ряду

Расстановка мест

К g (=С

(не более)

2 >>w

5gs

при односто-

при двусто-

роннем выхо-

роннем выхо-

a. s я я

де из ряда

де из ряда

Короткими рядами . .

0,9

12

24

Длинными рядами . .

1

26

50

Примечания:    1. При применении кресел с

откидными сидениями расстояние между спинками сидений допускается уменьшать на 0,05 м.

2. При расстановке мест длинными рядами продольные проходы должны располагаться у боковых стен зала, при этом количество выходов из зала определяется из расчета не более 100 зрителей на один выход.

3.7.    Ширина проходов в зрительном зале принимается не менее 1 м и не более 2,4 м. Уклон пола в проходах допускается не более 1:7.

Примечание. При устройстве проходов со ступенями высота подступенков должна быть не более 0,2 м.

3.8.    Ширина проемов дверей в зрительном зале определяется требованиями к эвакуации зрителей и должна быть не менее 1,2 м и не более 2,4 м. Проем двери для входа в ложи допускается шириной 0,8 м.

3.9.    В каждой ложе следует размещать не более 12 мест, при этом не более двух рядов мест — на горизонтальном полу и не более трех рядов — при ступенчатом устройстве пола.

3.10.    Высота от уровня иола мест зрительного зала до конструкций вышерасполо-женных балконов, ярусов и потолка зрительного зала должна быть не менее 2,5 м. Высота барьеров балконов или ярусов должна быть не менее 0,8 м. Отношение свеса балкона или яруса к высоте от пола нижерасположенных мест под барьером балкона или яруса должно быть не менее 2:1.

3.11.    Площадь пола помещения оркестра для театров различного назначения следует принимать согласно приложению.

Среднюю площадь на одного музыканта следует -принимать 1,2 м1.

3.12.    Размеры помещения оркестра в театрах -с колосниковой сценой принимать согласно табл. 4.

Таблица 4

Размеры помещения оркестра в театрах с колосниковой сценой

Наименование

Размер в м

Ширина помещения по оси зала, не менее: а) в драматических и музыкальнодраматических театрах ......

3

б) в оперно-балетных театрах . . .

4

Высота помещения от пола до уровня пола просцениума (авансцены).....

2,1-2,4

Примечания: 1. Нависание просцениума над помещением оркестра должно быть не более:

а)    в драматических и музыкально-драматических театрах—Уа ширины помещения оркестра;

б)    в оперно-балетных—J/4 ширины помещения оркестра.

2.    Помещение оркестра должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

3.    Помещения оркестра театров со сценой иного типа принимаются в соответствии с заданием на проектирование.

3.13.    Ширину просцениума (авансцены) от красной линии сцены до границы проема помещения оркестра следует принимать не менее 1,75 м.

Примечания: 1. Как правило, следует предусматривать возможность увеличения ширины просцениума путем перекрытия проема помещения оркестра (съемные щиты или подъемный пол).

2. Установка декораций на просцениуме не допускается.

3.14.    Наружные входы в вестибюль при расчетной зимней температуре (для отопления) —15°С должны иметь тамбуры с двумя дверями. При температуре ниже —15°С следует предусматривать входной вестибюль е тамбуром и тепловой завесой. Входной вестибюль должен отделяться от распределительного вестибюля дверями.

3.15.    Длину барьера гардеробной следует принимать из расчета 1 м барьера на каждые 30 человек. Глубину гардеробной (от барьера до противоположной стены) следует принимать не более 4 м, ширину помещения перед барьером — не менее 3 м.

Пр имечание. Проходы для зрителей к выходам, лестницам и другим помещениям зрительского комплекса должны располагаться вне трехметровой ширины помещения перед барьером.

3.16.    Ширину кулуаров (коридоры для зрителей) следует принимать не менее 2,4 м. Уклон пола кулуаров более 1:12 не допускается.

3.17.    Санитарные узлы для зрителей проектируются из расчета обслуживания 50%


зрителей—мужчин и 50% зрителей — женщин. Количество приборов в санитарных узлах принимается из расчета: один умывальник на 100 человек, в мужских уборных—один унитаз на 100 мужчин и один писсуар «а 40 мужчин и в женских — один унитаз на 50 женщин.

Б. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОМЕЩЕНИИ В ТЕАТРАХ С КОЛОСНИКОВОЙ СЦЕНОЙ

3.18.    Настоящие требования к сценическому комплексу помещений распространяются на проектирование сцен колосникового типа.

Примечание. Сцены иного типа (сцены-эстрады, сцены-арены и т. п.) проектируются на основании заданий на проектирование.

3.19.    Типы колосниковых сцен, в зависимости от назначения и вместимости театра, следует принимать согласно табл. 5.

Таблица 5

Типы колосниковых сцен

Вместимость

Назначение театров

зрительного зала — чел.

Тип сцены

Драматический

800

1

1000

2

1200

3

Музыкально-драматический

1000

1200

2

3

Оперно-балетный

1200

3

1500

4

П р и N5 е ч а н и е- Иное назначение типов сцен в пределах норм, указанных в табл. 5, при надлежащем обосновании, допускается в соответствии с заданием на проектирование, утвержденным в установленном порядке

3.20. В комплекс помещений колосниковой

сцены входят: просцениум, сцена, арьерсцена, боковые карманы сцены, трюм и верхняя часть сцены (колосники с оборудованием).

3.21.    Размеры помещений и основных элементов колосниковой сцены следует принимать согласно табл. 6.

Состав и средние площади помещений, обслуживающих колосниковую сцену, следует принимать согласно приложению.

Высоту этажей помещений сценического комплекса (не указанных в Texcte настоящих норм) следует принимать не более 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа.

Примечание. Иной состав и средние площади помещений, обслуживающих колосниковую сцену, при надлежащем обосновании, допускаются в соответствии с заданием на проектирование, утверждаемым в установленном порядке.

3.22.    Планшет сцены, арьерсцены и полы боковых кррмаяов сцены должны быть в одном уровне и, как правило, горизонтальными.

3.23.    К сцене и ее боковым карманам должны примыкать дежурные склады объемных и станковых декораций с высотой, равной высоте карманов. В проемах карманов следует предусматривать звукопоглощающие занавесы.

Проемы, соединяющие сцену и боковые карманы с помещениями складов объемных и станковых декораций, должны иметь ширину не менее 2 м и высоту, равную высоте проемов карманов со стороны сцены.

Для загрузки и выгрузки декораций из помещений складов декораций, как правило, следует предусматривать проемы шириной не менее 2,5 м и высотой не менее 4,5 м каждый.

3.24.    В районах с расчетной зимней температурой (для отопления) ниже —15°С наружные проемы из складов декораций должны быть оборудованы тепловыми завесами.

Таблица 6

Размеры помещений и основных элементов колосниковой сцены в м

2

2

4>

2

Портам

игровой

сцены

строитель

ный

Сцена

Арьерсцена

Карманы сцены

Количество ярусов рабочих галере/!

Диаметр вращающегося круга сцены

ширина

высота

ширина

высота

енпйигп

глубина

высота

площадь в м*

; ширина

| глубина |

высота

!

в

л

5

я

о

§

проем

ширина

глубина

высота

со

Л

Ft

TJ

2

О

5

2 <и о £■>> *- X _ <и t- ^ О « о

” ■в

ширина

<0

И

О

О

ЕС

1

8

5.5

10

6,5

21

15

20

300

15

в

и

80

13

7,5

7,5

12

7,5

170

7

4

12

О

10

6,5

12

7,5

24

18

22

415

18

6

12

100

15

9,0

9

15

8,5

260

8

4

14

3

12

7,5

14

8.5

27

21

24

550

21

9

13,5

180

18

10,5

12

18

9,5

420

8,5

4

17

4

14

8,5

16

9,5

30

21

26

610

24

9

15

200

19

12

12

21

10,5

490

9,5

5



Примечания: 1. Размеры игрового портала сцены являются исходными данными для определения размеров встроенного оборудования сцены.

2.    Размеры сцены, арьерсцены и боковых карманов в плане даны в осях с привязкой граней стрн к оси не более чем на 0,2 м, а площади— в свету. Размеры порталов и проемов даны в свету.

3.    Высота сцен указана от планшета (пола сцены) до верха колосникового настила, высота карманов сцены и арьерсцены указана от пола до пола вышележащего этажа

4.    Высота арьерсцены включает высоту надколосниковой части арьерсцены, принимаемую не менее 1,6 ж в свету.

5.    Ширину строительного портала допускается увеличивать не более чем на 2 ж при соблюдении требования п. 3.4 о построении ограничительного угла размещения зрительских мест в плане в соответствии с размерами портала согласно табл. 6.


3.25.    Сцена и трюм сцены должны иметь не менее двух выходов в эвакуационные проходы. Ширина проема выхода должна быть не менее 1,3 м, высота — не менее 2,3 м. Предел огнестойкости дверей должен быть не менее 0,75 ч.

3.26.    По боковым и задней стенам сцены следует предусматривать рабочие галереи с количеством ярусов согласно табл. 6. Нижнюю галерею следует располагать на 0,5 м выше верха проема арьерсцены. Ширину рабочих галерей в свету, при установке электроприводов подъемов для декораций сна боковых рабочих галереях сцены и арьерсцены, следует принимать 2,8 м, при установке ручных приводов— не менее 2 м. Ширину рабочих галерей по задней стене сцены следует принимать 0,9 м. Между боковыми рабочими галереями сцены следует предусматривать переходные мостики шириной «е 'менее 0,6 м.

3.27.    Верхняя часть сцены должна иметь колосниковый настил, располагаемый перпендикулярно порталу сцены, с зазорами между колосниками 0,05 м и балки для блоков подъема декораций, |устанавливае1мые перпендикулярно порталу на высоте не менее 1,9 м от верха настила колосников.

3.28.    Под планшетом сцены должен предусматриваться трюм высотой не менее 2,4 м от пола до пола. В трюме допускается размещать помещения сейфа скатанных декораций, лебедки противопожарного занавеса, щитовой сцены, аппаратной и автотрансформаторной механического регулятора освещения сцены и зала, суфлера, а также проходы, соединяющие зрительский и сценический комплексы здания театра, располагаемые у боковых стен трюма; выходы из проходов в зрительский комплекс должны иметь несгораемые противопожарные тамбуры с самозакрывающимися противопожарными дверями.

Все перечисленные помещения должны иметь несгораемые ограждения с пределом огнестойкости 1 ч и двери —0,75 ч.

3.29.    Просцениум должен иметь удобное сообщение со сценой три закрытом занавесе.

2* Зак. 377

Для этого с .правой и левой сторон портала в противопожарной портальной стене предусматриваются тамбуры-шлюзы с проемами дверей шириной не менее 1,3 м и высотой 2,3 м.

3.30.    Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцены должны быть предусмотрены две лестничные клетки (колосниковые) от уровня пола трюма до уровня колосникового настила или кровли. Проемы, соединяющие лестницы с рабочими галереями и колосниками, должны быть защищены самозакры-вающи'ми'ся дверями е пределом огнестойкости 0,75 ч.

Пр имечания: 1. При устройстве выходов из лестниц в трюм или на планшет сцены, последние должны быть защищены противопожарными тамбурами-шлюзами.

2. 6 театрах с колосниковыми сценами 1-го типа допускается устройство лестничных клеток от уровня пола нижней рабочей галереи сцены. Указанные лест-ничные клетки должны соединяться несгораемыми проходами-шлюзами с лестницами или эвакуационными проходами сценической части.

3.31.    Для установки прожекторов выносного освещения сцены должны быть предусмотрены:

а)    помещение, размещенное над потолком зрительного зала, для установки прожекторов верхнего освещения с наклоном оптических осей, направленных на переднюю границу просцениума, под углом к горизонту 60—50°;

б)    помещения (ложи) для бошвого освещения всей площади просцениума и передней части сцены (из каждой ложи), которые следует размещать у боковых стен зрительного зала не ближе 5 м от красной линии сцены. Ложи должны иметь проемы шириной не менее 1,4 м, обращенные в сторону сцены; плоскости указанных проемов должны быть, как правило, перпендикулярны стороне ограничительного горизонтального угла размещения зрительских мест в плане (см. п. 3.4);

Примечание. При ином расположении проемов лож их ширина должна быть соответственно увеличена.

в)    помещение для фронтального освещения сцены, размещенное за задней стеной зала


или у этой стены со стороны зала. Ось указанного помещения должна проходить в пределах ширины портала. При невозможности размещения оси помещения в указанных пределах следует устраивать два помещения, симметрично расположенные относительно оси зала. Уровень пола помещения следует, как правило, располагать не ниже верха портала.

3.32.    Помещение светопроекционной для статической и динамической проекций со стороны зала на сцену следует размещать за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала. Ось помещения, как правило, не должна быть смещена более чем на 4 м от оси зала. Размещение помещения должно обеспечивать установку проекторов с наклоном их оптических осей, направленных на геометрический центр строительного портала под утлом 10° к горизонту.

3.33.    Помещение светопроекционной для проекции декораций на просвет (рирлроекци-онная) следует располагать по оси сцены, за задней стеной арьерсцены. Пол помещения, как правило, должен быть на высоте от пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.

Примечание. Отаерстия из помещения рирпрс-екциоиной на сцену должны быть защищены шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч.

— 8 —

11-Л.20-69


Количество и площади помещений для артистов

Назначение и вместимость театра

Тип сцены

Среднее расчетное количество артистов в труппе

Общая площадь помещения в м2

Количество помещений

1

общее I

в

том числе

на

3

2 чел.

2

а*

6 чел.

Драматический:

800 мест

1

30

по

12

4

4

4

_.

1000 »

2

40

100

17

5

6

6

_

1200 »

3

50

200

19

4

7

8

_

Музыкально - дра-

(Магический:

1000 мест

2

80

310

22

0

4

4

8

1200 »

3

110

420

29

6

6

5

12

Оперно-балетный:

1200 мест

3

150

580

40

8

8

9

15

1600 » 1

4

190 1

720

50

8

12

10 1

20

Примечание. Помещения для артистов следует размещать не выше 3-го этажа от уровия пола оцепы.

3.34.    Помещение аппаратной управления освещением сцены и зрительного зала размещается, как правило, за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала. Смещение оси этого помещения от оси зала не должно быть более чем на 4 м. Пол помещения аппаратной должен быть, как правило, выше уровня планшета сцены не менее чем на 1 м и не более чем на 4 м.

3.35.    Помещения аппаратной звукофикации зала и сцены, кабины диктора и переводчиков, а также кабина или ложа звукооператора должны размещаться, как правило, за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала с обеспечением видимости игровой части сцены.

Пр имечания: 1. Допускается размещение звукооператора в зрительном зале с устройством открытой ложи.

2. Звукоаппаратную допускается размещать вблизи зрительнного зала без видимости сцены.

3.36.    Помещения студии и аппаратной звукозаписи должны располагаться смежно. Помещение студии должно иметь смотровое окно в аппаратную.

3.37.    Для трансляции телевизионных и радиовещательных программ предусматривается трансляционный пункт из трех помещений:

аппаратной звукорежиссера, кабины диктора и помещения телевизионного полустационара.

Примечания: 1. Аппаратная звукорежиссера и кабина диктора должны размещаться смежно.

2. Помещение телевизионного полустационара должно располагаться в цокольном или первом этажах здания театра с выходом наружу и возможностью подъезда к нему передвижной телевизионной станции.

3.38.    Суфлерскую будку, с площадью не менее 1 м2 и .высотой не менее 1,9 м, следует располагать по оси сцены под просцениумом.

3.39.    Помещение сейфа для хранения скатанных декораций следует располагать, как правило, под арьерсценой или в боковых частях сценического комплекса. Ширина помещения сейфа в чистоте с двумя рядами полок-консолей должна быть .не менее 2,7 м, высота принимается равной высоте трюма, длина — равной 1,25 ширины строительного портала плюс 2 м. Входы >в помещение сейфа устраиваются с обоих концов помещения. Щель для загрузки сейфа должна закрываться съемными или откидными крышками с пределом огнестойкости 1 ч.

3.40.    Помещение пожарного поста следует располагать на уровне планшета сцены или этажом ниже, вблизи наружного выхода или лестницы. Помещение насосной пожарного и хозяйственного водопровода должно размещаться смежно-или под помещением пожарного поста с удобным между ними сообщением.

3.41.    Количество и площади помещений для артистов следует принимать согласно табл. 7.

Примечание. Помещение пожарного поста должно иметь естественное освещение.

Таблица 7


11-Л.20-69


— 9 —

3.42. Площади отдельных помещений для артистов следует принимать согласно табл. 8.

Таблица 8

Площади отдельных помещений для артистов

Количество артистов в помещении

Площадь помещений в м2

драматические театры

музыкально-драматические и опернобалетные театры

1

6

9

2

9

12

4

12

15

6

18

3.43.    Комнаты ожидания выхода артистов на сцену следует размещать смежно со сценой.

3.44.    Репетиционные залы должны располагаться вблизи помещений для артистов. Высоту репетиционных залов (до низа конструкций перекрытия) следует принимать не менее 3,3 м, высоту репетиционных залов для балета — не менее 4,2 м.

3.45.    Количество и размеры репетиционных залов следует принимать согласно

3.46.    В санитарных узлах и душевых коли

чество санитарных приборов следует принимать из расчета:    1    умывальник    —    на

30 мужчин или женщин, 1 унитаз—на 20 женщин, 1 унитаз и 1 писсуар — на 25 мужчин, 1 душевая кабина — на 8 человек (для артистов и рабочих сцены).

3.47.    При размещении помещений, обслуживающих сцену, более чем в 3 этажах следует предусматривать устройство пассажирских лифтов.

В. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И РЕЗЕРВНЫЕ СКЛАДЫ

(театров с колосниковой сценой)

3.48.    Производственные помещения и резервные склады театра размещаются, как правило, в отдельном корпусе на участке вблизи здания театра. В отдельных случаях допускается размещение этих помещений в основном здании театра.

3.49.    Размеры живописно - декорационных мастерских определяется из расчета размещения на полу мастерских двух декораций (завес) согласно табл. 10.


Количество и размеры репетиционных залов

Назначение театра

Тип

сцены

Коли

чество

залов

Размер

тнци<

эало

длина

репейных в в м

ширина

Общая площадь в м2

Драматический

1

2

12.

в

108

6

6

2

2

15

9

171

6

6

3

2

18

9

216

9

6

Музыкально - драма-

2

3

15

9

279

тический

(для балета)

12

9

6

6

3

3

18

12

405

(для балета)

15

9

9

6

Оперно-балетный

3

3

18

12

405

(для балета)

15

9

9

6

4

3

18

15

558

(для балета)

15

12

12

9

Таблица 10

Размеры живописно-декорационных мастерских

Размер мастерских в м

Тип сцены

длина

ширина

Площадь в jh*

1

19

15

285

29

10

290

2

21

18

378

35

11

385

3

24

21

504

41

13

533

4

27

22

594

43

14

602

Примечания: 1. Размеры помещений мастерских даны (в свету) в двух вариантах.

2. Высота помещения мастерских (в свету) должна быть 5,55 м. На высоте 3,6 м от пола следует устраивать смотровые мостики ю высотой прохода 2 м. Мостики допускается располагать в пределах габаритов несущих конструкций перекрытия мастерской, высота до низа которых должна быть не менее 3,6 м.

3.50. Помещения столярной и слесарно-механической мастерских, а также помещение для монтажа станковых декораций следует располагать смежно. Высота помещений мастерских должна быть 3,6 м (в свету); высота


1

Зак. 377