Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

97 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассматриваются вопросы типологии и проектирования зданий общественных центров для промышленных и транспортных поселков, а также для поселков смешанного функционального типа, когда функции промышленного производства или транспортные функции дополняются функциями организационно-хозяйственного управления и культурно-бытового обслуживания соподчиненных населенных мест.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Градостроительные основы формирования общественных центров поселков

     Общественный центр поселка как элемент единой системы культурно-бытового обслуживания

     Состав учреждений и предприятий общественных центров

     Размещение общественного центра в структуре поселка

3. Типы зданий общественных центров поселков

     Объединение учреждений в здания общественных центров

     Функциональная структура зданий общественных центров

     Композиционные приемы решения комплексов зданий центров

     Перспективные направления типового проектирования зданий общественных центров

4. Технико-экономическая оценка общественных центров поселков городского типа

     Методика технико-экономической оценки

     Выбор наиболее экономичных проектов

Приложение 1. Основные характеристики и параметры поселков - центров обслуживания в системах группового расселения

Приложение 2. Дифференциация норм расчета сети учреждений, предприятий и сооружений обслуживания в поселках городского типа

Приложение 3. Рекомендуемый состав учреждений комплексов общественных центров поселков городского типа

Приложение 4. Номенклатура типов зданий, формирующих общественные центры поселков городского типа

Приложение 5. Примерный состав и площади помещений комплексов зданий общественных центров поселков городского типа

Приложение 6. Технико-экономическая оценка экспериментального проекта комплекса кооперированных зданий общественного центра поселка на 9 тыс. жителей

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
ИзданСтройиздат1984 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП учебных зданий Г осграж данстроя

Рекомендации


|по проектированию комплексов общественных центров поселков городского типа

МОСКВА 1984

Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и

экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госгражданстроя

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

КОМПЛЕКСОВ

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ЦЕНТРОВ

ПОСЕЛКОВ

ГОРОДСКОГО ТИПА

МоскваСтройиздат1984

В наиболее перспективных поселках — автономных и местных центрах сосредоточиваются комплексы учреждений и предприятий, формирующих центры обслуживания II ступени, которые рассчитываются на удовлетворение повседневных и периодических культурно-бытовых потребностей жителей этих поселков и периодических потребностей населения, проживающего в радиусе до вО^мгаутной транспортной доступности.

В поселках — центрах административных районов концентрируется комплекс учреждений и предприятий III ступени: повседневного, периодического и частично эпизодического обслуживания; учреждения эпизодического обслуживания рассчитываются на население всего ра-йона в пределах Г20-минутной транспортной доступности.

2.12.    Для группы населенных пунктов, расположенной за пределами 120-минутной транспортной доступности от районного центра (в случаях сильно вытянутой формы или очень большой территории района) в одном из поселков (имеющем благоприятные перспективы развития и хорошую связь с другими населенными пунктами), следует предусмотреть комплекс учреждений и предприятий III ступени, т. е( организовать подцентр III ступени с радиусом транспортной доступности до 60'—120' мин.

2.13.    Основные характеристики центров обслуживания в различных системах расселения, влияющие на определение типов зданий общественных центров поселков с учетом «Руководства по проектированию системь! культурно-бытового обслуживания в сельской местности»} приведены в прил. 1.

2.14.    Для расчета сети культурно-бытовых учреждений и предприятий центров обслуживания различных ступеней на первую очередь и. расчетный срок следует принимать нормы главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Общую норму расчета рекомендуется дифференцировать по ступеням (центром) обслуживания исходя из функциональных особенностей отдельных видов обслуживания, частоты посещений, оптимальной вместимости и экономической целесообразности организации центров.

Дифференциация расчетных нормативов главы 60- части II СНиП приведена в прил. 2. Допускается уточнение дифференциации с учетом местных условий,

2.15.    Расчет вместимости учреждений, предприятий и сооружений центров обслуживания различных ступеней производится' по формулам (1)—(3) с учетом собственного и тяготеющего населения поселков и дифференцированных расчетных показателей, приведенных в прил. 21.

Общая вместимость учреждений каждого вида обслуживания в центрах различных ступеней (Mi, Мц. Мш) рассчитывается по формулам:

для центров I ступени (тяготеющих поселков) —

(1)

Mi = Ki п 1*,

для центров II ступени (автономных (поселков и местных центров) —

(2)

для центров III ступени (районных и подрайонных центров) —

(3)

ЛАщ = ^ ("! + П2 + «з) + К'и П2 + К 'п Из,

где Ки Кц , Кш — численность населения центров, обслуживания соответственно I ,11 и III ступеней в радиусе 30 мПд; К'п — численность населения тяготеющих поселков в зоне влияния центра обслуживания II ступени в радиусе 30—60 мТд; К{ц—численность населения поселков в зоне влияния III ступени в радиусе до 120 мТд; пи п2, пг — дифференцированные нормы для расчета вместимости учреждений.

Таким образом, при организации единой системы культурно-бытового обслуживания в тяготеющих и автономных поселках, а также в поселках — местных центрах используется только часть общей расчетной нормы, а полная норма реализуется только в масштабе районной планировки.

2.16. Первоочередные объекты культурно-бытового строительства целесообразно размещать в центрах обслуживания II и III ступеней (в местных и районных центрах). Особенно важно строгое соблюдение этого принципа в начальный период развития (или в период коренной реконструкции) системы расселения. Это позволит уменьшить вероятность ошибок в размещении общественных зданий и исключить распыление средств на мелкие объекты; даст возможность в короткое время поднять количественный и качественный уровень обслуживания жителей поселков и сельских населенных пунктов при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию объектов.

Состав учреждений и предприятий общественных центров

2.17. Существенной особенностью поселков является повышенное влияние пешеходных связей на формирование их планировочной структуры. Внутрппоселковый общественный транспорт имеет место только в тех случаях, когда средний радиус доступности мест приложения труда превышает 1—1,5 км. Общественный транспорт в поселках не может обеспечить достаточную частоту движения и сравнимую с городскими условиями экономическую эффективность при относительно небольших объемах перевозок пассажиров и сравнительно коротких маршрутах. Частично функции внутрипоселкового

транспорта выполняет иногда внешний транспорт районного или межрайонного значения.

Поэтому большинство новых поселков промышленного типа имеет компактную форму плана. Вытянутая конфигурация плана встречается значительно реже, в основном при наличии естественных или искусственных преград развитию территории поселка. Расчлененная форма .плана не характерна для новых поселков, однако имеет место в случаях административного слияния нескольких блнерасположенных небольших поселков или сел. При компактном плане и нормативных плотностях застройки радиус доступности общественного центра поселков до 10 тыс. жителей включительно находится в пределах 500 м, а в поселках с большим населением не превышает 700—800 м.

2.18. В поселках с населением свыше 10 тыс. жителей для удаленных от центра жилых образований целесообразно организовать подцентр повседневного обслуживания с радиусом доступности до '500 м. Наконец, в крупных поселках с расчлененным планом наиболее целесообразно организовать повседневное обслуживание в центрах микрорайонов или жилых групп (рис. 1).

2.19; Учреждения и предприятия обслуживания, рекомендуемые для включения в состав общественных центров поселков с учетом их роли в системе расселения, приведены в прил. 3.

2.20.    На формирование сети учреждений центров поселков большое влияние оказывает характер градообразующей базы. В поселках добывающей промышленности в состав учреждений центра могут быть включены заводоуправления, лаборатории и конструкторские бюро промпредприятий, техникумы и профтехучилища. В поселках отдыха, туризма, науки возникает необходимость в увеличении вместимости, а иногда и состава учреждений общепоселкового центра с учетом обслуживания временно проживающего населения.

2.21.    В зоне общественного центра поселка в общем случае рекомендуется следующая группировка элементов (зданий и участков), составляющих центр:

комплекс административных и хозяйственных учреждений, здания общественных организаций, учреждения связи;

комплекс культурно-просветительных учреждений (клуб или Дом культуры, кинотеатр, библиотека, Дом пионеров и пр._);

комплекс предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

жилая застройка (в основном здания гостиничного типа для молодежи и малосемейных);

(сооружения для массовых 'Мероприятий (трибуны, эстрады, сооружения для рекламы и монументальной пропаганды).

В центрах поселков с населением до 10 тыс. жителей целесообразны меньшая дифференциация функциональных зон и совмеще-

&

Рис. 1. Организация общественных центров в зависимости от вели-чины и планировочной структуры поселков

а — единый общественный центр в поселках с населением до 10 тыс. жителей с компактной территорией; б — главный общественный центр и дополнительный центр повседневного обслуживания с радиусом 400 м в поселках с населением свыше 10 тыс. жителей и с вытянутой конфигурацией плана; в— система общественных центров в крупных поселках с расчлененной планировочной структурой; 1—общественный центр поселка; 2 — дополнительный центр повседневного обслуживания (общественный центр микпо»-йона или жилого комплекса); 3 — жилая застройка

Рис. 2. Формирование общественных центров в поселках с различной перспективой развития и роста населения

а — в поселках ограниченного развития (ожидаемый прирост населения не превышает 4—6 тыс. жителей) общественный центр формируется в I очередь строительства, во II очередь формируется дополнительный центр повседневного обслуживания; б — в поселках с перспективой роста населения До 20—25 тыс. чел. общественный центр строится в I очередь, во II очередь Предусматривается развитие центра на резервируемой территории и дополнительно строятся центры новых жилых комплексов; в — в поселках с перспективой роста населения свыше 25 тыс. жителей в I очередь строятся Центры повседневного обслуживания жилых комплексов, общепоселковый (городской) центр формируется во II очередь на резервируемой территории; / — общепоселковый центр I очереди строительства; 2 — общепоселковый центр II очереди строительства; 3, 4 — центры повседневного обслуживания соответственно I и II очередей строительства; 5, 6 — жилая застройка соответственно I и II очередей строительства

-13-

ййе в пределах единой общественной зоны зданий и сооружений различного назначения.

2.22.    Этапы формирования сети учреждений, составляющих общественные центры развивающихся поселков, должны соответствовать очередям строительства поселков с учетом величины и темпов прироста населения. Для различных условий можно рекомендовать два. основных метода формирования и развития сети учреждений (рис. 2):

в поселках ограниченного развития — первоочередное строительство общшаселшвого центра с выделением из его состава на последующих этапах строительства части учреждений повседневного обслуживания и размещением их в новых жилых комплексах; возведение на резервной территории центра зданий для недостающих учреждений обслуживания;

в поселках комплексного развития, имеющих перспективу быстрого преобразования в малый (или средний) город, — строительство в массивах первоочередной застройки центров повседневного обслуживания (временно принимающих на себя отдельные функции общепоселкового центра) и возведение на второй очереди строительства общегородского центра на резервируемой территории.

Размещение общественного центра в структуре поселка

2.23.    Размещение общественного центра в планировочной структуре поселка определяется спецификой его функциональных связей, размерами и конфигурацией территории поселка, народнохозяйственным профилем поселка, местными природными условиями.

Небольшие размеры большинства поселков городского типа оказывают существенное влияние на функциональную организацию их территории. В поселках с населением до 10 тыс. чел. некоторые функции не получают развития, достаточного для выделения соответствующих им территорий в отдельные зоны. В этом случае территория поселков может быть дифференцирована на селитебную и производственную (промышленную) зоны.

2.24.    Для малых и средних поселков характерно эксцентричное размещение общественного центра, пограничное по отношению к жилой застройке (рис. 3, а—в). Небольшие размеры жилой территории обеспечивают 5—йО-минутную пешеходную доступность общественного центра (радиус обслуживания в пределах 500 м) из любой точки поселка.

В промышленных поселках с компактной территорией и безвредным производством общественный центр целесообразно сместить к промышленной зоне или даже разместить на стыке между селитебной зоной я производствам. Рационален также прием смещения центра к природному парку, реке, озеру или другому водоему, что

усилит значение центра за счет ландшафтных факторов и икдйвн-дуализирует его пространственное решение.

Вполне оправданным представляется и прием смещения центра к въезду в поселок, транспортному узлу с сооружениями внешнего транспорта.

Характерной особенностью малого поселка является то, что в его центре сосредоточиваются (или размещаются на смежном участке) почти все общественные здания поселка, в том числе те, которые в больших поселках или городах входят в состав других зон, на-пример, общеобразовательные школы, поликлшшии<и амбулатории.

2.25.    В поселках с населением свыше К) тыс. жителей (особенно в местных и районных центрах) возможности функциональной дифференциации территории возрастают. В общем случае целесообразно выделение следующих зон:

жилой, предназначенной также для размещения участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и культурно-бытовых учреждений повседневного пользования;

зоны) общественного центра;

общепоселковой зоны отдыха, включающей парк, спортивный комплекс, пляжи на берегу водоема и пр.;

промышленной зоны;

коммунально-складской зоны и зоны внешнего транспорта.

2.26.    При проектировании общественных центров крупных поселков следует ориентироваться преимущественно на пешеходные связи центра с другими функциональными зонами. С этой целью необходимо предусмотреть систему пешеходных путей — аллей и бульваров, раздельную от сети автотранспортных подъездов. Совмещение пешеходных и транспортных путей возможно только на второстепенных направлениях. Недопустимо во всех случаях транзитное движение транспорта по главной улице — части общественного центра. Главную улицу (по крайней .мере в пределах центра) целесообразно полностью предоставить пешеходам либо предусмотреть только местное движение автотранспорта. Доступ автотранспорта к центру желательно организовать по периферии его территории.

2.27.    Одним из важнейших требований, определяющих положение центра в структуре крупного поселка, является организация его кратчайшей связи с зоной внешнего транспорта, что обеспечит наи-лучшие условия для межселенных трудовых и культурно-бытовых поездок населения, для включения поселка в структуру формирую* щейся системы расселения. В крупных железнодорожных поселках, где станция и расположенные рядом подсобные производства являются основными местами приложения труда населения, целесообразно объединение общественного центра с транспортным узлом в со* ставе авто- и железнодорожного вокзала, автостоянок п гостиницы (рис. 3, г).

2.28.    В больших поселках с увеличением территории и усложне‘

—15—

ШШ аланировочной структуры общественной центр чаще всегб размещается среди жилой застройки в центральной ее части, чтобы обеспечить одинаковую доступность учреждений и предприятий, сосредоточенных в центре поселка (рис. 3, е). Радиус обслуживания центров больших поселков увеличивается до 700—80О1 м и более, в связи с чем часть учреждений повседневного обслуживания размещается на периферии жилой территории. Эти учреждения объединяются в комплексы центров структурных жилых образований —жилых групп, микрорайонов.

2.29.    Рациональная организация общественного обслуживания населения больших поселков (особенно местных и районных центров) предполагает уже проектирование взаимосвязанной системы центров с распределением функций между ними. В поселках с развитой промышленностью может потребоваться создание специализированного центра промышленной зоны, функционально и композиционно связанного с главным (межселенным) общественным центром. В центре промышленного района могут быть размещены административные и хозяйственные учреждения промышленных_ предприятий, техникумы и профтехучилища, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания повседневного пользования, а также спортивные площадки.

2.30.    Вероятность значительного непредвиденного развития, присущая промышленным поселкам, предопределяет необходимость обеспечить дальнейший территориальный рост не только жилой и промышленной зон поселка, но и зоны его центра. При проектировании генерального плана поселка следует определить местоположение и территорию центра Для мерной очереди строительства, направление развития центра и зарезервировать территорию для последующего строительства. Для развивающихся поселков более целесообразен «линейный» центр, нежели «островной», замкнутый жилой застройкой.

2.31.    Желательна тесная планировочная связь общественного

Рис. 3. Размещение общественных центров в промышленных иесел

ках городского типа

а — смещение общественного центра к предзаводской площади (поселок на 2000 .жителей); б—смещение общественного центра к парку и водоему (поселок на 2000 жителей); в—смещение общественного центра к въезду в поселок (поселок на 6000 жителей); г—главный и дополнительный центры на главной планировочной' оси поселка с выходом к автовокзалу (поселок на 12 тыс. жителей); д — общественный центр у въезда в поселок как система площадей и сходящихся к ним жилых улиц (поселок на 13 тыс жителей); е — общественный центр на пересечении главных улиц поселка, связанный с системой центров микрорайонов (поселок на 18 тыс. жителей с перспективой дальнейшего роста населения; J — жилая территория; 2 — территория промышленных предприятий; 3—территория общественного центра; 4—общественный центр микрорайона; 5 —участок общеобразовательной школы; 6 — коммунальная зона; 7 —больница; 8 — автовокзал межгородских сообщений

*-47-

Дбйтра поселков е зойой отдыха. Непосредственно к центру Moryf примыкать участки главных спортивных сооружений и территория парка с отдельными учреждениями зоны отдыха. Если парк представляет собой как бы часть общественного центра и связан с ним единым архитектурно-планировочным замыслом, то с ним целесообразно увязать в композиционном отношении группу культурно-просветительных учреждений и часть предприятий общественного питания.

При проектировании новых поселков особое внимание следует уделять местным природным условиям — характеру рельефа; наличию реки или водоема, лесного массива, которые в значительной степени определяют положение центра. Выбором наиболее выгодного 1 ландшафтном и композиционном отношений местоположения центра, подчеркивающего его общественное значение (возвышенная территория, излучина реки с зелеными насаждениями и т. п.), может быть оправдано даже его менее оптимальное по остальным факторам размещение в плане поселка.

2.32. В поселках— центрах туризма, преобразованных из маленьких городков или сельских поселений, в которых имеются исторические или архитектурные памятники, проектируемый или реконструируемый центр следует размещать смежно с районом сохраняемой застройки. Такое соседство (при единой планировочной организации центра и исторической застройки) .подчеркнет ее значение и вместе с тем обеспечит центру поселка индивидуальный и самобытный характер. Размещение новых общественных ’зданий среди существующей застройки не должно нарушать сложившийся характер исторической части поселка.

3. ТИПЫ ЗДАНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПОСЕЛКОВ

Объединение учреждений в здания общественных центров

3.1. В комплексе зданий и сооружений общественного центра поселка учреждения и предприятия обслуживания могут размещаться как независимо, изолированно друг от друга, так и в органичном единстве —с общими для нескольких учреждений помещениями. В поселках городского типа с небольшой по сравнению с городами численностью населения и относительно короткими сроками формирования системы обслуживания комплексы общественных центров, состоящие из кооперированных зданий, обладают несомненными преимуществами (в комплексности и удобстве обслуживания населения, в большей приспособленности к изменению условий экс-

е—’l §—■

йлу&т&Цйй и форм обсЛужйвайия, й Дельности йрййтёктурйого pfr шения, экономичности строительства и эксплуатации) перед комплексами, состоящими из специализированных зданий. При этом чем больше- степень объединения учреждений, тем больше эффект кооперирования, тем более гибко, многообразно можно использовать помещения и здание в целом, отодвигая сроки его функционального старения.

Однако, объединяя в один комплекс учреждения разных видов обслуживания, необходимо учитывать и различную ведомственную подчиненность этих учреждений. При проектировании зданий общественных центров следует стремиться сочетать преимущества органичного объединения групп помещений с возможностью автономной эксплуатации учреждений различной ведомственной подчиненности. Степень кооперирования определяется конкретными условиями строительства и эксплуатации.

3.2,    При формировании комплексов общественных центров поселков нео!бЬсадиМ)о учитывать следующие основные принципы кооперирования учреждений и предприятий, соблюдение которых особенно важно при типизации зданий:

комплексность обслуживания населения с объединением учреждений одной ступени обслуживания;

укрупнение учреждений до оптимальной вместимости, рассчитанной на одинаковые контингенты населения;

функциональную общность объединяемых учреждений;

технологическую общность учреждений;

особенности режима совместной и раздельной эксплуатации зданий; 0

общность объемно-планировочных и конструктивных параметров элементов здания.

3.3.    Объединение учреждений по принципу комплексности обслуживания значительно сокращает время, затрачиваемое населением на хозяйственно-бытовые нужды, и создает дополнительные удобства. Такое объединение позволяет изменять состав учреждений и назначение отдельных групп помещений, а также, в зависимости от меняющихся потребностей и, условий эксплуатации, интенсивнее использовать общие помещения для посетителей центра.

Комплексность обслуживания предполагает необходимость связи учреждений между собой. Наиболее тесно могут быть взаимосвязаны учреждения, имеющие функциональную однородность, в которых посетители обычно бывают одновременно или последовательно при одном посещении центра, например: продовольственный магазин и магазин кулинарий и полуфабрикатов; клубные помещения, танцевальный зал и кафе; приемные пункты прачечной, химчистки и ремонта одежды; отделение связи и сберегательная касса. Такая функциональная взаимосвязь обусловливает органичное объединение общих помещений в пределах однородной группы учреждений.

—19-

УДК 711.551+725.19/.2

Рекомендованы к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя.

Рекомендаций по проектированию комплексов общественных центров поселков юродского типа /ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Отройиздат, 1984.— 9(6 с.

Приведены градостроительные основы формирования общественных центров поселков в сложившихся и формирующихся системах группового расселения, рекомендации по определению состава и вместимости учреждений и предприятий центра, по его размещению в структуре поселка. Рассмотрены принципы кооперирования учреждений в укрупненные комплексы обслуживания, функциональная и объемно-планировочные структуры зданий и комплексов, композиционные приемы решения кооперированных зданий, методы проектирования кооперированных и блокированных комплексов центров. Даны рекомендации по технико-экономической оценке и выбору наиболее экономичных проектов комплексов общественных центров.

Для градостроителей и архитекторов, занимающихся типологией и проектированием зданий общественных центров малых городских поселений.

4902030000-774 047(01)—84

Табл. 10, ил. 27.

Инструк.-нормат., П вып. —■ 1б6—83

© Стройиздат, 1984

Для создания больший удобств населённа и йривлекательйое^й центра комплекс общественного обслуживания дополняется различными учреждениями, которые, как правило, посещаются населением попутно с учреждениями первой группы и могут размещаться в комплексе более обособленно.

8.4.    Укрупнение учреждений, входящих в состав общественного Центра, до величины, обеспечивающей обслуживание населения всего- поселка и тяготеющих к нему жилых образовании, позволяет Повысить комфорт,• улучшить техническую оснащенность зданий, механизировать отдельные виды работ в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Укрупнение комплекса создает предпосылки повышения градостроительной роли общественного центра и значимости архитектурною ансамбля центра в застройке поселка. Укрупнение зданий способствует сокращению затрат на строительство и эксплуатацию комплекса*

3.5.    Объединение учреждений по признаку функцйональной общности позволяет использовать совместно несколькими учреждениями некоторые основные (например, залы одинакового назначения) и вспомогательные помещения (административно-бытовые, хозяйственные, технические помещения, вестибюли и т. п.). Такие помещения могут быть укрупнены за счет сокращения количества дублируемых помещений и их объединения при одновременном сокращении суммарной площади помещений одинакового назначения: вестибюлей, залов ожидания, операционных залов и других помещений для посетителей и для -персонала.

3.6.    Наличие групп помещений одинакового или близкого назначения в учреждениях разных видов обслуживания может стать самостоятельным фактором, определяющим целесообразность их кооперирования, Объединение учреждений на основе этого признака приводит к созданию новых типов зданий, например: культурно-просветительных центров, объединяющих общеобразовательную школу и клуб, в составе которых дублируются актовый и зрительный залы, спортивные залы, библиотеки, столовые и кафе; культурно-административных центров, объединяющих клубы или Дома культуры с помещениями поселковою Совета, в составе которых дублируются зрительный зал и зал заседаний Совета.

Объединение дублируемых помещений создает возможность интенсивнее использовать укрупненные помещения при лучшей технической оснащенности., сокращает расходы на строительство и эксплуатацию.

3.7.    Объединение учреждений с учетом режима совместной работы дает возможность установить взаимосвязь помещений в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Взаимосвязь учреждений с несовпадающим режимом работы (например, школы и клуба, административных помещений и клуба) дает возможность ин-

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшее повышение уровня культурно-бытового обслуживания трудящихся сопряжено со значительным увеличением масштабов строительства общественных зданий и сооружений не только в городах, но и в поселках городского типа. В составе городских поселений поселки городского типа занимают значительное место. Общее количество поселков городского типа и 4i елейность проживающего в них населения постоянно растут как на базе промышленного развития страны, так и на базе преобразования наиболее перспективных сельских населенных мест.

В этих условиях пилавое проектирование массовых общественных зданий для поселков является главным направлением в строительстве, Однако имеющиеся типовые проекты не всегда соответствуют предъявляемым требованиям: здания, построенные по этим проектам, как правило, малы по вместимости, не обеспечивают комплексности обслуживания, архитектурной цельности и выразительности ансамбля общественного центра, не экономичны в строительстве й эксплуатации.

В поселках в связи с небольшой численностью .населения не представляется возможным создать все необходимые жителям учреждения обслуживания. Проблема улучшения культурно-бытового обеспечения жителей малых населенных мест может быть решена только на базе организации межселенных систем обслуживания в формирующихся системах расселения, когда города и поселки разного народнохозяйственного профиля, а также размещаемые в них учреждения обслуживания рассматриваются как взаимосвязанные элементы. В течение последнего десятилетия научные и проектно-эксперимвитальные работы по этой проблеме велись в институтах: ЦНИИП градостроительства, КиевНИИП градостроительства, ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, ЦНИИЭП Граждаисельстрой, КиевЗНИИЭП и других. Общее направление научных и проектных поисков в этой области — концентрация учреждений и предприятий культурно-бытового назначения в общественных центрах поселков, укрупнение зданий, их кооперирование и блокировка.

В настоящее время наметился переход от экспериментального проектирования и единичного строительства укрупненных зданий центров поселков к типовому проектированию с последующим внедрением в практику массового строительства. Так, в общесоюзную «Номенклатуру типов общественных зданий для городского и сельского строительства для типового проектирования на период 1981 — Г985 гг.» включены кооперированные здания общественных центров сельских поселков, торговые центры для применения в поселках городского типа с населением до 16 тыс* жителей и отдельные ко one-

р>лр ов айны е    здания учреждений ш сооружений культуры й

спорта.

Настоящие Рекомендации разработаны ЦНИИЭП учебных зданий (архит. Г. П, Гикало—разделы 1—3; инж. Л. А. Некротова — раздел 4).

Цель Рекомендаций — способствовать внедрению в практику проектирования рациональных типо® зданий, формирующих общественные центры поселков городского типа, что обеспечит комплексность и высокое качество обслуживания населения при эффективном расходовании средств на строительство и эксплуатацию.

В Рекомендациях использованы в качестве примеров проекты отдельных зданий и комплексов общественных центров, разработанные в ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП Граждансельстрое, ЦНИИЭП TCfiproiBO-бытовых зданий и туристских комплексов, КиевЗНИИЭП, Гипротеатре, Институте сооружений культуры (ГДР) и других институтах в 1970—*19180 гг.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Рекомендации разработаны применительно к обычным условиям строительства IB климатического подрайона и II и III климатических районов. При строительстве в климатических подрайонах IA, 1Б, 1Г и IV климатическом районе необходимо учитывать особые условия строительства.

1.2.    В Рекомендациях рассматриваются проблемы формирования центров в поселках с населением от 2 до 20 тыс. жителей в каждом, хотя численность населения и находится в пределах от 1 до 50 тыс. чел.

1.3.    Поселки с населением до 2 тыс. жителей в каждом представляют в основном группу поселений переходного типа от сельского к городскому и имеют с первым больше общего (по структуре застройки, организации обслуживания, темпам роста, укладу жизни, благоустройству и т. п.), чем со вторым. Доля таких поселков в общем количестве поселков городского типа кжращаетея.

Поселки с населением от ’20 до 50 тыс. жителей в каждом немногочисленны по сравнению с количеством малых городов с той же численностью населения и схожи с ними по градостроительным признакам и проблемам.

В связи с этим формирование центров поселков городского тига с населением до 2 и свыше 20 тыс. жителей целесообразно решать по аналогии с центрами сельских населенных пунктов или малых городов соответствующей величины.

1.4.    В Рекомендациях рассматриваются вопросы типологии и проектирования зданий общественных центров для промышленных и транспортных поселков, а также для поселков смешанного функционального типа, когда функции промышленного производства или транспортные функции дополняются функциями организационно-хозяйственного управления и культурно-бытового обслуживания соподчиненных населенных мест.

Рекомендации не распространяются на проектирование комплексов центров для курортных и научных поселков и для поселков — районных центров.

1.5.    Рекомендации распространяются на следующие виды учреждений и предприятий общественного обслуживания, сосредотачиваемые в центрах поселков: торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания; спортивные сооружения; зрелищные и культурно-просветительные (клубы, Дома культуры, кинотеатры, библиотеки); административные.

Общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, профтехучилища, учебные комбинаты, лечебно-профилактические учреждения, а также предприятия производственного и вспомогательного назначения, предназначенные для обслуживания сети предприятий торговли, общественного питания и бытозого обслужи*

вания (склады, фабрики-заготовочные, фабрики-химчистки и т. п.), рассматриваются лишь в связи с организацией системы обслуживания в масштабе районной планировки и размещением сетей учреждений разных видов обслуживания на селитебной территории поселка.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПОСЕЛКОВ

Общественный центр поселка как элемент единой системы культурно-бытового обслуживания

2.1.    Общественный центр представляет собой часть селитебной зоны Поселка, в которой учреждения и сооружения культуры, просвещения, спорта, администрации и связи, предприятия торговли, общественного питания и коммунально-бытового назначения в отличие от рассредоточенного размещения сконцентрированы вместе и образуют многофункциональный центр административного и хозяйственного управления, общественно-культурной жизни и торговобытового обслуживания жителей поселка и тяготеющие к нему населенных пунктов. Общественный центр имеет большое градостроительное значение как комплекс важнейших объектов, формирующих архитектурный ансамбль поселка.

2.2.    Общественный центр поселка по составу и вместимости учреждений, их размещению и архитектурно-пространственной организации взаимосвязан с сетью культурно-бытовых учреждений и предприятий, обслуживающих жителей группы населенных мест района, и тем самым является элементом. единой системы общественного обслуживания, которая закладывается в проекте районной планировки.

2.3.    Важнейшими требованиями к организации единой системы культурно-бытового обслуживания с учетом взаимосвязи населенных мест и градостроительных образований в общей системе расселения являются:

предоставление населению максимальных удобств при пользовании сетью учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания в пределах допустимых радиусов обслуживания или установленных затрат времени на культурно-бытовые поездки;

обеспечение высокого уровня обслуживания с учетом роста потребности населения и последующего развития городов и поселков;

предоставление равного обслуживания населению независимо от размеров населенных мест и создание условий для ликвидации культурно-бытовых различий между городом и деревней;

создание условий для повышения архитектур но «художественных

качеств и разнообразия застройки с учетом специфики населенных мест;

повышение эффективности использования капитальных вложений.

2.4. Основные принципы построения единой системы. культурно-бытового обслуживания с учетом указанных требований следующие: формирование системы в масштабе административного района — исходной территориальной единицы, являющейся составной частью системы обслуживания более высокого уровня (областной, краевой, республиканской);

функционально взаимосвязанное размещение различных видов культурно-бытовых учреждений -в городах, поселках и сельских населенных пунктах — центрах различных ступеней обслуживания в расчете на удовлетворение потребностей жителей центра и населенных пунктов в зоне его влияния;

типизация зданий культурно-бытового- обслуживания на основе единого ряда расчетных величин поселков и населения в зонах их влияния;

формирование общественных центров с преимущественным и первоочередным применением укрупненных (кооперированных и блокированных) зданий.

2.5.    Выбор населенных пунктов — центров определенных ступеней обслуживания производится, как правило, при составлении проектов районной планировка в зависимости от следующих основных факторов:

численности населения поселка;

роли поселка в системе расселения; его народнохозяйственного и административного значения;

характера и интенсивности межселенных трудовых и культурно-бытовых связей;

величины зоны влияния поселка, количества и величины тяготеющих к поселку населенных пунктов;

удаленности поселка от более крупных населенных мест; наличия сохраняемых на перспективу общественных зданий; перспективы развития поселка.

2.6.    Типизация зданий, формирующих общественные центры сельских населенных пунктов и поселков городского типа, основывается на следующем унифицированном ряде расчетных величин малых населенных. мест с числом жителей: 250 (от 200 до ООО), 50О1 (от 400 до ТОО), 1000 (от 800 до 1400), '2000 (от 1500_ до 2500), 3500 (от 2600 до 4000), 6000 (от 5000 до 7000), 9000 (от 8000 до 10000), 12000 (от 11 ООО до 13000), «16ООО (от 14 000 до 18000), 22 000 (от 19 000 до 25 000).

2.7.    В районах с густой сетью городских поселений, тесным и устойчивым характером производственных, хозяйственных, трудовых и бытовых связей между поселениями разной величины и функциональных типов поселки играют соподчиненную роль в отношении

близлежащих городов с более развитыми производством и сферой обслуживании. Значительная часть населения таких тяготеющих поселков-спутников совершает ежедневные трудовые или периодические культурно-бытовые поездки в соседние города.

В системах сельского расселения на поселки городского типа ложится важная функция связующего звена между городом и селом в процессе перестройки хозяйственной и социальной структур сельской местности. Преимущественно в сельскохозяйственных районах поселки городского типа часто выполняют функцию районных административных центров, организующих административное управление районов, хозяйственное и культурно-бытовое обслуживание сельского населения. Поселки выступают также и центрами местных систем и подсистем расселения,, выполняя функции повседневного и периодического обслуживания группы сельских населенных мест В районах нового промышленного освоения промышленные и транспортные поселки част§ образуют целые отраслевые системы поселений с иерархической структурой тяготения и соподчинения, когда наиболее крупные поселки выполняют роль местных или районных центров по отношению к сети меньших тяготеющих поселков.

Для малоосвоенных в хозяйственном отношении районов с небольшой плотностью заселения и редкой сетью дорог наиболее часты обособленные, автономные поселки, значительно удаленные от других поселений.

2.8. Поселки -в соответствии с п. 2.7 по своим функциям и характеру культурно-бытовых связей с городами и другими населенными пунктами в различных системах расселения можно условно подразделить на четыре основные группы:

тяготеющие, расположенные в зоне 30—бО-минутной транспортной доступности от более крупных поселков или городов;

автономные, расположенные вне зоны 30—60'-минутной доступности от больших поселков и городов;

местные центры — наиболее крупные поселки в местных системах и подсистемах группового расселения, в зоне влияния которых (ограниченной 30—60-минуты ой транспортной доступностью) имеются один или несколько тяготеющих поселков;

районные центры административных районов — центры систем преимущественно сельского расселения; границы зон культурно-бытового влияния райцентров ограничиваются 60—1 Г20-мину гной транспортной доступностью. В районах с большой территорией и неразвитым транспортом для обслуживания удаленных от райцентра поселений целесообразно организовать подрайонные центры культурно-бытового обслуживания, зоны влияния которых ограничиваются теми же параметрами, что и районных центров.

Характер межселенных связей поселка и его роль в системе расселения, границы зоны культурно-бытового влияния, количество и

-8-

величина тяготеющих к нему поселков, существующий в них уровень обслуживания и сохраняемый на перспективу фонд общественных зданий определяются по данным проекта районной планировки.

2.9.    Численность населения, проживающего в зонах влияния поселков городского типа, выполняющих функции местных центров, колеблется в широких пределах: она может быть и меньше населения местного центра, и превышать его в 6 раз (в радиусе 30-минутной транспортной доступности при высокой плотности заселения) и даже 9 раз (в радиусе 60’-ми путной транспортной доступности). Однако для типизации зданий, формирующих центры поселков городского типа, следует учитывать соотношение численности населения местных центров‘ и населения тяготеющих к ним поселков в пределах от 1 :0,5 до 1 : 3 как наиболее характерное и распространенное соотношение в существующих и перспективных формах расселения. При большей численности населения тяготеющих к местному центру поселков состав и вместимость учреждений, формирующих комплекс его общественного центра, будут отличатв&я от типового решения.

2.10.    Группа городских поселков в целом более динамична в своем росте, чем сельские населенные пункты и малые города той же величины, так как значительная часть поселков имеет своей базой крупные промышленные предприятия с долговременной перспективой развития.

По темпам роста населения поселки городского типа могут быть подразделены на четыре группы:

I — поселки комплексного развития с темпами роста, превышающими средние темпы роста поселков страны, что приводит к превращению поселка в малый город, имеющий дальнейшие перспективы роста;

II—поселки ограниченного развития с темпами роста( не выше средних темпов роста поселков страны, что, как правило, не обеспечивает перерастание поселка в город;

III    — поселки со стабильной численностью населения (прирост населения не превышает убыли за счет миграции);

IV    — поселки, теряющие население.

Поселки каждой группы требуют особого подхода в решении вопросов их планировочной организации, формировании системы центров, в определении объемов нового .строительства на различных этапах развития (преимущественно в поселках I и II групп) и задач по реконструкции, являющихся основными в поселках III и IV групп.

2.11.    В тяготеющих поселках организовываются центры обслуживания (комплексы культурно-бытовых учреждений и предприятий)

I ступени, предназначенные для повседневного обслуживания населения в зоне 30-минутной пешеходкой доступности.