Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

I Организация разработки инвестиционных проектов и подготовки предпроектных материалов

II Состав, содержание и оформление проектной и рабочей документации

III Состав и содержание материалов, представляемых на государственную экспертизу проектной документации

IV Иные вопросы, связанные с разработкой и реализацией инвестиционных проектов

 
Дата введения01.01.2012
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.04.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанОАО Центринвестпроект
ИзданОАО Центринвестпроект2012 г.
УтвержденОАО ЦЕНТРИНВЕСТпроект
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 5

Москва

2012

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИИ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 5

Москва

2012

2.2 Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены идентификационные признаки зданий и сооружений, в том числе:

«1) назначение;

2    принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3)    возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4)    принадлежность к опасным производственным объектам;

5)    пожарная и взрывопожарная опасность;

6)    наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7)    уровень ответственности».

Согласно положению части 11 этой статьи приведённые выше идентификационные признаки указываются застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование.

Обращается внимание, что в положениях ряда других статей Технического регламента о безопасности зданий и сооружений выделяются отдельные вопросы, которые могут найти отражение в задании на проектирование, например, часть 3 статьи 15, часть 1 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 25, части 1 и

2    статьи 31.

3    Практика подготовки ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» методических указаний по составлению заданий на проектирование применительно к отраслевым объектам ряда организаций (ОАО «Норильский никель», ОАО «Газпром нефть) показывает, что на состав задания на проектирование влияет вид строительства (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт), функциональное назначение и место размещения объекта и другие аналогичные факторы.

Кроме того, необходимо постоянно отслеживать изменения законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы проектирования и строительства зданий и сооружений.

3    Согласно заданию на проектирование при разработке проекта планировки территории особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа ОЭЗ ПТП «Титановая долина» в г. Верхняя

Салда Свердловской области (создается на основании постановления

Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 № 1032) разработ-

10

чик проекта самостоятельно обеспечивает себя исходными данными, техническими условиями, осуществляет организацию согласований и экспертизы проектной документации.

1)    Правомочен ли разработчик проектной документации требовать от соответствующих организаций технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, дорогам и т.п.? Энергетики и газовики отказывают в этом. Так, ссылаясь на Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, обязывают заключать договор на присоединение с подачей заявки установленной формы, хотя на данной стадии нагрузки определяются весьма условно (плюс-минус 50%).

2)    Сколько согласований нужно получить, чтобы считать проект планировки согласованным?

1 Как указано в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 №77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти»: «Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории в отношении объектов капитального строительства федерального значения, за исключением случаев, когда такие полномочия возложены на иные федеральные органы исполнительной власти федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

В этой связи представляется целесообразным в отношении порядка сбора исходных данных и перечня таких данных для конкретной территории, а также в отношении порядка согласования проекта планировки следует обращаться в Минрегион России.

Согласно действующему законодательству технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку (т.е. предварительные технические условия), определяются и предоставляются применительно к конкретному объекту капитального строительства на стадии подготовки градостроительного плана земельного участка и подготавливает их орган местного самоуправления (см. пункт 4 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капиталь-

11

ного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83).

Представляется, что на стадии выделения территории для строительства такие технические условия, а также иная информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, выдается соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (бесплатно) по получении запроса от соответствующего органа местного самоуправления, в ведении которого находится данная территория и к которому обратился по этому поводу заказчик (застройщик), иное юридическое или физическое лицо также с соответствующим запросом (см. статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ).

Для получения технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства, строительство которых предполагается на территории особой экономической зоны необходимо иметь перечень таких объектов с характеристиками мощности и необходимыми видами ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения.

В случае, если полномочия по получению исходной информации поручено проектировщику (подрядчику), то вместе с запросом на получение технических условий и установленными законодательством прилагаемыми к нему документами должен быть приложен документ (копия) о передаче заказчиком (застройщиком) этих полномочий проектировщику (подрядчику).

2 Согласование проектов планировки осуществляется в соответствии с законодательством, например:

-    Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (статья 50);

-    Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 № 769 (пункт 29).

4 Каков примерный перечень основных работ, выполняемых генеральным проектировщиком?

Состав основных работ, выполняемых в рамках осуществления функций генерального проектировщика, определяется исходя из норм гражданского законодательства.

В случае привлечения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, т.е. подрядчиком, других лиц (субподрядчиков) подрядчик выступает в

12

роли генерального подрядчика, т.е. генерального проектировщика, и попадает под действие пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:

«Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда».

Исходя из обычаев делового оборота (статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации), считаем, что генеральный проектировщик выполняет следующие работы.

1.    Определяет объёмы и составы работ, передаваемых по договору субподрядной организации; подготавливает и выдает задания на выполнение инженерных изысканий, обмеров существующих зданий и сооружений, подземных, наземных и надземных коммуникаций на участке строительства, исследование фактической несущей способности конструкций и основания, заданий на подготовку соответствующих разделов проектной документации и /или комплектов рабочих чертежей.

2.    Подготавливает совместно с субподрядными организациями графики исполнения отдельных видов и этапов работ, имея в виду обеспечение выполнения календарного плана работ по генеральному договору подряда.

3.    Обеспечивает координацию работ субподрядных организаций и увязку технических решений всех частей и разделов проекта.

4.    Обеспечивает согласование принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями.

Генеральный подрядчик может согласовать эти решения с заказчиком, если генеральным договором подряда предусмотрено оказание содействия в выполнении работ и отговорены случаи, объем и порядок оказания услуг такого рода (пункт 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).

5.    Обеспечивает соответствие технических решений проектной документации заданию на проектирование, а рабочих чертежей - утвержденной проектной документации.

6.    Обеспечивает приемку готовой технической и проектной документации, материалов инженерных изысканий от субподрядных организаций, осуществляет комплектацию проектной документации по разделам, передает документацию заказчику, имея в виду, что субподрядные организации несут ответственность за ка-

13

чество подготовленных ими материалов и документации и гарантируют отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничить их выполнение на основе подготовленной субподрядчиком технической документации (пункт 2 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации).

7.    Привлекает субподрядчиков к осуществлению авторского надзора за строительством, когда необходимость его проведения установлена законодательно (статья 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

8.    Привлекает субподрядчиков к корректировке технической документации и проведению дополнительных изыскательских работ при обнаружении недостатков в подготовленной ими технической (проектной) документации (статья 761 Гражданского кодекса Российской Федерации).

9.    Привлекает субподрядчиков к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной ими технической документации или выполнению изыскательских работ (статья 762 Гражданского кодекса Российской Федерации).

10.    Принимает участие в работе приемочных комиссий. Оказывает помощь в освоении проектной мощности (пункты 3, 5, 7, 8 постановления СМ СССР от 23.01.81 № 105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов»).

Кроме того, генеральный проектировщик может выполнять иные работы, предусмотренные нормативными техническими требованиями применительно к конкретному объекту капитального строительства.

14

II СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

5 Заказчики-инвесторы применяют импортное оборудование и импортную технологию. Получив от заказчика соответствующую технологическую и иную документацию российский генеральный проектировщик осуществил ее проверку на соответствие российских норм и стандартов. Зарубежные графические материалы отражают все технические вопросы, хорошо читаемы и понимаемы, однако не соответствуют требованиям Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Просьба разъяснить возможность применения иностранной документации при разработке проектной и рабочей документации на объекты строительства в Российской Федерации.

1 Согласно пункту 24 (подпункты «а» и «б») Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:

а) отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Гоадостроительного кодекса Российской Федерации».

Это положение в отношении использования проектной документации иностранных фирм подтверждает и Главгосэкспертиза России в расположенной на ее сайте рубрике «Вопросы и ответы» следующей информации:

«2008-10-27

Вопрос: Могут ли эксперты ФГУ ГГЭ отказать в рассмотрении рабочей документации, выполненной иностранной фирмой с отступлениями от требований ГОСТ 21.101-97 в части оформления штампов чертежей и их маркировки?

Ответ: Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями на её разработку, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Несоответствие проектной документации ука-

15

занным требованиям является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу (пункт 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года Ns 145)».

Следовательно, по законодательству проектная документация, представляемая на государственную экспертизу, должна соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. При этом подраздел «Технологические решения» по содержанию должен соответствовать пункту 19 Положения, утв. указанным постановлением. По нашему мнению, это значит, что в представленной заказчиком иностранной технологической документации должны быть отражены все требования, предъявляемые к содержанию данного подраздела. В противном случае в подраздел должны быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

Кроме того следует учесть, что согласно пункту 9 Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.97 № 1636 «Органы государственной вневедомственной экспертизы проектов и смет и органы государственного архитектурно-строительного надзора контролируют наличие технических свидетельств на применяемую при проектировании и строительстве новую продукцию, а также ее соответствие требованиям, предъявляемым техническим свидетельством».

Обращается внимание, что оформление данного подраздела проектной документации должно соответствовать ГОСТ Р 1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», в связи с тем, что упомянутый ГОСТ включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р, которые согласно части 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» являются обязательными для применения.

2 В то же время в вводной части ГОСТ 3.1001-81 «Единая система технологической документации. Общие положения» указано о возможности распространения требований и правил ЕСТД на технологическую документацию, разрабатываемую и применяемую организациями и предприятиями различных отраслей промышленности. В этой связи могут быть рассмотрены положения пунктов 6 и 7 таблицы ГОСТ 3.1109-82* «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий», согласно которым: «технологический документ - графический или текстовой документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или отдельную операцию изготовления изделия», и «оформление технологического докумен-

16

та - комплекс процедур, необходимых для подготовки и утверждения технологического документа в соответствии с порядком, установленном на предприятии (Примечание. К подготовке документа относится его подписание, согласование и т.д.)‘». Следовательно, оформление технологической части проектной документации - иностранной технологической документации в форме, отличной от ГОСТ Р 1101-2009, в принципе, возможно.

3 Исходя из изложенного представляется целесообразным за окончательным решением по вопросу возможности предоставления на государственную экспертизу технологической части проектной документации на объект по производству вяжущих строительных материалов в том виде, в каком ее представил заказчик, обратиться в соответствующий экспертный орган, поскольку пунктом 3 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено, что организация по проведению государственной экспертизы «обязана разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы».

6 Какими законодательными и нормативными документами следует руководствоваться при разработке Раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами

учета используемых энергетических ресурсов»?

Состав и требования к содержанию проектной документации для выполнения Раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» указаны в пункте 27.1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (в соответствии с изменениями, которые внесены в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 235).

Разработка раздела должна осуществляться с учетом положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативноправовых и нормативно-технических документов в области энергоэффективности, например:

1. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 (в части содержания и условий применения тре-

17

бований энергетической эффективности, номенклатуры показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности);

2.    Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 (в части перечня оборудования, в отношении которого устанавливаются требования энергетической эффективности);

3.    Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р (в части значений целевых показателей энергосбережения для различных категорий зданий, строений, сооружений);

4.    Требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, утв. приказом Минэкономразвития России от 04.06.2010 №229 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2010. Регистрационный № 17626) (в части отдельных технических требований к оборудованию инженерно-технических систем, элементам конструкций зданий и сооружений, средствам измерений);

5.    Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, утв. приказом Минрегиона России от 28.05. 2010 №262 (в части нормируемых с 2011 и с 2016 годов базовых уровней удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых зданий и отдельных типов зданий общественного назначения);

6.    Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго России 12.09.95 № Вк-4936 (в части требований к применяемым в проектной документации приборам учета тепловой энергии) и др.

Для детализации состава и содержания раздела, а также конкретизации отдельных пунктов раздела применительно к определенной категории проектируемых объектов капитального строительства необходимо осуществить анализ законодательной и нормативной базы и разработать обоснованные предложения по выполнению указанного раздела.

7 Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской

Федерации от 16.02.2008 № 87 , в графической части раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического

18

обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» по соответствующим разделам должны приводиться:

планы сетей электроснабжения; планы сетей водоснабжения; планы сетей водоотведения; планы сетей теплоснабжения; планы сетей связи; планы сетей газоснабжения.

Под понятием «план» подразумеваются только наружные сети или в составе графической части проектной документации должны приводиться поэтажные планы по всем подразделам раздела 5?

1    При разработке чертежей планов следует руководствоваться определением термина «план», приведенным в пункте 3.1.3.32 «ГОСТ Р 7.0.3-2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения» «план: Чертеж, изображающий в условных знаках (масштабе) на плоскости горизонтальную или вертикальную проекции поедмета(ов) и его (их) размеров».

2    Как указано в статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

«сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений» (пункт 20);

система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности» (пун кт21).

Следовательно, Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» предусмотрено проектирование внутренних (внутри объекта капитального строительства) систем инженерно-технического обеспечения и наружных (в пределах границ земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства)

19

Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 5. - ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», М., 2012.

Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти и других организаций.

Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.

Контактные телефоны:

-    по вопросам разъяснения положений Сборника

-    по вопросам приобретения документации

Сборник разработан специалистами ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 125057, Москва, Ленинградский проспект, 63.

(499) 157-60-87 (499) 157-56-87

E-mail: cip@cip-pricing.ru www.cip-pricing.ru ЦЕНТРИНВЕСТ проект.РФ

© ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2012.

сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, связи и газоснабжения (см. пункты 16-21 Положения).

Согласно пункту 7 таблицы 1 ГОСТ Р 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения» и с учетом Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079, планы систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства следует выполнять в соответствии с правилами выполнения проектной и рабочей документации инженерных сооружений, наружных сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений и транспортных коммуникаций, разработанными в системе стандартов СПДС.

В связи с изложенным представляется, что:

а)    для разработки планов систем инженерно-технического обеспечения используются поэтажные планы (см., например, пункт 2.4 ГОСТ 21.608-84 «Система проектной документации для строительства. Внутреннее электрическое освещение. Рабочие чертежи»). В графической части подразделов «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система газоснабжения» требуются представлять принципиальные схемы систем инженерно-технического обеспечения (см. например, подпункт «п» пункта 16, подпункт «у» пункта 17, подпункт «ж» пункта 18, подпункты «п», «р» и «с» пункта 19, подпункт «ф» пункта 21).

б)    для разработки планов сетей инженерно-технического обеспечения могут быть использованы топографический планы (см., например, пункт 3.1 ГОСТ 21.604-82 «Система проектной документации для строительства. Водоснабжение и канализация. Наружные сети. Рабочие чертежи»; пункты 5.5. и 5.6 ГОСТ Р 21.1703-2000 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации проводных средств связи»), а также чертежи утвержденных в установленном порядке градостроительных планов земельных участков. Кроме того, для разработки предусмотренных в графической части раздела 5 планов сетей инженерно-технического обеспечения могут быть использованы нормы раздела 8 «Сводный план инженерных сетей» ГОСТ 21.508-93 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищногражданских объектов.

20

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение................................................. 4

I    Организация разработки инвестиционных проектов и подготовки

предпроектных материалов................................... 6

II    Состав, содержание и оформление проектной и рабочей документации..................................................... 15

III    Состав и содержание материалов, представляемых на государственную экспертизу проектной документации..................... 31

IV    Иные вопросы, связанные с разработкой и реализацией инвестиционных проектов............................................. 37

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее - Сборник); Выпуск 5, разработанный ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» в 2011 году, относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее существенных и распространенных вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, а также вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Разъяснения, включенные в Сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков) подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.

Пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера, поскольку они не являются нормативными правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти и документами по стандартизации (см. пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009, статью 13 Федерального закона от 27.12.2002    №    184-ФЗ

«О техническом регулировании»).

Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственной регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» установлено: «разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере».

Кроме того, пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007

4

№ 145, установлено, что порядок проведения государственной экспертизы разъяснять бесплатно обязана организация по проведению государственной экспертизы.

В этой связи в настоящем Сборнике содержатся разъяснения по отдельным вопросам, касающимся состава и содержания проектной документации, подготовки материалов, представляемых на государственную экспертизу, и иных вопросов по осуществлению предпроектной и проектной подготовки строительства объектов капитального строительства, выражающие точку зрения специалистов ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основании анализа действующей нормативноправовой и нормативно-технической базы в данной области.

Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 декабря 2011 года.

5

I ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПОДГОТОВКИ ПРЕДПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1 Какие предпроектные документы (обоснование инвестиций в строительство, ходатайство о намерениях и т.д.) являются легитимными и

какими документами это подтверждается?

1 В настоящее время при осуществлении инвестиционной деятельности обязательное наличие предпроектной документации в виде обоснований инвестиций, ходатайства о намерениях и др., а также необходимые и достаточные требования к содержанию и оформлению предпроектных материалов законодательно не установлены, за исключением Правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 № 306.

Вместе с тем отдельные общие положения, касающиеся состава и содержания предпроектных материалов, представлены в законодательных актах.

Например:

а)    Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590 (пункты 11 и 13), определен перечень требований к обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений;

б)    пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07. 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должна быть схема теплоснабжения. В части 7 статьи 23 этого Федерального закона указывается, что «требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации» (в настоящее время таковые отсутствуют);

в)    в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ сохраняется положение, что представление земельных участков осуществляется:

-    без предварительного согласования мест размещения объектов;

-    с предварительным согласованием мест размещения объектов.

6

При этом в пункте 1 статьи 31 указано:

«Гоажданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты».

Ни законодательными, ни нормативными правовыми актами состав и содержание указанного «ТЭО проекта строительства» - не установлены.

Однако учитывая, что, например, для целлюлозно-бумажных комбинатов, необходимо выделение земельных участков площадью от 200 до 400 га, указанные выше расчеты представляются необходимыми и должны быть выделены в отдельный документ;

г)    статьей 9 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что

«Кполномочиям органов местного самоуправления городских ... в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:...

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;»...

Для проведения указанных слушаний и обсуждений необходима подготовка соответствующих «обоснований и экологических исследований»;

д)    в частях 7-9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ указывается порядок получения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 10 «б» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, технические условия входят в состав исходных данных и условий для подготовки проектной документации.

Согласно части 9 статьи 48 Кодекса указанные технические условия должны быть выданы «не позднее чем за 30 дней до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства...».

7

В соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2003 № 83, в запросе о предоставлении технических условий необходимо, в том числе, указать:

- необходимые виды ресурсов, получаемые от сетей инженерно-технического обеспечения (ресурсы (п.2 Правил): холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки.

Очевидно, что указанные сведения без проведения предпроектных расчетов, предоставить невозможно;

Анализ показывает, что более чем в 20 законодательных и нормативных правовых актах, прямо или косвенно указывается на необходимость решения ряда вопросов на предпроектной стадии, при этом упоминается «предпроектная документация».

В этой связи представляется, что состав и содержание предпроектной документации должны быть определены заданием на разработку такой документации. При этом при составлении задания могут быть применены отдельные не противоречащие действующему законодательству положения отмененного постановлением Госстроя России от 12.07.2002 №86 СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (без ссылки на отмененный свод правил); в этом случае данные положения после утверждения задания становятся легитимными (см. статьи 702 и 759 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По нашему мнению, в задании целесообразно также определить порядок оформления и комплектации предпроектной документации в соответствии с ее составом применительно к положениям ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Отмечается, что если в составе предпроектной документации присутствует техническая документация по инженерным изысканиям, то к ней должны быть применены общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации, установленные в подразделе 4.1 ив разделах 5 и 8 ГОСТ Р 21.1101-2009 (см. раздел 1 ГОСТ Р 21.1101-2009).

8

2 Имеется ли утвержденная в установленном порядке новая форма задания (технического задания) на проектирование объектов жилищногражданского назначения?

1    В настоящее время отсутствуют официально установленные формы заданий на проектирование.

2    Имеется ряд основных законодательных и нормативно-правовых актов, а также нормативно-технических документов (около 20), положения которых определяют отдельные требования, подлежащие включению в состав задания на проектирование, например:

2.1 пунктом 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590 установлено:

«Задание на проектирование объекта капитального строительства включает в себя:

а)    общие данные (основание для проектирования, наименование объекта капитального строительства и вид строительства);

б)    основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства, в том числе предельную стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства;

в)    возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства;

г)    срок и этапы строительства;

д)    технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а также основные требования технической эксплуатации и технического обслуживания;

е)    перечень конструкций и оборудования, предназначенных для создания объекта капитального строительства (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровли, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень материалов и другие);

ж)    перечень технологического оборудования, предназначенного для создания объекта капитального строительства, с указанием типа, марки, производителей и других данных - по укрупненной номенклатуре;

з)    дополнительные данные (требования к защитным сооружениям, прочие условия)».

9