МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ, РАЗРЕЗОВ И ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК ВНТП 4-92
КНИГА 1
МОСКВА- I 993
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ федерации
КОМИТЕТ УГОЛЬНОЙ ПРОМШЛЕННОСТИ
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕЗЕХ ШАХТ, РАЗРЕЗОВ И ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК
ВНШ 4-92
Книга I
Утверждены Комитетом угольной промышленности протоколом от 08.12.92
Согласованы Госгортехнадзором России письмом от II.11.92 № 07-4/107
Москва - 1993
10.
Правилами и "Руководящими указаниями по проектированию схем управления механизмами поточно-транспортных систем"
ДС 14-79 (Тяжпромэлектропроект, 1979 г.). Объем информации о работе конвейерных линий, передаваемый в ЦЦП, определяется проектом.
2.25. Основными технологическими требованиями, предъявляемыми к конвейерам при их выборе, являются:
возможность приема несущим органом конвейера поступающих максимальных минутных грузопотоков без просыпания материала;
обеспечение нормального режима работы конвейера Ь период максимального поступления материала;
минимальное количество перегрузочных узлов в линии;
соответствие ширины принятой ленты размерам кусков транспортируемого материала.
2.26. Для удовлетворения требований п.2.25, выбор конвейера для конкретных условий следует производить по РТМ 24.093.04-80.
Выбор метода расчета устанавливается при проектировании в зависимости от производительности, протяженности, конфигурации трассы и др. факторов. В отдельных случаях допускается также определение параметров по другим методическим положениям.
2.27. При расчете ленточных конвейеров:
2.27.1. Максимально допустимые размеры кусков транспортируемой горной массы принимать в зависимости от типа и ширины ленты. При использовании ленточных конвейеров они не должны превышать величин, указанных в разделе "Подземный транспорт" "Времданых норм технологического проектирования угольных и сланцевых шахт" 8НТП 1-92,
2.27.2. Номинальную скорость движения яонвейерных линий следует принимать по ГОСТ 22544~77х,
х 2.27.3. Скорость ленты должна определяться в зависимости от характеристики транспортируемого материала, ее
II
ширины, условий загрузки, разгрузки и ограничений по категории помещения по взрыво- и пожароопасности в соответствии с СНиП 2.09.02*£5 "Производственные здания".
2.27.4. Максимальные скорости движения ленты конвейера принимаются в зависимости от условий его работы, ширины ленты и свойств транспортируемого материала в соответствии с разделом "Комйлекс обеспыливания" "Временных норм технологического проектирования" ВНТП 4-92, при этом скорость ленты при транспортировании материала под уклон не должна превышать 1,6 м/с.
Для транспортирования рядовых углей при соответствующих технико-экономических обоснованиях по согласованию с органами Госгортехнадзора допускается увеличение скорости до 3,15 и/с. При влажности углей менее 6% вдоль всего конвейера должно быть предусмотрено одинарное укрытие, а в пунктах перегрузок должны быть предусмотрены мероприятия по пылеподавлению.
2.27.5. При выдаче полезного ископаемого на поверхность ленточными конвейерами по наклонному стволу - скорости конвейеров транспортной линии от наклонного ствола до пункта погрузки, склада или аккумулирующих бункеров должны быть не менее скорости наклонного конвейера, установленного в стволе.
* 2.27.6. В специальных случаях рекомендуется принимать скорости движения ленты при ручной породовыборке -в соответствии с действующими правилами безопасности:
при транспортировании сильно пылящих материалов -
0,8-1,0 м/с*
при наличии двухбарабанной сбрасывающей тележки -
до 2,0 м/с.
2.27.7. Перемещение передвижных (катучих) конвейеров и барабанных сбрасывающих тележек - со скоростью не более 0,6 м/с.
к 2.28. Для стационарных и передвижных ленточных конвейеров следует предусматривать, как правило, резинотканевую ленту из синтетических тканей. Количество тяговых
12.
тканевых прокладок ленты определять расчетом. Толщину обкладок в зависимости от типа и вида лент-по ГОСТ 20-85х.
Для помещений классов В-I, B~Ia, В-16, В—IX, В-Па, П-1, П-Н, П-Па, П-Ш должны применяться только негорючие ленты.
к 2.29. В конструкциях ленточных конвейеров следует принимать:
2.29.1. футерованные приводные барабаны для помещений классов В-I, B-Ia, В-16, B-II, В~Па, В-I, П-IIa, П-Ш. футеровку барабанов в этих случаях, так же как и амортизирующих роликов, производить негорючими материалами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию конвейеров в помещениях указанных классов.
2.29.2. Тормоза - при приведенном угле конвейера >7° и ширине ленты В ^ 800 мм и при угле > 5° и ширине ленты
В ^1000 мм. 0,056 QH^-W, где N - мощность на ваду приводного барабана (кВт), Q - производительность конвейера (т/ч), Н - высота подъема (м).
Величина тормозного момента, определяемая расчетом, должна быть не менее 1,4 статического. Для конвейеров с утлом наклона более 6° тормозной момент должен быть не менее двухкратного статического момента. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.
2.29.3. Тормозные устройства с грузовым или пружинным замыканием; размыкание должно быть электромагнитное или электрогидравлическое. При эксплуатации конвейеров в помещении классов В-Х, B-Ia, В-16, B-II, П-I, П-1Х, Д-Иа,
Л-Ш привод тормозов должен соответствовать требованиям ПУЭ.
2.29.4. Грузовое натяжное устройство или устройство, обеспечивающее автоматическое натяжение л-знты. Допускается применение винтового натяжного устройства при длине конвейера до 45 м.
2.29.5. Для наклонных ленточных конвейеров - устройства (ловители) для надежного улавливания ленты при обрыве.
13
Конвейеры, работающие при угле наклона более 7°, должны оснащаться устройствами, улавливающими верхнюю ветвь ленты; в тех случаях, когда приведенный угол наклона конвейера превышает 10° или участок конвейера длиной более 15% всей длины установки имеет угол наклона более 16°,нижняя ветвь оснащается ловителями.
Сроки оснащения конвейеров ловителями устанавливаются Министерством по согласованию с Госгортехнадзором России.
2.29.6. Защиту принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022~80х.
2.30. Для монтажа и технического обслуживания конвейеров проектом следует предусматривать оборудование для навески и замены конвейерных лент, приспособление для стыковки лент, грузоподъемные средства над приводной и натяжной •станциями и над разгрузочным барабаном.
Погрузка и складирование угля
2.31. Погрузку продукции шахт, разрезов и ОФ следует производить с применением следующих схем погрузки:
погрузка угля непосредственно в транспортные средства;
с предварительным накоплением угля в оперативных углескладских помещениях; ,
комбинированная погрузка угля непосредственно в транспортные средства в сочетании с погрузкой через оперативную емкость.
Погрузку угля непосредственно в транспортные средства следует предусматривать при условии гарантированного обеспечения их ритмичной подачи, что должно быть согласовано с владельцами этих средств и обосновано технико-економическим сравнением вариантов.
Комбинированную схему погрузки следует применять при регламентации ГОСТ на отгружаемую продукцию по содержанию в ней мелочи или невозможности обеспечения ритмичной подачи транспортных средств под погрузку.
2.32. При проектировании погрузочно-складского хозйст-
ва должны предусматриваться мероприятия по снижению измельчения сортовых углей и антрацитов: наклонные стенки бунке
ров, спиральные спуски, конвейерные стрелы, а также другие меры в соответствии с рекомендациями раздела "Комплекс обеспыливания" настоящих норм.
2.33. Режим работы погрузочно-складских комплексов по отгрузке продукции должен быть согласован с заказчиком орга-низациями-владельцами транспортных средств.
2.34. В качестве оперативных углескладских сооружений следует принимать:
бункера, в которых складируемый уголь при разгрузке передается к выпускным отверстиям под действием гравитационных сил;
склады, в которых складируемый уголь при разгрузке перемещается принудительно при помощи различных механизмов.
2.35. Проектом должно предусматриваться выполнение в оперативных углескладских сооружениях следующих производственных операций:
подача угля и его распределение по площади склада или бункеров;
подача угля на погрузочный комплекс или непосредственно в вагоны.
Необходимость проведения в углескладских сооружениях технологических операций по усреднению качества отгружаемого угля с целью доведения его до соответствия требованиям стандартов должна быть обоснована проектом с учетом принятой технологии его добычи и других влияющих факторов. Усреднение, как правило, не должно вызывать увеличение емкости бункеров, определенной в соответствии с настоящими нормами. Требуемое для усреднения количество ячеек бункеров следует определять проектом.
"Временные нормы технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов и обогатительных фабрик" разработаны институтами "Центрогипрошахт" (В.М.Еремеев, А.С.Стельмухов, И.А.Новикова, С.Д.Шейнберг, Г.Я.Пейсахо-вич, Б.М.Щербаков, А.С.Богомолов), "Донгипрошахт" (А.Н.Буга-енко, В.А.фрейман), "Шгипрошахт" (Г.М.Заславский, В.Ф.Семи-кин), "Днепрогипрошахт" (В.С.Мочков, А.И.Радич, В.С.Каболоц-кий, А.В.Новиков), "Уралгипрошахт" (В.И.Масленников, В»Е.Ми~ неев), ВНИИОСуголь (А.А.Харионовский, Л.Н.Мышинский, Ф.И.Ма-човей) с участием проектных и научно-исследовательских институтов "Гипрошахт", "Ростовгипрошахт", "Луганскгипрошахт", "Карагандагипрошахт", "Кузбассгипрошахт", "Востсибгипрошахт", "УкрНИИпроект", "ПечорНИИпроект".
Настоящие нормы состоят из двух книг. В книге 2 приведены разделы: "Связь и сигнализация", "Ремонтно-механические мастерские шахт и обогатительных фабрик", "Шахтные расходные склады".
3.
Временные нормы техно-: логического проектнро-: :вания поверхности : ; угольных и сланцевых : :шахт, разрезов и обо- : ;гатительных фабрик :
Комитет угольной промышленности Минтопэнерго России
Взамен ВИТП 4-86» 0НТГ1 4-86,ОНТП 6-85 Минуглепрома СССР и "Изменений..." к ним (1987г.)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.I. Настоящие нормы распространяются на проектирование строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, подготовки новых горизонтов угольных и сланцевых шахт, разрезов, обогатительных фабрик и сортировок*
1*2. При проектировании следует руководствоваться нормами технологического проектирования угольных и сланцевых шахт, разрезов и обогатительных фабрик, правилами безопасности (ПБ), правилами технической эксплуатации (ПТЭ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и другими нормативно-методическими документами.
В настоящих нормах пункты, обязательные для использования при проектировании, помечены знаком " # Остальные пункты являются рекомендательными.
к 1.3. Здания и сооружения поверхности угольных предприятий должны проектироваться с учетом требований "Инструкции по проектированию зданий и сооружений со взрывопожароопасным характером производства и пожарной защиты поверхности шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик" (Центрегииро-хахт, 1993 г.), а также "Перечня категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон" (Центропшрошахт, 1992 г.).
Внесены Научно-исследовательским и проектным институтом угольной промышленности "Центрогипрошахт
Срок введения в действие
I марта 2993г.
Утверждена Комитетом угольной промышленности протоколом от 08.12.92
4
1.4. В проектах вновь строящихся шахт» разрезов и обогатительных фабрик следует предусматривать отдельные производства (цехи) по использование породы для производства кирпича» щ§бня и других строительных материалов, а также по использованию опилок, стружки, коры для производства ДСП и других изделий*
1.5. Проектом должна предусматриваться полная механизация подъемно-транспортных операций при ремонте и замене оборудования.
1*6. Цроцессы дробления и грохочения угля, а также желоба и трубопроводы следует разрабатывать по "Временным нормам технологического проектирования обогатительных фабрик" ВНТП 3-92.
1.7. Фонд времени и режим работы объектов поверхности, их машин и оборудования должен соответствовать фонду времени и режиму работы подъемных установок шахт и горнотранспортного оборудования разрезов.
1.8. Численность рабочих, инженерно-технических работников и служащих определяется расчетом*
* 1*9. Цри проектировании объектов поверхности шахт, разрезов и обогатительных фабрик должны соблюдаться требования общегосударственных и отраслевых документов fio вопросам охраны окружающей природной среды.
2. ШИтТШШЛ КОМПЛЕКС ПОВЕИШОСШ
Прием и обработка угля и породы
2.1. Для приема угля и породы при выдаче их скипами следует, как правило, предусматривать приемные бункера*
Вместимость приемных бункеров скиповых подъемов предусматривать в соответствии с "Цравилами технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт" (Минуглепром СССР, 1975 г.)
5.
2.2. Необходимость, устройства приемного бункера и его вместимость при выдаче угля конвейером должна обосновываться проектом.
к 2.3, При расположении угольных и породных подъемов в вентиляционных стволах с исходящей струей при всасывающем способе проветривания приемные бункеры и помещения, непосредственно связанные со стволом, должны предусматриваться герметическими.
Герметизацию угольных бункеров и воронок следует осуществлять, как правило, постоянным слоем угля в трубах, устанавливаемых под приемными бункерами. Высоту труб герметизации необходимо принимать от двух до трех метров в зависимости от величины депрессии и гранулометрического состава угля. При приеме высоковлажных углей допускается осуществлять герметизацию герметическими разгрузочными устрюйства-ми. Для герметизации породных приемных бункеров и надбун-керных помещений следует предусматривать установку разгрузочных устройств со шлюзовой камерой. Для двухскиповых угольных и породных подъемов допускается принимать одно сдвоенное разгрузочное устройство, а также использовать в качестве емкостной части разгрузочного устройства железобетонный бункер.
2.4. Для выдачи угля и породы из приемных бункеров и воронок следует предусматривать питатели. Тип питателя определяется проектом в зависимости о* производительности потока и характеристики транспортируемых продуктов.
2.5. Углы наклона к горизонтальной плоскости стенок приемных воронок (бункер») следует принимать:
для сухих неслеживающихся углей - не менее 50°;
для влажных либо слеживающихся углей - не менее 60°;
для породы - 60-70° в зависимости от ее влажности и
липкости.
2.6. Разгрузочные отверстия бункеров и воронок должны обеспечивать свободное истечение материала и иметь линейный размер в одном измерении, превышающий не меное чем в три раза максимальную крупность куска.
6.
2.7. Приемные бункера и воронки следует проектировать с наклонными поверхностями, футерованными износоустойчивыми материалами, либо защищенными самофутеровкой, обеспечивающими уменьшение износа стенок и налипание угля. Необходимость применения принудительной очистки стенок бункера (принудительного обрушения угля) определять проектом исходя из опыта эксплуатации аналогичных предприятий. Для предотвращения примерзания влажного угля к стенкам бункеров (воронок) их наклонные поверхности размещать в отапливаемых помещениях.
2.8. Для шахт и разрезов следует, как правило, применять технологические схемы обработки угля, включающие:
удаление посторонних предметов из угля крупностью 100
(150) мм;
удаление из угля металлических предметов;
дробление угля до крупности, требуемой ГОСТ, ТУ;
обогащение угля (при необходимости) до качества, соответствующего требованиям потребительских ГОСТ, ТУ.
Необходимость обогащения угля на шахте (разрезе) устанавливается технико-экономическим обоснованием, глубина и технология обогащения угля определяется направлениями использования и требованиями потребителя к качественной характеристике угля.
2.9. Технические решения по выборке посторонних предметов следует принимать в соответствии с требованиями "Временных правил технической эксплуатации углеобогатительных, брикетных фабрик и сортировок” (Центрогипрошахт, 1967 г.).
2.10. Проектирование обогатительных цехов угольных шахт и разрезов следует производить по "Временным нормам технологического проектирования обогатительных фабрик"
ВНТП 3-92.
2.11. Транспорт угля от приемных бункеров и его обработку следует предусматривать, как правило, одной транспортно-технологической линией. При двух и более шахтовыдачах количество приемных бункеров и технологических линий должно определяться проектом.
7.
2.12. Выбор способа передачи угля, добываемого шахтой, разрезом или обогащенного фабрикой, на котельную и на местные нужды (из потока или из-под погрузочных бункеров) определяется компоновкой зданий и сооружений зтих предприятий. Сорт передаваемого на котельную угля определяется применяемым типовым проектом котельной.
Транспорт ленточными конвейерами и желобами
2.13. При проектировании транспорта ленточными конвейерами следует предусматривать:
2.13.1. Ленточные конвейеры с желобчатой формой ленты к углом наклона роликов 30°, обеспечивающие по возможности бесперегрузочное транспортирование по всей длине трассы.
2.13.2. Ленточные конвейеры с плоской формой ленты при ручной породоотборке и выборке посторонних предметов. Скорость ленты такого конвейера не должна превышать 0,4 м/с, а ширина полотна быть не менее 1200 мм. Рекомендуется применение плоской ленты также на конвейерах длиной до 15 м.
2.13.3. Реверсивные (катучие) конвейеры для разгрузки грузов в нескольких точках по трассе; барабанные разгружа— тели и другие типы промежуточных разгрузочных устройств, применение которых следует обосновывать проектом.
2.14. Конструкция ленточных конвейеров должна приниматься по каталогу № 1-87 "Конвейеры ленточные" института "Союзпроммеханизация".
Определение параметров ленточных конвейеров следует производить по методике, приведенной в РТМ 24.093.04-80 "Основные требования к проектированию ленточных конвейеров общего назначения" (Минтяжмаш СССР, 1980 г.)-.
se 2.15. Сечения галерей принимать в соответствии с требованиями" ГОСТ 12.2.022-80х и "Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и оку-сковании руд и концентратов" (Госгортехнадзор России, 1992г.), обеспечивающих необходимые по безопасности зазоры между выступающими частями конвейера (от габаритов погрузочных к разгрузочных устройств) и строительными конструкциями галереи.
8.
В галереях при ширине лента конвейера 800 мм и более предусматривать возможность размещения вдоль основного прохода монорельса по всей длине конвейера для перемещения грузоподъемных средств.
В наклонных и горизонтальных галереях большой протяженности рекомендуется в местах, удобных для доставки оборудования, устройство монтажных проемов; размеры проемов и расстояния между ними определяются проектом.
2.16. Размещение стационарных конвейеров следует предусматривать в помещениях, удовлетворяющих требованиям СНиП 2.09.02-85" "Производственные здания" и СНиЛ 2.05.07-91 "Промышленный транспорт".
2.17. Радиус перегиба участков трассы для ленточных конвейеров в вертикальной плоскости следует принимать в соответствии с расчетом по РГМ 24.093.04-80.
2.18. Разгрузочные и перегрузочные устройства ленточ-кьх конвейеров должны обеспечивать:
равномерную с применением питателей загрузку без пресыпи материала вдоль оси ленты конвейер», в том числе опережающую загрузку мелких классов (подсев) материалов;
направление грузового потока по направлению движения при скорости, близкой к скорости движения конвейера;
минимальную возможную высоту свободного падения материала на ленту. При высоте падения более 300 мм следует предусматривать меры для уменьшения силы удара кусков материала о грузонесущую ленту путем устройства гравитационных спускных желобов (лотков), каскадных спусков и пр.
* 2.19. В конструкциях загрузочных и перегрузочных устройств должны предусматриваться продольные направляющие борта для формирования потока поступающего на ленту материала s соответствии с требованиями РП1 24.093.04-80. На двиипй яршяе направдаицил бортов следует предусматривать явщвЕЭвцрв отборювф, которая должна иметь возможность
9.
выдвигаться по мере износа. Для материала отбортовки должна применяться негорючая антиэлектростятическая резина (для помещений класса В-1, В-Ia, В-16, В-П, 3-Па, П-I, П-П, П-Ла, ii-iil в соответствии с требованиями ПУЭ).
2.20. В зоне загрузочного устройства ленточных конвейеров следует устанавливать 3-5 амортизирующих желобчатых опор при крупности кусков транспортируемого материала более 60 мм вне зависимости от величины его насыпной массы, а также вне зависимости от кусковатости при насыпной массе материала более 2,0 т/мэ.
Стенки желобов и течек, принимающие удар транспортируемого материала, следует футеровать негорючими антиэлектро-статическими материалами.
2.21. Устройства для очистки ленты и барабанов от налипшей горной массы должны соответствовать требованиям РТМ 24.093.04-80 и каталога № 1-87 института "Союзпроммеханизация'.’
2.22. Предусматривать средства механизации и уборки просыпающегося материала вдоль конвейера в местах загрузки, перегрузки, установки приводных, натяжных и отклоняющих барабанов путем применения желобов для гидроуборки с необходимым уклоном для стока пульпы (в помещениях с температурой более +5°С) и другие механические устройства уборки помещений. Гидроуборку следует предусматривать при наличии на промплощадке производственной или шламовой канализации.
Для уборки просыпи на уровнях полов предусматривать герметизированные резиновые шторы и "окна" с приемными желобами и транспортирующими устройствами для доставки просыпи в основной поток материала.
* 2.23. Средства пылеулавливания и пылеподавления должны устанавливаться в соответствии с действующим в отрасли положением, согласованным с Госгортехнадзором России.
2.24. Предусматривать необходимые средства для автоматизированного управления и контроля за работой конвейерного транспорта, которые следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022-80х, ПУЭ, действующими отраслевыми