НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Стандарт
организации
Автомобильные дороги
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Часть 5
Устройство асфальтобетонных покрытий
из холодного асфальтобетона
СТО
НОСТРОЙ 2.25.40-2011
Москва
2012
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
|
Обществом с ограниченной
ответственностью «МАДИ-плюс»
|
2 ПРЕДСТАВЛЕН
НА УТВЕРЖДЕНИЕ
|
Комитетом по
транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от
21 ноября 2011 г. № 10
|
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
|
Решением Совета
Национального объединения строителей, протокол от 5 декабря 2011 г. № 22
|
4 ВВЕДЕН
|
ВПЕРВЫЕ
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1 Область
применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Термины
и определения. 3
4
Требования к материалам, холодным асфальтобетонным смесям и холодному
асфальтобетону. 4
5
Технология устройства покрытий из холодных асфальтобетонных смесей. 6
6 Контроль
качества работ и приемо-сдаточные испытания. 9
7 Техника
безопасности. 9
Приложение
А (обязательное) Технические требования к холодным асфальтобетонным смесям
извлечение из ГОСТ 9128. 10
Приложение
Б (рекомендуемое) Марки органических вяжущих материалов для приготовления
холодных асфальтобетонных смесей. 10
Приложение
В (рекомендуемое) Температура приготовления и время остывания холодных
асфальтобетонных смесей до температуры укладки и уплотнения. 11
Приложение
Г (обязательное) Физико-механические характеристики щебня и песка. 12
Приложение
Д (рекомендуемое) Схема организации контроля качества работ. 12
Библиография. 14
|
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой
стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением
Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г.
Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении
строителей Градостроительного кодекса
Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных
законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной
деятельности.
Авторский коллектив: докт. техн.
наук А.В. Руденский (ФГУП РосдорНИИ), канд. техн. наук Г.Н. Кирюхин
(ОАО СоюздорНИИ), канд. техн. наук М.С. Мелик-Багдасаров (ЗАО
Асфальттехмаш), канд. техн. наук Э.В. Котлярский (МАДИ), А.В.
Коротков (МАДИ).
Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф.
В.В. Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А. Хвоинского (СРО НП «МОД
СОЮЗДОРСТРОЙ»),
СТАНДАРТ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Автомобильные
дороги
УСТРОЙСТВО
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Часть
5
Устройство
асфальтобетонных покрытий из холодного
асфальтобетона
Roads
Installation of asphalt concrete road pavements
Part 5. Installation of cold asphalt concrete pavements
|
1 Область применения
Настоящий стандарт организации распространяется на
автомобильные дороги и устанавливает правила производства работ при устройстве
асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог из холодного асфальтобетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ
3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические
условия
ГОСТ
8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.
Технические условия
ГОСТ
8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ
9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Технические условия
ГОСТ
11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ
12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и
аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ
30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления
колеса автомобиля с дорожным покрытием
ГОСТ
31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночномастичные.
Технические условия
ГОСТ
Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по
условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ
Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров
типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ
Р 52128-2003. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ
Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных
смесей. Технические условия
СНиП
12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
СНиП
12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные
дороги
СНиП 3.06.03-85 Автомобильные
дороги
СТО
НОСТРОЙ 2.25.36-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных
дорог. Часть 1. Общие положения
СТО
НОСТРОЙ 2.25.37-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных
дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно
проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной
системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа
Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по
ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1
января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при
пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным)
документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1 асфальтоукладчик: Самоходная машина,
предназначенная для приемки, распределения, выравнивания и предварительного
уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий.
3.2 битум модифицированный полимером: Органическое
вяжущее, полученное после введения в битум модифицирующих добавок полимеров с
целью изменения свойств материала для достижения требуемых показателей.
3.3 вибрационный каток: Самоходная дорожная машина на
гладких металлических вальцах, один или два из которых являются вибрационными
для послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов
конструктивных слоев дорожной одежды.
3.4 винтовой шнек: Рабочий орган асфальтоукладчика
для равномерного распределения смеси по ширине укладываемой полосы.
3.5 выглаживающая плита: Рабочий орган
асфальтоукладчика статического или вибрационного типа для создания поперечного
профиля, выравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя заданной
толщины и ширины.
3.6 гладковальцовый каток: Самоходная дорожная машина
на гладких металлических вальцах, с помощью которых производится послойное
уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев
дорожной одежды.
3.7 каток на пневматических шинах: Самоходная
дорожная машина на пневматических шинах с гладким или рифленым протектором для
послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов
конструктивных слоев дорожной одежды.
3.8 комбинированный каток: Самоходная дорожная
машина, имеющая один гладкий металлический вибрационный валец на одной оси и
пневматические шины на другой оси, для послойного уплотнение конструктивных
слоев нежесткой дорожной одежды из асфальтобетонных смесей и других материалов.
3.9 поверхностно-активное вещество: Минеральные или
органические добавки, вводимые в смесь для повышения сцепления вяжущего с
поверхностью каменного материала или с целью регулирования процессов
формирования в смеси.
3.10 покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий
усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию
атмосферных факторов.
3.11 полимерно-битумное вяжущее: Органическое
вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии
пластификатора или без него.
3.12 брус вибрационный (вибробрус): Вибрационный
уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими
вибраторами, размещенными в один ряд, применяющийся для предварительного
уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных,
цементогрунтовых и других смесей.
3.13 холодная асфальтобетонная смесь: Рационально
подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка),
жидкого дорожного битума или битумной эмульсии (с полимерными добавками или без
них), взятых в определенных рациональных соотношениях и перемешанных в нагретом
состоянии.
3.14 холодный асфальтобетон: Уплотненная холодная
асфальтобетонная смесь.
4 Требования к
материалам, холодным асфальтобетонным смесям и холодному асфальтобетону
4.1 Требования к материалам
4.1.1 Для приготовления холодного асфальтобетона применяют
щебень из
плотных горных пород по ГОСТ
8267 и щебень из металлургических шлаков по ГОСТ
3344 с размером фракций от 5 до 40 мм. Физико-механические характеристики
щебня в зависимости от типа и марки смеси приведены в таблице Г.1 (приложение Г).
Примечание - Для смесей II марки допускается снижать
износостойкость щебня на одну марку при соответствующем технико-экономическом
обосновании.
4.1.2 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой
формы в щебне должно быть не более, % по массе:
- 10 - для смесей I марки;
- 20 - для смесей II марки.
4.1.3 Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из
гравия должно быть не менее, % по массе:
- 90 - для смесей I марки;
- 80 - для смесей II марки.
4.1.4 Номинальный максимальный размер щебня и вид асфальтобетона
рекомендуется назначать в зависимости от толщины устраиваемого конструктивного
слоя в соответствии с данными таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Показатели
|
Вид
асфальтобетона
|
высокопористый
щебеночный
|
Бх,
Вх
|
Гх,
Дх
|
Толщина слоя,
см
|
5,0 - 15,0
|
4,0 - 5,0
|
4,0 - 5,0
|
Расход смеси,
кг/м2
|
125 - 375
|
100 - 125
|
95 - 120
|
Примечание
- Расход смеси указан из расчета истинной плотности минеральной части в
пределах 2,7 - 2,8 г/см3 и является ориентировочным.
|
4.1.5 Природный песок должен
отвечать требованиям ГОСТ
8736.
4.1.6 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать
требованиям ГОСТ
8736 и таблице Г.2 (приложение Г). Марка по прочности песка
должна быть не ниже 1000, содержание глинистых частиц, определяемых методом
набухания, не более 0,5 %, а содержание зерен мельче 0,16 мм в песке не должно
превышать 20 %.
Примечание - В смесях II марки допускается применять шлаковый
песок, соответствующий требованиям ГОСТ
3344, песок из отсевов дробления осадочных (карбонатных и других) горных
пород с прочностью от 600 до 1000, а также природный песок в соотношении с
песком из отсевов дробления не более чем 1:1.
4.1.7 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям
ГОСТ
Р 52129. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается
применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания
смесительной установки в количестве до 50 % по массе в смесях I марки и без
ограничения в смесях II марки.
4.1.8 Содержание глинистых частиц в пыли улавливания по
методу набухания в цилиндре не должно превышать 5,0 % по массе.
4.1.9 В качестве вяжущих применяют:
- битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ
11955;
- битумные эмульсии по ГОСТ
Р 52128;
- органические вяжущие, полученные на основе
полимерно-битумных вяжущих дорожных (на основе блоксополимеров типа
стирол-бутадиен-стирол по ГОСТ
Р 52056), а также другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами, включая
модифицированные, по техническим условиям производителя. Марка исходного
битума, полимерно-битумного вяжущего и битума модифицированного полимером
должна соответствовать климатическим и транспортно-эксплуатационным условиям
применения холодного асфальтобетона в покрытии автомобильных дорог в
соответствии с таблицей Б.1
(приложение Б).
4.1.10 Для холодных асфальтобетонных смесей может
использоваться эмульсия ЭБК-3 или ЭБПК-3 в соответствии с таблицей Б.2 (приложение Б).
4.1.11 В качестве замедлителя скорости распада эмульсий при
подборе ее состава применяются растворы эмульгаторов, при приготовлении которых
используются поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа жирных полиаминов,
амидоаминов, имидазолинов и четвертичных аммониевых солей или сульфат алюминия.
4.1.12 В качестве фибры для повышения эксплуатационных
свойств эмульсионного вяжущего допускается использовать стекловолокно в виде
непрерывной нити, подлежащей измельчению специальной установкой до 0,5 - 3,0 см
или в заранее измельченном виде путем предварительного введения в смесь.
Используемое стекловолокно должно иметь линейную плотность не менее 2400 текс,
влажность не более 0,2 % и не содержать загрязняющих примесей.
4.1.13 При неудовлетворительной адгезии битумного вяжущего к
поверхности каменных материалов по пункту 24 ГОСТ 9128 необходимо применять добавки ПАВ и активаторов, чтобы обеспечить
требуемую водостойкость асфальтобетона.
4.2 Холодные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон
4.2.1 В зависимости от крупности заполнителя холодные
асфальтобетонные смеси подразделяются на виды:
- крупнозернистые;
- мелкозернистые;
- песчаные.
Максимальный размер щебня или гравия и вид асфальтобетона
рекомендуется назначать в соответствии с пунктом 4.1.12. СТО
НОСТРОЙ 2.25.37.
4.2.2 В зависимости от применяемого крупного заполнителя
холодные асфальтобетонные смеси делятся на щебенистые и гравийные.
4.2.3 В зависимости от содержания каркасных зерен смеси
бывают среднещебенистые (Бх), малощебенистые (Вх) и
песчаные из дробленого (Гх) и природного (Дх) песка.
4.2.4 В зависимости от остаточной пористости холодные смеси
могут быть высокопористыми и плотными.
4.2.5 Холодные смеси и холодный асфальтобетон в зависимости от
качества применяемых материалов подразделяют на марки, приведенные в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Классификация холодных асфальтобетонных смесей
по маркам
Вид и тип
смесей и асфальтобетонов
|
Номинальный
максимальный размер щебня, мм, не более
|
Марка
|
Высокопористые
щебеночные
|
40
|
I
|
Щебеночные (Бх,
Вх)
|
20
|
I, II
|
Гравийные (Бх,
Вх)
|
20
|
II
|
Песчаные Гх
|
10
|
I, II
|
Песчаные Дх
|
10
|
I
|
4.2.6 Зерновые составы минеральной части
смесей должны отвечать требованиям таблицы А.1 (приложение А).
4.2.7 Пористость минеральной части различных типов холодных
асфальтобетонов должна быть не менее:
- Бх - 18%;
- Вх - 20%;
- Гх, Дх - 22 %;
- высокопористых щебенистых - 19 %.
4.2.8 Холодные асфальтобетоны типов Бх, Вх,
Гх и Дх должны иметь остаточную пористость от 6,0 % до
10,0 %, а водонасыщение - от 5,0 % до 9,0 % по объему.
4.2.9 Слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей
оценивается числом ударов груза по конусу по ГОСТ
12801, не более 10.
4.2.10 Технические требования к показателям
физико-механических свойств холодных асфальтобетонных смесей в зависимости от
дорожно-климатической зоны и марки смеси приведены в таблице А.2 (приложение А) и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта.
4.2.11 Технические требования к
показателям физико-механических свойств высокопористых щебеночных холодных асфальтобетонных
смесей для устройства нижних слоев дорожных покрытий и оснований приведены в
таблице А.3 (приложение А) и должны соответствовать
требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта.
4.2.12 Холодные смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию
при хранении в накопительных бункерах и штабелях, транспортировании и
загрузке-выгрузке.
4.2.13 Смеси должны быть однородными и иметь блестящий
черный цвет. Однородность смесей оценивается по ГОСТ
12801 коэффициентом вариации водонасыщения, который должен быть не более
0,15.
5 Технология устройства
покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
5.1 Общие положения
5.1.1 Покрытие из холодного асфальтобетона следует
устраивать при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С на основаниях
с положительной температурой. Для укладки холодных асфальтобетонных смесей при
пониженных температурах воздуха необходимо разрабатывать специальный
технологический регламент.
5.1.2 В состав работ по устройству покрытий из холодного
асфальтобетона
входят следующие технологические операции:
- подготовительные работы;
- приемка доставленной асфальтобетонной смеси и выгрузка в
бункер асфальтоукладчика или другого механизма;
- укладка смеси асфальтоукладчиком или другим механизмом;
- уплотнение уложенного слоя.
5.1.3 Темп укладки холодной асфальтобетонной смеси должен
быть непрерывным и согласован с запасами, предварительно заготовленными на
приобъектном складе или на складе асфальтобетонного завода, количеством
транспортных средств для доставки смеси, производительностью асфальтоукладчика
(асфальтоукладчиков) и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп
работ устанавливается проектом производства работ.
5.1.4 Для укладки смеси рекомендуется применять
асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного
уклона.
5.1.5 Для уплотнения покрытий из асфальтобетонной смеси
применяют дорожные катки массой от 8 до 18 т.
5.2 Подготовительные работы
5.2.1 Подготовительные работы при устройстве покрытий из
холодных асфальтобетонных смесей производят в соответствии с пунктами 5.2.1 -
5.2.4 СТО
НОСТРОЙ 2.25.36.
5.2.2 Приготовленную асфальтобетонную смесь в зависимости от
конструкции асфальтосмесительной установки перемещают в накопительный бункер и
затем на склад холодной асфальтобетонной смеси на асфальтобетонном заводе или в
кузов автомобиля-самосвала для транспортирования на временный приобъектный
склад в непосредственной близости от места укладки смеси в покрытие.
5.2.3 Укладка смеси в штабель приобъектного склада или
склада асфальтобетонного завода во избежание слеживаемости должная
производиться после ее остывания до температуры окружающего воздуха.
Температуру смеси при перевозке можно ориентировочно определить по зависимости В.1 и таблице В.2 (приложение В).
5.2.4 Хранение холодной асфальтобетонной смеси в летний
период возможно в открытом штабеле высотой не более 2 метров в течение 2
месяцев во избежание слеживаемости.
5.2.5 Зимой хранение смеси необходимо организовать в
закрытом складе или под навесом.
На территории асфальтобетонного завода целесообразно
предусмотреть склад временного хранения остывающей холодной асфальтобетонной
смеси емкостью, позволяющей разместить смесь, в количестве до 1 сменной
выработки асфальтобетонного завода.
Примечание - При стесненных условиях организуется временная
площадка для хранения холодной асфальтобетонной смеси, выпущенной
асфальтосмесителем за 3 - 5 ч работы асфальтобетонного завода.
5.3 Доставка смеси на объект
5.3.1 Необходимое количество и грузоподъемность транспортных
средств и технологические этапы перевозки определяют в соответствии с пунктами
5.3.1 - 5.3.3 СТО
НОСТРОЙ 2.25.36.
5.3.2 Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке
потребителю должна быть равна температуре воздуха, но не выше плюс 35 °С. При
больших расстояниях перевозки и предполагаемом хранении смеси в штабеле на
приобъектном складе допускается отгрузка неостывшей смеси.
5.3.3 Дальность и продолжительность транспортирования
холодных асфальтобетонных смесей не ограничена. При отгрузке еще неостывшей
смеси необходимо определить время ее остывания в процессе перевозки по формуле
(В.1) и рисунку В.2 (приложение В).
5.3.4 Требуемое количество автомобилей-самосвалов
соответствующей грузоподъемности определяется с учетом состояния автомобильных
дорог, погодноклиматических условий, емкости и удаленности приобъектного склада
для временного хранения холодной асфальтобетонной смеси.
5.3.5 Производитель работ на объекте перед разгрузкой
автомобиля-самосвала должен убедиться, что доставлен необходимый вид холодной асфальтобетонной
смеси. Если смесь не соответствует предъявляемым требованиям, согласно 4.2.11 настоящего стандарта, то
машина с забракованной смесью отправляется на асфальтобетонный завод.
5.4 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
5.4.1 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных
смесей осуществляется в соответствии с пунктами 5.4.1 - 5.4.9, 5.4.11 СТО
НОСТРОЙ 2.25.36.
Примечание - Предварительно необходимо осуществить прорезку
ранее уложенного и уплотненного слоя асфальтобетонного покрытия на всю его
толщину по линии поперечного стыка с помощью нарезчика с алмазным диском, а
затем удалить лишний материал в подготавливаемой зоне за линией стыка.
Местоположение линии стыка определяется с помощью 3-метровой рейки,
прикладываемой в продольном направлении в месте сопряжения.
5.5 Уплотнение асфальтобетонных слоев
5.5.1 Холодную асфальтобетонную смесь уплотняют дорожными
катками после распределения ее асфальтоукладчиком.
Примечание - Уплотнение следует начинать с поперечного
сопряжения полос.
5.5.2 При уплотнении слоев покрытий толщиной до 10 см
рекомендуется использование катков на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до
8 проходов по одному следу) или гладковальцовых катков массой от 6 до 10 т (от
4 до 6 проходов).
Уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с
активированными материалами допускается производить катками массой от 10 до 13
т, если в процессе уплотнения не появляются трещины.
5.5.3 При устройстве оснований толщиной слоя от 10 до 18 см
используется самоходный каток на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до 8
проходов), затем гладковальцовый каток массой от 10 до 12 т (от 4 до 6 проходов
по одному следу).
5.5.4 Рабочая скорость движения катков при первых двух
проходах не должна превышать 2 - 3 км/ч, при последующих - 12 - 15 км/ч.
5.5.5 Давление в шинах катка в начале уплотнения должно быть
не более 0,3 МПа, при окончании - 0,8 МПа.
5.5.6 При движении катков необходимо исключить резкое
торможение и реверсирование.
5.5.7 Первый проход каток должен совершить по краю ранее
уложенной полосы. При этом валец должен выходить за край полосы на 5 - 10 см. В
процессе уплотнения катки должны осуществлять челночное движение по укатываемой
полосе в продольном направлении, перекрывая каждый след на 20 - 30 см в
поперечном направлении. Уплотнение надо начинать от краев к оси дороги, а затем
от оси к краям. Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по
ширине укатываемого полотна, что достигается одинаковым числом проходов катков
по одному следу.
5.5.8 При большой ширине укладки и высоком темпе работ катки
располагаются уступом друг за другом и перемещаются каждый по своей полосе
уплотнения с перекрытием следа (переднего катка задним) на 20 - 30 см. Совершив
один двойной проход, катки смещаются поперек полосы укладки на ширину вальцов с
учетом перекрытия следа. После уплотнения покрытия по всей ширине укладки катки
возвращаются на исходную позицию (на первую полосу уплотнения), после чего цикл
проходов повторяется. Расстояние между катками в данном случае ограничивается
условиями требований техники безопасности и может составлять от 2 до 3 м.
Необходимо исключить остановку катков на неуплотненном слое.
Примечание - Длина микрозахватки уплотнения зависит от принятой
схемы организации работ, подвоза асфальтобетонной смеси, ширины проезжей части
и ширины укладки и может составлять от 50 до 60 м, а в стесненных условиях - от
30 до 40 м.
5.5.9 В зависимости от погодно-климатических условий в
начальный период эксплуатации покрытия из холодного асфальтобетона необходимо
для его доуплотнения и формирования организовать регулирование движения
автомобильного транспорта по разным полосам наката путем установки ограждений.
Необходимо исключить проезд автомобилей по одной полосе наката и ограничить
скорость движения 40 км/ч путем установки временных дорожных знаков.
6 Контроль качества
работ и приемо-сдаточные испытания
6.1 Операционный контроль качества устройства
асфальтобетонных покрытий
6.1.1 Операционный контроль осуществляют в полном
соответствии с пунктами 6.1.1 - 6.1.14 СТО
НОСТРОЙ 2.25.37.
6.1.2 Схема проведения контроля качества асфальтобетонной
смеси приведена в приложении Д.
6.2 Приемочный контроль
6.2.1 Приемку работ при устройстве дорожных асфальтобетонных
покрытий осуществляют согласно СНиП
3.06.03, в полном соответствии с пунктами 6.2.1 - 6.2.13 СТО
НОСТРОЙ 2.25.37.
6.2.2 Степень уплотнения холодного асфальтобетона в
конструктивных слоях оценивают согласно СНиП 3.06.03 по показателю «коэффициент
уплотнения», который должен быть не ниже 0,96.
7 Техника безопасности
7.1 При проведении работ по устройству асфальтобетонных
покрытий необходимо соблюдать требования СНиП 12-03,
СНиП
12-04, СНиП 3.06.03, а
также должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автотранспорта.
7.2 До начала работ по устройству асфальтобетонного покрытия
необходимо оградить участок работ дорожными знаками, а движение автотранспорта
направить в объезд (расстановка дорожных знаков производится в соответствии с ВСН
37-84 [11]).
7.3 Люди, находящиеся на площадке, должны иметь
установленную спецодежду.
7.4 В случаях проведения работ в вечернее и ночное время
необходимо организовать соответствующее освещение места работ с помощью
прожекторов или мощных светильников на временных опорах. Установить в зоне
работ специальное светотехническое предупреждающее оборудование в виде
импульсных сигнальных фонарей красного цвета (работающих от любого источника
питания мощностью не более 36 В) на высоте не менее 1,2 м и видных на
расстоянии не менее 50 м, а также импульсных инвентарных сигнальных стрелок,
указывающих направление движения общего транспорта.
7.5 При разгрузке автомобиля запрещают нахождение рабочих
между бункером асфальтоукладчика и автомобилем. Поднятый кузов автомобиля
разрешают очищать только специальным скребком с длинной ручкой, работая только
с земли, а не с колес или борта автомобиля.
7.6 Нахождение рабочих на покрытии во время его уплотнения
катками запрещается. Во время работ запрещают выход рабочих за ограждения и
нахождение на площадке посторонних лиц.
7.7 По окончании работ инструмент, инвентарь и защитные
приспособления должны быть убраны в специально отведенные места, не мешающие
движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные
места стоянки или ограждены в случае нахождения их на проезжей части.
Приложение А
(обязательное)
Технические
требования к холодным асфальтобетонным смесям
извлечение из ГОСТ 9128
Таблица А.1 - Требования к зерновому составу холодных
асфальтобетонных смесей
Вид тип смеси
и асфальтобетона
|
Размер зерен,
мм, мельче
|
40
|
20
|
15
|
10
|
5
|
2,5
|
1,25
|
0,63
|
0,315
|
0,16
|
0,071
|
Бх
|
100
|
90 - 100
|
85 - 100
|
70 - 100
|
50 - 60
|
33 - 46
|
21 - 38
|
15 - 30
|
10 - 22
|
9 - 16
|
8 - 12
|
Вx
|
100
|
90 - 100
|
85 - 100
|
75 - 100
|
60 - 70
|
48 - 60
|
38 - 50
|
30 - 40
|
23 - 32
|
17 - 24
|
12 - 17
|
Гх,
Дх
|
100
|
100
|
100
|
100
|
70 - 100
|
62 - 82
|
40 - 68
|
25 - 55
|
18 - 43
|
14 - 30
|
12 - 20
|
Высокопористый
щебеночный
|
90 - 100
|
55 - 75
|
35 - 64
|
22 -5 2
|
15 - 40
|
10 - 28
|
5 - 16
|
3 - 10
|
2 - 8
|
1 - 5
|
1 - 4
|
Таблица А.2 - Технические требования к плотному холодному
асфальтобетону для устройства верхних слоев покрытий
Предел
прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа, не менее
|
Значения для
марки и типа
|
I
|
II
|
Бх,
Вх
|
Гх
|
Бх,
Вх
|
Гх,
Дх
|
До прогрева:
|
- сухих
|
1,5
|
1,7
|
1,0
|
1,2
|
- водонасыщенных
|
1,1
|
1,2
|
0,7
|
0,8
|
- после длительного
водонасыщения
|
0,8
|
0,9
|
0,5
|
0,6
|
После прогрева:
|
- сухих
|
1,8
|
2,0
|
1,3
|
1,5
|
- водонасыщенных
|
1,6
|
1,8
|
1,0
|
1,2
|
- после длительного
водонасыщения
|
1,3
|
1,5
|
0,8
|
0,9
|
Таблица А.3 - Технические требования к высокопористому холодному асфальтобетону
для устройства нижних слоев покрытий и оснований
Наименование
показателя
|
Значения
|
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С,
МПа, не менее
|
0,7
|
Водостойкость, не менее
|
0,7
|
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
|
0,6
|
Водонасыщение, % по объему
|
10 - 18
|
Примечание
- Для крупнозернистых асфальтобетонов показатели предела прочности при сжатии
при 50 °С и водостойкости не нормируются.
|
Приложение Б
(рекомендуемое)
Марки
органических вяжущих материалов для приготовления холодных асфальтобетонных
смесей
Таблица Б.1 - Рекомендуемые марки жидких дорожных битумов для
приготовления асфальтобетонных смесей
Дорожно-климатическая
зона
|
Вид
асфальтобетона
|
Категория
автомобильной дороги
|
III
|
IV
|
Марка смеси
|
Марка битума
|
Марка смеси
|
Марка битума
|
I -
V
|
Из холодных
смесей
|
I
|
СГ 70/130
|
II
|
СГ 70/130
|
СГ 130/200
|
МГ 70/130
|
СГ 130/200
|
МГ 130/200
|
МГО 70/130
|
МГО 130/200
|
Таблица Б.2 - Рекомендуемые марки и область применения дорожных
эмульсий для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Класс эмульсии
|
Вид работы
|
ЭБА-3,
ЭБПА-3
|
Приготовление эмульсионно-минеральных смесей
плотного состава, в том числе грунтовых, с обязательным введением в смесь 1 %
- 2 % извести или 2 % - 3 % цемента
|
ЭБК-3, ЭБПК-3
|
Устройство тонкослойных шероховатых слоев износа.
Приготовление плотных эмульсионно-минеральных
смесей, в том числе грунтовых
|
Приложение В
(рекомендуемое)
Температура
приготовления и время остывания холодных асфальтобетонных смесей до температуры
укладки и уплотнения
Таблица В.1- Температура приготовления холодных
асфальтобетонных смесей
Вид
смеси
|
Температура
приготовления асфальтобетонной смеси в зависимости от условной вязкости по
вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с
|
Холодная
|
70
- 130
|
131
- 200
|
80
- 100
|
100
- 120
|
Рисунок
В.1 - Температура приготовления холодной асфальтобетонной смеси
Время остывания асфальтобетонной
смеси зависит от начальной температуры смеси при выпуске из асфальтосмесителя,
времени хранения на приобъектном складе (или на АБЗ), температуры воздуха,
расстояния и скорости перевозки.
где ti -
температура смеси в бункере асфальтобетона, °С;
tвозд -
температура воздуха, °С;
Lперев - расстояние перевозки, км;
Vперев - скорость перевозки, км/ч;
Тпогр - время перевозки, включая погрузку
и разгрузку, мин;
Тнач - температура смеси при выпуске из асфальтобетона,
°С.
Рисунок В.2 - Время остывания холодной асфальтобетонной смеси
до температуры 25 °С (в зависимости от температуры выпуска смеси из
асфальтосмесителя)
Приложение Г
(обязательное)
Физико-механические
характеристики щебня и песка
Таблица Г.1 - Физико-механические характеристики щебня в
зависимости от типа и марки смеси
Наименование
показателя
|
Значение
для смесей марки
|
I
|
Высокопористые
щебеночные
|
II
|
Высокопористые
щебеночные
|
Бх
|
Бх
|
Вх
|
Марка
по дробимости, не ниже:
|
- щебня из
изверженных и метаморфических горных пород
|
1200
|
800
|
1000
|
800
|
600
|
- щебня из
осадочных горных пород
|
1000
|
600
|
800
|
600
|
400
|
- щебня из
металлургического шлака
|
1200
|
800
|
1000
|
800
|
600
|
- щебня из гравия
|
1000
|
600
|
800
|
600
|
400
|
- гравия
|
-
|
-
|
-
|
600
|
400
|
Истираемость:
|
- щебня из
изверженных и метаморфических горных пород
|
И-1
|
-
|
И-2
|
И-3
|
-
|
- щебня из
осадочных горных пород
|
И-2
|
-
|
И-2
|
И-3
|
-
|
- щебня из гравия
и гравия
|
И-1
|
-
|
И-2
|
И-3
|
-
|
Морозостойкости
для всех видов щебня и гравия:
|
- для
дорожно-климатических зон I, II, III
|
F50
|
F25
|
F50
|
F25
|
F15
|
-
дорожно-климатических зон IV, V
|
F50
|
F25
|
F25
|
F15
|
F15
|
Таблица Г.2 - Физико-механические
характеристики песка из отсевов дробления.
Наименование
показателя
|
Значение
для смесей и асфальтобетонов марки
|
I
|
II
|
типа
|
Бх,
|
Бх,
Вх
|
Гх,
Дх
|
Марка по прочности песка из отсевов
дробления горных пород и гравия
|
1000
|
600
|
800
|
Содержание глинистых частиц,
определяемое методом набухания, % по массе, не более
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Приложение Д
(рекомендуемое)
Схема
организации контроля качества работ
Таблица Д.1 - Устройство покрытия
Технологические
процессы и операции, подлежащие контролю
|
Состав
контроля (что проверяется)
|
Метод,
средства контроля
|
Время
контроля
|
Место
контроля
|
Требования
и величина допустимых отклонений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Приемка
асфальтобетонной
смеси
|
Температура
|
Термометр
|
До
выгрузки
|
Каждый
автомобиль
|
Температура
воздуха
|
Укладка
асфальтобетонной
смеси
|
Ширина
слоя
|
Мерная
лента, металлическая рулетка
|
По
мере укладки до уплотнения
|
Не
реже, чем через 100 м
|
+10
см, < 10 % измерений с отклонениями от -15 до +20 см
|
Толщина
слоя неуплотненной смеси
|
Промерник,
щуп
|
По
мере укладки до уплотнения
|
Не
реже, чем через 100 м по оси и по краю укладываемой полосы
|
+20
% толщины слоя, < 10 % измерений с отклонениями +30 % от толщины
|
Качество
продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос
|
Визуально
и 3-метровой рейкой
|
В
процессе уплотнения
|
В
местах сопряжений
|
Ровность,
вертикальность кромок, обработанных битумом, перпендикулярность поперечных
швов оси покрытия
|
Поперечный
уклон
|
3-метровая
рейка с уровнем, универсальная линейка, нивелир
|
За
укладчиком на первых 3 - 5 метрах укладки и после 2 - 3 проходов катка
|
Не
реже чем через 100 м на каждой полосе
|
+0,010,
< 10 % измерений с отклонениями от -0,015 до +0,030
|
Уплотнение
слоя покрытия
|
Температура
смеси в начале уплотнения
|
Термометр
|
До начала
уплотнения
|
В уложенном
слое
|
Температура
воздуха, но не менее +10 °С
|
Число проходов
катка и степень уплотнения
|
Доступные
экспресс-методы и приборы
|
В процессе
уплотнения
|
Уплотняемый
слой
|
По
технологическому регламенту
|
Ровность
покрытия по просвету под 3 метровой, рейкой
|
3-метровая рейка
с промерником, универсальная линейка
|
После 2 - 3
проходов катка
|
Через 100 м на
0,5 - 1,0 м от каждой кромки, в 5-ти точках
|
До 5 (3) мм,
< 5 % измерений с отклонениям до +10 (6) мм
|
Приемка
покрытия
|
Высотные
отметки по оси
|
Нивелир
|
После уплотнения
|
Не реже, чем
через 100 м по оси
|
+50 (10) мм,
< 10 % измерений с отклонениям до +100 (20) мм
|
Водонасыщение
|
Керны
(вырубки), по ГОСТ
12801
|
Через 1 - 3
суток после укладки и через 15 - 30 суток
|
В трех местах
на 7000 м2
|
Соответствие ГОСТ
31015
> 90 %
измерений
|
Прочность
сцепления слоев
|
Керны
(вырубки)
|
Через 1 - 3
суток после укладки
|
В трех местах
на 7000 м2
|
По усилию при
разделении слоев
|
Измерение
ровности
|
По
согласованию с заказчиком
|
После
устройства покрытия
|
Участок для
сдачи-приемки
|
СНиП 3.06.03,
ГОСТ
Р 50597
|
Шероховатость
поверхности
|
Песчаное пятно
или аналог
|
Через 1 - 3
суток после укладки
|
Равномерно по
покрытию
|
По СНиП 3.06.03
|
Коэффициент,
сцепл. колеса с покрытием
|
ПКРС-2 по ГОСТ
30413
|
Оговаривается
с заказчиком
|
По полосам
наката
|
СНиП 2.05.02,
ГОСТ
Р 50597
|
Библиография
[1] Градостроительный
кодекс Российской Федерации
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002
г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании»
[3] (EN 13108-4:2006, IDT), (СТБ
EN 13108-4-2009) Государственный стандарт республики Беларусь. Смеси
битумные. Технические условия на материал. Часть 4. Горячеукатанный
асфальтобетон. (Cyмeci бiтумныя. Тэхнiчныя
умовы на матэрыял. Частка 4. Гарачаэкатаны асфальтабетон.
[4] ВСН
19-84 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных
дорог.
[5] ВСН
37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства
дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.
[6] ОДМ
218.1.001 «Рекомендации по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства»
[7] Приказ Минтранса России от 25.07.1994
№ 59. Правила
приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных
дорог.
[8] Порадек С.В. Опыт приготовления
разжиженного МАК-битума//Наука и техника в дорожной отрасли, №4, 2008
[9] EN 1097-8:2009 Tests for mechanical and physical properties of aggregates - Part 8:
Determination of the polished stone value.
[10] ZTV Asphalt-StB 07. Zusatzliche Technische Vertragsbedingungen und Richtlinien
fur den Bau von Verkehrsflachenbefestigungen aus Asphalt.
[11] BCH
37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства
дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.
Ключевые слова: холодная
асфальтобетонная смесь, холодный асфальтобетон, жидкие дорожные битумы,
битумные дорожные эмульсии, поверхностно-активные вещества, полимерно-битумные
вяжущие, битумы модифицированные полимерами, асфальтобетонный завод (АБЗ),
асфальтобетонные покрытия
|