Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

Купить НП 058-14 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Федеральные нормы и правила устанавливает цели, принципы и общие требования к обеспечению безопасности при обращении с РАО

 Скачать PDF

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2014 г., регистрационный № 34701

Оглавление

I Назначение и область применения

II Цели обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

III Принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

IV Общие требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами

V Обеспечение безопасности при обращении с удаляемыми радиоактивными отходами перед захоронением

VI Обеспечение безопасности при обращении с накопленными особыми и удаляемыми радиоактивными отходами

VII Требования к обеспечению безопасности при захоронении радиоактивных отходов

VIII Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, образующимися при добыче и переработке урановых руд и минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов

IX Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, накопленными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах жидких радиоактивных отходов и хвостохранилищах

X Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, образующимися при реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами

 
Дата введения17.02.2015
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.08.2014УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору347
РазработанФБУ НТЦ ЯРБ
ИзданРоссийская газета№ 24/1 от 06.02.2015 (спецвыпуск)
ИзданЖурнал Ядерная и радиационная безопасность2015 г. (№ 3/77)-2015)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

Страница 1

ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


№4(70)-2013


Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному нал юру


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ


УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору


от «_» ________ 20_г.



БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ.


ОКЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ II1I-058-XX


Введены в действие


с « »_20    г.


Москва 2013

Страница 2

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


N« 4 (70)-2013


I. Назначение и область применения


V


1.    Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, X® 7. ст. 808; 2001. № 29. ст. 2949; 2002, Хе 1, ст. 2; Xs 13, ст. 1180; № 46. ст. 4436; 2004. X® 35, ст. 3607; 2006, № 52. ст. 5498; 2007. X® 7, ст. 834; X® 49. ст. 6079; 2008, X® 29, ст. 3418; X® 30, ст. 3616; 2009, X» 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, X» 29. ст. 4281; № 30. ст. 4590; X® 30, ст. 4596; X® 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; X® 49, ст. 7025), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, Хе 29. ст. 4281) и постановлением Правительства Российской Федерации от I декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49. ст. 5600; 1999. X® 27, ст. 3380; 2000. № 28, ст. 2981; 2002, X® 4, ст. 325; X® 44, ст. 4392; 2003, X® 40. ст. 3899; 2005. № 23, ст. 2278; 2006. X® 50. ст. 5346; 2007, Xs 14. ст. 1692; X® 46, ст. 5583; 2008, X® 15, ст. 1549; 2012, X® 51, ст. 7203).


2.    Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают цели, принципы и общие требования к обеспечению безопасности при обращении с РАО.


3.    Используемые в настоящих федеральных нормах и правилах сокращения приведены в приложении X® 1. термины и определения - в приложении Xs 2 к настоящим федеральным нормам и правилам.


II. Цели обеспечения безопасное!и при обращении с радиоактивными отходами


4. Целями обеспечения безопасности при обращении с РАО являются:


обеспечение надежной защиты работников (персонала) и населения от радиационного вохтсйствия РАО сверх установленных нормами радиационной безопасности уровней;


обеспечение надежной изоляции ЖРО и ТРО от окружающей среды. зашита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного вохтсйствия сверх пределов, установленных нормами радиационной безопасности;


предотвращение при обращении с РАО выбросов (сбросов) радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих пределы, установленные в соответствии с нормативными правовыми актами.


III. Принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами


5. При обращении с РАО должны соблюдаться следующие принципы:


обеспечение приемлемого уровня защищенности работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО в соответствии с принципами обоснования, нормирования и оптимизации (принцип защиты здоровья человека);


обеспечение приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия РАО (принцип охраны окружающей среды);


учет взаимосвязи между стадиями образования РАО и обращения с ними (принцип взаимозависимости стадий образования РАО и обращения с ними);


прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, нс должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными документами (принцип зашиты будущих поколений);


невохтожение на будущие поколения необоснованного бремени, связанного с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО (принцип невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения);


образование и накопление РАО должны ограничиваться минимальным практически достижимом OL___


www.secnrs.ru

Страница 3

ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


№ 4 (70)-2013


уровнем (принцип контроля за образованием и накоплением РАО);


предотвращение аварий с радиационными последствиями и ослабление возможных последствий в случае их возникновения.


IV. Обшис требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами


6.    Безопасность при обращении с РАО должна обеспечиваться на основе применения системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду. Количество и назначение барьеров должны быть определены и обоснованы в проекте ОИАЭ.


7.    В проектной и эксплуатационной документации ОИАЭ должны быть приведены конкретные технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при обращении с РАО.


Проектирование ОИАЭ. конструирование, изготовление и монтаж систем (оборудования), предназначенных для обращения с РАО. их классификация по назначению, влиянию на безопасность и по характеру выполняемых ими функций безопасности, категориям сейсмостойкости, пожаро- и взрывоопасности должны осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.


8.    При обращении с РАО должен осуществляться радиационный контроль за всеми показателями, определяющими уровни радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации ОИАЭ и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии.


9.    Радиационный контроль должен обеспечивать получение информации, необходимой для оценки доз облучения работников (персонала) и населения, определения состояния радиационной обстановки при обращении с РАО в помещениях ОИАЭ. в санитарно-защитной зоне и зоне набтюдения.


С этой целью должны быть предусмотрены технические средства и организационные мероприятия, обеспечивающие проведение следующих видов радиационного контроля при обращении с РАО: контроль облучения персонала:


контроль радиационной обстановки, включая контроль за распространением радиоактивного загрязнения в производственных помещениях, на площадке, в санитарно-защитной зоне и зоне набтюдения; радиационный технологический контроль, включая контроль радиационных характеристик РАО; контроль сбросов и выбросов радиоактивных веществ; радиационный контроль окружающей среды.


10.    Виды и объекты радиационного контроля, методы и порядок его осуществления должны быть обоснованы и установлены в проекте и ООБ ОИАЭ. В проектной и эксплуатационной документации ОИАЭ должны быть определены:


виды радиационного контроля: объекты радиационного контроля: контролируемые параметры;


порядок и периодичность проведения радиационного контроля;


перечень технических средств дтя проведения радиационного контроля, их технические характеристики и соответствующее методическое обеспечение;


перечень должностей, численность и квалификация работников (персонала) дтя осуществления радиационного контроля.


11.    Эксплуатирующая организация должна обеспечить учет и контроль РАО в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.


12.    Эксплуатирующая организация должна обеспечить систему регистрации, ведения и хранения документации по обращению с РАО в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в обтасти использования атомной энергии.


13.    Эксплуатирующая организация должна обеспечить физическую защиту РАО, пунктов хранения и пунктов захоронения РАО в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.


14.    Для осушсстатсния работ по обращению с РАО эксплуатирующая организация должна обеспечивать подбор работников (персонала), имеющих необходимую квалификацию, и комплектование ими ОИАЭ.


Я7


WWW.SECNRS.RU


ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Страница 4

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


15.    Эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку инструкций и руководств, регламентирующих ведение работ по обращению с РАО. и действия работников (персонала) при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ОИАЭ. включая аварии.


16.    Эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку и реализацию мер по предупреждению аварий при обращении с РАО и ликвидации их последствий в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Соответствующие технические решения и организационные мероприятия должны разрабатываться на основе анализа радиационных последствий возможных аварий.


17.    Обращение с РАО. устройство и надежность соответствующих систем (элементов) ОИАЭ должны быть объектами деятельности эксплуатирующих организаций и (или) организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, по обеспечению качества в соответствии с требованиями нормативных документов.


18.    Система технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности при обращении с РАО должна быть представлена и обоснована в проекте и (или) ООБ ОИАЭ на основе результатов оценки безопасности при обращении с РАО, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Эксплуатирующая организация должка поддерживать соответствие информации, содержащейся в ООБ ОИАЭ, реальному состоянию обращения с РАО и проекту ОИАЭ в течение всего срока эксплуатации и вывода из эксплуатации (закрытия) ОИАЭ.


19.    С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО на эксплуатируемых ОИАЭ. эксплуатирующей организацией должен проводиться анализ текущего уровня безопасности при обращении с РАО, а для эксплуатируемых пунктов хранения РАО. в том числе пунктов временного и долговременною хранения РАО. пунктов размещения особых РАО. пунктов консервации особых РАО и пунктов захоронения РАО. также прогнозный расчет для оценки безопасности системы хранения (захоронения) РАО в период их потенциальной опасности. Результаты анализа и прогнозного расчета должны быть отражены в ООБ ОИАЭ.


Г1о результатам анализа и прогнозного расчета эксплуатирующей организацией должны разрабатываться и выполняться разумно практически осуществимые мероприятия, направленные на реализацию требований настоящих федеральных норм и правил, в сроки, установленные эксплуатирующей организацией.


20.    При эксплуатации ОИАЭ, относящихся к ялерным установкам или пунктам хранения РАО. в том числе при эксплуатации пунктов размещения особых РАО, пунктов консервации особых РАО и пунктов захоронения РАО, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области использования атомной энергии эксплуатирующая организация должна выполнять периодическую оценку безопасности ОИАЭ. включающую оценку безопасности при обращении с РАО на ОИАЭ. Периодическая оценка безопасности должна проводиться в соответствии с программой, разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией.


V. Обеспечение беюпасности при обращении с удаляемыми радиоактивными отходами


21.    Отнесение отходов к радиоактивным, разделение РАО на низко-, средне- и высокоактивные в зависимости от агрегатного состояния, радионуклидного состава и величины удельной активности, а также классификация удаляемых РАО по способу захоронения осуществляются в соответствии с критериями, установленными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии с учетом требований федеральных норм и правил, регламентирующих обеспечение безопасности при обращении с РАО. в том числе при захоронении.


22.    Технические решения и организационные мероприятия по обращению с РАО должны разрабатываться эксплуатирующей организацией с учетом объемов и свойств РАО. образующихся в течение проектного (назначенного) срока эксплуатации ОИАЭ. в том числе при техническом обслуживании и ремонте, а также РАО, поступающих на ОИАЭ с целью их переработки, кондиционирования, хранения или захоронения. При этом необходимо учитывать условия и сроки передачи РАО для последующего обращения с ними и установленные сроки промежуточного хранения РАО.


QQ _


www.secnrs.ru

Страница 5

ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


23.    В проекте ОИАЭ должны быть предусмотрены системы обращения с РАО. обеспечивающие безопасное обращение со всеми образующимися и (или) посту пающими хтя переработки, кондиционирования. хранения или захоронения РАО.


24.    Эксплуатация ОИАЭ не должна приводить к образованию РАО. перевод которых в формы, пригодные для последующего обращения с ними, и приведение в соответствие установленным критериям приемлемости для захоронения практически не осуществимы или связаны с неприемлемыми затратами, с учетом существующих технологий переработки, кондиционирования, хранения, транспортирования и захоронения РАО.


25.    Технические решения и организационные мероприятия, принимаемые для обеспечения безопасности при обращении с РАО, должны разрабатываться эксплуатирующей организацией с учетом современного уровня науки, техники и производства в области обращения с РАО и быть обоснованы.


26.    В проектной и эксплуатационной доку ментации ОИАЭ должны быть приведены: источники образования РАО, радиолу.шдный состав, величина активности и количество (объем) РАО. образующихся при нормальной эксплу атации ОИАЭ в течение проектного (назначенного) срока эксш1уатации. а также оценка количества и активности РАО, образующихся при нарушениях нормальной эксплуатации ОИАЭ, включая проектные аварии.


27.    Эксплуатирующая организация должна установить нормы образования РАО и обеспечить ограничение образования РАО на минимальном практически достижимом у ровне.


28.    Нормы образования РАО должны периодически, нс реже одного раза в пять лет. пересматриваться с учетом достигнутого положительного опыта обращения с РАО. а также после проведения реконстру кции и (или) модернизации ОИАЭ. изменений технологических процессов и иных изменений, влияющих на образование РАО.


29.    Нормы образования и фактическое количество образующихся, перерабатываемых и хранящихся на ОИАЭ РАО. сведения о планиру емых и проведенных мероприятиях но снижению объемов образования РАО и их результатах должны быть приведены в составе периодических отчетов эксплуатиру ющей организации о состоянии ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ.


30.    При эксплуатации и выводе из эксплуатации ( закрытии) ОИАЭ должны быть обеспечены своевременный сбор, переработка и кондиционирование ЖРО и ТРО. их перевод в формы, пригодные для последующего обращения с ними, и приведение в соответствие критериям приемлемости для захоронения, а также выдержка и (или) очистка ГРО.


31.    Сбор, переработка, кондиционирование и хранение РАО должны осущестатяться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующими обеспечение безопасности при сборе, переработке, кондиционировании и хранении РАО.


32.    В проектной и эксплуатационной документации ОИАЭ должны быть приведены конкретные технические решения и организационные мероприятия но обеспечению бсюпасносш при обращении с РАО каждой категории, в том числе:


минимизация РАО по величине их активности, массе (объему );


сбор и (или) переработка, и (или) кондиционирование, и (или) хранение ЖРО и ТРО, включая РАО, образующиеся при выводе из эксплуатации ОИАЭ; выдержка и (или) очистка ГРО;


методы и средства радиационного и технологического контроля;


предотвращение выбросов (сбросов) радиоактивных веществ в окружающую среду в количестве, превышающем установленные нормативы;


безопасное транспортирование РАО на площадке ОИАЭ и (или) к местам захоронения РАО; предотвращение возникновения СЦР при обращении с РАО, содержащими ядерно-опасные делящиеся нуклиды;


физическая защита, учет и контроль РАО.


33.    Сбор и сортировка РАО должны производиться в местах их образования отдельно от нерадноак-гивных отходов с учетом:


агрегатного состояния РАО; категории РАО; количества РАО;


я

Я9


WWW.SECNRS.RU


ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Страница 6

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


№4(70)2013


А


физических и химических свойств РАО;


периода полураспада содержащихся в РАО радионуклидов (менее 15 суток, более 15 суток); взрыво- и пожароопасности РАО; методов дальнейшего обращения с РАО.


34.    Обращение с радиоактивными и нерадиоактивными отходами должно производиться в раздельных системах ОИАЭ.


35.    При наличии в РАО ядерно-опасных делящихся нуклидов должны быть предусмотрены технические решения и организационные мероприятия, направленные на обеспечение ядерной безопасности при обращении с ними в соответствии с требованиями федеральных норм и правил, регламентирующих обеспечение ядерной безопасности.


36.    Запрещается сброс ЖРО в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на поверхность земли, а также в системы хозяйственно-фекальной и производственно-ливневой канализации.


37.    ГРО подлежат выдержке и (или) очистке от радиоактивных аэрозолей и газов с целью снижения их до уровней, установленных нормативными правовыми документами.


38.    Технологические сдувки подлежат обязательной очистке и (или) выдержке. Технологические сдувки могут быть направлены в сборные вентиляционные короба, по которым воздух поступает в вентиляционную трубу, только после их очистки и (или) выдержки в оборудовании по обращению с ГРО до допустимою уровня. Использование общеобменной (вытяжной) вентиляционной системы для удаления технологических сдувок не допускается.


39.    Для контроля выбросов (сбросов) радиоактивных веществ должны быть установлены контрольные уровни выбросов (сбросов) за сутки и за месяц. Величины контрольных уровней выбросов (сбросов) должны быть ниже определенных проектом ОИАЭ величин допустимого выброса и допустимого сброса и периодически пересматриваться с учетом накопленного опыта и совершенствования технологий (нс реже чем один раз в пять лет).


40.    Для каждого источника выброса (сброса) радиоактивных веществ должны регистрироваться величины контролируемых параметров выбросов (сбросов) радиоактивных веществ, в том числе расход среды (жидкости или газа), качественный и количественный радионуклидный состав, суммарная активность радионуклидов в выбросе (сбросе), усредненная за сутки, за месяц и за год.


41.    В проектной и эксплуатационной документации ОИАЭ должны быть приведены технические решения и организационные мероприятия по безопасному хранению РАО каждой категории и класса, установлены и обоснованы предельно допустимое количество (объем) хранящихся РАО. а также их удельная и общая активность, радионуклидный и химический состав, физическое состояние и сроки хранения.


42.    Сроки и условия хранения РАО должны устанавливаться с учетом сроков промежуточного хранения РАО и их объема. Срок службы пункта хранения (хранилища) РАО должен быть нс менее срока эксплуатации ОИАЭ. на котором он размещен.


43.    Технические решения и организационные мероприятия, предусмотренные для безопасного хранения РАО, должны обеспечивать ограничение выхода ионизирующего излучения и радионуклидов в окружающую среду при нормальной эксплуатации пункта хранения (хранилища) РАО и при проектных авариях допустимыми пределами, а также возможность контроля состояния РАО на протяжении срока хранения, возможность их извлечения для последующей передачи на переработку, кондиционирование, транспортирование и (или) захоронение.


44.    Короткоживущис РАО, хранящиеся с целью снижения их активности за счет радиоактивного распада ниже уровня отнесения к РАО и последующего обращения с ними как с нерадиоактивными, должны храниться отдельно от других РАО.


45.    На всех этапах образования РАО и обращения с ними должна осуществляться систематическая деятельность по определению и (или) подтверждению характеристик и свойств РАО в целях отнесения отходов к радиоактивным, классификации РАО. определения способов их дальнейшей переработки, кондиционирования, хранения и захоронения, а также подтверждения соответствия РАО критериям приемлемости для захоронения.


46.    Объем и методы определения характеристик РАО и их подтверждения должны быть установлены и обоснованы в проекте ОИАЭ.

ол


www.secnrs.ru

Страница 7

ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


N*4 (70).2013


47.    Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с РАО, должны обеспечивать их приведение в соответствие критериям приемлемости для захоронения.


48.    Соответствие РАО критериям приемлемости для захоронения должно быть документально подтверждено согласно требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.


49.11а каждую упаковку РАО. партию неупакованных твердых РАО и партию ЖРО, направляемую для захоронения, должен быть составлен паспорт в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.


50. В проекте ОИАЭ должны быть предусмотрены технические средства и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасное транспортирование РАО в пределах площадки ОИАЭ и безопасное выполнение транспортно-технологических операций.


Транспортирование РАО в пределах площадки ОИАЭ должно производиться по установленным проектом маршрутам в соответствии с технологической схемой транспортирования.


Транспортные средства и транспортные контейнеры должны подвергаться радиационному контролю и при необходимости дезактивации.


Вне площадки ОИАЭ РАО должны транспортироваться согласно правилам безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.


VI. Обеспечение бе(опасноеi и при обращении с накопленными особыми и удаляемыми радиоактннными отходами


51.    Эксплуатирующая организация должна обосновать отнесение пункта хранения накопленных РАО к пункту захоронения РАО. пункту долговременного или временного хранения РАО. и отнесение РАО. размешенных в пункте хранения накопленных РАО. к особым или удаляемым в соответствии с критериями, установленными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии.


52.    При отнесении пу нктов хранения накопленных РАО к пункту захоронения РАО, пункту' долговременною или временного хранения РАО. пункту размещения и пункту консервации особых РАО необходимо учитывать следующие факторы:


фактическое состояние пункта хранения РАО и барьеров безопасности: результаты наблюдений за распространением радионуклидов в окружающую среду; наличие проектной и эксплуатационной документации;


радиационные последствия радиационных аварий, имевших место при эксплуатации; наличие методов, средств и технологий вывода из эксплуатации пункта хранения РАО. включая возможность извлечения РАО из мест хранения, дезактивации и демонтажа оборудовании и сооружений пункта хранения РАО;


устойчивость пункта хранения РАО к внешним воздействиям природною и техногенного происхождения;


возможность обеспечения и поддержания требуемого уровня безопасности пункта хранения РАО при продолжении его эксплу атации, выводе из эксплуатации, консервации или закрытии, включая обеспечение безопасности при обращении с накопленными и образующимися РАО:


результаты оценки безопасности пункта хранения РАО, включающей прогнозный расчет для оценки безопасности системы захоронения РАО. оценки доз (рисков) для работников (персонала), населения и воздействия на окружающую среду при продолжении эксплуатации, выводе из эксплуатации, консервации или закрытии пункта хранения РАО;


возможности обеспечения физической защиты РАО и пункта хранения РАО при продолжении эксплуатации. выводе из эксплуатации, консервации или закрытии пункта хранения РАО.


53.    Обоснование отнесения пунктов хранения накопленных РАО к пунктам захоронения РАО. пунктам долговременного или временного хранения РАО. пунктам размещения или пунктам консервации особых РАО. а также отнесения РАО. размещенных в пункте хранения накопленных РАО, к особым или удаляемым, должно быть основано на результатах фактического обследования пункта хранения РАО и материалах ООБ пункта хранения накопленных РАО. включая результаты оценки безопасности пункта хранения накопленных РАО.


www.secnrs.ru


ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Страница 8

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


54.    При отнесении пунктов хранения накопленных РАО к пунктам захоронения РАО. пунктам долговременного или временного хранения РАО, пунктам размещения или пунктам консервации особых РАО, а также отнесении РАО. размещенных в пункте хранения накопленных РАО, к особым или удаляемым, должны учитываться результаты анализа радиационного воздействия пункта хранения РАО на работников (персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, а также результаты прогнозного расчета для оценки безопасности пункта хранения накопленных РАО в период потенциальной опасности РАО.


55.    Пункты размещения особых РАО. пункты консервации особых РАО удовлетворяют требованиям безопасности в период эксплуатации, если их радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации нс приводит к превышению допустимого уровня облучения работников (персонала) и населения, нормативов выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, установленных нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии.


56.    Пункт консервации особых РАО удовлетворяет требованиям безопасности в период после его консервации. если в течение определенного соответствующим проектом консервации срока выполняются следующие критерии:


при нормальном (эволюционном) протекании естественных процессов на площадке размещения пункта консервации особых РАО (наиболее вероятных сценариях эволюции системы размещения особых РАО) его радиационное воздействие не приведет к превышению установленных пределов доз для работников (персонала)и населения;


при маловероятных (катастрофических) внешних воздействиях природного и техногенного характера на площадке размещения пункта консервации особых РАО (маловероятных сценариях распространения радионуклидов из системы консервации РАО) не будут превышены граничные значения обобщенного риска для критической группы населения, установленные нормами радиационной безопасности.


57.    При эксплуатации пу нктов размещения особых РАО и пунктов консервации особых РАО должно проводиться периодическое обследование барьеров безопасности. Методы, технические средства и объем контроля барьеров безопасности должны быть определены в проектной и (или) эксплуатационной документации.


58.    При эксплуатации пунктов размещения особых РАО и пунктов консервации особых РАО должны осуществляться их радиационный контроль и мониторинг в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и настоящего доку мента. Объем, методы, порядок и периодичность проведения радиационного контроля и мониторинга пункта консервации особых РАО после его консервации должны устанавливаться и обосновываться в проекте пункта консервации особых РАО на основе прогнозного расчета для оценки безопасности системы размещения РАО.


59.    Мониторинг пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО должен обеспечивать получение достоверной информации о состоянии РАО, техническом состоянии их сооружений, конструкций и барьеров безопасности.


60.    По результатам радиационного кон гроля и мониторинга пунктов размещения особых РАО и пунктов консервации особых РАО. при необходимости, должны быть выполнены все практически осуществимые мероприятия, напраазенные на обеспечение их безопасности, в частности, меры по снижению миграции радионуклидов, восстаноазению природных барьеров безопасности и инженерной защите территории (например, регулирование уровня и дренаж поверхностных и подземных вод. укрепление грунтов, строительство защитных сооружений, предохраняющих склоны и откосы от размыва, эрозии и других процессов). дезактивация грунта, очистка поверхностных и подземных вод и другие необходимые мероприятия.


61.    Консервация пункта размещения особых РАО должна проводиться в соответствии с проектом консервации.


62.    Пункты хранения накопленных РАО, пункты консервации особых РАО могут быть переведены в ПЗРО в установленном порядке, если в период потенциазьной опасности размешенных в них РАО они соответствует критериям безопасности, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для ПЗРО.


63.    Обращение с накопленными РАО, отнесенными к удаляемым, должно осуществляться в соответствии с требованиями раздела 5 настоящих федеральных норм и правил.


99


www.secnrs.ru

Страница 9

ЯДБРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


N* 4 (70)-2013


VII. Требования к обеспечению беюпасности при захоронении ралиоак!явных отходов


64.    Безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизиру ющего ихзучения и радиоактивных веществ в окружающую среду.


65.    ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должен иметь систему барьеров (инженерных и естественных), препятствующих распространению ионизирующего ихзучения и радиоактивных веществ в окружающую среду свыше допустимых значений, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.


Нарушение целостности одного из барьеров безопасности или вероятное внешнее событие природного или техногенного происхождения не должны приводить к снижению уровня долговременной безопасности системы захоронения РАО.


После закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) барьеры безопасности должны выполнять свои функции в соответствии с проектом ПЗРО (ПГЗ ЖРО) без технического обслуживания и ремонта.


66.    Состав системы барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и их назначение определяются и обосновываются в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и (или) ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО) на основе оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО). включающей прогнозный расчет для оценки безопасности системы захоронения РАО с учетом условий размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и результатов исследований свойств барьеров.


67.    Выбор способа захоронения РАО (приповерхностное или глубинное захоронение) определяется в соответствии с критериями, установленными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии. Констру кция сооружений и свойства барьеров безопасности должны определяться и обосновываться в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в зависимости от характеристик РАО (радионуклидный состав, удельная активность, период потенциальной опасности, физико-химические свойства) с учетом природных условий размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО).


68.    Захоронению подлежат РАО, отвечающие критериям приемлемости РАО для захоронения в ПЗРО (ПГЗ ЖРО). Критерии приемлемости РАО для захоронения устанавливаются в проекте и эксплуатационной документации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в соответствии с требованиями нормативных документов.


69.    Технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при захоронении РАО должны быть установлены и обоснованы в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) на основе оценки безопасности системы захоронения РАО и прогнозного расчета с учетом:


радионуклидного состава захораниваемых РАО; допустимой суммарной активности захороненных РАО;


суммарной и удельной активности радионуклидов (средней и максимальной) в упаковке РАО и в


ПЗРО;


допустимого количества хранящихся и захораниваемых РАО в ПЗРО; удельной активности (средней и максимальной) захораниваемых ЖРО в ПГЗ ЖРО; допустимого содержания долгоживущих радионуклидов в ЖРО. захораниваемых в ПГЗ ЖРО; удельной активности (средней и максимальной) трансурановых нуклидов в захораниваемых ЖРО.


70.    При захоронении РАО. содержащих ядсрно-опасныс делящиеся нуклиды, должны быть предусмотрены технические решения и организационные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения СЦР. Свойства инженерных и естественных барьеров должны исключать возможность возникновения СЦР в результате возможного концентрирования радионуклидов при их миграции в системе захоронения РАО.


71.    При эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО), а также в течение установленного и обоснованного проектом ПЗРО (ПГЗ ЖРО) периода времени после его закрытия должны осуществляться радиационный контроль и мониторинг системы захоронения РАО. а также мониторинг недр в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО.


72.    Средства, объем, периодичность и продолжительность радиационного контроля на ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и мониторинга системы захоронения РАО после закрытия должны устанаазиваться и обосновываться в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Страница 10

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


73.    С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий. напра&тенных на повышение уровня безопасности эксплуатируемых II3PO (Г1ГЗ ЖРО), должны быть проведены анализ текущего уровня их безопасности и прогнозный расчет для оценки безопасности системы захоронения РАО.


74.    По результатам проведенного анализа и прогнозного расчета должны выполняться все разумно практически осуществимые мероприятия, направленные на реализацию требований настоящего документа.


Y'lII. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, образующимися при добыче и персрабозке урановых рул и минеральною и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов


76.    При добыче и переработке урановых руд и минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов должны быть предусмотрены технические средства и выполнены организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасного обращения с РАО. направленные на:


защиту работников (персонала) и населения от радиационного воздействия радионуклидов; предотвращение распространения радионуклидов в окружающую среду; минимизацию образования РАО;


минимизацию загрязнения окружающей среды сырьем и отвалами горных пород, технологическими продуктами, шахтными (карьерными) и другими сточными водами;


использование сточных вод в технологическом процессе (оборотное водопользование); минимизацию выделения в рабочие помещения радиоактивных газов, радиоактивной пыли, токсичных нсрадиоактивных веществ и других вредных примесей.


77.    При обращении с РАО. образующимися при добыче и переработке урановых руд и минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, должен быть предусмотрен радиационный контроль в соответствии с требованиями настоящего документа, в том числе:


контроль облучения работников (персонала);


контроль загрязнения воздуха и поверхностей рабочих помещений, включая горные выработки: контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (воздуха, грунта, подземных и поверхностных вод), включая контроль радионуклидного и химического состава водной фазы и донных отложений.


78.    При обращении с РАО, образующимися в рудниках, шахтах и других подземных сооружениях, должна быть обеспечена зашита работников (персонала) от радиационного воздействия природных радионуклидов, включающая:


ограничение поступления радона и торока в атмосферу подземных помещений путем изоляции неиспользуемых выработок и помещений, источников подземных вод с высоким содержанием радона, отдельных высокоэмаиирующих участков поверхности подземных помещений;


обеспечение эффективной вентиляции подземных помещений путем повышения кратности воздухообмена на рабочих местах с повышенным содержанием дочерних продуктов распада радона и торока в воздухе, организации непрерывной вентиляции тупиковых выработок, применения нагнетательного способа проветривания;


снижение уровней запыленности воздуха на рабочих местах;


использование средств индивидуальной защиты органов дыхания работниками (персоналом).


79.    При обращении с РАО, образующимися при добыче нефти и газа, должна быть обеспечена зашита работников (персонала) от радиационного воздействия природных радионуклидов, включая:


ограничение поступления радионуклидов в воздух рабочей зоны;


минимизацию загрязнения оборудования и производственной площадки радиоактивными веществами;


переработку производственных отходов (нефтешламов) с целью извлечения из них полезных компонентов.


ОЛ_______


www.secnrs.ru