Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить РБ 097-14 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Действие Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении и содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению требований Основных правил по организации и проведению физических инвентаризаций ядерных материалов в зонах баланса материалов.

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие положения

II Организационное обеспечение физических инвентаризаций ядерных материалов

III Подготовка к физической инвентаризации ядерных материалов

IV Проведение физических инвентаризаций ядерных материалов в зоне баланса материалов

Приложение 1. Рекомендуемые структура и содержание инструкции по организации и проведению физических инвентаризаций ядерных материалов в зонах баланса материалов (раздела инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зонах баланса материалов)

Приложение 2. Примерная форма представления данных по ЯМ в СНК ЯМ

Приложение 3. Рекомендации по определению объема случайной выборки учетных единиц ядерных материалов для подтверждающих измерений

Приложение 4. Примеры определения сравниваемого с инвентаризационной разницей значения массы ядерных материалов в зависимости от категории ядерных материалов в зонах баланса материалов, а также вида производства, на котором организованы зоны баланса материалов

Приложение 5. Акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ядерных материалов в зоне баланса материалов

 
Дата введения28.08.2014
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.08.2014УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору397
РазработанФБУ НТЦ ЯРБ
ИзданФБУ НТЦ ЯРБ2014 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ


в области использования атоллной энергии

организация проведения физических

ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИКИ

РБ-097-14

ярв»


«и


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2014 г. № 397

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (РБ-097-14)

Введено в действие с 28 августа 2014 г

Москва 2014

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (РБ-097-14)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Москва 2014

Настоящее Руководство по безопасности разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 44).

Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению требований Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12) по организации и проведению физических инвентаризаций ядерных материалов в зонах баланса материалов.

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

Выпускается взамен Положения о проведении физических инвентаризаций ядерных материалов (РБ-056-10).1

'Разработано коллективом авторов в составе: Петровский Н.П , Гареев М Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Боков Д.А. (Ростехнадзор).

[. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Организация проведения физических инвентаризаций ядерных материалов» (РБ-097-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 44) (далее - Основные правила).

2.    Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению требований Основных правил по организации и проведению физических инвентаризаций (далее - ФИ) ядерных материалов (далее - ЯМ) в зонах баланса материалов (далее - ЗБМ).

3.    Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ЯМ при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

4.    Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения должностными лицами и персоналом объектов использования атомной энергии при организации и проведении ФИ ЯМ в ЗБМ.

5.    Требования Основных правил могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Организационное обеспечение физических инвентаризаций ядерных материалов

6. Периодичность проведения ФИ ЯМ в ЗБМ, которая определена в пункте 61 Основных правил, рекомендуется соблюдать и в случае отсутствия ЯМ в ЗБМ на момент наступления срока проведения ФИ по каким-либо причинам (например, все ЯМ переданы получателям).

7.    Если эксплуатирующая организация считает целесообразным увеличить межбалансовый период (далее - МБП) для ЗБМ, то ей рекомендуется подготовить обоснование соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечень применяемых дополнительных средств контроля доступа (далее -СКД), улучшающих сохранность ЯМ, и представить их для принятия решения в Госкорпорацию «Росатом».

8.    Внеплановые ФИ ЯМ кроме случаев, указанных в пункте 71 Основных правил, могут проводиться по решению руководителя организации или лица, им уполномоченного (далее - руководителя организации); при смене материально ответственного лица в случае индивидуальной материальной ответственности (на день приемки - передачи вверенных ЯМ) или смене руководителя коллектива (бригадира), с которым оформлен договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности, при выбытии из такого коллектива (бригады) более 50% его членов; по требованию хотя бы одного члена коллектива.

9.    Для обеспечения ФИ ЯМ в ЗБМ рекомендуется разработать и утвердить порядок ее проведения в виде отдельного документа (например инструкции по организации и проведению ФИ ЯМ в ЗБМ) или раздела в других документах организации по учету и контролю ЯМ в ЗБМ.

Инструкцию, рекомендуемые структура и содержание которой приведены в приложении № 1 к настоящему Руководству по безопасности, за подписью руководителя структурного подразделения, к которому относится данная ЗБМ, рекомендуется утвердить у руководителя организации или уполномоченного им лица.

Документ организации по учету и контролю ЯМ в ЗБМ, содержащий порядок проведения ФИ ЯМ в ЗБМ в виде отдельного

раздела, рекомендуется также утверждать у руководителя организации.

10. В распорядительных документах руководителя организации на проведение ФИ ЯМ в ЗБМ, кроме указанного в пункте 63 Основных правил, рекомендуется определить ЗБМ, в которых будут проводиться ФИ ЯМ, а также персональный состав центральной инвентаризационной комиссии (далее - ЦИК) и рабочих инвентаризационных комиссий (далее - РИК).

11. По решению руководителя организации одна и та же РИК может быть назначена для работы в части или во всех ЗБМ подразделений организации, кроме того, возможно совмещение функций ЦИК и РИК одной комиссией. При этом рекомендуется исходить из объема работ по ФИ ЯМ, определяемого количеством ЗБМ в подразделении, категориями и количеством ЯМ, находящихся в них, а также требованиями по охране труда членов инвентаризационных комиссий.

12.    В функции ЦИК рекомендуется включать:

решение организационных вопросов проведения ФИ ЯМ во всех ЗБМ, сбор данных об инвентаризациях по ЗБМ и их обработку;

методическую помощь РИК в проведении ФИ ЯМ в ЗБМ;

инструктажи председателей (а при необходимости и других членов) РИК;

контроль соответствия практической деятельности РИК требованиям положений нормативных правовых актов Российской Федерации;

контроль правильности оформления и своевременности представления в ЦИК актов РИК и списков фактически наличного количества (далее - СФНК) ЯМ по ЗБМ;

рассмотрение и обобщение представленных из ЗБМ материалов по результатам ФИ ЯМ;

представление руководителю организации отчетных данных по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ организации в установленном формате;

контроль выполнения РИК решений ЦИК.

13.    На РИК рекомендуется возложить:

проведение ФИ ЯМ в ЗБМ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Россий-

ской Федерации, стандартов и иных нормативных документов по учету и контролю ЯМ организации;

фиксацию недостатков, допущенных при учете, хранении, использовании ЯМ;

выявление нарушений и признаков аномалий в учете и контроле ЯМ и внесение предложений по их устранению;

доведение до ЦИК и заинтересованных должностных лиц сведений о всех нарушениях и признаках аномалий, выявленных при проведении ФИ ЯМ в ЗБМ;

оформление и предоставление в ЦИК отчетных документов по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ.

14. В состав инвентаризационных комиссий рекомендуется включать подготовленный персонал, имеющий оформленные в установленном порядке допуски к учетной, сопроводительной и технической документации, а также прошедший в установленном порядке подготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ.

Председателем РИК рекомендуется назначать руководителя подразделения, его заместителя или другое должностное лицо, а в состав РИК включать:

специалистов по компьютерному учету ЯМ организации; специалистов по учетным и подтверждающим измерениям ЯМ;

представителей службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.

15.    Лица, материально ответственные за ЯМ, которые подвергаются ФИ в данной ЗБМ, могут присутствовать при работе инвентаризационной комиссии. Включать в состав инвентаризационных комиссий лиц, материально ответственных за ЯМ в любых ЗБМ, не рекомендуется.

III. Подготовка к физической инвентаризации ядерных материалов

16.    Перед проведением ФИ ЯМ в ЗБМ рекомендуется провести подготовительные мероприятия, включающие:

подготовку документов, необходимых для проведения ФИ ЯМ в ЗБМ;

подготовку ЗБМ и ЯМ к проведению ФИ ЯМ в ЗБМ; подготовку оборудования и средств измерений для проведения ФИ ЯМ в ЗБМ;

расчет объема случайных выборок учетных единиц (далее -УЕ) ЯМ и пломб для проведения измерений;

планирование работы инвентаризационных комиссий по проведению ФИ ЯМ в ЗБМ.

17. При подготовке документов рекомендуется проверить их комплектность и правильность внесения в них необходимых сведений.

При проведении ФИ ЯМ в ЗБМ рекомендуется использовать:

организационно-распорядительные документы (приказ или распоряжение руководителя организации на проведение ФИ ЯМ, планы подготовки и проведения ФИ ЯМ);

документы, определяющие процедуры проведения ФИ ЯМ в ЗБМ (стандарты, руководства, положения, инструкции, методики);

документы, определяющие порядок выполнения измерений (стандарты, руководства, инструкции, методики, методические рекомендации);

учетные документы, содержащие данные о наличии, расположении и перемещениях ЯМ в ЗБМ и между ЗБМ, подготовленные и сверенные материально ответственным лицом (журналы учета; лицевые счета; паспорта и формуляры; документы перевода ЯМ в другую физическую или химическую форму, изменения концентрации или обогащения; документы по переводу ЯМ в категорию радиоактивных отходов (далее - РАО) и в категорию радиоактивных веществ (далее - РВ); карты-схемы размещения ЯМ в активной зоне реактора, в бассейне выдержки отработавшего топлива или в исследовательском стенде; журналы установки и снятия пломб);

отчетные документы предшествующих ФИ ЯМ, отчеты об изменении инвентарного количества, протоколы выборочной проверки пломб в МБП.

Кроме этого, в некоторых случаях может возникать необходимость использования таких документов как:

эксплуатационные документы на технические средства (инструкции, паспорта, формуляры, сертификаты, свидетельства о поверке (калибровке);

документы с результатами определения объема случайной выборки для проведения измерений и объема случайной выборки для проверки состояния пломб.

Учетные документы, необходимые для проведения ФИ, рекомендуется сверить путем сопоставления данных из разных источников (например сопроводительных накладных, паспортов, сертификатов, баз данных и других источников) и внести в них все отсутствующие данные.

18.    Для обеспечения проведения ФИ ЯМ в ЗБМ документы, указанные в пункте 17 настоящего Руководства по безопасности, в установленные сроки рекомендуется предоставлять членам инвентаризационных комиссий.

19.    В целях подготовки ЯМ к проведению ФИ рекомендуется завершить все передачи ЯМ, необходимые в соответствии с технологическим регламентом (кроме технологических участков, где используется непрерывная технология переработки).

До начала работы инвентаризационной комиссии в ЗБМ лицу, ответственному за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ в данной ЗБМ, рекомендуется обеспечить приведение учетных единиц УЕ ЯМ в состояние, удобное для проверки их наличия, целостности, считывания идентификационных номеров, а также проверки наличия и состояния пломб, установленных на упаковках с ЯМ.

Продукты, содержащие ЯМ, которые находятся в незавершенном производстве, рекомендуется перевести в формы (физическая, химическая), позволяющие выполнить измерения для получения необходимых учетных данных.

Необходимые для проведения ФИ учетные данные рекомендуется определить на основании результатов учетных измерений ЯМ. При невозможности выполнения измерений учетные данные ЯМ определяются с помощью расчетных методик.

20. В организациях, где ЯМ используются в производственном цикле в виде балк-формы, рекомендуется по возможности

провести зачистку технологического оборудования. Продукты зачистки к моменту начала инвентаризации рекомендуется поместить в отдельные емкости и сведения о них как об учетных единицах (УЕ) с указанием всех необходимых атрибутивных признаков и характеристики ЯМ на время проведения ФИ ЯМ внести в учетные документы.

При этом значения количества ЯМ в потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений рекомендуется определить с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований.

21.    Все ЯМ в балк-форме, представляемые на ФИ ЯМ в ЗБМ (кроме ЯМ, находящихся в оборудовании, используемом в непрерывном производстве), а также ЯМ в балк-форме, которые в процессе производства до начала ФИ ЯМ находятся в емкостях, не имеющих идентификаторов (заводской номер, штрих-код), рекомендуется перевести в УЕ, поместив в специальные упаковки с установленными на них пломбами, имеющими индивидуальные идентификаторы, а необходимые данные по ним занести в учетные документы.

Если упаковка, содержащая ЯМ в балк-форме, одновременно является единственной тарой для ЯМ, то ее рекомендуется укомплектовывать соответствующим идентификатором.

22.    Для УЕ в виде изделий с ЯМ, не помещенных в упаковку, идентификационным номером является нанесенный на изделие заводской (серийный) номер.

23.    УЕ, находящиеся в хранилищах или в местах временного хранения в ЗБМ, рекомендуется группировать по категориям, видам, поставочным партиям и стратам (группам УЕ с одинаковыми или близкими в пределах технологического допуска физическими, химическими характеристиками и изотопными составами). Размещать ЯМ рекомендуется на специально выделенных площадках, стеллажах или в шкафах сейфового типа (сейфах). На места нахождения каждой УЕ, страты, партии в целях облегчения идентификации рекомендуется нанести номера таким образом, что они будут доступны для прочтения. Размещение каждой УЕ в хранилище рекомендуется документально регистрировать в учет-