ГОСТ 24.702-85
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЕДИНАЯ СИСТЕМА
СТАНДАРТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
|
Москва
Стандартинформ
2009
|
РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и
систем управления
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.В. Букановский, канд. эконом. наук (руководитель темы); А.И. Богатырев; В.В. Басманов, канд. техн. наук; И.П. Вахлаков; М.Ю. Горнштейн, канд.
эконом. наук; Т.В. Долгова, канд.
эконом. наук; Л.А. Зиновьева; В.Г.
Жиганов; Л.А. Ивановский, канд. техн. наук; В.Г. Киевский, д-р эконом. наук; В.Ю. Королев; И.А. Кручинин, д-р эконом. наук; А.Г. Кузьминок, канд. эконом. наук; В.Г. Лисицин, канд. техн. наук; Т.Ф. Лытня; Ю.Е. Пирогов; В.М. Проняхин; В.И. Романова; В.В.
Соломатин, д-р эконом. наук; Г.А.
Старченко; Г.Н. Токмакова; М.Б. Утевский, канд. эконом. наук; В.А. Халдин
ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем
управления
Член коллегии
Н.И. Гореликов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Единая система стандартов автоматизированных систем управления
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Основные положения
Unified system of standards
of computer control systems.
Efficiency of computer control
systems. General principles
|
ГОСТ
24.702-85
|
Переиздание.
Июль 2009 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.12.85
г. № 4686 срок введения установлен
01.01.87
Настоящий стандарт
распространяется на автоматизированные системы управления (далее - АСУ) всех
видов и назначений и их части, вводимые в эксплуатацию для всех уровней
управления, кроме общегосударственного, и устанавливает основные положения по
определению эффективности АСУ и принципы оценки экономической эффективности
АСУ.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении
наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления
для решения поставленных перед ним задач.
1.2. Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от
функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания
и развития.
Критерий эффективности АСУ
определяют на множестве (системе) показателей, каждый из которых описывает одну
из сторон рассматриваемой системы. В зависимости от используемого
математического аппарата критерий может быть выражен в виде целевой функции или
порядковой меры, устанавливающей упорядоченную последовательность сочетаний
показателей.
1.3. При определении результатов от функционирования АСУ задают
универсальную систему обобщенных показателей, таких, как оперативность
(своевременность), устойчивость, качество управления и др. Используемые
показатели должны быть развернуты применительно к характеристикам конкретной
АСУ (например: оперативность - вероятностно-временные характеристики элементов
процесса управления; устойчивость - показатели надежности, помехозащищенности и
т.п.).
1.4. К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские,
финансовые, временные и др. затраты.
1.5. Оценку эффективности АСУ проводят при:
- формировании требований,
предъявляемых к АСУ;
- анализе создаваемых и
функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;
- выборе наилучшего варианта
создания, функционирования и развития АСУ;
- синтезе (формировании)
наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность -
затраты».
1.6. Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования
показателей приращения эффективности Э,
получаемой за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q.
Математически эту задачу
формируют в виде:
max Э при Q = const
или в виде обратной задачи:
min Q при Э = const.
В тех случаях, когда
приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую
эффективность АСУ.
2.
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для:
- анализа и обоснования
целесообразности создания функционирования и развития АСУ;
- установления основных
направлений применения АСУ;
- выбора наиболее
экономически эффективного варианта разработки и внедрения АСУ;
- отражения показателей
экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий,
объединений, министерств;
- формирования
соответствующих показателей государственной статистической отчетности;
- определения размеров
отчислений в фонды экономического стимулирования за создание АСУ.
2.2. Выбор наиболее экономически эффективного варианта создания АСУ
проводят по максимуму народнохозяйственного экономического эффекта,
представляющего собой разность между результатами деятельности и затратами за
установленный для данного мероприятия расчетный период, с учетом
народнохозяйственных экономических нормативов и других (социальных,
экологических и пр.) установленных ограничений. В качестве начала расчетного
периода, в пределах которого учитывают затраты, принимают год начала разработки
АСУ. Конец расчетного периода определяют в соответствии со сроком морального
старения технических средств и проектных решений АСУ.
2.2.1. Интегральные народнохозяйственные затраты З на объекте создания АСУ определяют по формуле
где Тt - длительность расчетного
периода;
Иt - текущие издержки
(себестоимость), включая затраты на эксплуатацию АСУ в году t;
Кt - все виды единовременных затрат
на создание АСУ в году t;
Лt - остаточная стоимость
выбывающих в год t основных фондов
(при невозможности их использования - их ликвидационная стоимость);
at - коэффициент, используемый для приведения
разновременных результатов и затрат к базисному году.
2.2.2. Народнохозяйственный экономический эффект Э при тождественности конечных результатов по сравниваемым
вариантам определяют по формуле
Э = З1 - З2,
где З1, З2 - общие интегральные
народнохозяйственные затраты в производстве и потреблении по базовому и новому
вариантам на весь объем производимой продукции (работы) соответственно.
2.2.3. При нетождественности сравниваемых вариантов по результатам, которые
могут быть приведены к стоимостной форме, изменение этих результатов должно
быть дополнительно учтено в расчетах народнохозяйственного экономического
эффекта в виде дополнительных экономических результатов.
2.3. За базу сравнения при определении экономической эффективности АСУ
принимают:
- при расчете
народнохозяйственного экономического эффекта на этапе выбора наилучшего
варианта - технико-экономические показатели наиболее прогрессивных способов
производства продукции (работ) в действующем производстве или по имеющимся
проектам (в том числе с использованием зарубежной техники, которая может быть
закуплена в необходимом количестве или произведена в СССР на основе лицензий
или патентов);
- при расчете показателей
годовой экономической эффективности - технико-экономические показатели
заменяемых способов производства продукции (работ). При этом за базовый вариант
принимают:
плановые показатели
производственно-хозяйственной деятельности объекта внедрения (без учета
результатов функционирования АСУ) на год, следующий за годом ввода АСУ в
промышленную эксплуатацию, если внедрение происходит на действующем объекте. В
случае отсутствия названных плановых данных, принимаемых в качестве базового
варианта, показатели последнего года перед внедрением АСУ приводят на год
расчета с учетом их изменения за счет текущего совершенствования деятельности объекта
применения в условиях отсутствия АСУ;
проектные
технико-экономические показатели, если АСУ создают на строящемся объекте, в
проекте которого не было предусмотрено ее применение;
фактические показатели
объекта-аналога с лучшими показателями хозяйственной деятельности и наименьшей
величиной потерь и упущений, если мероприятия по внедрению АСУ разрабатывают
для проектируемого объекта.
Если заменяемый вариант
исчерпал свои ресурсные возможности по совершенствованию объекта управления, то
за базовый вариант принимают технико-экономические показатели других (помимо
АСУ) технологически равноценных направлений достижения цели.
2.4. Обязательным условием определения экономической эффективности АСУ
является следующая сопоставимость всех показателей:
- во времени;
- по ценам и тарифным
ставкам заработной платы;
- по элементам затрат;
- по объемам производства и
номенклатуре выпускаемой продукции или услуг;
- по сокращению ручного
труда за счет автоматизации;
- по методам исчисления
стоимостных показателей.
Оптовые цены, тарифы и
ставки заработной платы определяют на основе действующих на момент расчета.
2.5. Источниками экономической эффективности являются сокращение потерь и
реализация резервов улучшения деятельности объекта в результате создания,
функционирования и развития АСУ.
2.6. Под факторами экономической эффективности АСУ понимают средства
реализации источников эффективности. К ним относят совершенствование
перспективного, годового, текущего планирования и оперативного регулирования,
совершенствование управления технологическими процессами, улучшение условий
труда работников предприятия (организации) и др.
2.7. В целях планирования, учета, отчетности и материального
стимулирования мероприятий по созданию АСУ используют показатели годовой
экономической эффективности.
2.8. Расчеты экономической эффективности АСУ выполняют на стадиях,
определенных соответствующими государственными стандартами, и утверждают на
предприятии (в организации) заказчика АСУ.
3.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСУ
3.1. При оценке экономической эффективности АСУ используют обобщающие и
частные показатели.
3.1.1. Основные обобщающие показатели экономической эффективности АСУ
следующие:
- годовой экономический
эффект;
- расчетный коэффициент
эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ;
- срок окупаемости
капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ.
3.1.2. К основным частным показателям, характеризующим экономическую
эффективность АСУ, относят:
- годовую экономию (годовой
прирост прибыли);
- снижение издержек производственно-хозяйственной
деятельности на объекте управления в результате разработки и внедрения АСУ;
- повышение
производительности труда;
- экономию по видам
ресурсов;
- высвобождение работающих;
- повышение качества
выпускаемой продукции.
3.2. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ,
определяемый как разность между расчетной годовой экономией и расчетными
приведенными затратами на разработку и внедрение АСУ, представляет собой
расчетный годовой экономический эффект.
3.3. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ,
определяемый как разность между годовой экономией (годовым приростом прибыли) и
приведенными единовременными затратами на разработку и внедрение АСУ,
утвержденный в установленном порядке и зафиксированный в акте приемки в
промышленную эксплуатацию, подтвержденный заказчиком (пользователем системы) на
основе фактических данных опытной эксплуатации, представляет собой фактический
годовой экономический эффект.
3.4. Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат
на разработку и внедрение АСУ представляет собой отношение расчетной годовой
экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и
внедрение АСУ.
3.5. Срок окупаемости представляет собой отношение капитальных затрат на разработку
и внедрение АСУ к годовой экономии (к годовому приросту прибыли).
3.6. Годовая экономия (годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения
АСУ включает в себя:
- годовой прирост прибыли,
вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг
или работ) при разработке и внедрении АСУ;
- годовой прирост прибыли за
счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой
продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ;
- экономию, текущих затрат
на производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ;
- экономию прочих затрат, не
входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую
функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в
сопряженных сферах и отраслях.
3.7. Единовременные затраты на разработку и внедрение АСУ включают в себя:
- затраты на разработку АСУ
(предпроизводственные затраты);
- капитальные затраты на
приобретение (изготовление), транспортирование, монтаж и наладку вычислительной
техники, периферийных устройств, средств связи, программных средств,
вспомогательного оборудования, оргтехники, производственно-хозяйственного
инвентаря;
- затраты на строительство
(реконструкцию) зданий, сооружений, необходимых для функционирования АСУ;
- изменение оборотных средств
в связи с разработкой и внедрением АСУ;
- затраты на подготовку
(переподготовку) кадров.
Примечание.
Если автоматизированные системы управления или отдельные их элементы поставляют
как продукцию производственно-технического назначения, то затраты на их
разработку и приобретение определяют, исходя из действующих прейскурантных и
договорных цен.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 2
2. Принципы оценки экономической
эффективности. 3
3. Основные показатели
экономической эффективности АСУ.. 4
|