Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

172 страницы

921.00 ₽

Купить ВСН 6-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают порядок оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог и уровня их содержания по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог, а также порядок сбора информации о параметрах и характеристиках дорог, необходимых для этой оценки.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог

2.1 Общие положения

2.2 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги

2.3 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог

2.4 Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния

2.5 Определение показателя инженерного оборудования и обустройства

2.6 Определение показателя содержания автомобильной дороги

2.7 Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог

3 Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

4 Технология диагностики автомобильных дорог

4.1 Общие положения

4.2 Подготовительный период

4.3 Полевые обследования

4.4 Обработка материалов полевых обследований

5 Анализ результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и определение видов дорожно-ремонтных работ

Приложение 1 Линейный график ТЭС участка автомобильной дороги II категории и порядок его составления (пример)

Приложение 2 Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог

Приложение 3 Методы и приборы измерения ровности и сцепных свойств дорожного покрытия

Приложение 4 Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды

Приложение 5 Методика диагностики дорожных одежд нежесткого типа по прочности в процессе детальной инструментальной оценки

Приложение 6 Методы и приборы учета движения транспортных средств на автомобильных дорогах

 
Дата введения01.12.1991
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия03.10.2002
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.09.1990УтвержденМинавтодор РСФСР
РазработанМАДИ Минвуза СССР (Московский автомобильно-дорожный институт)
РазработанНПО Росдорнии Российской Федерации
РазработанСаратовский НПЦ РосдорНИИ
ИзданЦБНТИ Минавтодора РСФСР1990 г.

Requirements on Diagnostics and Assessment of the Condition of Roads and Highways

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР


УТВЕРЖДЕНЫ Минавтодором РСФСР 5 сентября 1990 г.

ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОПЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВСН 6-90

Москва 1990

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОФСР


УТВЕРВДЕНЫ

Минавтодором РСФСР 5 сентября 1990 г.

ПРАВИЛА

диагностики и оценки состояния автомобильных дорог

ВСН 6-90

МОСКВА 1990

показатель содержания дорог (Кэ)

Пд * КПд * Коб , Кэ    (2.1)

2.1.6.    Критериями оценки качества дороги служат: I) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к аналогичным свойствам эталонной дороги; 2) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченннх данной дорогой потребительских свойств к нормативным потребительским свойствам дороги этой категории.

2.1.7.    За условный эталон принят участок дороги П категории в равнинной местности, построенной и оборудованной в полном соответствии с требованиями СНиП (ширина проезжей части 7,5 м, ширина обочин 3,75 м, ширина краевых укрепленных полос 0,75 м, обочины укреплены, покрытие шероховатое и т.д.), содержащейся в полном соответствии с требованиями технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. Для эталонной дороги показатели качества равны единице.

2.1.8.    Нормативные значения критериев оценки качества дороги принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

2Л.8.1. Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КПн) соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-85. Согласно п.1.3.1. Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог BGH 24-88 в неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года при Коб=1 и Кэ*1 допускается снижение значений КПн, но не более чем на 255К.

Эти значения принимают за предельно-допустимые - КПп (табл.2Л).

2Л.8,2. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб*1, которое обеспечивается при наличии и соответствии техническим требованиям всех элементов инженерного оборудования и обустройства дорог, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами. Фактические значения величины Коб могут колебаться от 0,85 до 1,0 (см. раздел 2.5).

2Л.8.3. За нормативную величину показателя содержания дорог принимают Кэ*1, которое соответствует высокому качеству работ по текущецу ремонту и содержанию дорог (средний балл 4,^ и 10

Таблица 2.1

На основном ! На трудных участках протяжении ! местности

Категория

дороги

Нормативные КПн (числитель) и предельно-допустимые КПп (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог

!пересечен-\ горной ! ной !

1-а

150

1,25/0,94

1,0/0,75

0,67/0,50

I-б, П

120

1,0/0,75

0,83/0,62

0,5/0,38

Ш

100

0,83/0,62

0,67/0,50

0,42/0,33

80

0,67/0,50

0,50/0,38

0,33/0,25

У

60

0,5/0,38

0,33/0,25

0,25/0,17

! Основная ! I расчетная ! скорость,

! км/ч

выше по ВН 10-87). Фактические значения величины Кэ могут колебаться от 0,5 до 1,10 (см.раздел 2.6).

2.1.8.4. Нормативную величину обобщенного показателя качества дороги принимают Пн = КПн, а за предельно-допустимое значение обобщенного показателя качества дороги принимают Пп = КПп.

Дорога полностью соответствует требованиям к качеству, когда Пд ^ КПн или КПд ^ КПн при Коб=1 и Кэ*1 или при Коб х Кэ «I, Если фактическое значение КобхКэ меньше I дорога находится в допустимом состоянии, когда

КПд >

(2.2)

КПп Коб . Кэ

При других значениях показателей качества дорога находится в недопустимом состоянии.

2.1.9.    В зависимости от целей и задач оценки она может быть выполнена как по обобщенному показателю качества, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (КПд)показателю инженерного оборудования и обустройства (Коб) или по показателю содержания дороги (Кэ).

Значения всех показателей могут быть определены для участка дороги, для всего протяжения дороги, для сети дорог, обслуживаемых дорожной организацией или для сети дорог региона.

2.1.10.    Обобщенный показатель качества дороги определяют в

II

такой последовательности:

-    определяют комплексный показатель транспортно-эксплуата

ционного состояния на каждом характерном vnacTKe КПЬ , строят линейный график и определяют среднее    ле    комплексного    пока

зателя для данной дороги КПл;

-    определяют показатель инженерного оборудования и обустройства дороги Коб и заносят его в линейный график;

-    определяют показатель содержания дороги Кэ на каждом участке и заносят его в линейный график;

-    определяют обобщенный показатель качества дороги Пд на каждом участке.

2 Л«II. Для определения показателей оценки необходима следующая исходная информация по всему протяжению дороги:

-    категория дороги, интенсивность и состав движения;

-    тип покрытия и его состояние но дефектности, прочность дорожной одежды, ровность и сцепные качества покрытия;

-    ширина проезжей части, краевых укрепленных полос, ширина и тип укрепления обочин, количество полос движения и ширина разделительной полосы;

-    величина продольный уклонов, радиусов кривых в плане и наличие виража; дальность видимости поверхности дороги;

-    наличие и состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги;

-    габариты, грузоподъемность и эксплуатационное состояние мостов и путепроводов;

-    данные о дорожно-транспортных происшествиях на дороге с выделением ДТП по дорожным условиям.

Кроме того, определение показателя содержания дорог выполняется с использованием информации, предусмотренной "Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог" ВН 10-87.

Указанные сведения устанавливают путем обследования дорог, а также на основе данных технических паспортов автомобильных дорог.

2 Л .12. Показатели оценки качества и состояния дорог являются основой для планирования работ по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, их инженерного оборудования и обустройства и уровня содержания.

12

Динамика изменения показателей (прирост или уменьшение) служит основой оценки эффективности деятельности дорожных организаций по реконструкции, ремонту, благоустройству и содержанию дорог*

2.2. Сценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги

2.2.1.    Главным этапом оценки качества дороги является оценка ее технического уровня и эксплуатационного состояния или транспортно-эксплуатационного состояния (ТЭС АД), которая включает в себя оценку геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.

В основу методики комплексной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги положен принцип обязательного соблюдения всех нормативных требований к параметрам и характеристикам дороги. определяющим ее транспортно-эксплуатационные показатели.

2.2.2.    Транспортно-эксплуатационное состояние каждого ха

рактерного отрезка дороги оценивают итоговым коэффициентом обеспеченности расчетной скорости    который    принимают    за    комп

итог

тгити.

лексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги на данном отрезке (см.п.2.4.4):

КП1 *

2.2.3.    Оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги выполняют по величине комплексного показателя:

КПд -     ,    или    КПд    *    '{к    (2.3)

L*    L*

13

где: Kj™r - итоговое значение коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом участке; Zl - длина участка с итоговым значением К^£?г, км; П - число таких участков; L - общая длина дороги (участка дороги), км. Порядок определения Kj£?r и приведен в разделе 2.4.

2.2.4. Прирост комплексного показателя ТЭС АД вычисляют

по формуле:    „    „

Д КПд =    -    .    100    %    (2.4)

КПдн

где: КПдн, КПдк - значения комплексного показателя на начало и конец оцениваемого периода (года, пятилетки или до и после ре-монта), вычисленные по формуле 2.3.

Отрицательное значение прироста свидетельствует об ухудшении состояния дороги за оцениваемый период по сравнению с первоначальным.

2.2.5. Показатель фактического состояния автомобильной дороги по отношению к нормативному в начале и в конце оцениваемого периода определяют по формуле:

(2.5)

К — КПд с* “ КПн

Транспортно-эксплуатационное состояние дороги соответствует требованиям когда Кед ^ I.

2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог

2.3.1.    Оценку транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог, обслуживаемых ДЭУ, ДРСУ или автодором про-изводят по фактическому комплексному показателю состояния дорожной сети КПфс* Для его вычисления используют коэффициент приведения дорог разного технического уровня к эталонной дороге.

Коэффициент приведения показывает какую долю составляют потребительские свойства данной дороги (обеспеченная скорость и осевая нагрузка) от потребительских свойств эталонной дороги. Коэффициенты приведения принимают численно равными нормативным значениям комплексного показателя состояния дорог КПн по табл. 2.1.

2.3.2.    Комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети вычисляют в следующем порядке:

а) составляют перечень или ведомость дорог или характерных участков, входящих в оцениваемую сеть. В качестве характерных выделяют участки с различным числом полос движения (без учета переходно-скоростных полос), участки с дополнительной полосой 14

движения на подъемах, а также участки дорог различных категорий., входящие в состав одной автомобильной дороги.

КПно *111    (2.6)

где:    Ц-    протяженность    каждой    дороги или каждого характер

ного участка дороги, км;

- число полос движения без учета переходно-скоростных полос;

Kfl^i - значения нормативного комплексного показателя для каждой дороги или участка дороги, которые принимают по табл.ЗЛ;

С * количество дорог или характерных участков, в) Определяют среднюю величину нормативного комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния оцениваемой сети дорог:    ц

L пр

т

(2.7)

б) определяют протяженность оцениваемой сети дорог при нормативном состоянии в приведенных к эталонным км:

КПнс =

ZfrLi‘ni

г)    Определяют протяженность сети дорог при фактическом состоянии в приведенных км:

L*p = y!. и-КПд.1-ги (2.6)

г».: Klljji.- фа™», .Hat™.. ,<жш,а«анаго „окатала

портно-эксплуатационного состояния каждой дороги или участка дороги, вычисленные по форцуле (2.3).

д)    Определяют величину фактического показателя состояния

оцениваемой сети дорог    ф

I

КПфс .    1    а    Ьпг- (2.9)

iiu-ni

2.3.3. Прирост комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети за рассматриваемый период определяют по формуле:

д КПфс - ^    100    %    (2.10)

кпн

15

фс

3.3.4.    Показатель фактического состояния сети автомобильных дорог по отношению к нормативному определяют по формуле:

Ксс*    (2.II)

КПнс

Транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог соответствует требованиям, когда Ксс ^ I.

2.4.    Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния

2.4.1.    Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости для каждого параметра и характеристики на каждом характерном участке

в соответствии с указаниями п.2.4.5-2.4.15 настоящих Правил.

2.4.2.    При определении коэффициентов обеспеченности расчетной скорости аналитическим путем учитывают следующие особенности:

а)    не принимают во внимание общие ограничения скорости Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости

(в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зоне автобусных остановок, в зонах действия дорожных знаков и др.);

б)    в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных уклонах горных дорог) величину коэффициента обеспеченности расчетной скорости принимают по наименьшему значению из двух направлений движения;

в)    не учитывают участки постепенного перехода скорости от одного значения к другому, то есть строят ступенчатую эпюру показателей.

2.4.3.    Необходимые для определения частных значений коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на каждом характерном участке параметры и характеристики существующих дорог получают при первичной оценке путем непосредственных измерений и наблюдений в течение теплого периода года при положительной температуре воздуха (ширина чистой фактически используемой укрепленной поверхности и состояние покрытия, ширина и состояние обочин, интенсивность и состав движения, ровность покрытии и

коэффициент сцепления и др.). Данные о параметрах дороги могут быть получены из паспорта дороги, проекта дороги, материалов предыдущих обследований или из другой технической документации.

Повторные обследования по сокращенной номенклатуре параметров и характеристик проводят не реже I раза в год по состоянию на конец сезона ремонтных работ до наступления устойчивой отрицательной температуры воздуха, фиксируя все изменения в состоянии дорог и внося коррективы в результаты оценки. Кроме того, повторные обследования проводят на участках ремонта дорог после завершения ремонта.

2.4.4.    Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости принимаю"4 по готовым таблицам. Особенности их определения приведены в п.2.4.5-2.4.15.

Значение итогового коэффициента обеспеченности расчетной итог

скорости Крс на калдом участке для осенне-весеннего расчетного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке, т.е.

«итог _ «min PCL npcL

Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный продольный профиль и план дороги и основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости, а также линии нормативного и предельно-допустимого значений показателей качества и транспортноэксплуатационного состояния дороги.

Форма и пример линейного графика оценки качества и состояния дороги приведены в приложении I.

2.4.5.    Для получения итогового значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости определяют частные коэффициенты, учитывающие ширину основной укрепленной поверхности (укрепленной поверхности) и ширину габарита моста - KpcI; ширину и состояние обочин - Крс2; интенсивность и состав движения - КрсЗ; продольные уклоны и видимость поверхности дороги - Крс4; радиусы кривых в плане и уклон виража - Крс5; ровность покрытия -Крсб; коэффициент сцепления колеса с покрытием - Крс7; состояние и прочность дорожной одежды - Крс8; грузоподъемность мостов - Крс9; безопасность движения - КрсЮ.

2.4.6.    Частный коэффициент KpcI определяют по величине

чистой, фактически используемой для движения ширины укрепленной поверхности в которую входят ширина проезжей части и краевых укрепленных полос (основная укрепленная поверхность дороги) за вычетом ширины полос загрязнения на кромках проезжей части или краевых полос:

Вхф * В + 2fiy — 2в^    (2.12)

где:    В - ширина проезжей части, м; ву - ширина краевой укреп-»

ленной полосы, м; в3 - ширина полосы загрязнения, м.

При отсутствии краевых укрепленных полос:

в1ф » В - 2в3    (2    ЛЗ)

На мостах, путепроводах и эстакадах

в1ф - Г - 2в3    (2.14)

где: Г - габарит моста, м.

2.4.6Л. Для существующих дорог ширину проезжей части, краевых укрепленных полос, габарит моста, ширину обочин, тип укрепления и состояние обочин определяют непосредственно при обследованиях дорог на каждом характерном участке.

2.4.6.2.    За характерные по ширине укрепленной поверхности принимают участки с одинаковой шириной чистой проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос -участки дороги с одинаковой шириной чистой проезжей части. При ©том не учитывают колебания ширины в пределах до 0,25 м. При уменьшении или увеличении на смежном участке ширины чистой укрепленной поверхности более чем на 0,25 м такой участок выделяют в характерный. Если разница в ширине В£ф на смежных участках превышает 0,5 м, то участок с меньшей шириной относят к местным сужениям, в длину которого включают зоны влияния по 75 м от начала и конца сужения.

2.4.6.3.    Ширину полосы загрязнения с каждой стороны для осенне-весеннего периодов принимают по табл.2.2.

2.4.6.4.    Значения KpcI в зависимости от ширины чистой, фактически используемой для движения укрепленной поверхности и интенсивности движения приведены в табл.2.3, 2.4, 2.5.

2.4.7. Частный коэффициент Крс2 определяют по величине ширины обочины в соответствии с табл.2.6. В общем случае в состав обочины входит краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.

Ш

Таблица 2.2

Вид укрепления обочины

-[-

на прямых участках (на кривых в плане ради-

и на кривых в плане |усом менее 200 м, на радиусом более 200 м.участках с ограждения-|ми,направляющими стол-jбиками,тумбами,парапетами


Ширина полосы загрязнения, м

Слой щебня или

0.2

0.2

гравия

0,3

0,5

Засев травы

0.2

0.2

0,5

0,7

Обочины не укреп

0.3

0.3

лены

0,7

1,2

Бордюр высотой

зк

м \в т.ч. на мостах)

eh

eh

Примечания: I. В числителе для дорог I-П категорий; в знаменателе для дорог Ш-1У категорий.

2. При устройстве на обочине покрытия шириной более 1,5 м из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими ширину полос загрязнения принимают равной нулю.

За характерные по ширине обочин принимают отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. Если ширина правой и левой обочин разная, в расчет принимают меныцую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,10 м при общей ширине обочины до 1,5 м, в пределах до 0,25 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных 10,1 м и 0,25 м) участок выделяют в характерный.

2.4.7.2. В случае когда на всей ширине обочины устроен один тип укрепления, значения Крс2 принимают по табл.2.6 в зависимости от общей ширины обочины для данного типа укрепления. Аналогично принимают значения Крс2 при отсутствии укрепления на всей ширине обочины.

19

УДК 625.76.004.58

Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

ВСН 6-90_/Минавтодор P0SGP. ЦБНТИ Mi - втодора Р(ЖР, - М.,

1990. - 168 с.

Правила устанавливают порядок оценки технического уровня» эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог и уровня их содержания по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог, а также порядок сбора информации о параметрах и характеристиках дорог, необходимых для этой оценки.

Основу правил диагностики составляет методика оценки качества и состояния автомобильных дорог, разработанная на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ проф, Васильевым А.П, Расчетные таблицы составлены совместно с докт.техн.наук Яковлевым ЮЛ. и доц. Ноганзоном М.С. Б отработке принципиальных положений методики участвовали Попов В.А. и Шевелёв A.G. (Главдорупр). В методике учтены предложения канд.техн.наук Мепуришвнли Д.Г. (МАДИ), канд.техн.наук Белова В.Д., канд.техн.наук Мусатова С.А., инж. Нестеренко в.Г., канд.техн.наук Иванова В.Б. и Эрастова А.Я. (НПО РосдорНИИ).

Б производственной проверке методики участвовали специалисты МАДИ, НПО РосдорНИИ, Владимирского, Красноярского, Пермского и Саратовского НПЦ НПО РосдорНИИ, а также Волжской автомобильной дороги, Алтайавтодора и Челябинскавтодора.

В целом Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны под руководством проф. Васильева А.П. коллективом авторов в составе: докт.техн.наук Яковлев Ю.М., канд.техн. наук Апестин В.К., канд.техн.наук Коганзон М.С,, инж. Миненко Е.В, инж. Савченко И.В. (МАДИ), канд.техн.наук Дудаков А.И. (НПО РосдорНИИ), канд.техн.наук Жилин С.Н., канд.техн.наук Субботин С.П. и инж. Иванушкин В.А. (Саратовский НПЦ РосдорНИИ).

Замечания и предложения направлять по адресу: 125829,

ГСП-47, Москва, A-3I9, Ленинградский проспект, 64, МАДИ, кафедра строительства и эксплуатации дорог.

Таблица 2*3

Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости KpcI, учитывающего влияние ширины чистой основной укрепленной поверхности дороги

Ширина чистой основной укрепленной поверхнос-ти В, м

{Для двухполосных дорог при интенсивности движения, ■ j авт/сут (физических ед.)

!

i менее

j 600

{ 600-1200 !

\

!

!

Г

1200-3600 |

!

3600-10000

4,50

0,58

0,17

0,14

0,11

4,75

0,68

0,25

0,21

0,16

5,0

0,79

0,33

0,28

0,22

5,25

0,88

0,42

0,35

0,27

5,50

1,0

0,50

0,42

0,33

5,75

1,10

0,58

0,49

0,38

6,0

1,10

0,67

0,56

0,44

6,25

-

0,75

0,63

0,49

6,50

-

0,83

0,70

0,55

6,75

-

0,91

0,77

0,61

7,0

-

1,0

0,83

0,66

7,25

-

1,06

0,90

0,72

7,50

-

1,10

0,97

0,77

7,75

-

-

1,04

0,82

8,0

-

-

1,10

о.ев

8,25

-

-

-

0,93

8,50

-

-

-

0,99

8;75

-

-

-

1,04

9,0

-

-

-

1,06

9,25

-

-

-

1,12

9,50

-

-

~

1,15

2.4.7.3. При наличии на обочине краевой укрепленной полосы и (или) укрепленных различными материалами, а также неукрепленных полос значения Крс2 определяют как средневзвешенную величину для данных типов укрепления по формуле

(2.15)

Крс2

• Кпс2

Министерство автомобильных дорог РСФСР

Ведомственные нормы

ВСН..6-90.....

Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог

Вводятся впервые

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны в развитие Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 Микавтодора РСФСР и распространяются на автомобильные дороги общего пользования. Правила предназначены для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием дорог, а также для организаций, осуществляющих их обследование и опенку состояния,

1.2.    Правила содержат методику комплексной оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, и уровня содержания, а также устанавливают порядок , последовательность и повторяемость сбора и обработки данных о состоянии дорог, необходимых для указанной оценки, методику обследования дорог, перечень приборов, лабораторий и измерительного оборудования,

1.3.    Диагностика и оценка состояния дорог и дорожных сооружений является основным звеном в системе управления развитием и совершенствованием дорожной сети, повышением транспортно-эксплуатационных показателей, надежностью функционирования каждой дороги и сети автомобильных дорог. Она создает предпосылки для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на развитие и совершенствование дорожной сети.

1.4.    Диагностику и оценку состояния автомобильных дорог выполняют с целью определения их транспортно-эксплуатационного сос-

Внесены кафедрой строи

Утверждены Министерством

Срок введе

тельства и эксплуатации

автомобильных дорог РСФСР

ния I декабря

дорог МАДЙ

5 сентября 1990 г.

1991 г.

3

тояния и уровня содержания, степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей требованиям к потребительским свойствам дорог и выявления причин этого несоответствия.

1.5.    По результатам диагностики и оие^и состояния выявляют участки дорог, не обеспечивающие нормативные требования к потребительским свойствам и назначают виды ремонта и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту или реконструкции дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационных характеристик до требуемого уровня.

1.6.    Материалы диагностики и оценки состояния дорог являются исходной базой для разработки проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию дорог и дорожных сооружений.

1.7.    В Правилах приняты следующие понятия и определения:

-    технический уровень дорог - степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений;

-    эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания;

-    транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС ДЦ) -комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки;

-    технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) - характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д.;

-    потребительские свойства дороги - это их основные транспортно-эксплуатационные показатели (ТЭП АД), к важнейшим из которых относят обеспеченные дорогой скорость, удобство и безопасность движения, допустимую осевую нагрузку и общую массу автомобилей, непосредственно влияющие на производительность автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива, время доставки грузов и пассажиров и другие характеристики совместной работы ав-

4

томобильного транспорта и автомобильных дорог;

-    качество дороги - степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям, обеспечивающим потребительские свойства дороги данной технической категории;

-    эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (1Гфтах), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности ( Vp):

- коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение

За базовую расчетную скорость принята скорость =120 км/ч.

(I.I)


(1.2)

Тогда

(1.3)

где Dpi. и КрСЭ1 - соответственно расчетная скорость для данной

В практических расчетах удобнее пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости. Соотношения указанных коэффициентов определяют по формулам:

категории дороги и эксплуатационный коэффициент обеспеченности этой расчетной скорости.

5

- диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений -обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях работы, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние, необходимых для оценки, выявления причин и прогноза возможных нарушений нормального функционирования дорог;

-    оценка транспортно-эксплуатационного состояния - или оценка состояния дороги и дорожных сооружений - определение степени соответствия транспортно-эксплуатационных показателей дорог, т.е. их потребительских свойств установлен^ зл требованиям,

1.8.    Состав и объем -работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния дорог зависят от вида и периодичности обследования дорог (табл.1.1). При этом полной считают диагностику и оценку всех основных элементов, параметров и характеристик дорог, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние. В соответствие с ВОН Я5-88 к этим параметрам и характеристикам относят:

-    геометрические параметры, в которые входит ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, которые вместе составляют ширину основной укрепленной поверхности, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

-    прочность и состояние проезжей части и обочин;

-    ровность и сцепные качества покрытий;

-    состояние земляного полотна;

-    состояние и работоспособность водоотвода;

-    габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;

-    состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

1.9,    Полную первичную объективную диагностику эксплуатируемых дорог проводят при первой оценке транспортно-эксплуатационного состояния, в процессе которой собирают подробную объективную информацию по полной номенклатуре параметров и характеристик, а также по условиям работы дороги. Составляют линейный график оценки качества и состояния дороги и передают всю информацию в банк дорожных данных.

I-10* Полную объективную диагностику и оценку состояния вновь построенных (реконструированных) автомобильных дорог (участков дорог) проводят перед вводом их в эксплуатацию и утверждением актов государственной приемочной комиссией.

I.II. Повторную частичную объективную диагностику и оценку качества и состояния выполняют в конце строительного сезона на участках автомобильных дорог, где проводились ремонтные работы по тем элементам и параметрам, которые были изменены в процес ) ре-6

Таблица IЛ

Классификация видов диагностики автомобильных дорог и дорожных сооружений

Признаки или

критерии

классификации

Т-

\ Вид диагностики

i

1-

\ Краткая характеристика

1

Полнота оцени-

Полная или комплекс-

По всем основным парамет

ваемых парамет

-ная

рам и по полной методике

ров и характе-

Частичная или непол-

По неполной номенклатуре

ристик

ная

параметров или по сокращенной методике

Экспресс-оценка

По упрощенной методике и по сокращенной номенклатуре показателей

Первичная

Выполняется в первый раз

Повторная или повто

Проводится повторно или

Периодичность

ряющаяся

повторяется I раз в 3-5 лет

Периодическая или регулярная

■ Проводится 1-2 раза в год

Систематическая или

Проводится 3-4 раза в год

часто повторяющаяся

и более

Объем обсле

Сплошная

Проводится на всем протя

дований

жении дороги

Выборочная

Проводится на отдельных участках дороги

Способ полу

Объективная или ин

Обследование с помощью пе

чения инфор

струментальная

редвижных лабораторий ши

мации

беров и измерительного инструмента

Смешанная или комби

Часть параметров оценива

нированная

ют инструментально, часть -визуально

Визуальная

Визуальный осмотр

7

монта.

1.12.    Периодическую частичную объективную, или комбинированную диагностику проводят по переменным параметрам (ровность, коэффициент сцепления, состояние покрытия и др.) не реже 1-2 раза в год.

При обследованиях автомобильных дорог по ограниченному перечню изменяющихся пс времени параметров оценка состояния дорог также производится по показателю качества. Информация по другим параметрам берется из банка данных по результатам предшествующих обследований, В случае отсутствия такой информации, условно принимается, что недостающие параметры автомобильных дорог соответствуют требованиям технических нормативов. При этом указывают, что опенка дороги производилась только по переменным параметрам.

1.13.    Экспресс-оценку или экспресс-диагностику проводят при необходимости ускоренного получения ориентировочной информации об отдельных параметрах дороги или группе параметров, позволяющей получить приближенную оценку состояния дороги по этим параметрам.

После экспресс-диагностики, на участках с низкими транспортно-эксплуатационными качествами, проводят детальные обследования, позволяющие установить причины снижения параметров эксплуатационного состояния и принять решение по ремонтным работам.

1.14.    шзуальный осмотр проводят на перзом этапе полной и частичной диагностики, как составную часть смешанной или комбинированной диагностики и как самостоятельный вид диагностики при оценке состояния дороги и дорожных сооружений, ее инженерного оборудования и обустройства, а также при оценке качества текущего ремонта и содержания. Как правило визуальный осмотр проводят с использованием простейших средств измерения и записи информации с помощью портативных диктофонов и других средств регистрации. На основании визуального осмотра выявляют характерные участки по состоянию дороги и намечают места детальных обследований .

1.15.    Все документы диагностики должны быть составлены отдельно по каждой автомобильной дороге (участку), по установленным формам и в соответствии с требованиями данных правил. В техническую документацию учета ежегодно вносят изменения по состоянию на I января.

8

1.16, Документы диагностики должны храниться в первичных-дорожных организациях, а в вышестоящие органы управления представляются сведения и материалы по установленным формам отчетности.

2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1, Общие положения

2.1.1.    Методика предназначена для оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также содержания автомобильных дорог по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог.

2.1.2.    Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.

2.1.3.    Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно.

В сухое, теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период.

2.1.4.    Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог

и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств требуемым, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению.

2.1.5.    Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества дороги (Пд), включающий в себя комплексный показатель ее транспортно-эксплуатационного состояния (Пд), показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб) и