Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Назначение и область применения утолщенных слоев из асфальтобетонных смесей

2. Требования к исходным материалам и смесям

3. Технология устройства слоев увеличенной толщины

4. Контроль качества

5. Технико-экономическое обоснование эффективности применения слоев увеличенной толщины

Приложение 1 Методика проведения лабораторного эксперимента для определения оптимальных условий уплотнения смесей

Приложение 2 Настройка технологического процесса уплотнения утолщенных слоев асфальтобетонных смесей

Приложение 3 Статический контроль качества покрытия из уплотненных слоев асфальтобетонных смесей

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР ДОРОДНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ И 11РОИЗВОДСТБЕННО-ТЕХН0Л01МЧЕСК0Е ОБЪЕДИНЕНИЕ НПО РОСДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИИ ИЗ УТОЛЩЕННЫХ СЛОЕВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СмЕСЕМ

Утверждены зам.ген.директора НПО Росдорнии канд.техн.наук А.Я.Эрастовым

Москва 1У90

УдК 63b.3:63b.8b

Рекомендации по устройству дорожных покрытий из утолщенных слоев асфальтобетонных смесей.-/НПО Росдорнии.-М,:ЦБНТИ Минавтоцора РСФСР, 1990, 36 с.

Составлены на основе исследовательских и экспериментальных работ, проведенных ХАДИ и НПО Росдорнии, и предназначены для инженерно-технических работников, осуществляющих проектирование и строительство дорожных покрытий с применением утолщенных слоев из асфальтобетонных смесей.

Рекомендована технология строительства покрытия из толстых слоеь асфальтобетона с широким использованием местных материалов и отходов промышленности. Приведены требования к исходным материалам и смесям, указаны порядок расчета режима уплотнения смесей и технологического контроля за качеством смесей и покрытии из них, а также технико-экономическое обоснование эффективности применения слоев увеличенной толщины.

В составлении рекомендации приняли участие В.Г.Кравченко, Ю.О.Балаценко, О.А.Громогласова (ХАДИ), А.В.Руденекий, Э.А.Ка-рагезян, А.А.Штромберг (НПО Росдорнии).

Замечания и предложения следует направлять по адресу: 135493, Москва, ул.Смольная, 1/3, владение 3, НПО Росдорнии.

3

Окончание табл. 3.1

I

2

3 1

4

100

22

27

38

но

16

20

23

120

13

16

19

130

10

12

15

140

8

10

12

150

6

7

9

Для конкретных смесей, приготовляемых с использованием мес


тных материалов и отходов промышленности, в прил. I приведена методика определения оптимальных условий ее уплотнения.

3.2.6. Удельная работа каждого типа катков (статических гладковальцевых) рассчитывается по формуле


al=    ,    о.?:)

где    <£.-    линейное давление катка, кго-см;

- коэффициент, который учитывает свойства асфальтобетона в период уплотнения катком рассматриваемого типа.

Если уплотнение выполняется тремя типами катков, то для легких катков    =1,5;    для    средних    =    1,3; для тяжелых

= 1,0. Если уплотнение производится средними и тяжелыми катками, то для первого периода К* = 1,4; для второго К* = 1,0.

В (3.2) суммирование выполняется по всем типам катков.

Если уплотнение осуществляется сначала катками на пневмати-ках, а затем жесткобарабанными, то удельную работу рассчитывают по формуле

-А ,

где    -    вес каждого типа катка, кгс.

3 2.7. Потребное число проходов каждого типа катков с гладкими металлическими вальцами рассчитывается по формуле, предложенной Батраковым О.Т.:

V


(2.3)


W--


Н <рак

н


on г.


Л


(ЗА)


где С0- постоянная, которая для легких катков изменяется от 1,7 до 2,1; для средних - от 2,2 до 2,6; для тяжелых - от 2,7 до 3,1 и зависит от толтцины уплотняемого слоя;


II


Pi - удельное давление, приходящееся на I см^ вальца катка, МПа Скгс/см^);

£ - коэффициент сопротивления перекатыванию, который для тяжелых катков (третий период уплотнения) равен 0,12-0,15; для средних и катков на пневматиках - 0,1-0,12; для легких (первый период уплотнения) - 0,10-0,15;

/itpaf фактическая толщина уплотняемого слоя в плотном теле,

см;

Honf- толщина уплотняемого слоя, оптимальная для катков данного типа, при которой обеспечивается минимально допустимый коэффициент уплотнения слоя (включая низ слоя), достигающий величин, нормируемых СНиП 3.06.03-85, см;

Ai~ удельная потребная работа уплотнения, определяемая из табл. 3.1 с учетом формул (3.2) и (3.3), (кгс « см).

см3

3.2,8. Оптимальная (максимальная прорабатываемая до низа слоя) толщина уплотняемого слоя для гладковальцовых катков будет примерно такой, как указано в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Оптимальная толщина уплотняемого слоя

Каток

Толщина уплотняемого слоя, см, обработанного битумом марок

БНД 60/90

БВД 90/130, БНД 130/200

Легкий

6-7

7-8

Средний

7-8

8-9

Тяжелый

9-10

10 - 12

3.2.9. Пример расчета по формулам (3.2)-(3.4) потребного количества проходов катков отряда № I (табл, 3.4) представлен в табл. 3.3.

12

Таблица 2,3

Потребнее количество проходов жесткобарабанных статических катков


i емпера-

Тип смеси г{

гура смеси,

°С

Крупнозернистая

130

о зернами раз-

TiO

мером до 40 мм

90

Мелкозернистая

130

с зернами разме

гго

ром до 20 мм

90

То же, до 10 мм

130

по

90

Крупнозернистая

100

с зернами разме

80

ром до 40 мм

70

Мелкозернистая

100

с.зернами размером 80

до 20 мм

70

То же, до 10 мм

100

80

70

Начальная работа Уплотнения Ткгс * см)

'см3


Потребнее количество проходов катков


легких jсредних |тяжелых при толщине слит , см 9


14 ( 9 I тл 1 о — *------1~-


4

б

14

4 8 14

5 9 22

8

Гб

25

9

20

31

13

24

37


!- I

! I

4


3    3


б 8


12


12 -

‘ 12


12


16


18


13


15


12    19


Примечание, При расчете потребного количества проходов катков различных типов оптимальная толщина уплотняемого слоя Нопт взята из табл. 3.2 для материала, обработанного вязким битумом марок БНД 40/60 и (или) ВВД 60/90.

3.2.10. Порядок расчета числа проходов катков следующий.

Уточняется температура воздуха в период работ и скорость ветра.


13


Определяется температура смеси при выходе из смесителя.

По графикам на рис. 3.1 и 3.2 определяется температура смеси в момент доставки на место производства работ, при этом температура смеси не должна быть ниже указанной в СНиП 3.06.03-85.

3.2.11.    Число проходов катков на пневматиках не должно превышать 8-10, так как дальнейшая работа малоэффективна.

Общее число проходов тяжелых катков должно быть не менее 6-8, если вначале применяются катки на пневматиках и не менее 15-20 при использовании легких катков.

3.2.12.    Особенности производства работ при пониженных температурах следующие.

При устройстве покрытий и оснований увеличенной толщины разрешается укладка смеси при температуре не ниже 0° С.

При пониженных температурах перевозку смеси необходимо производить автомобилями-самосвалами большой грузоподъемности. Желательно применять устройства для обогрева кузова выхлопными газами автомобиля.

3.2.13.    При укладке смеси на увлажненное основание оно должно быть высушено. Укладку производят таким образом, чтобы избежать наличия продольного шва. Для этого укладывают слои на всю ширину двумя укладчиками со сдвижкой на 5-10 м меаду ними либо одним укладчиком с установлением длины захватки в зависимости от погодных условий. Уплотнение смеси при пониженных температурах должно быть интенсифицировано.

3.2.14.    При небольших объемах работ при ветре (более 3,0-6,0 м/с) место производства работ может быть оградщено щитами дл^ защиты от ветра.

3.2.15.    Рекомендуемые составы отрядов катков приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4 Рекомендуемые составы отрядов катков для уплотнения утолщенных слоев

Катки

Марка (тип) катка

Масса,

т

Число проходов катка

I

2

3

4

Отряд 2 I

Легкие

ДУ-50

6,5-8

4-7

Средние

ДУ-13А

8-13

7-10

Окончание табл. 3.4

I

2

3

4

Тяжелые

ДУ-8В

10-18

12-15

Отряд № 2

Средние

ДУ-18А

8,0-13

5-12

Тяжелые

ДУ-9В

12-18

10-20

Отряд № 3

На пневматиках

ДУ-31А

8,4-16

7-8

Тяжелые

ДУ-8В

10-18

8-12

Отряд № 4

На пневматкиах

ДУ-29

16-30

6-7

Тяжелые

ДУ-9В

12-18

10-12

Отряд № 5

Виброкаток само

ДУ-25А

3,5

5-7

ходный

Тяжелые

ДУ-18А

13

15-20

(ДУ-8В)

18

15-20

Отряд № б

Тяжелые

ДУ-9В

12-18

18-20

Примечание. Масса катков указана без балласта и с балластом.

Наиболее эффективными являются те отряды, которые могут начинать укатку при более высоких температурах слоя. Это возможно при наличии в их составе легких катков (отряды № Г, № 5) или на пневматиках (отряды № 3, № 4).

Отряды № 2 и № б можно применять при отсутствии других средств механизации.

3.2.16. При приготовлении смесей и устройстве из них дорожных покрытий должны соблюдаться требования, предусмотренные Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденные Минтрансстроем СССР 29.04.77 и Минавтодором РСФСР 25.02.77.

4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА 4Л.Технический контроль приготовления асфальтобетонных смесей на АБЗ осуществляется в соответствии с ГОСТ 9128-84.

4.2. При устройстве покрытия проверяют:

15

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УТОЛЩЕННЫХ СЛОЕВ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

1.1.    Утолщенные слои из асфальтобетонных смесей применяются для устройства дорожных покрытий. К ним относятся асфальтобетонные слои толщиной 9-20 см, устраиваемые за один проход укладчика.

1.2. Асфальтобетонные утолщенные слои устраивают с целью:

-    обеспечения более высокой однородности конструктивного слоя дорожной одежаьг по сравнению с конструкцией, состоящей из нескольких тонких слоев;

-    повышения производительности строительных ра*от по укладке слоев покрытия, так как применение одного типа смеси позволяет избежать переналадок смесителей на АБЗ, а также увеличивается производительность строительных машин (укладчика, катков);

-    продления строительного сезона, поскольку утолщенные слои обладают большим запасом тепла при укладке, медленнее остывают по сравнению с тонкигии слоями асфальтобетонных смесей и их укладку можно производить при более низких температурах;

-    расширения ресурсов материалов для приготовления асфальтобетонных смесей, так как укладка утолщенных слоев позволяет расширить номенклатуру исходных компонентов, пригодных для приготовления смесей;

-    повышения долговечности асфальтобетонных покрытий и качества асфальтобетона за счет большей однородности и степени уплотнения слоя покрытия, исключения дефектов, вызванных недостаточной связностью между отдельными слоями покрытия.

1.3.    Для устройства утолщенных слоев асфальтобетонных покрытий применяются плотные, пористые и высокопористые асфальтобетонные смеси в соответствии с общими требованиями Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М.: Транспорт, 1978).

1.4.    Утолщенные слои из асфальтобетонных смесей рекомендует ся устраивать на дорогах общего пользования Г-3 категорий, а так же на сельских с тяжелым интенсивным движением,

1.5.    Расчет конструкций дорожных оделщ с утолщенными слоями из асфальтобетона производится в соответствии с ВСН 46-83, Расчетные характеристики слоя назначаются в зависимости от типа при меняемой смеси также по ВСН 46-83 или устанавливаются на осно-

3

вании непосредственных экспериментальных испытаний используемом при строительстве асфальтобетонной смеси с учетом климатических осооенностей района строительства.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛАМ И СМЕСЯМ

2.Г. Асфальтобетонные смеси применяют в соответствии с общими требованиями Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. Вид, тип и марку асфальтобетонной смеси выбирают в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства с учетом ГОСТ 9128-84.

2.?. Щрбень для приготовления асфальтобетонных смесей используют также в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84, включая щебень из горных пород, гравия и металлургических шлаков. Допускается применение гравия, отвечающего требованиям ГОСТ 8268-82. Могут использоваться смеси прочного, согласно требованиям ГОСТ 9128-84, и малопрочного щебня (гравия), отвечающего требованиям табл. I. Допускается применение щебня крупностью не болер 70 мм, щебня и гравия в виде смеси отдельных фракций, а также продуктов камнедробления, содержащих не более 30 % частиц мельче 2,5 мм.

Запрещается использовать щебень с содержанием зерен пластичной (лощадНой) формы более 15 % в многощебенистых смесях, более 25 % - в среднещебенистых и более 35 % - в малощебенистых смесях.

Таблица I

Наименование ! Марка щебня 1 смеси

1

1

_1_

Марка щебня по прочности смесей типа

и износу для

многощебе

нистых

среднеще

бенистых

малощебе

нистых

I

2

3

4

5

Из осадочных

I

600-800

600-800

400-600

горных пород

И-2

И-2

И-3

2

400-600

300-600

200-400

И-3

И-3

И-4

Из шлаков

I

600-800

600-800

400-600

2

600-800

400-600

300-400

в знаменателе - по износу.

Окончание табл. I

I

2

о

4

5

Из гравия

I

ДР»__12

Др. 12

Др. 16

И-2

И-?.

И-4

ДР»_ 12

Др. 16

Др. 24

И-2

и-з

И-4

Примечание. В числителе - марка щебня по прочности,

Не допускается применение щебня (гравия) с содержанием пыле-вато-глинистьгх частиц более В %9 а также щебня из глинистых (мергелистых) известняков, глинистых песчаников и глинистых сланцев.

2.3.    Песок для приготовления асфальтобетонных смесей применяют в соответствии с ГОСТ 8736-85. Используются отсевы продуктов дробления горных пород и гравия, содержащих не более 5 % пылеватых глинистых частиц. Допускается применение песчано-гравийных смесей, отвечающих требованиям ГОСТ 23735-79.

2.4.    Минеральный порошок, а также порошковые отходы промышленности (измельченные металлургические шлаки, золы-уноса ТЭС, пыль-уноса цементных заводов, порошковые отсевы камнедробления

и др.) для приготовления асфальтобетонных смесей применяют согласно ГОСТ 16557-78 при условии соблюдения требований Руководства по применению порошкообразных отходов промышленности в качестве минерального порошка в асфальтобетонах 1-2 марки (Гипродорнии, М., 1988),

2.5.    Битум для приготовления асфальтобетонньпс смесей применяют в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-76 и ГОСТ II955-82.

Допускается использование комплексных органических вяжущих, физико-механические показатели которых отвечают требованиям указанных ГОСТов, включая битумодегтевые и дегтебитумные композиции, вяжущие, приготовленные с использованием каменноугольных смол, продуктов лесохимической промышленности и других компонентов. Каменноугольные цегти и смолы применяются в соответствии с Руководством по применению каменноугольных вяжущих в дорожном строительстве (Гипродорнии, М., 1979).

5

Используются и нефтяные остаточные битумы в соответствии с требованиями Технических указаний по применению нефтяных гудронов (остаточных битумов в дорожном строительстве (Гипродорнии, 1975).

Выбор вида и марки органического вяжущего для приготовления асфальтобетонных, дегтебетонных и других типов смесей производят в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства с учетом Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.

2.6. Асфальтобетонные смеси по составу и физико-механическим характеристикам должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-84. При использовании смеси двух видов щебня различной прочности асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ТУ 218 РСФСР 541-85. Допускается применение высокопористых асфальтобетонных смесей с содержанием щебня более 65 % при условии устройства поверхностной обработки или замыкающего слоя из плотного асфальтобетона.

3. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА СЛОЕВ УВЕЛИЧЕННОЙ

толщины

3.1. Транспортирование смесей

3.1*1. С целью уменьшения теплопотерь при транспортировании желательно применение автомобилей-самосвалов с повышенной грузоподъемностью (10-12 т),

ЗЛ.2. Продолжительность транспортирования должна быть такой, чтобы смесь не успевала остыть ниже допустимой температуры. При этом необходимо учитывать, что органическое вяжущее является теплоизолятором для минерально» части. Поэтому чем меньше норма вяжущего, тем быстрее остывает смесь.

3.1.3. Расчет остывания смеси в период транспортирования может быть произведен по номограмме на рис. 3.1, где приведен ключ к пользованию номограммой.

На горизонтальной оси отложено время транспортирования (в минутах). Цифры на кривых обозначают температуру воздуха. Начало пучка прямых на вертикально» оси в левой части номограммы соответствует температуре смеси при выходе из смесителя.

По номограмме могут быть определены либо температура смеси при известной продолжительности транспортирования, либо по заданной требуемой температуре смеси допускается продолжительность транспортирования.

6

о Ю 20 3D МО 50

Рис,3*1.Номограмма для определения температуры асфальтобетонной смеси(Т°С)лри транспортировании автомобилем-самосвалом (AA3-503:

- - среднеинтегральное значение температуры;

«ос* - среднее значение температуры активного слоя. Цифрами на кривых обозначена температура воздуха

В первом случае поступают следующим образом. Находят на горизонтальной оси точку, соответствующую продолжительности транс-портирования<^*инЛ Для примера взята продолжительность транспортирования 35 мин. От этой точки восстанавливают перпендикуляр до

7

пересечения с прямой, которая соответствует температуре воздуха и начальной температуре смеси при выходе из смесителя.

3.2. Технология устройства слоев

3.2.1.    Технология устройства слоев увеличенной толщины должна соответствовать требованиям Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий, а также Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими ВСН 123-77,

3.2.2.    Укладку смеси производят укладчиками асфальтобетона, а для оснований - также универсальными укладчиками дорожно-строительных материалов и асфальтового бетона типа ДС-54 (Д-724). В отдельных случаях этот укладчик может использоваться для устройства покрытия. Целесообразно применять укладчики производительностью более 150 т/ч на пневмоколесном ходу (ДС-48, ДС-94,

ДС-ПЗ и ДС-П4) желательно с шириной укладываемой полосы 7,5-12,0 м, чтобы обеспечить укладку на полную ширину слоя. При отсутствии таких укладчиков возможно использование укладчиков меньшей производительности ДС-I (ДС-150, ДС-54, ДС-126).

При укладке слоев покрытия, толщина которых превышает тол-шину, указанную в технических характеристиках укладчиков (до 200 мм для укладчика ДС-128, для остальных - до 150 мм), обязательно применение следящей системы, обеспечивающей ровность слоя.

При необходимости укладки более толстых слоев шарнир рамы рабочих органов должен быть перемещен вверх. Максимальная толщина укладываемого слоя при этом должна быть определена на пробной укатке.

При использовании для укатки слоев толщиной более 160 мм наиболее распространенных укладчиков типа Д-150 Б на нем должны быть сняты упоры, ограничивающие подъем рамы с рабочими органами.

3.2.3.    Скорость передвижения укладчиков должна быть такой, чтобы обеспечить равномерную работу питателя и распределительных шнеков. Должна быть обеспечена равномерная подача материалов под трамбующий брус и выглаживающую плиту. При нарушении этого условия скорость укладчиков должна быть уменьшена.

3.2.4.    Эффективность уплотнения зависит от температуры слоя. Уплотнение утолщенных асфальтобетонных покрытий должно производиться при температуре выше +80° С.

8

Температуру слоя асфальтобетонных смесей Т при остывании с допустимой для производственных целей точностью можно рассчитать по формуле

Т=Т г~тЬ    (3.1)

гр    О    ?

где /0 - начальная температура смеси в момент укладки, С;

пл - темп остывания, рассчитываемый по эмпирической зависимости, 1/ч;

t - время остывания, ч.

Температура смеси при скорости ветра 5 м/с может быть определена по расчетному графику, представленному на рис. 3.2. На

_ ffl -р

оси ординат этого графика отложены значения 6 на оси абсцисс - время остывания в ч.

Рис.3.2. Расчетная номограмма для определения температуры слоя при остывании при скорости ветра 5м/с


S


Цифры на кривых обозначают отношение Л Т:Н, где дТ -разность между начальной температурой смеси Т0 и температурой воздуха 7 ; Н - толщина слоя в плотном теле, см.

При определении температуры остывания асфальтобетонного слоя слоя через некоторое время с момента начала укладки по горизонтальной оси против заданного значения времени восстанавливается перпендикуляр до пересечения с кривой, соответствующей значению д Т:Н, от точки пересечения с этой кривой проводим горизонтальную прямую до оси ординат, на которой указано значение

Температуру в данный момент находят, умножая это значение на начальную температуру TQ.

При определении времени, в течение которого смесь остывает до температуры Т, рассчитывают величину е’^= Т:Тт. Затем находят на вертикальной оси графика точку* соответствующую значе-нию е , и проводят через нее горизонтальную линию до пересечения с кривой, которая соответствует значению л Т:Н.

От точки пересечения с этой кривой опускают перпендикуляр на ось абсцисс, где находят значение времени. Оба построения показаны на графике пунктиром со стрелками.

3.2.5. Основным технологическим параметром, который характеризует уплотняемость асфальтобетонных смесей, является удельная работа уплотнения.

При уплотнении катками различных типов суммарная работа их ориентировочно должна равняться удельной потребной работе, приведенной в табл, 3.1.

Таблица 3.1 Требуемая удельная работа уплотнений смесей

Температура смеси, +°С

Удельная работа уплотнения Ап, (кгс для смесей п

* см)/см^,

крупнозернистой с размером зерен 40 мм

мелкозернистой с размером зерен

до 20 мм

до 10 мм

I

2

3

4

60

80

100

120

70

55

67

80

80

40

50

60

90

30

30

47

10