ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность
отработавших газов
Нормы
и методы контроля при оценке технического
состояния
|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным
унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и
автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует
«Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических
осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров»,
принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р
41.24-2003
(Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации
двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации
автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с
воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации
автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении
дымности; IV. измерения
мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме
свободного ускорения.
Стандарт
гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для
стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств
и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран
- членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ
двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1
Область применения. 2
2
Нормативные ссылки. 2
3
Термины и определения. 3
4
Нормы дымности. 4
5
Методы контроля. 4
Приложение
А Пересчет значений k в N.. 6
Приложение
Б Характерные формы графиков зависимости
частоты вращения (n) и дымности (k) от времени (t) за
единичный цикл свободного ускорения. 6
Приложение
В Экологическая классификация
автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия. 7
Библиография. 7
|
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность
отработавших газов
Нормы и методы
контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles,
equipped with compression ignition engines.
Visible
pollutants.
Norms
and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения
2005-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ
отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для
транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с
воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при
оценке их технического состояния.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с
воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных
средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия,
сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных
средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
ГОСТ 12.1.003-83 Система
стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система
стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к
воздуху рабочей зоны
ГОСТ
12.1.012-2004
Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие
требования.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3 Термины и определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и
обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение
частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя
автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при
равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из
исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения пmax, мин-1:
Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала
двигателя в режиме холостого хода.
3.1, 3.2 (Новая
редакция, Изм. № 1).
3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1:
Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный
для непрерывного измерения k и N. Характеристики,
которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина
траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший
рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в
соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на
дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство
для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную
камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света k, м-1:
Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с
диапазоном от 0 до ∞.
3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение
дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с
диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме
свободного ускорения Хм,
м-1: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в
режиме свободного ускорения Xср, м-1:
Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии
с 5.4.1 и 5.4.2.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.11 предельно допустимое значение
дымности XL, м-1:
Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного
ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 рабочая температура охлаждающей
жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или
моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(Новая редакция,
Изм. № 1).
3.13 транспортное средство, находящееся в
эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в
установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.14
изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства
(шасси).
3.15 экологический
класс:
Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от
уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное
средство:
Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N,
предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14 - 3.16 (Введены
дополнительно, Изм. № 1).
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром
дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным
- коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации
могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 %
ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м,
приведен в приложении А.
4.2 Дымность Хср
автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение
коэффициента поглощения XL, указанное в
сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения,
нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.
(Новая редакция,
Изм. № 1).
4.3 Дымность Xср автомобилей, не
имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного
ускорения следующих значений:
2,5 м-1 - для двигателей без
наддува;
3,0 м-1 - для двигателей с
наддувом.
Дымность Хср
на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких
экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5
м-1
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
5 Методы контроля
5.1 Условия
проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре
окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до
105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему
очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений
и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к
измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует
применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в
поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и
погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения
коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1
и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства
измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства
о поверке [1].
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
5.2.5 Для подвода отработавших газов из
выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать
пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса
воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к
измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры
масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного
масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя
нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура
должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность
работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений
должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax, которые должны
быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на
неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают
двигатель (при его работе);
- затормаживают
автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают
противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
- устанавливают
зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают
двигатель;
- устанавливают
рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в
нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической
коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
5.3.2 - 5.3.4 (Измененная
редакция, Изм. № 1).
5.3.5 При
проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны
учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих
колес на режиме свободного ускорения.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
5.4 Измерение
дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного
ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе
двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно
перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3
с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы
свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют
значения Хм на
последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию
дымомера;
- измеренные
значения Хм считают
достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей
зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют
среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений
Хм, которое принимается за
результат измерения.
График изменения
частоты вращения (n) и дымности (k) в
процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной
выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения
принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное
в одной из выпускных труб.
5.4.1, 5.4.2 (Измененная
редакция, Изм. № 1).
6 Требования
безопасности
6.1 В помещениях
для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
-
санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума -
по ГОСТ 12.1.003;
- уровень
вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При
измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные
меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6 (Введен
дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет
значений k в N
(для дымомера с L, равной 0,43 м)
k, м-1
|
0,0
|
0,1
|
0,2
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,55
|
0,6
|
0,65
|
N, %
|
0,0
|
4
|
8
|
11
|
15
|
20
|
21
|
23
|
24
|
k, м-1
|
0,7
|
0,75
|
0,8
|
0,85
|
0,9
|
0,95
|
1,0
|
1,05
|
1,1
|
N, %
|
26
|
28
|
29
|
31
|
32
|
34
|
35
|
36
|
38
|
k, м-1
|
1,15
|
1,2
|
1,25
|
1,3
|
1,35
|
1,4
|
1,45
|
1,5
|
1,55
|
N, %
|
39
|
40
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
49
|
k, м-1
|
1,6
|
1,65
|
1,7
|
1,75
|
1,8
|
1,85
|
1,9
|
1,95
|
2,0
|
N, %
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
k, м-1
|
2,05
|
2,1
|
2,15
|
2,2
|
2,25
|
2,3
|
2,35
|
2,4
|
2,45
|
N, %
|
59
|
59,5
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
64,4
|
65
|
k, м-1
|
2,5
|
2,55
|
2,6
|
2,65
|
2,7
|
2,75
|
2,8
|
2,85
|
2,9
|
N, %
|
66
|
67
|
67,3
|
68
|
69
|
69,3
|
70
|
71
|
71,3
|
k, м-1
|
3,0
|
3,05
|
3,1
|
3,15
|
3,2
|
3,25
|
3,3
|
3,35
|
3,4
|
N, %
|
72,5
|
73
|
73,6
|
72
|
75
|
75,3
|
76
|
76,3
|
77
|
k, м-1
|
3,45
|
3,5
|
3,55
|
3,6
|
3,65
|
3,7
|
3,75
|
3,8
|
3,85
|
N, %
|
77,3
|
78
|
78,3
|
79
|
79,2
|
80
|
80,1
|
80,5
|
81
|
k, м-1
|
3,9
|
3,95
|
4,0
|
4,05
|
4,1
|
4,15
|
4,2
|
4,25
|
∞
|
N, %
|
81,3
|
81,7
|
82
|
82,5
|
83
|
83,3
|
83,7
|
84
|
100
|
Примечание
- Пересчет значений N в k проводят по формуле
где
k - коэффициент поглощения света,
м-1;
L - эффективная база дымомера, м;
N - коэффициент ослабления света,
%.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Характерные
формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k)
от времени (t) за
единичный цикл свободного ускорения
а - начало 1-го цикла свободного
ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го
цикла свободного ускорения
1 - частота вращения коленчатого
вала двигателя (n);
2 - дымность отработавших газов
двигателя (k);
nmin - минимальная частота вращения;
nmax - максимальная частота вращения;
t0 - общее время одного цикла
свободного ускорения (12 - 15 с);
tс.у - время свободного ускорения от nmin до nmах (1 - 2 с);
tн.п.у - время нажатой до упора педали
(2 - 3 с);
tx.x - время работы на nmin (8 - 10 с);
Хм - максимальное значение дымности
в режиме свободного ускорения
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Экологическая
классификация автомобилей,
оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия
Экологическая
классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в
зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в
таблице В.1.
Таблица
В.1
Экологический класс
|
Категории транспортных средств,
оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия
|
Выполняемые требования к
предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ
|
4
|
M1 и М2 максимальной
массой не более 3,5 т
|
Правила ЕЭК ООН №
83-05 [2], уровень выбросов В
|
N1
|
Правила ЕЭК ООН №
83-05 [2], уровень выбросов В, или
Правила ЕЭК ООН № 49-04 [3], уровень
выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4],
уровень выбросов В1
|
M1 максимальной массой свыше 3,5
т, М2, М3, N2 и N3
|
Правила ЕЭК ООН №
49-04 [3], уровень выбросов В1, или
Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень
выбросов В1
|
M1 максимальной массой свыше 3,5
т, М2, М3, N1, N2, и N3 повышенной проходимости, с
приводом на все колеса, в том числе с отключаемым приводом одной из осей
|
Правила ЕЭК ООН №
96-02 [5]
|
5
|
M1 и М2 максимальной
массой не более 3,5 т
|
Правила ЕЭК ООН №
83-06 [6]
|
N1
|
Правила ЕЭК ООН №
83-06 [6], или Правила ЕЭК ООН № 49-05
[4], уровень выбросов В2, С
|
M1 максимальной массой свыше 3,5
т, М2, М3, N2, и N3
|
Правила ЕЭК ООН №
49-05 [4], уровень выбросов В2, С
|
Приложение В (Введено
дополнительно, Изм. № 1).
Библиография
[1]
ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок
проведения поверки средств измерений
[2]
Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в
зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[3]
Правила ЕЭК ООН № 49-04 Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на
природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на
сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с
принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими
загрязняющих веществ
[4]
Правила ЕЭК ООН № 49-05 Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на
природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на
сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с
принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими
загрязняющих веществ
[5]
Правила ЕЭК ООН № 96-02 Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на
сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в
отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями
[6]
Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в
зависимости от топлива, необходимого для двигателя
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: автомобили,
двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы,
методы измерения
(Измененная
редакция, Изм. № 1).