Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

Купить ГОСТ Р 41.13-Н-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Вводит в действие Правила ЕЭК ООН №13-Н, которые применяются в отношении торможения транспортных средств категории М1. Настоящие правила не распространяются на: транспортные средства, расчетная скорость которых не превышает 25 км/ч; транспортные средства, приспособленные для вождения инвалидами

 Скачать PDF

Отменён
Действие завершено01.09.2018
 
Дата введения01.07.2000
Завершение срока действия01.09.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Поправки:

Uniform provisions concerning the approval of passenger cars with regard to braking

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ P4I.13-H—99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОРМОЖЕНИЯ

Издание официальное

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 13-Н, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184

3    Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН М> 13-Н (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.l2-H, дата вступления в силу 11.05.98) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения*

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5    ИЗДАНИЕ (март 2002 г.) с Поправками (ИУС 3-2001, 8-2001)

© ИПК Издательство стандартов. 1999 €> ИПК Издательство стандартов. 2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

оптические или акустические сигналы, предупреждающие о том. что запас энергии, содержащийся в какой-либо части системы, упал до уровня, при котором без подзарядки гарантируется, что после четырех полных нажатий педали рабочего тормоза при пятом нажатии все еще можно достигнуть эффективности, предписанной для аварийного торможения (при нормальной работе привода рабочего тормоза и минимальном зазоре регулировки тормозов). Это предупреждающее сигнальное устройство должно быть непосредственно и постоянно подключено к контуру. Если двигатель работает в нормальных условиях к если тормозная система исправна, как это имеет место в случае испытаний на официальное утверждение по типу конструкции, предупреждающее сигнальное устройство должно подавать сигнал лишь в течение периода времени, необходимого для подпитки резервуара (резервуаров) энергии после запуска двигателя. В качестве визуального предупреждающего сигнала должен использоваться красный предупреждающий сигнал, указанный в 5.2.21.1.1.

5.2.14.2    Однако в случае транспортных средств, которые рассматриваются только как отвечающие положениям 5.2.4.1 на том основании, что они отвечают условиям, предусмотренным в 1.3 приложения 4, предупреждающее сигнальное устройство должно включать, помимо оптического, соответствующее акустическое устройство. Эти устройства необязательно должны включаться одновременно при условии, что оба они соответствуют вышеприведенным предписаниям и что акустический сигнал не включается раньше оптического. В качестве визуального предупреждающего сигнала должен использоваться красный предупреждающий сигнал, указанный в 5.2.21.1.1.

5.2.14.3    Акустическое устройство может отключаться при приведении в действие рабочего тормоза и/или (по усмотрению пред приятия-изготовителя) в том случае, когда рукоятка переключения передач на автомобиле с автоматической коробкой установлена в положение «Стоянка*.

5.2.15    Без ущерба для условий, предписанных в 5.1.2.3. Если для приведения в действие тормозной системы необходим вспомогательный источник энергии, запас этой энергии должен быть таким, чтобы в случае остановки двигателя или в случае выхода из строя средств, приводящих в действие источник энергии, эффективность торможения оставалась достаточной для остановки транспортного средства в предписанных условиях. Помимо этого, если мускульное воздействие водителя на стояночный тормоз усиливается при помощи вспомогательного устройств;!, приведение в действие стояночного тормоза должно, в случае выхода из строя вспомогательного устройства, обеспечиваться путем использования при необходимости запаса энергии, независимо от энергии, которая обычно обеспечивает функционирование этого вспомогательного устройства. Таким запасом энергии может служить запас энергии, предназначенный для приведения в действие системы рабочего тормоза.

5.2.16    Энергопитание вспомогательного пневматического/гидраплического оборудования должно производиться таким образом, чтобы во время его функционирования можно было обеспечить предписанную эффективность торможения и чтобы даже в случае выхода из строя источника энергии функционирование этих вспомогательных устройств не приводило к сокращению запаса энергии, питающей тормозные системы, ниже уровня, указанного в 5.2.14.

5.2.17    В ату чае автотранспортного средства, оборудованного для буксировки прицепа с электромагнитными тормозами, должны выполняться следующие требования:

5.2.17.1    источник питания (генератор и аккумулятор) автотранспортного средства должен обладать достаточной мощностью для обеспечения током электрической системы торможения. Даже в том случае, когда двигатель работает на оборотах холостого хода, рекомендованных предприятием-изготовителем, а все электрические устройства, поставляемые предприятием-изготовителем в качестве комплектующего оборудования транспортного средства, включены, напряжение в электрических цепях при максимальном потреблении тока электрической тормозной системой (15 А) не должно опускаться ниже 9.6 В в месте соединения. Необходимо исключить возможность короткого замыкания электрических цепей даже в результате перегрузки;

5.2.17.2    в случае неисправности рабочего тормоза автотранспортного средства, если это устройство состоит по меньшей мере из двух не зависящих друг от друга частей, необходимо, чтобы одна или несколько частей, которые не вышли из строя, были в состоянии полностью или частично действовать на тормоза прицепа;

5.2.17.3    использование выключателя и цепи стоп-сигнала для приведения в действие электрической тормозной системы допускается лишь в том случае, если цепь, приводящая в действие систему, соединена со стоп-сигналом параллельно, а имеющиеся выключатель и цепь стоп-сигнала могуч выдержать дополнительно нагрузку.

5.2.1S Дополнительные требования для электромобилей:

5.2.18.1 Электромобили, оснащенные электрической системой рекуперативного торможения категории А:

5.2.18.1.1    электрическая система рекуперативного торможения включается только в случае приведения в действие устройства управления акселератором и/или в нейтральном положении переключателя привода.

5.2.18.2    Электромобили, оснащенные электрической системой рекуперативного торможения категории В:

5.2.18.2.1    частичное или полное отсоединение одного из элементов системы рабочего тормоза должно осуществляться только автоматически;

5.2.18.2.2    управление системой рабочего тормоза должно осуществляться при помощи только одного устройства;

5.2.18.2.3    на систему рабочего тормоза не должно оказывать неблагоприятное воздействие отключение двигателя (двигателей) или используемое передаточное отношение;

5.2.18.2.4    если функционирование электрического компонента тормоза обеспечивается посредством соотношения сигнала, поступающего от устройства упраатения рабочим тормозом, и тормозного усилия на соответствующих колесах, то нарушение этого соотношения, ведущее к изменению распределения тормозного усилия между осями (соответственно приложение 5 или 6), должно сигнализироваться водителю при помощи оптического предупреждающего сигнала самое позднее в момагт включения устройства управления; этот сигнал не должен выключаться до тех пор, пока сохраняется данный дефект и устройство управления транспортным средством (ключ) находится в положении «Включено*.

5.2.18.3    Для электромобилей, оснащенных электрической системой рекуперативного торможения обеих категорий, применяются все соответствующие предписания, за исключением приведенного в 5.2.18.1.1. В этом случае электрическая система рекуперативного торможения может включаться приведением в действие устройства управления акселератором и/или при нейтральном положении переключателя привода. Кроме того, приведение в действие устройства управления рабочим тормозом не должно ограничивать вышеупомянутый эффект торможения, вызываемый отпусканием устройства упраатения акселератором.

5.2.18.4    На функционировании электрической системы рекуперативного торможения не должно отрицательным образом сказываться воздействие магнитного или электрического поля.

5.2.18.5    В случае транспортных средств, оснащенных антиблокировочным устройством, это устройство обеспечивает управление электрической системой регенератзшного торможения.

5.2.19    Специальные дополнительные требования в отношении электрического привода системы стояночного тормоза;

5.2.19.1    При неисправности электрического привода должна исключаться любая возможность непреднамеренного включения системы стояночного тормоза.

5.2.19.2    В случае разрыва провода в электрическом приводе управления должна сохраняться возможность включения системы стояночного тормоза с места водителя, причем эффективность стояночного торможения должна соответствовать требованиям, указанным в 2.3.1 приложения 3. При необходимости должна быть также обеспечена возможность растормаживания системы стояночного тормоза путем использования вспомогательного растормаживающего устройства, имеюще-гося/установлениого на транспортном средстве. Дтя достижения указанной выше эффективности может использоваться привод двнгателя/ручной привод или автоматический привод (положение стоянки).

5.2.19.2.1    Водитель предупреждается о сбое в подаче электроэнергии и/или обрыве провода электрического привода системы стояночного тормоза с помощью желтого предупреждающего сигнала, указанного в 5.2.21.1.2.

5.2.19.3    Питание дополнительного оборудования может обеспечиваться за счет запаса энергии электрического привода системы стояночного тормоза при условии, что это не отразится на включении системы стояночного тормоза. Кроме того, если этот запас энергии используется также для системы рабочего тормоза, то применяются требования, приведенные в 5.2.20.6.

5.2.19.4    После отключения устройства зажнгання/запуска двигателя, контролирующего подачу электроэнергии на тормоза, и/или извлечения ключа должна сохраняться возможность включения системы стояночного тормоза; в этом случае должна быть предотвращена возможность растормаживания.

5.2.20    Специальные дополнительные требования в отношении систем рабочих тормозов с электрическим приводом управления:

5.2.20.1    При растормаживанин стояночного тормоза система рабочего тормоза должна развивать общее статическое тормозное усилие, равное по меньшей мере усилию, которое обеспечивается в ходе испытания типа 0, даже в том случае, когда отключено устройство зажигайия/запуска

двигателя и/или извлечен ключ. Считается, что энергетический привод системы рабочего тормоза обеспечивает достаточное количество энергии.

5.2.20.2    Одиночная непродолжительная неисправность (в течение менее 40 мс) в электрическом приводе управления (например, сбой в передаче сигнала или ошибка в передаче данных) не должна оказывать существенного воздействия на эффективность рабочего тормоза.

5.2.20.3    Водитель предупреждается о продолжительной неисправности (в течение 40 мс и более) в электрическом приводе управления", исключая его запас энергии, красным или желтым предупреждающим сигналом, указанным в 5.2.21.1.1 и 5.2.21.1.2 соответственно. В тех случаях, когда предписанная эффективность рабочего торможения не достигается (красный предупреждающий сигнал), водитель немедленно предупреждается о неисправностях, вызванных повреждением электрической цепи (например, поломка, разъединение контакта), и предписанная остаточная эффективность торможения обеспечивается посредством приведения в действие органа управления рабочим тормозом в соответствии с 2.2 приложения 3. Эти предписания не следует рассматривать как отступление от предписаний, касающихся аварийного торможения.

5.2.20.4    В случае выхода из строя источника энергии электрического привода управления все функции управления системой рабочего тормоза должны обеспечиваться при наличии номинального уровня запаса энергии после 20 последовательных полных циклов приведения в действие органа управления рабочим тормозом. В ходе испытания орган управления тормозом должен полностью приводиться в действие в течение 20 с и освобождаться на 5 с после каждого приведения его в действие. Считается, что в течение упомянутого выше испытания в энергетическом приводе имеется достаточный запас энергии, необходимый для обеспечения полного приведения в действие системы рабочего тормоза. Это предписание не рассматривается как отступление от предписаний приложения 4.

5.2.20.5    В том случае, если напряжение на клеммах аккумулятора падает ниже значения, указанного предприятием-нзготовнтелем, и при котором не может быть гарантирована предписанная эффективность рабочего тормоза и/или которое не позволяет, по крайней мере, двум независимым цепям рабочего тормоза обеспечить предписанную эффективность аварийного или остаточного торможения, должен включаться красный предупреждающий сигнал, указанный в 5.2.21.1.1. После включения предупреждающего сигнала должна обеспечиваться возможность приведения в действие органа управления рабочим тормозом и достижения, по крайней мере, остаточной эффективности, указанной в 2.2 приложения 3. Считается, что в энергетическом приводе системы рабочего тормоза имеется достаточный запас энергии. Это предписание не рассматривается как отступление от предписания в отношении аварийного торможения.

5.2.20.6    Если питание дополнительного оборудования обеспечивается за счет электрического привода управления, то подача энергии должна быть достаточной для достижения предписанных значений замедления в случае функционирования всего дополнительного оборудования. Ес-зи число оборотов двигателя не превышает 80 % максимального числа оборотов, то запас энергии электрического привода управления должен сокращаться только в том случае, если предписанные значения замедления могут быть достигнуты без использования электроэнергии. Выполнение этого требования может быть продемонстрировано с помощью расчетов или путем проведения практического испытания.

5.2.20.7    Если вспомогательное оборудование получает энергию из электрического привода управления, то должны выполняться нижеследующие требования.

5.2.20.7.1    В случае выхода из строя источника энергии на движущемся транспортном средстве имеющейся в резервуаре энергии должно быть достаточно для приведения в действие тормозов с помощью органов их управления.

5.2.20.7.2    В случае выхода из строя источника энергии на неподвижном транспортном средстве при включенной системе стояночного тормоза имеющейся в резервуаре энергии должно быть достаточно для включения огней, даже в случае использования тормозов.

5.2.21 Неисправность тормоза и предупреждающие сигналы выявления неисправностей (общие требования):

5.2.21.1    На механических транспортных средствах должна быть предусмотрена возможность подачи следующих визуальных предупреждающих сигналов неисправности тормоза:

5.2.21.1.1    красный предупреждающий сигнал, указывающий на наличие такой неисправности тормозов транспортного средства, которая не позволяет обеспечить предписанную эффективность

11 До согласования единообразных процедур испытания предприятие-изготовитель должен представлять технической службе апачи з потенциальных неисправностей привода упраатсния и их последствий. Техническая служба и предприятие-изготовитель транспортного средства рассматривают эту информацию и принимают соответствующее решение.

рабочего торможения и/или которая исключает возможность срабатывания, по крайней мере, одного из двух независимых контуров рабочего тормоза;

5.2.21.1.2    желтый предупреждающий сигнал (в соответствующих случаях), указывающий на неисправность в электрической цепи тормозов транспортного средства, для обозначения которой не используется красный предупреждающий сигнал, указанный в 5.2.21.1.1.

5.2.21.2    Предупреждающие сигналы должны быть видимыми даже в дневное время; удовлетворительное состояние сигналов должно быть легко проверено водителем со своего места; неисправность элемента предупреждающих устройств не должна вести к падению эффективности тормозной системы.

5.2.21.3    Водитель должен предупреждаться с помощью вышеупомянутого (вышеупомянутых) предупреждающего (предупреждающих) сигнала (сигналов) о конкретной неисправности или дефекте до приведения в действие органа управления рабочим тормозом. Предупреждающий (предупреждающие) сигнал(ы) должен (должны) оставаться включенным(и) в течение всего времени наличия неисправности/дефекта при нахождении переключателя зажигания (запуска двигателя) в положении «включено».

5.2.21.4    Вышеупомянутый (вышеупомянутые) предупреждающий (предупреждающие) сигнал(ы) должен (должны) загораться при подаче электроэнергии на электрическое оборудование транспортного средства (и тормозную систему). На неподвижно стоящем транспортом средстве тормозная система обеспечивает проверку отсутствия неисправностей и дефектов до выключения предупреждающих сигналов. Информация о конкретных неисправностях или дефектах, которые должны приводить в действие вышеупомянутые предупреждающие сигналы, но которые не выявляются в статических условиях, должна накапливаться по мере их выявления и выводиться на индикатор при запуске двигателя, а также во всех случаях, когда переключатель зажигания (запуска двигателя) находится в положении «включено» в течение всего времени наличия неисправности или дефекта.

6    Испытания

Испытания тормозов, которым должны подвергаться представленные на официальное утверждение транспортные средства, а также требуемые характеристики тормозной системы приведены в приложении 3.

7    Изменение типа транспортного средства или его тормозной системы и распространение официального утверждения

7.1    Любое изменение типа транспортного средства или его тормозной системы доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Этот орган может:

7.1.1    либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и что данное транспортное средство продолжает отвечать предписаниям;

7.1.2    либо потребовать нового протокола технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.

7.2    Сообщение о предоставлении официального утверждения, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении направляется Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, указанной в 4.3.

7.3    Компетентный орган, который распространяет официальное утверждение, должен указать серийный помер на каждой карточке, заполняемой для такого распространения.

8    Соответствие производства

Процедуры, обеспечивающие соответствие производства, должны соответствовать процедурам. изложенным в дополнении 2 к Соглашению (E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2), с учетом следующих требований:

8.1    Транспортное средство, официально утвержденное на основании настоящих Правил, должно быть изготовлено таким образом, чтобы оно соответствовало официально утвержденному типу и отвечало предписаниям, изложенным в разделе 5.

8.2    Компетентный орган, предоставивший официальное утверждение, может в любое время проверить соответствие методов контроля, применяемых в рамках каждой производственной единицы. Как правило, эти проверки проводят один раз в два года.

9    Санкции, налагаемые за несоответствие производства

9.1    Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдается требование, изложенное в 8.1.

9.2    Если какая-либо Договаривающаяся сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

10    Окончательное прекращение производства

Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство типа транспортного средства, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. После получения соответствующей информации данный орган уведомляет об этом другие Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

11    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, должны сообщить Секретариату' Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выданные в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения. отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.

Сообщение, [Максимальный формат А4 (210x297 мм»

наименование административною органа


направленное:

касающееся:2» ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

типа транспортного средства в отношении торможения на основании настоящих Правил.

Официальное утверждение № ...    Распространение    №    ...

1    Фабричная или торговая марка транспортного средства............................... .

2    Тин транспортного средства......................................................

3    Предприятие-изготовитель и сю адрес..............................................

4    В соответствующих случаях фамилия и адрес представителя предприятия-и ногоиителя.........

5    Масса транспортного средства....................................................

5.1    Максимальная масса транспортного средства......................................

5.2    Минимальная масса транспортного средства......................................

6    Распределение массы между осями (максимальное значение).............................

7    Марка и тип тормозных накладок.................................................

7.1    Тормозные накладки, испытанные в соответствии со всеми предписаниями приложения 3. ..

7.2    Альтернативные тормозные накладки, испытанные в соответствии с приложением 7........

8    Тип двигателя.................................................................

9    Число передач и их передаточные числа.............................................

10    Передаточное (передаточные) число (числа) конечной передачи.........................

11    В соответствующих случаях максимальная масса прицепа, который может буксироваться......

11.1    Прицеп, нс оснащенный тормозами...........................................

12    Размеры шин ................................................................

12.1    Размеры запасного колсса/шины для временного использования.....................

12.2    Транспортное средство отвечает техническим предписаниям приложения 3 Правил № 64: да/нст2'

13    Максимальная расчетная скорость................................................

14    Краткое описание тормозного оборудования........................................

15    Масса транспортного средства во время испытания:

Наимемонаиис

Масса, кг

без груза

с гру юм

Ось №1

Ось № 2

Всего

*» Отличительный номер страны, которая предоставила/распространила/отмснила официальное утверждение или отказала в официальном утверждении (см. положения настоящих Правил).

2> Ненужное зачеркнуть.

16 Результаты испытаний:

Скорость при испытании, км/ч

Намеренная эффекта иное! ь

Усилие, итмереиное на органе управления. даН

16.1    Испытания типа 0:

двигатель отсоединен рабочее торможение (с грузом) рабочее торможение (без груза) аварийное торможение (с грузом) аварийное торможение (без груза)

16.2    Испытания типа 0:

двигатель подсоединен рабочее торможение (с грузом) рабочее торможение (без груза)

|в соответствии с 2.1.1 (В) приложения 3|

16.3    Испытания типа I:

предварительное притормаживание (для определения давления на педаль) эффективность тормозов в разогретом состоянии (первая остановка) эффективность тормозов в разогретом состоянии (вторая остановка) восстановленная эффективность

16.4    Эффективность стояночного тормоза

17 Результаты испытаний на эффективность в соответствии с приложением 5:_

18    Транспортное средство оборудовано/не оборудовано'1 для буксировки прицепа с электрическим тормозом.

19    Транспортное средство оборудовано/не оборудовано11 антиблокировочной системой.

19.1    Транспортное средство отвечает предписаниям приложения 6: да/нсг!>

19.2    Категория антиблокировочной системы: категория I/2/311

20    Транспортное средство представлено на официальное утверждение (дата).....................

21    Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения......

22    Дата протокола, выданного згой службой..............................................

23    Номер протокола, выданного этой службой............................................

24    Официальное утверждение иредставлсно/в официальном утверждении отказано/офиииальное утверждение расиространено/офшшальиос утверждение отменено11

25    Место расположения знака официального утверждения на транспортном средстве...............

26    Место.........................................................................

27    Дата..........................................................................

28    Подпись.......................................................................

29    К настоящему сообщению прилагается краткое изложение сведений, упомянутое в 4.3 настоящих

Правил...........................................................................

° Ненужное зачеркнуть.

Схемы знаков официального утверждения

Образец А


а


(См. пункт 4.4 настоящих Правил)

а^нн. не яснее

Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официатьно утвержден в Соединенном Королевстве (Е 11) в отношении тормозного устройства на основании настоящих Правил под номером официального утверждения 002439. Первые две цифры номера официального утверждения означают, что официальное утверждение предоставлено в соответствии с требованиями настоящих Правил в их первоначальном варианте.

Образец В


(С'м. пункт 4.5 настоящих Правил)

а-вн*гне яснее

Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает. что этот тип транспортного средства был официально утвержден в Соединенном Королевстве (Е II) на основании настоящих Правил и Правил № 24". (В последних правилах исправленное значение коэффициента поглощения составляет 1,30 м~'). Номера официального утверждения означают, что на момент предоставления соответствующих официальных утверждений настоящие Правила были в их первоначальном варианте, а в Правила № 24 уже были включены поправки серии 02.

’* Этот номер приведен только в качестве примера.

Испытания и характеристики тормозных систем

I ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВ

1.1    Обшие положения

1.1.1    Эффектаиность, предписанная для тормозных систем, должна основываться на длине тормозного пути и среднем значении предельною замедления. Эффективность тормозной системы должна определяться посредством измерения тормозного пути, отнесенного к начальной скорости транспортного средства, и/или посредством измерения среднего значения замедления в ходе испытания.

1.1.2    Тормозной путь — эго расстояние, пройденное транспортным средством с .момента, когда водитель начинает воздействовать на управление тормозной системы, до остановки транспортного средства;

начальная скорость — это момент скорости, когда водитель начинает воздействовать на управление тормозной системы. Начальная скорость должна составлять нс менее 98 % скорости, предписанной для данного испытания.

Среднее значение предельного замедления dm рассчитывают как отношение среднего замедления к расстоянию в интервале vy, — vc по формуле

yj-vl

m 25.92ц. - v ’

где vb — скорость транспортного средства при 0,8vo, км/ч; vf — скорость транспортного средства мри 0.1 v(), км/ч; sb — расстояние, пройденное между v„ и т\,, м; se — расстояние, пройденное между т0 и vc. м; v0 — начальная скорость транспортного средства, км/ч.

Скорость и расстояние определяют с помощью измерительных приборов с точностью ±1 % при скорости, предписанной для данного испытания.

Среднее значение din может определяться при помощи других способов, помимо измерения скорости и расстояния; в этом случае среднее значение dm определяют с точност ью ±3 %.

1.2    Для официального утверждения любого транспортного средства эффективность торможения измеряется в ходе проведения испытаний на дороге при следующих условиях;

1.2.1    транспортное средство должно быть нагружено таким образом, как это предписывается для каждого типа испытаний и указывается в протоколе испытания;

1.2.2    испытания должны проводи ться на скоростях, предписываемых для каждого типа испытаний. Если максимальная расчетная скорость транспортного средства ниже скорости, предписанной для испытания, испытание проводится на максимальной скорости транспортного средства;

1.2.3    во время испытаний воздействие, оказываемое на орган управления системы торможения для получения предписанной эффективности, не должно превышать максимального значения указанного ниже;

1.2.4    дорога должна иметь поверхность, обеспечивающую хорошие условия сцепления, если нс указано

иное;

1.2.5    испытания должны проводиться при отсутствии ветра, который мог бы повлиять на их результат ы;

1.2.6    в начале испытаний шины должны быть холодными, а давление в них должно равняться значению, предписанному для нагрузки, которую фактически воспринимают колеса в статических условиях:

1.2.7    предписанная эффективность должна достигаться без заклинивания колес на скоростях, превышающих 15 км/ч, без бокового заноса транспортного средства в полосе движения шириной 3,5 м, без превышения 15-градусного утла колебания и чрезмерной вибрации;

1.2.8    в случае электромобилей с постоянно подсосдиненным(и) к колесам двигателем (двигателями) все испытания следует проводить с подсоединснным(и) двигателем (двигателями):

1.2.9    в случае электромобилей, указанных в 1.2.8 и оснащенных электрической системой рекуперативного торможения категории А. определенные в 1.4.3.1 настоящего приложения испытания поведения транспортных средств проводятся на треке с низким коэффициентом сцепления (как это определено в 5.2.2 приложения 6):

1.2.9.1 кроме того, в случае транспортных средств, оснащенных электрической системой рекуперативного торможения категории А, такие переменные условия, как изменение передач или отпускание устройства управления акселератором, нс должны влиять на повеление транспортного средства в условиях, указанных в 1.2.9;

1.2.10    в ходе испытаний, указанных в 1.2.9 и 1.2.9.1, блокировка колес нс допускается. Вместе с тем разрешаются корректирующие операции управления, если угол поворота тята рулевого управления остается в пределах 120* в течение первых двух секунд и в целом составляет не более 240'.

1.3    Поведение транспортного средства во время торможения

1.3.1    При проведении испытаний на торможение, в частности испытаний на повышенной скорости, следует проверять общее поведение транспортною средства во время торможения.

1.3.2    Поведение транспортных средств на дороге с ухудшенным сиепленисм должно отвечать условиям, указанным в приложении 5.

1.4    Испытание типа 0 (обычное испытание эффективности при нсратогрстых тормозах)

1.4.1    Общие положения

1.4.1.1    Средняя температура рабочих тормозов на самой ра зогрсвасмой оси транспортного средства, измеренная в тормозных накладках или на тормозной дорожке диска или барабана, должна быть от 65 "С до 100 'С до момента торможения.

1.4.1.2    Испытание должно осуществляться в следующих условиях:

1.4.1.2.1    транспортное средство должно быть груженым, причем распределение его массы между осями должно соответствовать распределению, указанному предприятием-изготовителем. Ест предусматривается несколько вариантов распределения нагрузки между осями, то распределение максимальной массы между осями должно быть таким, чтобы масса на каждой оси была пропорциональна максимально допустимой массе для каждой оси:

1.4.1.2.2    каждое испытание должно повторяться на порожнем транспортном средстве. На переднем сиденьи помимо водителя может находиться второе лицо, следящее за результатами испытания;

1.4.1.2.3    пределы, предписанные для минимальной эффективности как при испытании порожнего транспортного средства, так и при испытании груженого транспортного средства, приведены ниже: транспортное средство должно отвечать требованиям в отношении как предписанного тормозного пути, так и предписанного среднего значения предельного замедления, при этом фактическое измерение обоих параметров проводить необязательно;

1.4.1.2.4    дорога должна быть горизонтальной. Если нс указано иное, то каждое испытание может включать до шести остановок, в том числе с целью возможного привыкания.

1.4.2    Испытание типа 0 с отсоединенным двигателем; рабочий тормоз используется, как указано в 2.1.1 (А) настоящего приложения.

Это испытание должно проводиться на указанной скорости; отклонения значений, приводимых в этом отношении, должны находиться в определенных пределах. При этом должна достигаться предписываемая минимальная эффективность.

1.4.3    Испытание типа 0 с подсоединенным двигателем; рабочий тормоз используется в соответствии с 2.1.1 (В) настоящего приложения.

1.4.3.1    Эю испытание должно провалиться с подсоединенным двигателем, начиная со скорости, указанной в 2.1.1 (В) настоящего приложения. При этом далжна быть достигнута предписанная минимальная э<|>фсктивносгь. Эю испытание не проводится, если максимальная скорость транспортного средства £ 125 км/ч.

1.4.3.2    Кроме того, если максимальная скорость транспортного средства превышает 200 км/ч. испытание проводится при 80 % максимальной скорости транспортного средства. Измеряются значения максимальной реальной эффективности, причем поведение транспортного средства должно соответствовать требованиям 1.3.2 настоящего приложения.

1.5 Испытание пита I (испытание на потерю и восстановление эффективности)

1.5.1    Процедура разогрева

1.5.1.1    Испытание рабочих тормозов всех транспортных средств проводится путем ряда последовательных торможений груженого транспортного средства и соответствии с условиями, указанными в таблице, приведенной ниже.

Условии

V,, км/ч

Vj, км/ч

Д /, с

я

80 % vm„ S 120

1/2 у,

45

15

где V, — начальная скорость в начале торможения; г, — скорость в конце торможения; vm ix — максимальная скорость транспортного средства; п — количество торможений;

Д I — ттродалжитедьность одного цикла торможения; время, прошедшее между началом одного торможения и началом следующего торможения.

1.5.1.2    Если в силу характеристик транспортного средства соблюдение предписанной продолжительности Д / не представляется возможным, эту продолжительность можно увеличить; в любом случае, помимо времени, необходимого для торможения и ускорения транспортного средства, необходимо предусмотреть для каждого цикла 10 с для стабилизации скорости г,.

1.5.1.3    При этих испытаниях давление, оказываемое на орган управления, должно регулироваться таким образом, чтобы при каждом торможении достигалось среднее замедление 3 м/с2; для определения надлежащего давлении на орган управления допускается проведение двух предварительных испытаний.

Содержание

1    Область применения..................................................... 1

2    Определения............................................................ 1

3    Заявка на официальное утверждение......................................... 3

4    Официальное утверждение................. 3

5    Технические требования................................................... 4

6    Испытания............................................................. П

7    Изменение типа транспортного средства или его тормозной системы и распространение

официального утверждения................................................ 11

8    Соответствие производства................................................. 11

9    Санкции, налагаемые за несоответствие    производства............................ 12

10    Окончательное прекращение производства..................................... 12

11    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания

для официального утверждения, и административных органов...................... 12

Приложение 1 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства типа транспортного средства в отношении торможения на основании настоящих

Правил...................................................... 13

Приложение 2 Схемы знаков официального утверждения............................ 15

Приложение 3 Испытания и характеристики тормозных систем....................... 16

Приложение 4 Предписания, касающиеся источников и резервуаров энергии (аккумуляторы

энергии). Гидравлические тормозные системы с аккумуляторами энергии ... 20

Приложение 5 Распределение торможения между осями транспортных средств........... 21

Дополнение I Процедура испытания на последовательность блокировки колес........ 23

Дополнение 2 Процедура испытания крутящего момента колес.................... 24

Приложение 6 Предписания, касающиеся испытаний транспортных средств, оборудованных

антиблокировочными системами.................................. 26

Дополнение 1 Обозначения и определения.................................... 29

Дополнение 2 Использование силы сцепления................................. 30

Дополнение 3 Характеристики покрытий с различным сцеплением................. 32

Дополнение 4 Способ выбора поверхности с низким коэффициентом сцепления....... 32

Приложение 7 Методы испытаний тормозных накладок на инерционном динамометрическом

стенде....................................................... 33

Ш

1.5.1.4    Во время торможения двигатель остается подсоединенным при самом высоком передаточном числе (исключая ускоряющую передачу и т.п.).

1.5.1.5    При возобновлении движения после торможения восстановление скорости должно проводиться таким обратом, чтобы скорость v, достигалась в течение возможно более короткого времени (максимальное ускорение, допускаемое двигателем и коробкой передач).

1.5.1.6    В случае электромобилей, не обладающих достаточной автономией для осуществления циклов разогрева тормозов, испытания должны проводиться путем обеспечения необходимой скорости во время первого торможения и затем посредством использования максимального ускорения транспортного средства и последовательных торможений на скорости, достигаемой в конце каждого цикла продолжительностью 45 с.

1.5.2 Эффективность разогретых тормозов

1.5.2.1    В конце испытания типа 1 (описанного в 1.5.1 настоящего приложения) в тех же условиях (и. в частности, при среднем усилии, прилагаемом к органу управления и нс превышающем среднего значения иракгичсскн применяемого усилия), в которых было проведено испытание типа 0 с отсоединенным двигателем (температурные условия могут быть иными), измеряется эффективность разогретого рабочего тормоза.

1.5.2.2    Эта эффективность разогретых тормозов должна составлять нс менее 75 %'> предписываемого значения и нс менее 60 % значения, зарегистрированного при испытании типа 0 с отсоединенным двигателем.

1.5.2.3    В случае электромобилей, оснащенных электрической системой рекуперативного торможения категории А. во время торможения должна быть обязательно включена высшая передача и нс должно использоваться отдельное электрическое устройство управления торможением, если оно имеется.

1.5.2.4    Для транспортного средства, которое «хлвегетвугг предписанию в отношении 60 %, указанному выше в 1.5.2.2 настоящего приложения, но которое не соответствует предписанию в отношении 75 %'*, указанному в этом же пункте, последующее испытание для определения эксплуатационных показателей разогретых тормозов может проводиться с приложением к органу управления усилия, не превышающего значения, у казанного в разделе 2 настоящего приложения. Результаты обоих испытаний должны бызь занесены в протокол.

1.5.2.5    В случае электромобилей, прошедших никлы разогрева в соответствии с 1.5.1.6 настоящего приложения, проводятся испытания для определения эксплуатационных показателей при максимально возможной скорости, которую способно ра звить транспортное средство в конце пиктов разогрева. Для сравнения: испытание типа 0 при неразогрегых тормозах должно повторяться на той же скорости после восстановления тормозных накладок.

1.5.3    Процедура восстановления эффективности

Сразу после испытания эффективности разогретых тормозов осуществляют четыре остановки на скорости 50 км/ч при подсоединенном двигателе со средним замедлением 3 м/с2. Допускается интерват в 1.5 км между начатом последовательных остановок. Сразу после каждой остановки осуществляют ускорение до 50 км/ч при максимальном числе оборотов, причем эта скорость сохраняется до следующей остановки.

1.5.4    Воссганоатснмс эффективности

В конце процедуры восстановления эффективности в тех же условиях, в кторых проводилось испытание типа 0 с отсоединенным двигателем (температурные условия могут быть иными), измеряется восстановленная эффективность рабочей тормозной системы, причем среднее усилие на органе упраазенин не должно превышать среднего значения практически применяемого усилия, которое использовалось в соответствующем испытании типа 0.

Эта восстановленная эффективность должна составлять нс менее 70 % и нс более 150 % значения, зарегистрированного при испытании типа 0 с отсоединенным двигателем.

2 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ

2.1    Система рабочего тормоза

Испытание типа 0 (А) с отсоединенным двигателем

V, км/ч S. м d". м/с1

100

£ 0.1 v+0,0060 v2 г 6,43

Испытание типа 0

V, км/ч

80 % vMM £ 160

(В) с полсосдинснным

5. М

£ 0,1 v+0.0067 v1

двигателем

dH, м/с1

2 5,76

/, даН

От 6,5 до 50


2.1.1    Рабочие тормоза должны испытываться при условиях, указанных в таблице, приведенной ниже.

где V— скорость при испытании, км/ч; s — тормозной путь, м; da — среднее значение предельного замедления, м/с2;

/— прилагаемое усилие к ножному органу управлении, даН; vmjx — максимальная скорость транспортного средства, км/ч. 1

ГОСТ Р 41.13-Н—99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н)

Г О С У Д А I» СТВЕНН Ы Й СТАНДАРТ РОСС И Й С К О Й ФЕДЕРАЦИ И

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОРМОЖЕНИЯ

Uniform provisions concerning the approval of passenger cars with regard to braking

Дата введения 2000—07—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 13-Н (далее — Правила), которые применяются в отношении торможения транспортных средств категории М1. Определение категории М1 приведено в приложении 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З)'>:1>.

1.2    Настоящие Правила не распространяются на:

1.2.1    транспортные средства, расчетная скорость которых не превышает 25 км/ч;

1.2.2    транспортные средства, приспособленные для вождения инвалидами.

2    Определения

В настоящих Правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения;

2.2    тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1    максимальной массы, определение которой приведено в 2.11,

2.2.2    распределения массы между осями.

2.2.3    максимальной расчетной скорости,

2.2.4    тормозного оборудования различного типа, в частности наличия или отсутствия оборудования для торможения прицепа или наличия тормозной системы с электрическим приводом,

2.2.5    типа двигателя,

2.2.6    числа передач и передаточных чисел,

2.2.7    передаточных чисел конечных передач,

2.2.S размеров шин;

2.3    тормозное оборудование: Совокупность частей, предназначенных для постепенного замедления или остановки движущегося транспортного средства либо для обеспечения его неподвижности во время стоянки; функции этой системы определены в 5.1.2.

Это оборудование состоит из органа управления, привода и собственно тормоза;

2.4    орган упраыения: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим приводом. Этой энергией может быть либо мускульная сила водителя, либо иной контролируемый им источник энергии, либо сочетание этих видов энергии;

■> Документ TRANS/WP.29/78/Rcv.!.

21 Предписания в отношении транспортных средств категории М1, предлагаемые в настоящих Правилах, служат альтернативой предписаниям, изложенным в Правилах N.1 13. Договаривающиеся страны, поставившие свои подписи как иод Правилами № 13. так и под настоящими Правилами, признают официальные утверждения, выдаваемые на основании как одних, так и других Правил как имеющих равную силу.

2.5    привод: Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. Привод может быть механическим, гидравлическим. пневматическим, электрическим или гибридным. В тех случаях, когда торможение осуществляется полностью или частичное помощью источника энергии, не зависящего от водителя, но контролируемого им, содержащийся в системе запас энергии также является частью привода;

привод подразделяется на две независимые функциональные части; привод управления и энергетический привод. В тех случаях, когда термин «привод* используется в настоящих Правилах самостоятельно, он означает как «привод управления», так и «энергетический привод*:

2.5.1    привод управления: Совокупность элементов привода, которые контролируют функционирование тормозов, включая функцию управления и запас(ы) необходимой энергии,

2.5.2    энергетический привод: Совокупность элементов, которые обеспечивают подачу на тормоза энергии, необходимой для их функционирования, включая запас(ы) энергии, необходимой для работы тормозов;

2.6    тормоз: Устройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства. Тормоз может быть фрикционным (когда эти силы возникают в результате трения двух движущихся относительно друг друга частей транспортного средства), электрическим (когда эти силы возникают в результате электромагнитного взаимодействия двух движущихся относительно друг друга, но ^соприкасающихся элементов транспортного средства), гидравлическим (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя движущимися относительно друг друга элементами транспортного средства): тормозом может служить также двигатель (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя транспортного средства, передаваемого на колеса);

2.7    тормозное оборудование различного типа: Оборудование, имеющее между собой существенные различия в отношении:

2.7.1    элементов, которые имеют иные характеристики,

2.7.2    элемента, изготовленного из материалов, имеющих иные характеристики, или элемента, который имеет иную форму или иной размер,

2.7.3    иной комбинации элементов:

2.8    элемент тормозного оборудования: Одна из отдельных частей, совокупность которых образует тормозное оборудование;

2.9    регулируемое торможение: Торможение, при котором в пределах нормального диапазона действия устройства как во время затормаживания, так и во время растормаживапия (см. 2.16):

2.9.1    водитель может в любой момент увеличить или уменьшить силу торможения путем действия на орган управления,

2.9.2    сила торможения изменяется в том же направлении, что и действие на орган управления (монотонная функция),

2.9.3    обеспечивается возможность свободного регулирования силы торможения с достаточной точностью;

2.10    груженое транспортное средство: Если не указано иное, это транспортное средство, нагруженное таким образом, чтобы была достигнута его «максимальная масса»;

2.11    максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше допустимой «максимальной массы*, указываемой национальными компетентными органами);

2.12    распределение массы между осями: Распределение воздействия силы тяжести на массу транспортного средства и/или его полного веса между осями;

2.13    нагрузка на колесо/ось: Вертикальная статическая реакция (сила) поверхности дороги в зоне контакта с колесом /колесам и оси:

2.14    максимальная стационарная нагрузка на колесо/ось: Стационарная нагрузка на колесо/ось груженого транс портного средства;

2.15    гидравлическое тормозное оборудование с резервуаром энергии: Тормозное оборудование, в котором энергия обеспечивается давлением тормозной жидкости, хранящейся в резервуаре или резервуарах, питаемых одним или несколькими нагнетательными насосами, каждый из которых оснащен устройством для ограничения максимального давления. Значение максимального давления должно точно устанавливаться преднрнятием-изготовителем;

2.16    приведение в действие: Включение и выключение органа управления;

2.17    электромобиль: Транспортное средство, в котором тяга обеспечивается только электродвигателем (электродвигателями), работающим(и) по меньшей мере на одной оси,

2.17.1    электрическая система рекуперативного торможения: Система торможения, допускающая использование приводного электродвигателя (электродвигателей) транспортного средства для преобразования кинетической энергии транспортного средства в электроэнергию в процессе замедления,

2.17.2    электрическое управление рекуперативного торможения: Устройство, обеспечивающее функционирование электрической системы рекуперативного торможения,

2.17.3    электрическая система рекуперативного торможения категории А: Электрическая система рекуперативного торможения, не являющаяся частью системы рабочего тормоза,

2.17.4    электрические системы рекуперативного торможения категории В: Электрическая система рекуперативного торможения, являющаяся частью системы рабочего тормоза.

2.17.5    заряженное состояние: Текущее отношение электроэнергии, аккумулированной в тяговой батарее, к максимальному количеству электроэнергии, которое может быть аккумулировано в этой батарее.

2.17.6    тяговая батарея: Комплект аккумуляторов, служащий накопителем энергии, используемой для питания тягового электродвигателя (электродвигателей) транспортного средства:

2.18 номинальная величина: Характеристика, которая может быть продемонстрирована в ходе официального утверждения по типу конструкции и которая отражает соотношение между коэффициентом торможения самого транспортного средства и уровнем переменной величины входного тормозного усилия.

П р н м с ч а н и с — Определение «номинальной величины» для эталонной эффективности торможения требуется для установления величины передаточной функции тормозной системы, отражающей соотношение между выходным и входным усилием, для транспортных средств, используемых индивидуально.

3    Заявка на официальное утверждение

3.1    Заявка па официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2    К каждой заявке прилагаются перечисленные ниже документы в трех экземплярах:

3.2.1    описание типа транспортного средства с учетом положений пункта 2.2. Следует указать номера и/или обозначения, характеризующие тип транс портного средства и тип двигателя;

3.2.2    спецификация надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит тормозное оборудование;

3.2.3    схема тормозного оборудования в сборе и обозначение положения его элементов на транспортном средстве:

3.2.4    подробные чертежи каждого элемента, позволяющие легко идентифицировать его и определить его местоположение.

3.3 Одно транспортное средство, предстаазяющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, предстаатяется технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.

4    Официальное утверждение

4.1    Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, отвечает предписаниям разделов 5 и 6, данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

4.2    Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. первые две цифры которого указывают на серию поправок, включающих последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер такому же типу транспортного средства, оборудованному другим типом тормозного оборудования, или другому типу транспортного средства.

4.3    Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1, и краткого изложения сведений, содержащихся в документах, упомянутых в 3.2.1—3.2.4, и чертежей, представляемых подателем заявки на официальное утверждение, максимальным форматом А4 (210x297 мм) или форматом, кратным ему и в соответствующем масштабе.

4.4    На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1    круга, в котором проставлена буква «Е*. за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение1», и

4.4.2    номера настоящих Правил, буквы «R». тире и номера официального утверждения, расположенных справа от круга, предусмотренного в 4.4.1.

4.5    Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначение, предусмотренное в 4.4.1, можно не повторять: в этом случае номера Правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех Правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, располагаются в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.

4.6    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7    Знак официального утверждения помещается рядом с прикрепляемой предприятием-из-готовителем табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или проставляется на этой табличке.

4.8    В приложении 2 в качестве примера приведены схемы знаков официального утверждения.

5 Технические требования

5.1    Общие положения

5.1.1    Тормозное оборудование

5.1.1.1    Тормозное оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и вопреки вибрации, которой оно может подвергаться, транспортное средство отвечаю предписаниям настоящих Правши

5.1.1.2    В частности, тормозное оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено таким образом, чтобы противостояло явлениям коррозии и старения, которым оно подвергается.

5.1.1.3    Тормозные накладки не должны содержать асбеста.

5.1.1.4    Магнитные и электрические поля не должны снижать эффективности тормозного оборудования. |с>то требование считается выполненных!, если соблюдаются положения поправок серии 02 к Правилам № 10|.

5.1.1.5    В статических условиях на динамометрическом стенде или на барабанном устройстве для испытания тормозов должно развиваться максимальное тормозное усилие.

5.1.1.6    Сигнал выявления неисправности может немедленно (в течение менее 10 мс) прервать сигнал запроса в приводе управления при условии, что это не ведет к снижению эффективности торможения.

5.1.2 Функции тормозного оборудования

Определенное в пункте 2.3 тормозное оборудование должно выполнять следующие функции:

5.1.2.1 Рабочая тормозная система

Рабочая тормозная система должна позволять контролировать движение транспортного средства и останавливать его надежным, быстрым и эффективным образом независимо от скорости и

•» 1 — Германия, 2 — Франция. 3 — Италия. 4 — Нидерланды. 5 — Швеция. 6 — Бельгия. 7 — Венгрия, 8 — Чешская Республика. 9—Испания. 10 — Югославия. 11 — Соединенное Королевство, 12 —Австрия. 13 — Люксембург. 14 — Швейцарии. 15 —(нс присвоен). 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18—Дания. 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация. 23 — Греция, 24 — (не присвоен), 25 — Хорватия. 26 — Словения. 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 30 —(нс присвоен), 31 — Босния и Герцеговина. 32—36 — (нс присвоены), 37 — Турция, 38—39 — (нс присвоены) н 40 — бывшая югославская Республика Македонии. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортых средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний. ИЛИ в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральных! секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

нагрузки и от крутизны подъема или спуска, на котором оно находится. Тормозное усилие должно был» регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, не отрывая рук от рулевого управления.

5.1.2.2    Аварийная тормозная система

Аварийная тормозная система должна обеспечивать остановку транспортного средства на достаточно коротком расстоянии в случае отказа рабочего тормоза. Тормозное усилие должно быть регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, не отрывая рук от рулевого управления. В целях настоящего предписания предполагается, что одновременно может произойти отказ не более одного компонента рабочего тормоза.

5.1.2.3    Система стояночного торможения

Система стояночного торможения должна обеспечивать неподвижность транспортного средства на подъеме и спуске, даже при отсутствии водителя, за счет поддержания рабочих частей в заторможенном положении с помощью чисто механического устройства. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места.

5.2 Характеристики тормозных устройств

5.2.1    Все тормозные системы, которыми оборудовано транспортное средство, должны отвечать требованиям, предъявляемым к системам рабочего, аварийного и стояночного торможения.

5.2.2    Системы, обеспечивающие рабочее, аварийное или стояночное торможения, могут иметь общие части при условии, что они отвечают следующим требованиям:

5.2.2.1    системы должны быть оснащены по крайней мере двумя независимыми друг от друга органами управления, легко доступными водителю с его обычного места управления. Каждый орган управления тормозом должен быть сконструирован таким образом, чтобы при снятии с него нагрузки он возвращался в исходное положение. Это предписание не применяется к органу управления стояночным тормозом, если он механически блокируется в любом рабочем положении;

5.2.2.2    рабочий тормоз должен иметь отдельный орган управления, независимый от органа управления стояночным тормозом;

5.2.2.3    связь между этим органом управления рабочим тормозом и различными частями приводов не должна ухудшаться после некоторого периода эксплуатации;

5.2.2.4    система стояночного торможения должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее можно было привести в действие во время движения транспортного средства;

5.2.2.5    любое разрушение какого-либо элемента, помимо тормоза (определение которого приведено в 2.6), или деталей, перечисленных в 5.2.2.S. или любая другая неисправность рабочего тормоза (нарушение функционирования, частичное или полное истощение запаса энергии) не должны препятствовать остановке транспортного средства в условиях, предписанных в отношении аварийного торможения, при помощи аварийного тормоза или той части рабочего тормоза, которая не вышла из строя;

5.2.2.6    если рабочий тормоз приводится в действие мускульной энергией водителя, усиливаемой одним или несколькими источниками энергии, аварийное торможение должно обеспечиваться, в случае неисправности этой дополнительной системы, мускульной энергией водителя, усиливаемой теми источниками энергии, при их наличии, которые не вышли из строя, причем давление на орган управления не должно превышать предписанного максимума;

5.2.2.7    если при рабочем торможении тормозное усилие и его передача достигаются исключительно за счет использования водителем какого-либо источника энергии, необходимо иметь по крайней мере два источника энергии, совершенно не зависящие друг от друга и имеющие собственные, также не зависящие друг от друга, приводы; каждый из них может приводить в действие лишь тормоза двух или нескольких колес, выбранных таким образом, чтобы они могли, каждый в отдельности, обеспечить предписанное аварийное торможение, не нарушая устойчивости транспортного средства во время торможения; кроме того, каждый из этих источников энергии должен иметь сигнальное устройство, определенное в 5.2.14;

5.2.2.8    некоторые детали, как например педаль тормоза и ее кронштейн, главный цилиндр и его поршень или поршни, распределитель, соединение между педалью тормоза и главным цилиндром или распределителем, тормозные цилиндры и их поршни и система тормозных рычагов и кулаков, не считаются деталями, которые могут разрушаться, при условии, что их размеры выбраны с большим запасом прочности и что они легкодоступны для технического обслуживания и имеют характеристики в отношении обеспечения безопасности, по крайней мере аналогичные тем, которые требуются в отношении других основных механизмов транспортного средства (например, рулевого привода). Если выход из строя какой-либо из этих деталей делает невозможным тормо-

жение транспортного средства с эффективностью, по крайней мере равной той, которая требуется для аварийного торможения, то эта деталь должна быть изготовлена из металла или из какого-либо другого материала с эквивалентными характеристиками и не должна подвергаться значительным деформациям в ходе нормальной работы тормозных систем.

5.2.3    В случае выхода из строя какого-либо элемента системы гидравлического привода водитель должен предупреждаться об этом с помошью контрольного красного сигндта. зажигающегося до или в момент появления разницы в давлении не более 15.5 бар в сработавшем и неисправном тормозном оборудовании, измеренном на выпуске главного цилиндра, и не гаснущего до тех пор. пока неисправность не устранена и пока ключ зажигания находится в положении «включено». Вместе с тем, допускается устройство, в которое входит красный контрольный сигнал, зажигающийся в том случае, если уровень жидкости в резервуаре опускается ниже определенного значения, установленного предпрнятием-изготовителем. Контрольный сигнал должен быть виден даже днем; его исправность должна делю контролироваться водителем. Возможная неисправность какого-либо элемента устройства не должна вести к полной потере эффективности оборудования торможения. Водитель должен также предупреждаться о включении стояночного тормоза. Для этого может использоваться этот же контрольный сигнал.

5.2.4    Когда для торможения используется другой вид энергии, помимо мускульной силы водителя, источник энергии (гидравлический насос, воздушный компрессор и т.д.) может быть один, но способ приведения в действие устройства, представляющего собой этот источник энергии, должен быть максимально надежным.

5.2.4.1    В случае повреждения какой-либо части привода тормозной системы должно по-прежнему обеспечиваться питание той ее части, которая не вышла из строя, если это необходимо для остановки транспортного средства с эффективностью, предписанной для аварийного торможения. Это условие должно выполняться с помощью устройств, которые легко можно привести в действие, когда транспортное средство остановлено, или с помощью автоматического устройства.

5.2.4.2    Кроме того, резервуары, которые находятся за этим устройством, должны быть таковы, чтобы в случае сбоя в подаче энергии после четырехкратного приведения в действие рабочего тормоза в условиях, предписанных в 1.2 приложения 4. по-прежнему сохранялась возможность остановить транспортное средство при пятом приведении в действие тормоза с эффективностью, предписанной для аварийного торможения.

5.2.4.3    Однако в случае гидравлических тормозных систем с резервуаром энергии считается, что эти положения выполняются, если соблюдаются условия, предусмотренные в 1.3 приложения 4.

5.2.5    Предписания, приведенные в 5.2.2. 5.2.3 и 5.2.4, должны выполняться без использования такого автоматического устройства, неисправность которого может остаться незамеченной в связи с тем, что его детали, находящиеся обычно в нерабочем положении, начинают функционировать только в случае выхода из строя тормозной системы.

5.2.6    Рабочая тормозная система должна действовать на все колеса транспортного средства.

5.2.7    Действие рабочей тормозной системы должно надлежащим образом распределяться между осями.

5.2.8    Действие рабочей тормозной системы должно распределяться между колесами одной и той же оси симметрично по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства. Предприятие-изготовитель должно сообщать о таких компенсационных усилиях и функциях, как антиблокировка, которая может привести к нарушению симметричного распределения тормозного усилия, а также о таких функциях, как управление тягой, которая может вызвать включение тормозов, непосредственно не контролируемое водителем1 >.

5.2.8.1    Водитель должен предупреждаться с помошью желтого предупреждающего сигнала, указанного в 5.2.21.1.2. о компенсационном воздействии электрического привода управления в случае ухудшения характеристик или неисправности тормозной системы. Это требование применяется ко всем условиям загрузки, если компенсационные усилия превышают следующие предельные значения;

5.2.8.1.1    разница в поперечном тормозном давлении на любой оси:

a)    соста&зяет 25 % большего значения при замедлении транспортного средства 2 2 м/с2,

b)    равняется значению, соответствующему 25 % при замедлении 2 м/с* и менее; 2

5.2.8.1.2    значение индивидуального компенсационного усилия на любой оси:

a)    >50 % номинального значения при замедлении транспортного средства 2: 2 м/с2,

b)    равняется значению, соответствующему 50 % номинального значения при замедлении 2 м/с* и менее.

5.2.8.2    Указанная выше компенсация допускается только в том случае, если первоначальное включение тормоза производится при скоростях движения транспортного средства более 10 км/ч.

5.2.9    Нарушение функционирования электрического привода управления не должно вызывать неконтролируемое водителем срабатывание тормозов.

5.2.10    Оборудование рабочего и стояночного тормоза должно действовать на тормозные поверхности, постоянно связанные с колесами при помощи достаточно прочных деталей. Ни одна тормозная поверхность не должна быть устроена таким образом, чтобы она могла отсоединяться от колес, однако в случае рабочей и аварийной тормозных систем такое разъединение допускается при условии, что оно является кратковременным, например при изменении передаточного числа, и что рабочий или аварийный тормоз продолжает действовать с предписанной эффективностью. Кроме того, такое разъединение допускается для стояночной тормозной системы при условии, что это разьединение осуществляется исключительно водителем со своего места с помощью системы, которая не может быть приведена в действие при утечке жидкости.

5.2.11    Износ тормозов должен легко компенсироваться системой ручного или автоматического регулирования. Кроме того, управление и элементы привода и тормозов должны обладать таким запасом хода, и. при необходимости, такими устройствами компенсации, чтобы после нагрева тормозов или определенной степени износа накладок можно было обеспечить торможение, не прибегая к немедленному регулированию.

5.2.11.1    Система компенсации износа рабочих тормозов должна быть автоматической. Устройства автоматического регулирования для компенсации износа должны быть такими, чтобы эффективность торможения обеспечивалась при нагреве и последующем охлаждении тормозов. В частности, транспортное средство должно оставаться пригодным для эксплуатации после проведения испытаний в соответствии с 1.5 (испытание типа 1) приложения 3.

5.2.11.2    Должен быть предусмотрен простой контроль износа накладок рабочих тормозов снаружи или снизу транспортного средства с использованием обычно прилагаемых к нему инструментов или приспособлений, например, за счет соответствующих смотровых отверстий или каким-либо другим образом. В качестве альтернативы допускаются звуковые или оптические устройства для предупреждения водителя на его месте о необходимости смены накладок. Для этих целей допускается снятие передних и/или задних колес. В качестве визуального предупреждающего сигнала может использоваться желтый предупредительный сигнал, указанный в 5.2.21.1.2.

5.2.12    В тормозных системах с гидравлическим приводом отверстия для наполнения резервуаров жидкостью должны быть легкодоступными; кроме того, резервуары, содержащие запас жидкости, должны быть сконструированы и изготоатены таким образом, чтобы можно было, не открывая их, свободно контролировать уровень запаса, учитывая, что минимальный общий объем резервуара равняется объему перемещенной жидкости, когда тормозные цилиндры всех колес и поршень суппорта, на которые подается жидкость из этих резервуаров, перемещаются из положения, в котором они находятся при наличии новых тормозных накладок, в положение полного износа этих накладок при полном отжатии педали тормоза. Если последнее условие не выполняется, то красный предупреждающий сигнал, указанный в 5.2.21.1.1. должен обратить внимание водителя на любое падение уровня запаса жидкости, которое может явиться причиной отказа тормозной системы.

5.2.13    Тип тормозной жидкости для тормозных систем с гидравлическим приводом должен обозначаться знаком в соответствии с рисунком 1 или 2 стандарта ИСО 9128—87“ и знаком DOT3/DOT4/DOT5 в соответствующем случае. Этот нестираемый знак должен быть нанесен на резервуаре для жидкостей на видном месте и на расстоянии 100 мм от отверстия для заполнения; предприятие-изготовитель может указывать дополнительную информацию.

5.2.14    Предупреждающее сигнальное устройство

5.2.14.1 Каждое транспортное средство, оборудованное рабочим тормозом, приводимым в действие при помощи находящейся в резервуаре энергии, должно, в случае, если торможение с эффективностью, предписанной для аварийного торможения, невозможно без использования накопленной энергии, иметь предупреждающее сигнальное устройство, которое должно подавать

1

Издание официальное

2

Предприятие-изготовитель должно представлять описание адекватных технических требований и соответствующих процедур испытаний, которые рассматриваются и одобряются технической службой (если эти процедуры нс включены в настоящие Правила). С ЭТОЙ целью предприятие-изготовитель должно представить документацию по следующим аспектам: расположение системы, описание функций и концепция безопасности.

“ Оригиналы международных стандартов ИСО/МЭК — во ВНИИКИ Госстандарта России.