МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ( В РАЗВИТИЕ ВНТП 1-85 )
МГА
Часть ХУ. Агентства воздушных сообщений
Москва 1986
МИНИСТЕРСТВО ГРАВДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ ГРАВДАНСКОЙ АВИАЦИИ (В РАЗВИТИЕ ВШ 1-85)
МГА
Часть ХУ. Агентства воздушных сообщений
Москва 1986
Начальник ЦЯВС
Зам. начальника ЦЯВС
Рис. I. Примерная производственная структура ЦЛВС, работаицего по АСУ ПБ и БМ "Сирена-21
|
Рис. 2. Примерная производственная структура АВС, взаимодействующего с АСУ ПБ и БИ "Сирена-г* (централизованный метод) |
|
Рис. 3. Примерная про из родственная структура АВС (децентрализованный метод) |
3. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АГЕНТСТВА, СОСТАВ И
размещение помещений, норш площади
3.1. Для обеспечения выполнения основных видов работ в агентствах создаются структурные подразделения, специализирующиеся на выполнении определенных функций (табл. 4),
Таблица 4 |
Структурные подразделения |
Функции структурных подразделены! |
I |
2 |
Планово-экономическая группа х' |
Планирование и ведение учета производственно-хозяйственной деятельности агентства в целом и по каждому аэропорту авиауздаг обслуживаемого агентством |
Бухгалтерская группа*^ |
Ведение бухгалтерского учета и отчетности. Контроль за правильность» применения тарифов и т.д. |
Отдел кадров (инспектор по кадрам) |
Подбор и расстановка кадров, организация повышения квалификация работников |
Рекламное бюро |
Организация широкой информации населения по вопросам перевозок на воздушном транспорте, организация рекламного оформления, разработка образцов информационно-рекламных материалов и организация их выпуска |
Группа расписания |
Разработка расписаний движения воздушных судов |
Группа по привлечению коммерческой загрузки |
Заключение договоров на грузовые перевозки, осуществление контроля за их выполнением |
|
13 |
I |
2 |
Группа организации и контроля групповых перевозок
Группа организации перевозок иностранных граздан х
Узел коммерческой связи |
Заключение договоров и оформление, контроль за перевозками групп пассажиров
Бронирование мест и оформление перевозки иностранных пассажиров на рейсы внутренних воздушных линий
Обеспечение работы средств связи, информации и аппаратуры АСУ ПБ и БМ в агентстве, проведение профилактического ремонта оборудования |
Группа предварительных ваказов |
Прием и оформление заказов на билеты, доставка билетов по адресу, согласованному с заказчиком |
Технологическая группа х' (инженер-техно-лог) |
Разработка и совершенствование организации и технологии работы ЦАБС и подчиненных ему агентств и филиалов |
Группа оперативного управления продажей билетов по системе "Сирена1* (ГОУ) |
Осуществление оперативного управления работой автоматизированной системы, контроль комплектования коммерческой загрузки на рейсах, находящихся в системе, анализ работы системы |
Справочно-информационная группа (справочное бюро)
Хозяйственная группа |
Обеспечение пассажиров точной и своевременной информацией о работе воздушного транспорта
Осуществление текущего ремонта помещений, инвентаря и оборудования, обеспечение чистоты помещений |
Группа продажи билетов |
Продажа билетов на воздушный транспорт |
14
2
Группа комплектования коммерческой загрузки
Контроль и регулирование продажи билетов в кассах агентства и филиалах (отделениях и пунктах продажи билетов), бронирование мест для трансферных пассажиров, комплектование коммерческой загрузки
Бронирование мест по заказам, требующим предварительного согласования с аэропортами пересадки (обратного вылета)
Только в ЦАВС.
3.2. По функционально-технологическому назначению помещения агентств подразделяются на следующие группы: основного технологического назначения, дополнительного обслуживания, административные и бытовые, вспомогательные, а также инженерно-технические.
Технологическая взаимосвязь групп и отдельных помещений показана в табл. 5. Состав и площади производственных помещений агентств представлены в табл. 6. Основные положения расчета площадей операционных задов агентств приведены в приложении 3.
3.3. Состав и площади инженерно-технических помещений определяются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Ориентировочно площадь инженерно-технических помещений следует принимать в размере IO& от рабочей площади агентства.
3.4. Площади помещений агентств (филиалов) ориентировочно можно определить на основании удельных площадей, приходящихся на единицу производительности агентства (бил/ч), приведенных в табл. 7.
3.5. Возможные варианты планировочных схем операционных залов агентств представлены на рис. 4-13.
15
|
Рис. 4. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 25 билетов в час: 1 - кассовая кабина; 2 - справочное бюро;
3 - автомат газированной воды; 4 - кресла для отдыха |
|
Рис. 5. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 50 билетов в час: I - кассовая кабина; 2 - справочное бюро;
3 - тумба информационная; 4 - автомат газированной воды; 5 - кресла для отдыха |
ML
Рис* 6. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 100 билетов в час: I - кассовая кабина; 2 - справочное бюро;
ELI г г т т т т т т_ш тт т т т т т т тт |
|
f.O
б.о |
3 - киоск; 4 - тумба информационная: 5 - кресла для отдыха; 6 - автомат газированной воды
—I-
Рис* 7. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 200 билетов в час:
I - кассовая кабина; 2 - справочное бюро; 3 - киоск; 4 - касса продажи билетов на автобусы;
5 - тумба информационная; 6 - телеинформационная система наличия мест; 7 - СВТУ; 8 - кресла для отдыха; 9 - автомат газированной вода
Рис. 8. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 400.билетов в час (I вариант): I - кассовая кабина; 2 - справочное бюро; 3 - киоски; 4 - касса продажи билетов на автобусы; 5 - тумба информационная; б - телеинформационная система наличия мест; 7 - СВТУ;
8 - кресла для отдыха; 9 - автомат газированной воды
18
|
-Ь-V--г |
* |
пА 1 IrlrflH |/f——. г. *—=fr| * UUUIBHJ 9 ГПИИТТ ^
i 4i]j |
|
|
« |
f % § ' |
•
1 |
fZL
3
/ |
.i 111 i 111 i HII<I-I’11111 III J
> ■ . , -Л----—-,—---•..... .....л |
i i ц |
|
--u--Ы--U----AC_1 I ** |
-U ...-It_l.,„u |
Рис. 9. Планировочная схема.операционного зала агентства производительностью 400 тов в час (П вариант): I - кассовая кабина; 2 - справочное бюро; о - киоски, а - касса автобуса; 5 - тумба информационная; 6 - телеинформационная система наличия мест,
7 - СВТУ; 8 - кресла для отдыха; 9 - автомат газированной воды
УДК 666.7:06.048.86
Настоящее Пособие разработано в развитие ВНГП 1-85/МГА и предназначено для использования при проектировании агентств воздушных сообщений.
Пособие разработали сотрудники ГПИ и НИИ ГА Аэропроект кандидаты архитектуры М.Г. Писков, М.В. Комский, инженеры
О.С. Бельчич, К.Р. Киселева, В.А. Мануйлова, Л.М. Шерман,
Н.Б. Морозова, В.Н. Павлов.
Утверждено начальником института Аэропроект В.Н. Ивановым 29.05.86.
С введением в действие ВНТП 1-85/МГА и настоящего Пособия утрачивают силу Нормы технологического проектирования агентств воздушных сообщений ВНТП 13-79 .
МГА
as | |
Рис, 10. Планировочная схема операционного зала агентства производительностью 600 билетов в час (I вариант): I - кассовая кабина: 2 - справочное бюро; 3 - киоски; 4 - касса продажи билетов на автобусы; 5 - тумба информационная; 6 - телеинформационная система наличия мест; 7 - СВТУ; 8 - кресла для отдыха; 9 - автомат газированной воды |
I. ОБЩЕ ПОСТОЖЕНИЯ
IЛ. Агентства воздушных сообщений предназначаются для организации коммерческой и рекламной работы, направленной на дальнейшее развитие воздушных перевозок, а также для продажи билетов всех видов и бронирования мест трансферным пассажирам и пассажирам, имеющим обратные билеты.
Агентства воздушных сообщений подразделяются на городские, центральные и территориальные.
Городские агентства воздушных сообщений (АВС) создаются в городах, имеющих аэропорт, а также в городах, расположенных в зоне обслуживания аэропорта. Городские агентства являются самостоятельными подразделениям объединенного авиаотряда и образуются согласно приказу начальника соответствующего управления гражданской авиации (УГА).
Центральные и территориальные агентства воздушных сообщений (ЦАВС и ТАВС) являются самостоятельными производственными предприятиями, непосредственно подчиненными соответствующим УГА.
ЦАВС организуются в соответствии с приказом Министра ГА и находятся в пунктах базирования УГА. ЦАВС осуществляют функции городских агентств, а также координируют и контролируют работу городских агентств соответствующих управлений.
ТАВС организуются приказом начальника УГА при наличии в одном авиауэле двух и более эксплуатационных авиапредприятий, в интересах которых выполняется коммерческая деятельность ТАВС, при общем объеме годовых пассажирских отправок I млн. пассажиров и более при наличии 5 и более городских агентств, обеспечивающих деятельность ТАВС.
9
ТАВС может находиться в областном или краевом центре. ТАВС осуществляет функции городских агентств, а также руководит и обеспечивает производственные и технологические связи с городскими агентствами, расположенными в других городах области, края.
1.2. В здании агентства выполняется от 30 до 80# от общего объема работ. Остальныя часть работы осуществляется отделениями и пунктами продажи билетов в городе и ближайших населенных пунктах, а также кассами в аэропорту.
1.3. Размещение агентств воздушных сообщений и их отделений должно производиться с учетом создания максимальных удобств для населения города. Агентства рекомендуется размещать в административных центрах городов на пересечении транспортных магистралей. Они должны иметь удобные подъезды и стоянки для общественного и личного транспорта
и быть связаны с аэропортом скоростным видом транспорта.
Выбор места размещения отделений и пунктов продажи зависит от расположения на территории города общественноторговых и культурных центров, узлов междугороднего транспорта (вокзалов всех видов транспорта, станций метро), промышленных, учебно-научных, спортивных, историко-архитектурных комплексов.
По аналогии с поездками населения к культурно-бытовым предприятиям эпизодического пользования рекомендуется ограничить время, затрачиваемое на поездку с целью приобретения билета 20-30 минутами, а в малых городах с компактной селитебной территорией - пределом пешеходной доступности.
1.4. В зависимости от объема работ агентства подразделяются на следующие группы;
I (малые) - 25, 50 бил/ч для неклассифицированных аэропортов и аэропортов У класса;
П (средние) - 100, 200 бил/ч для аэропортов 1У-Ш класса;
Ш (большие) - 400, 600, 000 бил/ч для аэропортов П-1 класса и внеклассных.
4
1.5. Проектирование и строительство зданий больших агентств рекомендуется в отдельно стоящих зданиях. Малые и средние агентства рекомендуется размещать в первых этажах зданий административного назначения.
1.6. В зданиях агентств не предусматриваются помещения информационно-вычислительного центра автоматизированной системы управления продажей билетов и бронированием мест (ИНЦ АСУ ПБ и БМ). Проектирование ИНЦ необходимо осуществлять в соответствии со СНиП 2.0409-85. Технические условия на проектирование ИНЦ (в том числе перечень помещений и их площади) должны быть указаны в задании на проектирование.
Здания агентств воздушных сообщений рекомендуется блокировать со зданиями транспортных агентств, автовокзалов, ИВЦ,кооперировать со зданиями городских аэровокзалов.
1.7. Решение о строительстве нового здания агентства воздушных сообщений должно приниматься на основании ТЭО с материалами по выбору места строительства.
Расширение деятельности существующего агентства следует осуществлять в основном за счет внедрения в сеть новых филиалов или путем реконструкции и расширения действующего агентства.
1.8. В зданиях агентств целесообразно предусматривать следующие виды дополнительного обслуживания:
телефонную автоматическую связь (телефоны-автоматы);
туалеты для посетителей;
торговые киоски;
предприятия общественного питания (при соответствующем обосновании для клиентуры и в обязательном порядке для персонала);
торговые автоматы (для продажи газет, почтовых открыток, конвертов, газированной воды) ц др.;
Перечень и количество предприятий дополнительного обслуживания по номенклатуре агентств представлены в приложении I.
1.9. На площади перед зданием агентства необходимо предусматривать места для размещения стоянок и остановочных пунктов автомобильного транспорта.
5
Примерное количество остановочных пунктов автотранспорта» мест стоянок легковых автомобилей (такси, личных и служебных), по номенклатуре агентств приведено в табл. I и 2.
Таблица I
Виды транспорта |
Количество остановочных пунктов автотранспорта для агентств производительностью, бил/ч |
|
25 |
50 |
100 |
200 |
400 |
600 |
800 |
Автомобиля
легковые |
I |
I |
I |
I |
2 |
2 |
2 |
Автобусы |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
Таблица 2 |
Вщды транспорта |
Количество стоянок автотранспорта для агентств производительностью, онл/ч |
25 |
50 |
100 |
200 |
400 |
600 |
800 |
Автобусы |
- |
- |
- |
I |
I |
2 |
3 |
Автомобили
легковые |
2 |
4 |
8 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
Для определения потребной величины плоцадв перед зданием агентства, суммарной площади стоянок следует руководствоваться следующими нормами: на одну стоянку или остановку автобуса - 65 м2; легкового автомобиля - 25 м2 (с учетом площади местных проездов).
Протяженность линии подъезда транспорта к зданию агентства с учетом остановок и посадки (высадки) пассажиров составляет для агентств третьей группы не менее 50 м, для агентств второй и первой групп - не менее 25 м.
I.10. В агентствах рекомендуется предусматривать средства рекламного оформления и дизайна. Агентства воздушных сообщений должны быть оформлены в фирменном стиле Аэрофлота, являясь его полномочными представительствами в городах.
6
Над входом в агентство должна размещаться рекламная надпись "Агентство Аэрофлота"* фирменный блок Аэрофлота и другие элементы оформления* используемые в гражданской авиации.
Тематикой рекламы могут быть схемы воздупных трасс Аэрофлота с изображениями гербов и достопримечательностей городов* самолеты Аэрофлота (их характеристика и внутренняя компановка) и др. Обязательна реклама сервиса обслуживания пассажиров,
I.II. Проектирование отдельно стоящих зданий агентств следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-85, СНиП П-2.80* СНиП П-4-79.
Здания агентств должны быть оборудованы водопроводом* канализацией* центральным отоплением* вентиляцией* электроосвещением* электросиловым оборудованием* слаботочными устройствами* а также (при соответствующем обосновании) установками для кондиционирования воздуха. Входные двери должны быть оборудованы тепловыми завесами.
2. кмссишшда И НОМЕНКЛАТУРА, ОРГА^ЗЯЦИН РАБОТЫ, РАСЧЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕЖИМ РАБОТЫ АГЕНТСТВ
2.1. При проектировании агентств основным производственно-технологическим показателем является их производительность* определяемая количеством билетов* проданных кассами агентства в течение часа.
Производительность агентства определяется исходя из годового количества билетов, планируемого к продаже спустя 10 лет с момента ввода здания агентства в эксплуатацию. Методика расчета производительности агентств приведена в приложении 2.
2.2. В зависимости от производительности агентства подразделяют на группы и проектируют в соответствии с номенклатурой, приведенной в табл. 3.
Таблица 3 |
Класс
аэропорта |
Группы агентств, (категории) |
Обцее
копте*
ство билетов, продаваемое агентством в течение |
Доля объема работы» выполняемой в здании агентства» % |
Номенкла
тура
агентств |
Неклассяфн-
цируеше
У |
I малые
(АВС) |
35
70 |
До 80 х) |
25 хх) 50 «> |
1У |
П средние |
250 |
До 70 |
100 |
Ш |
(ЦАВС, АВС) |
500 |
|
200 |
П |
Ш большие |
1400 |
|
400 хх) |
I |
(ЩВС, |
2200 |
До 40 х) |
600 |
Внеклассные |
ТАВС) |
2700 |
|
800 |
|
х Выполнение остального объема работы осуществляется филиалами агентства в городе и ближайших населенных пунктах и кассами в аэропорту.
Рекомендуемая номенклатура для филиалов агентств.
2.3. Организация работы агентств должна обеспечивать заданную производительность агентства и наиболее загруженный период его деятельности при среднем заданном времени пребывания клиента в агентстве. Среднее время пребывания клиентов в агентстве должно составлять не более 20 мин., посетителей - не более 10 мин.
2.4. В зависимости от объема работы агентства организация продажи билетов может быть принята по централизованному или децентрализованному методу.
При централизованном методе любая касса агентства продает билеты на рейсы, выполняемые из аэропорта (авиаузла)
8
по веем направлениям. Контроль и реагирование продажи билетов в кассах осуществляется группами комплектования коммерческой загрузки и резервирования мест или центром обработки данных автоматизированной системы управления продажей билетов и бронированием мест ОВД АСУ ОБ и БМ).
Централизованный метод применяется, как правило, в агентствах П и Ш групп. Примерные производственные структуры ЩВС и АВС, работающих по централизованному методу, представлены на рис. I и 2.
При децентрализованном методе (методе рейсовых листов) за каждой кассой закрепляется направление (или несколько направлений). Листы по каждому рейсу указанного направления сосредоточены в одной кассе. Кассир самостоятельно изыскивает места на требуемый рейс и заносит все необходимые сведения в рейсовый лист.
Децентрализованный метод может применяться в малых агентствах с количеством касс по продаже билетов 4 и менее» Примерная производственная структура АВС, работающего по этому методу, представлена на рис. 3.
2.5. Среднее время продажи одного билета в зависимости от организации работы составляет;
для агентств, работающих по децентрализованному методу-5 мин.;
для агентств, работающих по централизованному методу -4-4,5 мин.;
для агентств, оснащенных оборудованием АСУ ПБ и БМ -2,5-3,0 мин.
2.6. Продолжительность работы кассовых залов агентств зависит от объемов работы. Агентства производительностью 800, 600, 400, 200, 100, 50 бил/ч работают 12 ч в сутки, производительностью 25 бил/ч -8ч в сутки. Кассовый зал должен работать без перерыва и выходных дней. Кассиры должны иметь ступенчатый график перерывов. Начало и конец рабочего дня кассового здла устанавливается в каждом конкретном случае. В больших агентствах допускается круглосуточная работа комплектовочных групп и групп выдачи справок по телефону.
9