ШНИСТЕРСГВО НШШЕРШБЛТЫВШДЛ И НЕвГОСИШЧЕСКОй
прошалашосги сот
СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя Госгортехнадзора СССР В.А.Рябов I сентября 1987 г. |
УТВЕЯДАВ
Заместитель министра нефгепе ре работы ваше Я и нефтехимической промышленности СССР Б.Ы.Си валов 2 сентября 1987 г. |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ КОШРЕШЗРЫ OBOfE ТЕХШЧЕХИИЕ УСДОЕИЙ НА РЕМОНТ УО 38.12.007-87
Волгоград
Нестояще общее технические условия ДО) разработаны институтом 5ЬШ\ТИне$те*иноборудования «а основе действуем нормативных документов, руководящих материале® ведущих проектных и научно-исследовательских институте®, рекомендаииР заводов и фирм-иэ готовит елей и опыта экептаатпиии и ремонта иентробежных компрессоров предприятий отрасли.
Общие технические условия разработали А.Б.Фолкяни,
Н.В.Мартынов. А.С.Булыгин, Г.И.Билько, Р.А.Оуюрсве, А.Ы.Хеймович, и.П.Ламснова. Т.Б.Власенко.
крепежные гайки. Дня облегчения отворачивания гайки нежно смочить керосином. Цели не удается отвернуть гайку, её можно подогреть газовой горелкой до 200-300 °С. После отворачивания гаек снять контрсль^е втльки, установить направляющие коленки, смазать их маслом, отделить верхние полсвину корпуса от нижней с помощью отжимных болтов, вынуть конические отмыты.
Крынку поднимать с помощью траверсы с тальрепами, позволяющим* контролировать подъем в горизонтальном положении.
Подъем осуществлять медленно, постоянно следить за горизонтальным положением крышки, замеряя расстояние между фланцами разъема по углам, не допускать задевания диафрагм за рабочие колеса. Крыпку уложить на деревянные брусья.
2,9. Для компрессоров с вертикальны разъемом корпуса установить на кршхе корпуса рым - болт, зацепить его тросом, затем отвернуть гайки крышки и с помощью упорных винтов демонтировать её. Вторую грывху демонтировать аналогично.
Снять шпильки с корпуса.
Закрепить приспособление для извлечения и вталкивания внутреннего корпуса, например, типа, изображенного на рис.2.3. Постепенно эахручивал натяжные гайки, извлечь внутренний корпус из наружного. Как правило.внутренний корпус можно извлечь ТОЛЬКО в одну сторону.
Когда появится отверстие во внутреннем корпусе, закрепить в нем рым-болт и при помощи крана поддерживать его тросом.
После извлечения на половиц длины произвести смен? места поддержки тросом, как вто показано на ряс.2.4, при этом подпереть внутренний корпус брусом, затем подложить прокладки под трос, полностью извлечь внутренний корпус и разобрать его.
II
Рис. 2.3, Приспособление извлечения и вталкивания внутреннего корпуса:
1 - шпилька напревляпяая; 2 - корпус наружный; 3 - толкатель; 4 - пластина; Ъ - корпус внутренний |
|
в 2.4. ^ена места поддержки вНУтроннегР корпуса:
I - корпус внутренний; 2 - pia^-болт; 3 - корпус наружный 4 - опоре: 5 - тр** с подкладкой
12
2.10. Нэшлечъ ротор из нижней чести внутреннего корпуса.
При демонтаже ротор поддерживать в горизонтальном положении для исключения повреждения рабочих колес и диафрагм.
2.11. Ддя снятия диска упорного подлилника необходимо отвернуть стопорный винт* затем гайку и снять диск при помощи съемника* например* типа* изображенного на рис.2Л.
13
3. ДНМХТАЦИЯ И РЕМОНТ ДЕТАЛИ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
3.1. Фундамент
3.1 Л. В отличие от псроневых компрессоров.си», действуете в центробежном компрессоре, уравновешен и при удовлетворительной балансировке вращающихся деталей фундамент несет только весовые нагрузки.
Однако в процессе работы центробежных компрессоров с иэ-пенящимися параметрам! потока могут возникать обстоятельства (сомпаж, обводнение фундамента, повшенмлл вибрация), отрицательно влияющие на состояние фундамента и его положение.
Во время ремонта необходимо проводить осмотр поверхности для выявления возможных трещин, масляных потеков и других дефектов, определять характер и величину возможной осадки фундамента.
3.1.2. При появлении трещин на фундаменте.в IОС-150 мм от их концов устанавливает маяки, в 20 мм от трещины масляной краской наносят линию (маркируют) - справа для вертикальных, снизу-для горизонтальных трещин. Если трещина увеличивается, вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации или ремонта должен решаться службой главного механика в каждом конкретном случае.
З.Т.З. Ремонт фундамента, например, при его замасливании или трещинах, связанных с вырубкой части бетона и после-дущей заливкой нового, необходимо вести по технологии, обеспечивающей прочное сцепление новой заливки с основной массой бетона, т.е выполнять следующие условия:
после удаления старой подливки сделать на фундаменте перпендикулярно его оси насечку в виде канавок глубиной 2С мм
И
через 45-50 км;
оголившуюся при удалении старого бетона промасленную асна-туру прожечь паяльной лампой, а в выдолбленные отверстия установить арматуру в виде стержней с загнутыми друг к другу концами;
перед наращиванием или подливкой смачивать фундамент водой в течение 3-5 суток;
наращивать фундамент непрерывно, чтобы слои бетона не схватились по отдельности; это условие важно соблюдать при укладке последних порций бетона, образупцих верхние часть фундамента (высотой 0,6-1,0 м);
для ремонта фундамента применять бетон тех *е марок, что и бетон, из которого изготовлен фундамент, но не ниже марки *150;
после окончания укладки бетона применять меры по предупреждении его быстрого и неравномерного высыхания, покрыв его мешковиной или опилка», которые увлажняют в течение се»
суток.
3.1.4. Пс истечении времени схватывания бетона, определяемого по контрольным кубикам, и снятия опалубки проверяют плотность прилегания бетона обстукиванием и измеряют правильность геометрических размеров восстановленной части фундамента. При этом отклонения основных размере в от проектов не должны превышать шнус 20-30 ш% по осям расположения анкерных колодцев и закладных частей ^ 5 мы.
Проверка ведется при помощи струн, натягиваемых по осям установки агрегата, и отвесов.
3.1.5. Если ремонт связан со снятием фундаментных рам компрессора, то их установка производится, кал правило,
15
при помсхци клиновых подкладок, которые.» свою очередь, устанавливаются на поверхности фундамента на подкладках, являющихся закладными частями фундамента. Верхняя часть подкладок под клинья должна б*ль опущена на 30-40 мм ниже высотной отметки установки рем применяют подкладки толщиноР 16-20 мм, размером 130*1?0 мм. Чистота обработки рабочих плоскостей не ниже Ra 20 ( V 5). При установке подкладку притирают
по бетону» пока она не будет касаться бетона всей опорной поверхностью. Одновременно выверяют её расположение по высоте о гноемгельнс других закладных частей, а также горизонтальность установки. Уклон допускается не более 1:500С, причем желательно, чтебы его направление совпало с направлением заводки клиньев.
Подкладки рекомендуется устанавливать на фундаменте на бетонной смеси. При этом место на фундаменте под подкладку рекомендуется смочить 3 %-кым раствором соляной кислоты и через 2С-ЗЛош промыть теплой ведой. После этого укладывают густую бетонную смесь» устанавливают и выверяют подкладни до застывания бетона.
Поверхность фундамента, выступающая за опорную плиту, после подливки должна иметь уклон 1:50 в наружную сторону.
3.1.6. При проверке состоянии фундамента необходимо обращать внимание на наличие масла на поверхности фундамента. Причины пояалекмл потеков масла на поверхности фундамента должны быть ликвидированы. Если масляные потеки полностью устранить не удается» то поверхности защищают специальным покрытием. Зо время ремонта промасленный бетон полностью вырубается.
ВВЗДШЕ
:л.с?ояаие общие технические условии (УС) устанавливают основные требования при ремонте центробежных компрессоров и распространяется на газовые, холодильные и всэдуоные компрессоры и нагнетатели с конечным давлением до ЗЬ ЬГ.а (35С кгс/см2) отечест-ненного и импортнего производства.
Наряду с норматиямо-техюсчесяоя документацией заводов и 'ирм-иэготовителей, проектных организаций и действусаях на предприятии нормативных документов, УО являются основный документом при составлении предприятиями инструкций по эксплуатации и ремонту центробеюаа компрессоров.
Общие технические условия являются обязательны™ для исполнения на всех предприятиях Ниннефтехимпрома СССР.
С вводом в действие настоящих УО отменяется для предприятий Миннефгехикпрома СССР '’Основные технические условия на ремонт центробежных компрессоров предприятий азотной проышшеи-ности".
I. ОБмИЕ ПШЮНИЯ
1.1. Кормы межремонтных периодов компрессоров» содержание работ при ремонтах, трудовые затраты, планирование ремонтов и их документация устанавливайся положениями о ШТР, действу соими в подотраслях кхннефгехимпроыа СССР.
1.2. Подготовка компрессора к ремонту и его ремонт производятся в соответствии с деЯстаугоаги на предприятиях правилами и нормами по технике безопасности.
1.3. Сдача и приемка компрессора из капитального ремонта производится по актам в соотвествии с положениями о ПНР подо^ раслей Мкнне$техимпрома СССР.
1.4. К разборке центробежного компрессорного агрегата приступать после остывания корпусов ниже 70°С, а агрегата с тур-Соприводом-после выключения валоповоротнсго устройства турбины.
1.6. Все сопрягаемые детали, взаимное положение которых
может быть изменено в процессе ремонта, должны быть промаркированы и иметь метки для установки их на прежнее место и в прежнее положение. Особое внимание следует обращать на установку холодок опорных к упорных подшипников» элементов масляных уплотнения , крывек корпусов, удерживахдоих и разводных ходей, искру о-
вшх ыгн$тов, проставок, коронок и обоям соединительных цу<Тт, а также шпилек, болтов и гаек, работавших в тяжелых условиях.
Вновь устанавливаемые детали также должны быть замаркированы.
1.6. Все открывающиеся при разборке полости, каналы, nai-рубки и отверстия, в тем числе внутри нижней половины корпуса, должны зажиматься от загрязнений и попаданий посторонних предметов путем обвязывания пленкой, установки заглушек и пробок.
1.7. При выполнении ремонтных работ необходимо соблюдать осторожность и принимать меры по защите ст повреждения сопряг* е%шх поверхностей деталей.
4
I.в. Все резиновые кольца, манжеты и жгуты перед сборкой подлежат замене, при установке в пазы их следует обильно смазать консистентной смазкой ЦИАТЛи221 ТОСТ 9433^0 или смазкой, рекомендованной изготовителем компрессора.
1.9. Перед сборкой все внутренние полости, поверхности и детали тщательно очищаются, постираются и продуваются сжатш* воздухом.
1.10. При сборке резьба игллек, болтов и гаек, работаю!* при температуре свыие 10С°С (до -300°С), натирается сухим чещуй-чать* гранитом ГОСТ 6295-73 или смазывается пастоя BrW-1 tfl-232 (с дисульфидом молибдена) ТОСТ 14066-79, а при температуре до 10С°С смазывается консистентной смазкой l^iATVOt-221 или смазкой, рекомендованной изготовителем компрессора.
1,11# Присоединение трубопроводов к компрессору должно выполняться в соответствии с проектом и указаниями заводы-изготовителя.
1.12. В процессе выполнения ремонта необходимо заполнять ремонтный формуляр, образец которого дан в приложении 4.
Если в документации еаводы-кэготовитедя имеется формуляр, существенно не отличающийся от предлагаемого, допускается использовать этот формуляр с дополнением отсутствующих разделов.
1.13. Если к ремонту компрессора не предъявляется других требования, кроме изложенных в настоящих ТО, допускается не составлять технические условия на ремонт этого компрессора.
1.14. Основные технические данные отдельных марок центробежных компрессоров даны в приложении 1, которое не ограничивает применение настоящих У0 для других марок компрессоров.
5
2. ПОРЯДОК РАЗБОРКИ КОМПРЕССОРА
2.1. ГЬред остановкой компрессора необходимо замерить и записать в формуляр величиям вибрации корпусов подшипников или валов компрессора, привода и редуктора
Сразу после остановки рекомендуется проверить индикаторами центровку агрегата привод-редуктор-компрессор в горячем состоянии.
Порядок разборки компрессора определяется инструкциям* эавода-кзготовителя, а при отсутствии таких указаний производится в указанной ниже последовательности.
2.2. Джя разборки корпусов необходимо: отсоединить при необходимости трубопроводы подвода и
отвода газа к масла;
сиять термопары опорных подимлникое; демонтировать кожухи полумуфт;
проверк»ь осевой разбег промежуточных валов с помощью индикатора часового типа;
отсоединить промежуточно валы, снять зубчатые обоймы; проверять соосность роторов турбины и компрессоров по расточкам под конце вью уплотнения вала.
Результаты занести в формуляр.
2.3. Демонтировать при необходимости компрессор с опорных плит, для чего:
отвернуть гайки крепления лап корпуса; поднять компрессор мостовым краном; убрать шпонки кэ-под корпуса;
установить компрессор на подставки с учетом удобства
6
проведения ремонтных работ.
2.4. Дяя снялся при необходимости зубчатых втулок с
вала:
отвернуть топора» винты и стопорюю гайки; установить стягивающее приспособление, например, типа, изображенного на рис.2.1; снять зубчатую втулку; снять вгонки.
Подумуфты, насаженные без шпонок (гидравлически), демонтировать. как это указано в п.3.8.?.
2.5. Снять крышки и разобрать опорные (опорно-упорные) подшипники, замерить в них зазоры и натяг крывек Разобрать концевое уплотнение.
2-6. Проверить зазоры в лабиринтных уплотнениях-При проверке списанным ниже способом определяется минимальный радиальный зазор в точеных лабиринтных уплотнениях, показанных на рис.3.27, тип 9 статорные.
Вначале проверить зазор в концевых лабиринтных уплотнениях в верхней половине корпуса, для чего:
демонтировать верхние половины опорных (опорно-упорных) подрядников;
установить магнитные стойки с индикаторами часового типа на корпусе на обоих концах вала;
настроить индикаторы-ГОСТ 577-68 с натягом 1,5-2,0 мм и установить их в нулевое положение (рис.2.2).
С помощью рычагов из дерева, установленных под кот* вала ротора, одновременно приподнять ротор до соприкосновения гребней с концевыми лабиринтными втулками и зафиксировать отклонение стрелок индикаторов, которые покажут величину верхнего зазора в концевых лабиринтных уплотнениях вала.
7
hie. 2.1. Приспособление для съена зубчатых втулок и диска упорного подшипника;
1 - диск; 2 - диск упорного подшипника; 3 - полукольца; 4 - вал ротора; Ь - прокладки; С - шпильки стяжные
8
|
Рис. 2.2. Проверка зазоров в концевых лабиринтных уплотнениях;
1 - индикатор; 2 - лабиринты; 3 - мл ротора;
4 - корпус опорного подшипника; 5 - рычаг |
Аналогично замеряется никниЯ зазор, для чего: приподнять ротор на 0,05-0,1 мм, замеряя высоту подъема и пожато ром;
выкатить нижние половины вкладдое? подшипников, повернуй их на 100 0 вокруг оси;
осторожно опустить ротор на Точеные лабиринты и зафиксировать отклонение стрелок индикатора.которое покажет величий нижнего зазора.
Для проверки радиальных зазоров в межступенчатых точеных лабиринтных уплотнениях необходимо выполнить следущее:
демонтировать концевые лабиринтные уплотнения после снятия верхней половины корпуса;
проверить величины радиальных зазоров в лабиринтных уплотнениях оо описанной Bice методике.
Зазоры в зачекаменных лабиринтных уплотнениях. во избежание снятия гребней, проверяют длинными щупами или по свинцовым оттискам.
2.7. Демонтировать отдельный упор>шй подшипник, дли чего: предварительно установив нижний вкладыз опорного подшипника, замерить индикатором осевой зазор в упорном педщилкико до разбегу ротора,и результаты занести в формуляр;
выкатить никниЯ вкладыш опорного подшипника; снять крышку упорного подшипника; снять верхнею половину корпуса подлинника и выкатить ямжидю доле вину;
при необходимости снять колодки с верхней и нижней половины подшипника.
2.6. Снять при помочи крана верхнюю половину корпуса компрессора с горизонт адълш разъемом, предварительно отвернув
10