Согласовано:
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) Письмо №10-03/505 от 29.06.2001г.
КОЛЬЦА ОПОРНО-НАПРАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ ПЕРЕХОДОВ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПРОКЛАДЫВАЕМЫЕ В ЗАЩИТНОМ КОЖУХЕ (ФУТЛЯРЕ). Технические условия ТУ 1469-001-53597015-01
Срок действия с |
Согласв!
Началы По транс! конден | |
« Л$> » |
газового »
.Н. Дедешко 2001 г. |
|
г. Волгоград 2001г. |
Держатель подлинника - Общество с ограниченной ответственностью «Переход»
Разработано:
ООО «Переход» Главный технолог
В.С. Гузев /Ь у> 2001 г.
ТУ 1469-001-53597015-01 с.2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 3
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 7
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 7
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 7
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 8
6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 9
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 9
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 10
9. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ 11
10. ПРИЛОЖЕНИЕ. Рис. 1 12
ТУ 1469-001-53597015-01 с. 11
8. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ |
№№
п/п |
Обозначение
документа |
Наименование 1 |
1. |
ГОСТ 103-76 |
Полоса стальная горячекатанная. Сортамент. |
2. |
ГОСТ 515-77 |
Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия. |
3. |
ГОСТ 2991-85 |
Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия. |
4. |
ГОСТ 3282-74 |
Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия. |
5. |
ГОСТ 5915-70 |
Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры. |
6. |
ГОСТ 6009-85 |
Лента стальная горячекатанная. Сортамент. |
7. |
ГОСТ 7798-70 |
Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры. |
8. |
Г.ОСТ8509-86 |
Уголки стальные горячекаганные равнополочные. Сортамент. |
9. |
ГОСТ 10589-87 |
Полиамид 610 литьевой. |
10. |
ГОСТ 16338-85 |
Полиэтилен низкого давления. |
11. |
ГОСТ 24634-81Э |
Ящики деревянные для продукции, поставляемой на экспорт. Общие технические условия. |
12. |
ГОСТ 14192-77 |
Маркировка грузов. |
13. |
ТУ 6-05-1721-75 |
Высокопрочный полиэтилен низкого давления. |
14. |
ТУ 38.105.1635-85 |
Смеси резиновые невулканизированные товарные. |
15. |
ТУ 2549-106-05800952-95 |
Торцевые уплотнения-манжеты-резиновые. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 - манжета резиновая;
2 - рабочий трубопровод;
3 - хомут стяжной для защитною футляра (кожуха);
4 - хомут стяжной для рабочего трубопровода;
5 - защитный футляр (кожух);
6 - кольцо опорно-направляющее.
Кольцо опорно-направляющее в рабочем состоянии
1 - кожух;
2 - опора ползун;
3 - болтовое соединение;
4 - опорное кольцо;
5 - магистральный
трубопровод;
6 - опора
Кольцо опорно-направляющее в сборе
1 - опора ползун;
2 - болтовое соединение;
3 - полукольцо нижнее; Рис. 1 Кольца опорно-направляющиедля переходов
4 - полукольцо верхнее. стальных трубопроводов через автомобильные
и железные дороги прокладываемые в защитном кожухе (футляре)
ТУ 1469-001-53597015-01 с. 12
ТУ 1469-001-53597015-01 с.З
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие технические условия распространяются на изготовление колец опорно-направляющих, предназначенных для строительства переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги, прокладываемые в защитном кожухе (футляре) во всех климатических зонах при температурах от -40°С до +50°С (включительно).
Пример условного обозначения при заказе кольца опорного для рабочего трубопровода с условным проходом (Ду), равным 1400 мм изготавливаемого по чертежу ПМТД 15.01.00.000 СБ.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги, прокладываемые в защитном кожухе (футляре), должны соответствовать требованиям настоящих технических условий и комплекта конструкторской документации, сборочный чертеж ПМТД-15.01.00.000.
1.2. Технические требования к кольцам опорно-направляющим для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги состоят в обеспечение проектного положения трубопровода относительно кожуха и создания электрической изоляции от защитного кожуха, препятствуя проникновению блуждающих токов между ними.
1.3. Технические требования на кольца опорно-направляющие были согласованы с Госгортехнадзором письмом №10-03/222 от 23.06.95 г. технические условия ТУ-1468-001-22-476418 и рекомендованы к применению письмом РАО «Газпром» №04-3/81 от 22.02.94 г.
1.4. Кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги, прокладываемые в защитном кожухе, выполнены из двух полуколец, верхнего и нижнего (рис.1) которые при сборке стягиваются двумя болтовыми соединениями и служат как опоры для трубной плети.
1.5. Кольца способствуют надежной защите от повреждений изоляционного покрытия и увеличивают срок службы трубопровода на переходах до 30 лет.
1.6. Применение колец опорно-направляющих для переходов стальных трубопроводов снижает трудоемкость монтажа при протаскивании трубопровода через кожух (футляр), что существенно сокращает время строительно-монтажных работ и повышает культуру производства.
1.7. К полукольцам привариваются металлические опоры, на которые монтируется опора-ползун из диэлектрического материала.
1.8. Основные параметры и характеристики.
ТУ 1469-001-53597015-01 с.4
1.8.1. Кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги изготавливаются для трубопровода диаметром от 114 мм до 1420 мм (рис. J).
1.8.2. В данной конструкции используются металлические кольца опорно-направляющие, на которых закреплены опоры-ползуны, изготовленные из полимерных материалов, они выполняют двойную функцию: снижают коэффициент тренйя при протягивании трубопровода через кожух (футляр), вторая - как опора, предохраняющая трубопровод от контакта с кожухом; а также способствуют равномерному распределению нагрузок на магистральный трубопровод.
1.8.3. Кольца опорно-направляющие изготавливаются по чертежу ПМТД 15.01.00.000СБ, для изготовления применяется: полоса стальная по ГОСТ 103-76, или лента стальная по ГОСТ6009-85, уголок стальной по ГОСТ 8509-86.
Опора-ползун (рис.1) входит в комплект кольца опорнонаправляющего и изготавливается по чертежу ПМТД-15.01.00.001 из литьевого полиамида-610 по ГОСТ 10589-87 или полиэтилена по ГОСТ 16338-85.
1.8.4. Примечание: Допускается изготовление опоры-ползуна из других материалов, при этом, материал должен выдерживать испытание на удельное давление не менее 120 кг/см2. Коэффициент трения по стали не должен превышать 0,15-0,20.
1.8.5. Диэлектрическое сопротивление материалов опоры-ползуна должно быть не менее 1х10пОм*мм.
1.8.6. Количество опор-ползунов по окружности кольца опорно-направляющего и расстояния, рекомендуемые между кольцами на трубопроводе приведены в табл. 1.
1.8.7. Расстояния между кольцами определяются проектировщиком трубопровода из расчета допустимого давления на изоляционное покрытие и допустимого прогиба трубопровода между опорами.
ТУ 1469-001-53597015-01 с.5
Таблица 1 |
Ду трубопровода, мм |
100 |
150 |
200 |
300 |
400 |
500 |
700 |
1000 |
1200 |
1400 |
Число опор-ползунов по окружности кольца |
3 |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
8 |
10 |
10 |
10 |
Рекомендуемое расстояние между кольцами опорными на трубопроводе, не более, м |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6-8 |
6-8 |
6-8 |
|
1.9 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям.
1.9.1. Сортамент полуфабрикатов, применяемых для изготовления деталей конструкции перехода магистрального трубопровода, должен соответствовать требованиям рабочей документации предприятия-изготовителя.
1.9.2. Качество характеристики полуфабрикатов и покупных изделий должен соответствовать требованиям стандартов, технических условий, правилам технической эксплуатации магистрального трубопровода и подтверждены сертификатами.
1.9.3. Детали конструкции перехода магистрального трубопровода должны быть изготовлены в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя.
1.9.4. Изготовленные кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов покрываются антикоррозионным покрытием.
1.9.5. Покрытие произвести по СНиП 2.03.11.-85 (Группа 1), грунтовка ПФ-020 ГОСТ 18186-79 в один слой толщиной не менее 20 мкм, эмаль ПФ-133 ГОСТ 926-82 цвет любой , в один слой толщина не менее 35 мкм.
1.10. Комплектность.
1.10.1 В комплект поставки входят:
- кольца опорные;
- опоры-ползуны;
- крепежные изделия (болты, гайки, шайбы) ГОСТ 5915-70, ГОСТ
7798-70.
1.10.2. Количество деталей и крепежных изделий в комплект поставки должно быть указано в контракте (заказе).
ТУ 1469-001-53597015-01 с.6
1.11. Маркировка.
1.11.1. Детали подлежат маркировке предприятия-изготовителя.
1.11.2. Маркировку следует наносить непосредственно на изделия. Место и способ маркировки указываются на чертеже. Место маркировки на деталях обводят яркой краской. При поставках деталей в связках или ящиках маркировка наносится на бирке, прикрепляемой к связке, или на ящике.
1.11.3. Маркировка должна содержать следующие данные:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение деталей;
- условный диаметр (диаметры), Ду (Ду и Ду,);
- дату изготовления (месяц, год);
- массу.
Примечания: на полукольца кольца опорного, кроме общей маркировки наносят нумерацию попарно клеймением шрифтом высотой не менее 10 мм.
1.11.4. Рядом с маркировкой наносят клеймо ОТК, которое обводится прямоугольной рамкой несмываемой краской.
1.11.5. Маркировка транспортной тары (ящиков) и пакетов (связок) деталей выполняется в соответствии с ГОСТ 14192-77.
1.12. Упаковка.
1.12.1. Крепежные изделия должны быть упакованы в ящики, изготовленные по ГОСТ 2991-95.
1.12.2. Внутренняя поверхность ящиков должна быть выложена бумагой по ГОСТ 515-77.
1.12.3. Кольца опорные поставляются поштучно.
1.12.4. Хомуты для стяжек манжет поставляются в связках. Связки должны быть увязаны не менее чем в 2-х местах. Для увязки применяется стальная проволока по ГОСТ 3282-74 диаметром до 3 мм. Вес связки должен быть согласован с потребителем.
1.12.5. При поставке на экспорт:
- кольца опорные поставляют в связках. Связки должны быть увязаны не менее чем в 3-х местах стальной проволокой диаметром 8 мм по ГОСТ 3282-74;
- опоры-ползуны, крепежные изделия упаковывают в деревянные ящики. Ящики изготавливаются по ГОСТ 24634-81. Вес ящика (брутто) должен быть согласован с Заказчиком.
ТУ 1469-001-53597015-01 с.7
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. При производстве работ по изготовлению колец опорнонаправляющих необходимо строго соблюдать «Правила техники безопасности» при проведении сварочных, механических работ и других действующих нормативных документов.
2.2. Ответственность за соблюдение техники безопасности возлагается на руководителя производимых работ при изготовлении колец опорно-направляющих.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов в экологическом отношении безопасны и не причиняют вреда окружающей среде и здоровью человека при хранении, транспортировании, эксплуатации (применении).
3.2. Сырье и материалы используемые при изготовлении колец, при условии соблюдения требований настоящих технических условий, вреда окружающей среде не оказывают.
3.3. Кольца после потери потребительских свойств подлежат сдаче в металлолом как использование вторичного сырья в металлургической промышленности.
3.4. Опора-ползун, которая входит в состав кольца опорно-направляющего, изготовлена из полиамида 610 (литьевой), безопасна в экологическом отношении и не причиняет вреда окружающей среде и здоровью человека при хранении, транспортировании, эксплуатации.
3.5. Опора-ползун после потери потребительских свойств подлежит захоронению на свалке твердых промышленных (бытовых) отходов или переработке в изделия, допускающие использование вторичного сырья.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Все поступающие материалы для изготовления деталей конструкции перехода магистрального трубопровода должны иметь сертификат качества и быть приняты ОТК предприятия.
4.2. Готовые кольца опорно-направляющие принимаются партиями. Партией считают количество изделий любых типоразмеров, изготовленных из одной партии сырья и одновременно предъявляемых к приемке и оформленных одним документом о качестве (сертификат) установленной формы.
Количество изделий в партии определяется Заказчиком.
В документе о качестве указывают:
- наименование предприятия-изготовителя;
- наименование изделия;
ТУ 1469-001-53597015-01 с.8
- номер партии;
- количество изделий в партии;
- дату изготовления;
- обозначение настоящих технических условий;
- подтверждение о соответствии изделий требованиям настоящих технических условий.
4.3. Для определения качества колец опорно-направляющих проводят контроль следующих видов:
- входной контроль сырья;
- операционный контроль;
- приемо-сдаточный контроль;
- периодические испытания.
4.4. Входной контроль сырья проводят на определение возможности его использования в производстве по нормативным документам на сырье и на соответствие физико-механических показателей по п. 1.9.1.
Проверку физико-механических показателей проводят при поступлении сырья или при замене (п. 1.9.2).
Результаты проверки оформляются протоколом.
Положительные результаты проверки подтверждают возможность изготовления колец опорно-направляющих.
4.5. Операционный контроль проводят во время изготовления колец опорно-направляющих по всему технологическому процессу.
4.6. Приемка деталей осуществляется путем визуального осмотра и замеров геометрических размеров на соответствие их указанным на чертежах.
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
5.1. Контроль при изготовлении колец опорно-направляющих для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги производится согласно настоящих технических условий и конструкторской документации по чертежам ПМТД 15.01.00.000СБ.
5.2. Контроль производится отделом технического контроля ОТК, где проверяют все параметры готовой продукции.
5.3. Контроль осуществляется измерительными приборами (штангенциркуль ГОСТ-166, рулетка измерительная Р10НГК, линейка измерительная). По окончании контроля на готовые изделия наносится клеймо ОТК, которое обводится прямоугольной рамкой несмываемой краской.
ТУ 1469-001-53597015-01 с.9
6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Полуфабрикаты, материалы и готовые изделия должны храниться в закрытом помещении и быть защищены от порчи и повреждений.
6.2. Транспортирование деталей разрешается всеми видами транспорта при условии сохранения качества изделий.
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Эксплуатация деталей в конструкции перехода, колец опорнонаправляющих должна производиться в соответствии с настоящими техническими условиями и другими действующими нормативными документами.
7.2. Эксплуатация деталей в конструкции переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги относится для рабочих трубопроводов диаметром от 144 мм до 1420 мм.
7.3. Использование опорно-направляющих колец с диэлектрическими опорными элементами в конструкции перехода допускается при температуре перекачиваемого продукта по трубопроводу не более +60°С.
7.4. Схема установки опорно-направляющего кольца на трубопровод приведена на рис.1. Расстояния между опорно-направляющими кольцами рассчитываются исходя из допустимого давления на изоляционное покрытие труб и прогиба трубопровода между опорами.
7.5. На выходах трубной плети из кожуха устанавливаются сдвоенные опорные кольца на расстоянии 0,5-1,0 м вовнутрь от конца кожуха.
7.6. Трубки для прокладки через кожух кабеля связи крепятся в верхней части опорных колец (на кронштейнах, приваренных к сегментам кольца) и протаскиваются совместно с трубной плетью.
7.7. Качество монтажа опорно-направляющих устройств проверяется в два этапа: до протаскивания плети и после протаскивания плети через защитный кожух трубопровода.
7.8. Перед протаскиванием плети проверяются:
сплошность изоляционного покрытия трубы на пробой изоляции напряжением 5 кВ на каждый мм толщины покрытия.
наложение прокладок (эластичных) под опорными кольцами; толщина прокладки должна быть не менее 10 мм; они должны быть установлены симметрично по ширине кольца;
ТУ 1469-001-53597015-01 с. 10
усилие обжатия опорно-направляющих колец вокруг трубы; усилие затяжки крепежных болтов должно быть 10 кгм + 0,5 кгм (проверяется динамометрическим ключом).
7.9. После протаскивания плети проверяются:
отсутствие электрического контакта «трубопровод-кожух» путем измерения сопротивления (мегаомметром на напряжение 500В); сопротивление должно быть не менее 0,5 Мом;
расстояние между опорными кольцами на обоих концах плети, а также расстояние от крайних опор до торца кожуха; допускаются смещения до 5 см.
7.10. Работы по сооружению переходов трубопровода в защитном кожухе выполняются в соответствии с СНиП Ш-42-80*, проектом и ППР.
8. ГАРАНТИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие деталей конструкции перехода магистрального трубопровода требованиям рабочих чертежей и настоящих технических условий.
8.2. Предприятие-изготовитель гарантирует срок службы опор-ползунов и манжет (торцевых уплотнений) не менее срока службы трубопровода при условии соблюдения потребителем условий эксплуатации, транспортировки и хранения в соответствии с настоящими техническими условиями.