Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

319.00 ₽

Купить ТУ 0921-077-01124328-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические условия распространяются на рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные, закаленные по всей длине и термически не упрочненные, мартеновского, бессемеровского и кислородно-конверторного производства, непрерывнолитых заготовок вакуумированной стали, выплавленной в электропечах, низкотемпературной надежности и повышенной чистоты из углеродистой стали, а также легированной хромом (до 0,70%) и кремнием (до 1,00%), в том числе импортного производства, изготовленные в соответствии с российскими техническими условиями, предназначенные для укладки в железнодорожные пути широкой колеи общего пользования.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Технические требования

4 Требования безопасности

5 Правила приемки

6 Методы контроля

7 Транспортирование и хранение

8 Гарантии изготовителя

Приложения

     А Рельс сварной переходного профиля Р75/Р65

     Б Рельс сварной переходного профиля Р65/Р50

     В Рельс сварной переходного профиля Р50/Р45

     Г Режимы сварки рельсов типа Р65 непрерывным оплавлением на контактных стыковых машинах типов К-190 и К-355

     Д Режимы сварки рельсов типов Р75 и Р50 мартеновского и кислородно-конвертерного производства непрерывным оплавлением на контактных стыковых машинах типов К-190 и К-355

     Е Режимы сварки рельсов прерывистым подогревом на контактных стыковых машинах МСГР-500

     Ж Режимы термической обработки сварных стыков, концов и нагрева токами средней частоты рельсов для прессования переходного профиля на установках ИТТ-100-2,4

     З Режимы термической обработки сварных рельсов с узкой зоной нагрева стыков токами средней частоты на установках ИТТ-100-2,4

     И Режимы термической обработки сварных рельсов типа Р65 с нагревом токами средней частоты на индукционных установках ИТТ-100-2,4

     К Режимы термической обработки сварных стыков рельсов типа Р65 на установках ИТТ3-250/2,4 в технологических линиях РСП

     Л Режимы закалки головки сварных стыков рельсов с тепла сварки воздушно-водяной смесью

     М Режимы нормализации подошвы сварных стыков и нагрева для прессования рельсов переходного профиля на электрических контактных установках

     Н Режимы термической обработки сварных стыков рельсов типа Р65 на установке ИТТ5-250/2,4П в полевых условиях

     О Режим сварки непрерывным оплавлением рельсов типа Р65 на контактной машине К-1000

 
Дата введения01.01.1999
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.01.1999ПринятМПС России
01.01.1999УтвержденВНИИЖТ МПС России
ИзданТранспорт1999 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПУТИ И СООРУЖЕНИЙ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ НОВЫЕ СВАРНЫЕ

Технические условия ТУ 0921-057-01124328-98


РЕЛЬСЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

СТАРОГОДНЫЕ

ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ

СВАРНЫЕ

Технические условия ТУ 0921-077-01124328-99


’’ТРАНСПОРТ” 1999


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПУТИ И СООРУЖЕНИЙ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ НОВЫЕ СВАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 0921-057-01124328—98 (ВЗАМЕН ТУ 32 ЦП-560—93)

РЕЛЬСЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

СТАРОГОДНЫЕ

ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ

СВАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 0921-077-01124328—99 (ВЗАМЕН ТУ 32 ЦП-561—93)

МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1999

Окончание табл. 3.1, в

Показатель

Значение показателя для рельсов типов и групп годности

Р75, Р65

1-А-ШП

1-ШП

н-шп

ш-шп

Износ головки после обработки, мм, не более:

горизонтальный

6

6

8

10

вертикальный

6

6

7

10

Плавные вмятины и забоины на подошве рельса, мм, не более

1

2

3

4

Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более

0.5

0,5

1,0

2,0

Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений со стороны необработанной грани, мм, не более

0,5

1,5

2,0

2,5

Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не более

0.3

0,3

0,8

1,0

Седловины и локальные неровности на поверхности катания головки, мм, не более

0,3

0,5

0,8

2,0

Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более

0,5

1,5

1,8

2,0


Примечания. 1. Шлифовка головки рельсов (профильная или поверхности катания) производится перед снятием сварных плетей или сразу после повторной их укладки при условии гарантированного обеспечения после шлифовки признаков, определяющих необходимую группу годности рельсов для данного класса пути. Такие плети укладываются в путь без перемены рабочего канта.

2. Величины волнообразных неровностей, седловин и локальных неровностей измеряются по поверхности катания головки рельсов специальными тележками, измерительным устройством на РШП или линейкой длиной 1 м и щупом.


28


Таблица 3.2, а

Сферы применения старогодных термически упрочненных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта или отремонтированных сваркой в РСП без профильной обработки головки

Типы рельсов

Группы годности рельсов

Класс

Группа и категория пути

Способ

использования

рельсов

Р65,

Р75

I-A

1-3

Без ограничения

О

I, I-И, 1-А-И

3

А6, Б5, Б6, В4, В5, ГЗ, Г4, Д2, ДЗ,Д4

О, Р, PC, к

II

3

Б5, Б6, В4, В5

О, Р, PC, к

4

В6, Г5, Гб

О, Р, PC, к

П-И, III, Ш-И

4

Гб, Д5,Д6

О, Р, PC, к

И-И, Ш-И, Ш-Т, Ш-ТИ

5

А7, Б7, В7, Г7, Д7

О, Р, PC, к

1,1-И

4

Г6,Д5,Д6

О, Р, PC

Р50

II, п-и

5

Д6.Д7

О, Р, PC

III, Ш-И

5

Д7

О, Р, PC

Р43

И, III, Ш-И

5

Д7

о

Примечания. Термически не упрочненные рельсы I—И группы годности повторно используются на путях 4 класса, а III и Ш-Т — на путях 5 класса.

2.    О — одиночная замена; Р — сплошная замена; PC — сплошная замена рельсов, сопровождаемая средним ремонтом пути; К — капитальный ремонт пути.

3.    Рельсы групп годности 1-АИ, I-И, И-И, Ш-И, Ш-ТИ укладывают в путь с переменой рабочего канта в прямые участки пути.

Таблица 3.2, б

Сферы применения старогодных термически упрочненных рельсов, отремонтированных сваркой и с применением профильной обработки головки

Типы

рельсов

Группы годности рельсов (числитель) и способ обработки головки (знаменатель)

Класс

Группа, категория пути

Способ

использования

рельсов

Р65,

Р75

1-А-П I - А - ШП С,Ф,ШС ’ ШП

1-3

Без огоаничения

О

1-3

А2, АЗ, А4, А5, Б2, БЗ, В2. ВЗ. Г2. Д2

о, Р, PC, к, УК

Т-П

С.Ф.ШС

2-3

А4, А5 и пути 3 класса БЗ, Б4, ВЗ

0,р, PC, к, УК

П-П 1-ШП С.Ф.ШС’ ШП

3

Все группы и категории пути

о,р,рс,к

п-шп ш-п

ШП ’ С.Ф.ШС

3-4

Все группы и категории пути

О, Р, PC, к

III - ШП ШП

4-5

Все группы и категории пути

Р, PC, к

Примечания. 1.0 — одиночная замена; Р — сплошная замена; PC — сплошная замена рельсов, сопровождаемая средним ремонтом пути; К — капитальный ремонт пути; УК — усиленный капитальный ремонт.

2. С — профильная строжка головки рельса; Ф — то же, фрезеровка; ШС — то же, шлифовка в стационарных условиях; ШП — профильная шлифовка рельсов в пути РШП.

Таблица 3.3

Нормативная наработка рельсов Тн

Груп

па

пути

Грузонапряженность, млн т брутто/км в год

Нормативная наработка рельсов типа Р65, млн т брутто, для категорий путей (числитель — бесстыковой путь, знаменатель —

звеньевой)

1

2

3

4

5

6

Скорость движения поездов (пассажирских — числитель, грузовых —

знаменатель), км/ч

121-140

>80

101-120

>70

81-100

>60

61-80

>50

41-60

>40

40 и менее

А

> 80

700/600

750/650

800/700

600/500

Б

50-80

600/500

600/500

В

25-50

700/500

700/500

600/500

Г

10-25

25 лет или 450 млн т 15 лет или 300 млнт

_.Д-

10 и менее

Примечания. 1. Нормы тоннажа увеличиваются на 15 % для рельсов типа Р75.

2.    Нормативная наработка тоннажа для рельсов типа Р50 составляет 300 млн т, Р43 - 200 млн т.

3.    Нормы уменьшаются на 5 %: 3.1. Для участков пути с особой интенсивностью движения пассажирских и пригородных поездов (100 и более поездов в сутки по одному пути); 3.2. На линиях с движением пассажирских поездов со скоростями более 120 км/ч; 3.3. При невыполнении периодической шлифовки рельсов в период между усиленными капитальными ремонтами пути или сменой рельсов; 3.4. На участках применения рекуперативного торможения (для групп путей А, Б, В); 3.5. На участках, где средняя осевая нагрузка превышает 170 кН (при установленной скорости движения более 60 км/ч); 3.6. При совпадении нескольких понижающих факторов норма уменьшается в сумме не более чем на 15 %.

4.    Для участков пути с не упрочненными рельсами нормы уменьшаются: на участках со скорос-

тями до 80 км/ч на 30 %, более 80 — на 50 %._

3.2.2.    Рельсы старогодные сварные отремонтированные восстановлением ремонтного профиля головки профильной строжкой, фрезеровкой или шлифовкой укладывают в путь согласно табл. 3.2, б.

Область применения таких рельсов может быть уточнена после разработки технологии ремонта, нормативно-технической документации и их утверждения ЦП МПС России.

3.2.3.    Нормативная длина рельсовых плетей для бесстыкового пути составляет 800 м. Нормативная длина старогодных отремонтированных сварных рельсов для звеньевого пути должна быть 25 и 12,5 м.

Рельсы для бесстыкового пути и рельсы с типовым укорочением сваривают по заказам предприятий путевого хозяйства (в соответствии с проектом).

Отклонения по длине рельсовых плетей для бесстыкового пути не должны превышать ±30 мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление плетей с отклонением по длине не более 1 м. Отклонения по длине 25- и 12,5-метровых, а также укороченных рельсов для кривых не должны превышать ±6 мм. Условная начальная длина рельсовых плетей и рельсов длиной 25 и 12,5 м, а также укороченных рельсов для кривых определяется при температуре рельсов +20 °С. При температуре рельсов, отличающейся от +20 °С, в расчетное условное значение вводят соответствующую поправку.

3.2.4.    По концам рельсовых плетей для бесстыкового пути и уравнительных рельсов должно быть просверлено по три болтовых отверстия по схеме, соответствующей данному типу рельсов. В рельсах типов Р75 и Р65 для звеньевого пути допускается сверлить по два болтовых отверстия. При сверлении болтовых отверстий в рельсах на предприятиях путевого хозяйства они должны иметь диаметр и расстояния от торца рельсов, указанные в табл. 3.4, с приведенными ниже допусками.

Таблица 3.4

Размеры болтовых отверстий в сварных рельсовых плетях для бесстыкового пути и рельсах длиной 25 м и расстояния от торца рельса

Тип рельсов

Диаметр отверстий, мм

Расстояние 1-го, 2-го, 3-го отверстий от торца рельса, мм

Р75 и Р65

36

96—316-446

Р50

34

66—216—356

Р43

31

56—166—326

Примечания. 1. При изготовлении для укладки в районах с суровым климатом (по отдельным заказам) рельсов типов Р75 и Р65 диаметр болтовых отверстий может быть 40 мм.

2. Изготавливаемые рельсы длиной 12,5 м могут иметь диаметр болтовых отверстий в рельсах гипов Р75 и Р65 — 36 мм, Р50 — 31 мм, Р43 — 29 мм.

31

Поверхность болтовых отверстий рельсов должна быть гладкой без следов надрывов на кромках. Отклонение по диаметру отверстий не должно превышать ±1 мм; отклонение по расстоянию от торца рельса до центров болтовых отверстий не должно превышать ±0,5 мм.

На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска размером 1—2 мм под углом 45° (абразивной шаровой головкой, конической фрезой или специальным фаскосъемным инструментом).

Сварные рельсовые плети должны быть прямыми. Допускается равномерная кривизна по головке рельса в горизонтальной и вертикальной плоскостях со стрелой прогиба не более 1/2200; 1/1000 и 1/500 (т. е. не более 12, 25 и 50 мм на базовой длине 25 м) для сварных рельсов I, II и III групп годности соответственно.

3.2.5.    Рельсовые плети для бесстыкового пути сваривают из рельсов, пропустивших одинаковый тоннаж с разницей до 50 млн т брутто груза, одной группы годности и длиной не менее 7 м. При этом расстояние от места обрезки до ранее сваренного контактным способом (старого) сварного шва должно быть не менее 3 м.

3.2.6,    Сварные рельсы длиной 25 м должны иметь не более трех сварных стыков для I группы годности, четырех — II и III групп. Рельсы длиной 12,5 м всех групп годности должны иметь не более двух сварных стыков. Длина отдельных кусков рельсов должна быть не менее 3 м в любой части сварного рельса. Концы рельсов с болтовыми отверстиями перед сваркой должны быть обрезаны на длину не менее 600 мм.

3.3. Требования к старогодным рельсам и сварным стыкам.

3.3.1.    Все снятые с пути рельсы должны направляться для ремонта в РСП. Перед отправкой в РСП рельсы дефектоскопируются и маркируются отправителем с указанием дефектных мест.

Осмотр и маркировка рельсов должны производиться комиссионно в составе начальника или главного инженера дистанции пути, дорожного мастера, бригадира пути, оператора дефектоскопов и представителя ПМС. Результаты осмотра и маркировки рельсов должны оформляться актом формы ПУ-81.

3.3.2.    Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов, которые указываются на шейке рельса числом вертикальных линий в соответствии с группой годности рельсов, обозначения комбината-изготовителя (К, Т, А) и термического состояния.

На рельсах типа Р50 и тяжелее I и II групп годности должен указываться пропущенный тоннаж (в млн т брутто с округлением до 10 млн т) и грузонапряженность участка, с которого были сняты рельсы.

На рельсах тех же типов и групп годности, снятых с кривых участков пути радиуса 1000 м и менее, дополнительно должна указываться буква К. Рельсы, имеющие дефекты, дополнительно маркируются согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного

32

пути. Старогодные рельсы всех групп годности, направляемые для ремонта в рельсосварочные предприятия, должны иметь в маркировке букву Р (например, P-I-450K, Р-Н-630).

3.3.3.    Рельсы, не удовлетворяющие требованиям, предъявляемым рельсам I-A, I, II, III, Ш-Т, Ш-И, Ш-ТИ групп годности, относятся к IV группе годности и ремонту не подлежат (маркировка — три косых креста).

3.3.4.    В дополнение к маркировке, предусмотренной техническими указаниями "Рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи", направляемые для ремонта старогодные термически упрочненные рельсы маркируются масляной краской буквой Т. Маркировку выполняет отправитель рельсов.

3.3.5.    К сварке допускаются старогодные рельсы, удовлетворяющие требованиям по величине пропущенного тоннажа и износу поверхности головки согласно технических указаний "Рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи".

3.3.6.    Рельсы, подлежащие сварке между собой в стационарных условиях, должны быть одного типа, одной группы годности, одинакового термического состояния (с объемной или поверхностной закалкой, а также термически не обработанные), с одинаковым пропущенным тоннажем (допускается разница до 50 млн т брутто груза).

В случае производственной необходимости увеличения длины плетей в пути допускается сваривать между собой объемно- и поверхностно закаленные рельсы разных металлургических комбинатов и разных марок сталей российского и импортного производства, а также термически не упрочненные рельсы между собой — разных металлургических комбинатов и разных марок сталей российского и импортного производства.

Рельсы переходного профиля разрешается сваривать из рельсов смежных типов.

3.3.7.    К сварке в плети для бесстыкового пути допускаются рельсы I-A, 1-А-П, 1,I-П, II, И-П, III, HI-Т, Ш-И, Ш-ТИ групп годности, кроме рельсов всех групп типа Р43. Сварные плети, предназначенные для укладки в главные пути, должны свариваться в стационарных условиях.

3.3.8.    Рельсы в зависимости от вида дефекта по действующей классификации дефектов (НТД/ЦП-2-93) должны быть отнесены к группе годности в соответствии с данными табл. 3.1 и 3.2.

3.3.9.    Группы годности отремонтированных рельсов устанавливаются в соответствии с требованиями настоящих Технических условий.

3.3.10.    Рельсы типа Р43, отвечающие техническим требованиям, предъявляемым к рельсам II группы годности, и имеющие приведенный износ не более 8 мм, после их ремонта и сварки могут быть отнесены ко II группе годности в случаях, когда они предназначаются для одиночной замены дефектных или для покило-метрового запаса.

3.3.11.    К IV группе годности относятся такие рельсы, которые ремонтом невозможно или экономически нецелесообразно привести в состояние, пригодное для укладки в путь. К таким рельсам относятся рельсы легче типа Р43, рельсы, имеющие износ более допускаемого для рельсов групп III, Ш-Т, Ш-И, Ш-ТИ, рельсы резко искривленные и скрученные, а также с трещинами и пороками, если длина годного куска в них составляет менее 3 м.

3.3.12.    Сварные стыки рельсов должны иметь показатели прочности и пластичности не ниже значений, указанных в табл. 3.5, при положительных температурах окружающего воздуха в процессе испытаний. При испытании сварных переходных рельсов величины разрушающей нагрузки и стрелы прогиба принимаются для рельса меньшего типа.

3.3.13.    Твердость металла головки сварных стыков закаленных и термически не упрочненных рельсов должна соответствовать твердости основного металла прокатных рельсов. Допускается снижение твердости в сварном стыке относительно нижней границы новых прокатных рельсов (по Государственному стандарту или Техническим условиям) на 10 %, в переходных зонах термически обработанного сварного стыка до 15 %.

3.3.14.    Обработанная поверхность сварных стыков рельсов должна быть чистой, без раковин, заусенцев. Поверхность катания и боковые грани головки должны быть прямолинейными. Местные неровности после шлифования для рельсовых плетей не более +0,3 мм, для рельсов длиной 25 и 12,5 м I-A, I-A-П, I, I-П, II, Н-П групп годности +0,5 мм и III, Ш-Т, Ш-И, Ш-ТИ групп +1 мм на длине 1 м. Прогибы вниз (седловины) в сварных стыках бесстыкового пути не допускаются.

3.4. Подготовка рельсов к сварке.

3.4.1. Подаваемые на сварку рельсы очищают от грязи и сортируют по группам годности. Рельсы, имеющие кривизну, перед сваркой правят. Местная кривизна не должна превышать 0,5 мм на длине 1 м.

Таблица 3.5

Наименьшие приемочные значения показателей прочности и пластичности старогодных отремонтированных сварных рельсов закаленных и термически не упрочненных, при статическом поперечном трехточечном изгибе

Зона растяжения на-турных образцов при пролете 1 м

Разрушающая нагрузка, кН*/ Стрела прогиба, мм**

Р75

Р65

Р50

Р43

Подошва (нагружение на головку)

1750/25(20)

1500/30(25)

1000/35(30)

750/35(30)

Головка (нагружение на подошву)

1500/20(20)

1250/25(20)

900/30(25)

750/30(25)

* Снижение разрушающей нагрузки на 20 % при приведенном износе рельсов до 10 мм и на 30 % — до 15 мм браковочным признаком не является.

** Стрела прогиба приведена в знаменателе: для рельсов I-A, I-A-П, I, I-П, И и И-П групп годности, в скобах — III, Ш-Т, Ш-И и Ш-ТИ групп.

34

3.4.2.    Перед сваркой рельсы должны быть тщательно осмотрены с четырехсторонним кантованием.

3.4.3.    Рельсы, прошедшие холодную правку, тщательно осматриваются, дефектные места размечаются для удаления. Одновременно уточняется их маркировка по заводским клеймам.

3.4.4.    Для сварки в одну плеть допускаются рельсы только одного типа и одной группы годности. Рельсы I и II групп годности типа Р50 и большего типа при сварке в одну плеть не должны иметь разницу по пропущенному тоннажу более 50 млн т брутто.

3.4.5.    Торцы готовых рельсов после обрезки должны быть перпендикулярными к продольной оси. Перекос не должен превышать 1 мм при измерении в любом направлении. Обрезку рельсов под сварку можно выполнять пилами или отрезными абразивными кругами. После абразивной резки рельсов необходимо производить их сварку только в текущей рабочей смене. В случае прекращения сварки в текущей смене для начала работы необходимо рельсы, отрезанные абразивными кругами, повторно обрезать на длину 20 мм. Отделочную мерную резку рельсов производят только пилами.

3.4.6.    Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину электродов (зажимных губок) должны быть зачищены до металлического блеска механическим способом. Зачистка должна вестись вдоль рельса. Риски и выхва-ты на зачищенных поверхностях не допускаются.

3.4.7.    Заводские маркировочные знаки на сварных рельсах должны быть только с одной стороны. Вдавленные клейма на рельсе должны отстоять от сварного шва на расстояние не менее 100 мм. При сварке рельсов на машинах с вертикальным зажатием выпуклые маркировочные знаки на шейке должны быть сошлифованы заподлицо с прокатным профилем на расстоянии не менее 100 мм. При сварке рельсов на машинах с боковым зажатием выпуклые маркировочные знаки должны быть сошлифованы на длину электродов сварочной машины.

Куски старогодных рельсов для сварки должны быть подобраны по износу и накату с расположением рабочих граней головки рельса по одну сторону. В каждой плети рельсы для сварки должны быть скомплектованы рабочей гранью в одну сторону.

3.4.8.    Перед сваркой в плети для бесстыкового и звеньевого пути рельсы, требующие профильной обработки головки, подвергают такой обработке с формированием ремонтных профилей на станках НС-42, ЛШ-297 и др.

3.4.9.    Перед сваркой переходных рельсов типов Р75 и Р65, Р65 и Р50, Р50 и Р43 производят обсадку подошвы и шейки рельсов большего типа после нагрева их до температуры ковки (светло-красный цвет).

Нагрев рельса для обсадки конца производят на индукционных установках или электрических установках для контактного нагрева. Вели-

35

чину обсадки принимают для старогодных рельсов при одинаковом износе с типа Р75 на Р65 —12 мм, Р65 на Р50 — 28 мм, Р50 на Р43 —12 мм (приложения А—В). При разном износе стыкуемых рельсов должна вноситься соответствующая поправка в величину обсаживания.

Переход от выпрессованной к остальной части рельса должен быть плавным. Длина переходной части рельса после обсаживания и разрезки перед сваркой должна составлять для рельсов большего сечения типа Р75 — 85 мм, Р65 — 75 мм, Р50 — 65 мм. В местах переходов не должно быть пережога металла, трещин, расслоений, зарубов, вмятин в рельсах, особенно подошвы и искривлений шейки.

Длина стыкуемой части сварного переходного рельса большего сечения должна быть не менее 3 м.

3.5.    Сварка рельсов.

3.5.1.    Сварка старогодных отремонтированных рельсов должна производиться контактным стыковым способом на стационарных или передвижных машинах.

Сварку рельсов разных марок сталей и химического состава (по содержанию углерода, а также легирующих элементов — хрома и кремния) выполняют по режимам для данного типа рельсов и рельсосварочной машины, утвержденным Департаментом пути и сооружений МПС (приложения Г—Е, О).

3.5.2.    При установке свариваемых рельсов торцы совмещают по периметру и выравнивают по вновь формируемой рабочей грани рельсовых плетей. Поверхности катания рельсов должны быть на одном уровне. Несовпадение торцов стыкуемых рельсов должно быть смещено по высоте на подошву, а по ширине головки в сторону нерабочей грани. При этом несовпадение свариваемых торцов не должно превышать: для рельсов I-A, I, II групп годности по высоте 1 мм и по ширине головки 2 мм, для рельсов III, Ш-Т, Ш-И, Ш-ТИ групп годности по высоте 2 мм и по ширине головки 2 мм.

3.5.3.    Подготовленный переходный рельс выпрессованной частью сваривают с рельсом более легкого типа. Общая длина свариваемых рельсов с переходным стыком определяется заказчиком. При сварке переходного стыка вертикальные оси двух рельсов совмещаются; допускается сварка переходных рельсов головкой вниз.

3.6.    Механическая и термическая обработка сварных стыков.

3.6.1.    В сварных стыках грат и выдавленный металл должны быть удалены в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом с допуском по профилю +0,7 мм наплавленными, заточенными и подогнанными по профилю рельсов ножами с плюсовым допуском 0,7 мм с образованием ровной срезанной поверхности без рисок и остатков неудаленного металла (выступов) на подошве и головке.

3.6.2.    После удаления грата и выдавленного металла производят термическую и механическую обработку сварных стыков до норм, указанных в п. 3.3.14.

36

3.6.3.    Для обеспечения прямолинейности рельсовых плетей для бесстыкового пути и сварных рельсов при местном изгибе до 2 мм на длине 1 м допускается производить правку сварных стыков в горячем состоянии (светло-красный цвет) в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Правку сварных стыков рельсов, прошедших термическую обработку на индукционных установках, можно производить и в холодном состоянии на передвижном гидравлическом прессе для правки в четырех направлениях фирмы "Жейсмар" или аналогичном оборудовании других производителей.

Перед холодной правкой допускается искусственное охлаждение головки рельсов воздушно-водяной смесью в зоне сварного стыка, температура которого не превышает 300 °С.

3.6.4.    Термическую обработку закаленных и термически не упрочненных рельсов в зоне сварных стыков производят с индукционного нагрева всего сечения с последующей закалкой головки и нормализацией подошвы и шейки (приложения Ж—К, Н).

При отсутствии индукционных установок закалку головки сварных стыков закаленных и термически не упрочненных рельсов выполняют с тепла сварки (приложение Л).

На контактных установках разрешается производить нормализацию подошвы сварных стыков закаленных и термически не упрочненных рельсов.

3.6.5.    Нагрев подошвы для прессования в прокатных рельсах переходного профиля может производиться на индукционных и контактных установках (приложение М).

3.6.6.    Нагрев сварных стыков для термической обработки производят с частичным использованием тепла от сварки при отсутствии цвета каления.

Оборудование для термической обработки сварных стыков рельсов должно располагаться на расстоянии не менее чем 50 м от сварочной машины.

3.6.7.    Механическую обработку сварных стыков выполняют абразивным инструментом. Абразивную обработку стыков производят по всему периметру заподлицо с основным профилем вдоль рельса абразивным инструментом с крупной (125-63) зернистостью. В средней части шейки на ширине 30 мм производят дополнительную чистовую обработку абразивным инструментом с мелкой (40-25) зернистостью на длину шлифования сварного стыка с вращением круга в поперечном направлении рельса. После абразивной обработки стык не должен иметь острых кромок. Размеры и допуски по ГОСТ 7173-54*, ГОСТ 7174-75*, ГОСТ 8161-75* и ГОСТ 16210-77*.

Окончательное шлифование сварных стыков по поверхности катания и боковым граням головки выполняется абразивными кругами чашечного типа на автоматических машинах с измерительной систе-

37

УДК 625.143:621.791 ББК 39.211 Р 36

Рельсы железнодорожные новые сварные. Технические условия ТУ 0921-057-01124328—98 (взамен ТУ 32 ЦП-560—93). Рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные. Технические условия ТУ 0921-077-01124328—99 (взамен ТУ 32 ЦП-561—93) / МПС России. — М.: Транспорт, 1999. 55 с.

Технические условия зарегистрированы и внесены в Реестр Государственной регистрации Госстандарта России ВНИИ стандарта:

ТУ 0921-057-01124328—98 внесены в Реестр 10.11.1998 за № 200/020234;

ТУ 0921-077-01124328—99 внесены в Реестр 17.05.1999 за № 200/022456.

Ранее полученные технические условия ТУ 0921-057-01124328—98 и ТУ 0921-077-01124328—99 считать утратившими силу.

Ответственные за выпуск Ю. Н. Шмига, И. 3. Генкин Заведующий редакцией В. К. Тихонычева Редактор Т. И. Якушкина

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации

ISBN 5-277-02143-4

© Департамент пути и сооружений МПС России, 1999

мой определения прямолинейности сварных стыков рельсов и компьютерной записью на шлифовальной машине фирмы "Жейсмар" или аналогичных других производителей.

В других случаях шлифование головки по поверхности катания и боковым граням сварных стыков рельсов производится на станках типа СЧР.

В рельсовых плетях для бесстыкового пути ранее сваренные контактным способом стыки (см. п. 3.2.5) подлежат чистовой зачистке шлифованием, тщательному визуальному осмотру и дефектоскопиро-ванию.

3.6.8. При сварке стыков, имеющих разницу в размерах по профилю (но в пределах требований п. 3.6.3 настоящих ТУ), переход с меньшего профиля на больший должен быть плавным на длине участка рельса не менее 0,2 м.

3.7.    Комплектность.

3.7.1.    Размер партии рельсов устанавливается отгрузочной нормой, которая принимается для рельсовых плетей в количестве, отгружаемом на один спецсостав, а для рельсов стандартной длины — отгружаемом на каждый сцеп или платформу. На каждую партию сварных рельсов РСП составляет и выдает получателю сертификат по установленной форме (ПУ-91).

3.7.2.    Сведения о сварных рельсах, выпущенных РСП, заносят в шнуровую книгу учета сварных рельсов (ПУ-95), а результаты испытаний контрольных образцов и замеров твердости металла — в шнуровую книгу контрольных испытаний сварных рельсовых стыков на статический изгиб (ПУ-96). Эти книги, а также журнал дефектоскопии, сменные рапорта, как документы строгой отчетности, хранятся в течение десяти лет.

3.7.3.    При компьютерной регистрации параметров сварки рельсов в компьютерную запись также заносятся данные о режимах сварки, термической обработки контрольных образцов, результаты их испытаний на статический изгиб и замеров твердости металла в сварных стыках рельсов, а также продольные профили головки рельсов в зоне сварных стыков на длине 1,5 м в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

3.8.    Маркировка.

3.8.1.    Сварные стыки на рельсах должны быть отмечены белой (голубой) краской путем нанесения полос шириной 20 мм на шейке и верхней части подошвы на расстоянии 100 мм с обеих сторон шва. Каждый сварной стык плети должен иметь порядковый номер (например, 5-195).

3.8.2.    Сварные рельсы должны быть замаркированы следующим образом.

На одном из торцов сварного рельса металлическими клеймами высотой 8—10 мм набивают маркировочные знаки, определяющие

Согласовано:

Заместитель руководителя Департамента пути и сооружений МПС России

01.01.99

Утверждаю:

Заместитель директора ВНИИЖТ МПС России

01.01.99


РЕЛЬСЫ ЖЕЛ ЕЗНОДОРОЖН Ы Е СТАРОГОДНЫЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ СВАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 0921-077-01124328—99 (,ВЗАМЕН ТУ 32 ЦП-561—93)

4-1243

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Технические условия распространяются на рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные, закаленные по всей длине и термически не упрочненные, мартеновского, бессемеровского и кислородно-конверторного производства, непрерывнолитых заготовок вакуумированной стали, выплавленной в электропечах, низкотемпературной надежности и повышенной чистоты из углеродистой стали, а также легированной хромом (до 0,70 %) и кремнием (до 1,00 %), в том числе импортного производства, изготовленные в соответствии с российскими техническими условиями, предназначенные для укладки в железнодорожные пути широкой колеи общего пользования.

Рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные предназначены для эксплуатации во всех климатических районах на суше (общеклиматическое исполнение) — "О", категории I и по группе условий хранения Ж2 (ГОСТ 15150-69*1).

Пример записи обозначения при заказе изделия: "Рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные. ТУ 0921-077-01124328—99".

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Технических условиях использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:

ГОСТ 8.001-80. Государственная система обеспечения единства измерений. Организация и порядок проведения государственных испытаний средств измерений;

ГОСТ 8.513-84*1. Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка средств измерений. Организация и порядок проведения;

ГОСТ 12.3.028-82*. Система стандартов безопасности труда. Инструмент абразивный. Процессы обработки абразивным и эльборо-вым инструментом. Требования безопасности;

ГОСТ 427-75*. Линейки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 2424-83*. Круги шлифовальные;

ГОСТ 2601-84*. Сварка металлов. Термины и определения основных понятий;

ГОСТ 7173-54*. Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Размеры;

ГОСТ 7174-75*. Рельсы железнодорожные типа Р50. Конструкция и размеры;

ГОСТ 7502-89*. Рулетки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 8161-75.* Рельсы железнодорожные типа Р65. Конструкция и размеры;

ГОСТ 9012-59*. Металлы. Методы испытания твердости по Бри-неллю;

ГОСТ 15150-69*. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категория, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды;

ГОСТ 16210-77*. Рельсы железнодорожные типа Р75. Конструкция и размеры;

ГОСТ 18267-82*. Рельсы железнодорожные типов Р50, Р65 и Р75 широкой колеи, термообработанные путем объемной закалки в масле. Технические условия;

ГОСТ 24182-80*. Рельсы железнодорожные широкой колеи типов Р75, Р65, Р50 из мартеновской стали. Технические условия;

ТУ 2-034-225—87. Щупы;

ТУ 14-2-502—82. Рельсы железнодорожные типов Р38 и Р43 для путей промышленного транспорта и шахтных проводников. Технические условия;

ТУ 14-2-651—85. Рельсы железнодорожные широкой колеи, термообработанные путем закалки поверхности катания головки по всей длине с нагрева токами высокой частоты;

ТУ 14-2-751—87. Рельсы трамвайные желобчатые;

ТУ 14-2Р-289—93. Рельсы железнодорожные широкой колеи Р65С для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Опытная партия. Технические условия;

ТУ 14-2Р-295—94*. Рельсы железнодорожные типа Р65 из непрерывнолитых заготовок. Опытная партия. Технические условия;

ТУ 14-2Р-314—95. Рельсы железнодорожные типа Р65 из непрерывнолитых заготовок кислородно-конверторной стали. Технические условия;

ТУ-ЦП-132 РЕ-Я*. Технические условия на термообработанные рельсы типа 132 РЕ длиной 25 метров для эксплуатационных испытаний на ширококолейных железных дорогах;

ТУ ЦП-65-Я—97. Технические условия на термообработанные рельсы типа Р65 длиной 25 метров для ширококолейных железных дорог Российской Федерации;

Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути;

23

НТД/ЦП-1—93. Классификация дефектов и поврежденных рельсов. Нормативно-техническая документация;

НТД/ЦП-2—93. Каталог дефектов и повреждений рельсов. Нормативно-техническая документация;

НТД/ЦП-3—93. Признаки дефектных и остродефектных рельсов. Нормативно-техническая документация;

Режимы сварки рельсов на стыковых контактных машинах МСГР-500, К-190П, К-190ПА, К-190ПК, К-355, К-355А1, К-1000;

Инструктивные указания по термической обработке сварных стыков и концов рельсов с нагрева токами средней частоты;

Инструктивные указания по сварке термически обработанных рельсов;

Технические указания по нормализации подошвы рельса в зоне сварки;

Технические указания. Рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи;

Технические указания по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути;

Инструктивные указания о порядке выполнения ускоренного охлаждения сварных стыков рельсов в рельсосварочных поездах;

Инструкция по эксплуатации спецсостава для погрузки и выгрузки длинномерных рельсовых плетей;

Инструкция по ультразвуковой дефектоскопии сварных стыков рельсов;

Технические условия погрузки и крепления грузов МПС;

Правила техники безопасности и производственной санитарии для рельсосварочных предприятий;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

Правила техники безопасности при эксплуатации прессового оборудования;

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве;

Автоматическая машина для шлифования сварных стыков рельсов типа MAS 150 с измерительной системой РСМ 315. Жейсмар. Проект № 9651415. Франция, 1997 г.;

Передвижной гидравлический пресс для правки рельсов в четырех направлениях PHRML 250/100-15 с измерительной системой. Жейсмар. Проект № 9651415. Франция, 1997 г.

24

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1.    Общие требования.

3.1.1.    Рельсы железнодорожные старогодные отремонтированные сварные должны соответствовать требованиям Технических указаний "Рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи" и настоящих Технических условий.

3.2. Основные параметры и размеры.

3.2.1.    Рельсы, изъятые из звеньевого пути, уравнительных пролетов бесстыкового пути при одиночной смене по дефектам 10.1; 14; 17.1; 18.1; 21; 25; 26.3; 38; 44; 46.3; 47.1; 52.1; 53.1; 55; 56.3; 62; 65; 66.3; 85; 86.3 или после сплошной смены из звеньевого или бесстыкового пути, в кривых, при усиленном капитальном и капитальном ремонтах после удаления дефектов при ремонте и сварке в РСП, относятся в зависимости от пропущенного по ним тоннажа, величин износа и повреждений их поверхности к группам годности согласно табл. 3.1—3.3.

Таблица 3.1, а

Признаки, определяющие группу годности старогодных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта, или отремонтированных сваркой без профильной обработки головки

Показатель

Значение показателя для рельсов типов и групп годности

Р75, Р65

Р50

Р43

1-А

I

II

III

Ш-Т

I

II

III

II

111

Наработка тоннажа, млн т брутто

До

300

От

300

До

Тн

До

20%

сверх

Тн

До

50%

сверх

Тн

более

50%

сверх

Тн

До

300

До

450

До

600

До

200

До

400

Износ головки, мм, не более:

приведенный

6

9

12

15

8

11

14

11

13

горизонтальный

6

6

8

10

6

8

10

6

8

вертикальный

3

6

8

10

5

7

9

8

9

Плавные вмятины и забоины, мм, не более

1

2

3

4

2

3

4

3

4

Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более

2

3

3

5

3

3

5

3

4

Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более

1

2

3

4

1

2

3

2

3

Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений, мм, не более:

25

Окончание табл. 3.1, а

Показатель

Значение показателя для рельсов типов и групп годности

Р75, Р65

Р50

Р43

1-А

I

11

ш

ш-т

1

И

111

11

III

со стороны рабочей грани

0,5

I

2

1

1

2

3

2

3

со стороны нерабочей грани

1,5

2

3

i

\

2

3

4

3

4

Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не

более

0,5

1,0

1,5

2,0

1,0

1,5

2,0

2,0

2,5

Седловины, мм, не более

0,5

1,0

1,5

2,0

1,0

1,5

2,0

2,0

2,5

Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более

0,8

1,0

1,5

2,0

1,0

1,5

2,0

2,0

2,5


Примечания. 1. Величина приведенного износа головки равна сумме вертикального износа и половины горизонтального (бокового), измеренного на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки нового рельса (или под углом 45° к вертикали).

2.    Глубина неровностей (волнообразных, локальных), седловин измеряется по поверхности катания головки рельсов линейкой длиной 1 м и щупом.

3.    Рельсы с боковым износом от 10 до 1S мм, в зависимости от их состояния по поверхностным повреждениям и наработки тоннажа, объединяются при ремонте в отдельные группы 1-АИ, I-И, Н-И, Ш-И, Ш-ТИ и предназначаются для использования в пути с переменой рабочего канта в прямых участках пути. Рельсы групп годности 1-АИ, I-И, соответствующие требованиям п. 2.4 "Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути" допускается использовать на путях 3-го класса. При их несоответствии п. 2.4, а также рельсы групп годности Н-И, Ш-И и Ш-ТИ допускается использовать на путях А—5-го классов.

4.    Рельсы типов Р75, Р65, Р50 и Р43, относящиеся по пропущенному тоннажу к группам годности 1-А, 1, II, III, не отвечающие показателям по неровностям и износам головки, направляются в РСП для их ремонта без профильной обработки головки с целью повышения их группы годности, а рельсы типа Р65 направляются также для ремонта с профильной обработкой головки строжкой, фрезеровкой, шлифовкой.

5.    Рельсы, отремонтированные в РСП без профильной обработки, относить к группам годности

по табл. 3.1, а, а отремонтированные с профильной обработкой — по табл. 3.1, б._

Таблица 3.1, б


Признаки, определяющие группу годности старогодных термически упрочненных рельсов типа Р65, отремонтированных сваркой и профильной обработкой головки

в стационарных условиях РСП

Показатель

Значение показателя для рельсов типа Р65 и групп годности (после строжки, фрезеровки и шлифовки в стационарных условиях)

1-А-П

1-П

П-П

Ш-П

Наработка тоннажа, млн т брутто

До 300

От 300 до Тн

До 20 % сверх Тн

До 50 % сверх Тн

Износ головки после профильной обработки, мм, не более:


Окончание табл. 3.1, б

Показатель

Значение показателя для рельсов типа Р65 и групп годности (после строжки, фрезеровки и шлифовки в стационарных условиях)

1-А-П

1-П

н-п

Ш-П

горизонтальный

1

2

3

4

вертикальный

6

8

10

10

Плавные вмятины и забоины на подошве рельса, мм, не более

1

2

3

4

Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более

1

1,5

2

3

Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более

0,5

0,5

1

2

Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений со стороны необработанной грани, мм. не более

0,5

1,0

1,5

2,5

Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм. не более

0,3

0,3

0,5

0,8

Седловины и локальные неровности на поверхности катания головки, мм, не более

0,3

0,5

0,8

1,5


Примечания. 1. Ремонт рельсов с достижением показателей группы Ш-П строжкой, фрезеровкой, шлифовкой в стационарных условиях не рекомендуется, но допускается; при этом предпочтительно производить ремонт в пути РШП.

2.    Профильная строжка и фрезеровка головки рельсов производится со стороны бывшей нерабочей грани. Отремонтированные рельсы в этом случае укладываются в путь с переменой рабочего канта.

3.    Профильная шлифовка головки рельсов в стационарных условиях производится с обработкой обоих рабочих кантов. Такие рельсы укладываются в путь без перемены рабочего канта.

4.    Глубина волнообразных неровностей, седловин и локальных неровностей измеряются по поверхности катания головки рельсов линейкой длиной ] м и щупом.


Таблица 3.1, в


Признаки, определяющие группу годности старогодных плетей бесстыкового пути, отремонтированных в пути с обработкой головки рельсошлифовальными поездами

(РШП)

Показатель

Значение показателя для рельсов типов и групп годности

Р75, Р65

1-А-ШП

1-ШП

И-ШП

Ш-ШП

Наработка тоннажа, млн т брутто

До 300

От 300 ДО Та

До 20 % сверх Тн

До 50 % сверх Тн

27


1

Звездочкой здесь и далее в тексте отмечены обозначения стандартов и технических условий, к которым приняты изменения.