Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

220.00 ₽

Купить ТОИ Р-32-ЦТ-728-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает основные требования безопасности для слесаря по ремонту подвижного состава, занятого на деповском ремонте тепловозови дизель-поездов.

 Скачать PDF

После ввода в действие данной Инструкции, Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту тепловозов и дизель-поездов от 18.08.83 № ЦТК-7/1 на территории РФ не применяется.

 
Дата введения28.12.1999
Добавлен в базу05.05.2017
Завершение срока действия26.08.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

15.12.1999ПринятЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей13.62
28.12.1999УтвержденМПС России
РазработанВнии жт
РазработанЦТ МПС
РазработанЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
ИзданМПС России2001 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для моториста поворотного круга в локомотивном депо

ТОЙ Р-32-ЦТ-834-01

МОСКВА 2001 г.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент локомотивного хозяйства

УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации А.С. Мишарин 28.12.99 г.

СОГЛАСОВАНО Президиумом ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Постановление от 15.12.99 г. № 13.62

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ

ТОЙ Р-32- ЦТ -728-99

Москва 2000 г.

лянными колпаками и металлической сеткой, питающимися от электрической цепи депо.

3.1.5.    Перед проворотом коленчатого вала дизеля с помощью вало-поворотного механизма слесарь должен предварительно проверить исправность блокировочного устройства. Во избежание проворота коленчатого вала при ремонте дизеля рубильник аккумуляторной батареи должен быть отключен, на него должна быть навешена табличка "Не включать - работают люди!".

3.1.6.    Перед началом проворота коленчатого вала слесарь должен предупреждать об этом работающих на данном тепловозе (секции тепловоза). Все работы на агрегатах, сочлененных с коленчатым валом, должны быть прекращены.

Пользоваться аккумуляторной батареей для проворота коленчатого вала запрещается.

При регулировке углов опережения подачи топлива по цилиндрам дизеля слесарь должен проворачивать коленчатый вал только после того, как все работы по разборке или сборке цилиндропоршневой группы прекращены.

3.1.7.    При выемке поршней из цилиндров и цилиндровых втулок дизеля слесарь должен пользоваться специальным приспособлением.

3.1.8.    При выварке поршней в растворе наклоняться над ванной с раствором запрещается.

3.1.9.    Слесарю следует все работы по монтажу рубашек на цилиндровых втулках выполнять в рукавицах и при помощи грузоподъемных механизмов.

3.1.10.    Демонтаж и монтаж секций холодильника тепловоза с кузовом вагонного типа слесарь должен осуществлять с технологических стационарных платформ или передвижных площадок, оборудованных барьерами и лестницами.

3.1.11.    Демонтированные секции холодильника должны транспортироваться в отделение для промывки или ремонта с применением грузо-подъемных механизмов в приспособленной для этой цели таре или на передвижных транспортных средствах. Складирование секций производить в специально отведенных местах в таре или на стеллажах.

3.1.12.    Перед демонтажом секций холодильника со стенда после промывки слесарь обязан продуть их сжатым воздухом для удаления из них остатков раствора. Продувку производить в защитной маске (щитке с наголовным креплением)

3.1.13.    Снимать и ставить масляные и водяные насосы и другие агрегаты массой более 30 кг следует вдвоем. Ремонт, разборку и сборку насосов необходимо осуществлять на специальных кантователях или механизи-

10

рованных позициях. Для выпрессовки шестерен и подшипников масляного насоса необходимо применять съемники.

3.1.14.    Устанавливать и снимать топливные форсунки слесарь должен только на неработающих дизелях. Для транспортировки форсунок необходимо использовать специальные тележки или приспособления. При съеме форсунок необходимо применять специальные съемники.

3.1.15.    При разборке топливных насосов слесарь должен применять приспособления для сжатия пружины плунжера. При этом корпус насоса должен быть надежно закреплен.

Ремонт и испытания топливной аппаратуры должны производиться на стенде с включенной местной вентиляцией.

3.1.16.    Перед разборкой регулятора частоты вращения на его корпус необходимо надеть специальное приспособление. Пружину из регулятора следует вынимать осторожно, придерживая ее корпус рукой.

3.1.17.    Роторы воздуходувки дизеля следует проворачивать при помощи ключей, применяемых для крепления гаек на конце ротора.

Запрещается проверять легкость вращения ротора турбокомпрессора рукой.

3.1.18.    Перед ремонтом компрессора слесарь должен убедиться, что воздух из напорной магистрали и воздушных резервуаров тепловоза (дизель - поезда) выпущен и спускные краны открыты.

Во время ремонта компрессора запрещается производить любые работы в картере дизеля при не разобранной соединительной муфте.

3.2. Требования безопасности при ремонте экипажной части

3.2.1.    Перед подъемом кузова тепловоза (вагона дизель - поезда) необходимо убедиться в том, что он с торцевых сторон огражден щитами с надписью "Стой! Запрещается проезжать сигнал".

Перед подъемом кузова необходимо отцентрировать домкраты по опорам. На опорные поверхности домкратов необходимо положить деревянные прокладки толщиной 25-30 мм, совпадающие по площади с опорами. Перед подъемом и опусканием кузова следует убедиться, что на крыше, внутри кузова или под кузовом нет людей.

3.2.2.    Подъем (опускание) кузова слесарь должен выполнять по команде мастера (бригадира), наблюдающего за правильностью выполняемых операций.

Подъем (опускание) кузова тепловоза (вагона дизель - поезда) должен осуществляться одновременно всеми домкратами. Вначале надо поднять кузов на 50-100 мм и убедиться в разъединении выводных кабелей тяговых электродвигателей и токоведущих устройств, воздухо - и песко-проводов, вентиляционных патрубков и защитных чехлов главных и боко-

п

вых опор, подвески кузова и гасителей колебаний Перекос кузова, измеренный с помощью отвеса и линейки по нижнему краю кузова, не должен превышать 100 мм на одну сторону тепловоза (вагона дизель - поезда).

Если в процессе подъема необходимо выполнить работы по отсоединению отдельных деталей на тележке под кузовом, то подъем следует приостановить, подвести тумбы под кузов при использовании домкратов без предохранительных гаек и осуществить необходимые операции. После их выполнения произвести окончательный подъем кузова. После окончательной установки кузова тепловоза (вагона дизель - поезда) они должны быть заземлены для производства сварочных работ.

3.2.3.    Выкатку (подкатку) тележек следует выполнять под руководством мастера (бригадира).

После установки тележек на железнодорожных путях в специально отведенном месте колесные пары следует закрепить тормозными башмаками или деревянными клиньями из твердых пород дерева в виде равнобедренного треугольника с основанием 350 мм, высотой 100 мм, углом при основании 30° и шириной 50 мм

3.2.4.    После подъема кузова и выкатки тележек кузов должен быть установлен на временные тележки, тумбы или оставлен на домкратах, имеющих предохранительные гайки. Под консоли домкратов, не имеющих предохранительных гаек, должны быть поставлены разгрузочные стойки

3.2.5.    Перед разборкой люлечного подвешивания пружины подвесок должны быть разгружены. Пружины люлечного подвешивания под нагрузкой на гидравлических прессах испытывают с применением защитного кожуха.

3.2.6.    При поднятом кузове расстояние между наиболее выступающей частью кузова и тележкой должно обеспечивать свободную выкатку (подкатку) тележек. При выкатке (подкатке) тележек запрещается находиться в смотровой канаве под тележкой, на тележке и на пути движения тележки, а также размещать узлы и агрегаты, снятые с кузова, в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

3.2.7.    Перед выполнением работ в смотровой канаве под кузовом тепловоза (дизель - поезда) слесарь должен надеть защитную каску.

Нахождение работников в смотровой канаве, кроме работников, проверяющих узлы, не допускается.

3.2.8.    Слесарю запрещается во время перемещения колесномоторных блоков находиться в смотровой канаве

3.2.9.    Перед выкаткой колесно-моторных блоков из-под тепловоза (вагона дизель - поезда) необходимо:

установить тепловоз на скатоопускной канаве так, чтобы выкатываемая колесная пара находилась в центре скатоподъемника;

подклинить переднюю, заднюю и выкатываемую колесные пары,

подложить под тяговый двигатель выкатываемой колесной пары специальную балку или подставить домкрат;

сжать технологическими болтами или специальными скобами пружины траверсного подвешивания и рессорные пружины у бесчелюстных тележек или заклинить рессорное подвешивание у челюстных тележек.

3.2.10.    Снятие автосцепки следует производить с использованием грузоподъемных механизмов.

Снятие и установку фрикционного аппарата автосцепки необходимо производить с помощью специальных подъемников.

Гайку со стяжного болта фрикционного аппарата со сжатыми пружинами следует свинчивать специальным приспособлением (кондуктором или прессом).

3.2.11.    Обстукивание корпуса фрикционного аппарата с заклинившимися деталями производить, только если аппарат находится в тяговом хомуте с упорной плитой.

3.2.12.    Перед снятием двух последних (расположенных по диагонали) гаек с болтов нижней поддерживающей планки для опускания фрикционного аппарата под планку должен быть подставлен специальный подъемник или другие грузоподъемные механизмы.

3.2.13.    Разборка и сборка фрикционного аппарата должны производиться на специальном стенде.

3.2.14.    При сборке деталей механизма автосцепки постановку замка на место необходимо производить нажатием бородка или специального ломика на нижнее плечо собачки для поднятия и направления ее верхнего плеча.

3.3. Требования безопасности при ремонте и испытании электрооборудования

3.3.1.    Перед началом ремонта электрооборудования тепловоза (дизель - поезда) следует обесточить все силовые электрические цепи, отключить выключатели тяговых электродвигателей, выпустить воздух и перекрыть краны пневматической системы электроаппаратов. Кроме того, при необходимости ремонта отдельных аппаратов следует вынуть предохранители данного участка, предусмотренные конструкцией.

Слесарь должен проверить сняты или отключены предохранители и рубильник аккумуляторной батареи

3.3.2.    Установку, присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных цепях Плавкие вставки предохранителей следует устанавливать в соответствии с марки-

ровной в патроны предохранителей, окрашенных в установленные цвета. Запрещается установка нетиповых предохранителей.

3.3.3.    Съем малых шестерен с вала тягового электродвигателя следует производить при помощи съемников, а посадку - индукционным нагревателем.

3.3.4.    При разборке и сборке тяговых электродвигателей и генераторов необходимо применять кантователи и специальные приспособления

3.3.5.    Электрические машины, снятые с тепловоза (дизель - поезда), слесарь должен устанавливать на специальные подставки или конвейер поточной линии. Допускается устанавливать их друг на друга, используя специальные кассеты и стеллажи, предотвращающие падение складируемого оборудования.

3.3.6.    Разборку и сборку подшипниковых узлов следует производить с помощью съемников, прессов и индукционных нагревателей.

3.3.7.    Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей запрещается:

перемещать тележку подъемно-транспортной машины без предупреждения работников на соседней рабочей позиции и принятия мер безопасности;

перемещать тележку подъемно-транспортной машины, как с двигателем, так и без него на расстояние более 1 м от своей рабочей позиции;

перемещать тележку подъемно-транспортной машины, как с двигателем, так и без него далее 1 м от своей позиции при установленных на соседних позициях тяговых двигателях, остовах;

переходить рельсовый путь перед движущейся тележкой; производить какие-либо работы на перемещаемой тележке, оставлять подключенными прессы по окончании выпрессовки подшипниковых щитов.

3.3.8.    На поточных линиях ремонта якорей тяговых электродвигателей запрещается:

пользоваться кнопками передвижения конвейера без разрешения мастера (бригадира);

спускаться в канаву или находиться на торцах конвейера при нахождении на нем якоря;

касаться руками движущихся цепей конвейера или кожуха продувочной камеры.

3.3.9.    Во время промывки и шлифовки коллекторов электрических машин соблюдать следующие требования:

разъединители тяговых электродвигателей должны быть отключены, запрещается производить передвижение тепловоза (вагона дизель -поезда) без команды слесаря, производящего шлифовку коллектора тягового электродвигателя;

14

запрещается слесарю, производящему промывку или шлифовку коллекторов тяговых электродвигателей, оставаться на тележках движущегося тепловоза (дизель - поезда);

передвижение тепловоза (вагона дизель - поезда) должно производиться со скоростью не более 3-5 км/ч и обязательно в присутствии дежурного по депо или мастера;

при промывке и шлифовке коллекторов пользоваться защитными очками

3.3.10.    Перед обточкой и шлифовкой коллекторов электрических машин слесарь должен надеть защитные очки, диэлектрические перчатки, установить защитный экран и положить под ноги диэлектрический коврик.

3.3.11.    Обточку и шлифовку коллекторов тяговых электродвигателей на тепловозе (дизель - поезде) следует производить после вывешивания данной колесной пары и подключения тягового электродвигателя к источнику питания постоянного тока. Крайние колесные пары с обеих сторон тепловоза (дизель - поезда) должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.

3.3.12.    При шлифовке коллектора тягового двигателя слесарь должен использовать инструмент с изолирующими рукоятками

3.3.13.    Перед обточкой и шлифовкой коллектора главного генератора слесарь должен надеть защитную маску (щиток с наголовным креплением), поставить на защелки якорь реле заземления и убедиться, что возбуждение снято (рукоятка контроллера поставлена в нулевое положение). При обточке и шлифовке коллектора главного генератора на тепловозе (дизель - поезде) не должны выполняться работы, связанные с ремонтом дизеля и электрооборудования.

3.3.14.    Электрические машины и аппараты на тепловозе (дизель - поезде), поставленном в специально оборудованном для вытяжки пыли месте, продувают сжатым воздухом под давлением не более 0,3 МПа (3 кгс/см2), при этом в месте продувки не должны находиться другие работники Слесарь должен пользоваться защитной маской (щитком с наголовным креплением) и респиратором.

3.3.15.    Секции тепловоза и вагоны дизель - поезда слесарю следует разъединять только при обесточенных цепях и под наблюдением мастера (бригадира, дежурного по депо).

3.3.16.    Испытания электрических машин на электрическую прочность изоляции после ремонта производить на специально оборудованной станции (площадке, стенде). Перед началом испытаний необходимо проверить правильность подключения электрической машины, наличие и целостность заземления, отсутствие посторонних лиц на испытательной площадке.

15

УДК 658.345:629.424.(1.004.67+2.064.67) (083.9)

Типовую инструкцию разработали: В.Н. Ищенко, М.Р. Прохоров, М.М. Гиншпарг (ВНИИЖТ), П.С. Комарова, А.П. Стрельников (ЦТ МПС), В.Ф. Мартынов (ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей).

С введением в действие Типовой инструкции по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов от 28.12.99г. № ТОЙ Р-32-ЦТ-728-99 Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту тепловозов и дизель-поездов от 18.08.83г. № ЦТК-7/1 на территории Российской Федерации не применяется.

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения РФ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.    Настоящая Типовая инструкция (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности для слесаря по ремонту подвижного состава (далее - слесарь), занятого на деповском ремонте тепловозов и дизель - поездов.

1.2.    К самостоятельной работе слесаря допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обученные по соответствующей программе и аттестованные квалификационной комиссией депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

В процессе работы слесарь должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые, целевые инструктажи, а в установленные сроки также периодические медицинские осмотры.

1.3.    Слесарь должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы,

правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим, место расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.4.    Слесарь должен.

применять безопасные приемы труда;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, стенды, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

выполнять входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

внимательно следить за сигналами руководителя работ (мастера, бригадира) и выполнять все его указания и распоряжения;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, надписей и сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями транспортных средств и крановщиками кранов;

проходить по территории депо по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

переходить смотровые канавы только по переходным мостикам, спускаться в смотровую канаву только в специально оборудованном месте, места, где ведутся работы на высоте, обходить на безопасном расстоянии.

з

1.5.    Слесарю запрещается:

приступать к новой (несвойственной) работе без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных способах ее выполнения, находиться под поднятым грузом;

работать вблизи вращающихся частей, не защищенных предохранительными сетками или щитками;

снимать ограждения вращающихся частей до полной их остановки; наступать на электрические провода и кабели, производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования и электроустановок;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи с механических и токоведущих частей оборудования;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности; перебегать пути перед движущимся транспортом; переходить в не установленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

находиться в смотровой канаве во время ввода (вывода) тепловоза (дизель - поезда);

производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов и дизель - поездов, находиться внутри них, под ними или на крыше во время производства маневров, выезда и въезда из (в) депо и выводе (вводе) из ремонтного стойла;

находиться на территории и в местах депо, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении около них подвижного состава;

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6.    Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав;

движущиеся транспортные средства, электро - и автокары; падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей

зоны;

4

повышенные уровни шума и вибрации; физические перегрузки.

1.7. Слесарь должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты:

Костюм лавсан о - вискозный с маслонефтезащитной пропиткой или костюм хлопчатобумажный Рукавицы комбинированные Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве Очки защитные

На наружных работах и в помещениях с температурой не выше +5 °С зимой дополнительно:

Теплозащитный костюм Валенки

Галоши на валенки При выполнении работы:

по периодическому осмотру тепловозов и дизель - поездов и по ремонту электрооборудования локомотивов дополнительно:

Галоши диэлектрические (Дежурные)

Перчатки диэлектрические (Дежурные)

Коврик диэлектрический (Дежурный)

по ремонту тяговых двигателей, дизелей, газогенераторов и топливной аппаратуры тепловозов и дизель - поездов дополнительно:

Фартук прорезиненный (Дежурный)

Нарукавники из материала с маслонефтезащитной пропиткой

по разборке, промывке и пропитке топливных, масляных и воздушных фильтров дополнительно:

Фартук прорезиненный Сапоги резиновые

Нарукавники прорезиненные (Дежурные)

Рукавицы брезентовые Перчатки резиновые

5

по гидравлической опрессовке котлов, труб, элементов пароперегревателей, радиаторов, секций холодильника и воздушных резервуаров дополнительно:

Фартук прорезиненный Сапоги резиновые

При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, следует применять защитные средства (защитная каска, респиратор, предохранительный пояс).

1.8.    Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Выносить спецодежду и другие средства индивидуальной защиты за пределы территории депо запрещается.

1.9.    Слесарь обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.10.    Слесарь должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных и приспособленных для этого местах;

не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

не входить с открытым огнем в дизельное помещение тепловоза (дизель - поезда), аккумуляторное отделение;

не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.11.    При сходе с тепловоза (вагона дизель - поезда) убедиться в отсутствии посторонних предметов внизу. Запрещается спрыгивать со ступенек. При подъеме на тепловоз (вагон дизель - поезда) и сходе с тепловоза (вагона дизель - поезда) находиться лицом к кузову и держаться обеими руками за поручни.

1.12.    Слесарь, выполняющий работы, связанные со строповкой грузов и работы по управлению грузоподъемными механизмами (электрические тали, управляемые с пола), должен иметь удостоверение на право выполнения стропальных работ и работ по управлению грузоподъемными механизмами.

1.13.    Слесарь должен носить инструмент и измерительные приборы в специальных ящиках или сумках.

1.14.    Перед приемом пищи необходимо мыть руки теплой водой с мылом. Принимать пищу разрешается в специально отведенном помеще-

6

нии. Прием пиши и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

1.15.    Слесарь, имеющий контакт с кислотами, щелочами, маслами и другими нефтепродуктами должен применять защитные пасты и мази, которые наносятся на предварительно хорошо вымытые и сухие руки дважды в течение рабочей смены (перед работой и после обеденного перерыва) и соответственно дважды смываться с рук (перед обеденным перерывом и после окончания работы).

1.16.    При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования.

по территории депо к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам служебного прохода;

проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;

переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов, нельзя становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе и концы железобетонных шпал;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

при сходе с локомотива, тормозной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к локомотиву, вагону, предварительно осмотрев место схода;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки,

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее Юм.

1.17.    Запрещается:

переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и т.п.); становиться или садиться на рельс;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения,

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным путям,

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов.

7

1.18.    Выходя на путь из помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.19.    Во время выхода из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза не привыкнут к темноте, и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.20.    В случае получения травмы, пострадавший или работающий рядом слесарь должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи и немедленно сообщить о несчастном случае своему непосредственному руководителю.

1.21.    При обнаружении нарушений настоящей Инструкции, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, слесарь обязан без промедления сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и немедленно принять меры к их устранению.

1.22.    Знание и выполнение требований настоящей Инструкции слесарем является служебной обязанностью, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.    Перед началом работы слесарь должен совместно с руководителем смены (мастером, бригадиром) внешним осмотром проверить состояние инструмента, приспособлений, а у подъемных механизмов и переносных лестниц - наличие трафаретов со сроками испытаний.

2.2.    Перед началом работы слесарь должен надеть полагающуюся ему исправную спецодежду и спецобувь, привести их в порядок

Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

Спецодежду и спецобувь слесарь не должен снимать в течение всего рабочего времени.

2.3.    Слесарь, получивший СИЗ, обязан знать правила их применения.

2.4.    При получении СИЗ слесарь должен проверить их целостность, исправность, сроки испытаний (на диэлектрических перчатках и предохранительных поясах - дату испытания, у респираторов - целостность и чистоту фильтра).

2.5.    Перед началом работы слесарь обязан проверить, заторможен ли тепловоз (дизель-поезд) ручным тормозом, наличие под колесными парами тормозных башмаков, устойчивое положение площадок, плит настила пола

дизельного помещения, отсутствие масла и топлива на их поверхности и открыть верхние люки кузова тепловоза.

2.6.    Слесарь должен проверить наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов.

Неисправный инструмент, измерительные приборы, шаблоны должны быть заменены на исправные.

2.7.    Перед работой в помещениях слесарь должен проверить работу местной вытяжной вентиляции и местного освещения.

2.8.    Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках слесарь обязан сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.    Требования безопасности при ремонте дизеля и вспомогательного оборудования

3.1.1.    Разборку и сборку узлов дизелей слесарь должен производить с использованием стендов, технологических площадок, домкратов, кантователей, стеллажей, съемников, направляющих втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций и предусмотренных правилами ремонта, технологическими картами или инструкциями.

3.1.2 Съем дизеля и коленчатого вала следует производить при помощи специального грузозахватного приспособления, поднимать дизель и коленчатый вал нужно плавно, без рывков. Запрещается находиться во время демонтажа дизеля и коленчатого вала под ними или вблизи них

Вынутый коленчатый вал необходимо укладывать на специальный стеллаж, а снятый дизель - на кантователь.

3.1.3.    Перед снятием, постановкой и ремонтом цилиндровых крышек у дизелей на крыше тепловоза (дизель - поезда) слесарь должен уложить настилы, имеющие борта, исключающие сползание инструмента и деталей с настила. Отворачивать гайки следует торцевыми ключами и пневматическими машинками с насадками, съем и постановку цилиндровых крышек, необходимо выполнять плавно, без рывков.

При подъеме и постановке крышки цилиндров на блок дизеля запрещается находиться под поднятой крышкой.

3.1.4.    При ремонте подшипников коленчатого вала, когда работы ведутся в положении лежа на плитах настила пола дизельного помещения, слесарь должен пользоваться специальными матами или подстилками Слесарь, выполняющий работы в картере дизеля, должен использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 12 В со стек-

9