Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

110 страниц

Купить Санитарные правила 4058-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Санитарные правила устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, а также гигиенические требования, по содержанию самоходных и несамоходных судов внутреннего (речных и озерных) и смешанного река - море плавания СССР при их эксплуатации.

Действие настоящих Правил распространяется на все суда, постоянно эксплуатирующиеся во внутренних водоемах СССР, в том числе и на суда смешанного (река - море) плавания и другие плавобъекты, приравненные к ним, за исключением кораблей и судов Министерства обороны, МВД, КГБ, рыболовных судов внутренних водоемов, судов спортивного назначения.

На грузовые несамоходные и вспомогательные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, Правила распространяются только в части требований к зачистке грузовых помещений и перевозке грузов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

     1.1. Назначение и применение правил

     1.2. Контроль за выполнением и применением правил

     1.3. Классификация судов

     1.4. Основная терминология применительно к правилам

Часть I. Санитарные требования, подлежащие выполнению при проектировании, строительстве и капитальном ремонте судов

2. Судовые помещения

     2.1. Жилые помещения

     2.2. Помещения для экипажа

     2.3. Помещения для пассажиров

     2.4. Общественные помещения

     2.4.1. Общие требования

     2.4.2. Помещения для экипажа

     2.4.3. Помещения для пассажиров

     2.5. Помещения пищевого блока

     2.5.1. Общие требования

     2.5.2. Камбуз

     2.5.3. Заготовочные

     2.5.4. Раздаточные

     2.5.5. Сервировочные

     2.5.6. Посудомоечные

     2.5.7. Буфеты

     2.5.8. Провизионные кладовые

     2.6. Санитарно-бытовые помещения

     2.6.1. Прачечные и кладовые для белья

     2.6.2. Помещения бытового обслуживания

     2.6.3. Помещения для хранения и сушки спецодежды

     2.7. Санитарно-гигиенические помещения

     2.7.1. Общие положения

     2.7.2. Умывальные

     2.7.3. Бани и душевые

     2.7.4. Уборные

     2.7.5. Помещения для гигиены женщин

     2.8. Помещения медицинского назначения

     2.9. Производственные и служебные помещения

     2.10. Помещения и оборудование на зачистных станциях

     2.11. Грузовые помещения и оборудование судов, используемых для перевозки специализированных грузов

     2.11.1. Пищевые грузы

     2.11.2. Суда - плавающие магазины

     2.11.3. Питьевая вода

     2.11.4. Токсические и другие опасные грузы

3. Судовые системы

     3.1. Системы водоснабжения

     3.2. Судовые сточные системы, сбор и удаление мусора

     3.3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

     3.3.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях

     3.3.2. Система отопления

     3.3.3. Система вентиляции

     3.3.4. Система кондиционирования воздуха

     3.4. Освещение

4. Защита от вредного воздействия факторов судовой среды

     4.1. Защита от действия шума и вибрации

     4.2. Защита от электромагнитных полей радиочастот

     4.3. Защита от инфракрасного излучения

     4.4. Защита от ионизирующих излучений

     4.5. Требования к синтетическим полимерным материалам и защита от статического электричества

5. Предупреждение проникновения грызунов в судовые помещения

Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов

6. Содержание жилых помещений

7. Содержание помещений и оборудования судового пищевого блока

     7.1. Общие требования

     7.2. Прием и хранение пищевых продуктов, реализация готовой продукции

     7.3. Хранение и реализация полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий

     7.4. Режим мытья посуды

     7.5. Правила личной гигиены персонала пищевых блоков, ресторанов, столовых, буфетов, баров, кафе

     7.6. Ответственность за санитарное содержание пищеблока

8. Судовые системы

     8.1. Системы водоснабжения

     8.2. Удаление с судов загрязненных вод, отбросов мусора

     8.3. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха

9. Предупреждение вредного воздействия шума и вибрации

10. Зачистные работы на судах

11. Перевозка грузов

     11.1. Перевозка пищевых грузов и питьевой воды

     11.2. Перевозка сельскохозяйственных грузов

     11.3. Перевозка токсических грузов

     11.4. Перевозка радиоактивных веществ

     11.5. Транспортировка умерших

     11.6. Перевозка домашних животных

12. Дезинфекционные мероприятия

13. Эксплуатация плавающих магазинов

14. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов и медицинское обслуживание

15. Медицинское обеспечение водолазных работ

Приложение I. Бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция

Приложение II. Минимальный перечень оборудования в судовых помещениях

Приложение III. Рекомендованное оборудование спортивных помещений

Приложение IV. Методические указания о порядке применения нового ГОСТ 17.1.3.09-82

Приложение V. Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры (°РТ)

Приложение VI. Нормы искусственного освещения на судах речного флота

Приложение VII. Методы измерения интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей и приборы

Приложение VIII. Медицинский сертификат о допуске полимерного материала (комплекса материалов) для судостроения

Приложение IX. Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды и оборудования на предприятиях общественного питания

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30


хпньэй к

эпнйвлинв




ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25.12.85 № 4058—85

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РЕЧНЫХ СУДОВ СССР

Издание официальное

ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1987

ЧАСТЬ I. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СУДОВ

2. СУДОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.1. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.1.1.    Жилые помещения для экипажа, а па пассажирских судах— помещения и для пассажиров, в зависимости от группы судна, должны отвечать требованиям настоящих Санитарных правил.

2.1.2.    Для размещения экипажа и пассажиров не разрешается использовать следующие судовые помещения:

не имеющие естественного освещения, вентиляции и отопления;

предназначенные для механизмов и грузов;

общественные, медицинские, санитарно-бытовые, хозяйственные, пищевого блока, а также кладовые всех назначений, вестибюли, коридоры и т. п.;

не изолированные от влияния высоких и низких температур, шума и вибрации, электромагнитных полей (радиоволн), проникновения воды, испарений, запахов и газов, выделяемых работающими двигателями, котельными и холодильными установками;

примыкающие непосредственно к помещениям, предназначенным для хранения опасных и токсических материалов или грузов, влияющих на здоровье и жизнь людей;

не отделенные от малярной, аккумуляторной, станции пожаротушения или фонарной газонепроницаемыми переборками, палубами или сообщающиеся с ними через общие помещения.

2.1.3.    Не разрешается устройствЬ жилых кают для экипажа и пассажиров над топливными цистернами без устройства горизонтального коффердама высотой не менее 600 мм и рядом с топливными цистернами без вертикального коффердама шириной в одну шпацию.

2.1.4.    На нефтеналивных судах, а также па судах, предназначенных для перевозки сжиженных токсических газов (хлор, аммиак и т. п.) и ядовитых грузов, пассажирские помещения не оборудуются.

2.1.5.    Помещения для экипажа должны быть изолированы от помещений для пассажиров. В отдельных случаях с разрешения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы допускается размещение персонала, обслуживающего пассажиров, в пассажирских отсеках, в отдельных каютах, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каютам экипажа Правилами.

2.1.6.    На всех самоходных судах, а также на стоечных судах технического флота, не имеющих установок кондиционирования воздуха, окна (иллюминаторы) жилых помещений и наружные две-

ри коридоров должны быть оборудованы противомоскитными сетками.

2.1.7. Высота жилых помещений для экипажа и пассажиров на судах должна соответствовать нормам (табл. 1).

Таблица 1. Нормы высоты жилых судовых помещений, м

Группа судов

Жилые помещения

!

1

п

III

При одноярусных койках

2,0

2,0

-

При двухъярусных койках

2.3

2,2

■-

Пассажирские с местами для сидения

2,0

2,0

1,95

Примечание. Высота помещения измеряется от настила палубы или елани до нижней кромки бимса, а если имеется подшивка по бимсам, то по нижней ее поверхности.

2.1.8.    При размещении пассажиров в корпусе скоростных судов

II    и III групп высота помещений может быть снижена на 100 мм.

2.1.9.    В жилых помещениях при оборудовании их системой кондиционирования воздуха допускается снижение высоты помещений:

в каютах с одноярусными койками — на 100 мм;

в каютах с двухъярусными койками для судов I группы —на 100—200 мм, а для судов II группы — на 100 мм.

2.1.10.    На малых судах (только при технической невозможности соблюдения норм) высота помещений может быть снижена не более чем на 150 мм. В таких случаях в жилых помещениях следует предусматривать световые фонари, возвышающиеся над палубой не менее чем на 400 мм и имеющие в боковых стенках открывающиеся фрамуги или иллюминаторы. При уменьшении высоты помещений до 100 мм и менее устройство световых фонарей рекомендуется.

2.1.11.    В жилых каютах судов необходимо предусматривать оборудование согласно требованиям приложения II.

Размеры столов, стульев, кресел, вешалок, полочек и прочей судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.

2.1.12.    Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:

от верхней кромки нижней койки до нижней кромки верхней полки не менее 900 мм (на малых судах допускается снижение до 800 мм);

от верхнего настила палубы до нижней койки не менее 400 мм;

от верхней кромки верхней койки до нижней кромки бимса или подволока на судах I группы — не менее 900 мм, на судах II и

III    групп — не менее 800 мм.

II

На судах, где высота помещений не более 2,0 м, расстояние между еланью и кромкой нижней койки может быть уменьшено на 50 мм.

2.1.13.    Размещение коек более чем в два яруса не допускается. Койки должны быть доступны по всей длине.

2.1.14.    При двухъярусном расположении коек должен быть обеспечен удобный доступ на верхнюю койку, не мешающий лежащему на нижней койке. При оборудовании в каютах двухъярусных коек верхняя может быть опускающейся.

2.1.15.    Койки рекомендуется располагать перпендикулярно диаметральной плоскости судна. В случае расположения коек вдоль борта судна или наружных стен надстройки, между койкой и внутренней обстройкой борта или стенкой должен быть оставлен зазор, а борт или стенка в районе койки должны иметь усиленную теплоизоляцию.

2.1.16.    В каютах комсостава рекомендуется устанавливать, помимо коек, мягкие диваны для отдыха. На судах смешанного плавания диваны необходимо устанавливать перпендикулярно койкам. При установке угловых диванов для лежания одна из его сторон должна быть не менее 1900X700 мм. Размеры диванов для сидения не регламентируются.

2.1.17.    Ширина проходов в каютах между переборкой и параллельной боковой стороной койки или между параллельными койками должна быть не менее 700 мм в одноместной каюте и не менее 800 мм — в двухместной.

2.1.18.    В трех- и четырехместных каютах ширина прохода должна быть равна 850 мм. При расположении коек по одну сторону от прохода ширина может быть снижена до 750 мм, при этом указанная ширина прохода должна быть обеспечена на протяжении не менее 2/3 длины койки.

2.1.19.    На скоростных судах, малых и оборудованных системой кондиционирования воздуха расстояние между койками по горизонтали может быть уменьшено на 100 мм.

2.2. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЭКИПАЖА

2.2.1.    На всех судах должны быть предусмотрены помещения для проживания или отдыха членов экипажа.

2.2.2.    Помещения для членов экипажа устраиваются в зависимости от групповой принадлежности судов:

На судах I группы — жилые помещения (каюты) с индивидуальными спальными местами для каждого члена экипажа. Размеры коек должны быть не менее 1900X600 мм. В каюте должно быть не более двух мест. Исключение составляют каюты для практикантов и лиц временного состава (на судах технического флота), для которых разрешается устраивать трех-, четырехместиые каюты.

На судах II группы — дежурные помещения для подвахты—* для отдыха, разогревания и приема пищи.

12

На судах III группы — санитарно-бытовые помещения для переодевания и хранения спецодежды. Для членов экипажей этой группы судов на берегу должны быть предоставлены помещения для отдыха, приема пищи, санитарно-бытовые (для переодевания и хранения спецодежды) и душевые.

Примечания: 1. На судах III группы, если свободные от вахты члены экипажа находятся на борту судна, следует оборудовать дежурные помещения.

2.    На пассажирских и туристских судах для размещения лиц рядового и обслуживающего состава допускается устраивать трех-, четырехместиые каюты (нс более 20% от общего числа кают для экипажа).

3.    На судах III группы местных и пригородных линий при условии, когда члены экипажа после смены остаются на берегу, помещения дежурные для переодевания и хранения спецодежды могут не оборудоваться. В этих случаях оборудование бытового помещения на берегу обязательно.

2.2.3.    На скоростных судах II группы для временного пребывания подвахты необходимо оборудовать дежурное помещение.

На скоростных судах III группы для отдыха подвахты по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и технической инспекцией профсоюза разрешается размещать в рубке кресло авиационного типа, причем размеры рубки должны быть соответственно увеличены. Экипажам этих судов на берегу необходимо предоставлять бытовые помещения для отдыха, приема пищи, душевые и гардероб.

2.2.4.    Для всех жилых помещений экипажа полезный объем па I чел. должен быть не менее 6,0 м3.

Примечание. Полезный объем помещений определяется умножением фактической высоты помещения на площадь, измеренную на полувысоте каюты, из полученного объема вычитается объем шкафов н сквозных шахт (выгородок, вентиляционных труб), проходящих через каюту.

2.2.5.    На скоростных судах II и III групп по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы полезный объем на 1 чел. должен быть не менее 5,0 м3.

2.2.6.    На малых судах площадь палубы в каюте капитан-механика должна быть не менее 5,0 м2. В каютах остальных членов экипажа— 3,0 м2 на 1 чел. При технической невозможности допускаются трех-, четырехместные каюты с площадью не менее 2,0 мна 1 чел.

Нормы, м*

Таблица 2. Нормы площади палубы в жилых помещениях экипажа

9.0

6.0 3,6 3,25 2,0

Назначение кают

Капитана и старшего (главного) механика, одноместные Комсостава, одноместные Команды, одноместные

Команды, двухместные с одноярусными койками Практикантов, двухместные с двухъярусными койками

Примечание. Площадь палубы измеряется внизу каюты между внутренней обшивкой борта и переборками, ограничивающими каюту.

13

На малых судах, по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается снижение полезного объема каюты за счет усиления вентиляции или оборудования системы кондиционирования воздуха.

2.2.7. Площадь палубы в каютах экипажа (I группы судов) на каждого человека должна быть не менее значений, приведенных в табл. 2.

2.3. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

2.3.1.    Перевозка пассажиров па пассажирских судах может производиться:

в специально предназначенных для этой цели закрытых помещениях: каютах со спальными местами согласно классности и назначения судна;

в салонах, оборудованных сидячими местами;

на открытых палубах, оборудованных местами для сидения, тентами, леерными и другими ограждениями.

Примечая и е. На паромах и пассажирских переправах, с продолжительностью рейсов нс более 30 мин в одни конец, устройство закрытых помещений для пассажиров необязательно. В этом случае должны быть предусмотрены тенты для защиты от дождя и солниа.

2.3.2.    Площади палуб в пассажирских каютах должны быть не менее значений, приведенных в табл. 3.

Таблица 3. Нормы площади пассажирских кают на 1 чел., м2

Каюты

Группа судов I II

«Люкс»

Me нормируется

I класса (одноместные)

3,8

3,4

I и II классов (двухместные при одноярусных койках)

2,3

2,0

II класса (двухместные при двухъярусных койках)

1,6

1,6

Туристского класса, (до четырех мест включительно)

1,6

1,1

2.3.3.    Для внекаютных пассажиров должны быть предусмотрены следующие площади палубы: на судах I группы — 0,8 м2, II — 0,5 м2, III —0,4 м2.

2.3.4.    Расстояния между диванами и креслами должны быть не менее: 600 мм —при размещении лицом друг к другу; 450 мм — при размещении друг за другом. Проходы между рядами кресел и диванов должны составлять 600 мм; проход к трапу — 800 мм; проход в коридорах — 900 мм.

2.3.5.    Пассажирские помещения, расположенные на обносах, должны отстоять от края обносов не менее чем на 300 мм.

2.3.6.    На пассажирских судах для размещения матерей с детьми до семилетнего возраста должны предусматриваться каюты или

места в пассажирских салонах. В каютах рядом с одноярусными койками для матерей или в салонах рядом с креслами для матерей должны предусматриваться приспособления для подвесных люлек. Число таких мест должно составлять не менее 2% от общего числа мест для пассажиров. Места для пассажиров с детьми должны быть обозначены специальными табличками (табло).

2.4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.4.1. Общие требования

2.4.1.1.    К общественным помещениям относятся следующие:

для экипажа (столовая для комсостава — кают-компания; столовая для команды или общая столовая для всего экипажа; Красный уголок);

для пассажиров (ресторан, столовая для пассажиров, буфет, бар, кафе, салоны для отдыха, музыкальный салон и т. п.).

Номенклатура, состав и площадь этих помещений зависят от назначения судна, количества экипажа и пассажиров, продолжительности рейса и района плавания.

2.4.1.2.    Общественные помещения должны быть звукоизолированы от жилых помещений.

2.4.1.3.    Вход в общественные помещения для экипажа и пассажиров должен предусматриваться из внутренних помещений.

2.4.1.4.    При устройстве помещений общественного питания и салона отдыха (Красного уголка), расположенных рядом друг с другом, между ними устанавливают легкую раздвижную перегородку, позволяющую объединить эти помещения.

2.4.1.5.    У входа в помещения общественного питания и салона отдыха устанавливаются вешалки (крючки) для верхнего платья и головных уборов, а на пассажирских (туристских) судах I группы, кроме того, и умывальники с электрополотенцем.

2.4.2. Помещения для экипажа

‘ 2.4.2.1. На судах I группы необходимо предусматривать столовые для комсостава, команды или общую столовую для всего экипажа. Площадь столовых для экипажа должна быть рассчитана на одновременное размещение не менее 2/3 из общего числа членов экипажа.

■Примечание. На туристских судах при расчете площади столовой для экипажа допускается не учитывать членов экипажа, занятых в пищеблоке обслуживанием туристов. При этом принятие пищи работниками пищеблока допускается в столовой для пассажиров.

2.4.2.2.    Площадь в столовых должна быть не менее 0,9 м2 на каждого члена экипажа.

2.4.2.3.    На судах с экипажем более 15 чел. предусматривается помещение для Красного уголка, площадь которого должна быть не менее половины площади столовой для экипажа.

15

На судах с экипажем 15 и менее человек Красный уголок допускается объединять со столовой для экипажа. При этом увеличивается ее площадь для размещения дополнительного оборудования (книжных шкафов, столов и др.).

Красный уголок-столовую рекомендуется располагать на главной палубе.

2.4.2.4.    На судах с экипажем 5 чел. и менее устройство Красного уголка-столовой необязательно. В этом случае для общественного питания может быть использована хозяйственная каюта (камбуз) при условии увеличения ее площади для размещения 'половины членов экипажа.

2.4.2.5.    Ширина обеденных столов должна быть не менее 600 мм. Для столов, имеющих места только с одной стороны, допускается ширина 500 мм. Длина по кромкам обеденного стола должна быть не менее 600 мм на каждое место. Допускается установка диванов вдоль стенок помещения. Свободный проход для обслуживания столов должен быть не менее 600 мм.

2.4.2.6. ^ На судах I группы должны предусматриваться спортивные площадки на палубе. Рекомендуется также предусмотреть спортивную каюту, оснащенную необходимым спортивным оборудованием и инвентарем (перечень рекомендованного оборудования— см. в приложении III).

2.4.3 Помещения для пассажиров

2.4.3.1.    Рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны для отдыха, музыкальные салоны и т. п. следует располагать в наиболее удобных и светлых помещениях надстройки судна.

2.4.3.2.    На пассажирских судах I группы рестораны и столовые для пассажиров должны быть рассчитаны на одновременное обслуживание не менее 25% пассажиров. На туристских судах число посадочных мест в ресторанах, столовых должно рассчитываться исходя из одновременного обслуживания не менее 50% отдыхающих.

На пассажирских судах II группы при нецелесообразности устройства ресторана или столовой, в зависимости от продолжительности рейса, необходимо устраивать буфеты.

2.4.3.3.    Площадь палубы на одно посадочное место должна

быть не менее:    1,2    м1 — для ресторанов; 1,0 м1— столовых;

0,5 м1 — буфетов.

2.4.3.4.    При наличии на судах самостоятельных буфетов сан-эпидслужба в каждом отдельном случае согласовывает ассортимент реализуемых продуктов в зависимости от номенклатуры оборудования и площади помещения.

2.4.3.5.    На пассажирских и туристских судах I группы, в зависимости от их конструкции и назначения, рекомендуется предусматривать для отдыха пассажиров на открытых палубах свободные площади из расчета 0,5 м1 на человека. Рекомендуется оборудовать прогулочные зоны палуб диванами, креслами, а также тентом.

16

2.4.3.6. На пассажирских судах рекомендуется устраивать временные солярии и аэрарии. Для этой цели на верхних открытых палубах следует отводить достаточно места. Солярии и аэрарии должны быть обеспечены стульями, шезлонгами, лежаками или матами. На туристских судах, используемых под дома отдыха и т. п., устройство соляриев и аэрариев обязательно. В районе соляриев и аэрариев рекомендуется устраивать душевые кабины полуоткрытого типа с подводкой горячей и холодной воды.

2.5. ПОМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОГО БЛОКА

2.5.1. Общие требования

2.5.1.1.    В зависимости от численности экипажа и пассажиров, района плавания и продолжительности рейсов- на судах должны быть предусмотрены и оборудованы соответствующие помещения для приготовления пищи и храпения пищевых продуктов.

2.5.1.2.    В состав пищевого блока входят: камбуз, заготово шые, посудомоечные, сервировочные, отдельные помещения по приготовлению кондитерских изделий, провизионные кладовые.

2.5.1.3.    Планировка помещений пищевого блока на судах должна быть удобной для обеспечения последовательности технологических процессов обработки пищевых продуктов и реализации готовой пищи; нельзя допускать встречных потоков сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды.

Транспортировка готовых блюд из камбуза в столовую и рестораны не должна осуществляться через открытую палубу и коридоры.

Для облегчения транспортировки продуктов провизионные кладовые рекомендуется размещать вблизи помещений пищевого блока. На пассажирских и туристских судах при размещении камбуза и провизионных кладовых на разных палубах необходимо предусматривать механические подъемники.

2.5.1.4.    Палубы .-помещений пищевого блока должны быть покрыты нескользкими и водонепроницаемыми материалами с достаточным уклоном к сточным отверстиям.

Переборки и подволоки помещений пищевого блока должны быть облицованы влагостойким материалом светлых топов, иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, мытье и дезинфекцию. Используемый для облицовки переборок и подволока провизионных кладовых металл должен быть стойким к коррозии.

Материалы, используемые для покрытий технологического оборудования и инвентаря в пищевом блоке и провизионных кладовых, должны быть допущены Минздравом СССР для этих целей.

2.5.1.5.    Окна, наружные и внутренние двери помещений пищевого блока рекомендуется оборудовать противомоскитными сет ками.

17

2.5.1.6.    Помещения пищеблока должны быть надежно изолированы от помещений с избыточным выделением-тепла. 1

2.5.1.7.    Вход в помещения пищевого блока не должен располагаться рядом с санузлами, санитарно-бытовыми и медицинскими помещениями, а также складами и трюмами с пылящими вредными для здоровья людей грузами.

2.5.1.8.    Для санитарной одежды работников пищевого блока, столовой, ресторана, буфета, кафе, бара должны быть устроены шкафы (стандартных размеров) с вентиляционными решетками; шкафы обо руду юте 51 в этих же помещениях пли в непосредственной близи от них.

2.5.1.9.    Для хранения уборочного инвентаря и спецодежды в помещениях пищевого блока или рядом с ним .должен быть оборудован специальный шкаф.

2.5.1.10.    В помещениях камбуза, заготовочной, посудомоечной и сервировочной, а также в изолированном отсеке для хранения овощей провизионных кладовых, должны быть предусмотрены емкости (бачки, ведра) с крышкой и педальным устройством для сбора пищевых отходов.

На пассажирских и туристских судах I группы с пассажировме-стимостыо более 350 чел. для удаления пищевых отбросов из помещений пищевого блока необходимо оборудовать мусоропровод к общесудовым накопителям (мусорокамерам) или предусмотреть иные средства механизированного удаления отходов.

2.5.2. Камбуз

2.5.2.1.    На судах I и II групп должно быть оборудовано помещение камбуза.

На судах III группы и скоростных судах при обслуживании их бригадным методом (продолжительность работы бригады не более 8 ч) камбуз может не устраиваться. В этом случае в помещениях временного отдыха экипажа следует предусматривать устройство для подогрева пищи, электрокипятильник и холодильник, а при отсутствии электроэнергии — снабжение термосами.

2.5.2.2.    На пассажирских и туристских судах I группы с численностью экипажа и пассажиров более 350 чел. оборудуются отдельные камбузы для экипажа и пассажиров; на остальных пассажирских судах допускается общий камбуз.

2.5.2.3.    Камбуз должен иметь необходимое тепловое и технологическое оборудование для разделки, обработки продуктов и приготовления пищи. Эти процессы должны быть механизированы. Камбузная плита должна позволять регулировать степень нагрева приготовляемой пищи.

2.5.2.4.    Камбуз должен быть, как минимум, оборудован плитой, разделочным столом с покрытием из нержавеющей стали, раздаточным столиком (прилавком), шкафом, полками, электрокипятильником непрерывного действия, двухгнездной мойкой для камбузной посуды и отдельной раковиной для мытья рук. Разделочный стол должен быть длиной не менее 1500 мм, ширина стола —

750 мм, высота —850 мм; стол должен иметь ящики. Раздаточный столик должен иметь размеры не менее 600X800 мм.

Необходимость установки дополнительного камбузного оборудования и хлебопекарного оборудования определяется назначением судна, численностью экипажа и пассажиров.

На судах смешанного плавания типа река—море, при отсутствии на камбузе хлебопекарной печи, камбузная плита должна иметь духовку для выпечки хлеба.

Примечание. На малых судах и судах III группы допускается сокращение указанного камбузного оборудования и размеров столов, если это обеспечивает нормальную работу камбуза.

2.5.2.5.    При численности экипажа и пассажиров более 200 чел, на камбузе устанавливаются варочные котлы закрытой конструкции, электрические печи и жаровни, а также другое оборудование и агрегаты.

Все оборудование камбуза должно быть легко разбираемым и доступным для очистки и мойки после работы.

2.5.2.6.    В зависимости от численности экипажа и пассажиров необходимо предусматривать кладовую расходного запаса продуктов (на текущие сутки) с холодильным шкафом пли оборудовать в помещении камбуза холодильный шкаф для скоропортящихся продуктов и ящики (лари) или шкафы для сухих продуктов, имеющие достаточные объемы.

На судах с численностью экипажа и пассажиров до 25 чел, для хранения расходных продуктов на камбузе устанавливается бытовой холодильник.

2.5.2.7.    Камбуз оборудуется системой питьевого водоснабжения с подачей холодной и горячей воды, а также сточной системой для слива из моек и раковин использованных вод. На судах, где подача горячей воды на камбуз невозможна по техническим условиям, камбузные плиты должны быть оборудованы резервуарами для подогрева воды с трубопроводами наполнения и расхода. У резервуара должна быть предусмотрена сигнальная труба, выведенная в район шпигата.

2.5.2.8.    Площадь камбуза определяется численностью экипажа и пассажиров, габаритами оборудования, его расположением и проходами. Ширина проходов должна отвечать следующим минимальным нормам:

перед передней стенкой плиты или хлебопекарной печыо — не менее 1000 мм;

перед рабочими столами, пищеварочными котлами и другим оборудованием камбуза при одном работнике — не менее 800 мм, при двух и более работниках — не менее 1000 мм. На малых судах допускается уменьшение прохода у плиты до 800 мм, а других проходов — до 600 м.

19

2.5.2.9.    На камбузе необходимо иметь места с креплениями для хранения посуды во время качки.

2*

Санитарные правила для речных судов СССР разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР.

Исполнители: Ю. М. Стенько, И. И. Вареников, А. А. Воробьев, С. А. Виноградов, В. Н. Винникова, Г. Г. Гуревич, Я. Г. Двоскин, И. Н. Данциг, В. Г. Евграфов, Т. В. Каляда, Г. И. Куренков, В. Я. Никитина, Л. М. Путко, А Я. Родников, X. Г. Якубов.


Выпущены по заказу Минрсчфлота РСФСР


Министерство здравоохранения СССР Санитарные правила для речных судов СССР Ответственный за выпуск А. В. Родников    Редактор    II. М. Стрович

Обложка художника С. Я. Гесина    Техн. редактор Л. И. Тимофеева

Корректор-вычитчик М. С. Фельдман    Корректор К. О. Емельянова

_н/к_

Сдано в набор 18.11.86. Подписано к печати 12.02.87. М-29727. Формат бумаги 60X90Vie-Бум. тип. № 2. Гарн. литерат. Печать высокая. Уел. печ. л. 7,0. Уел. кр.-отт. 7,38. Уч.-изд. л. 8,47. Тираж 50 000 экз. Заказ 2492. Изд. № 3-3-1/16-4214-098. Цена 40 коп.

Заказное.

Ордена «Знак Почета» издательство «Транспорт». Ленинградское отделение 191121, Ленинград, ул. Декабристов, 33

Типография № 2 Ленуприздата. 191104, Ленинград, Литейный пр., 55


С


3605010000-098 049(01) -—87


заказное.


© Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР* 1987


Посуда для приготовления пищи должна иметь необходимую вместимость, не допускающую расплескивания во время качки. Вся посуда для приготовления пищи должна иметь ручки и плотно закрывающиеся крышки.

В судовых пищевых блоках может использоваться следующая посуда: камбузная — из нержавеющей стали, чугуна, алюминия, стальной нелуженой, из оцинкованной стали (емкости для кратковременного хранения питьевой воды, посуда для хранения и переноски сыпучих продуктов); столовая и чайная — из фарфора, фаянса, стекла, алюминия, нержавеющей стали и пластмасс (вся посуда должна быть изготовлена из материалов, разрешенных Минздравом СССР).

Запрещено использовать эмалированную посуду, не допускается применять луженую посуду с отбитыми краями, выбоинами и дефектами полуды, трещинами.

2.5.2.10.    Камбузные плиты должны работать на электрическом или газовом отоплении. Плита должна устанавливаться таким образом, чтобы три стороны ее были доступны для обслуживания. На камбузе для экипажа подходы к плите могут допускаться не менее чем с двух сторон (с передней и торцевой). На судах смешанного река—море плавания плита со всех сторон должна иметь штормовое ограждение.

2.5.2.11.    Камбузные плиты, работающие на жидком топливе, могут устанавливаться только в виде исключения на судах, котельные установки которых работают па жидком топливе, или при техническом обосновании по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Примечание. В этих случаях хранение топлива и загрузка его в плиту должны быть вне помещения камбуза. При этом топка плиты должна быть оборудована бесшумными форсунками

2.5.2.12.    Боковые и нижние поверхности судовых камбузных плит, а также боковые поверхности пищеварочных котлов и дымоход, проходящий в помещение камбуза, должны быть теплоизолированы так, чтобы наружная температура изоляции на них была не выше 45 °С.

2.5.2.13.    Камбуз должен иметь два выхода: па открытую палубу и во внутренний коридор. При невозможности устройства выхода на открытую палубу устраиваются два выхода: во внутренний коридор и помещение столовой. На малых судах допускается при технической невозможности оборудовать только один выход —во внутренний коридор.

2.5.3. Заготовочные

2.5.3.1. На пассажирских и туристских судах I и II групп, при ресторане и столовой должны предусматриваться отдельные заготовочные помещения: при численности экипажа и пассажиров до 100 чел. — одна заготовочная с тремя разделочными столами, до

20

содержание


I. Общие положения.........

1.1.    Назначение и применение Правил

1.2.    Контроль за выполнением и применением Правил

1.3.    Классификация судов .......

1.4.    Основная терминология применительно к Правилам


Часть I. Санитарные требования, подлежащие выполнению при проектировании, строительстве и капитальном ремонте судов

2.    Судовые помещения...........

2.1.    Жилые помещения.......

2.2. Помещения для экипажа......]

2.3. Помещения для пассажиров.....

2.4.    Общественные помещения........

2.5.    Помещения пищевого блока.......

2.6.    Санитарно-бытовые помещения.....

2.7.    Санитарно-гигиенические помещения

2.8.    Помещения медицинского назначения

2.9.    Производственные и служебные помещения..... ]

2.10.    Помещения и оборудование на зачистных станциях

2.11.    Грузовые помещения и оборудование судов, используемых для перевозки

специализированных грузов ...........

3.    Судовые системы..........' .    ,    .    *    ■    ,

3.1.    Системы водоснабжения............

3.2.    Судовые сточные системы, сбор и удаление мусора.....

3.3.    Системы отопления, вентиляции . и кондиционирования воздуха

3.4.    Освещение................

4.    Защита от вредного воздействия факторов судовой среды.....

4.1.    Защита от действия шума и вибрации........

4.2.    Защита от электромагнитных полей радиочастот......

4.3.    Защита от инфракрасного излучения .........

4.4.    Защита от ионизирующих излучений.........

4.5.    Требования к синтетическим полимерным материалам и защита от статического электричества ..............

5.    Предупреждение проникновения грызунов в судовые помещения

Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов


6.    Содержание жилых помещений............

7.    Содержание помещений и оборудования судового пищевого блока .

7.1.    Общие требования..............

7.2.    Прием и хранение пищевых продуктов, реализация готовой продукции .

7.3.    Хранение и реализация полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий .

7.4.    Режим мытья посуды.............

7.5.    Правила личной гигиены персонала пищевых блоков, ресторанов, столовых,

буфетов, баров, кафе............

7.6.    Ответственность за санитарное содержание пищеблока .    .    ,    ,    .

8.    Судовые системы .......*    ......

8.1.    Системы водоснабжения *    «    .    »    i    *    *.....

8.2.    Удаление с судов загрязненных вод, отбросов и мусора ....

8.3.    Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха

9.    Предупреждение вредного воздействия шума и вибрации.....

10.    Зачистные работы на судах..........*

11.    Перевозка грузов...............

11.1.    Перевозка пищевых грузов и питьевой воды.......

11.2.    Перевозка сельскохозяйственных грузов........

11.3.    Перевозка токсических грузов..........

11.4.    Перевозка радиоактивных веществ.........

11.5.    Транспортировка умерших...........

11.6.    Перевозка домашних животных..........

12.    Дезинфекционные мероприятия............

13.    Эксплуатация плавающих магазинов.......

14.    Санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов и медицинское обслуживания

15* Медицинское обеспечение водолазных работ.........


Приложения.

I. Судовое санитарное свидетельство на право плавания II, Минимальный перечень оборудования в судовых помещениях ■

III.    Рекомендованное оборудование спортивных помещения .    .    ■    •    •    ■

IV.    Методическиие указания о порядке применения нового ГОСТ 17.1.3.09-82 «Охрана природы. Гидросфера. Требования к хозяйственно-питьевому водо-

v. М ет oxui'k a ”oii р еде лен и я* составляющих параметров микроклимата по заданному

значению результирующей температуры (°РТ)    *    .......

VI. Нормы искусственного освещения на судах речного флота.....


6

5

6

7

8


Iff

10

12

М

15

17

2G

28

32

35

36

37 39 39 42 45

57

59

58

60 62 62

63

64


64

65 65 65 68 69


70

71

72 72

74

75

76

77 79

79

80 8И 82 82 82 83

83

84 88


83

89

91


99

103


3


VII. Методы измерения интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей и приборы (Извлечение из Гигиенических норм интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов № 645—66)..............108

VIII. Медицинский сертификат о допуске полимерного материала для судостроения 110

IX.    Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды и оборудования на

предприятиях общественного питания...........112

X. Акт санитарного осмотра судна ............ 112

ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

Нарушение санитарно-гигиенических и саиитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР или союзных республик (статья 18).

Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик (статья 19).

(Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденные Законом СССР от 19 декабря 1969 года).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.1.1.    Настоящие санитарные правила устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, а также гигиенические требования, по .содержанию самоходных и несамоходных судов внутреннего (речных и озерных) и смешанного река—море плавания СССР при их эксплуатации.

1.1.2.    Действие настоящих Правил распространяется на все суда, постоянно эксплуатирующиеся во внутренних водоемах СССР, в том числе и на суда смешанного (река—море) плавания и другие плавобъекты, приравненные к ним, за исключением кораблей и судов Министерства обороны, МВД, КГБ, рыболовных судов внутренних водоемов, судов спортивного назначения.

1.1.3.    На грузовые несамоходные и вспомогательные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, Правила распространяются только в части требований к зачистке грузовых помещений и перевозке грузов.

1.1.4.    Санитарные правила вступают в силу с 01.01.88 г.

1.1.5.    Технические проекты судов, представленные на согласование в органы государственного санитарного надзора после 01.01.88 г., должны быть откорректированы в соответствии с настоящими Правилами.

Примечание. Требования Правил распространяются па строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут запарафированы по истечении 3 мес с даты вступления в силу настоящих Правил.

1.1.6.    Суда, построенные до введения настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточным, вентиляции, а также по оборудованию спортивных площадок на палубе, а где это возможно и спортивных помещений— в сроки и в объемах, установленных органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий. При этом рекомендуется максимально выполнять требования настоящих Правил.

1.1.7.    С введением Правил ранее изданные Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.01.77 г. № 1751—77, отменяются.

5

1.2. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАВИЛ

1.2.1.    Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, ведущие проектирование, строительство и капитальный ремонт судов, а при эксплуатации — на судовладельцев и непосредственно на капитана. Контроль за выполнением Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте, а при их эксплуатации — на учреждения санитарно-эпидемиологической службы административных районов (республиканские, краевые, областные, городские).

1.2.2.    Министерства и ведомства, проектные организации, а также предприятия судостроения и судоремонта обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную и техническую документацию на строительство и капитальный ремонт судов в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР — предконтрактную документацию и технические проекты на суда зарубежной постройки;

в Главные санитарно-эпидемиологические управления минздравов союзных республик — технические проекты на типовое и серийное строительство судов (при серии более 5 ед.), а также индивидуальные проекты на строительство экспериментальных крупнотоннажных судов;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции и по их поручению, в портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте — технические проекты на строительство единичных судов и серии до пяти судов, а также техническую документацию по ремонту судов.

1.2.3.    Результаты согласования оформляются официальным документом. Срок действия согласованных проектов устанавливается на 6 лет после постройки головного судна. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.4.    Министерства и ведомства-судовладельцы обязаны включать представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в состав государственных или ведомственных комиссий по приемке судов после их постройки или капитального ремонта, влияющего на санитарно-гигиенические условия. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы после приемки судна государственной комиссией оформляют заключение о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.2.5.    Выявленные при приемке головного судна нарушения санитарно-гигиенических норм и правил должны быть устранены до сдачи этого судна в эксплуатацию, а в случае необходимости проект откорректирован на всю серию.

При технической невозможности ликвидации указанных отступ-

лений в период сдачи головного судна в эксплуатацию они устраняются в сроки, согласованные с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.6.    Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы при соответствии судна требованиям настоящих санитарных Правил выдают администрации судна Судовое санитарное свидетельство на право плавания сроком на 1 год (приложение I).

При отсутствии Судового санитарного свидетельства на право плавания или по истечении срока его действия судно к эксплуатации не допускается.

Ответственность за сохранность Судового санитарного свидетельства на право плавания и своевременное возобновление срока его действия песет судовладелец

Ответственность за выход судна в плавание без Судового санитарного свидетельства несет судовладелец.

1.2.7.    Учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют карантинный досмотр судов в случаях:

приема прибывающих из-за границы советских и иностранных судов независимо от государственной или ведомственной принадлежности;

отправления всех советских судов за границу независимо от ведомственной принадлежности с выдачей разрешения па выход в плавание.

1.2.8.    На каждом судне внутреннего и смешанного плавания должны быть нижеперечисленные документы:

Судовое санитарное свидетельство на право плавания;

Судовой санитарный журнал (или раздел в Единой книге осмотра судна);

действующие Санитарные правила для речных судов СССР;

сведения о пассажировместимости судна (для пассажирских судов).

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

1.3.1.    Все суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного река—море плавания применительно к требованиям настоящих Правил разделяются на три группы судов с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту: I группа — свыше 16 ч; II группа — до 16 ч; III группа — до8ч.

Примечание. Данное деление на группы не распространяется на разъездные суда. Санитарно-гигиенические требования на их проектирование в каждом конкретном случае уточняются и согласовываются органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.3.2.    Суда технического флота: земснаряды, плавмастерские, плавкраны и другие плавобъекты, приравненные к ним, разделяются на группы в соответствии с требованиями пункта 1.3.1.

1.3.3.    Требования к скоростным судам уточняются в зависимости от их классификации по группам в соответствующих разделах настоящих Правил.

7

1.3.4. Согласно действующему законодательству судовладелец несет ответственность за неправильное эксплуатационное использование судна в зависимости от его группы.

Примечание. Эксплуатация судов в более высоких группах разрешается только по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и с технической инспекцией труда профсоюза при условии выполнения требований части I Правил.

1.4. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРАВИЛАМ

1.4.1.    Вновь проектируемое судно, технический проект которого представлен на согласование спустя 6 мес после введения в действие настоящих Правил.

1.4.2.    Вспомогательное судно, используемое для вспомогательных целей флота (спасательное, пожарное, лоцманское, ледоколы, суда портового флота и т. д.).

1.4.3.    Грузовое — транспортное судно, используемое для перевозки груза и не более 12 пассажиров.

1.4.4.    Несамоходное судно, не имеющее механического двигателя.

1.4.5.    Нефтеналивное (танкер) судно, предназначенное для перевозки наливных огнеопасных грузов (сырой нефти, нефтепродуктов всех разрядов, а также других огнеопасных жидкостей технического назначения).

1.4.6.    Пассажирское судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.

1.4.7.    Разъездное судно, предназначенное для служебно-разъездных целей.

1.4.8.    Самоходное судно, имеющее механический двигатель.

1.4.9.    Скоростное судно, имеющее проектную скорость хода не менее 30 км/ч (на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, с электрическим режимом движения и т. д.).

1.4.10.    Суда технического флота, предназначенные для дноуглубительных работ и поддержания фарватера (земснаряды, плавкраны, шаланды, мотозавозни и т. д.).

1.4.11.    Малое судно — грузовые суда грузоподъемностью менее 300 т, все суда длиной менее 25 м, а также пассажирские группы III, буксирные и толкачи всех групп с осадкой менее 1 м.

1.4.12.    Экипаж — все лица, внесенные в судовой штат, и другие лица, связанные с деятельностью данного судна, включая персонал, обслуживающий как экипаж, так и пассажиров.

1.4.13.    Пассажиры —лица, принятые на борт судна к перевозке, не являющиеся членами экипажа и не выполняющие работ, связанных с эксплуатацией судна.

1.4.14.    Дежурные помещения, оборудованные для отдыха, подогревания и приема пищи членами экипажа.

1.4.15.    Жилые для экипажа— судовые помещения для постоянного проживания и отдыха.

1.4.16.    Санитарно-бытовые — судовые прачечные и сушилки чистого белья, помещения для хранения и сушки спецодежды, бы-

8

тового обслуживания (парикмахерские, камеры хранения и т. д.).

1.4.17.    Санитарно-гигиенические — судовые уборные (туалет), умывальные, душевые, ванные, бани, раздевальни и др.

1.4.18.    Хозяйственные каюты — судовые помещения, предназначенные для приготовления и приема пищи на речных и озерных судах групп II и III.

1.4.19.    Служебные помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном,, связи и контролю за механизмами (ходовой мостик, рулевая, штурманская багермейстерская, радиорубка и т. п.) и ведению документации.

1.4.20.    Административные и административно-хозяйственные помещения, предназначенные для канцелярских, бухгалтерских работ (канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т. п.).

1.4.21.    Производственные помещения мастерских:    механиче

ских, слесарных, электромастерских, сварочных стендов и т. п., а также камбуз.

1.4.22.    Помещения энергетического отделения, в которых установлены энергетические установки, котлы, двигатели и механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие движение судна и работу различных судовых систем и устройств.

1.4.23.    Центральный пост управления (ЦПУ)—звукоизолированное помещение, выделенное из энергетического отделения, в котором установлены контрольные, приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами.

1.4.24.    Рабочая зона — пространство высотой не более 2000 мм над уровнем настила площадки, где находится рабочее место.

1.4.25. Санитарный узел (санузел):    санитарно-гигиеническое

помещение, имеющее кабину с унитазом и умывальник.

1.4.26.    Санитарный блок (саиблок): санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, душевую кабину, умывальник.

1.4.27.    Капитальный ремонт — ремонт или переоборудование судна, в результате которого могут измениться условия обитаемости (размещение экипажа и пассажиров, параметры микроклимата, освещенность, уровни шума и вибрации, использование новых полимерных материалов и другие факторы).

1.4.28.    Кондиционирование воздуха — комплекс технологических процессов обработки воздуха, обеспечивающий поддержание определенных качеств состава среды в заданном интервале их значений.

Кондиционирование летнее — создание комфортных условий воздушной среды путем охлаждения поступающего воздуха.

Кондиционирование зимнее—'Создание комфортных условий воздушной среды путем нагревания и увлажнения поступающего воздуха.

1.4.29.    Спецодежда — рабочая одежда экипажа для проведения судовых работ, связанных с возможным загрязнением.

1.4.30.    Санодежда — одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.

9

1

Зак. 2492