Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

301.00 ₽

Купить СТО РЖД 1.19.003-2010 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие технические требования к автоматизированным системам диспетчерского управления движением поездов на участках и направлениях железнодорожных линий.

Требования настоящего стандарта распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые системы диспетчерского управления и диспетчерского контроля за движением поездов и обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, в том числе и эксплуатационной. Стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД". Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД"

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Характеристика объектов автоматизации

6 Общие технические требования

     6.1 Требования к системе

     6.2 Требования к архитектуре и функциям

     6.3 Требования к режимам функционирования

     6.4 Требования к реализации функций

     6.5 Требования к нормам времени реализации функций

     6.6 Требования к техническим средствам

     6.6.1 Технические средства КП

     6.6.2 Технические средства ЦСИ

     6.6.3 Технические средства ДЦУ

     6.6.4 Устройства электропитания

     6.6.5 Органы управления и индикации

     6.6.6 Технические средства передачи данных

     6.6.7 Сервисные комплекты

     6.7 Требования к видам обеспечения

     6.7.1 Математическое обеспечение

     6.7.2 Информационное обеспечение

     6.7.3 Лингвистическое обеспечение

     6.7.4 Программное обеспечение

     6.7.5 Метрологическое обеспечение

     6.7.6 Организационное обеспечение

     6.7.7 Методическое обеспечение

     6.8 Требования по защите от влияния внешних воздействий и ограничения помехоэмисии

     6.9 Требования эргономики и технической эстетики

     6.10 Требования по стандартизации и унификации

     6.11 Требования к оперативному персоналу

     6.12 Требования надежности, безопасности и защищенности

     6.13 Требования по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту

Библиография

 
Дата введения01.06.2010
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.04.2010УтвержденОАО РЖД931р
РазработанПКТБ ЦШ ОАО РЖД
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Российские железные дороги

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ОАО «РЖД»)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

. -s. апреля 201 Or    Москоо    №    931р

Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов. Общие технические требования»

В целях повышения безопасности движения поездов и совершенствования процесса разработки автоматизированных систем диспетчерского управления движением поездов на железных дорогах ОАО "РЖД":

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2010 г. стандарт СТО РЖД 1.19.003-2010 «Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов. Общие технические требования».

2.    Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. обеспечить выполнение требований настоящего стандарта при утверждении технических заданий на разработку и приемке систем диспетчерского управления.

3.    Начальникам железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» организовать изучение требований настоящего стандарта работниками причастных структурных подразделений.

4.    Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. подготовить в установленном порядке обращение в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением о необходимости отмены ОСТ 32.112-98 «Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Эксплуатационно-технические требования к системам ДЦ».

Вице-президент ОАО «РЖД»

Исп. Чернов Сергей Васильевич, ЛКТБ ЦШ 8-499-260-01-54; svchcmov@list.ro

iд ^ шш\ Российские

/

СТО РЖД 1.19.003— 2010

железные дороги

Стандарт ОАО «РЖД»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Общие технические требования

Москва

ГИД - график исполненного движения поездов Д1ПД - поездной диспетчер ДСП - дежурный по станции

ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика ИО - информационное обеспечение ЛВС - локальная вычислительная сеть МО - математическое обеспечение

МПЦ (РПЦ) - микропроцессорная    (релейно-процессорная)

централизация стрелок и светофоров

НСИ - нормативно-справочная информация

ОП - оперативный персонал, состоящий из оперативноуправленческого (пользователей АС) и обслуживающего (эксплуатационного) персонала (ГОСТ 34.003)

ПО - программное обеспечение (ГОСТ 19781)

СЦБ - сигнализация, централизация, блокировка ТС - телесигнализация (ГОСТ 26.005)

ТУ - телеуправление (ГОСТ 26.005)

ШН - дежурный электромеханик

ЭЦ- электрическая централизация стрелок и светофоров

5 Характеристика объектов автоматизации

5.1    Объектами автоматизации являются перегонные и станционные устройства и системы ЖАТ, которые в соответствии с проектом организации диспетчерского управления (далее - проектом) должны быть включены в зону управления поездного диспетчера.

5.2    Перечень объектов автоматизации (далее - объекты):

а)    устройства и системы ЖАТ, их элементы, регулирующие движение поездов на перегонах;

б)    устройства и системы ЖАТ, их элементы на станциях, обгонных пунктах и разъездах, управляющие поездной и маневровой работой;

в)    подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав;

г)    устройства увязки:

1)    перегонных и станционных устройств и систем ЖАТ;

2)    систем передачи данных и связи оперативно-технологического назначения, в том числе систем цифрового радиоканала;

3)    информационных и управляющих систем верхнего уровня.

На перегоне в перечень объектов автоматизации должны быть включены: участки пути, путевые посты, проходные, заградительные и предупредительные светофоры, переезды, пешеходные дорожки и другие элементы инфраструктуры со специальными видами сигнализации.

6

СТО РЖД 1.19.003-2010

На станции в перечень объектов автоматизации должны быть включены: стрелочные и бесстрелочные изолированные участки, участки приближения и удаления на прилегающих к станции перегонах, станционные пути, стрелки, устройства предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов, светофоры и указатели, переезды, пешеходные дорожки и другие элементы инфраструктуры со специальными видами заграждения и сигнализации.

5.3    Перегоны должны быть оборудованы устройствами путевой автоматической блокировки или полуавтоматической блокировки, дополненной устройствами автоматического контроля прибытия поезда на станцию в полном составе (автоматического контроля свободности перегона).

Перегоны ответвлений, примыкающие к станциям входящих в зону управления, в соответствии с нормами проектирования [5] должны оборудоваться АБ или полуавтоматической блокировкой с контролем свободности перегона при размерах движения на ответвлении более 8 пар поездов в сутки или при меньших размерах движения - другими устройствами контроля, которые должны быть определены проектом.

5.4    Станции, обгонные пункты и разъезды могут быть оборудованы

электрической централизацией    стрелок    и светофоров    релейно

процессорного, микропроцессорного или релейного типа. Системы РПЦ и МПЦ должны иметь унифицированную увязку с системой диспетчерской централизации. Увязка с релейной системой ЭЦ должна быть выполнена по типовым или специальным техническим проектам.

5.5    Путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации должны быть оборудованы перегоны, станционные пути и участки приближения перегонов ответвлений, примыкающие к станциям входящих в зону управления, в соответствии с правилами [ 1 ].

5.6 Полигон управления должен быть обеспечен поездной радиосвязью, подключаемой к поездной диспетчерской связи, и другими видами оперативно-технологической связи в соответствии с правилами [1].

5.7    Тяговый и самоходный подвижной состав, обращающийся в зоне управления, должен быть оборудован бортовыми устройствами безопасности, локомотивной сигнализации и поездной радиосвязи.

5.8    Техническая оснащенность зоны управления, номенклатура и количество объектов должны быть определены проектом. Количество станций, входящих в зону управления, районы управления на станциях, вид (режим) управления станцией или районом станции, варианты реконфигурации зон управления должны быть определены проектом организации полигона управления исходя из нормативной загрузки ОП.

7

СТО РЖД 1.19.003-2010

6 Общие технические требования

Полнота требований к автоматизированной системе управления в целом, архитектуре и функциям, персоналу и видам обеспечения, безопасности и надежности, комплектности и гарантиям, эргономике, испытаниям при вводе в эксплуатацию должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 24.104. Настоящий стандарт конкретизирует общие требования к АСДУ с учетом специфики объектов автоматизации и технологии процесса управления движением поездов.

6.1    Требования к системе

6.1.1    АСДУ должна обеспечить полномочное руководство движением поездов в каждой зоне управления одновременно одному поездному диспетчеру на основе принципа единоначалия.

АСДУ должна исключить возможность ввода команд управления объектами зоны управления с АРМ ДСП, АРМ ШН и других АРМ, кроме АРМ ДНЦ данной зоны управления, без передачи таких полномочий порядком, установленным в п. 6.3.2.

6.1.2    АСДУ должна обеспечить:

а)    функционирование в реальном масштабе времени процесса движения поездов;

б)    автоматическое отображение состояний объектов соответствующего иерархического уровня управления (зоны или полигона), поездной ситуации, предупреждающих сообщений и автоматическое формирование звуковых сигналов;

в)    автоматическую работу подсистем контроля состояния объектов, моделирования и логического контроля, диагностики, протоколирования и сопряжений в соответствии с функциональной структурой системы по п. 6.2.4;

г)    возможность передачи объектов из режима автоматизированного управления в режим автоматического управления (автодействия) и обратно.

д)    поддержку автоматического режима управления маршрутами движения поездов в зонах управления (далее - Автодиспетчер).

6.1.3    АСДУ, как система реального времени, при реализации функций управления должна обнаружить входное событие - изменение состояния объектов или воздействие ОП, и для технологического процесса движения поездов выработать своевременную реакцию на входное событие в соответствии с нормами п. 6.5. При этом АСДУ должна обеспечить:

а)    управление маневровой работой на станциях, обгонных пунктах и разъездах зон управления;

б)    управление поездной работой на участках, направлениях и линиях полигона управления при реализации ГДП;

в)    управление движением высокоскоростных поездов на участках реконструируемых линий для высокоскоростного движения пассажирских

8

СТО РЖД 1.19.003-2010

поездов в условиях сохранения совмещенного движения поездов в соответствии с СТО РЖД 1.07.001.

6.1.4 ЛСДУ должна иметь возможность оперативной реконфигурации зон управления - гибкого изменения границ зон управления в рамках, предусмотренных проектом, в зависимости от неравномерности перевозочного процесса на полигоне во времени и, как следствие, изменения численности и загрузки ОП.

6.2 Требовании к архитектуре и функциям

6.2.1    ЛСДУ должна иметь архитектуру, позволяющую использовать ее на участках и направлениях железных дорог ОАО «РЖД» любой конфигурации (магистральной, радиальной, древовидной и смешанной). Архитектура системы должна:

а)    обеспечить автономное управление в каждой зоне управления при отказе любого устройства АСДУ;

б)    допускать расширение перечггя и количества объектов при реконструкции инфраструктуры и модернизации бортовых устройств подвижного состава, взаимосвязанных с АСДУ;

в)    допускать возможность гибкого изменения границ зон управления на полигоне.

6.2.2    Архитектура системы определяется составом структурных элементов и их взаимодействием и может быть классифицирована по нескольким признакам.

По признаку территориальной распределенности конструктивных элементов АСДУ должна быть построена по иерархическому принципу с образоваггием:

а)    уровня пункта управления - верхний уровень ПУ;

б)    линейного уровня станций - нижний уровень КП.

На уровне Г1У могут быть образованы следующие подуровни:

а)    уровень центра сбора информации - уровень ЦСИ;

б)    уровень центра управления движением - уровень ДЦУ.

На линейном уровне станций должны быть размещены комплексы технических средств КП, гга уровне пункта управления - комплекс технических средств ПУ.

На уровне ЦСИ пункта управления должны быть размещены технические средства сбора, обработки и передачи данных ТУ и ТС, технические средства формирования и обслуживания оперативной базы данных, массива данных ИО и архива. На уровне ЦСИ могут быть размещены дублирующие АРМ ДНЦ и АРМ ОП.

На уровне ДЦУ пункта управления должны быть размещены технические средства АРМ ДНЦ зон управлеггия. Здесь могут быть размещены АРМ ОП управления перевозочным процессом полигона, технические средства системы моделирования и прогнозирования ГДП и др.

6.2.3    АСДУ должна обеспечить функциональное взаимодействие между комплексом уровня ПУ и комплексами уровня КП по иерархическому принципу «сверху-вниз». АСДУ должна исключить функциональное взаимодействие между комплексами уровня КП.

Устройства комплекса одного иерархического уровня, так и устройства смежных иерархических уровней должны взаимодействовать посредством стандартизированных систем передачи данных и соответствовать требованиям п. 6.12.8 по классу защищенности информации от несанкционированного доступа.

Взаимодействие устройств АСДУ при реализации функций, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, должно осуществляться с выполнением установленных настоящим стандартом процедур.

Устройства АСДУ при взаимодействии как между собой, так и с информационно-управляющими системами верхнего уровня должны осуществлять синхронизацию времени, увязанного с системой единого времени Российской Федерации.

6.2.4    По функциональному признаку структура АСДУ может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

а)    диалоговой;

б)    контроля состояния объектов;

в)    управления объектами;

г)    моделирования и логического контроля;

д)    диагностики;

е)    протоколирования;

ж) сопряжений.

6.2.5    Диалоговая подсистема должна обеспечить:

а)    интерактивное взаимодействие с ОП при вводе команд, заданий и данных в систему;

б)    отображение данных о текущем состоянии объектов, текущей поездной ситуации, предупреждений и диагностической информации системы;

в)    представление информации по запросам ОП.

6.2.6    Подсистема контроля состояния объектов должна обеспечить сбор данных от объектов контроля, формирование и передачу сигналов ТС в ПУ, формирование и защиту оперативной базы данных, массива данных ИО и контроль доступа к ним.

6.2.7    Подсистема управления объектами должна обеспечить:

а)    формирование и передачу команд ТУ, в том числе ответственных, в КП к объектам управления и обратный контроль исполнения команд;

б)    возможность передачи объектов из режима автоматизированного управления в режим автоматического управления (автодействия) и обратно;

СТО РЖД 1.19.003-2010

в) возможность переключения между автоматизированным (ДНЦ) или автоматическим (Автодиспетчер) режимами управления маршрутами движения поездов в зоне управления.

6.2.8    Подсистема моделирования и логического контроля должна обеспечить:

а)    построение и ведение динамических моделей текущего состояния объектов и поездного положения на их основе;

б)    логический контроль за выполнением условий безопасности системы управления движением поездов, за соблюдением зависимостей между состоянием объектов и командами ТУ, за допустимостью управляющего воздействия, формируемого ДНЦ;

в)    формирование предупреждений для ОП об обнаруженных подсистемой нарушениях.

6.2.9    Подсистема диагностики должна обеспечить:

а)    самодиагностику неисправностей технических средств АСДУ, сбор и анализ диагностических данных от объектов и каналов передачи данных, представление результатов анализа для отображения ОП;

б)    возможность интеграции с общей системой технической диагностики и мониторинга.

6.2.10    Подсистема протоколирования должна обеспечить формирование архива и регистрацию в нем данных ТУ и ТС, управляющих воздействий ОП и Автодиспетчера, результатов диагностики объектов и каналов передачи данных, сбоев и отказов функционирования и результатов самодиагностики и тестирования технических средств АСДУ. Подсистема должна обеспечить также хранение, защиту данных архива, контроль доступа и обслуживание запросов к архиву.

6.2.11    Подсистема сопряжений должна обеспечить увязку с объектами, взаимосвязь технических средств АСДУ между собой, взаимосвязь с системами технической диагностики и мониторинга, соседними дорожными (региональными) и опорными центрами, с центром автоматизированной системы оперативного управления перевозками и, при необходимости, с другими информационно-управляющими системами верхнего уровня (ЦУП ОАО «РЖД», АСУ хозяйств, ГИД «Урал», системами моделирования и прогноза ГДП, системой выдачи предупреждений об ограничениях скорости, АС централизованного ведения ПСИ ОАО «РЖД» и

др.).

6.2.12    АСДУ должна иметь возможность расширения и модификации функций при реконструкции инфраструктуры, а также при изменении требований нормативных и руководящих документов ОАО «РЖД». Перечень функций должен быть уточнен при проектировании АСДУ для конкретного полигона управления.

АСДУ должна иметь возможность функционирования в объеме функций системы диспетчерского контроля (без функций подсистемы

11

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ПКТБ ЦП» ОАО «РЖД»)

2    ВНЕСЕН Департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 28 апреля 2010 г. № 931р

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ОАО «РЖД», 2010

Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»

СТО РЖД 1.19.003-2010

Содержание

1    Область применения...................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................................................1

3    Термины и определения.............................................................................................4

4    Обозначения и сокращения.......................................................................................5

5    Характеристика объектов автоматизации................................................................6

6    Общие технические требования................................................................................8

6.1    Требования к системе..........................................................................................8

6.2    Требования к архитектуре и функциям.............................................................9

6.3    Требования к режимам функционирования...................................................12

6.4    Требования к реализации функций.................................................................14

6.5    Требования к нормам времени реализации функций....................................23

6.6    Требования к техническим средствам.............................................................24

6.6.1    Технические средства КП.......................................................................24

6.6.2    Технические средства ЦСИ....................................................................25

6.6.3    Технические средства ДЦУ....................................................................26

6.6.4    Устройства электропитания...................................................................27

6.6.5    Органы управления и индикации..........................................................27

6.6.6    Технические средства передачи данных..............................................28

6.6.7    Сервисные комплекты............................................................................31

6.7    Требования к видам обеспечения....................................................................31

6.7.1    Математическое обеспечение................................................................31

6.7.2    Информационное обеспечение..............................................................31

6.7.3    Лингвистическое обеспечение...............................................................32

6.7.4    Программное обеспечение.....................................................................33

6.7.5    Метрологическое обеспечение..............................................................33

6.7.6    Организационное обеспечение..............................................................33

6.7.7    Методическое обеспечение....................................................................34

6.8    Требования по защите от влияния внешних воздействий и ограничения

помехоэмисии..................................................................................................34

6.9    Требования эргономики и технической эстетики..........................................36

6.10    Требования по стандартизации и унификации.............................................37

6.11    Требования к оперативному персоналу........................................................37

6.12    Требования надежности, безопасности и защищенности...........................38

6.13    Требования по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и

ремонту.............................................................................................................40

Библиография...............................................................................................................41

III

Введение

Диспетчерское управление основано на принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке одним диспетчером, на строгом выполнении технологических нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах, техническом нормировании эксплуатационной работы и обеспечении безопасности движения поездов.

Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов позволяют осуществлять руководство движением поездов на основе использования информационных технологий, средств микропроцессорной, вычислительной, телекоммуникационной техники и предназначены для решения следующих задач:

-    концентрации и интеграции диспетчерского управления и диспетчерского контроля за движением поездов на железных дорогах и линиях в региональных и дорожных диспетчерских центрах;

-    автоматизации функций диспетчерского управления, диспетчерского контроля и моделирования движения поездов на участках и направлениях железных дорог и других функций.

Применение автоматизированных систем диспетчерского управления движением поездов обеспечивает:

-    повышение безопасности и улучшение показателей выполнения принятого графика движения поездов за счет расширения контрольных и диагностических функций;

-    повышение оперативности, увеличение зон управления и улучшение условий труда оперативного персонала за счет расширения технологических возможностей управления станционными объектами и предоставления справочно-информационного и других видов обеспечения;

-    снижение капитальных затрат за счет сокращения производственных площадей, сроков проведения проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

-    снижение эксплуатационных затрат за счет повышения надежности устройств и использования технологии обслуживания устройств по их фактическому состоянию и сокращения численности персонала.

В процессе функционирования автоматизированная система диспетчерского управления и контроля за движением поездов осуществляет:

-    автоматический контроль на основе сбора, обработки и представления информации о текущем состоянии объектов на участках оперативному персоналу и системам верхнего уровня управления процессом перевозки;

-    получение и представление оперативному персоналу информации от систем управления перевозочным процессом верхних уровней;

-    автоматизированное управление объектами на станциях и перегонах участка при реализации принятого графика движения поездов.

IV

Стандарт ОАО «РЖД»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Общие технические требования

Дата введения — 2010-06-01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автоматизированным системам диспетчерского управления движением поездов на участках и направлениях железнодорожных линий.

Требования настоящего стандарта распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые системы диспетчерского управления и диспетчерского контроля за движением поездов и обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, в том числе и эксплуатационной.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

1

ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения

ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 21889-76 Система "Человек-машина" Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования

ГОСТ 21958-76 Система «Человек-машина». Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования

ГОСТ 22269-76 Система "Человек-машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 23000-78 Система «Человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования

ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения

ГОСТ 24750-81 Средства технические вычислительной техники. Общие требования технической эстетики

ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения ГОСТ 26.005-82 Телемеханика. Термины и определения ГОСТ 26.205-88 Комплексы и устройства телемеханики. Общие технические условия

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 2.749-84 Единая система конструкторской документации. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки

ГОСТ 30372-95/ГОСТ Р 50397-92 Совместимость    технических

средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 50648-94 (МЭК 1000-4-8-93) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50656-2001 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

2

СТО РЖД 1.19.003-2010

ГОСТ Р 51317.4.2-99 (МЭК 61000-4-2-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.4-2007 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.11 -2007 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16-99) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150 кГц. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51318.22-2006 (СИСПР 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Помехи индустриальные. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р МЭК 61508-1 -2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 870-1-1-93 Устройства и системы телемеханики. Часть 1. Основные положения. Раздел 1. Общие принципы

ГОСТ Р МЭК 870-4-93 Устройства и системы телемеханики. Часть 4. Технические требования

ГОСТ Р МЭК 870-5-1-95 Устройства и системы телемеханики. Часть 5. Протоколы передачи. Раздел 1. Форматы передаваемых кадров

СТО РЖД 1.02.001-2006 Безопасность железнодорожных перевозок. Термины и определения

СТО РЖД 1.07.001-2007 Инфраструктура линии Санкт-Петербург -Москва для высокоскоростного движения поездов. Общие технические требования

СТО РЖД 1.19.001-2005 Средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и

3

ремонта микропроцессорных устройств сигнализации, централизации и блокировки

СТО РЖД 1.19.002-2007 Системы и устройства железнодорожной автоматики. Порядок ввода в эксплуатацию

СТО РЖД 1.19.005-2008 Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Условные графические изображения

3 Термины и определении

В настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ 18322, ГОСТ 19781, ГОСТ 20911, ГОСТ 25866, ГОСТ 26.005ГОСТ 27.002, ГОСТ 30372, ГОСТ 34.003, СТО РЖД 1.02.001, СТО РЖД 1.19.001, в нормативных документах [1], [3] и [4], а также следующие термины с соответствующими сокращениями и определениями:

3.1    автоматизированная система диспетчерского управления движением поездов; АСДУ: Система, состоящая из оперативного персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности (вычислительной техники, средств телемеханики и связи, программного, информационного и других видов обеспечения), реализующая информационную технологию централизованного диспетчерского управления и контроля за движением поездов на полигоне управления.

3.2    автономное управление; АУ: Вид (режим) управления, при

котором управление объектами и движением поездов на станции осуществляет дежурный по станции при реализации у поездного диспетчера контроля за объектами и движением поездов на этой станции._____

3.3    база данных: Совокупность данных, отображающих состояние объектов и их взаимосвязи в рассматриваемой предметной области.

[СТО РЖД 1.19.001-2005, пункт 3.1]_

3.4    диспетчерский центр управления движением

поездов; ДЦУ: Структурный элемент пункта управления, состоящего из совокупности    средств вычислительной    техники,    программного,

информационного и других видов обеспечения и осуществляющего концентрацию и интеграцию автоматизированных рабочих мест оперативного персонала зон управления в технологически обоснованный полигон управления.

3.5    диспетчерское управление; ДУ: Вид (режим) управления, при котором управление объектами станций и процессом движения поездов в зоне управления осуществляет поездной диспетчер.

3.6 зона управления: Ограниченный    элемент    инфраструктуры

железной дороги, полномочия на управление движением поездов на котором одновременно могут находиться у одного поездного диспетчера. Например, диспетчерский круг, линейный участок или узловая, крупная грузовая, сортировочная, припортовая, пограничная станция.

4

СТО РЖД 1.19.003-2010

3.7    комбинированное управление: Вид (режим) управления, при

котором управление движением поездов по главным и приемо-отправочным путям, предусмотренным для безостановочного пропуска поездов, осуществляет поездной диспетчер, а остальными передвижениями руководит дежурный по станции (маневровый диспетчер). ____________

3.8    контролируемый телемеханический пункт; КП: Место размещения объектов, контролируемых или управляемых средствами телемеханики.

[ГОСТ 26.005-82, пункт 19]_

3.9    полигон управления: Технологически обоснованная интеграция зон диспетчерского управления перевозочным процессом в ДЦУ. Например, железнодорожная линия, опорная станция с прилегающими линейными районами, дорога или регион.

3.10    резервное управление; РУ: Вид (режим) управления, применяемый при отказах устройств АСДУ, при котором управление объектами и движением поездов на станции осуществляет дежурный по станции со станционного пункта управления.

3.11    станционное управление; СУ: Вид (режим) управления, при котором по команде поездного диспетчера при согласовании с дежурным по станции управление объектами станции зоны управления, находящейся в режиме ДУ или комбинированного управления, переводится в режим АУ (или обратно).

3.12    телемеханический пункт управления; ПУ: Пункт, с которого осуществляется управление объектами контролируемых телемеханических пунктов и контроль их состояния.

[ГОСТ 26.005-82, пункт 20]_

3.13    центр сбора информации; ЦСИ: Структурный элемент пункта управления, осуществляющего организацию обмена данными телеуправления и телесигнализации с контролируемыми (линейными) пунктами зон управления и информацией с системами управления перевозочным процессом и другими информационными системами верхних уровней, формирование оперативной базы данных и архива.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АБ - автоматическая блокировка

АРМ - автоматизированное рабочее место (ГОСТ 34.003)

АС - автоматизированная система (ГОСТ 34.003)

ГДП - график движения поездов

ГДП прогнозный - ГДП, рассчитываемый на основе реального поездного положения и прогнозируемой динамики его изменения

5