Российские железные дороги
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
. -s. апреля 201 Or Москоо № 931р
Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов. Общие технические требования»
В целях повышения безопасности движения поездов и совершенствования процесса разработки автоматизированных систем диспетчерского управления движением поездов на железных дорогах ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2010 г. стандарт СТО РЖД 1.19.003-2010 «Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов. Общие технические требования».
2. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. обеспечить выполнение требований настоящего стандарта при утверждении технических заданий на разработку и приемке систем диспетчерского управления.
3. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» организовать изучение требований настоящего стандарта работниками причастных структурных подразделений.
4. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. подготовить в установленном порядке обращение в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением о необходимости отмены ОСТ 32.112-98 «Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Эксплуатационно-технические требования к системам ДЦ».
Вице-президент ОАО «РЖД»
Исп. Чернов Сергей Васильевич, ЛКТБ ЦШ 8-499-260-01-54; svchcmov@list.ro
iд ^ шш\ Российские
железные дороги
Стандарт ОАО «РЖД»
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
Общие технические требования
Москва
ГИД - график исполненного движения поездов Д1ПД - поездной диспетчер ДСП - дежурный по станции
ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика ИО - информационное обеспечение ЛВС - локальная вычислительная сеть МО - математическое обеспечение
МПЦ (РПЦ) - микропроцессорная (релейно-процессорная)
централизация стрелок и светофоров
НСИ - нормативно-справочная информация
ОП - оперативный персонал, состоящий из оперативноуправленческого (пользователей АС) и обслуживающего (эксплуатационного) персонала (ГОСТ 34.003)
ПО - программное обеспечение (ГОСТ 19781)
СЦБ - сигнализация, централизация, блокировка ТС - телесигнализация (ГОСТ 26.005)
ТУ - телеуправление (ГОСТ 26.005)
ШН - дежурный электромеханик
ЭЦ- электрическая централизация стрелок и светофоров
5 Характеристика объектов автоматизации
5.1 Объектами автоматизации являются перегонные и станционные устройства и системы ЖАТ, которые в соответствии с проектом организации диспетчерского управления (далее - проектом) должны быть включены в зону управления поездного диспетчера.
5.2 Перечень объектов автоматизации (далее - объекты):
а) устройства и системы ЖАТ, их элементы, регулирующие движение поездов на перегонах;
б) устройства и системы ЖАТ, их элементы на станциях, обгонных пунктах и разъездах, управляющие поездной и маневровой работой;
в) подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав;
г) устройства увязки:
1) перегонных и станционных устройств и систем ЖАТ;
2) систем передачи данных и связи оперативно-технологического назначения, в том числе систем цифрового радиоканала;
3) информационных и управляющих систем верхнего уровня.
На перегоне в перечень объектов автоматизации должны быть включены: участки пути, путевые посты, проходные, заградительные и предупредительные светофоры, переезды, пешеходные дорожки и другие элементы инфраструктуры со специальными видами сигнализации.
6
СТО РЖД 1.19.003-2010
На станции в перечень объектов автоматизации должны быть включены: стрелочные и бесстрелочные изолированные участки, участки приближения и удаления на прилегающих к станции перегонах, станционные пути, стрелки, устройства предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов, светофоры и указатели, переезды, пешеходные дорожки и другие элементы инфраструктуры со специальными видами заграждения и сигнализации.
5.3 Перегоны должны быть оборудованы устройствами путевой автоматической блокировки или полуавтоматической блокировки, дополненной устройствами автоматического контроля прибытия поезда на станцию в полном составе (автоматического контроля свободности перегона).
Перегоны ответвлений, примыкающие к станциям входящих в зону управления, в соответствии с нормами проектирования [5] должны оборудоваться АБ или полуавтоматической блокировкой с контролем свободности перегона при размерах движения на ответвлении более 8 пар поездов в сутки или при меньших размерах движения - другими устройствами контроля, которые должны быть определены проектом.
5.4 Станции, обгонные пункты и разъезды могут быть оборудованы
электрической централизацией стрелок и светофоров релейно
процессорного, микропроцессорного или релейного типа. Системы РПЦ и МПЦ должны иметь унифицированную увязку с системой диспетчерской централизации. Увязка с релейной системой ЭЦ должна быть выполнена по типовым или специальным техническим проектам.
5.5 Путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации должны быть оборудованы перегоны, станционные пути и участки приближения перегонов ответвлений, примыкающие к станциям входящих в зону управления, в соответствии с правилами [ 1 ].
5.6 Полигон управления должен быть обеспечен поездной радиосвязью, подключаемой к поездной диспетчерской связи, и другими видами оперативно-технологической связи в соответствии с правилами [1].
5.7 Тяговый и самоходный подвижной состав, обращающийся в зоне управления, должен быть оборудован бортовыми устройствами безопасности, локомотивной сигнализации и поездной радиосвязи.
5.8 Техническая оснащенность зоны управления, номенклатура и количество объектов должны быть определены проектом. Количество станций, входящих в зону управления, районы управления на станциях, вид (режим) управления станцией или районом станции, варианты реконфигурации зон управления должны быть определены проектом организации полигона управления исходя из нормативной загрузки ОП.
7
СТО РЖД 1.19.003-20106 Общие технические требования
Полнота требований к автоматизированной системе управления в целом, архитектуре и функциям, персоналу и видам обеспечения, безопасности и надежности, комплектности и гарантиям, эргономике, испытаниям при вводе в эксплуатацию должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 24.104. Настоящий стандарт конкретизирует общие требования к АСДУ с учетом специфики объектов автоматизации и технологии процесса управления движением поездов.
6.1 Требования к системе
6.1.1 АСДУ должна обеспечить полномочное руководство движением поездов в каждой зоне управления одновременно одному поездному диспетчеру на основе принципа единоначалия.
АСДУ должна исключить возможность ввода команд управления объектами зоны управления с АРМ ДСП, АРМ ШН и других АРМ, кроме АРМ ДНЦ данной зоны управления, без передачи таких полномочий порядком, установленным в п. 6.3.2.
6.1.2 АСДУ должна обеспечить:
а) функционирование в реальном масштабе времени процесса движения поездов;
б) автоматическое отображение состояний объектов соответствующего иерархического уровня управления (зоны или полигона), поездной ситуации, предупреждающих сообщений и автоматическое формирование звуковых сигналов;
в) автоматическую работу подсистем контроля состояния объектов, моделирования и логического контроля, диагностики, протоколирования и сопряжений в соответствии с функциональной структурой системы по п. 6.2.4;
г) возможность передачи объектов из режима автоматизированного управления в режим автоматического управления (автодействия) и обратно.
д) поддержку автоматического режима управления маршрутами движения поездов в зонах управления (далее - Автодиспетчер).
6.1.3 АСДУ, как система реального времени, при реализации функций управления должна обнаружить входное событие - изменение состояния объектов или воздействие ОП, и для технологического процесса движения поездов выработать своевременную реакцию на входное событие в соответствии с нормами п. 6.5. При этом АСДУ должна обеспечить:
а) управление маневровой работой на станциях, обгонных пунктах и разъездах зон управления;
б) управление поездной работой на участках, направлениях и линиях полигона управления при реализации ГДП;
в) управление движением высокоскоростных поездов на участках реконструируемых линий для высокоскоростного движения пассажирских
8
СТО РЖД 1.19.003-2010
поездов в условиях сохранения совмещенного движения поездов в соответствии с СТО РЖД 1.07.001.
6.1.4 ЛСДУ должна иметь возможность оперативной реконфигурации зон управления - гибкого изменения границ зон управления в рамках, предусмотренных проектом, в зависимости от неравномерности перевозочного процесса на полигоне во времени и, как следствие, изменения численности и загрузки ОП.
6.2 Требовании к архитектуре и функциям
6.2.1 ЛСДУ должна иметь архитектуру, позволяющую использовать ее на участках и направлениях железных дорог ОАО «РЖД» любой конфигурации (магистральной, радиальной, древовидной и смешанной). Архитектура системы должна:
а) обеспечить автономное управление в каждой зоне управления при отказе любого устройства АСДУ;
б) допускать расширение перечггя и количества объектов при реконструкции инфраструктуры и модернизации бортовых устройств подвижного состава, взаимосвязанных с АСДУ;
в) допускать возможность гибкого изменения границ зон управления на полигоне.
6.2.2 Архитектура системы определяется составом структурных элементов и их взаимодействием и может быть классифицирована по нескольким признакам.
По признаку территориальной распределенности конструктивных элементов АСДУ должна быть построена по иерархическому принципу с образоваггием:
а) уровня пункта управления - верхний уровень ПУ;
б) линейного уровня станций - нижний уровень КП.
На уровне Г1У могут быть образованы следующие подуровни:
а) уровень центра сбора информации - уровень ЦСИ;
б) уровень центра управления движением - уровень ДЦУ.
На линейном уровне станций должны быть размещены комплексы технических средств КП, гга уровне пункта управления - комплекс технических средств ПУ.
На уровне ЦСИ пункта управления должны быть размещены технические средства сбора, обработки и передачи данных ТУ и ТС, технические средства формирования и обслуживания оперативной базы данных, массива данных ИО и архива. На уровне ЦСИ могут быть размещены дублирующие АРМ ДНЦ и АРМ ОП.
На уровне ДЦУ пункта управления должны быть размещены технические средства АРМ ДНЦ зон управлеггия. Здесь могут быть размещены АРМ ОП управления перевозочным процессом полигона, технические средства системы моделирования и прогнозирования ГДП и др.
6.2.3 АСДУ должна обеспечить функциональное взаимодействие между комплексом уровня ПУ и комплексами уровня КП по иерархическому принципу «сверху-вниз». АСДУ должна исключить функциональное взаимодействие между комплексами уровня КП.
Устройства комплекса одного иерархического уровня, так и устройства смежных иерархических уровней должны взаимодействовать посредством стандартизированных систем передачи данных и соответствовать требованиям п. 6.12.8 по классу защищенности информации от несанкционированного доступа.
Взаимодействие устройств АСДУ при реализации функций, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, должно осуществляться с выполнением установленных настоящим стандартом процедур.
Устройства АСДУ при взаимодействии как между собой, так и с информационно-управляющими системами верхнего уровня должны осуществлять синхронизацию времени, увязанного с системой единого времени Российской Федерации.
6.2.4 По функциональному признаку структура АСДУ может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
а) диалоговой;
б) контроля состояния объектов;
в) управления объектами;
г) моделирования и логического контроля;
д) диагностики;
е) протоколирования;
ж) сопряжений.
6.2.5 Диалоговая подсистема должна обеспечить:
а) интерактивное взаимодействие с ОП при вводе команд, заданий и данных в систему;
б) отображение данных о текущем состоянии объектов, текущей поездной ситуации, предупреждений и диагностической информации системы;
в) представление информации по запросам ОП.
6.2.6 Подсистема контроля состояния объектов должна обеспечить сбор данных от объектов контроля, формирование и передачу сигналов ТС в ПУ, формирование и защиту оперативной базы данных, массива данных ИО и контроль доступа к ним.
6.2.7 Подсистема управления объектами должна обеспечить:
а) формирование и передачу команд ТУ, в том числе ответственных, в КП к объектам управления и обратный контроль исполнения команд;
б) возможность передачи объектов из режима автоматизированного управления в режим автоматического управления (автодействия) и обратно;
СТО РЖД 1.19.003-2010
в) возможность переключения между автоматизированным (ДНЦ) или автоматическим (Автодиспетчер) режимами управления маршрутами движения поездов в зоне управления.
6.2.8 Подсистема моделирования и логического контроля должна обеспечить:
а) построение и ведение динамических моделей текущего состояния объектов и поездного положения на их основе;
б) логический контроль за выполнением условий безопасности системы управления движением поездов, за соблюдением зависимостей между состоянием объектов и командами ТУ, за допустимостью управляющего воздействия, формируемого ДНЦ;
в) формирование предупреждений для ОП об обнаруженных подсистемой нарушениях.
6.2.9 Подсистема диагностики должна обеспечить:
а) самодиагностику неисправностей технических средств АСДУ, сбор и анализ диагностических данных от объектов и каналов передачи данных, представление результатов анализа для отображения ОП;
б) возможность интеграции с общей системой технической диагностики и мониторинга.
6.2.10 Подсистема протоколирования должна обеспечить формирование архива и регистрацию в нем данных ТУ и ТС, управляющих воздействий ОП и Автодиспетчера, результатов диагностики объектов и каналов передачи данных, сбоев и отказов функционирования и результатов самодиагностики и тестирования технических средств АСДУ. Подсистема должна обеспечить также хранение, защиту данных архива, контроль доступа и обслуживание запросов к архиву.
6.2.11 Подсистема сопряжений должна обеспечить увязку с объектами, взаимосвязь технических средств АСДУ между собой, взаимосвязь с системами технической диагностики и мониторинга, соседними дорожными (региональными) и опорными центрами, с центром автоматизированной системы оперативного управления перевозками и, при необходимости, с другими информационно-управляющими системами верхнего уровня (ЦУП ОАО «РЖД», АСУ хозяйств, ГИД «Урал», системами моделирования и прогноза ГДП, системой выдачи предупреждений об ограничениях скорости, АС централизованного ведения ПСИ ОАО «РЖД» и
др.).
6.2.12 АСДУ должна иметь возможность расширения и модификации функций при реконструкции инфраструктуры, а также при изменении требований нормативных и руководящих документов ОАО «РЖД». Перечень функций должен быть уточнен при проектировании АСДУ для конкретного полигона управления.
АСДУ должна иметь возможность функционирования в объеме функций системы диспетчерского контроля (без функций подсистемы
11
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ПКТБ ЦП» ОАО «РЖД»)
2 ВНЕСЕН Департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 28 апреля 2010 г. № 931р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ОАО «РЖД», 2010
Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.19.003-2010
Содержание
1 Область применения...................................................................................................1
2 Нормативные ссылки.................................................................................................1
3 Термины и определения.............................................................................................4
4 Обозначения и сокращения.......................................................................................5
5 Характеристика объектов автоматизации................................................................6
6 Общие технические требования................................................................................8
6.1 Требования к системе..........................................................................................8
6.2 Требования к архитектуре и функциям.............................................................9
6.3 Требования к режимам функционирования...................................................12
6.4 Требования к реализации функций.................................................................14
6.5 Требования к нормам времени реализации функций....................................23
6.6 Требования к техническим средствам.............................................................24
6.6.1 Технические средства КП.......................................................................24
6.6.2 Технические средства ЦСИ....................................................................25
6.6.3 Технические средства ДЦУ....................................................................26
6.6.4 Устройства электропитания...................................................................27
6.6.5 Органы управления и индикации..........................................................27
6.6.6 Технические средства передачи данных..............................................28
6.6.7 Сервисные комплекты............................................................................31
6.7 Требования к видам обеспечения....................................................................31
6.7.1 Математическое обеспечение................................................................31
6.7.2 Информационное обеспечение..............................................................31
6.7.3 Лингвистическое обеспечение...............................................................32
6.7.4 Программное обеспечение.....................................................................33
6.7.5 Метрологическое обеспечение..............................................................33
6.7.6 Организационное обеспечение..............................................................33
6.7.7 Методическое обеспечение....................................................................34
6.8 Требования по защите от влияния внешних воздействий и ограничения
помехоэмисии..................................................................................................34
6.9 Требования эргономики и технической эстетики..........................................36
6.10 Требования по стандартизации и унификации.............................................37
6.11 Требования к оперативному персоналу........................................................37
6.12 Требования надежности, безопасности и защищенности...........................38
6.13 Требования по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и
ремонту.............................................................................................................40
Библиография...............................................................................................................41
III
Введение
Диспетчерское управление основано на принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке одним диспетчером, на строгом выполнении технологических нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах, техническом нормировании эксплуатационной работы и обеспечении безопасности движения поездов.
Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов позволяют осуществлять руководство движением поездов на основе использования информационных технологий, средств микропроцессорной, вычислительной, телекоммуникационной техники и предназначены для решения следующих задач:
- концентрации и интеграции диспетчерского управления и диспетчерского контроля за движением поездов на железных дорогах и линиях в региональных и дорожных диспетчерских центрах;
- автоматизации функций диспетчерского управления, диспетчерского контроля и моделирования движения поездов на участках и направлениях железных дорог и других функций.
Применение автоматизированных систем диспетчерского управления движением поездов обеспечивает:
- повышение безопасности и улучшение показателей выполнения принятого графика движения поездов за счет расширения контрольных и диагностических функций;
- повышение оперативности, увеличение зон управления и улучшение условий труда оперативного персонала за счет расширения технологических возможностей управления станционными объектами и предоставления справочно-информационного и других видов обеспечения;
- снижение капитальных затрат за счет сокращения производственных площадей, сроков проведения проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- снижение эксплуатационных затрат за счет повышения надежности устройств и использования технологии обслуживания устройств по их фактическому состоянию и сокращения численности персонала.
В процессе функционирования автоматизированная система диспетчерского управления и контроля за движением поездов осуществляет:
- автоматический контроль на основе сбора, обработки и представления информации о текущем состоянии объектов на участках оперативному персоналу и системам верхнего уровня управления процессом перевозки;
- получение и представление оперативному персоналу информации от систем управления перевозочным процессом верхних уровней;
- автоматизированное управление объектами на станциях и перегонах участка при реализации принятого графика движения поездов.
IV
Стандарт ОАО «РЖД»АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВОбщие технические требования
Дата введения — 2010-06-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автоматизированным системам диспетчерского управления движением поездов на участках и направлениях железнодорожных линий.
Требования настоящего стандарта распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые системы диспетчерского управления и диспетчерского контроля за движением поездов и обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, в том числе и эксплуатационной.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
1
ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 21889-76 Система "Человек-машина" Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования
ГОСТ 21958-76 Система «Человек-машина». Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования
ГОСТ 22269-76 Система "Человек-машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования
ГОСТ 23000-78 Система «Человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования
ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения
ГОСТ 24750-81 Средства технические вычислительной техники. Общие требования технической эстетики
ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения ГОСТ 26.005-82 Телемеханика. Термины и определения ГОСТ 26.205-88 Комплексы и устройства телемеханики. Общие технические условия
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения
ГОСТ 2.749-84 Единая система конструкторской документации. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
ГОСТ 30372-95/ГОСТ Р 50397-92 Совместимость технических
средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ Р 50648-94 (МЭК 1000-4-8-93) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50656-2001 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
2
СТО РЖД 1.19.003-2010
ГОСТ Р 51317.4.2-99 (МЭК 61000-4-2-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4-2007 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.11 -2007 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16-99) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150 кГц. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.22-2006 (СИСПР 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Помехи индустриальные. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р МЭК 61508-1 -2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 870-1-1-93 Устройства и системы телемеханики. Часть 1. Основные положения. Раздел 1. Общие принципы
ГОСТ Р МЭК 870-4-93 Устройства и системы телемеханики. Часть 4. Технические требования
ГОСТ Р МЭК 870-5-1-95 Устройства и системы телемеханики. Часть 5. Протоколы передачи. Раздел 1. Форматы передаваемых кадров
СТО РЖД 1.02.001-2006 Безопасность железнодорожных перевозок. Термины и определения
СТО РЖД 1.07.001-2007 Инфраструктура линии Санкт-Петербург -Москва для высокоскоростного движения поездов. Общие технические требования
СТО РЖД 1.19.001-2005 Средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и
3
ремонта микропроцессорных устройств сигнализации, централизации и блокировки
СТО РЖД 1.19.002-2007 Системы и устройства железнодорожной автоматики. Порядок ввода в эксплуатацию
СТО РЖД 1.19.005-2008 Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Условные графические изображения
3 Термины и определении
В настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ 18322, ГОСТ 19781, ГОСТ 20911, ГОСТ 25866, ГОСТ 26.005, ГОСТ 27.002, ГОСТ 30372, ГОСТ 34.003, СТО РЖД 1.02.001, СТО РЖД 1.19.001, в нормативных документах [1], [3] и [4], а также следующие термины с соответствующими сокращениями и определениями:
3.1 автоматизированная система диспетчерского управления движением поездов; АСДУ: Система, состоящая из оперативного персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности (вычислительной техники, средств телемеханики и связи, программного, информационного и других видов обеспечения), реализующая информационную технологию централизованного диспетчерского управления и контроля за движением поездов на полигоне управления.
3.2 автономное управление; АУ: Вид (режим) управления, при
котором управление объектами и движением поездов на станции осуществляет дежурный по станции при реализации у поездного диспетчера контроля за объектами и движением поездов на этой станции._____
3.3 база данных: Совокупность данных, отображающих состояние объектов и их взаимосвязи в рассматриваемой предметной области.
[СТО РЖД 1.19.001-2005, пункт 3.1]_
3.4 диспетчерский центр управления движением
поездов; ДЦУ: Структурный элемент пункта управления, состоящего из совокупности средств вычислительной техники, программного,
информационного и других видов обеспечения и осуществляющего концентрацию и интеграцию автоматизированных рабочих мест оперативного персонала зон управления в технологически обоснованный полигон управления.
3.5 диспетчерское управление; ДУ: Вид (режим) управления, при котором управление объектами станций и процессом движения поездов в зоне управления осуществляет поездной диспетчер.
3.6 зона управления: Ограниченный элемент инфраструктуры
железной дороги, полномочия на управление движением поездов на котором одновременно могут находиться у одного поездного диспетчера. Например, диспетчерский круг, линейный участок или узловая, крупная грузовая, сортировочная, припортовая, пограничная станция.
4
СТО РЖД 1.19.003-2010
3.7 комбинированное управление: Вид (режим) управления, при
котором управление движением поездов по главным и приемо-отправочным путям, предусмотренным для безостановочного пропуска поездов, осуществляет поездной диспетчер, а остальными передвижениями руководит дежурный по станции (маневровый диспетчер). ____________
3.8 контролируемый телемеханический пункт; КП: Место размещения объектов, контролируемых или управляемых средствами телемеханики.
[ГОСТ 26.005-82, пункт 19]_
3.9 полигон управления: Технологически обоснованная интеграция зон диспетчерского управления перевозочным процессом в ДЦУ. Например, железнодорожная линия, опорная станция с прилегающими линейными районами, дорога или регион.
3.10 резервное управление; РУ: Вид (режим) управления, применяемый при отказах устройств АСДУ, при котором управление объектами и движением поездов на станции осуществляет дежурный по станции со станционного пункта управления.
3.11 станционное управление; СУ: Вид (режим) управления, при котором по команде поездного диспетчера при согласовании с дежурным по станции управление объектами станции зоны управления, находящейся в режиме ДУ или комбинированного управления, переводится в режим АУ (или обратно).
3.12 телемеханический пункт управления; ПУ: Пункт, с которого осуществляется управление объектами контролируемых телемеханических пунктов и контроль их состояния.
[ГОСТ 26.005-82, пункт 20]_
3.13 центр сбора информации; ЦСИ: Структурный элемент пункта управления, осуществляющего организацию обмена данными телеуправления и телесигнализации с контролируемыми (линейными) пунктами зон управления и информацией с системами управления перевозочным процессом и другими информационными системами верхних уровней, формирование оперативной базы данных и архива.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АБ - автоматическая блокировка
АРМ - автоматизированное рабочее место (ГОСТ 34.003)
АС - автоматизированная система (ГОСТ 34.003)
ГДП - график движения поездов
ГДП прогнозный - ГДП, рассчитываемый на основе реального поездного положения и прогнозируемой динамики его изменения
5