p/0
Российские железные дороги
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОАО «РЖД»)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
13 мая 2009т Москва г*_^Р
Об у* верждении с ганда рта ОАО «РЖД»
«Метод ультразвукового контроля сварных стыков рельсов»
В целях повышения качества изготовления и эксплуатационной надежности сварных стыков рельсов:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2009 г. стандарт СТО РЖД 1.11.003-2009 «Метод ультразвукового контроля сварных стыков рельсов».
2. Начальнику Департамента пути и сооружений А.Б.Киреевнину обеспечить действие стандарта в части обязательных требований к сторонним организациям в договорах с ОАО «РЖД» в установленном порядке.
Исп. Конаков В.П.. ЦП 262-20-95
Российские железные дороги
Стандарт О А О «РЖД»
МЕТОД УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта»
2 ВНЕСЕН Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД»
от_№_
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ОАО «РЖД», 2009
Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»
н
СТО РЖД 1.11.003-2009
Содержание
1 Область применения.................................................................1
2 Нормативные ссылки.................................................................1
3 Термины, определения, обозначения и сокращения..........................2
4 Общие положения....................................................................4
4.1 Общие требования к ультразвуковому контролю..........................4
4.2 Требования к контролепригодности сварных стыков рельсов..........6
4.3 Требования к средствам ультразвукового контроля......................6
4.4 Требования к технологической документации на проведение
ультразвукового контроля......................................................7
4.5 Требования к организации работ, квалификации и ответственности
персонала............................................................................8
5 Методы ультразвукового контроля стыков элсктроконтактной
сварки рельсов.........................................................................9
6 Методы ультразвукового контроля стыков алюмино-термитной
сварки рельсов..........................................................................11
7 Оценка качества и документирование результатов ультразвукового
контроля................................................................................14
8 Техника безопасности при производстве работ по ультразвуковому
контролю................................................................................15
Приложение А (рекомендуемое) Карта дефектного стыка
электроконтакгной сварки рельсов (форма и пример заполнения)..........................................................16
Приложение Б (рекомендуемое) Карта дефектного стыка
алюмино - термитной сварки рельсов (форма и пример заполнения)...........................................................17
Библиография.............................................................................18
in
Стандарт ОАО «РЖ Д»МЕТОД УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ
Дата введения - 2009-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на приемочный и эксплуатационный ультразвуковой контроль (УЗК) стыков электроконтактной и алюмино-термитной сварки рельсов железнодорожных типа Р50, Р65, Р75 по ГОСТ Р 51685, сваренных в соответствии с [1-3], и устанавливает требования к методам, средствам и технологиям ультразвукового контроля, условиям его проведения и критериям оценки результатов.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18576-96 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые
1
СТО РЖД 1.11.003-2009
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения
ГОСТ 23829-85 Контроль неразрутающий акустический. Термины и определения
ГОСТ 30489-97 (EN 473-92) Квалификация и сертификация персонала в области неразрушающего контроля. Общие требования
ГОСТ Р 51685-2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия.
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, обозначениями и сокращениями:
3.1 Термины и определения:
3.1.1 дефект: Одна несплошность или группа сосредоточенных несплошностей, не предусмотренная конструкторско-технологической документацией и независимая по воздействию на объект от других несплошностей.
_[ГОСТ 14782, Приложение 1]__
3.1.2 контролепригодность объекта: Свойство объекта,
характеризующее его пригодность к проведению диагностирования (контроля) заданными средствами диагностирования (контроля).
[ГОСТ 20911, статья 14]_________________
3.1.3 коэффициент выявляемое! и дефект: Коэффициент, соответствующий отношению максимальной амплитуды эхо-сигнала от дефекта к максимальной амплитуде эхо-сигнала от эталонного отражателя диаметром 6 мм на глубине 44 мм в стандартном образце СО-2(СО-2Р) или СО-ЗР.
[ГОСТ 185761__
3.1.4 метод неразрушающего контроля: Метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению.
[ГОСТ 16504, статья 89]_______
3.1.5 мертвая зона: Неконтролируемая зона, прилегающая к юверхности ввода.
[ГОСТ 23829, Приложение]
3.1.6 поверхность ввода: Поверхность объекта контроля, через которую вводятся упругие колебания.
[ГОСТ 23829, статья 9]
3.1.7 точка выхода преобразователя: Точка пересечения акустической оси преобразователя с его рабочей поверхностью.
[ГОСТ 23829, статья 58]__
3.1.8 условная протяженность дефекта: Длина зоны между крайними положениями наклонного преобразователя, перемещаемого
вдоль плоскости, ориентированной перпендикулярно к плоскости падения ультразвуковой волны, в пределах которой фиксируют сигнал от дефекта при заданной условной чувствительности дефектоскопа.
[ГОСТ 185761___
3.1.9 условная ширина дефекта: Длина зоны между крайними положениями наклонного преобразователя, перемещаемого в плоскости падения ультразвуковой волны, в пределах которой фиксируют сигнал от дефекта при заданной условной чувствительности дефектоскопа.
[ГОСТ 18576]___
3.1.10 автоматическая сигнализация дефекта (АСД): Автоматическая сигнализация регистрации сигнала, амплитуда которого выше заданного порогового уровня.
3.1.11 ведомость контроля: Документ, выдаваемый средством НК на бумажном или электронном носителе и содержащий информацию о типе и идентификационных характеристиках объекта НК, нормативном документе, в соответствии с которым выполнен НК, основных параметрах, результатах, дате, времени и исполнителях НК.
3.1.12 иесплошность: Неоднородность металла, вызывающая
отражение и/или ослабление упругих колебаний.
3.1.13 опорный сигнал: Эхо-сигнал от эталонного отражателя или эхо-сигнал от отражателя (искусственного или конструктивного) в образце объекта контроля, или сигнал, полученный при прозвучивании образца объекта контроля, используемый для настройки чувствительности контроля.
3.1.14 опорный уровень чувствительности: Значение усиления, при котором опорный сигнал достигает порогового уровня.
3.1.15 пороговый уровень: Порог срабатывания амплитудного селектора схемы АСД или заданное значение по оси ординат А-развертки.
3.1.16 протокол контроля: Ведомость контроля на бумажном носителе, содержащая объективную информацию, гарантирующую выполнение НК данного конкретного объекта, и подписанная специалистами, выполнившими НК.
3.1.17 стык электроконтактной сварки рельсов: Участок рельса в области электроконтактной сварки протяженностью 60 мм в обе стороны от места соединения торцов сваренных рельсов.
3.1.18 стык ал юм и но-терм итной сварки рельсов: Участок рельса в области алюмино-термитной сварки протяженностью 20 мм в обе стороны от места соединения торцов рельсов.
3.1.19 условная чувствительность контроля: Чувствительность, выражаемая разностью между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и опорным уровнем чувствительности, при котором амплитуда эхо-сигнала от эталонного отражателя диаметром 6 мм в СО-2 по ГОСТ 14782 (или СО-ЗР по ГОСТ 18576) достигает порогового уровня.
СТО РЖД 1.11.003-2009
3.1.20 эталонный отражатель: Искусственный или конструктивный отражатель в стандартном образце, используемый для проверки и настройки основных параметров контроля.
3.1.21 эквивалентная чувствительность контроля: Чувствительность, характеризуемая разностью в децибелах между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и значением усиления при опорном уровне чувствительности.
3.2 Обозначения:
3.2.1 глубина залегания дефекта; Н.
3.2.2 коэффициент выявляемое™ дефекта; Кл.
3.2.3 волна поперечная; /.
3.2.4 волна продольная; /.
3.2.5 мертвая зона; М.
3.2.6 угол ввода луча; а.
3.2.7 условная протяженность выявленного дефекта; ДL.
3.2.8 условная чувствительность; Kv.
3.2.9 условная ширина выявленного дефекта; ДХ.
3.2.10 частота ультразвуковых колебаний;/
3.2.11 эквивалентная чувствительность контроля; К,.
3.3 Сокращения:
3.3.1 автоматический сигнализатор дефектов; АСД.
3.3.2 излучатель; И.
3.3.3 нсразрушающий контроль; НК.
3.3.4 отраслевой стандартный образец; ОСО.
3.3.5 путевая рельсосварочная самоходная машина; ПРСМ.
3.3.6 приемник; П.
3.3.7 пьезоэлектрический преобразователь; ПЭП.
3.3.8 рельсосварочное предприятие; РСП.
3.3.9 стандартный образец; СО.
3.3.10 стандартный образец предприятия; СОП.
3.3.11 технологическая инструкция; ТИ.
3.3.12 технические условия; ТУ.
3.3.13 ультразвуковой контроль; УЗК.
4 Общие положения
4.1 Общие требования к ультразвуковому контролю
4.1.1 УЗК применяют:
а) на этапе приемочного контроля, выполняемого после сварки рельсов в РСП и в пути;
б) на этапе эксплуатационного контроля сварных стыков рельсов в
пути.
4
СТО РЖД 1.11.003-2009
4.1.2 УЗК стыков электроконтактной сварки рельсов должен обеспечивать выявление следующих дефектов:
а) приемочный УЗК - дефектов типа трещин, непроваров, рыхлостей (пережогов), пузырей (свищей), кратерных усадок и силикатных скоплений, расположенных в зонах контроля по 5.1, в пределах чувствительности метода по 5.2;
б) эксплуатационный УЗК - дефектов типа усталостных трещин, развившихся в головке, в шейке и в подошве (коды по [4], соответственно:
26.3, 56.3 и 66.3), расположенных в зонах контроля по 5.1, в пределах чувствительности метода по 5.2.
Не гарантируется выявление дефектов типа неполная сварка.
4.1.3 УЗК стыков алюмино-термитной сварки рельсов должен обеспечивать выявление следующих дефектов:
а) приемочный УЗК - дефектов типа трещин, непроваров, пузырей (пор), шлаковых включений, расположенных в зонах контроля по 6.1, в пределах чувствительности метода по 6.2;
б) эксплуатационный УЗК - дефектов типа усталостных трещин, развившихся в головке, в шейке и в подошве (коды по [4], соответственно:
26.3, 56.3 и 66.3), расположенных в зонах контроля по 6.1, в пределах чувствительности метода по 6.2.
4.1.4 УЗК стыков электроконтактной сварки проводят
эхоимпульсным методом по ГОСТ 18576 при вариантах методов (схемах прозвучивания и значениях основных параметров), указанных в разделе 5.
4.1.5 УЗК стыков алюмино-термитной сварки проводят
эхоимпульсным и зеркальным методами по ГОСТ 18576 при вариантах методов (схемах прозвучивания и значениях основных параметров), указанных в разделе 6.
4.1.6 УЗК сварных стыков рельсов должен проводиться после устранения дефектов, выявленных при визуальном контроле, выполняемом в соответствии с требованиями 4.2 и ТУ [1-3].
4.1.7 Концевые участки длиной 300 мм свариваемых старогодных
рельсов должны быть до сварки подвергнуты УЗК по технологии и в порядке, определенными подразделением аппарата управления
ОАО «РЖД», ответственным за эксплуатацию железнодорожных путей и путевых сооружений.
4.1.8 УЗК сварных стыков рельсов должен проводиться с помощью средств УЗК, соответствующих требованиям 4.3, после подготовки объекта контроля (очистки, нанесения контактной смазки), настройки (проверки) значений параметров временной селекции и чувствительности, заданных в ТИ на контроль.
4.1.9 Методы и варианты методов УЗК сварных стыков рельсов, не
предусмотренные настоящим стандартом, являются предметом
специального рассмотрения и могут применяться в порядке, определенным подразделением аппарата управления ОАО «РЖД», ответственным за эксплуатацию железнодорожных путей и путевых сооружений.
5
СТО РЖД 1.11.003-2009
4.2 Требовании к контролепригодности сварных стыков рельсов
4.2.1 Температура металла в зоне сварного стыка должна быть не выше плюс 60 °С.
4.2.2 Стыки элсктроконтактной сварки рельсов считаются
контролепригодными, если:
а) выдавленный при сварке металл обработан заподлицо с основным металлом по всему периметру рельса в соответствии с требованиями ТУ [1,3];
б) на поверхностях основного металла (околошовная зона) в пределах не менее 200 мм в обе стороны от стыка отсутствуют отслаивающаяся окалина, брызги металла, 1рязь (песок, мазут).
4.2.3 Стыки алюмино-термитной сварки рельсов считаются
контролепригодными, если:
а) болтовые отверстия располагаются на расстоянии более 330 мм от сварного стыка;
б) облив стыка в области поверхности катания и боковых поверхностей головки механически обработан в соответствии с требованиями ТУ [2];
в) ширина облива в области шейки и подошвы не превышает 85 мм;
г) на поверхностях шейки и перьев подошвы в пределах 350 мм от облива отсутствуют брызги металла, грубые неровности, грязь.
4.2.4 Стыки алюмино-термитной сварки рельсов, в концевых участках которых болтовые отверстия располагаются на расстоянии менее 330 мм от торца рельса, являются контролепригодными только в областях головки и перьев подошвы.
Стыки алюмино-термитной сварки рельсов, имеющие ширину облива более 85 мм, являются контролепригодными только в области головки рельса.
4.3 Требования к средствам ультразвукового контроля
4.3.1 Средства УЗК сварных стыков, в том числе дефектоскопы, автоматизированные или механизированные установки или блоки, входящие в их состав, ПОП, СО и СОП по [5-6] должны:
а) обеспечивать возможность реализации методов УЗК сварных стыков и других требований, содержащихся в настоящем стандарте;
б) быть сертифицированы (аттестованы) в соответствии с нормативной документацией Ростехрегулирования и внесены в Реестр средств измерений, оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД»;
в) быть поверены (калиброваны) в установленном порядке по методике, содержащейся в эксплуатационной документации на средство
6