Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

389.00 ₽

Купить СТО 70238424.27.140.038-20ХХ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования к организации и ведению мониторинга состояния окружающей природной и хозяйственной среды в процессе строительства сооружений гидроэлектростанций.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

     5.1 Основные направления воздействия гидротехнических сооружений гидроэлектростанций на окружающую среду. Задачи мониторинга

     5.2 Общие требования к системе мониторинга

     5.3 Требования к организации мониторинга

     5.4 Требования к применяемой КИА

     5.5 Требования к формам и методам анализа результатов, к ведению документации

     5.6 Требования к персоналу, проводящему мониторинг

     5.7 Требования охраны труда при проведении мониторинга

     5.8 Порядок ввода в эксплуатацию систем мониторинга и проведения аудита экологической безопасности строительства ГЭС

6 Мониторинг влияния строительства ГЭС на режим водотока

     6.1 Гидравлический режим

     6.2 Русловой режим

     6.3 Ледотермический режим

     6.4 Гидрохимический режим и загрязнение воды

7 Мониторинг климатических изменений, характеристик атмосферы, геологических и гидрогеологических условий

     7.1 Местные климатические изменения

     7.2 Состав атмосферного воздуха

     7.3 Геологические условия

     7.4 Гидрогеологический и гидрогеохимический режимы

8 Мониторинг биотических факторов природной среды

     8.1 Гидробиологический режим

     8.2 Животный мир

     8.3 Растительность

9 Мониторинг влияния строительства ГЭС на хозяйственную деятельность региона

     9.1 Землепользование

     9.2 Сельское хозяйство

     9.3 Рыбные ресурсы и рыбное хозяйство

     9.4 Судоходство

     9.5 Водоснабжение

     9.6 Рекреация

10 Мониторинг изменений, вносимых строительством ГЭС в социально-демографические условия региона

11 Мониторинг соблюдения требований экологической безопасности при ведении гидроэнергетического строительства в нормальных условиях работы

12 Мониторинг состояния окружающей среды при ведении гидроэнергетического строительства в аварийных ситуациях на строящихся сооружениях, катастрофических природных явлениях и после завершения

13 Мониторинг состояния гидротехнических сооружений в процессе их возведения

Приложение А. Программа мониторинга окружающей среды в зоне влияния строящегося гидроэнергетического объекта

Приложение Б. Журнал экологического мониторинга

Приложение В. Система комплексной экологической оценки качества поверхностных пресных вод

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Организации:

РазработанНП Гидроэнергетика России ,
РазработанОАО ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева
УтвержденНП ИНВЭЛ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ    СТО

НП «ИНВЭЛ»    70238424.27Л40.038 - 200х

Г идроэлектростанции Мониторинг состояния сооружений и окружающей среды в процессе строительства Нормы и требования

Проект

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения

Москва - 2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандарта организации - ГОСТ Р.1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Сведения о стандарте

1.    РАЗРАБОТАН НП «Гидроэнергетика России», ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева».

2.    ВНЕСЕН НП «Гидроэнергетика России»

3.    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

4.    ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения НП «ИНВЭЛ»

II

3.4    водоприемник:    Часть водозаборного сооружения, служащая    для

непосредственного приема воды из водного объекта.

3.5    водосливная плотина: Плотина, предназначенная для пропуска воды путем перелива через гребень водослива.

3.6    воздействие на окружающую среду:    Любое отрицательное или

положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом действия человека, организации, ее продукции или услуг.

3.7    вред окружающей среде: Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

3.8    гидрогенерирующая компания: Компания (организация), в состав объектов собственности (активов) которой входят гидроэлектростанции.

3.9    гидротехническое сооружение, гидросооружение:    Сооружение,

подвергающееся воздействию водной среды, предназначенное для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами.

3.10    государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений:

Организация и проведение уполномоченными государственными органами исполнительной власти периодических инспекций (проверок) гидротехнических сооружений с целью установления соответствия их состояния и уровня эксплуатации требованиям безопасности, включая правила техники безопасности, требованиям норм и правил технической эксплуатации, экологическим нормативам, а также с целью проверки деятельности собственников (эксплуатационных организаций) гидротехнических сооружений по обеспечению и поддержанию их безопасности, в том числе исполнения предписаний предыдущих инспекций в порядке, установленном Федеральным Законом Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений».

3.11    декларация безопасности гидротехнического сооружения: Документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учётом его класса.

3.12    деятельность по обеспечению экологической безопасности: Разработка и реализация на практике мер предосторожности, гарантирующих экологическую безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности.

3.13    загрязнение окружающей среды: Поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

7

3.14    застройщик:    Организация любой организационно-правовой формы,

осуществляющая строительство гидроэнергетического объекта на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

3.15    зона влияния строительства: Участок территории (акватории), в пределах которого отмечается значимое экологическое воздействие работ по возведению гидроэнергетического объекта.

3.16    класс гидротехнического сооружения: Регламентируемая действующими нормами проектирования количественно-качественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и назначаемая с учетом их высоты, конструкции, типа основания и последствий возможной его аварии и/или нарушений эксплуатации.

3.17    компоненты природной среды: Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

3.18    мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг): Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

3.19    мониторинг экологической безопасности: Система регулярных наблюдений за развитием опасных природных и антропогенных процессов и явлений в окружающей среде, факторами, обусловливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе и выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

3.20    негативное воздействие на окружающую среду: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

3.21    нормальный подпорный уровень (НПУ): Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации.

3.22    обеспечение экологической безопасности:    Создание    условий

неукоснительного соблюдения требований экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта гидроэнергетики.

3.23    окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

3.24    охрана окружающей среды: Деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

3.25    оценка экологической безопасности: Определение экологических рисков, связанных с размещением, строительством, вводом в эксплуатацию гидроэнергетического объекта, а также его эксплуатацией, реконструкцией, выводом из эксплуатации, консервацией и перепрофилированием.

3.26    оптимизация системы экологической безопасности: Деятельность, целями

которой являются:    постоянное    повышение    эффективности    системы экологической

безопасности гидроэнергетического объекта и эффективности экологозащитных мероприятий, а также снижение экологических рисков и размеров, связанных с ними ущербов.

3.27    подпор: Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или долины водотока.

3.28    подпорный уровень: Уровень воды, устанавливающийся в верхнем бьефе в результате преграждения или стеснения русла сооружениями.

3.29    подрядчик:    Сторона договора подряда, которая принимает на себя

обязанность выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику.

3.30    риск аварии на гидротехническом сооружении:    Мера опасности,

характеризующая возможность возникновения аварии гидротехнического сооружения и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.

3.31    система экологической безопасности гидроэнергетического объекта:

Совокупность мероприятий, управленческих и технологических решений по обеспечению экологической безопасности гидроэнергетического объекта при его размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, выводе из эксплуатации, консервации и перепрофилировании. Система экологической безопасности включает: оценку экологической безопасности, разработку обоснования и гарантий экологической безопасности, планирование и проведение мероприятий по

обеспечению экологической безопасности, а также оценку их эффективности (аудит экологической безопасности).

3.32    средозащитная функция гидроэнергетического объекта: Использование принадлежащих объекту сооружений для защиты окружающей среды от возможных природных и техногенных процессов и явлений, способных нанести ей вред.

3.33    требования экологической безопасности: Обязательные для исполнения требования, устанавливаемые в виде нормативов в области охраны окружающей среды, предписаний, ограничений или запретов и предъявляемые ко всем процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки материалов и утилизации отходов в целях предотвращения вреда окружающей среде.

3.34    угрозы экологической безопасности: Вероятность создания необходимых и достаточных условий для возникновения явлений, процессов и эффектов, оказывающих значимое негативное воздействие на окружающую среду.

3.35 управление экологической безопасностью: Практическая реализация административно-правовых и экономических методов для обеспечения уровней приемлемого риска ведения хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности.

3.36 уровень мертвого объема (УМО): Наинизший уровень воды в водохранилище, допустимый по условиям нормальной эксплуатации гидроузла.

3.37    характеристика безопасности гидротехнического сооружения: Критерии безопасности гидротехнического сооружения, показатели состояния гидротехнического сооружения и окружающей среды, характеризующие пределы и уровень его безопасности.

3.38    экологическая безопасность: Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

3.39 экологическая    безопасность населения:    Состояние защищенности

социальных, экономических, экологических прав граждан, организаций, учреждений от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вызванных естественными процессами и антропогенным воздействием на природную среду.

3.40 экологическая    экспертиза:    Установление    соответствия намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную

среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

3.41    экологический риск: Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3.42    экологический ущерб гидроэнергетического объекта:    Экономическая

оценка финансовых потерь организации, обусловленных негативными изменениями окружающей среды, возникших как по вине гидроэнергетического объекта, так и по иным причинам.

3.43    экспертные заключения по экологической безопасности:    Оценка

экологической безопасности в виде документированного выражения мнения специалистов-экспертов, имеющих больший опыт работы в данной области и/или высокий профессиональный уровень знаний.

3.44    эксплуатирующая организация:    Организация    любой организационно

правовой формы, осуществляющая техническую эксплуатацию и обслуживание на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, аренды либо ином законном основании.

4. Обозначения и сокращения

ГАЭС - гидроаккумулирующая электрическая станция;

ГТС - гидротехнические сооружения;

ГЭС - гидравлическая электрическая станция;

КИА - контрольно-измерительная аппаратура;

НПУ - нормальный подпорный уровень;

ПУ - подпорный уровень;

ПДЗ - предельно-допустимые значения (предельно-допустимые значения критериальных показателей состояния окружающей среды);

УМО - уровень мертвого объема;

5. Общие положения

5.1. Основные направления воздействия гидротехнических сооружений гидроэлектростанций на окружающую среду. Задачи мониторинга

5.1.1. Мониторинг окружающей среды, проводящийся для оценки влияния, оказываемого строительством сооружений гидроэнергетических объектов, осуществляемый

11

застройщиком (заказчиком), является составной частью государственного мониторинга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» на локальном (производственном) уровне в районе расположений источников антропогенного воздействия на состояние окружающей среды.

5.1.2.    Мониторинг состояния окружающей среды в процессе строительства гидроэлектростанций осуществляется с целью отслеживания экологической и социальной обстановки в зоне влияния строительства, сопоставления прогнозной и фактической ситуации, на основе которого принимаются необходимые организационные и/или инженерно-технические решения [ 1 ].

5.1.3.    Воздействие на окружающую среду оказывают строительно-монтажные работы по возведению гидротехнических сооружений и монтажу оборудования гидроузла, а также элементы производственного комплекса и социально-экономической инфраструктуры, обеспечивающих ведение строительно-монтажных работ и жилищно-бытовые условия участников строительства и их семей.

Основные направления воздействия ГТС и оборудования строящихся ГЭС на окружающую среду представлены на рис.1 [2].

12

£1


Рис. 1. Основные направления воздействия строительства ГЭС на окружающую среду



5.1.4.    Застройщик (заказчик) своими силами или средствами должен проводить мониторинг режима водотока (гидрологического, руслового, ледотермического, гидрохимического), санитарного состояния оборудования и сооружений, а также температуры воздуха в объеме, определяемом производственной инструкцией.

5.1.5.    В задачи мониторинга состояния сооружений и окружающей среды в процессе строительства ГЭС входит изучение:

возможных негативных воздействий, проявляющихся в процессе строительства;

эффективности средозащитных мероприятий, выполняемых в процессе ведения строительных работ.

Результаты мониторинга должны явиться основой для внесения в необходимых случаях изменений в технологию ведения работ и для разработки дополнительны+х инженерно-технических мероприятий, снижающих негативное воздействие стройки на окружающую среду [3].

5.1.6.    Застройщик (заказчик) должен располагать сведениями о факторах влияния строительства на окружающую среду, получаемых природоохранными подразделениями органов местного самоуправления, бассейновыми водными управлениями и организациями Росгидромета и передаваемые застройщику в установленном порядке.

5.2. Общие требования к системе мониторинга

5.2.1.    Система мониторинга окружающей среды в процессе строительства гидроэлектростанции должна обеспечивать застройщика (заказчика) информацией о состоянии окружающей среды, об изменениях, вносимых строительством и его инфраструктурой в природную среду, социально-демографическую обстановку и хозяйственную деятельность региона.

5.2.2.    Система мониторинга включает в себя:

регулярно проводимые измерения характеристик окружающей среды;

измерения и наблюдения за состояние элементов окружающей среды, проводимые с заданной периодичностью;

сбор, систематизацию и анализ данных измерений и наблюдений, позволяющих дать оценку состояния различных факторов окружающей среды и проследить динамику их изменений в процессе строительства ГЭС.

5.2.3.    Измерения значений показателей состояния окружающей среды должны выполняться метрологически поверенными инструментами, приборами и системами. Результаты измерения должны сравниваться:

14

с фоновыми показателями загрязнений, содержащихся в воде, воздухе, почве, биоресурсах, полученными в результате исследований, проводившихся в районе строительства гидроэнергетического объекта и в зоне его влияния до начала ведения строительных работ и при проектировании;

со значениями предельно допустимых концентраций (ПДК) и сбросов (ПДС) (Приложение Б)

5.2.4.При выявлении в процессе мониторинга неблагоприятных изменений каких-либо показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в программу мониторинга при специальном обосновании должны вводиться уточнения, направленные на углубленное изучение причин происходящих изменений, с тем, чтобы на основе анализа с учетом дополнительных материалов в режим эксплуатации ГЭС могли быть внесены коррективы, направленные на снижение и/или нейтрализацию ее негативных воздействий.

5.3. Требования к организации мониторинга

5.3.1.    Мониторинг должен проводиться по программе, разработанной и утвержденной ответственным представителем застройщика (заказчика) на строительстве ГЭС и согласованной органами экологического надзора (приложение А).

5.3.2.    При формировании программы мониторинга окружающей среды в процессе строительства ГЭС следует учитывать результаты разработок и наблюдений, выполнявшихся для обоснования его экологической безопасности на стадии проектирования объекта.

При отсутствии проектной оценки экологической безопасности, программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся аналогов и корректируется при необходимости в процессе строительства.

5.3.3.    Объектами мониторинга должны являться все основные направления влияния строительства гидроэлектростанции и сооружений на окружающую среду (рис. 1).

5.3.4.    Для каждого объекта мониторинга следует конкретизировать перечень контролируемых параметров, для каждого из которых должны быть определены [3]:

способ ведения мониторинга;

периодичность контроля;

методика измерения и наблюдений;

предельно допустимые значения (ПДЗ) - количественные или качественные, -определяющие экологическую безопасность гидроэнергетического объекта при его эксплуатации.

15

5.3.5.    Способ ведения мониторинга - инструментальный или визуальный (экспертный) - назначается в зависимости от того, является ли контролируемый параметр количественным или качественным.

При инструментальном контроле проектная документация контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ее конструкция, схема, технология размещения, эксплуатации и ведения наблюдений должна являться составной частью проекта мониторинга.

Для параметров, контролируемых инструментально, должны быть приведены описания методик их измерения или даны ссылки на соответствующую нормативнометодическую литературу.

Для параметров, контролируемых визуально, могут применяться методики взвешенных экспертных оценок (стандарты, ГОСТы).

5.3.6.    Ведение мониторинга окружающей среды в зоне влияния строительства гидроэнергетического объекта (на локальном уровне) осуществляется представительством застройщика (заказчика) в порядке, определяемом территориальными органами исполнительной власти, осуществляющими экологический контроль России. Типовая форма программы мониторинга окружающей среды в зоне строящегося объекта должна оформляться в виде, представленном в рекомендуемом приложении А.

Застройщик (заказчик) обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять сведения о лицах, ответственных за ведение мониторинга окружающей среды, об организации службы мониторинга, а также результаты произведенных наблюдений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

5.3.7.    Застройщик (заказчик) вправе проводить мониторинг окружающей среды как своими силами, так и с привлечением сторонних организаций, аккредитованных на проведение данного вида деятельности. Во втором случае руководитель группы (службы) или специалист, ответственный за мониторинг окружающей среды при строительстве ГЭС обязан осуществлять контроль за проведением мониторинга, следить за соответствием его содержания и оформления результатов требованиям Стандарта.

5.3.8.    На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы исполнительной власти во взаимодействии с территориальными органами федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень [4].

16

Введение........................................................................................................................................................................IV

Содержание


1.    Область применения................................................................................................................................................1

2.    Нормативные ссылки...............................................................................................................................................3

3.    Термины и определения..........................................................................................................................................6

4.    Обозначения и сокращения..................................................................................................................................11

5.    Общие положения..................................................................................................................................................11

5.1.    Основные направления воздействия гидротехнических сооружений

гидроэлектростанций на окружающую среду. Задачи мониторинга......................................11

5.2.    Общие требования к системе мониторинга........................................................................14

5.3.    Требования к организации мониторинга............................................................................15

5.4.    Требования к применяемой КИА........................................................................................17

5.5.    Требования к формам и методам анализа результатов, к ведению документации........18

5.6.    Требования к персоналу, проводящему мониторинг.........................................................18

5.7. Требования охраны труда при проведении мониторинга..................................................19

5.8.    Порядок ввода в эксплуатацию систем мониторинга и проведения аудита

экологической безопасности строительства ГЭС.....................................................................20

6.    Мониторинг влияния строительства ГЭС на режим водотока....................................................................21

6.1 Гидравлический режим..........................................................................................................21

6.2.    Русловой режим.....................................................................................................................21

6.3.    Ледотермический режим......................................................................................................22

6.4.    Гидрохимический режим и загрязнение воды...................................................................23

7.    Мониторинг климатических изменений, характеристик атмосферы, геологических и

гидрогеологических условий...................................................................................................................................24

7.1.    Местные климатические изменения....................................................................................24

7.2.    Состав атмосферного воздуха..............................................................................................24

7.3.    Геологические условия.........................................................................................................25

7.4.    Гидрогеологический и гидрогеохимический режимы.......................................................27

8.    Мониторинг биотических факторов природной среды.................................................................................28

8.1.    Гидробиологический режим................................................................................................28

8.2.    Животный мир.......................................................................................................................29

8.3.    Растительность......................................................................................................................29

9.    Мониторинг влияния строительства ГЭС на хозяйственную деятельность региона............................30

9.1.    Землепользование..................................................................................................................30

9.2.    Сельское хозяйство...............................................................................................................30

9.3.    Рыбные ресурсы и рыбное хозяйство..................................................................................31

9.4.    Судоходство...........................................................................................................................32

9.5.    Водоснабжение......................................................................................................................32

9.6.    Рекреация...............................................................................................................................33

10.    Мониторинг изменений, вносимых строительством ГЭС в социально-демографические условия

региона...........................................................................................................................................................................34

11.    Мониторинг соблюдения требований экологической безопасности при ведении

гидроэнергетического строительства в нормальных условиях работы.........................................................35

12.    Мониторинг состояния окружающей среды при ведении гидроэнергетического строительства в

аварийных ситуациях на строящихся сооружениях, катастрофических природных явлениях и после их завершения....................................................................................................................................................................36

13.    Мониторинг состояния гидротехнических сооружений в процессе их возведения.............................38

Приложение А. Программа мониторинга окружающей среды в зоне влияния строящегося

гидроэнергетического объекта.................................................................................................................................39

Приложение Б. Журнал экологического мониторинга......................................................................................45

Приложение В. Система комплексной экологической оценки качества поверхностных пресных вод 47 Библиография..............................................................................................................................................................49

III

На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень [4].

При проведении экологического мониторинга за состоянием водного объекта (реки) в пределах стройплощадки, а по мере возведения водоподпорных сооружений и образования подпора за состоянием верхнего бьефа (водохранилища) и нижнего бьефа (русла реки) застройщик (заказчик) должен осуществлять взаимодействие с организациями Федерального агентства водных ресурсов, Росгидромета, органами надзора и управления на предмет получения и взаимообмена информацией и разработки совместных мероприятий по улучшению состояния окружающей среды.

5.4. Требования к применяемой КИА

5.4.1.    Для проведения мониторинга за показателями состояния окружающей среды должны применяться как стационарные, так и переносные КИА.

При применении КИА рекомендуется использовать перечень, изложенный в приложении И (таблица И. 1) СТО 17330282.27.140.003-2008.

5.4.2.    Для контроля гидрохимических показателей и загрязнения водной среды в бьефах гидроузла, измерений характеристик воздушной среды вблизи строящихся сооружений (температуры, влажности, скорости и направления ветра), уровня шума, вибрации и т.п., должна использоваться нестационарная (переносная аппаратура), позволяющая службам мониторинга окружающей среды на строительстве ГЭС вести периодические наблюдения в местах, представляющих наибольшее беспокойство с точки зрения проявления негативного воздействия на окружающую среду.

5.4.3.    Для получения достоверных результатов средства измерения следует калибровать или поверять через установленные промежутки времени или перед их использованием с помощью эталонов (стандартных образцов) согласно действующей нормативной документации, если такие эталоны отсутствуют, то необходимо зарегистрировать используемую базу для калибровки в соответствии с ГОСТ ИСО 14001-2007.

5.4.4. Для выполнения лабораторных анализов по измерению содержания загрязняющих веществ в воде, воздухе и почвах представительство застройщика (заказчика)

17

Введение

Стандарт организации электроэнергетики «Гидроэнергетическое строительство. Мониторинг состояния сооружений и окружающей среды в процессе строительства. Нормы и требования» (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Требования и нормы Стандарта должны обеспечить повышение уровня контроля за влиянием процессов строительства сооружений ГЭС на окружающую среду, за выполнением требований проектной документации, установленных действующим законодательством норм и требований по защите окружающей среды, в том числе контроля за состоянием водных объектов в зоне воздействия строительных работ по возведению ГЭС (верхний бьеф, нижний бьеф, бассейны ГАЭС).

Требования Стандарта являются минимально достаточными для обеспечения оптимальной организации системы мониторинга состояния окружающей природной среды при строительстве ГЭС и Г АЭС в соответствии с действующими нормами.

Устанавливаемые Стандартом нормы и требования при ведении мониторинга окружающей среды в процессе возведения гидроэлектростанций учитывают подтвержденные опытом различные проявления воздействий ведущихся строительных работ на компоненты природно-технического комплекса региона.

Стандарт должен быть пересмотрен в случаях ввода в действие новых технических регламентов и национальных стандартов, содержащих не учтенные в Стандарте требования, а также при необходимости введения новых требований и рекомендаций, обусловленных накоплением новых знаний по воздействию строительных работ по возведению ГЭС на окружающую среду.

IV

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ СООРУЖЕНИЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Дата введения_

1. Область применения

1.1.    Стандарт устанавливает требования к организации и ведению мониторинга состояния окружающей природной и хозяйственной среды в процессе строительства сооружений гидроэлектростанций.

1.2.    Стандарт регулирует общие вопросы контроля за состоянием окружающей среды и воздействием на нее в процессе ведения работ по строительству гидротехнических сооружений ГЭС и Г АЭС (далее - ГЭС) и монтажу их механического и гидроэнергетического оборудования, оценки выполнения природоохранных требований, установленных проектной документацией.

1.3.    Требования Стандарта распространяются на гидрогенерирующие компании (эксплуатирующие организации), являющиеся застройщиками (заказчиками) строительства гидроэлектростанций, а также на:

•    проектные, конструкторские, научно-исследовательские организации, разрабатывающие и обосновывающие разделы охраны окружающей среды и мониторинга ее состояния в проектах производства работ по строительству гидроэлектростанций.

•    подрядные строительно-монтажные организации, участвующие в строительстве

ГЭС.

•    другие организации, привлекаемые застройщиком (заказчиком) для выполнения проектных, монтажных, экспериментальных и иных работ (предоставления услуг), связанных с обеспечением мониторинга состояния окружающей среды в процессе строительства гидроэлектростанций;

•    организации, осуществляющие поставку технических средств и программного обеспечения мониторинга окружающей среды;

•    специализированные организации, осуществляющие по заказу гидрогенерирующих компаний (эксплуатирующих организаций) экспертный анализ проектов гидроэлектростанций и результатов мониторинга воздействия их строительства на окружающую среду.

1

1.4.    Требования Стандарта распространяются на ведение мониторинга при строительстве и монтаже следующих видов гидротехнических сооружений, оборудования, объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения гидроэлектростанций:

•    здания ГЭС;

•    водоподпорные и ограждающие сооружения (плотины, дамбы);

•    водопропускные сооружения:

водоприемники,

водосбросы, водоспуски, водовыпуски,

каналы, водоподводящие и водоотводящие сооружения;

•    основного и вспомогательного оборудования:

гидротурбины, гидрогенераторы, трансформаторы, технические системы,

распределительные устройства (открытые и закрытые);

•    затворов и другого механического оборудования;

•    подъемных и иных механизмов и устройств;

•    объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения строительства гидроэлектростанции:

подъездные пути,

хозяйственные постройки (мастерские, склады и т.п ),

бетонные заводы,

причалы,

карьеры, места хранения и подготовки грунтовых материалов,

гаражи,

авто- и железнодорожный транспорт, плавсредства.

1.5.    Требования Стандарта могут применяться при строительстве малых ГЭС.

1.6.    Стандарт не учитывает всех особенностей конструкций и оборудования электростанций и условий их строительства. В развитие Стандарта на каждом строительстве ГЭС должны быть при необходимости разработаны и утверждены в установленном порядке стандарты организации (производственные инструкции), не противоречащие действующим законодательным актам, техническим регламентам, стандартам и проектной документации.

1.7.    Требования Стандарта могут быть распространены на процесс мониторинга строительства гидротехнических сооружений и оборудования гидроузлов, не являющихся

2

имущественными объектами гидроэлектростанции (судопропускные сооружения, рыбоходы и рыбоприемники, лесосплавные и другие сооружения, в том числе транспортные, объекты их инфраструктуры и инженерного обеспечения) при условии заключения соответствующего договора (контракта) между заказчиком-субъектом применения стандарта и владельцами указанных объектов в составе гидроузла.

1.8. Требования Стандарта обязательны для применения организациями, в установленном порядке на добровольной основе присоединившимися к Стандарту; в иных случаях соблюдение требований стандарта другими субъектами хозяйственной деятельности должно быть предусмотрено в договоре (контракте) между заказчиком-субъектом применения Стандарта и исполнителем заказываемых работ (услуг).

2. Нормативные ссылки

В стандарте использованы следующие законодательные акты, национальные стандарты, стандарты организации и классификаторы:

Федеральный закон 27.12.2002 «О техническом регулировании» от № 184-ФЗ Федеральный закон от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ Федеральный закон от 27.04.93 «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Федеральный закон от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ

Федеральный закон от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ

Федеральный закон от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68

Водный кодекс Российской Федерации. № 74-ФЗ от 03.06.2006.

Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 191-ФЗ от 29.12.2004. Земельный кодекс Российской Федерации. № 137-ФЗ от 25.10.2001.

Федеральный закон от 07.08.2001 «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ Федеральный закон от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ Федеральный закон от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ Федеральный закон от 14.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации. № 22-ФЗ от 29.01.97 Федеральный закон от 20.04.95 «О животном мире» № 52-ФЗ

Федеральный закон от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ

3

Федеральный закон от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» №

ЗЗ-ФЗ

Федеральный закон 07.05. 2001 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от №49-ФЗ

Федеральный закон от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ

Федеральный закон от 29.12.2000 «Об отходах производства и потребления» №169-

ФЗ

Федеральный закон от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Введены в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.93 № 5489-1.

«О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526

Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Положение об организации и осуществлении мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура

ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения

4

ГОСТ 19431-84. Энергетика и электрификация. Термины и определения ГОСТ 22.10.01-01. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения

ГОСТ 26883-86 (СТ СЭВ 5127-85). Внешние воздействующие факторы. Термины и определения

ГОСТ 26966-86 (СТ СЭВ 4467-84). Сооружения водозаборные, водосбросные и затворы. Термины и определения

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

ГОСТ 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82) Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения

ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов

ГОСТ 17.2.1.04-77 (СТ СЭВ 3403-81) Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов

ГОСТ 17.6.1.01-83 Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения СТ СЭВ 2260-80. Водное хозяйство. Гидротехника. Водотоки. Термины и определения

СТ СЭВ 2261-80. Водное хозяйство. Гидротехника. Водохранилища и бьефы подпорные. Термины и определения

СТ СЭВ 2262-80. Водное хозяйство. Гидротехника. Плотины водохранилищные. Термины и определения

СТ СЭВ 3543-82. Водное хозяйство. Термины и определения

СТО 17330282.27.010.001-2008. Электроэнергетика. Термины и определения.

СТО 17330282.27.140.002-2008 Гидротехнические сооружения ГЭС и ГАЭС. Условия создания. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.003-2008 Гидротехнические сооружения ГЭС и ГАЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.011-2008 Гидроэлектростанции. Условия создания. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.013-2008 Механическое оборудование гидротехнических сооружений ГЭС. Условия создания. Нормы и требования

5

СТО 17330282.27.140.015-2008. Гидроэлектростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.018-2008. Гидротурбинные установки. Условия поставки. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.019-2008. Гидрогенераторы. Условия поставки. Нормы и требования

СТО 17330282.27.140.017-2008 Механическое оборудование гидротехнических сооружений ГЭС и ГАЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ. (Утверждены Приказом Минэнерго России № 229 от 19.06.2003; Зарегистрированы Минюстом РФ № 4799 20.06.2003)

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000. Общероссийский классификатор

стандартов

Примечание - При пользовании Стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В Стандарте применены термины и определения по законодательным актам и стандартам, приведенным в нормативных ссылках, а также следующие термины и определения:

3.1    авария гидродинамическая: Авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

3.2    аудит экологической безопасности:    Независимая, комплексная,

документированная оценка соблюдения требований экологической безопасности, в том числе требований международных стандартов, и разработка рекомендаций по улучшению системы экологической безопасности гидроэнергетических объектов.

3.3    безопасность гидротехнического сооружения: Свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

6