Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

72 страницы

630.00 ₽

Купить СТО 56947007-29.240.55.192-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ распространяются на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 35-750 кВ и являются обязательными при проектировании. По отношению к реконструируемым ВЛ требования Стандарта распространяются только на реконструируемую часть ВЛ. При проектировании ВЛ напряжением 35 -750 кВ надлежит руководствоваться нормативными и методическими документами, перечень которых приведен в разделе 2, и директивными документами по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие требования к проектированию ВЛ

6 Трасса линии электропередачи

7 Опоры и фундаменты

8 Провода и грозозащитные тросы

9 Изоляция, арматура, заземляющие устройства, защита от перенапряжений

10 Большие переходы. Светоограждение

11 Обследование технического состояния ВЛ

12 Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ

13 Требования к ВЛ, проходящим в сложных климатических и геологических условиях

14 Организация строительства ВЛ

15 Организация работ по сносу (демонтажу) ВЛ

16 Охрана окружающей среды

17 Организация эксплуатации ВЛ

18 Объем проектной документации и указания по проектированию

Библиография

 
Дата введения20.11.2014
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Организации:

18.11.2014ПринятОАО СО ЕЭСБ41-II-4-19-14681
20.11.2014УтвержденОАО ФСК ЕЭС525
РазработанОАО СевЗап НТЦ
ИзданОАО ФСК ЕЭС2014 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ    СТО 56947007-

ЩР    ОАО    «ФСК    ЕЭС»    29.240.55.192-2014

Нормы технологического проектировании во пушных линий электропередачи нанряженнем 35 - 750 кВ

Стандарт организации

Дата введения: 20.11.2014

ОАО «ФСК ЕЭС» 2014

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - ГОСТ 1.5-2001, правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации - ГОСТ Р 1.5-2004.

Сведении о стандарте организации

1.    РАЗРАБОТАН: ОАО «СевЗап НТЦ».

2.    ВНЕСЁН:    Департаментом подстанций. Департаментом

инновационного развития.

3.    УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ:

Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 20.11.2014 № 525.

4.    СОГЛАСОВАН: с ОАО «СО ЕЭС» письмом от 18.11.2014 № Б41-Н-4-19-14681.

5 ВВЕДЁН ВЗАМЕН:    СТО    56947007-29.240.55.016-2008    «Нормы

технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ», утверждённого Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 24.10.2008 №460.

Замечания н предложения по стандарту организации следует направлять в Департамент инновационного рашнтия ОАО «ФСК ЕЭС» по адресу: 117630, Москва, у л. Ак. Чсломся. д. 5 А. электронной по*гтой по адресу: vaea-naа fsk-ccs.ru.

Настоящий документ нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован н распространен в качестве официального и иания без разрешения ОАО «ФСК ЕЭС».

5.4    Проектирование ВЛ должно осуществляться с учётом опыта строительства и эксплуатации ВЛ, с использованием результатов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых типов оборудования и материалов, прогрессивных технологических процессов и строительных конструкций.

5.5    Обязательным условием проектирования новых и подлежащих техническому перевооружению и реконструкции ВЛ при прохождении участков по новой трассе, увеличении ширины просек или изменении на существующей трассе ВЛ местоположения опор, является наличие разрешения на землепользование, полученного Заказчиком.

Подготовка документации для согласования выбора трассы ВЛ должна выполняться с участием проектной организации по договору с Заказчиком.

5.6    При необходимости сооружения новых ВЛ, проходящих в одном направлении с существующими, должны быть приведены техникоэкономические обоснования целесообразности нового строительства по сравнению с увеличением пропускной способности существующих ВЛ с помощью различных технических средств (перевод на более высокое напряжение, замена проводов и другими обоснованными способами).

5.7    Проектирование технического перевооружения и реконструкции ВЛ осуществляется на основании документально оформленной оценки технического состояния элементов ВЛ, произведённой по результатам их обследования.

Оценка технического состояния производится путём проверки соответствия состояния элементов ВЛ нормам и правилам, действующим на момент обследования.

Обследование элементов ВЛ и оценка их технического состояния производится по заданию Заказчика организациями, имеющими Свидетельство о допуске, выдаваемое саморегулируемыми организациями, к следующим видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства:

-    работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений;

-    обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.

Результаты обследования и оценки состояния прикладываются к

заданию на проектирование. Допускается проведение обследования элементов ВЛ и оценка их технического состояния на основании задания на проектирование, с учетом требований раздела 11, в рамках разработки проектной документации.

Рекомендуется участие в обследовании и оценке технического состояния конструкций и элементов ВЛ представителей проектной и специализированных организаций.

5.8    При проектировании технического перевооружения и реконструкции ВЛ должно предусматриваться устранение дефектов.

неисправностей и повреждений элементов ВЛ, нарушений на трассе, проявившихся в процессе эксплуатации.

Основные технические требования к элементам ВЛ, допустимые отклонения от нормального положения, допуски и нормы отбраковки принимаются в соответствии с действующими на момент проектирования нормативно-техническими документами.

При проектировании реконструкции ВЛ с ужесточением расчётных климатических условий производится проверка всех элементов ВЛ на повышенные нагрузки с последующим обеспечением соответствия прочности элементов ВЛ новым нагрузкам.

Для конкретных объектов величины допустимых значений дефектов, неисправностей уточняются на основании расчета с использованием данных обследования. При необходимости, работоспособность конструкций и элементов ВЛ может быть проверена путём проведения испытаний.

При проектировании технического перевооружения допускается по согласованию с Заказчиком и ОАО «СО ЕЭС» по вопросам, входящим в его компетенцию, сохранение без изменений технических решений, принятых на существующей ВЛ, несмотря на их несоответствие нормам, действующим на момент выполнения технического перевооружения, если они удовлетворяют требованиям правил техники безопасности, производственной санитарии, ПТЭ и в процессе эксплуатации отсутствовали отказы ВЛ по причине этого несоответствия. При этом снижение наименьших допустимых расстояний от проводов ВЛ до поверхности земли, зданий, сооружений и пересекаемых объектов не допускается.

При создании ВОЛС-ВЛ в рамках технического перевооружения проверку механической прочности элементов ВЛ, расчет стрел провеса проводить в соответствии с требованиями ПУЭ действовавшими на момент строительства ВЛ. При увеличении механических нагрузок на отдельные элементы ВЛ должны быть выполнены мероприятия по их усилению. При создании ВОЛС-ВЛ в рамках реконструкции проверку механической прочности элементов ВЛ, расчет стрел провеса проводить в соответствии с требованиями ПУЭ действующих на момент реконструкции.

Устранение дефектов, неисправностей и повреждений элементов ВЛ, нарушений на трассе, проявившихся в процессе эксплуатации при создании ВОЛС-ВЛ следует проводить в рамках текущих и плановых капитальных ремонтов ВЛ, технического перевооружения и реконструкции ВЛ в целом.

5.9    При реконструкции ВЛ путём перевода на следующий класс напряжения должны быть обеспечены требования действующих ПУЭ и норм технологического проектирования ВЛ к линиям этого класса напряжения.

5.10    При проектировании ВЛ следует применять оборудование, технологии, материалы и системы, в том числе унифицированные конструкции опор и фундаментов, провода, тросы, изоляторы, арматуру и другие элементы, соответствующие действующим нормативам, прошедшие регламентированную процедуру проверки качества оборудования.

При разработке проектов ВЛ следует рассматривать целесообразность использования прогрессивных технических решений, оборудования, конструкций и материалов, применение которых подтверждено практикой, а при их нахождении в процессе освоения или экспериментальной проверки, — целесообразность их установки в опытно-промышленную эксплуатацию.

При применении новых материалов и конструкций элементов ВЛ должны проводиться их испытания и приёмка в установленном порядке.

При применении новых типов проводов должны проводиться их совместные испытания с предлагаемой к использованию линейной армату рой, в особенности — соединительных и натяжных зажимов.

5.11    ВЛ в особых условиях (в горах, пустынях с подвижными песками, районах с вечномёрзлыми грунтами, солончаками, районах Крайнего Севера, районах со сложными климатическими условиями по пункту 12.2 Стандарта), ВЛ новых классов напряжения или нового конструктивного исполнения при отсутствии типовых, повторно-применяемых проектов и обосновывающих нормативно-технических документов рекомендуется проектировать на основе соответствующих проектно-конструкторских и, при необходимости, научно-исследовательских работ. Сроки выполнения проектных работ должны быть увязаны со сроками получения результатов проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

5.12    Для систем передачи технологической информации при проектировании ВЛ необходимо предусматривать высокочастотные каналы связи по проводам и грозозащитным тросам, оптические кабели связи, размещаемые на элементах ВЛ, или другие виды связи. Расчеты ВЧ трактов должны быть выполнены с учетом затухания вносимого ОПН в случае использования их на участках ВЛ. Организация высокочастотных каналов связи по грозотросам воздушных линий электропередачи для передачи сигналов и команд РЗА не допускается.

5.13    При проектировании ВЛ или отдельных участков вблизи действующих ВЛ или вблизи электрифицированной железной дороги переменного тока, находящихся в зоне наведённого напряжения других ВЛ, следует определить значение этого напряжения, затем следует определить уровень наведённого напряжения на существующих ВЛ от проектируемых ВЛ. Предусмотреть проектом мероприятия по снижению взаимного влияния и по обеспечению безопасного обслуживания ВЛ.

5.14    При проектировании ВЛ следует указывать расположение фаз на концевой опоре захода на ПС и на приёмном сооружении (портале) ПС, транспозиционных опорах и специальных опорах устанавливаемых на пересечениях с другими ВЛ.

5.15    При пересечении проектируемой ВЛ с наземными, подземными трубопроводами и другими коммуникациями по согласованию с Заказчиком предусматривать выполнение постоянных переездов, которые в дальнейшем будут использоваться для эксплуатации ВЛ. Данное требование необходимо

указывать при запросе технических условий на пересечения с трубопроводами и другими коммуникациями. В проектной документации выполнение переездов следует относить к основным сооружениям.

5.16    Для ВЛ, оснащённых установками плавки гололёда, и для ВЛ, систематически работающих с нагрузкой проводов электрическим током, близкой к длительно допустимым значениям, следует рассматривать техническую возможность устройства автоматизированного контроля температуры проводов и тросов. Для ВЛ с нормируемой толщиной стенки гололёда 25 мм и более рекомендуются автоматизированные системы контроля гололёдообразования.

5.17    На опорах ВЛ должны быть установлены постоянные информационные знаки в соответствии с п. 2.5.23 ПУЭ.

5.18    При проектировании ВЛ 35 кВ со сложной разветвленной схемой (с отпайками), допускается предусматривать автоматическое секционирование ВЛ и установку на отпаечных опорах разъединителей или реклоузеров в сторону отпайки.

5.19    Для ВЛ без отпаек рекомендуется выполнять не более трех кабельных вставок, две из которых являются выходом с ПС и заходом на ПС. Для каждой отпайки допускается не более двух кабельных вставок, включая заход на ПС.

6 Трасса .1IIHIIH электропередачи

6.1    Выбор трассы вновь сооружаемых, подлежащих техническому перевооружению или реконструкции ВЛ, её экологическое обоснование, согласование, инженерные изыскания и оформление земельных документов должны выполняться в соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного, Водного и Лесного кодексов, действующих государственных и ведомственных стандартов, нормативных и методических документов.

6.2    Выбор трассы новой ВЛ производится с учетом наиболее рационального размещения подстанций и обеспечения возможности заходов и выходов ВЛ с распределительных устройств подстанций.

6.3    Выбор трассы ВЛ производится на основании техникоэкономического сравнения конкурирующих вариантов.

6.4    При выборе трассы ВЛ следует учитывать:

-    наличие существующих ВЛ всех напряжений, инженерных коммуникаций, линий связи, магистральных путепроводов;

-    природные особенности территории (рельеф, климат, водные преграды, наличие опасных геологических процессов по СНиП 22-02-2003 и пр);

-    состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессивность грунта, подземных вод и т. д.);

-    ценность территории (природоохранная, культурная, национальная, особо охраняемые природные объекты и пр.);

-    возможный ущерб, причиняемый природной и социальной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения ВЛ и последствия этих изменений для природной среды, жизни и здоровья населения;

-    современное хозяйственное использование территории, территориальное планирование Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-    условия строительства и эксплуатации;

-    особенности согласований с землепользователями;

-    эстетические и экологические аспекты.

6.5    Трасса ВЛ должна быть проложена, по возможности, по кратчайшему расстоянию с учётом условий отчуждения земли, вырубки просек в насаждениях, комплексного использования охранной зоны, а также приближена к дорогам и существующим ВЛ.

6.6    При невозможности обхода территории лесных массивов, выбор трассы ВЛ по лесонасаждениям должен осуществляться в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 24.02.09 № 160 и требованиями действующих нормативных документов федерального агентства лесного хозяйства (в том числе. Приказа федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.11 № 223).

6.7    В качестве исходных данных для разработки грассы ВЛ по населённой местности Заказчик предоставляет утверждённые документы территориального планирования (генеральный план городов и других населённых пунктов, схемы и проекты планировки и застройки территориальных образований на долгосрочный период).

6.8    При выборе трассы ВЛ рекомендуется обходить населённые пункты, промышленные предприятия, селитебные земли, массивы орошаемых, осушённых и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, охранные природные территории, зоны санитарной охраны курортов, памятники истории и культуры.

В случае, если выполнение обхода трассой ВЛ естественных или искусственных препятствий невозможно или экономически нецелесообразно, а также на подходе к подстанциям, допускается перевод части линии электропередачи в кабельное исполнение.

Трассу ВЛ рекомендуется предусматривать в обход садоводческих товариществ, если эти товарищества узаконены как места постоянного проживания людей.

6.9    Для повышения надёжности работы ВЛ, а также во избежание удорожания работ по проектированию и строительству и ухудшения условий эксплуатации пересекающего и пересекаемых инженерных объектов следует

сводить к минимуму количество технически сложных пересечений: больших переходов через водные преграды, электрифицированные железные дороги, автодороги федерального уровня, ВЛ 330 кВ и выше.

Для исключения избыточности принимаемых при разработке технических решений необходимо исключить мероприятия по ликвидации взаимных пересечений ВЛ номинальным напряжением 220 кВ и выше в случае, если эти мероприятия приводят к существенному увеличению стоимости титула.

6.10    При проектировании пересечений вновь сооружаемых и реконструируемых ВЛ 220-500 кВ с автомобильными дорогами федерального значения и 1 категории следует обеспечивать габаритные расстояния по вертикали от проводов ВЛ до полотна пересекаемых автомобильных дорог не менее 12 метров, определённых как при условиях, указанных в п. 2.5.258 Г1УЭ, так и при условии нагрузки проводов аварийно допустимым электрическим током, определённым по условию нагрева проводов до максимально допустимой температуры в процессе эксплуатации: для сталеалюминиевых проводов — до температуры 90 градусов в соответствии с ГОСТ 839, для других типов проводов — в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя или стандартами на данные типы проводов.

6.11    При параллельном следовании и сближении ВЛ между собой или с ВЛ других напряжений расстояния по горизонтали между ВЛ должны приниматься в соответствии с п. 2.5.230 ПУЭ.

6.12    Трассы ВЛ, как правило, следует выбирать в обход площадей залегания полезных ископаемых. При невозможности обхода площадей залегания полезных ископаемых или при его технико-экономической нецелесообразности допускается прохождение ВЛ по площадям залегания полезных ископаемых при наличии согласования с соответствующими надзорными органами.

6.13    На подходах к электростанциям и подстанциям трасса ВЛ должна прокладываться с учётом трасс заходов существующих ВЛ, проектируемых ВЛ по другим титулам и перспективных ВЛ, предусмотренных схемами и программами развития ЕЭС России и электроэнергетики субъектов Российской Федерации.

При проектировании ВЛ минимизировать образования взаимных пересечений с существующими и проектируемыми по другим титулам ВЛ, в том числе на заходах на распределительные устройства подстанций.

Трасса захода проектируемой ВЛ на существующие электростанции и подстанции должна быть согласована с владельцами энергообъектов.

При наличии стеснённых условий допускается выполнять заходы ВЛ на распределительные устройства электростанций и подстанций в кабельном исполнении.

6.14    Выбор трассы ВЛ следует производить с учётом перспективного плана развития действующих или сооружения новых промышленных

предприятий, являющихся источниками загрязнения атмосферы, а также перспективы развития сельского хозяйства с точки зрения применения химических удобрений и химической обработки посевов.

Трассы ВЛ, проходящие вблизи промышленных предприятий, рекомендуется располагать вне зон действия ветра преобладающего направления от источников загрязнения.

6.15    Трассу ВЛ на просадочных грунтах в районе действующих или перспективных мелиоративных каналов рекомендуется прокладывать по более высоким отметкам в обход территории отсыпки вынутых из каналов грунтов.

6.16    При выборе трасс ВЛ следует обходить места с лавинами, карстами, оползнями, агрессивными грунтами, солифлюкционными явлениями, осыпями, камнепадами, селевыми потоками, переработкой берегов водоёмов, зон тектонических разломов, а также мест с подземными выработками. Рекомендуется обходить места с широкими поймами рек, болотами, солончаками, подвижными песками, косогорными участками, просадочными грунтами, районы с большими отложениями гололёда и с частой и интенсивной пляской проводов, а также с повышенным загрязнением атмосферы.

Для выявления условий прохождения линии необходимо учитывать опыт эксплуатации ВЛ и линий связи в районе проектируемой линии.

6.17    При отводе и использовании земель для ВЛ должны соблюдаться Земельный, Водный и Лесной кодексы. Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», утверждённые Правительством Российской Федерации, «Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ» (14278тм-т.1), утверждённые Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ, Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах», от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах». Приказ Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».

6.18    Для сложных условий (сильно пересечённые и горные участки, районы промышленной и жилой застройки, большие переходы, поймы и др.) изыскания трассы на стадии проекта по согласованию с Заказчиком рекомендуется проводить в объёме, необходимом для разработки рабочей документации.

Для принятия оптимальных решений при выборе варианта трассы на сложных участках рекомендуется выполнять расстановку опор на профиле трассы, выполненном по материалам наземной съёмки с отражением необходимого объёма информации и обеспечением точности съёмки.

6.19    Для разработки оптимального направления трассы ВЛ при

изысканиях на лесных массивах рекомендуется применять данные аэрофотосъемки или GIS-систем.

7 Опоры и фундаменты

7.1    Конструкции опор и фундаментов должны обеспечивать надёжную эксплуатацию ВЛ в течение всего срока службы. Для этого следует:

-    выполнять выбор материалов, конструирование и расчёты в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, СТО ОАО «ФСК ЕЭС», технических условий, руководств);

-    обеспечивать при изготовлении, транспортировке, монтаже и эксплуатации пространственную неизменяемость, прочность, устойчивость и жёсткость опор в целом и их отдельных элементов;

-    предусматривать меры по обеспечению долговечности конструкций (защиту от коррозии, износа, истирания);

-    предусматривать использование конструкций, не допускающих скопления воды.

7.2    Нагрузки и воздействия на опоры и фундаменты ВЛ в конкретных условиях должны приниматься согласно положениям ГОСТ Р 54257, СНиП 2.01.07 и главы 2.5 ПУЭ.

7.3    В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и ГОСТ Р 54257 ВЛ напряжением 330 кВ и выше отнесены к особо опасным и технически сложным объектам с уровнем ответственности 1а (Градостроительный кодекс РФ), для которых коэффициент надёжности по ответственности применяется не ниже 1,2 (ГОСТ Р 54257).

В соответствии с ГОСТ Р 54257 коэффициент надёжности по ответственности необходимо учитывать при расчёте нагрузок от ветра и собственного веса проводов и конструкций. На коэффициент надёжности по ответственности следует умножать эффекты воздействия, определяемые при расчёте конструкций опор на основные сочетания нагрузок по первой группе предельных состояний.

7.4    Климатические районы строительства следует принимать в соответствии с ГОСТ 16350.

За расчётную температуру района строительства принимается:

-    для опор ВЛ 750 кВ и более, а также для опор больших переходов (независимо от напряжения ВЛ) — температура наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,98 в соответствии с данными таблицы 1 СНиП 23-01;

-    для всех других конструкций (независимо от напряжения ВЛ) — температура наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 в соответствии с данными таблицы 1 СНиП 23-01.

По требованию заказчика возможно применение более жёстких требований. Например, по п. 4.2.3 СП 16.13330.2011 Стальные конструкции: «За расчетную температуру в районе строительства следует принимать температуру наружного воздуха наиболее холодных суток обеспеченностью 0,98, определенную согласно СНиП 23-01».

Климатические нагрузки должны определяться на основании нормативных значений, имеющих вероятность не превышения 0,96 (повторяемость 1 раз в 25 лет). В зависимости от ответственности ВЛ по требованию Заказчика климатические нагрузки могут быть определены с различной вероятностью их не превышения в диапазоне от 0,96 до 0,98 (повторяемость 1 раз в 25-50 лет).

7.5    При проектировании ВЛ могут применяться как унифицированные опоры, фундаменты и их модификации, так и новые опоры и фундаменты индивидуальной конструкции. Выбор конструкций (унифицированных, модифицированных или индивидуальных) должен быть обоснован и согласован с Заказчиком.

7.6    При проектировании ВЛ допускается применять унифицированные опоры и фундаменты (серии и выпуски, разработанные до 2003 года) только при условии обязательной проверки их соответствия требованиям действующих норм и уточнения области применения конструкции. При этом не рекомендуется сокращать длины пролётов и снижать напряжения проводов и тросов. Следует, как правило, разработать и обосновать усиление конструкций с целью сохранения максимально возможных длин пролётов и напряжений проводов и тросов. Нагрузки на унифицированные опоры и фундаменты, определённые для конкретных условий, и нагрузки, на которые не рассчитаны унифицированные конструкции, должны быть приведены в проекте.

7.7    При использовании модифицированных опор и фундаментов ВЛ, разработанных на базе унифицированных конструкций с сохранением расчётной схемы и конструктивных решений основных узлов, в проектах ВЛ следует представить расчёты, подтверждающие соответствие указанных конструкций требованиям действующих нормативных документов.

7.8    Опоры и фундаменты индивидуальной конструкции, разработанные для конкретных условий эксплуатации ВЛ, целесообразно применять в тех случаях, когда неэкономично или нетехнологично использование унифицированных конструкций и их модификаций. В проектах В Л должны быть приведены расчёты конструкций в соответствии с действующими нормативными документами.

7.9    Опытные образцы впервые применяемых опор и фундаментов ВЛ подлежат механическим испытаниям. Программа испытаний должна быть согласована Заказчиком

7.10    При повторном применении конструкций опор и фундаментов в условиях, отличающихся от тех, на которые они рассчитаны, необходимо выполнять поверочные расчёты конструкций на конкретные условия их

установки (на реальные значения весовых и ветровых пролётов, разность тяжений и др.). Расчёты конструкций должны быть приведены в проекте ВЛ.

7.11    При организации ВОЛС-ВЛ проверка опор, фундаментов или закреплений в грунте требуется в случае возникновения дополнительной нагрузки от подвешиваемого ОК более чем на 10 % согласно [94].

7.12    Выбор материала и типа опор и фундаментов должен производиться, исходя из технико-экономической целесообразности применения проектных решений в конкретных условиях строительства, с учётом обеспечения надёжности ВЛ при эксплуатации. Основные технические решения должны быть согласованы с Заказчиком.

Для принятия оптимального решения следует учитывать размеры и стоимости земельных участков, отчуждаемой под опоры, целесообразность применения опор в различных природных условиях (ветровые и гололёдные нагрузки, характеристики грунтов и пр.), возможность применения повышенных опор, затраты на эксплуатацию и другие условия. Для труднодоступных участков следует учитывать дополнительные затраты, связанные с доставкой грузов на пикеты при строительстве ВЛ и проездом эксплуатационного персонала к опорам при их обслуживании.

7.13    В зависимости от уровня ответственности конструкций, а также условий эксплуатации, конструкции разделяются на четыре группы согласно СНиП П-23. Рекомендации по применению марок стали, предложенных в качестве основных, для стальных конструкций ВЛ, входящих в эти группы, в зависимости от расчётной температуры района строительства приведены в таблице 50 СНиП П-23.

7.14    Количество типов опор, применённых при проектировании ВЛ, должно быть обосновано с учётом расхода материалов и обеспечения единой технологии строительства и эксплуатации.

Следует избегать применения типов опор, используемых в единственном числе, за исключением опор ответвительных и больших переходов, опор с повышенными эстетическими требованиями и опор перехода воздушной линии электропередачи в кабельное исполнение.

Опоры с подставками различной высоты, пониженные опоры, образованные из нормапьных путём снятия секций, и опоры с тросостойками для подвески различного количества тросов, применительно к данному пункту, не являются отдельными типами опор.

7.15    Применённые на ВЛ конструкции опор и высота подвески проводов на опорах должны обеспечивать соблюдение допустимых величин напряжённостей электрического и магнитного полей без применения дополнительных экранирующих устройств. Измерения напряженности электрического поля и магнитного поля должны проводиться на высоте 0,5; 1,5; 1,8 м от поверхности земли и на расстоянии 0,5 м от оборудования.

7.16    При проектировании и реконструкции ВЛ следует, как правило, применять опоры с болтовым соединением элементов (кроме сварных «башмаков» опор ВЛ и других подобных узлов).

СОДЕРЖАНИЕ

1    Область применения........................................................................................4

2    Нормативные ссылки......................................................................................4

3    Термины и определения..................................................................................6

4    Обозначения и сокращения.............................................................................8

5    Общие требования к проектированию ВЛ...................................................10

6    Трасса линии электропередачи.....................................................................14

7    Опоры и фундаменты....................................................................................18

8    Провода и грозозащитные тросы..................................................................27

9    Изоляция, арматура, заземляющие устройства, защита от перенапряжений.... 30

10    Большие переходы. Светоограждение.........................................................33

11    Обследование технического состояния ВЛ.................................................37

12    Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ....................................42

13    Требования к ВЛ, проходящим в сложных климатических и геологических

условиях..............................................................................................................46

14    Организация строительства ВЛ....................................................................51

15    Организация работ по сносу (демонтажу) ВЛ.............................................53

16    Охрана окружающей среды..........................................................................54

17    Организация эксплуатации ВЛ.....................................................................56

18    Объем проектной документации и указания по проектированию..............60

Библиография.....................................................................................................64

7.17    Стальные опоры рекомендуется проектировать из горячекатаного фасонного проката открытых профилей, из тонкостенных и гнутых профилей; замкнутых многогранных профилей, бесшовных горячекатаных труб; специальные опоры больших переходов высотой более 60 м — из бесшовных горячекатаных труб. Марки сталей следует, как правило, применять в соответствии со СНиП II-23 «Стальные конструкции». Размеры и масса промежуточных опор должны быть оптимизированы в проекте для конкретных ВЛ, в том числе за счёт широкого применения сталей повышенной механической прочности и коррозионной стойкости.

7.18    Отдельные элементы опор, работающие на растяжение (оттяжки, тяги, затяжки), рекомендуется выполнять из стальных канатов, оцинкованных по группе ОЖ или из нержавеющей азотосодержащей стали или из оцинкованной стали круглого сечения.

Для канатов оттяжек, оцинкованных по группе ОЖ, допускается нанесение защитной смазки только для узлов крепления к опорам и 11-образным болтам.

Для уменьшения перемещения опор с оттяжками от горизонтальных нагрузок на период до монтажа проводов и грозозащитных тросов должно быть создано предварительное тяжение оттяжек величиной не менее 15-30 кН.

7.19    Стальные многогранные опоры и фундаменты к ним для ВЛ 110-500 кВ следует применять в соответствии с нормативно-техническими документами и руководствоваться СТО 56947007-29.240.55.054-2010.

7.20    На ВЛ 35 кВ допускается применять деревянные опоры, обработанные специальными консервантами и антисептиками, обеспечивающими срок службы ВЛ не менее 40 лет. В исключительных случаях, при наличии технико-экономического обоснования, допускается применение деревянных опор для ВЛ 110 кВ. В местах возможных низовых пожаров применение деревянных опор не рекомендуется.

7.21    Деревянные опоры могут выполняться цельностоечными или составными из стоек и приставок (пасынков). Последние, как правило, должны быть железобетонными (вибрированными или центрифугирован н ы м и).

Для элементов деревянных опор могут применяться как круглый лес, так и пиломатериалы или клееная древесина.

Все элементы деревянных опор должны быть защищены от гниения (биологической коррозии) консервантами и антисептиками, обеспечивающими срок службы не менее 40 лет.

7.22    На ВЛ 35-500 кВ рекомендуется применение стальных решетчатых и многогранных опор, опор из гнутых стальных профилей и железобетонных опор.

7.23    Железобетонные опоры выполняются комбинированными: стойки — из центрифугированных секционированных, а для ВЛ 35 кВ также из вибрированных железобетонных стоек; траверсы, тросостойки, оттяжки

Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ распространяются на вновь сооружаемые, а также на подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ переменного тока напряжением 35-750 кВ и являются обязательными при проектировании. По отношению к реконструируемым ВЛ требования Стандарта распространяются только на реконструируемую часть ВЛ.

При проектировании ВЛ напряжением 35-750 кВ надлежит руководствоваться нормативными и методическими документами, перечень которых приведён в разделе 2, и директивными документами по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей.

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями № I - 2).

ГОСТ 25100-11 Грунты. Классификация.

ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования (с Изменениями № 1 - 6).

ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461 -89)    ЕСЗКС. Покрытия цинковые

горячие. Общие требования и методы контроля.

ГОСТ 20276-12 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.

ГОСТ 9.602-05 ЕСЗКС. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии.

ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры.

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества.

ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности.

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84, СТ СЭВ 471-88) Металлы. Методы испытаний на растяжение (с Изменениями № 1 - 2).

ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний.

ГОСТ 22536.0-87 (СТ СЭВ 487-77) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа (с Изменением № 1).

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82) ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля.

ГОСТ 10446-80 (ИСО 6892-84) Проволока. Метод испытания на растяжение (с Изменениями № 1 - 2).

ГОСТ 12.1.051-90 ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В.

ГОСТ 30416-12 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения.

ГОСТ 30672-12 Грунты. Полевые испытания. Общие положения.

ГОСТ 19912-12 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием.

ГОСТ 28622-12 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучин истости.

ГОСТ 26263-84 Грунты. Метод лабораторного определения теплопроводности мерзлых грунтов.

ГОСТ Р 54257-10 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования.

ГОСТ Р 9.316-06 ЕСЗКС. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля.

ГОСТ 31937-11 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.

ГОСТ Р 54362-11 Геофизические исследования скважин. Термины и определения.

ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб.

ГОСТ Р 21.1101-13 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

Примечание. При использовании настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменённым (изменённым) документом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определении

В настоящем Стандарте приведены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Гололедоупорное исполнение ВЛ - конструкция линии и совокупность технических средств, обеспечивающих устойчивость линии к гололедно-ветровым воздействиям в районе строительства без применения установок плавки гололеда. Гололедоупорное исполнение ВЛ может быть обеспечено за счет:

-    технических средств, обеспечивающих частичное или полное удаление гололеда;

-    линейных ограничителей перенапряжения, позволяющих отказаться от подвески грозотроса;

-    повышенных механических требований к грозотросу и конструкции фазы;

-    конструктива опор, исключающего опасное сближение проводов и грозозащитных тросов;

-    повышенных расчетных нагрузок на конструкции опор.

3.2    Заземляющее устройство — совокупность электрически соединённых заземлителя и заземляющих проводников.

3.3    Защитная арматура — устройства и приспособления, предназначенные для ограничения короны и радиопомех, для выравнивания распределения напряжения по элементам гирлянд изоляторов, для защиты

проводов и грозозащитных тросов от вибраций, пляски, гололёдных отложений, перетирания в поддерживающих и натяжных зажимах.

3.4    Индивидуальные конструкции опор и фундаментов — конструкции опор и фундаментов ВЛ, разработанные для условий конкретных ВЛ; разделяют модифицированные и разработанные впервые конструкции.

3.5    Кабельно-воздушная линия — линия электропередачи, часть которой выполнена путём подвеса проводов на опорах ВЛ, а часть путём прокладки высоковольтных кабелей.

3.6    Климатические условия — комплекс климатических характеристик: скорость ветра (ветровое давление), толщина стенки гололёда, температура воздуха, интенсивность грозовой деятельности, степень агрессивного воздействия окружающей среды, пляска проводов и тросов, вибрация, сейсмичность территории, высота расположения над уровнем моря.

3.7    Модифицированные конструкции опор — конструкции опор ВЛ, разработанные на основе унифицированных конструкций одного класса напряжения с сохранением общей расчётной схемы и конструктивных решений основных узлов.

3.8    Нормальная эксплуатация — эксплуатация в соответствии с условиями, предусмотренными в строительных нормах или задании на проектирование, включая соответствующее техническое обслуживание, капительный ремонт и(или) реконсгрукцию.

3.9 Ограничитель перенапряжений (ОПН) — устройство, предназначенное для ограничения перенапряжений.

ЗЛО Поверочный расчёт — расчёт существующей конструкции по действующим нормам проектирования с введением в расчёт полученных в результате обследования или по проектной и исполнительной документации геометрических параметров конструкции,    фактической    прочности

строительных материалов, действующих нагрузок, уточнённой расчётной схемы с учётом имеющихся дефектов и повреждений.

3.11    Проектная документация — совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для сооружения ВЛ.

3.12    Рабочая документация — совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утверждённой проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.

3.13    Реконструкция — комплекс работ на действующих объектах электрических сетей по их переустройству (строительству взамен) в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекта, условий труда и охраны окружающей среды, которые проводятся в соответствии с действующими на момент разработки проекта реконструкции нормативными документами.

3.14    Степень загрязнения — показатель, учитывающий влияние загрязненности атмосферы на электрическую прочность изоляции электроустановок.

3.15    Строительство — сооружение объектов электрических сетей в целях создания новых производственных мощностей, осуществляемое на вновь отведённых земельных участках.

3.16    Техническое перевооружение — комплекс работ на действующих объектах электрических сетей, включая организацию ВОЛС-ВЛ, по повышению их технико-экономического уровня, состоящий в замене морально и физически устаревших оборудования и конструкций новыми, более совершенными при сохранении основных строительных решений в пределах ранее выделенных земельных участков, которые допускается проводить по редакции ПУЭ, действовавшей на момент проектирования и строительства ВЛ (согласно письму Госэнергонадзора от 02.10.03 № 32-01-03/110).

3.17    Унифицированные конструкции опор н фундаментов —

конструкции, разработанные и испытанные для многократного применения на различных ВЛ.

3.18    Экологическая безопасность — состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и технического характера и их последствий.

4 Обозначения и сокращения

АНИС КУЭ -    автоматизированная    информационно

измерительная система коммерческого учёта электроэнергии;

АСУТП - автоматизированная система управления технологическими процессами;

ВЛ    - воздушная линия электропередачи;

ВОЛС    - волоконно-оптическая линия связи;

ВОЛС-ВЛ - волоконно-оптическая линия связи для передачи информации с использованием размещаемого на элементах ВЛ оптического кабеля (ОК);

ВЧ    - высокочастотный;

ДЗО    - дочернее зависимое общество;

ЕНиР    - единичные нормы и расценки;

ЕНЭС - единая национальная (общероссийская) электрическая

сеть;

КВЛ    -    кабельно-воздушная линия;

КЛ    -    кабельная линия;

ЛС    -    линия связи Минкомсвязь России и других ведомств, а

также линии сигнализации Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО «РЖД»;

ЛПВ    -линии проводного вещания;

МЭС    -    магистральные электрические сети;

ОДУ    -    объединённое диспетчерское управление;

ОК    -    оптический кабель;

ОКГТ - оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос; ОКНН - оптический кабель неметаллический навивной, навиваемый на фазный провод или грозозащитный трос воздушной линии; ОКОН - оптический кабель самонесущий неметаллический;

ОКФГ1 - оптический кабель, встроенный в фазный провод;

ОПН    - ограничитель перенапряжений нелинейный;

ОРУ    - открытое распределительное устройство;

ПМЭС    - предприятие магистральных электрических сетей;

ПО (ПЭС) - производственное отделение филиала ДЗО (предприятие электрических сетей);

ПОД    -    проект организации демонтажа;

ПОС    -    проект организации строительства;

ППР    -    проект производства работ;

ПУЭ    -    правила устройства электроустановок;

РД    -    руководящие документы;

РДУ    -    региональное диспетчерское управление;

РЭГА РФ - руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской федерации;

РЭС    - район электрических сетей;

СанПиН - санитарные правила и нормы;

САПР - автоматизированная система проектирования;

СНиП    - строительные нормы и правила;

СО ЕЭС - Системный Оператор Единой Энергетической Системы; ТДЦ    - покрытие термодиффузионное цинковое;

ТОиР    - техническое обслуживание и ремонт;

Филиал    - структурное подразделение ДЗО;

ЦУС    - центр управления сетями;

Хэ    - удельная эффективная длина пути утечки.

GIS-система - геоинформационная система (Geographic information system).

Для обозначения обязательности выполнения технических требований применяются понятия «должен», «следует», «необходимо» и производные от

них.

Понятие «как правило» означает, что данное техническое требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.

Понятие «допускается» означает, что данное техническое требование или решение применяется в виде исключения, как вынужденное при соответствующем обосновании (вследствие стеснённых условий, ограниченных ресурсов, отсутствия необходимого электротехнического оборудования, изделий и материалов и т. п.).

Понятие «рекомендуется» означает, что данное техническое решение является приоритетным, но не обязательным.

5 Общие требования к проектированию ВЛ

5.1    Проектные решения, принимаемые в конкретных проектах ВЛ, должны быть технико-экономически обоснованы.

5.2    При расчете ВЛ и их элементов должны учитываться климатические условия - ветровое давление, толщина стенки гололеда, температура воздуха, степень агрессивного воздействия окружающей среды, интенсивность грозовой деятельности, пляска проводов и тросов, вибрация. Приоритетным является определение расчетных условий на основании соответствующих региональных карт климатического районирования, выполненных специализированной организацией.

5.3    При проектировании ВЛ должны быть обеспечены:

-    надёжная и качественная передача электроэнергии, обеспечение бесперебойности электроснабжения потребителей;

-    экономическая эффективность;

-    внедрение прогрессивных проектных решений, обеспечивающих снижение ресурсных, трудовых и капитальных затрат при строительстве и эксплуатации;

-    внедрение прогрессивных технологий строительных и монтажных

работ;

-    оптимальное использование земли, а также лесных угодий, то есть применение конструкций и проектных решений, требующих при прочих равных условиях наименьшего отчуждения земли в постоянное и временное пользование и наименьшей площади вырубки леса;

-    соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды;

-    эффективность и удобство ремонта и эксплуатации;

-    возможность применения передовых методов эксплуатации и возможность безопасного выполнения ремонтных работ на ВЛ без снятия напряжения;

-    выполнение требований задания на проектирование и условий договора на производство проектно-изыскательских работ;

-    соблюдение требований Положения ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе.