Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

Купить СТО 1.1.1.04.001.0806-2009 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования к оценке радиационной безопасности населения и окружающей среды (радиационное воздействие) при захоронении очень низкоактивных отходов атомных станций. Требования стандарта распространяются на АО "Концерн Росэнергоатом" и его филиалы при осуществлении деятельности, связанной с захоронением очень низкоактивных отходов атомных станций, а также на проектные и иные организации, выполняющие оценку безопасности населения при захоронении ОНАО. Стандарт предназначен для прогнозного расчета выхода радионуклидов из пунктов захоронения очень низкоактивных отходов, их распространения в окружающей среде, а также для оценок облучения населения при распространении радионуклидов в окружающей среде и при

несанкционированном проникновении населения на пункт захоронения очень низкоактивных отходов, которые необходимы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект пункта захоронения очень низкоактивных отходов и/или для экологической экспертизы этого проекта.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Классификация промышленных отходов, содержащих техногенные радионуклиды

7 Критерии безопасности при захоронении очень низкоактивных отходов

8 Требования к оценке безопасности пунктов захоронении очень низкоактивных отходов

9 Модели оценки безопасности пунктов захоронении очень низкоактивных отходов

     9.1 Характеристика моделей

     9.2 Модель фильтрации грунтовых вод

     9.3 Модель подземной миграции

     9.4 Модель источника загрязнения

     9.5 Расчет дозовых нагрузок на население

10 Параметры, необходимые для оценки безопасности

     10.1 Параметры окружающей среды

     10.2 Параметры очень низкоактивных отходов и инженерных барьеров

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендации по измерению параметров моделей фильтрации грунтовых вод и миграции радионуклидов

Приложение Б (справочное) Использование простых формул для оценки безопасности пунктов захоронения очень низкоактивных отходов

Приложение В (справочное) Пример оценки безопасности при захоронении донных отложений брызгальных бассейнов Балаковской АЭС

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

13.05.2010УтвержденОАО Концерн Росэнергоатом583
РазработанОАО ВНИИАЭС
РазработанФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

Открытое акционерное общество «Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»

(ОАО «Концерн Энергоатом»)

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

СТАНДАРТ

ОРГАНИЗАЦИИ

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ ЗАХОРОНЕНИЯ ОЧЕНЬ НИЗКОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

С изменением № 1-приказ АО «Концерн Росэнергоатом» от 28.08.2018 № 9/1126-П

II

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций» (ОАО «ВНИИАЭС») и Федеральным государственным учреждением «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» (ФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России)

2    ВНЕСЕН Департаментом противоаварийной готовности и радиационной защиты

3    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ОАО «Концерн Росэнергоатом» от 13.05.2010 №583

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ш

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

-    поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения как для нынешних, так и для будущих поколений людей (принцип оптимизации);

-    материальные затраты на захоронение ОНАО должны быть как можно меньше;

-    недопустимо перекладывать бремя на поддержание безопасности мест захоронения отходов на будущие поколения людей.

7.2    При оценке безопасности пунктов захоронения ОНАО рассматриваются два сценария облучения населения:

-    в результате естественных процессов распространения радионуклидов в окружающей среде (при переносе радионуклидов с подземными и поверхностными водами);

-    при несанкционированном проникновении человека в места размещения отходов или санкционированном использовании территории ПЗ ОНАО.

Несанкционированное проникновение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным (в постэксплуатационный период).

Согласно рекомендациям МКРЗ для представленных сценариев облучения устанавливаются различные пределы эффективной дозы.

7.3    Для первого сценария годовая индивидуальная эффективная доза облучения не должна превышать 10 мкЗв.

7.4    Для второго сценария годовая индивидуальная эффективная доза облучения не должна превышать 0,3 мЗв.

7.5    Возможность проникновения человека в ПЗ ОНАО можно считать пренебрежимо малой, пока административный контроль считается эффективным в полной мере, но она может возрасти впоследствии.

7.6    В качестве критериев безопасности наряду с указанными в пп. 7.3 и

7.4 пределами доз могут быть использованы допустимые уровни монофакторного воздействия, установленные в приложении 2а НРБ-99/2009: допустимая среднегодовая объемная активность воздуха и уровень вмешательства для воды. Использовать эти параметры следует с учетом

8

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

дозовых пределов пп. 7.3 и 7.4.

7.7 Вышеперечисленные критерии безопасности установлены как для нынешних, так и для будущих поколений. Соответствие радиационной обстановки вышеперечисленным критериям для будущих поколений людей устанавливается на основе оценки безопасности пункта захоронения ОНАО.

8 Требования к оценке безопасности пунктов захоронения очень низкоактивных отходов

8.1    Оценка безопасности населения при захоронении ОНАО проводится для обоснования принимаемых решений. Оценка безопасности ПЗ ОНАО заключается в прогнозировании распространения радионуклидов из захоронения в окружающей среде и возможного облучения населения, связанного с таким распространением, а также облучения при несанкционированном проникновении человека в ПЗ ОНАО.

8.2    При расчетах дозовых нагрузок на население учитываются основные виды внутреннего и внешнего облучения для критической группы населения, определенной согласно НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-992010 (Замена измЛ). Прогнозное облучение населения не должно превышать пределов, указанных в разделе 7.

При наличии в отходах химических опасных веществ обязательно должно оцениваться воздействие этих веществ на население и окружающую среду, при этом определяется соответствие захоронения ОНАО нормам химической безопасности.

8.3    Прогнозная оценка безопасности существующих ПЗ ОНАО на краткий период времени (до нескольких десятков лет) может проводиться путем экстраполяции во времени данных радиационного контроля, полученных за время, сопоставимое со временем прогноза. При такой оценке по данным изменения со временем распространения радионуклидов в грунтовых водах и в других объектах окружающей среды проводится прогноз радиационной обстановки.

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

8.4    В тех случаях, когда по данным радиационного контроля нельзя сделать прогнозных оценок, выполняется расчетная оценка радиационной безопасности населения. Оценка безопасности ПЗ ОНАО в данном случае проводится согласно сценарию возможного распространения активности в окружающей среде. Принято рассматривать следующие сценарии:

-    для обычных условий основным путем распространения активности из ПЗ ОНАО является миграция с грунтовыми водами и дальнейшим распространением в окружающей среде;

-    перенос радионуклидов с поверхностными водами может рассматриваться при прогнозе распространения загрязнения, связанного с выходом захороненной активности на поверхность земли при высачивании загрязненных грунтовых вод в поверхностные водотоки, при подтоплении захоронений, при значительной эрозии поверхности, а также в условиях Крайнего Севера при летнем таянии деятельного слоя многолетней мерзлоты;

-    в оценку безопасности ПЗ ОНАО входит также прогноз возможного изменения рельефа в месте расположения пункта захоронения (эрозия, денудация);

-    при оценке безопасности рассматривается вероятность и возможные последствия техногенных аварий и инцидентов, а также природных опасных явлений: наводнений, селей, оползней, обвалов, провалов, последствий землетрясений и др.

8.5    Для облучения человека при проникновения в ПЗ ОНАО в постэкплуатационный период рассматривается наиболее вероятный сценарий. В некоторых случаях наиболее вероятным сценарием облучения населения является облучение при использовании отходов, например, для сбора металлолома или в виде удобрений на приусадебных участках. Если использование ОНАО невозможно, то рассматривается наиболее опасный сценарий - возможное проживание на месте захоронения.

Оценка безопасности также может выполняться для различных вариантов возможного использования территории ПЗ ОНАО в будущем

10

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

(сельскохозяйственные работы, размещение различных промышленных объектов и др.).

8.6    Каждый пункт захоронения имеет свои особенности, поэтому при выборе сценариев распространения активности и возможного облучения населения необходимо исходить из условий конкретных ПЗ ОНАО. В связи с этим возможные сценарии при оценке безопасности могут отличаться от вышеуказанных.

8.7    При принятии решений не следует рассматривать в качестве определяющих сценарии, вероятность которых не может быть адекватно оценена (падение самолета, террористический акт, боевые действия и т.д.), или сценарии, основанные на изменении условий, адекватный прогноз которых в настоящее время не может быть сделан (изменение образа жизни и рациона питания населения и др.). Подобные расчеты можно использовать только как дополнительную информацию.

8.8    Расчетная оценка безопасности может выполняться путем численного или аналитического решения систем дифференциальных уравнений или путем использования простых формул. В настоящем стандарте представлен наиболее распространенный метод оценки безопасности с использованием для расчетов математических моделей, реализованных в виде пакетов компьютерных программ. Можно использовать как готовые пакеты, так и пакеты, специально разработанные для конкретных ПЗ ОНАО. Расчеты выполняет проектант ПЗ ОНАО или специализированная организация.

8.9    Самым важным условием получения достаточно репрезентативной оценки безопасности является наличие необходимых экспериментальных данных для проведения расчетов, указанных в разделе 10. При проведении оценки безопасности собирается и изучается вся имеющаяся информация и проводятся экспериментальные работы. Рекомендации по оценке параметров приведены в приложении А.

Для расчетов используются параметры, измеренные для рассматриваемого ПЗ ОНАО. Можно использовать справочные данные

11

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

(коэффициент гидродинамической дисперсии, некоторые параметры зоны аэрации, инженерных барьеров и ОНАО).

8.10    Оценку безопасности ПЗ ОНАО можно выполнять на основе как консервативного, так и реалистического подходов. При реалистическом подходе используются наиболее вероятные параметры и сценарии облучения, при консервативном - возможные параметры и сценарии, приводящие к максимальному облучению населения. В том и другом случае обосновывается выбранный вариант. Наиболее вероятный и консервативный прогноз можно выполнять для одного и того же ПЗ ОНАО.

8.11    Основным методом обоснования прогнозов является сравнение расчетов с экспериментальными данными. Необходимо для сравнения использовать все измерения, запланированные в проекте ПЗ ОНАО, а также все наблюдения за фильтрацией воды и миграцией радионуклидов, имеющиеся на АС. Для апробации моделей также могут использоваться сравнения расчетов и наблюдений фильтрации воды и миграции химических и радиоактивных загрязнителей, сделанные для иных целей (например, моделирование природных аналогов захоронений ОНАО).

8.12    Оценка безопасности проводится в следующей последовательности:

-    изучаются и анализируются проектные разработки, а также имеющиеся архивные и справочные данные для оценки параметров, указанных в разделе 10;

-    по возможности проводится измерение недостающих параметров;

-    на основе проектных разработок и параметров окружающей среды проводится выбор и обоснование методов оценки безопасности ПЗ ОНАО;

-    с помощью выбранного метода проводятся расчеты распространения радионуклидов в окружающей среде, расчеты облучения населения при распространении радионуклидов и проникновении человека в ПЗ ОНАО;

-    полученные результаты сравниваются с критериями безопасности, приведенными в разделе 7;

-    если результаты расчетов не удовлетворяют критериям безопасности, то разрабатываются рекомендации по корректировке проекта;

12

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

-    в проектные материалы вносятся дополнения, полученные по результатам оценки безопасности: устанавливается период потенциальной опасности ПЗ ОНАО, из нескольких вариантов места расположения и конструкции ПЗ ОНАО выбирается наиболее оптимальный и др.;

-    результаты оценки безопасности оформляются в виде отчета по обоснованию безопасности населения и окружающей среды, отчет может быть выполнен в виде ОВОС - оценки воздействия ПЗ ОНАО на окружающую среду;

-    результаты оценки безопасности и проектная документация ПЗ ОНАО согласовывается с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

-    при согласовании с упомянутыми выше органами возможно проведение дополнительных работ по оценке безопасности ПЗ ОНАО.

8.13 Для обеспечения качества оценки безопасности необходимо руководствоваться следующими указаниями к проведению оценки безопасности ПЗ ОНАО:

а)    использование научного подхода:

1)    изучение процессов миграции радионуклидов;

2)    определение параметров и разработка моделей должны основываться на современных научных достижениях;

3)    используемые модели и компьютерные коды должны быть верифицированы для исключения ошибок, связанных с численными методами, начальными и граничными условиями и др.

б)    простота:

1) необходима разработка простых моделей для инженерных расчетов, эквивалентных сложным, которые используются для основных расчетов (простые формулы расчета приведены в приложении Б), простые модели используются для:

-    быстрого анализа полученных результатов;

-    выявления грубых математических ошибок;

13

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

-    оценки влияния отдельных процессов на конечный результат;

-    выбора дозообразующих радионуклидов и других целей.

в) надлежащая документация и рецензирование:

1)    систематическая, достоверная и понятная документация проведенной работы;

2)    независимое техническое рецензирование сделанных оценок.

При выработке решений результаты оценки безопасности могут рассматриваться в различных организациях, общественных движениях и др., поэтому оценка безопасности должна быть выполнена таким образом, чтобы ее можно было представить для любого рассмотрения.

9 Модели оценки безопасности пунктов захоронения очень низкоактивных отходов

9.1 Характеристика моделей

9.1.1В настоящем стандарте модель - это достаточно сложный инструмент получения данных или параметров без их непосредственного измерения, а с помощью имитации реальных процессов:

-    путем решения алгебраических или дифференциальных уравнений;

-    путем использования набора формул;

-    с помощью качественного или количественного исследования соответствующих процессов;

-    с помощью обработки массивов данных (аналитическая аппроксимация, интерполяция и пр.);

-    путем изготовления уменьшенной или иной копии реального объекта и ее изучения;

-    с помощью лабораторного исследования природных процессов и с помощью других методов.

9.1.2 Для оценки безопасности населения и загрязнения окружающей среды при захоронения ОНАО используются пять основных видов моделей:

14

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

-    модели источника загрязнения и его изменения со временем;

-    модели транспорта загрязнителей через инженерные барьеры, в этих моделях также оценивается и изменение защитных свойств инженерных барьеров;

-    модели изменения свойств окружающей среды со временем (изменение климата, населения, рельефа и пр.);

-    модели переноса загрязнителей в окружающей среде (перенос с поверхностными и подземными водами);

-    модели облучения населения, также под этим типом моделей подразумеваются и биосферные модели.

Первые два типа моделей иногда называются локальными моделями, а четвертый - региональными.

9.1.3    Расчет внутреннего облучения населения можно не проводить в том случае, когда соответствующими НД установлены допустимые содержания радионуклидов в объектах окружающей среды.

9.1.4    Теоретические (математические) модели по методам решения уравнений разделяются на численные и аналитические. Удобство аналитических моделей заключается в простоте и наглядности использования, а также в легкой проверке решений. Однако, аналитические решения могут быть получены для ограниченного количества простейших случаев, для описания реальных объектов необходимо использовать численные решения.

Численные модели окружающей среды могут различаться также по методам численного решения уравнений, чаще всего используются методы конечных разностей и методы конечных элементов.

9.1.5    При расчете распространения загрязнения в окружающей среде скорость движения воды или воздуха может рассчитываться или приниматься из наблюдений. В первом случае модель переноса загрязнения дополняется моделью движения соответствующей субстанции (воздуха, поверхностных или подземных вод). Выбор метода определения скорости движения воздуха или воды зависит от условий задачи, от наличия соответствующей информации и

15

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

пр. Скорость ветра и скорость течения реки обычно принимается из гидрометеорологических данных, скорость фильтрации подземных вод и скорость течения в озерах, морях, заливах и бухтах обычно рассчитывается с помощью соответствующих моделей.

В настоящем стандарте приводятся как модели для расчета переноса загрязнителей, так и модели для расчета движения подземных вод. Движение подземных вод обычно называется фильтрацией, модели фильтрации являются неотъемлемым инструментом при оценке безопасности захоронений отходов. Для ОНАО используется приповерхностное захоронение, при этом обычно происходит загрязнение первого от поверхности водоносного горизонта, подземные воды этого горизонта обычно называются грунтовыми водами.

9.1.6    Очень низкоактивные отходы не представляют большой опасности для населения и окружающей среды, поэтому для их захоронения не требуется создание бетонных или иных барьеров, чьи свойства значительно отличаются от свойств окружающих горных пород. Поэтому модели фильтрации грунтовых вод и миграции радионуклидов разработанные для геосферы, могут использоваться для расчетов переноса радионуклидов в инженерных барьерах, а также в самих ОНАО. Пример использования моделей для оценки безопасности захоронения донных отложений брызгальных бассейнов Балаковской АЭС приведен в приложении В.

9.1.7    Для проведения оценок безопасности ПЗ ОНАО АС необходимо обобщить имеющийся опыт проведения подобных работ в пакете компьютерных программ. Этот пакет программ следует верифицировать и аттестовать в установленном порядке.

9.2 Модель фильтрации грунтовых вод

9.2.1    Основные уравнения модели фильтрации грунтовых вод

9.2.1.1    Для решения задач, связанных с фильтрацией грунтовых вод разработан ряд компьютерных пакетов, в которых реализованы модели, основанные на решении систем уравнений. Для расчета скорости фильтрации

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009


воды используется решение уравнения для гидростатического потенциала. Все эти уравнения являются уравнениями в частных производных, для решения которых используются численные или аналитические методы решения.

9.2.1.2 В основе модели фильтрации воды лежит уравнение для гидростатического потенциала (давления), которое может быть определено следующим образом


дв_

dt


_д_

cbc.


Кн


dxJ


- SrK,


+ Q,


(1)


где Ку— коэффициент фильтрации, м/с;

0 - влажность, в насыщенных условиях влажность равна пористости (и);

^-гидростатический потенциал (давление), (другие буквы могут быть использованы для обозначения: ср, Р и др.), м;

Q - дивергенция инфильтрационного потока, с"1;

ду- символ Кронекера.

В зависимости от размерности задачи задаются величины i или j. Для трехмерного варианта i или j равно единице для горизонтальной оси X, двум -для оси Y и трем - для вертикальной оси Z, направленной вниз.

По повторяющимся индексам в уравнении (1) и далее подразумевается суммирование (правило суммирования Эйнштейна).

9.2.1.3 Скорость фильтрации (скорость Дарси), или иначе фильтрационный поток (расход) определяются из закона Дарси по формуле


г V дх .    13

J


(2)


Истинная скорость движения грунтовых вод может быть найдена путем деления скорости фильтрации на активную пористость.

9.2.2 Приближение Дюпюи-Буссинеска

9.2.2.1 Для приповерхностных условий очень важным является определение УГВ. Для расчета УГВ используется двумерное уравнение


17


СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

Содержание

1    Область применения..............................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................2

3    Термины и определения........................................................................................2

4    Обозначения и сокращения...............................................................4

5    Общие положения..................................................................................................5

6    Классификация промышленных отходов, содержащих техногенные

радионуклиды................................................................................................................6

7    Критерии безопасности при захоронении очень низкоактивных отходов......7

8    Требования к оценке безопасности пунктов захоронении очень

низкоактивных отходов.........................................................................9

9    Модели оценки безопасности пунктов захоронении очень низкоактивных

отходов............................................................................................14

9.1    Характеристика моделей..............................................................................14

9.2    Модель фильтрации грунтовых вод........................................................16

9.3    Модель подземной миграции.......................................................................19

9.4    Модель источника загрязнения....................................................................22

9.5    Расчет дозовых нагрузок на население.......................................................24

10    Параметры, необходимые для оценки безопасности..............................25

10.1 Параметры окружающей среды.................................................25

10.2 Параметры очень низкоактивных отходов и инженерных барьеров....28 Приложение А (рекомендуемое) Рекомендации по измерению параметров

моделей фильтрации грунтовых вод и миграции радионуклидов..30 Приложение Б (справочное) Использование простых формул для оценки

безопасности пунктов захоронении очень низкоактивных отходов.... 32 Приложение В (справочное) Пример оценки безопасности при захоронении

донных отложений брызгальных бассейнов Балаковской АЭС......34

Библиография...................................................................................38

IV

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009


Дюпюи-Буссинеска (полученное путем интегрирования уравнения (1) по вертикали)


dh

dt


_д_

дхг


кт


&г_

дх,


+ F


(3)


где h - уровень грунтовых вод, м;

Н мощность водоносного горизонта, м; (H=h - Z, где Z - уровень водоупора, м);

F - сумма инфильтрационного потока и фильтрационного потока в нижележащие горизонты, м/с;

Ка - осредненная по мощности горизонта величина коэффициента

h

фильтрации, м/с; Kfj =(JК^сЬ)! Н.


Величина К° •Н имеет название водопроводимости водоносного горизонта, м2/с.

9.2.2.2 Для простого случая однородного водоносного горизонта, расположенного между двух рек аналитическое решение уравнения (3) по координате X определено с использованием уравнения (полагается, что по координате У напор не меняется)


F(X-x)

К


(4)


где Z] - уровень грунтовых вод в первой реке, м;

Z2 - уровень грунтовых вод во второй реке, м;

У- расстояние между реками (длина области водосбора), м; х текущая координата по оси X, м;

К - осредненный по вертикали коэффициент фильтрации, м/с (тензорные свойства коэффициента фильтрации не учитываются).

Из формулы (4) видно, что УГВ определяется отношением величины инфильтрационного потока к коэффициенту фильтрации.

9.2.3 Модель фильтрации в зоне аэрации


18


СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

СТАНДАРТ

ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ ЗАХОРОНЕНИЯ ОЧЕНЬ НИЗКОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

Дата введения

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт организации (далее - стандарт) устанавливает требования к оценке радиационной безопасности населения и окружающей среды (радиационное воздействие) при захоронении очень низкоактивных отходов атомных станций.

1.2    Требования настоящего стандарта распространяются на АО «Концерн Росэнергоатом» (Замена изм.1) и его филиалы при осуществлении деятельности, связанной с захоронением очень низкоактивных отходов атомных станций, а также на проектные и иные организации, выполняющие оценку безопасности населения при захоронении ОНАО.

1.3    Настоящий стандарт предназначен для прогнозного расчета выхода радионуклидов из пунктов захоронения очень низкоактивных отходов, их распространения в окружающей среде, а также для оценок облучения населения при распространении радионуклидов в окружающей среде и при несанкционированном проникновении населения на пункт захоронения очень низкоактивных отходов, которые необходимы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект пункта захоронения очень низкоактивных отходов и/или для экологической экспертизы этого проекта.

1.4    Настоящий стандарт разработан на основе ИД (СП 2.6.1.758 99, СП 2.6.1.799, СП 2.6.6.1168, СапПиН 2.6.1.24, СапПиН 2.6.1.1281, СапПиН 2.1.7.1322, СП 2.1.5.1059 и др.) с учетом рекомендаций КЫГАТЭ, требований и рекомендаций нормативных документов США и других стран, а также с учетом опыта ОАО «ВНИИЛЭС» и ФГУ ФМБЦ им Л.И.Бурназяна ФА4БЛ

1

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

России по оценке безопасности пунктов захоронения очень низкоактивных отходов. (Исключить измЛ)

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СП 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)

СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) (Замена измЛ)

СП 2.6.6.1168 02 Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО 2002) (Исключить изм.1)

СП 2.6.6.2572-2010 Обеспечение радиационной безопасности при обращении с промышленными отходами атомных станций, содержащими техногенные радионуклиды (Дополнение изм.1)

СанПиН 2.6.1.24-03 Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)

СанПиН 2.6.1.1281-03 Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)

СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления

СП 2.1.5.1059-01 Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 барьер: Элемент природного происхождения или инженерного

2

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

сооружения, препятствующий распространению радионуклидов в окружающей среде, или препятствующий проникновению человека на территорию пунктов захоронения очень низкоактивных отходов или в место захоронения очень низкоактивных отходов.

3.2    грунтовые воды: Подземные воды, образующие водоносный горизонт на первом от поверхности водоупорном слое.

3.3    денудационные объекты: Объекты, открытое пространство которых лежит ниже уровня земной поверхности территории: карьеры, ямы и т.п.

3.4    допустимый сброс: Норматив разрешенного для АС с учетом принципа оптимизации сброса радионуклидов в окружающую среду за год со сточными водами.

3.5    закрытие пунктов захоронения очень низкоактивных отходов: Деятельность, осуществляемая после завершения размещения ОНАО в пункте захоронения и направленная на приведение пунктов захоронения очень низкоактивных отходов в состояние, которое будет обеспечивать его безопасность на весь период потенциальной опасности.

3.6    инфильтрационный поток: Объем выпавших осадков, поступающий в подземные воды через единицу площади в единицу времени (м/сут).

3.7    консервация места захоронения: Завершение размещения отходов, засыпка и покрытие отходов, прекращение деятельности в любых связанных с ним сооружениях.

3.8    коэффициент распределения: Отношение удельной или объемной активности радионуклида в твердой фазе к объемной активности в воде.

3.9    коэффициент фильтрации: Фильтрационный поток при единичном градиенте давления (м/сут).

3.10    место захоронения: Инженерное сооружение или денудационный объект для захоронения очень низкоактивных отходов.

3.11    непроницаемые грунты (материалы): Грунты (материалы) с коэффициентом фильтрации меньше 10'4 м/сут.

3.12    очень низкоактивные отходы: Не предназначенные для

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

дальнейшего использования материалы, изделия, оборудование и грунт, удельная активность которых не допускает освобождения их от радиационного контроля, но меньше активности твёрдых радиоактивных отходов (СП 2.6.6.2572-2010) (Новая ред. изм.1)

3.13    период потенциальной опасности пункта захоронения очень низкоактиеных отходов: Срок, в течение которого уровни радиоактивности очень низкоактивных отходов, размещённых в пункте захоронения ОН АО, снижаются до показателей, при которых не требуется радиационный контроль. (Новая ред. изм.1)

3.14    постэксплуатационный период пункта захоронения очень низкоактивных отходов: Период существования пункта захоронения очень низкоактивных отходов после его закрытия.

3.15    приповерхностное захоронение отходов: Захоронение отходов либо выше (насыпи и др.), либо на глубину до пяти метров ниже (траншеи, рвы, ямы и др.) естественной поверхности земли.

3.16    пункт захоронения очень низкоактивных отходов: Комплекс сооружений, занимающий отдельную территорию и предназначенный для захоронения очень низкоактивных отходов.

3.17    слабопроницаемые грунты (материалы): Грунты (материалы) с коэффициентом фильтрации от 10'1 м/сут до 1 м/сут.

3.18    стабильность (отходов, инженерных барьеров): Свойство объектов сохранять форму, размеры, объем, фильтрационные, сорбционные и прочностные свойства.

3.19    фильтрационный поток: Объем подземных вод, фильтрующихся через единицу площади в единицу времени (м/сут).

4 Обозначения и сокращения

АС    -    атомная станция

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009


ДС    - допустимый сброс

МКРЗ - Международная комиссия по радиологической защите

НД    - нормативный документ

ОВОС    - оценка воздействия на окружающую среду

ОНАО    - очень низкоактивные отходы


ПЗ


- пункт захоронения


РАО


- радиоактивные отходы


УВ


- уровень вмешательства


УГВ


- уровень грунтовых вод


5 Общие положения

5.1    Образование ОНАО в больших количествах происходит как при эксплуатации, так и, особенно, при выводе из эксплуатации АС, а также при проведении реабилитационных работ.

5.2    Основными этапами обращения с ОНАО АС являются: сбор, сортировка, временное хранение, переработка, транспортирование и захоронение. Из всех этапов обращения с ОНАО главную проблему представляет безопасное захоронение отходов с учетом экономических факторов.

5.3    Захоронение ОНАО АС осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.6.6.2572-2010. (Новая ред. изм.1)

5.4    Опасность захоронений ОНАО сохраняется десятки и сотни лет, многие процессы в захоронениях просто невозможно контролировать. Поэтому в настоящее время для обеспечения безопасности захоронений ОНАО проводится прогнозная оценка безопасности населения и воздействия на окружающую среду (далее - оценка безопасности), способы захоронения и методы контроля обосновываются с помощью оценки безопасности и воздействия на окружающую среду.


5


СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

5.5    При захоронении ОНАО должна обеспечиваться радиационная безопасность населения. Требования о необходимости проведения долговременной прогнозной оценки безопасности населения при захоронении РАО имеются в отечественных НД, руководствах МАГАТЭ и документах зарубежных стран.

5.6    В настоящем стандарте для ОНАО используются методы оценки безопасности населения и воздействия на окружающую среду, разработанные для захоронения РАО. Ввиду значительно меньшей опасности ОНАО по сравнению с опасностью РАО для оценки безопасности захоронений ОНАО установлены менее жесткие требованию, чем для РАО.

5.7    Оценка безопасности населения обычно рассматривается для двух основных периодов времени: для периода проведения работ по приему ОНАО на ПЗ ОНАО и для периода после прекращения эксплуатации ПЗ ОНАО. Во время проведения работ по захоронению ОНАО безопасность населения обеспечивается обычными методами контроля окружающей среды. Основная проблема связана с после эксплуатационным периодом из-за очень большого времени потенциальной опасности захоронений (до сотен лет). Поэтому в настоящем стандарте рассматривается оценка безопасности как нынешних, так и будущих поколений.

6 Классификация промышленных отходов, содержащих техногенные радионуклиды

6.1 Промышленные отходы относятся к ОНАО, если:

-    сумма отношений удельных активностей радионуклидов в отходах к значениям, приведённым в приложении 3 к ОСПОРБ-99/20Ю (Удельные активности техногенных радионуклидов, при которых допускается неограниченное использование твёрдых материалов), превышает 1;

-    сумма отношений удельных активностей радионуклидов в отходах к значениям, приведённым в Приложении к «Критериям отнесения твёрдых,

6

СТО 1.1.1.04.001.0806 -2009

жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 19.10.2012 № 1069 (Предельные значения удельной и объёмной активности радионуклидов в отходах для отнесения их к радиоактивным отходам), не превышает 1. (Новая ред. изм.1)

6.2    Для предварительной сортировки отходов рекомендуется использовать мощность дозы гамма-излучения над фоном на расстоянии 0,1 м от поверхности при соблюдении условий измерения в соответствии с утвержденными методиками. Гамма-излучающие отходы АС считаются ОНАО при мощности дозы от 0,1 мкЗв/ч до 1 мкЗв/ч над фоном. Если мощность дозы больше 1 мкЗв/ч, то окончательное решение об отнесении отходов к ОНАО принимается в соответствии с 6.1 на основе данных об активности и радионуклидном составе рассматриваемых отходов.

6.3    Указанные в 6.1 - 6.2 верхние пределы для удельной активности и мощности дозы установлены для средних значений этих величин. Осреднение производится по определенному виду отходов, партии отходов, контейнеру.

6.4    Освобождаются от радиационного контроля отходы, у которых сумма отношений удельных активностей радионуклидов в отходах к значениям, приведённым в приложении 3 к ОСПОРБ-99/2010, не превышает 1.

Освобождённые от контроля отходы могут захораниваться на полигонах промышленных отходов. (Новая ред. изм.1)

7 Критерии безопасности при захоронении очень низкоактивных отходов

7.1 Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей среды при обращении с ОНАО должна обеспечиваться с учетом следующих принципов:

- дозы или риски не должны превышать установленных уровней как для нынешних, так и для будущих поколений людей (принцип нормирования);

7

1