Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

56 страниц

389.00 ₽

Купить СТО-НСОПБ 1/ДС — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ является обязательным для исполнения всеми участниками Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Цели подтверждения соответствия

3. Нормативно-правовая база деятельности Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности

4. Перечень объектов, подлежащих сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности и требований на соответствие которым они сертифицируются

5. Организационная структура Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности и функции ее участников

6. Правила проведения работ по добровольной сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности

Приложение 1. Свидетельство о подтверждении компетентности органа по сертификации (испытательной лаборатории)

Приложение 2. Сертификат соответствия

Приложение 3. Аттестат компетентности эксперта

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Организации:

16.11.2010УтвержденНациональный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности7
РазработанНСОПБ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НСОПБ


Ассоциация «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности»

Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности

заседания

Ассоциации

союз

области

пожарной

УТВЕРЖДЕНО Протоколом Правления «Национальный организаций в обеспечения безопасности» от 16.11.2010 №7

ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности СТО - НСОПБ - 1/ДС

г. Москва 2010

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Общие положения............................................................. 3

2.    Цели подтверждения соответствия........................................ 3

3.    Нормативно-правовая база деятельности Системы добровольной

сертификации    в    области    пожарной

безопасности.................................................................... 4

4.    Перечень объектов, подлежащих сертификации в Системе

добровольной сертификации в области пожарной безопасности и требований на соответствие которым они сертифицируются................................................................................... 5

5.    Организационная структура Системы добровольной сертификации

в области пожарной безопасности и функции ее участников....................................................................... 29

6.    Правила проведения работ по добровольной сертификации в

Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности..................................................................... 32

Приложение 1........................................................................ 77

Приложение 2........................................................................ 78

Приложение 3........................................................................ 79

1. Общие положения

11

испытаний и т.п.) с целью возможности признания соответствия продукции установленным требованиям пожарной безопасности;

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.

6.1.3.2. Подача и рассмотрение заявки:

Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в орган по сертификации, в область оценки соответствия которого входит объект сертификации.

К заявке прикладываются материалы, в которых отражаются подробные сведения об объектах сертификации, а также документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям пожарной безопасности (при их наличии).

При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Орган по сертификации рассматривает заявку с приложенной к ней технической документацией, включающей техническое описание материала или изделия, инструкцию по его применению (эксплуатации), технические условия и др. При наличии в полном объеме информации, необходимой для принятия решения, орган по сертификации в кратчайший срок, но не позднее 15 дней после получения всех требуемых материалов направляет заявителю решение по заявке. В решении отражается возможность или невозможность проведения сертификации по принятой заявке.

В случае принятия отрицательного решения орган по сертификации указывает в нем обоснованные причины невозможности проведения сертификации представленной (заявленной) продукции.

Положительное решение по заявке на проведение сертификации содержит все основные условия сертификации, установленные в документах Системы, в том числе информацию:

о виде сертификации - добровольная; о схеме сертификации;

о нормативных документах, на соответствие требованиям которых будет проводиться сертификация;

об испытательных лабораториях, в которых могут быть проведены испытания продукции (при необходимости);

об организации, которая будет проводить анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации); о порядке отбора образцов продукции.

В случае необходимости в решении по заявке указывается порядок проведения испытаний, критерии оценки соответствия, необходимость представления документов, подтверждающих безопасность продукции (например: санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения и другие документы, предусмотренные действующим законодательством и иными

12

нормативными правовыми актами), и других документов, необходимых для проведения сертификации.

6.1.3.3 Отбор образцов (при сертификации продукции)

Для целей добровольной сертификации в предусмотренных случаях производится отбор образцов продукции. В тех случаях, когда это технически возможно, помимо образцов для испытаний отбираются контрольные образцы. Назначение контрольных образцов - дополнительная идентификация продукции в процессе или после окончания работ по сертификации в случае возникновения возможных споров.

Допускается в качестве контрольных использовать образцы, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остаются неизменными в результате испытаний.

Образцы, отобранные для испытаний и в качестве контрольных, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Порядок отбора (представления) образцов определяется схемой сертификации, методикой испытаний и решением по заявке.

Число образцов, отбираемых в целях сертификации продукции, определяется в соответствии с требованиями нормативных документов на конкретную продукцию и методами испытаний и с учетом необходимости сохранения контрольного образца.

К образцам заявитель прилагает необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении по заявке на проведение сертификации продукции.

Отбор образцов осуществляет, как правило, представитель органа по сертификации либо по поручению органа - представитель испытательной лаборатории (выбранной заявителем для проведения испытаний из указанных в решении по заявке).

Отбор образцов проводится в присутствии ответственных лиц изготовителя (заявителя) методом случайной выборки и оформляется актом отбора образцов. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их определении.

В акте отбора образцов указываются сведения об отобранной продукции (наименование, тип, модель, документ, в соответствии с которым изготовлена продукция, количество образцов или объем выборки, комплектация образцов) и процедуре отбора (месте и дате, лицах, участвовавших в отборе), основание и цель отбора, порядок обращения с образцами после отбора и после испытаний, а также информация для идентификации и результаты идентификации.

В отдельных случаях (например, для ускорения или уменьшения стоимости проведения работ) допускается поручать проведение отбора образцов представителю другого органа по сертификации или испытательной

13

лаборатории. При этом ответственность за соблюдение всех необходимых процедур несет орган по сертификации, проводящий сертификацию.

Контрольные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата или в течение срока службы (годности) продукции.

Организация хранения контрольных образцов осуществляется испытательной лабораторией, проводившей испытания, или органом по сертификации. В отдельных случаях контрольные образцы могут быть переданы на ответственное хранение заявителю.

Отобранные образцы, после испытаний или после окончания срока их хранения, подлежат возврату заявителю либо (при невозможности) списанию и утилизации с составлением соответствующих актов.

6.1.3.4. Идентификация.

Идентификацию проводит представитель организации, определенной для проведения отбора образцов в решении по заявке на проведение сертификации.

Идентификация состоит в сравнении основных характеристик, указанных в заявке на проведение сертификации и в документации, с фактическими.

Результаты идентификации при отборе образцов отражаются в акте отбора образцов. К акту прикладывается документ о качестве, выданный изготовителем (или его копия). При отборе образцов для сертификации партии в акте также указывается вид упаковки (тары) и ее количество.

Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в Протоколе испытаний (отчете об испытаниях) - далее Протокол испытаний.

6.1.3.5 Проведение испытаний продукции.

Испытания проводятся испытательными лабораториями, подтвердившими свою компетентность в Системе, в область оценки соответствия которых входят методы, которые предусмотрены в документах, используемых при сертификации данной продукции.

По результатам испытаний испытательные лаборатории оформляют Протоколы испытаний. Протоколы испытаний испытательная лаборатория представляет в орган по сертификации или заявителю. Копии Протоколов испытаний подлежат хранению в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированной продукции, но не менее 3 лет.

Протокол испытаний должен объективно отражать результаты испытаний и другую относящуюся к ним информацию.

Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:

сведения об испытательной лаборатории, проводившей испытания (наименование и адрес, регистрационный номер, дату выдачи и срок действия свидетельства о подтверждении компетентности);

сведения о заявителе испытаний и изготовителе продукции (наименование организации, адрес, регистрационные сведения);

сведения об испытанной продукции (наименование, тип, модификация, модель, марка, код ОКП или код ТНВЭД на импортную продукцию.

14

наименование стандарта, технических условий, другого документа, содержащего требования к продукции, устанавливаемые при ее изготовлении, а также ее характеристику (назначение, конструктивное исполнение, основные параметры или показатели, в том числе определяющие пожарную безопасность, и т.д.), внешний вид или фотографию (при необходимости);

основание для проведения испытаний (решение по заявке, договор и т.п.) и цель испытаний;

описание программы и метода (методов) испытаний; данные и результаты идентификации образцов;

сведения об отборе образцов (наименование организации, производившей отбор, дата отбора);

условия проведения испытаний (место, период, данные о климатических условиях);

сведения об использованных средствах измерений и испытательном оборудовании, достаточные для подтверждения возможности их применения;

проверяемые требования (значения показателей по нормативным и техническим документам с указанием допусков) и сведения об источниках требований (обозначение нормативного или технического документа, номер раздела или пункта, содержащих конкретное требование);

результаты проверки требований (фактические значения показателей испытанных образцов в соответствии с необходимыми критериями оценки с указанием расчетной или фактической погрешности измерений);

дополнительные данные (дополнительные параметры и показатели, графики, характеристики, промежуточные данные и рабочие протоколы, результаты расчета и др.);

информацию о дополнительном Протоколе испытаний, выполненных на условиях договора с другой испытательной лабораторией; дату выпуска Протокола испытаний;

заявления о том, что Протокол испытаний распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям, а также о недопустимости частичной или полной перепечатки или размножения Протокола испытаний без разрешения испытательной лаборатории;

протокол испытаний должен быть подписан всеми лицами, ответственными за проведение и проводившими испытания, и утвержден руководством испытательной лаборатории, утверждающая подпись должна быть скреплена печатью испытательной лаборатории; к Протоколу прилагается акт отбора образцов;

исправления и дополнения в тексте Протокола испытаний после его выпуска не допускаются. При необходимости их оформляют в виде отдельного документа с наименованием "Дополнение к Протоколу испытаний" в соответствии с приведенными выше требованиями;

15

в Протоколе испытаний не допускается помещать оценки результатов, рекомендации и советы по устранению недостатков или совершенствованию испытанных изделий;

Заявитель может представить в орган по сертификации Протоколы испытаний или результаты испытаний, выполненных отечественными или зарубежными испытательными лабораториями, прошедшими процедуры подтверждения компетентности в Системе, с учетом сроков их действия.

После проверки представленных документов, в том числе: по срокам их действия, соответствия содержащихся в них результатов требований нормативных документов, внесенным изменениям в конструкцию (состав), материалы, технологию - орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата или о сокращении объема требуемых испытаний, или о проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.

6.1.3.6. Оценка производства.

Оценка производства в случае ее необходимости должна быть выполнена до выдачи сертификата (но не ранее чем за 12 месяцев) и в зависимости от схемы сертификации может проводиться посредством:

Оценка производства производится с целью установления возможности и готовности изготовителя стабильно производить сертифицируемую продукцию в соответствии с требованиями нормативных документов.

Анализ состояния производства осуществляет орган по сертификации продукции с учетом особенностей сертифицируемой продукции.

Для проведения работ по анализу состояния производства орган по сертификации продукции назначает экспертов по его проверке.

Проверка состояния производства сертифицируемой продукции осуществляется органом по сертификации или комиссионно со специалистами испытательных лабораторий. В отдельных случаях могут привлекаться представители органа управления Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В проверке также могут участвовать специалисты других организаций, занимающихся сертификацией производства и систем качества предприятий.

Орган по сертификации может поручить организацию и проведение проверки состояния производства представителю испытательной лаборатории, имеющему аттестат эксперта по сертификации данной продукции. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение органа по сертификации. Акт результатов проверки состояния производства испытательная лаборатория представляет органу по сертификации в установленный срок.

16

В отдельных случаях, по согласованию с центральным органом Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности, проверка состояния производства сертифицируемой продукции может проводиться специалистами других организаций, занимающихся исключительно сертификацией производства и систем качества предприятий.

При наличии у изготовителя сертификата, подтверждающего соответствие системы качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или сертификата производства проводить проверку состояния производства сертифицируемой продукции не обязательно. В этом случае орган по сертификации вправе дополнительно оценить возможности сертифицированной системы качества или производства в отношении обеспечения стабильности характеристик и показателей пожарной безопасности, оцениваемых при сертификационных испытаниях.

Сертификаты на системы качества действительны для целей оценки состояния производства в пределах срока действия, установленного при их выдаче.

Проверка и оценка производства осуществляется на основании методики, разрабатываемой органом по сертификации, которая включает изучение следующих вопросов:

наличие на предприятии документированной системы качества и структуры управления качеством;

распределение обязанностей руководителей служб предприятия по обеспечению качества выпускаемой продукции и ее сертификации;

наличие функционального подразделения (лица), ответственного за контроль качества продукции на всех ее этапах;

наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, определяемых при сертификационных испытаниях;

наличие конструкторской и технологической документации на сертифицируемую продукцию и установленный порядок ее ведения;

наличие процедур, определяющих порядок внесения изменений и периодического пересмотра документов;

наличие работоспособного метода идентификации продукции на всех этапах производства;

учет в методе идентификации продукции выделения комплектующих изделий и их критических параметров, в наибольшей степени влияющих на характеристики и показатели, определяемые при сертификационных испытаниях;

наличие и выполнение в процедурах входного контроля процедуры проверки характеристик сырья, материалов, комплектующих изделий, влияющих на выполнение требований к конечной продукции;

наличие технического контроля выделенных комплектующих изделий и их критических параметров в процессе производства;

17

наличие и выполнение процедур контроля и испытаний сертифицируемой продукции на соответствие требованиям документов, по которым производится ее выпуск и приемка;

наличие системы управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

обеспечение необходимой точности контрольного, испытательного и измерительного оборудования, а также приемлемость условий окружающей среды;

наличие процедур, обеспечивающих выявление причин несоответствия сертифицированной продукции и предупреждающих повторение дефектов;

наличие и выполнение процедур регистрации и хранения результатов контроля качества и испытаний продукции, а также комплектующих изделий, параметры которых влияют на характеристики и показатели, определяемые при сертификационных испытаниях продукции;

управление технологическим оборудованием (состояние технического обслуживания и ремонта и др.).

По результатам проверки составляется акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции с выводами и замечаниями по существующей системе управления процессами и испытаниями, который подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководству предприятия-изготовителя.

Результаты анализа состояния производства орган по сертификации продукции учитывает при подготовке решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.

Акт о результатах анализа состояния производства хранится в органе по сертификации, а его копия направляется заявителю (изготовителю, продавцу).

Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.

Орган по сертификации, проводящий сертификацию продукции, аналогичной по назначению и технологии сертифицированной им ранее на одном и том же предприятии, может использовать имеющиеся у него акты о результатах анализа состояния производства с учетом сроков их действия.

В этом случае орган по сертификации должен дополнительно оценить выполнение изготовителем установленных на предприятии процедур контроля сертифицируемой продукции.

Ссылки на документы о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указываются в сертификате.

6.1.3.7 Выдача сертификата

Орган по сертификации после анализа:    протоколов    испытаний,

результатов оценки производства (если это установлено схемой сертификации),

18

других документов о соответствии продукции, осуществляет общую оценку соответствия продукции установленным требованиям.

Результаты этой оценки отражаются в решении о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата или о проведении недостающих испытаний и необходимых мероприятий.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата орган по сертификации выпускает в течение 10 дней после получения всех документов, указанных в решении по заявке на сертификацию продукции и решениях о проведении недостающих испытаний и необходимых мероприятий.

На основании решения о выдаче сертификата пожарной безопасности орган по сертификации оформляет сертификат и регистрирует его в реестре. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата в соответствии со схемой сертификации.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

При сертификации партии продукции помимо наименования, типа, модели и документа, по которому производится выпуск продукции, в сертификате указывается размер партии, реквизиты документа, по которому осуществляется поставка продукции (соглашения, договора, контракта, счета и др.), а также, в случае необходимости более подробной идентификации, сведения о виде упаковки (тары) и ее количестве.

Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию устанавливает орган по сертификации продукции с учетом результатов анализа состояния производства, срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено для сертифицируемой продукции), но не более чем на три года.

На партию или изделие сертификат выдается без указания срока действия.

Орган по сертификации, проводящий сертификацию партии или изделия, должен принять меры для обеспечения достоверной идентификации принадлежности остатков продукции к сертифицированной партии при ее последующей реализации.

Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие    при поставке или продаже    продукции    или изделия,

сертифицированных как партия.

19

По истечении срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию сертификат на новый срок может быть выдан на основании положительных результатов инспекционного контроля за сертифицированной продукцией по соответствующему решению органа по сертификации, проводившего предыдущую сертификацию, или другого органа по сертификации при наличии письменного разрешения органа по сертификации, проводившего предыдущую сертификацию, на использование материалов инспекционного контроля.

Объем проводимых испытаний в таких случаях может быть сокращен. Обоснование принятого решения о сокращении объема необходимых испытаний приводится в решении по заявке на сертификацию.

Признание сертификатов и Протоколов испытаний в области пожарной безопасности, выданных отечественными или зарубежными органами по сертификации и испытательными лабораториями, не подтвердившими свою компетентность в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности, осуществляет центральный орган в соответствии с соглашениями о взаимном признании.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов при ее сертификации, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации продукции, выдавший сертификат. Орган по сертификации принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

При внесении изменений в нормативную и техническую документацию, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые сертификатом, или его содержание, держатель сертификата должен известить об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля, а также о необходимости переоформления сертификата.

При невозможности использования прежнего сертификата, а также при утере или порче оригинала сертификата его держателем производится переоформление сертификата.

Переоформление сертификата производится путем отмены действия прежнего сертификата, потерявшего силу, и выдачи на основании решения, нового сертификата с датой окончания срока действия, указанной в прежнем сертификате.

6.1.3.8. Инспекционный контроль за ранее сертифицированным объектом

Инспекционный контроль за ранее сертифицированным объектом осуществляют органы, проводившие его сертификацию, с привлечением, при

20

необходимости, представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания.

Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции, производстве, системе качества, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака соответствия Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности с целью подтверждения того, что объект сертификации в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать установленным требованиям.

Периодичность и объем инспекционного контроля определяется органом по сертификации, проводившим сертификацию.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении о выдаче сертификата.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль.

Для проведения инспекционного контроля на соответствие продукции установленным требованиям составляется программа, которую утверждает руководитель органа по сертификации.

Конкретные детали программы проверки могут быть сообщены проверяемой организации до момента начала проверки, если их преждевременное раскрытие не помешает сбору объективных свидетельств. Инспекционный контроль, как правило, включает: анализ материалов сертификации;

назначение лиц для проведения инспекционного контроля; анализ поступающей информации о сертифицированной продукции; проверку соответствия нормативно-технических документов на объект сертификации;

отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов (в случаях, предусмотренных схемой, примененной при сертификации);

проверку состояния производства и его метрологического обеспечения, если это предусмотрено схемой сертификации;

оформление результатов и принятие решения по результатам контроля. Результаты инспекционного контроля оформляются актом.

В акте делается заключение о соответствии объекта сертификации требованиям нормативных документов, стабильности сертифицированных показателей и возможности сохранения действия выданного сертификата или приостановке (отмене) действия сертификата в случае несоответствия продукции требованиям, контролируемым при сертификации.

3

1.1.    Полное наименование системы добровольной сертификации: Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности.

1.2.    Сокращенное наименование системы добровольной сертификации: Система.

1.3.    Организация, создавшая Систему: Ассоциация “Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности”. Сокращенное название Ассоциации: Ассоциация «НСОПБ».

Юридический адрес, место нахождения Ассоциации «НСОПБ»: 115280, г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19., телефоны: (495)960-89-94, (967)284-97-35, адрес электронной почты: tr_nsopb@nsopb.ru, ответственный за связь: президент Ассоциации «НСОПБ» Дубинин Михаил Петрович, действующий на основании Устава.

1.4    Назначение, принципы, объекты сертификации и характеристики, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, структура, состав участников, правила проведения работ и порядок их оплаты в Системе установлены в настоящем документе.

1.5    Настоящий документ является обязательным для исполнения всеми участниками Системы.

1.6. На основе и в развитие настоящего основополагающего документа разрабатываются нормативные, организационные и методические документы, определяющие различные аспекты функционирования Системы.

2. Цели подтверждения соответствия

2.1    Сертификация в Системе осуществляется в целях:

удостоверения соответствия продукции, работ, услуг, систем менеджмента качества национальным стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

формирования доверия потребителей и других заинтересованных сторон к деятельности организаций с целью повышения конкурентоспособности;

повышения уровня безопасности объектов сертификации с учетом возникновения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2    При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

21

Отказ от проведения или непредставление возможности проведения инспекционного контроля за объектом сертификации в установленные органом по сертификации сроки является основанием для принятия решения о приостановке (отмене) действия сертификата.

Акт хранится в органе по сертификации, а копии направляются держателю сертификата и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

Основаниями для рассмотрения вопроса о невозможности сохранения действия сертификата могут являться:

изменения документа на соответствие, которому проводилась сертификация;

изменения конструкции (состава), комплектности продукции (при сертификации продукции);

изменения организации и (или) технологии производства; изменения (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества;

отрицательные результаты инспекционного контроля; сообщения государственных органов или обществ потребителей о несоответствии объекта сертификации требованиям нормативных документов, по которым проводилась сертификация.

материалы дознания по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами управления и подразделениями ФПС МЧС России и другими надзорными органами.

Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, их выдавшим, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в испытательной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется. Сертификат исключается из реестра, и держатель сертификата обязан возвратить его в орган по сертификации, выдавший сертификат.

В случае признания несоответствия объекта сертификации установленным требованиям орган по сертификации выносит решение о приостановлении действия сертификата, в котором указываются выявленные недостатки и сроки их устранения.

Орган по сертификации отменяет сертификат и право применения знака соответствия системы сертификации в следующих случаях:

нарушения контролируемых требований нормативных документов к объекту сертификации;

не уведомление органа по сертификации об изменениях объекта сертификации;

изменения организации и (или) технологии производства;

4

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

2.3 Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

3. Нормативно-правовая база деятельности Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности

Формирование и функционирование Системы основывается на следующих законах и нормативных правовых актах Российской Федерации:

•    Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

•    Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

•    «Положение о регистрации системы добровольной сертификации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации»;

•    ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012. «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»;

•    ГОСТ Р ИСО 19011-2012. «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»;

•    ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;

•    ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции»;

•    ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании»;

•    ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества»;

•    ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 «Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001»;

5

•    ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в сфере образования»;

•    ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;

•    ГОСТ Р 40.003-2008 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)»;

•    ГОСТ ISO 9001-2011. «Системы менеджмента качества. Требования»;

•    ГОСТ Р 14.11-2005 «Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)».

4. Перечень объектов, подлежащих сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности и требований на соответствие которым они сертифицируются

4.1. В Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности подлежат сертификации:

• Продукция:

Средства обеспечения пожарной безопасности;

Вещества и материалы;

Строительные конструкции и изделия;

Кабельная, электротехническая продукция;

Аппараты теплогенерирующие;

Текстильные и кожевенные материалы;

Древесина и изделия из нее;

Продукты химической промышленности (органические и неорганические);

Продукция полиграфической промышленности;

Продукция легкой промышленности;

Изделия из Камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него;

Драгоценные металлы;

Недрагоценные металлы и изделия из них;

Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части;

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности;

Мебель; постельные принадлежности; лампы и осветительное оборудование;

6

Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности.

•    Работы и услуги в части обеспечения пожарной безопасности

•    Системы менеджмента качества;

•    Персонал.

4.2 Требования, на соответствие которым осуществляется сертификация, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:

-    национальные стандарты;

-    стандарты организаций;

-    своды правил;

-    условия договоров.

5. Организационная структура Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности и функции ее участников

5.1 . Организационная структура Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности.

В Системе действуют следующие участники:

центральный орган Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности - Ассоциация “Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности”; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры); комиссия по апелляциям.

5.2. Функции участников системы

5.2.1. Центральный орган Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности:

организует Систему добровольной сертификации в области пожарной безопасности, уполномочивает органы по сертификации и испытательные лаборатории на право проведения работ по добровольной сертификации в Системе (форма свидетельства о подтверждении компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий приведена в приложении 1);

устанавливает правила и процедуры для проведения сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности;

осуществляет выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям норм пожарной безопасности;

определяет по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности;

организует работу по ведению реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности;

7

определяет перечни объектов, подлежащих сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности;

утверждает организационно-методические документы Системы; устанавливает форму сертификата, знака соответствия Системы и других документов, необходимых для функционирования Системы, а также правила их применения (форма сертификата приведена в приложении 2);

осуществляет контроль за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, и экспертов;

взаимодействует с органами других стран и международными органами по вопросам сертификации;

организует и координирует деятельность участников Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности;

опубликовывает официальную информацию о правилах и результатах сертификации, знаках соответствия и участниках Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности;

осуществляет контроль и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

организует проведение сличительных межлабораторных испытаний при инспекционном контроле за деятельностью испытательных лабораторий и осуществляет анализ полученных результатов;

проводит работу по аттестации экспертов в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности (форма аттестата компетентности эксперта приведена в приложении 3);

рассматривает поступающие апелляции по вопросам, касающимся деятельности в Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности, и принимает по ним соответствующие решения через комиссию по апелляциям.

Для рассмотрения споров участников сертификации, связанных с деятельностью по сертификации, формируется комиссия по апелляциям, входящая в состав центрального органа Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности и действующая в соответствии с утвержденным в установленном порядке положением.

5.2.2. Орган по сертификации:

выполняет процедуры, необходимые для проведения сертификации в соответствии с установленным порядком проведения сертификации (проводит идентификацию объекта, представленного на сертификацию в соответствии с правилами Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности, выдает и регистрирует сертификаты, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированным им объектом, приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов.

8

возобновляет действие ранее приостановленных сертификатов, ведет реестр сертифицированных объектов с указанием держателей сертификатов и т.п.);

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

вносит предложения в центральный орган Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности по внесению изменений в перечни объектов, подлежащих сертификации и иные документы Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности;

5.2.3. Испытательная лаборатория:

рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит анализ объектов испытаний на соответствие этой документации;

проводит сертификационные испытания в соответствии с областью оценки соответситвия;

по поручению органа по сертификации проводит отбор образцов (проб), а также участвует в проверке условий производства по поручению органа по сертификации;

по поручению органа по сертификации проводит испытания сертифицированной продукции в рамках инспекционного контроля;

оформляет и направляет в орган по сертификации или заказчику работ официальные документы по результатам сертификационных испытаний и испытаний в рамках инспекционного контроля (протоколы, отчеты, акты);

разрабатывает программы испытаний и участвует в разработке методик испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке.

вносит в центральный орган Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности предложения по совершенствованию форм и методов сертификационных испытаний.

При этом испытательные лаборатории могут находиться в составе организаций, на базе которых уполномочены органы по сертификации (сертификационные центры), или не входить в их состав.

6. Правила проведения работ по добровольной сертификации в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности

6.1    Правила проведения работ по сертификации продукции.

6.1.1    Общие положения

Сертификацию проводят органы по сертификации, подтвердившие свою компетентность в Системе.

Работы по сертификации в органах выполняют эксперты Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности, аттестованные центральным органом. Отдельные этапы работ по сертификации могут выполняться экспертами совместно с лицами, проходящими в органе по сертификации подготовку для аттестации в качестве экспертов.

9

При сертификации проверяются характеристики и используются методы, позволяющие:

провести идентификацию объекта сертификации, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;

полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой продукции (по показателям назначения и другим основным характеристикам), а также другим требованиям, которые на основе законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации должны проверяться при добровольной сертификации, при обычных условиях ее исполнения, хранения и транспортирования, эксплуатации, а также в условиях пожара.

6.1.2. Схемы сертификации продукции, используемые в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности

В Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности применяются следующие схемы сертификации продукции

Но

мер

схемы

серти

фика

ции

Испытания в уполномоченных испытательных лабораториях и др. способы доказательства соответствия

Проверка

производства

(системы

качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

1.

2.

3.

4.

1

Испытания типа

-

-

Испытания типа

Анализ состояния производства

-

2

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца Анализ состояния производств

3

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у изготовителя

За

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя Анализ состояния производства

4

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у изготовителя Испытания образцов, взятых у продавца

1.

2.

3.

4.

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя Испытания образцов, взятых у продавца Анализ состояния производства

5

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя

7

Испытания партии

-

-

8

Испытания каждого образца

-

-

При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе принятые в зарубежной и международной практике.

6.1.3. Проведение сертификации продукции.

6.1.3.1. Процедуры проведения добровольной сертификации продукции. Добровольная сертификация в области пожарной безопасности включает: подачу изготовителем заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов органом по сертификации;

принятие решения по заявке на проведение сертификации, в том числе выбор схемы сертификации;

оценку соответствия продукции установленным требованиям; выдачу сертификата, либо мотивированного отказа в выдаче сертификата; осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии с применяемой схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при выявлении несоответствия продукции установленным требованиям и при неправильном применении знака соответствия Системы;

информацию о результатах сертификации.

Добровольная сертификация продукции требованиям пожарной безопасности в общем случае включает:

отбор и идентификацию образцов продукции;

оценку производства или сертификацию системы качества (производства), если это предусмотрено схемой сертификации;

проведение испытаний продукции для целей сертификации; экспертизу документов, представленных заявителем (технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов, протоколов