Купить СТБ МЭК 61310-1-2005 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам, обеспечивающим безопасность оператора и подверженных риску лиц в ключевом пункте человек-машина. В стандарте представлены различные сигналы, знаки безопасности и другие предупреждения для указания на опасные состояния, риск для здоровья и определенные аварийные случаи. В стандарте рассматриваются способы кодирования визуальных, звуковых и осязаемых сигналов устройств индикации и управления с целью обеспечения безопасного обслуживания и надзора за машинами.
Идентичен международному стандарту IEC 61310-1:1995
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Представление информации по безопасности
4.1 Общие положения
4.2 Визуальные сигналы
4.3 Звуковые сигналы
4.4 Осязаемые сигналы
5 Кодирование информации
5.1 Общие положения
5.2 Кодирование визуальных сигналов
5.3 Кодирование звуковых сигналов
5.4 Кодирование осязаемых сигналов
6 Графические символы для работы с органами управления
7 Знаки безопасности
7.1 Общие положения
7.2 Дополнительные знаки
Приложение А Сведения о соответствии международных стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов
Приложение В Связь между настоящим стандартом и директивами ЕС по машиностроению
Дата введения | 01.08.2005 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
31.01.2005 | Утвержден | Госстандарт Республики Беларусь | 5 |
---|---|---|---|
Разработан | БелГИСС | ||
Издан | БелГИСС | 2005 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МКС 01.080.20, 13.110
к СТБ МЭК 61310-1-2005 Безопасность машин. Индикация, маркировка и запуск. Часть 1. Требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам
| ||||||
(ИУ ТИПА №10 2005) |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Безопасность машин
Часть 1
Требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам
Бяспека машын
Частка 1
Патрабаванж да в1зуальных, гукавых i успрымальных дотыкам агналау
(IEC 61310-1:1995, ЮТ)
Издание официальное
Г осстандарт Минск
4.2.3 Яркость, цвет и контраст
Яркость, цвет и контраст должны соответствовать следующим требованиям:
a) знаки безопасности должны соответствовать требованиям к яркости и цвету, как указано в ИСО 3864;
b) для световой индикации соотношение яркости и контраста должно составлять как минимум 6:1;
c) качество изображения информации должно быть высоким как в стандартных условиях, так и в условиях аварийной ситуации;
d) для всех предполагаемых условий наблюдения (например, для аварийной ситуации) необходимо должное внимание уделять достаточной освещенности информации, не излучающей света.
4.2.4 Графические символы
Графические символы должны быть простыми, различимыми и логичными, для того чтобы можно было легко понять их значение и однозначно истолковать. При наличии такой возможности следует применять установленные в ИСО 7000 и МЭК 417 графические символы.
Примечание - Общие положения по изготовлению графических символов, предназначенных для применения к машинам, содержатся в МЭК 416 и ИСО 3461-1
4.3 Звуковые сигналы
Звуковой сигнал должен предупреждать о потенциальной опасности и сообщать о моменте возникновения и наличии опасной ситуации. Если оператор может предпринять соответствующие корректирующие действия, то сигнал должен подаваться до момента вмешательства оператора. Звуковой сигнал должен:
- иметь уровень звукового давления, значительно превышающий уровень звукового фона, для того чтобы его можно было услышать;
- быть легко распознаваемым, особенно в отношении продолжительности импульсов и интервалов между ними, отличаться от других звуковых сигналов и шумов окружения;
- соответствовать требованиям по распознаваемости, слышимости, отличаемости и однозначности, как описано в ЕН 457.
4.4 Осязаемые сигналы
Передаваемая оператору посредством осязания информация должна позволять ему распознавать и отличать соответствующие виды органов управления, отвечающие за выполнение машиной различных функций, за счет шероховатости поверхности, контура поверхности, формы различных элементов и их относительного расположения, независимо от остроты зрения и слуха оператора.
Примечания
1 Осязаемые сигналы передаются тогда, когда части тела человека, например пальцы, рука или нога, вступают в контакт с определенной в пространственном отношении поверхностью, например с нажимной кнопкой или рычагом При определенных условиях, например при малой видимости, может возникнуть ситуация, когда оператор должен полагаться только на осязаемые сигналы
2 Необходимым условием распознавания и толкования осязаемого сигнала является знание оператором функций сигнала
6
Рисунок 4 - Образцы осязаемых сигналов на органах управления, различаемые при прикосновении к ним
5.1 Общие положения
Информация должна быть закодирована. Методы кодирования должны выбираться на ранней стадии конструирования машины в соответствии с МЭК 73.
Методы кодирования должны выбираться из нижеперечисленных методов, которые применяются по отдельности или в сочетании с дополнительными средствами (дополнительными методами):
- по цвету (визуально);
- по контрасту (визуально);
- по символам (визуально);
- по частоте (неизменной или повторяющейся) (визуально, на слух);
- по расположению (визуально, осязаемо);
- по форме (визуально, осязаемо);
- по структуре (осязаемо).
Информация о кодировании должна приводиться в прилагаемой к соответствующему устройству документации и/или непосредственно на корпусе машины. Необходимо обеспечить наличие достаточного объема информации для лиц, в обязанности которых входит реагирование на подобное кодирование.
5.2 Кодирование визуальных сигналов
5.2.1 Применение условных цветов
Цвета должны выбираться в соответствии с передаваемой информацией. Цвета индикаторных устройств и органов управления должны соответствовать цветам, указанным в таблице 2 и МЭК 73. Применение условных цветов на электроприводах машин должно осуществляться в соответствии с МЭК 204-1 (пункт 10.3), применение контрастных цветов - в соответствии с ИСО 3864. Для органов управления системы аварийной остановки контрастный цвет должен соответствовать ИСО/МЭК 13850 (пункт 4.4.3).
7
СТБ МЭК 61310-1-2005
Таблица 2 - Значение цветов для кодирования - общие положения | |||||||||||||||||||||||||
|
5.2.2 Кодирование при помощи дополнительных средств
Применяя цветовое кодирование в областях, связанных с соблюдением требований безопасности, возможно сочетание его с другими дополнительными средствами кодирования.
Смысл дополнительного кодирования должен быть понятен пользователям машин и соответствовать дополнительным средствам кодирования, указанным в таблице 3.
В таблице 4 содержатся примеры кодирования знаков безопасности при помощи соответствующих цветов при применении определенных форм в качестве дополнительных средств кодирования.
Таблица 3 - Дополнительные средства кодирования | ||||||||||||||||||||
|
8
Таблица 4 - Примеры кодирования для знаков безопасности при помощи соответствующих цветов и дополнительных средств | ||||||||||||||||||||
|
Более подробная информация по цветовому кодированию для органов управления, включая освещаемые органы управления, содержится в МЭК 73.
5.3 Кодирование звуковых сигналов
Кодирование звуковых сигналов для системы безопасности и другой информации об интенсивности, продолжительности, высоте тона, тембре, частоте повторения звуковых импульсов, двухтональном звучании и т. д. дает возможность указать на такие обстоятельства, как опасность, осторожность, отбой и другие сообщения, которые должны соответствовать таблице 5.
Таблица 5 - Звуковые сигналы | ||||||||||||||
|
5.4 Кодирование осязаемых сигналов
Кодирование осязаемых сигналов (см. таблицу 1) дает возможность без труда различать разные органы управления, предназначенные для выполнения машиной определенных функций. Согласно рисунку 4 запрещается использовать более пяти различных элементов в одном случае.
9
СТБ МЭК 61310-1-2005
Важные с точки зрения безопасности осязаемые сигналы должны быть расположены непосредственно на самом органе управления, вблизи него.
Примечание - Информация о кодировании осязаемых сигналов путем относительного расположения содержится в МЭК 61310-3 1999
6 Графические символы для работы с органами управления
Графические символы для работы с органами управления должны выбираться по МЭК 417. Используемые в настоящем стандарте примеры графических символов содержатся в таблице 6. Несмотря на то что они, как правило, применяются для электротехнических целей, их также можно использовать для других рабочих органов, например механических и гидравлических, имеющих аналогичную функцию.
Таблица 6 - Графические символы для работы с органами управления (регулирующими устройствами) | ||||||||||||||||||||||||
|
СТБ МЭК 61310-1-2005
Окончание таблицы 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7 Знаки безопасности
7.1 Общие положения
Знаки безопасности должны быть легко распознаваемыми при наличии всех предусмотренных условий применения.
Такая информация по технике безопасности, как запрет, требование и предупреждение, должна передаваться при помощи формы и цвета знака.
По возможности необходимо использовать знаки, изображенные на рисунках 5-9. При необходимости применения других знаков их внешний вид должен соответствовать требованиям ИСО 3864. Примечания
1 Знаки, изображенные на рисунках 5-9, соответствуют Директиве 92/58/ЕЕС относительно минимальных требований к маркировке устройств, связанных с соблюдением требований безопасности и охраны здоровья человека Особое внимание уделяется минимальным требованиям, содержащимся в приложениях I - IX
11
2 В таблице 7 содержатся сведения о рекомендуемых минимальных размерах для знаков безопасности в зависимости от расстояния до наблюдателя при хороших условиях видимости. Для знаков с задней подсветкой размер знака может быть уменьшен. При применении знака при недостаточных условиях видимости его размер может быть увеличен соответствующим образом.
7.2 Дополнительные знаки
Если использование знака безопасности не обеспечивает передачу полной, необходимой информации по безопасности, то дополнительная текстовая информация должна передаваться при помощи дополнительных знаков. Дополнительные знаки необходимо применять в сочетании только с одним знаком безопасности. Они должны иметь прямоугольную форму, а их размеры должны соответствовать размерам, указанным в таблице 8. Дополнительные знаки должны быть белого или того же цвета, что и знак безопасности. Комбинация знака безопасности и дополнительных знаков должна соответствовать рисунку 10 и таблице 7.
Примечание - Белые и желтые знаки безопасности могут иметь ободок (см. рисунок 11).
Таблица 7 - Соответствие расстояния от знака безопасности до наблюдателя размерам знака безопасности |
Характерные признаки запрещающих знаков:
- круглая форма;
- черный символ на белом фоне, красный ободок и диагональные линии.
Курение запрещено Разжигание огня и Вход пешеходов
курение запрещено воспрещен
Тушение водой запрещено Не питьевая вода Вход посторонним воспрещен |
Рисунок 5 - Запрещающие знаки |
Въезд напольных транспортных Прикасаться запрещено
средств запрещен
13
Характерные признаки предупреждающих знаков:
- треугольная форма;
- черный символ на желтом фоне с черным ободком.
Едкие вещества |
Легковоспламеняющиеся вещества или высокая температура
Взрывоопасные
вещества
Ядовитые вещества
Подвешенный груз |
Радиоактивные
вещества
Напольные транспортные средства
Опасное
электрическое
напряжение
Общая опасность |
Пожароопасные
вещества
Неионизированное
излучение
Сильное матитное поле
Опасность спотыкания
Биологическая
опасность
Холод Рисунок 6 - Предупреждающие знаки |
Опасность падения |
Опасные для здоровья 1 раздражающие вещества
14
Характерные признаки знаков-требований:
- круглая форма;
- белый символ на синем фоне.
Необходимо использовать защитные средства для глаз
Необходимо использовать защитный шлем
Необходимо использовать защитные средства для органов слуха
Необходимо использовать защитные перчатки
Необходимо использовать Необходимо использовать защитные средства защитную обувь для органов дыхания |
Необходимо использовать защитную одежду
Необходимо использовать Необходимо использовать защитный щиток страховочный пояс
Проход пешеходов разрешен Общее требование (может использоваться
в сочетании с другим знаком)
Рисунок 7 - Знаки-требования
15
УДК 62-78(083.74) МКС 01.080.20; 13.110 ЮТ
Ключевые слова: машины, безопасность, сигнал визуальный, сигнал звуковой, сигнал осязаемый, символы графические, знаки безопасности
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)»
ВНЕСЕН отделом стандартизации Госстандарта Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31 января 2005 г. № 5
3 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IEC 61310-1:1995 «Safety of machinery - Indication, marking and actuation - Part 1: Requirements for visual, auditory and tactile signals» (МЭК 61310-1:1995 «Безопасность машин. Индикация, маркировка и запуск. Часть 1. Требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам»).
Международный стандарт подготовлен техническим комитетом СЕНЭЛЕК/ТК 44Х в сотрудничестве с техническим комитетом СЕН/ТК 114 и принят техническим комитетом МЭК/ТК 44.
Перевод с английского языка (ел).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС.
Сведения о соответствии международных стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов, приведены в дополнительном приложении А.
Степень соответствия - идентичная (ЮТ)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
Издан на русском языке
СТБ МЭК 61310-1-2005
Характерные признаки знаков - указателей направлений эвакуации или пунктов первой медицинской помощи:
- прямоугольная или квадратная форма;
- белый символ на зеленом фоне.
Аварийный выход/направление эвакуации
Пункт первой Санитарные носилки Экстренный душ
медицинской помощи
Устройство для Телефон для экстренного
промывания глаз вызова
Рисунок 8 - Знаки - указатели направлений эвакуации или пунктов первой медицинской помощи |
Указатели направления (дополнительные информационные знаки)
16
СТБ МЭК 61310-1-2005
Содержание
Введение..................................................................................................................................................IV
1 Область применения..............................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки.............................................................................................................................1
3 Определения...........................................................................................................................................2
4 Представление информации по безопасности....................................................................................3
4.1 Общие положения...............................................................................................................................3
4.2 Визуальные сигналы...........................................................................................................................4
4.3 Звуковые сигналы................................................................................................................................6
4.4 Осязаемые сигналы............................................................................................................................6
5 Кодирование информации.....................................................................................................................7
5.1 Общие положения...............................................................................................................................7
5.2 Кодирование визуальных сигналов...................................................................................................7
5.3 Кодирование звуковых сигналов........................................................................................................9
5.4 Кодирование осязаемых сигналов.....................................................................................................9
6 Графические символы для работы с органами управления............................................................10
7 Знаки безопасности..............................................................................................................................11
7.1 Общие положения.............................................................................................................................11
7.2 Дополнительные знаки......................................................................................................................12
Приложение А Сведения о соответствии международных стандартов, на которые даны
ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов....................................................20
Приложение В Связь между настоящим стандартом и Директивами ЕС по машиностроению .....21
Введение
В ключевом пункте человек - машина предупредительные сигналы используются для того, чтобы передавать операторам и подверженным риску лицам сведения, необходимые для безопасной эксплуатации машин и надзора за ними.
Над ключевым пунктом человек - машина расположен оператор, находящийся во взаимодействии с машиной, как часть одной цепи управления (см. рисунок 1). Ключевой пункт состоит из органов управления, при помощи которых оператор начинает свою работу, и индикаторов, за счет которых оператор получает информацию. Во многих случаях информация представляется в виде сигнала, закодированного в соответствии с установленными правилами. После этого оператор обязан соответствующим образом интерпретировать данный сигнал, исходя из установленных правил. Различные типы кодирования, например при помощи условных цветов, формы или времени, применяются в соответствии с требованиями к задачам оператора.
Целью применения кодирования является:
- обеспечение пространственного разделения машины и центрального управляющего устройства;
- увеличение объема восприятия информации индикаторным устройством, например для каждого диапазона измерений, в каждую единицу времени;
- сокращение умственной рабочей нагрузки оператора и/или подверженных риску лиц.
Рисунок 1 - Цепь управления машиной |
IV
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Безопасность машин ИНДИКАЦИЯ, МАРКИРОВКА И ЗАПУСК Часть 1
Требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам
Бяспека машын 1НДЫКАЦЫЯ, MAPKIРОУКА I ЗАПУСК Частка 1
Патрабаванш да в1зуальных, гукавых i успрымалычых дотыкам агналау
Safety of machinery. Indication, marking and actuation.
Part 1. Requirements for visual, auditory and tactile signals
Дата введения 2005-08-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к визуальным, звуковым и осязаемым сигналам, обеспечивающим безопасность оператора и подверженных риску лиц в ключевом пункте человек -машина.
В стандарте представлены различные сигналы, знаки безопасности и другие предупреждения для указания на опасные состояния, риск для здоровья и определенные аварийные случаи. В стандарте рассматриваются способы кодирования визуальных, звуковых и осязаемых сигналов устройств индикации и управления с целью обеспечения безопасного обслуживания и надзора за машинами.
В области кодирования при помощи условных цветов и альтернативных средств стандарт соответствует МЭК 73, однако он не ограничивается только электротехническими аспектами.
2 Нормативные ссылки
Настоящий стандарт содержит требования из других публикаций посредством датированных и недатированных ссылок. При датированных ссылках на публикации последующие изменения или последующие редакции этих публикаций действительны для настоящего стандарта только в том случае, если они введены в действие путем изменения или путем подготовки новой редакции. При недатированных ссылках на публикации действительно последнее издание приведенной публикации.
МЭК 50(441):1984 Международный электротехнический словарь. Глава 441. Коммутационная аппаратура, аппаратура управления и предохранители
МЭК 50(845):1987 Международный электротехнический словарь. Глава 845. Освещение МЭК 73:1991 Интерфейс человеко-машинный. Маркировка и обозначения органов управления и контрольных устройств. Правила кодирования информации
МЭК 204-1:1992 Электрооборудование производственных машин. Часть 1. Общие технические требования и методы испытаний
МЭК 416:1988 Основные принципы для графических символов, используемых на оборудовании МЭК 417:1973 Графические символы для использования на оборудовании
ИСО 3461-1:1988 Основные принципы для графических символов, используемых на оборудовании. Часть 1. Создание оригиналов символа
ИСО 3864:1984 Обозначения графические. Предупреждающие цвета и предупредительные знаки. Предупредительные знаки, применяемые на рабочих местах и в общественных местах
ИСО 7000:1989 Обозначения условные графические, наносимые на оборудование. Перечень и сводная таблица
ИСО 12100-1:1992 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика
Издание официальное
ИСО 12100-2:1992 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования
ИСО/МЭК 13850:1996 Безопасность машин. Аварийный останов. Принципы конструирования
ЕН 457:1992 Безопасность оборудования. Звуковые сигналы опасности. Общие требования, разработка и испытание
3 Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Машина (machinery; machine) - совокупность соединенных друг с другом частей или устройств, из которых как минимум одно устройство является подвижным. Кроме того, сюда относятся приводные устройства, управляющие и энергетические цепи и т. д., которые предназначены для определенной цели применения, например обработки, перемещения вперед или подготовки материала/заготовок.
В качестве машины также рассматривается совокупность машин, расположенных и управляемых таким образом, чтобы они работали как единое целое и способствовали достижению поставленной цели (ИСО 12100-1, пункт 3,1).
Кроме того, к «машинам» относится сменное оборудование, предназначенное для изменения функций машины, которое после введения в эксплуатацию машины должно устанавливаться обслуживающим персоналом непосредственно на машине, ряде различных машин или на тягаче и которое не относится к запасным частям или инструментам (МЭК 204-1, пункт 3.61).
3.2 Ключевой пункт человек - машина (man-machine interface) - части устройств, являющиеся непосредственным средством взаимодействия между оператором и устройством и позволяющие оператору осуществлять управление и надзор за машиной.
Примечание - Такими частями могут являться обслуживаемые вручную органы управления (регулирующие
устройства), индикаторные устройства и мониторы
3.3 Опасная зона (danger zone) - любая зона внутри и/или вокруг машины, где человек подвергается риску травмирования или нанесения вреда здоровью (ИСО 12100-1, пункт 3.10).
3.4 Опасность (hazard) - источник возможной травмы или вреда для здоровья человека (ИСО 12100-1, пункт 3.5).
3.5 Опасная ситуация (hazardous situation) - любая ситуация, при которой человек подвергается одной или нескольким опасностям (ИСО 12100-1, пункт 3.6).
3.6 Риск (risk) - сочетание вероятности и степени тяжести возможной травмы или вреда здоровью при опасной ситуации (ИСО 12100-1, пункт 3.7).
3.7 Подверженное опасности лицо (exposed person) - лицо, находящееся целиком или частично в опасной зоне (ИСО 12100-2, приложение А).
3.8 Оператор (operator) - лицо или лица, в обязанности которых входит монтаж, эксплуатация, настройка, техобслуживание, чистка, ремонт и транспортировка (ИСО 12100-1, пункт 3.21).
3.9 Активный сигнал (active signal) - предоставляемая устройством информация, статус которой может легко изменяться и которая предназначена для индикации изменения статуса машины или предупреждения об изменении вида риска.
3.10 Пассивный сигнал (passive signal) - предоставляемая устройством информация, неизменно содержащая сведения о машине и ее окружении.
3.11 Звуковой сигнал (auditory signal) - информация, передаваемая при помощи определенного тона, частоты и импульса и исходящая от звукового источника.
3.12 Осязаемый сигнал (tactile signal) - информация, передаваемая за счет шероховатости поверхности, ее контура, формы элементов и их расположения.
3.13 Визуальный сигнал (visual signal) - информация, передаваемая за счет определенной яркости, контраста, цвета, формы, размера или расположения устройств.
3.14 Яркость (brightness) - признак зрительного восприятия, согласно которому часть зоны видения в большей или меньшей степени излучает свет (МЭС 845-02-28).
3.15 Контраст (contrast):
1) С субъективной точки зрения - оценка различия между двумя непосредственно граничащими или следующими друг за другом во временном отношении зрительными ощущениями.
Примечание 1 - Примерами видов контрастов являются яркий контраст, цветовой контраст, единовременный
зрительный контраст, последовательный зрительный контраст и т д
СТБ МЭК 61310-1-2005
2) С объективной точки зрения - величина, которая должна компилировать с воспринимаемым контрастом яркости и которая, как правило, определяется по одной из формул, учитывающих яркость рассматриваемых световых раздражителей.
Примечание 2 - Примеры контрастов указаны путем обозначения ЛL/L для величин, граничащих с порогом восприятия, или Ц /1-2 для величин яркости, превосходящих ЛL/L во много раз
(МЭС 845-02-47 с изменениями).
3.16 Цвет (hue) - признак зрительного ощущения, согласно которому площадь одного из цветоощущений воспринимается как красный, желтый, зеленый или синий цвет или сочетание двух цветоощущений (МЭС 845-02-35).
3.17 Светящийся орган управления (illuminated actuator) - орган управления, соединенный с источником света и передающий видимую информацию путем освещения. Источник света может быть подсоединен к устройству управления или загораться независимо от него (МЭК 73, пункт 3.6).
3.18. Светоизлучающий диод (light emitting diode; LED) - полупроводниковый элемент с р-п-переходом, испускающий оптическое излучение при прохождении электрического тока (МЭС 845-04-40).
3.19 Насыщенность (saturation) - признак зрительного ощущения, при котором поверхность кажется более или менее пестрой по сравнению с яркостью данной поверхности.
Примечание - При указанных условиях наблюдения в фотооптическом диапазоне яркости цветовой стимул определенного цвета показывает практически постоянную насыщенность для всех уровней яркости, за исключением случаев, когда яркость очень велика (МЭС 845-02-41)
3.20 Индикаторное устройство (indicating device) - механический, оптический, электрический или электронный прибор, от которого поступает видимая или слышимая информация (МЭК 73, пункт 3.1).
3.21 Орган управления (actuator) - часть системы управления, приводимая в действие внешней силой (МЭС 441-15-22 с изменениями).
3.22 Кодирование (coding) - системное отображение отдельными знаками или значениями, состоящими из множества знаков, которое должно соответствовать установленным правилам.
3.23 Графический символ (graphical symbol) - визуально воспринимаемая картинка, передающая информацию, смысл которой понятен по графическому изображению (МЭК416/ИСО 3461-1, пункт 3.1).
3.24 Знак безопасности (safety sign) - знак, передающий общую информацию, связанную с соблюдением безопасности, при помощи определенной цветовой комбинации, геометрической формы или посредством добавления графических символов или текста.
4 Представление информации по безопасности
4.1 Общие положения
Для уменьшения вероятности опасностей, которым могут быть подвержены лица:
- машины должны быть оборудованы средствами, для которых имеется соответствующая инструкция по безопасности;
- органы управления должны обслуживаться квалифицированным персоналом и быть четко различимыми благодаря соответствующей маркировке непосредственно на органе управления или около него.
Активные сигналы должны подаваться для того, чтобы однозначно указывать на возникновение опасности и требовать от оператора совершения определенного ряда действий.
Пассивные сигналы должны подаваться для того, чтобы предупреждать о постоянных рисках и давать информацию, например, о расположении путей эвакуации и аварийных выключателей.
Примечание 1 - Примеры активных и пассивных сигналов представлены в таблице 1
Все сигналы, связанные с соблюдением безопасности, должны подаваться таким образом, чтобы их значение для соответствующего пользователя было ясным и однозначным. Важно, чтобы при конструировании и установке машин учитывались эргономические принципы. С этой целью подобные сигналы и связанное с ними кодирование должны без противоречий применяться для всей машины. При выборе предназначенного для применения оборудования следует учитывать последствия отказа в работе его комплектующих частей (например, нити накала, электронного луча монитора), которые могут иметь место при потере сигнала.
Примечание 2 - Соответствующие меры должны устанавливаться путем оценки рисков
3
Связанная с соблюдением безопасности информация должна предоставляться при помощи средств, доступных для оператора и/или подверженного риску лица. По возможности следует использовать визуальные сигналы. Там, где существует вероятность того, что связанные с соблюдением безопасности сигналы должны воспринимать лица с нарушениями зрения, слуха или страдающие дальтонизмом, а также лица, нарушения восприятия которых обусловлены использованием персональных средств защиты, особое внимание следует уделять тому, чтобы при их работе применялись дополнительные средства:
- возможность применения нескольких способов восприятия (зрительного, звукового, осязательного);
- возможность применения множественного кодирования (5.2.2).
Дополнительные средства к визуальным сигналам должны выбираться исходя из ситуации на месте и применяться, если:
a) из-за большого объема другой информации сигнал не является легко распознаваемым;
b) использование одних визуальных сигналов недостаточно, так как:
1) оператор при работе с устройствами управления или их обслуживании должен смотреть в другую сторону;
2) подверженные риску лица находятся за пределами поля зрения оператора;
3) подверженные риску лица не могут видеть предупредительные сигналы.
Таблица 1 - Примеры сигналов | ||||||||||||
|
4.2 Визуальные сигналы
4.2.1 Общие положения
Визуальный сигнал должен:
- располагаться таким образом, чтобы он находился в поле зрения человека;
- иметь достаточную яркость и подходящий контраст по отношению к окружающему его фону.
Примечание - Как правило, в индикаторных лампах и освещаемых органах управления (регулирующих
устройствах) используется постоянный свет Для дополнительного отличия и информирования, а также для
дополнительного выделения следует использовать мигающий свет
4.2.2 Поле зрения
Для быстрого распознавания визуальные сигналы должны соответствовать перечисленным ниже требованиям:
a) расположение сигналов и источников света должно выбираться таким образом, чтобы информация была видимой со всех мест, где это необходимо;
b) активные сигналы, связанные с соблюдением безопасности, должны располагаться таким образом, чтобы они были видны с рабочих мест оператора и подверженных риску лиц. Данные сигналы должны иметь максимально возможный угол обзора;
c) визуальная информация, имеющая ограниченный угол обзора, должна располагаться соответствующим образом;
СТБ МЭК 61310-1-2005
d) пассивные визуальные сигналы, такие как знаки безопасности, дополнительные знаки и маркировка, должны располагаться таким образом, чтобы нуждающиеся в данной информации лица могли видеть эти сигналы без необходимости изменения места своего расположения, что может привести к повышению риска для них и/или других лиц.
Примечания
1 На рисунках 2 и 3 изображены области рекомендуемых и допустимых вертикальных и горизонтальных полей зрения.
2 Требования к высоте, ширине и толщине линий текстовой информации рассматриваются в ИСО/ТК 159.
Область А: рекомендуемая Область В:приемлемая Область С:неприемлемая
Область D: естественная (средняя) зрительная линия
Рисунок 2 - Области вертикального поля зрения |
Область А: рекомендуемая Область В:приемлемая Область С:неприемлемая
Область D: естественная (средняя) зрительная линия
Рисунок 3 - Области горизонтального поля зрения
5