Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

62 страницы

Купить СТБ EN 12001-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности к следующим строительным машинам (далее — машины):

— машинам для транспортирования бетонных и растворных смесей;

— машинам для распределения бетонных и растворных смесей;

— машинам для нанесения бетонных или растворных смесей или их компонентов.

Стандарт распространяется на стационарные и мобильные машины.

Стандарт устанавливает требования к машинам, определения которых приведены в 3.3 — 3.5.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Перечень существенных опасностей

5 Требования безопасности и/или меры защиты

     5.1 Общие требования для всех машин

     5.2 Специальные требования к отдельным машинам

     5.3 Типы машин

     5.4 Требования к системе управления (электрической и гидравлической)

     5.5 Устойчивость

6 Контроль требований и/или мер безопасности

     6.1 Утверждение типа машины

     6.2 Приемочный контроль каждой машины

     6.3 Периодический контроль готовой продукции

7 Информация для пользователя

     7.1 Сопроводительные документы (в частности, руководство по эксплуатации)

     7.2 Формуляр

     7.3 Периодический контроль

     7.4 Стационарные и мобильные бетононасосы и машины для торкретирования

     7.5 Машины для транспортирования и разбрызгивания раствора

     7.6 Стационарные и мобильные распределительные стрелы для бетона

     7.7 Системы подающих трубопроводов

     7.8 Техническое обслуживание

     7.9 Маркировка

Приложение A (справочное) Схемы различных машин

Приложение B (обязательное) Формуляр бетононасоса и распределительной стрелы для бетона

Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с существенными требованиями Директивы 98/37/ЕС, измененной Директивы 98/79/ЕС

Библиография

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским стандартам

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.08.2016
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.06.2008УтвержденГосстандарт Республики Беларусь36
РазработанБелГИСС
ИзданБелГИСС2008 г.

Conveying, spraying and placing machines for concrete and mortar. Safety requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МАШИНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, НАНЕСЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЕТОННЫХ И РАСТВОРНЫХ СМЕСЕЙ

Требования безопасности

МАШЫНЫ ДЛЯ ТРАНСПАРТАВАННЯ, НАНЯСЕННЯ I РАЗМЕРКАВАННЯ БЕТОННЫХ I РАСТВОРНЫХ СУМЕСЕЙ

Патрабаванш бяспем

(EN 12001:2003, ЮТ)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

(лБ

УДК 693.546.1:658.345(083.74X476)    МКС 91.220 КП 03    ЮТ

Ключевые слова: бетононасосы, растворонасосы, смесители, распределительные стрелы, машины для транспортирования нанесения и распределения, бетон и раствор

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 июня 2008 г. № 36

3    Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 12001:2003 Conveying, spraying and placing machines for concrete and mortar. Safety requirements (Машины для транспортирования, нанесения и распределения бетонных и растворных смесей. Требования безопасности).

Европейский стандарт разработан техническим комитетом CEN/TC 151 «Строительные машины и машины по производству строительных материалов. Безопасность».

Настоящий стандарт реализует существенные требования безопасности Директив ЕС 98/37/ЕС и 98/79/ЕС, приведенные в приложении ZA.

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и европейских и международного стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Национальном фонде ТИПА.

Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

5.3 Типы машин


5.3.1 Мобильные и стационарные бетононасосы и машины для торкретирования (см. приложение А)


Элемент


Группа


опасностей


Опасность


Соответствую-


5.3.1.1    Механиче-

Приемный ская бункер


Защемление между лопастным смесителем, клапаном, стенкой бункера и решетчатой крышкой


щий пункт EN 292-1:1991

U7i


Меры безопасности


Решетки, закрывающие проемы бункеров бетононасосов и машин для торкретирования, которые в соответствии с назначением должны открываться один раз в день или чаще, должны блокироваться вместе с приводами лопастных смесителей/клапанов таким образом, чтобы при поднятии крышки приводы останавливались.

Решетки, закрывающие проемы бункеров бетононасосов и машин для торкретирования, которые в соответствии с назначением должны сниматься реже чем один раз в день, должны быть зафиксированы болтом(ами) (см. также 7, процедура очистки).

На загрузочной воронке приемного бункера бетононасоса и машины для торкретирования должны быть установлены защитные ограждения типа решетки или сетки со следующими размерами:


решетки

сетки

а

h

b

h

70 мм

200 мм

80 мм

180 мм

35 мм

100 мм

70 мм

150 мм

40 мм

90 мм


а - максимальное допустимое расстояние между прутьями, мм;

b - максимальный размер ячейки сетки, мм; h - минимальное допустимое расстояние от ограждения до места, где возможно защемление между лопастями и стенкой смесите-ля/бункера, мм


Примечание - Установленные расстояния между прутьями решетки или размер ячеек сетки учитывают требования безопасности и функциональные требования, позволяющие наполнять бункер сыпучим материалом «бетоном» (другие расстояния затрудняют прохождение сыпучего материала).


7


СТБ EN 12001-2008


Мобильные и стационарные бетононасосы и машины для торкретирования



Рисунок 2 - Стенка бункера -

расстояние до сетки


Рисунок 1 - Сетка - расстояние до места, где возможно защемление


Рисунок 3 - Размер ячейки сетки


Рисунок 4 - Расстояние между прутьями


8


СТБ EN 12001-2008

Элемент

Группа

опасностей

Опасность

Соответствующи й пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.1.2

Приемный

бункер

Механи

ческая

Защемление ме>кду неподвижными и подвижными частями машины

4.2.1

Навесные крышки или бункеры должны иметь фиксаторы для удержания в крайнем верхнем положении.

Для крышек и бункеров с механизированным приводом должно(ы) применяться устрой-ство(а) управления, относящее(ие)ся к типу устройств управления с автоматическим возвратом в исходное положение. Расстояние от устройства(в) управления до мест, где возможно защемление, должно быть достаточно большим, чтобы гарантировать, что во время возврата органа управления в исходное положение опасные зоны станут доступными только после завершения опасного перемещения

5.3.1.3 Насос

Механи

ческая

Защемление между неподвижными и подвижными частями машины

4.2.1

При использовании крышек, закрепляемых при помощи резьбовых соединений, устанавливаемых с соблюдением расстояний, приведенных в EN 294:1992, или съемных крышек должны быть предусмотрены неподвижные защитные ограждения в соответствии с требованиями EN 953:1997. Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, должны сниматься только при помощи инструмента

5.3.1.4 Зона привода

Механи

ческая

Защемление между неподвижными и подвижными частями машины

4.2.1

Навесные крышки должны иметь фиксатор для удержания в крайнем верхнем положении

Затягивание при вращении не-огражденных валов

Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, устанавливаемые с соблюдением расстояний, приведенных в EN 294:1992. Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, должны сниматься только при помощи инструмента

Захват между клиновым ремнем и приводным шкивом

Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, устанавливаемые с соблюдением расстояний, приведенных в EN 294:1992. Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, должны сниматься только при помощи инструмента

Непреднамеренное движение машины

Должны быть исключены непреднамеренные и внезапные опасные перемещения при пуске двигателя

5.3.1.5 Машина в сборе

Механи

ческая

Потеря механической прочности

4.2.2

Конструкция машины должна отвечать современному научно-техническому уровню. Должно учитываться использование машины по назначению (см. область применения)

9

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.1.5 Машина в сборе

Механи

ческая

Потеря устойчивости из-за неправильной установки выносных опор на грунт

4.2.2

На выносных опорах должна быть приведена маркировка, указывающая максимальные допустимые нагрузки на опоры

Потеря устойчивости машины или частей машины при подъеме их на строительную площадку краном

Машины или их отдельные узлы, которые для их последующей сборки на строительной площадке необходимо переместить или поднять при помощи крана, должны быть оснащены устройствами для строповки

Поскользнуться при эксплуатации машины

4.2.3

Для проведения работ по техническому обслуживанию, сборке, демонтажу и осмотру машины, которые не могут быть выполнены оператором, находящимся на уровне опорной поверхности, должны быть предусмотрены рабочие площадки или платформы. Рабочие площадки и платформы должны обеспечивать безопасный доступ и позволять выполнять работы не покидая их, без риска для оператора (см. 5.1.2)

Выброс деталей машины или материалов

4.2.10

Конструкция машин должна обеспечивать удаление засоров в напорных трубопроводах без риска для оператора. Это может осуществляться при помощи устройства обратной подачи

Непреднамеренное, неконтролируемое перемещение частей машины, вызванное противоположными командами устройств управления, расположенных на нескольких пультах управления

4.10

Управление должно быть возможно только с одного предварительно выбранного пульта управления (должно быть предусмотрено принудительное переключение). Исполнительные элементы должны иметь защиту от несанкционированного использования и должны быть размещены, сконструированы и промаркированы таким образом, чтобы исключалась их неправильная идентификация

5.3.1.6 Стабилизаторы

Механи

ческая

Защемление между подвижными опорами и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

См. 5.3.3.2

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.1.7 Распределительная стрела

Механи

ческая

Защемление между подвижными частями распределительных стрел и неподвижными частями машины; между подвижными частями машины и устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

См. 5.3.3.3

5.3.2 Машины для транспортирования и разбрызгивания раствора (см. приложение А)

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.2.1

Приемный

бункер

Механи

ческая

Защемление между лопастным смесителем, стенкой бункера и решетчатой крышкой

4.2.1

Бункеры со встроенными лопастными смесителями или шнеком должны быть оборудованы решетчатыми крышками. Безопасное расстояние и размеры - в соответствии с требованиями EN 294:1992.

Если размеры ячеек сетки и расстояние до прутьев решетки, установленные в EN 294:1992, не достаточны для применяемого материала, они могут быть увеличены, например, для влажного или крупнозернистого материала. Максимальный размер ячеек сетки 60 мм, расстояние между прутьями решетки и местом, где возможно защемление, должно быть не менее 120 мм.

В отличие от приведенного выше у машин для транспортирования раствора решетчатые крышки компрессорного оборудования, воздушные камеры которого должны после останова герметично закрываться крышкой перед транспортированием, могут иметь максимальный размер ячеек сетки 70 мм. Минимальное расстояние между решеткой или сеткой и местом, где возможно защемление между лопастным смесителем или шнеком и стенкой бункера, должно быть 120 мм. В том случае, когда решетчатые крышки не фиксируются болтом(ами) или открываются один раз в день и чаще, должна быть обеспечена принудительная остановка лопастного смесителя или шнека и предотвращен их повторный пуск, пока решетчатые крышки открыты. Должно быть исключено разблокирование запорного механизма при помощи простых средств.

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.2.1

Приемный

бункер

Механи

ческая

Защемление между лопастным смесителем, стенкой бункера и решетчатой крышкой

4.2.1

Навесные крышки должны быть размещены и оборудованы таким образом, чтобы они не могли случайно закрыться. Загрузочная воронка должна ограждаться стенками приемного бункера или защитным ограждением, основанием которого является сетка выполненная и установленная в соответствии со следующими техническими требованиями:

-    максимальный размер ячеек сетки -70 мм, минимальное расстояние между крышками и местом, где возможно защемление, -150 мм;

-    максимальный размер ячеек сетки -40 мм, минимальное расстояние между крышками и местом, где возможно защемление, -120 мм.

Допускается применять интерполированные значения этих величин

5.3.2.2

Приемный

бункер

Механи

ческая

Защемление между навесным приемным бункером и неподвижными частями машины

4.2.1

Подвижные бункеры должны блокироваться в крайнем верхнем положении для предотвращения любого непреднамеренного перемещения.

Для управления закрытием бункеров с механизированным приводом должно применяться устройство управления с орга-ном(ами) управления с автоматическим возвратом в исходное положение. Устройство(а) управления должно(ы) размещаться на достаточно большом расстоянии от мест, где возможно защемление, для предотвращения контакта с подвижными частями машины

Порез в зоне между лопастным смесителем и приемным бункером

Подающие бункеры должны быть сконструированы таким образом, чтобы было исключено непреднамеренное перемещение лопастного смесителя, когда крышки открыты. Крышка проема, предназначенного для очистки, может также фиксироваться способом, предотвращающим доступ к частям машины, где возможно защемление

5.3.2.3 Зона привода

Механи

ческая

Защемление между навесными крышками и неподвижными частями машины

4.2.1

Если во время работы на машине возможны опасные перемещения, доступ к опасным зонам без использования специального инструмента должен быть предотвращен (например, крышки с автоматическим отключением). Если опасные перемещения связаны с автоматической остановкой привода, должны быть установлены защитные устройства, предотвращающие непреднамеренный повторный пуск.

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.2.3 Зона привода

Механи

ческая

Защемление между навесными крышками и неподвижными частями машины

4.2.1

Навесные крышки на шарнирах должны быть размещены и оборудованы таким образом, чтобы они не могли случайно закрыться, находясь в открытом положении

Затягивание при вращении неог-ражденных валов

Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, устанавливаемые с соблюдением расстояний, приведенных в EN 294:1992. Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, должны сниматься только при помощи инструмента

Захват между клиновым ремнем и приводным шкивом

Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, устанавливаемые с соблюдением расстояний, приведенных в EN 294:1992. Крышки, закрепляемые при помощи резьбовых соединений, должны сниматься только при помощи инструмента

5.3.2.4 Машина в сборе

Механи

ческая

Потеря устойчивости машины или частей машины при подъеме их на строительную площадку краном

4.2.2

Машины для транспортирования и разбрызгивания раствора или их отдельные узлы, которые для их последующей сборки на строительной площадке необходимо переместить или поднять при помощи крана, должны быть оснащены устройствами для строповки

Непреднамеренное, неконтролируемое перемещение частей машины, вызванное противоположными командами устройств управления, расположенных на нескольких пультах управления

4.10

Управление должно быть возможно только с одного предварительно выбранного пульта управления (должно быть предусмотрено принудительное переключение)

Непреднамеренные опасные перемещения

Исполнительные элементы, приводящие к опасным перемещениям, должны быть оборудованы устройством(ами) управления с органом(ами) управления с автоматическим возвратом в исходное положение.

Исполнительные элементы должны иметь защиту от несанкционированного использования и должны быть размещены, сконструированы и промаркированы таким образом, чтобы исключалась их неправильная идентификация

13

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.2.4 Машина в сборе

Механи

ческая

Выброс деталей машины или материалов, когда крышка транспортной емкости разблокирована

4.2.10

Крышка транспортной емкости должна быть оборудована таким образом, чтобы разблокировка была возможна, только если давление в системе отсутствует

При удалении засоров

Машины должны быть сконструированы таким образом, чтобы оператор не подвергался опасности вследствие выброса загружаемых материалов. Должна быть обеспечена возможность удаления засоров в напорных трубопроводах без риска для оператора.

Это может осуществляться, например, посредством применения насадки для обратной подачи соответствующей конструкции или применением специальных креплений, предотвращающих выброс, насадок для обратной подачи к рукавам и рукавов к бункеру с раствором или использованием механизма обратной подачи

5.3.2.5 Машина в сборе

Механи

ческая

Поскользнуться в проходе к рабочей площадке при проведении технического обслуживания машины

4.2.3

Для проведения работ по техническому обслуживанию, сборке, демонтажу и осмотру машины, которые не могут быть выполнены оператором, находящимся на уровне опорной поверхности, должны быть предусмотрены рабочие площадки или платформы. Рабочие площадки и платформы должны обеспечивать безопасный доступ и позволять выполнять работы не покидая их, без риска для оператора (см 5.1.2)

Потеря устойчивости машины из-за ошибок при конструировании

4.2.2

Доступные крышки, включая решетчатые, должны быть сконструированы таким образом, чтобы каждая выдерживала нагрузку, равную 1,5 кН

5.3.2.6 Стабилизаторы

Механи

ческая

Защемление между подвижными опорами и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

См. 5.3.3.2

5.3.2.7 Распределительная стрела

Механи

ческая

Защемление между подвижными распределительными стрелами и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

См. 5.3.3.3

5.3.3 Мобильные и стационарные распределительные стрелы для бетона (см. приложение А)

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.3.1 Машина в сборе

Механи

ческая

Потеря механической прочности

4.2.2

Конструкция машины должна отвечать современному научно-техническому уровню. Должно учитываться использование машины по назначению (см. область применения)

Потеря устойчивости машины или частей машины при подъеме их на строительную площадку краном

Машины или их отдельные узлы, которые для их последующей сборки на строительной площадке необходимо переместить или поднять при помощи крана, должны быть оснащены устройствами для строповки

Поскользнуться в проходе к рабочей площадке при проведении технического обслуживания машины

4.2.3

Для проведения работ по техническому обслуживанию, сборке, демонтажу и осмотру машины, которые не могут быть выполнены оператором, находящимся на уровне опорной поверхности, должны быть предусмотрены рабочие площадки или платформы. Рабочие площадки и платформы должны обеспечивать безопасный доступ и позволять выполнять работы не покидая их, без риска для оператора (см. 5.1.2)

5.3.3.2 Стабилизаторы

Отказ системы

Непреднамеренное, неконтролируемое перемещение частей машины, вызванное противоположными командами устройств управления, расположенных на нескольких пультах управления

4.10

Управление должно быть возможно только с одного предварительно выбранного пульта управления (должно быть предусмотрено принудительное переключение). Должна быть исключена возможность одновременного перемещения распределительной стрелы и стабилизаторов

Непреднамеренные опасные перемещения

Для предотвращения непреднамеренного приведения в действие машины:

-    должна быть предусмотрена соответствующая защита в отношении несанкционированного или непреднамеренного перемещения в положении «выключено»;

-    исполнительные элементы, приводящие к опасным перемещениям, должны быть размещены, сконструированы и промаркированы таким образом, чтобы исключалась их неправильная идентификация;

-    должны быть оборудованы устройст-вом(ами) управления с органом(ами) управления с автоматическим возвратом в исходное положение;

-    скорость перемещения телескопического или поворотного механизма выносных опор не должна превышать 0,75 м/с;

15

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.3.2 Стабилизаторы

Отказ системы

Непреднамеренные опасные перемещения

4.10

-    скорость вертикального перемещения стабилизаторов не должна превышать 0,4 м/с, если приводной элемент расположен за пределами рабочей зоны;

-    скорость вертикального перемещения стабилизаторов не должна превышать 0,2 м/с, если приводной элемент расположен в пределах рабочей зоны

5.3.3.2 Стабилизаторы

Механи

ческая

Защемление между подвижными опорами и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

Приводные элементы для поворотного и телескопического механизмов и устройств для вертикальной регулировки должны быть оборудованы устройством(ами) управления с органом(ами) управления с автоматическим возвратом в исходное положение и должны размещаться за пределами опасной зоны, или доступ в опасную зону должен быть предотвращен другими средствами.

Цепи управления стабилизаторов должны быть независимыми.

Стабилизаторы должны быть сконструированы таким образом, чтобы они могли быть закреплены в транспортном положении. Конструкция, расположение и маркировка приводных элементов должна предотвращать их неправильную идентификацию и использование.

Приводные элементы должны фиксироваться в положении «выключено» для предотвращения непреднамеренного срабатывания

5.3.3.3 Распределительная

стрела

Механи

ческая

Защемление между подвижными частями распределительной стрелы и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

Приводные элементы для подъема и опускания отдельных секций распределительной стрелы и для поворота стрелы должны быть оборудованы устройством(ами) управления с органом(ами) управления с автоматическим возвратом в исходное положение.

Максимальная скорость подъема и опускания конца распределительной стрелы для бетона не должна превышать 0,75 м/с при использовании одной секции. Максимальная скорость конца распределительной стрелы при одновременном выполнении всех перемещений не должна превышать 3 м/с.

Скорость поворота конца распределительной стрелы для бетона не должна превышать 1,5 м/с при максимальном вылете.

СТБ EN 12001-2008

Содержание

Введение..................................................................................................................................................IV

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................................................2

3    Термины и определения........................................................................................................................2

4    Перечень существенных опасностей....................................................................................................3

5    Требования безопасности и/или меры защиты...................................................................................5

5.1    Общие требования для всех машин...............................................................................................5

5.2    Специальные требования к отдельным машинам........................................................................6

5.3    Типы машин......................................................................................................................................7

5.4    Требования к системе управления (электрической и    гидравлической)....................................18

5.5    Устойчивость...................................................................................................................................19

6    Контроль требований и/или мер безопасности ................................................................................20

6.1    Утверждение типа машины............................................................................................................20

6.2    Приемочный контроль каждой машины........................................................................................20

6.3    Периодический контроль готовой продукции...............................................................................21

7    Информация для пользователя..........................................................................................................21

7.1    Сопроводительные документы (в частности, руководство по эксплуатации) .........................21

7.2    Формуляр.........................................................................................................................................22

7.3    Периодический контроль...............................................................................................................22

7.4    Стационарные и мобильные бетононасосы и машины    для    торкретирования.........................22

7.5    Машины для транспортирования и разбрызгивания    раствора..................................................22

7.6    Стационарные и мобильные распределительные стрелы для бетона.....................................23

7.7    Системы подающих трубопроводов.............................................................................................23

7.8    Техническое обслуживание...........................................................................................................23

7.9    Маркировка......................................................................................................................................23

Приложение А (справочное) Схемы различных машин.......................................................................26

Приложение В (обязательное) Формуляр бетононасоса и распределительной стрелы

для бетона......................................................................................................................31

Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с существенными

требованиями Директивы 98/37/ЕС, измененной Директивы 98/79/ЕС.................54

Библиография..........................................................................................................................................55

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов

ссылочным европейским стандартам......................................................................56

III

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.3.3 Распределительная

стрела

Механи

ческая

Защемление между подвижными частями распределительной стрелы и неподвижными частями машины или устройствами, не являющимися частью машины

4.2.1

Конструкция, расположение и маркировка приводных элементов, должны предотвращать их неправильную идентификацию и использование. Распределение функций переносных устройств управления (дистанционное управление) для приводных элементов должно соответствовать приложению А.

Приводные элементы должны фиксироваться в положении «выключено» для предотвращения непреднамеренного срабатывания

5.3.3.4 Концевой рукав подающего трубопровода

Механи

ческая

Удар в результате неконтролируемого перемещения (например, вызванного неисправностью насоса) и отсоединение концевого рукава подающего трубопровода

4.2.1

Должны быть предусмотрены дополнительные защитные средства для предотвращения отсоединения концевого рукава или других удлиняющих элементов подающего трубопровода.

Концевой рукав подающего трубопровода не должен оборудоваться удлинительными муфтами, выпускными насадками или другими опасными наконечниками, а его длина не должна превышать 4 м, если управление им осуществляется вручную одним или несколькими операторами.

Если параметры концевого рукава подающего трубопровода отличаются от указанных выше, управление им не должно осуществляться вручную. Подающий трубопровод должен соответствовать требованиям, приведенным в руководстве по эксплуатации изготовителя с учетом требований к устойчивости

5.3.4 Системы подающих трубопроводов (см. приложение А)

Элемент

Группа

опасно

стей

Опасность

Соответствующий пункт EN 292-1:1991

Меры безопасности

5.3.4.1 Подающий трубопровод

Механи

ческая

Выброс жидкости под высоким давлением.

Выброс подаваемого материала под высоким давлением

4.2.1

Трубопроводы, рукава и их соединения должны быть сконструированы таким образом, чтобы они без повреждения выдерживали допустимое расчетное рабочее давление. Вновь изготавливаемые системы подающих трубопроводов должны иметь следующий коэффициент запаса прочности по допустимому расчетному разрывному давлению:

-    концевой рукав трубопровода - 1,75;

-    трубопроводы, рукава и их соединения и арматура (например, предохранительные клапаны) - 2,00;

Введение

В соответствии с EN 1070:1998 существует иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а)    стандарты типа А (основополагающие стандарты безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

б)    стандарты типа В (групповые стандарты безопасности), относящиеся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства и которые могут быть применены для оборудования широкого диапазона:

-    стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

-    стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручный орган управления, блокирующее устройство);

в)    стандарты типа С (стандарты безопасности машин), содержащие детальные требования безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа С по EN 1070:1998.

Машины и связанные с ними опасности, рассматриваемые в настоящем стандарте, приведены в области применения.

Если требования настоящего стандарта отличаются от положений, установленных в стандартах типа А или В, то для машин, сконструированных и изготовленных в соответствии с настоящим стандартом, его требования являются предпочтительными по отношению к требованиям других стандартов.

Примечание - Для некоторых машин, рассматриваемых в настоящем стандарте, характерны те же риски,

что и для самоходных кранов.

IV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МАШИНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, НАНЕСЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЕТОННЫХ И РАСТВОРНЫХ СМЕСЕЙ Требования безопасности

МАШЫНЫ ДЛЯ ТРАНСПАРТАВАННЯ, НАНЯСЕННЯ I РАЗМЕРКАВАННЯ БЕТОННЫХ I РАСТВОРНЫХ СУМЕСЕЙ Патрабаванш бяспем

Conveying, spraying and placing machines for concrete and mortar Safety requirements

Дата введения 2009-01-01

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к следующим строительным машинам (далее - машины):

-    машинам для транспортирования бетонных и растворных смесей;

-    машинам для распределения бетонных и растворных смесей;

-    машинам для нанесения бетонных или растворных смесей или их компонентов.

Настоящий стандарт распространяется на стационарные и мобильные машины.

Настоящий стандарт устанавливает требования к машинам, определения которых приведены в 3.3-3.5.

Настоящий стандарт не устанавливает требований к:

-    машинам, которые движутся при транспортировании, нанесении и распределении бетонных и растворных смесей;

-    кабинам для машин, рассматриваемых в настоящем стандарте;

-    шуму (это существенная опасность);

-    вибрации;

-    электромагнитной совместимости (ЭМС).

Настоящий стандарт не распространяется на шасси транспортных средств, на которые устанавливаются машины (далее - шасси) и мотор(ы) машины, который(ые) не приводит(ят)ся в действие главным двигателем при транспортировании, нанесении и распределении бетонных и растворных смесей. Например, комбинированное применение в составе автобетоносмесителя (см. 3.3). Требования к автобетоносмесителям установлены в prEN 12609:1996.

Настоящий стандарт не устанавливает дополнительных требований в отношении использования машин по специальным правилам (например, в потенциально взрывоопасной среде (атмосфере), ЭМС (помехоустойчивости), при питании от внешней электрической сети, напряжение, частота и допустимые отклонения параметров которой отличаются от соответствующих параметров сети общего пользования, при сбое в работе электронных компонентов, при землетрясении, молнии; при применении на дорогах общего пользования, в отношении опасностей, возникающих при конструировании, транспортировании, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации машины; при использовании дистанционного беспроводного управления, кроме радиоуправления, при применении компрессоров и сосудов, работающих под давлением).

1.2    Настоящий стандарт рассматривает существенные опасности, опасные ситуации и явления, которые могут возникнуть при использовании машин по назначению и в условиях, предусмотренных изготовителем (см. раздел 4). Настоящий стандарт устанавливает соответствующие технические меры по устранению или уменьшению рисков, возникающих от существенных опасностей.

1.3    Требования настоящего стандарта распространяются на машины, технические задания на разработку которых утверждаются после ввода в действие настоящего стандарта.

Издание официальное

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

EN ISO 12100-1:200s1’ Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

EN ISO 12100-2:20031 2 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

EN 292-1:19913 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

EN 292-2:19913 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования

EN 294:1992 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

EN 418:1992 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

EN 518:1995 Пиломатериалы строительные для опорных конструкций. Сортировка. Требования к стандартам, касающимся визуальной сортировки на прочность

EN 563:1994 Безопасность машин. Температура касаемых поверхностей. Эргономические данные для установления предельных величин температур горячих поверхностей

EN 614-1:1995 Безопасность машин. Эргономические принципы проектирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы

EN 894-1:1997 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления

EN 894-2:1997 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 2. Индикаторы

EN 894-3:2000 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 3. Органы управления

EN 953:1997 Безопасность машин. Защитные ограждения. Общие требования к конструированию и изготовлению неподвижных и подвижных защитных ограждений

EN 954-1:1996 Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 1. Общие принципы конструирования

EN 982:1996 Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика

EN 1070:1998 Безопасность оборудования. Термины и определения

EN 1088:1995 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

prEN 12609:1996 Автобетоносмесители. Требования безопасности

EN 13309:2000 Машины строительные. Электромагнитная совместимость машин с внутренним источником электропитания

EN 60204-1:1997 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины, установленные в EN 1070:1998, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    бетон и раствор (concrete and mortar): Однородная смесь, содержащая цемент, фракционный заполнитель и воду с добавками.

3.2    добавки (additives): Вещества, добавляемые в бетон или раствор для изменения свойств смеси.

3.3    машины для транспортирования, нанесения и распределения бетона (conveying, spraying and placing machines for concrete).

СТБ EN 12001-2008

3.3.1    бетононасосы (concrete pumps): Строительные машины с приемным бункером, предназначенные для подачи бетонной смеси (пример бетононасосов показан на рисунке А.1.1). Бетононасосы могут быть поршневыми и роторными. Приемный бункер для загрузки бетонной смеси может быть оборудован лопастным смесителем. Бетононасосы могут быть как стационарными, так и буксируемыми, но они должны использоваться только в неподвижном положении. Транспортирование бетонной смеси осуществляется через систему подающих трубопроводов; привод механический. Бетононасосы могут быть самоходными и встроенными в распределительные стрелы и машины для торкретирования, как показано на рисунках А.1, А.1.2 и А.1.3.

Примечание - Возможно комбинированное применение в составе автобетоносмесителя, но этот случай в

настоящем стандарте не рассматривается.

3.3.2    машины для торкретирования (shotcreting machines): Машины с приемным бункером, предназначенные для нанесения бетонной смеси на поверхность.

Приемный бункер для загрузки бетонной смеси может быть оборудован смесителем. Нанесение бетонной смеси осуществляется через систему подающих трубопроводов; привод механический или пневматический. Пневматические компрессоры для нанесения бетонной смеси могут применяться с воздушной камерой или без нее. Машины для торкретирования могут быть самоходными, стационарными и буксируемыми, но они должны использоваться только в неподвижном положении. Пример машины приведен на рисунке А.1.3.

3.4    машины для транспортирования и разбрызгивания раствора (mortar conveying and spraying machines): Строительные машины, предназначенные для транспортирования и/или разбрызгивания растворных смесей. Транспортирование растворной смеси осуществляется через систему подающих трубопроводов; привод механический (примеры показаны на рисунках А.2.1, А.З и А.4) или пневматический (пример показан на рисунке А.2.2). Если используется только пневматический привод, приемный бункер устанавливается на воздушную камеру (пример машины с пневматическим приводом показан на рисунке А.2.2). При использовании механического привода подача осуществляется при помощи шнеков. Смеситель может быть встроенным (пример машины с механическим приводом показан на рисунке А.2.1). Машины для транспортирования и разбрызгивания растворных смесей могут быть как стационарными, так и буксируемыми, но они должны использоваться только в неподвижном положении. Примеры показаны на рисунках А.2, А.З и А.4.

3.5    распределительные стрелы для бетона (concrete placing booms): Поворотные устройства с механизированным приводом, состоящие из одной или нескольких выдвижных или складываемых секций, предназначенные для направления подающего трубопровода.

Распределительные стрелы могут устанавливаться на шасси, прицепы или транспортные средства специального назначения (например, предназначенные для обработки грунта, строительства тоннелей или железнодорожных работ). Машины, оборудованные стрелами для распределения бетонной смеси, могут быть самоходными, стационарными и буксируемыми, но они должны использоваться только в неподвижном положении. Примеры показаны на рисунках А.1.2 и А.5.

3.6    системы подающих трубопроводов (delivery line systems): Трубы, рукава, муфты, клапаны и насадки, через которые осуществляется перемещение бетонной или растворной смеси или их компонентов.

3.7    пост/пульт управления (control station/panel): Место размещения устройств управления работой машины.

Управление осуществляется посредством:

-    поста управления, расположенного на машине или в машине;

-    пульта дистанционного управления.

Для машин, оснащенных пультом дистанционного управления, пост управления, расположенный на машине или в машине, является постом аварийного управления.

4 Перечень существенных опасностей

В настоящем разделе приведены все существенные опасности, опасные ситуации и явления, которые при оценке риска в настоящем стандарте рассматриваются как существенные для этого типа машин и требуют принятия мер по уменьшению или исключению рисков.

3

СТБ EN 12001-2008

Таблица 1 - Перечень существенных опасностей

Опасности

Место/условия/последствия

возникновения

Соответствующие

разделы

стандарта

4.1

Механические опасности в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.2)

4.1.1

Опасность защемления

Доступные зоны между неподвижными и подвижными частями

5.3.1.1,    5.3.1.2, 5.3.1.6, 5.3.1.7, 5.3.2.1, 5.3.2.2, 5.3.2.3, 5.3.2.6, 5.3.2.7,

5.3.3.2,    5.3.3.3

4.1.2

Опасность пореза

Доступ к зонам между неподвижными и подвижными частями снаружи и внутри машин для транспортирования и разбрызгивания.

Доступ к неподвижным и подвижным частям внутри приемного бункера, в зоне загрузочной воронки или в любом другом месте

5.3.2.2

4.1.3

Опасность затягивания

Доступ к валам без защитных ограждений

5.3.1.4, 5.3.2.3

4.1.4

Опасность захвата

Доступ к подвижным частям внутри приемного бункера.

Доступ к подвижным частям внутри смесителя.

Доступ к шкиву клиноременной передачи или звездочке цепной передачи

5.3.1.4, 5.3.2.3

4.1.5

Опасность удара

Доступ к подвижным частям стабилизаторов и распределительной стрелы

5.3.3.4, А.5

4.1.6

Опасность выброса жидкости под большим давлением

Доступ к гидравлической системе. Доступ к системе напорных трубопроводов

5.3.4.1

4.1.7

Опасности, возникающие в результате выброса деталей машины или материалов

Доступ к разгрузочному патрубку и износ трубопровода

5.3.1.5, 5.3.2.4, 5.3.4.1

4.1.8

Опасность, обусловленная недостаточной механической прочностью

Потеря механической прочности

5.3.1.5, 5.3.3.1

4.1.9

Опасность потери устойчивости

Потеря устойчивости

5.3.1.5, 5.3.2.4, 5.3.2.5, 5.3.3.1

4.1.10

Опасность поскользнуться

Доступ к зонам, где можно поскользнуться

5.1.2, 5.3.1.5, 5.3.2.5, 5.3.3.1

4.2

Электрические опасности в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.3)

Поражение электрическим током, электрошок или ожоги

5.1.3

4.3

Термические опасности в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.4)

Доступ к частям машины, имеющим высокую температуру

5.1.5

4.4

Опасность воздействия шума в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.5)

Потеря слуха (глухота) и другие физиологические расстройства. Затруднения при речевом общении и ухудшение восприятия звуковых предупреждающих сигналов

Эта опасность в настоящем стандарте не рассматривается

4

СТБ EN 12001-2008

Окончание таблицы 1

Опасности

Место/условия/последствия

возникновения

Соответствующие

разделы

стандарта

4.5

Опасность от воздействия материалов и веществ, применяемых при работе машины в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.8)

Контакт или вдыхание вредных жидкостей, газов, пыли или аэрозолей

7

4.6

Опасности вследствие несоблюдения эргономических принципов при проектировании машины в соответствии с EN 292-1:1991 (пункт 4.9)

Нарушения из-за несоответствия конструкции поста/пульта управления эргономическим принципам. Недостаточное освещение.

Неудобное положение оператора при заправке топливом и/или рабочим составом.

Несоответствующие средства доступа

5.1.6

4.7

Опасности, возникающие из-за отказов системы управления в соответствии cEN 292-1:1991 (пункт 4.3)

Отказ источника энергии, отказ систем управления

5.1.1, 5.1.4, 5.3.1.3, 5.3.1.4, 5.3.1.5, 5.3.2.4, 5.3.3.2

5 Требования безопасности и/или меры защиты

Машины должны соответствовать требованиям безопасности и/или мерам защиты, приведенным в настоящем разделе.

Кроме того, машины должны быть сконструированы таким образом, чтобы соблюдались положения EN ISO 12100 для опасностей, которые не являются существенными для данного типа машин и не рассматриваются в настоящем стандарте (например, острые кромки).

Перед применением стандартов типа В изготовитель должен провести соответствующую оценку рисков для требований, установленных в этих стандартах, и на основании этой оценки выбрать стандарты, требования которых необходимо выполнять. Для машин должны применяться стандарты, выбранные из следующего перечня: EN 294:1992, EN 418:1992, EN 518:1995, EN 614-1:1995, EN 894-1:1997, EN 894-2:1997, EN 894-3:2000, EN 982:1996, EN 1088:1995 и EN 60204-1:1997.

Примечание - Такая оценка риска является частью общей оценки риска в отношении опасностей, не рассматриваемых в настоящем стандарте типа С.

Общие требования (5.1) устанавливают опасности, которые являются общими для всех машин. Специальные требования (5.2) устанавливают опасности, которые характерны для отдельного типа машин.

5.1    Общие требования для всех машин

5.1.1    Опасности, вызванные отказами гидравлической или пневматической системы

Гидравлическая система должна быть сконструирована в соответствии с EN 982:1996. Особое внимание следует обратить на:

-    предотвращение разрушения трубопроводов во время работы (например, применение соответствующих защитных устройств);

-    проведение технического обслуживания и ремонта (оснащение всасывающими/нагнетательными клапанами, механическими блокирующими устройствами и т. д.).

Всасывающие клапаны должны открываться в рабочую полость цилиндра без дополнительных соединительных линий, кроме случая применения двухцилиндрового привода.

Для двухцилиндрового привода должна использоваться одна клапанно-распределительная коробка. Соединительный штуцер между распределительной коробкой и обоими цилиндрами должен иметь:

-    коэффициент запаса прочности, увеличенный на 25 %; и

-    защиту от механического повреждения.

5

5.1.2    Риск поскользнуться

Рабочие посты, проходы, обеспечивающие доступ, и платформы должны иметь поверхность, препятствующую скольжению, например рифленые или решетчатые поверхности.

5.1.3    Электрические опасности

Электрическое оборудование должно обеспечивать выполнение требований EN 60204-1:1997.

5.1.4    Система аварийного останова

Пост управления машин должен быть оборудован устройством аварийного останова. Если на машине предусмотрено несколько постов управления, то каждый пост общего управления (не локальное управление) машины должен быть оборудован аварийным остановом. Для кабельных пультов дистанционного управления устанавливаются те же требования, что и для постов управления на машине. При наличии беспроводных органов управления пост управления машины должен быть обеспечен функцией аварийного останова. Пульт дистанционного управления должен быть оборудован для выполнения функции нормального останова.

Система аварийного останова должна:

-    останавливать выполнение всех функций машины за минимально возможное время;

-    предотвращать автоматический повторный пуск машины; повторный пуск должен осуществляться оператором;

-    соответствовать требованиям EN 418:1992.

5.1.5    Меры защиты в отношении термических опасностей и отработавших газов

Максимальная температура касаемых поверхностей должна соответствовать требованиям EN 563:1994 при продолжительности контакта - 10 с.

При необходимости должны быть использованы защитные ограждения или теплоизоляционные материалы.

Отработавшие газы должны быть удалены из рабочей зоны оператора (см. руководство по эксплуатации).

5.1.6    Эргономические требования

Эргономические аспекты машины должны соответствовать общим требованиям EN 614-1:1995, EN 894-1:1997, EN 894-2:1997 и EN 894-3:2000.

5.1.7    Неисправности источника энергии, систем управления

Если предусмотрено несколько постов/пультов управления, главные функции (например, пуск, закрывание, открывание) должны приводиться в действие только с одного поста/пульта управления. В другом случае должен быть предусмотрен ручной или автоматический переключатель для передачи приоритетного управления от одного поста/пульта управления другому.

Должна быть обеспечена возможность ручного или автоматического переключения на другой пост/пульт управления в случае отказа системы.

Устойчивость внутренней электрической системы должна соответствовать требованиям EN 13309:2000.

5.2 Специальные требования к отдельным машинам

Технические требования, приведенные в настоящем подразделе, установлены в зависимости от типа машин.

Рассматриваются следующие типы машин:

-    мобильные и стационарные бетононасосы и машины для торкретирования (5.3.1) (см. prEN 12609:1996);

-    машины для транспортирования и разбрызгивания раствора (5.3.2) (см. prEN 12151:1995);

-    мобильные и стационарные распределительные стрелы (5.3.3);

-    системы подающих трубопроводов (5.3.4).

6

1

v Действует взамен EN 292-1:1991.

2

   Действует взамен EN 292-2:1991.

3

   Действует только для датированной ссылки.