Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить СТБ 2513-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на вновь изготавливаемые пожарные автомобили, оборудованные специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических или коленчато-телескопических стреловых устройств с люлькой на вершине — пожарные автоподъемники (далее — автоподъемник), предназначенные для проведения спасательных работ по эвакуации людей, тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также выполнения других вспомогательных операций.

Стандарт устанавливает общие технические требования к автоподъемникам и методы их испытаний.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования

5 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6 Правила приемки

7 Методы испытаний

8 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Основные параметры автоподъемников

Приложение Б (обязательное) Максимальные значения параметров виброскорости общей вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора

Приложение В (обязательное) Распределение протяженности пробега по видам дорог

Приложение Г (обязательное) Количество автоподъемников для контроля гамма-процентных показателей

Приложение Д (обязательное) Распределение общего количества операций (кроме установки и снятия с выносных опор) в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор и т. Д.) в пределах зоны его рабочего использования и рабочей нагрузки при выполнении циклов

Приложение Е (справочное) Основные технические параметры автоподъемника

Приложение Ж (рекомендуемое) Форма протокола испытаний автоподъемника

Приложение К (обязательное) Схема положения люльки автоподъемника относительно приспособления "щит-препятствие" при перемещении колен стрелы относительно друг друга

Приложение Л (обязательное) Схема положения люльки автоподъемника относительно приспособления "щит-препятствие" при повороте стрелы

Приложение М (справочное) Определение коэффициента грузовой статической устойчивости автоподъемника

Приложение Н (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешности измерения

Библиография

 
Дата введения01.03.2018
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

31.07.2017УтвержденГосстандарт Республики Беларусь63
РазработанУчреждение Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
ИзданБелГИСС2017 г.

Fire safety standards system. Fire car lift. General technical requirements. Test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система стандартов пожарной безопасности АВТОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ

Общие технические требования. Методы испытаний

С1стэма стандартау пажарнай бяспею АУТАПАД'ЁМН1К1 ПАЖАРНЫЯ

Агульныя тэхшчныя патрабаванш. Метады выпрабаванняу Издание официальное

Госстандарт

Минск

<ЯБ

УДК 614.847:629.364.2(083.74)(476)    МКС    13.220.10

Ключевые слова: автоподъемники пожарные, подъемно-поворотное основание, стрела автоподъемника. выносные опоры, несущая рама, испытание

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН учреждением «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ВНЕСЕН Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. № 63

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой НПБ 109-2005)

©Госстандарт. 2017

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

4.6.7    Люлька должна быть оборудована ограничителем грузоподъемности, блокирующим возможность движения при размещении в ней груза, превышающего максимальную грузоподъемность на 10 %. При условии обеспечения устойчивости автоподъемника допускается возможность движения стрелы и люльки вниз.

4.6.8    Конструктивные элементы ограждения люльки должны выдерживать сосредоточенную нагрузку (1300 Н). приложенную горизонтально к ограждению в течение 2 мин. После снятия нагрузки остаточной деформации и нарушения целостности конструкции быть не должно.

4.7 Требования к эргономике

4.7.1    Требования к эргономике - по ТР ТС 018 (подраздел 2.2 приложения № 6).

4.7.4    Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы по ГОСТ 32681. Допускается применение дополнительных символов, не установленных ГОСТ 32681. которые отражают специфику назначения и работы автоподъемника и его агрегатов.

4.7.5    Размещение пожарно-технического вооружения в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство и оперативность съема и установки. При размещении пожарно-технического вооружения в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска места для размещения пожарно-технического вооружения и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков должны быть установлены хорошо видимые таблицы-указатели.

4.7.6    Отсеки на платформе должны быть выполнены с учетом рекомендаций, изложенных в ГОСТ 12.2.033.

4.7.7    Компоновка автоподъемника должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим техническому обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации.

4.7.8    Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заливки как на автозаправочных станциях с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры.

4.8    Требования к дополнительному электрооборудованию и освещению

4.8.1    Электрическое оборудование автоподъемников должно удовлетворять требованиям ТР ТС 018 (пункт 2.1.6 приложения № 6).

4.8.2    Установка устройств освещения и световой аварийной сигнализации должна быть выполнена в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 48 (06).

4.8.3    Для освещения мест работы на автоподъемнике должны быть установлены фары или прожекторы:

-    на ограждении люльки или на вершине стрелы для освещения мест выхода из люльки;

-    на вершине нижнего колена для освещения рабочего места на земле при использовании автоподъемника в качестве крана для подъема груза;

-    у основания крепления нижнего колена для освещения при движении автоподъемника задним ходом.

4.8.4    Корпуса элементов электрооборудования, предназначенных для разной частоты тока и напряжения, должны иметь отличительную окраску, а разъемы - конструктивно отличаться, с тем чтобы исключить возможность взаимного включения.

4.8.5    Для указания состояния включения стационарных и переносных приемников электроэнергии, наличия напряжения, иных действий, установленных для конкретных видов электрооборудования, должны применяться световые сигналы, надписи и таблички.

4.8.6    Электрические цепи питания элементов дополнительного электрооборудования должны оснащаться плавким предохранителем или автоматическим выключателем.

4.9    Требования к устройствам связи

4.9.1    Автоподъемники должны быть оборудованы переговорными устройствами, обеспечивающими громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и люлькой.

4.9.2    При передаче речи нормального уровня (не требующей чрезмерного напряжения речевых органов) с расстояния (0.5 ± 0.1) м через микрофон ее воспроизведение через динамик должно обеспечивать полную разборчивость слов (без чрезмерного напряжения органов слуха, без переспроса), при этом слушающий должен находиться на расстоянии (5.0 ± 0.5) м от динамика.

4.10    Требования надежности

4.10.1    Гамма-процентная (у = 80%) наработка до отказа агрегатов и их приводов - не менее 100 ч.

4.10.2    Гамма-процентный (у = 80%) ресурс агрегатов автоподъемника до первого капитального ремонта - не менее 1500 ч.

4.10.3    Полный средний срок службы автоподъемника до списания - не менее 10 лет с момента ввода в эксплуатацию.

Полный средний срок службы до списания автоподъемника конкретной модели устанавливается в технических условиях на данную модель.

4.11    Комплектность

4.11.1    В комплект поставки автоподъемника должны входить:

-    комплект пожарно-технического вооружения согласно техническим условиям на конкретную модель автоподъемника:

-    запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости;

-    эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601;

-    первичные средства пожаротушения согласно действующим ТИПА;

-два противооткатных упора.

4.12    Маркировка

4.12.1    К каждому автоподъемнику на свободное видное место должна быть прикреплена маркировочная табличка, дополнительно содержащая:

-    условное обозначение автоподъемника;

-    обозначение технических условий, по которым выпускается автоподъемник;

-дату выпуска (год. месяц);

-    наименование страны-изготовителя.

4.12.2    На табличку изготовителя или вблизи маркировочной таблички должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза ЕАС при наличии документа, подтверждающего соответствие.

4.13    Упаковка

4.13.1    Полностью укомплектованный автоподъемник должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.

4.13.2    Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована по ГОСТ 23170 и техническим условиям на конкретную модель.

4.13.3    Перед отправкой потребителю автоподъемник должен быть подвергнут пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель. Перед пломбированием и отправкой от изготовителя в соответствии с требованиями по транспортированию базового шасси необходимо:

-    слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (незамерзающие жидкости допускается не сливать);

-    отключить аккумуляторную батарею;

-    выпустить воздух из пневмосистемы шасси:

-    в топливный бак шасси залить топливо объемом, гарантирующим пробег не менее 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;

-    на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием информации об удалении воды из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и о состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита), о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя, зимняя);

-    заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года предохранитель от замерзания пневмопривода тормозной системы (тех автоподъемников, для которых это предусмотрено технической документацией на базовое шасси).

4.13.4    Если потребитель получает автоподъемник непосредственно от изготовителя, указанные подготовительные мероприятия не проводят.

5    Требования безопасности и охраны окружающей среды

5.1    Конструкция автоподъемников должна соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.4.009. ГОСТ 12.4.026. ГОСТ 12.2.040. ГОСТ 12.2.037.

5.2    Автоподъемники как транспортные средства должны соответствовать требованиям ТР ТС 018.

5.3    Автоподъемники должны иметь блокировки, исключающие:

-транспортное движение автоподъемника при включенной коробке отбора мощности, заблокированных рессорах, выдвинутых опорах и поднятой стреле;

-движения люльки при незаблокированных рессорах и поднятых опорах;

-    возможность движения стрелы вне рабочего поля;

-    подъем опор при рабочем положении стрелы;

-    самопроизвольное выдвижение опор во время движения автоподъемника.

-    дальнейшее движение стрелы (комплекта колен) после установки ее в транспортное положение;

-    движение стрелы при соприкосновении люльки с препятствием;

-движение стрелы при превышении грузоподъемности более чем на 10 %.

5.4    Среднеквадратичные значения параметров виброскорости общей вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора по ГОСТ 12.1.012 не должны превышать значения, указанные в приложении Б.

5.5    Звуковая и световая сигнализация автоподъемника, расположенная на пультах управления, должна оповещать:

-    о подходе люльки к границе рабочего поля;

-    перегрузке люльки;

-    моменте срабатывания ограничителя лобового удара,

-    моменте отрыва опор от земли или подкладки.

5.6    Световая сигнализация, расположенная в кабине водителя, должна оповещать:

-    о выходе выносных опор из транспортного положения;

-    об открытии отсеков платформы;

-    о включенной коробке отбора мощности.

5.7    Скорость движения люльки автоподъемника должна автоматически замедляться при достижении граничных значений рабочего поля или крайних положений исполнительных механизмов приводов движений (только при использовании систем с пропорциональным управлением).

5.8    Автоподъемник должен быть оснащен автоматической системой выравнивания, указателем горизонтальности подъемно-поворотного основания, хорошо видимым с места работы оператора при установке его на выносные опоры.

5.9    Содержание вредных веществ на рабочем месте оператора не должно превышать значения, предусмотренные ГОСТ 12.1.005.

5.10    Уровень шума на рабочем месте оператора не должен превышать значения, установленные ТР ТС 018 (подраздел 3.3 приложения № 6).

5.11    Дополнительная система отвода отработавших газов должна обеспечивать их выброс на расстояние не менее 4 м от автоподъемника.

5.12    Ускорение движения люльки при включении или выключении привода не должно превышать

1,5 м/с2.

6    Правила приемки

6.1    Виды испытаний и требования к автоподъемникам, предъявляемым на испытания

6.1.1    Для проверки соответствия автоподъемников требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретную модель проводят следующие виды испытаний:

-    приемочные;

-    квалификационные;

-    приемо-сдаточные;

-    предъявительские;

-    эксплуатационные;

-    периодические;

-    испытания на надежность (ресурсные);

-    типовые.

6.1.2    Определение видов испытаний - по ГОСТ 16504.

6.1.3    Автоподъемники, предъявляемые на испытания, должны быть собраны, укомплектованы, заправлены горюче-смазочными материалами.

6.1.4    Комплектующие изделия и материалы перед установкой на автоподъемник должны проходить входной контропь по ГОСТ 24297.

6.2 Приемочные испытания

6.2.1    Приемочные испытания допжны проводиться в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях) с оформлением результатов испытаний по ТКП 424 с целью определения возможности постановки автоподъемника на серийное производство.

6.2.2    Приемочные испытания проводят в полном объеме. По усмотрению приемочной комиссии допускается отдельные виды испытаний не проводить.

6.2.3    Приемочным испытаниям подвергают опытный образец автоподъемника.

6.2.4    В состав приемочных испытаний допускается включать специальные испытания (огневые, климатические и т. л.). Специальные испытания проводят для проверки функционального соответствия автоподъемников условиям эксплуатации и (или) оперативного использования, установленным в техническом задании.

6.2.5    Специальные испытания проводят по решению заказчика в соответствии с утвержденной им программой и методикой испытаний.

6.3 Квалификационные испытания

6.3.1    Квалификационные испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях) с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа в заданном объеме.

6.3.2    Квалификационные испытания проводят в полном объеме. По усмотрению приемочной комиссии допускается отдельные виды испытаний не проводить.

6.3.3    Квалификационным испытаниям подвергают первую промышленную партию автоподъемников.

6.4 Приемо-сдаточные испытания

6.4.1    Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый автоподъемник с целью определения возможности поставки его потребителю.

6.4.2    В состав приемо-сдаточных испытаний должна входить обкатка.

6.4.3    Режим обкатки агрегатов автоподъемника и базового шасси должен устанавливаться в ТИПА на конкретную модель. Продолжительность обкатки должна быть минимальной и гарантировать возможность постановки автоподъемника в боевой расчет сразу после его приобретения.

По согласованию с потребителем допускается не проводить обкатку тех узлов и агрегатов, которые могут пройти ее при доставке потребителю, если доставка осуществляется своим ходом.

6.4.4    При приемо-сдаточных испытаниях автоподъемников проверяют соответствие требованиям пунктов: 4.1.1 (пункты 7. 9-11 таблицы А. 1). 4.2.5, 4.2.10, 4.2.11. 4.2.14, 4.2.15. 4.2.19, 4.2.25, 4.2.27-4.2.29. 4.2.31, 4.2.33, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.4 (в объеме, согласованном с заказчиком), 4 4.1-4 4.4. 4.4.7-4 4.10, 4.5.2. 4.5.3, 4.5.7. 4.6.3, 4 6.5, 4.7.6. 4 8 2. 4 8.3. 4.11^1.13. 5.3. 5.5. 5.6, 5.8. 5.11.

6.4.5    При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному показателю автоподъемник возвращают на доработку.

6.4.6    Повторно испытания проводят по тем показателям, по которым были получены неудовлетворительные результаты.

6.4.7    Автоподъемник, не выдержавший повторных испытаний, бракуют.

6.4.8    Результаты приемо-сдаточных испытаний и обкатки должны быть оформлены протоколом и внесены в формуляр автоподъемника. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении Ж.

6.5 Предъявительские испытания

6.5.1    Предъявительским испытаниям должен подвергаться каждый автоподъемник, прошедший приемо-сдаточные испытания.

6.5.2    Предъявительским испытаниям следует подвергать каждый автоподъемник с целью определения возможности поставки его заказчику.

6.5.3    Испытания проводят в объеме приемо-сдаточных испытаний при участии представителя заказчика. По усмотрению представителя заказчика допускается отдельные виды испытаний не проводить.

6.5.4    По согласованию с представителем заказчика допускается совмещение приемо-сдаточных и предъявительских испытаний.

6.9 Эксплуатационные испытания

6.9.1    Эксплуатационные испытания проводят для всех новых моделей автоподъемников.

6.9.2    Программа и место проведения эксплуатационных испытаний должны быть установлены при проведении приемочных испытаний.

6.9.3    Программа эксплуатационных испытаний должна быть разработана разработчиком автоподъемника.

6.6 Периодические испытания

6.6.1    Периодические испытания автоподъемников должны проводиться в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях) не реже одного раза в три года с целью контроля стабильности качества автоподъемников.

6.6.2    Испытаниям подвергают один автоподъемник из числа выдержавших приемо-сдаточные испытания, изготовленных в контролируемом периоде и находящихся на площадке склада готовых изделий.

6.6.3    Отбор автоподъемников проводят в присутствии представителя заказчика и представителя службы технического контроля изготовителя.

6.6.4    При периодических испытаниях автоподъемники проверяют на соответствие всем требованиям, установленным в настоящем стандарте и ТИПА на конкретный автоподъемник.

6.6.5    Результаты испытаний оформляют протоколом периодических испытаний, утвержденным в установленном порядке, который хранится в течение срока, установленного предприятием, но не менее чем до очередных периодических испытаний.

6.6.6    При неудовлетворительных результатах периодических испытаний должны быть проведены анализ причин их получения и мероприятия, исключающие возможность их повторения.

6.6.7    После доработки проводят повторные испытания по тем показателям, по которым получены неудовлетворительные результаты, а также повторяют проведенные ранее испытания, на результаты которых могли повлиять доработки.

6.7    Испытания на надежность

6.7.1    Испытания на надежность согласно 4.10 проводят с периодичностью:

-    контроль гамма-процентной наработки - не реже одного раза в три года;

-    контроль гамма-процентного ресурса - не реже одного раза в шесть лет.

Испытаниям подвергают один автоподъемник из числа прошедших приемо-сдаточные испытания.

6.7.2    Испытания на надежность проводит изготовитель в случае, если выпуск автоподъемников не менее чем в 10 раз превышает число изделий, необходимых для испытаний на надежность, для подтверждения показателей надежности.

6.7.3    При меньшем количестве выпускаемых изделий испытаниям на надежность подвергают автоподъемники. находящиеся в подконтрольной эксплуатации.

6.7.4    По результатам подконтрольной эксплуатации должны быть разработаны и реализованы мероприятия по устранению причин выявленных отказов.

6.8    Типовые испытания

6.8.1    Типовые испытания автоподъемников должны проводиться в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях) с целью оценки эффективности и целесообразности внесения изменений в конструкцию автоподъемника.

6.8.2    Программа типовых испытаний должна включать проверку тех характеристик и параметров, на которые могут повлиять вносимые изменения.

6.8.3    В программе должно быть указано количество автоподъемников, необходимых для проведения испытаний, и возможность дальнейшего использования автоподъемников, подвергнутых типовым испытаниям.

6.8.4    Программа типовых испытаний должна быть разработана изготовителем и согласована с разработчиком автоподъемника и основным заказчиком.

6.8.5    Результаты типовых испытаний оформляют протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений.

7 Методы испытаний

7.1    Общие положения

7.1.1    Подлежащие испытаниям автоподъемники должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы и технически исправны.

7.1.2    Автоподъемник должен пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией изготовителя.

7.1.3    Для испытаний (в случае испытаний серийных образцов) автоподъемники выбирают методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представители организации, проводящей испытания, и представители заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой отделом технического контроля изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.

7.1.4    Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых автоподьемников. не предусмотренные настоящим стандартом, техническими условиями, руководством по эксплуатации, программой и методикой испытаний, не допускаются.

7.1.5    Особенности проведения иных видов испытаний автоподьемников, не установленных в настоящем стандарте, должны быть определены в технических условиях на конкретную модель.

7.1.6    Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации и ТИПА на конкретную модель.

7.1.7    В течение всего периода испытаний автоподъемники должны проходить ежедневное техническое обслуживание в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации. Условия хранения автоподъемников в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.

7.1.8    Требования безопасности при проведении испытаний определены в ГОСТ 12.3.002. требования по электробезопасности - в ГОСТ 12.1.019.

7.1.9    На испытательной площадке во время проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026 с поясняющей надписью «Идут испытания!», а также вывешены инструкции и правила безопасности.

7.1.10    Применяемые средства испытаний, контроля и измерений должны обеспечивать создание требуемых испытательных режимов и условий испытаний.

7.1.11    Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации. Порядок подготовки, проведения и организации аттестации определен в ТИПА.

7.1.12    Результаты испытаний заносят в протокол испытаний автоподъемника, утвержденный в установленном порядке (рекомендуемая форма приведена в приложении Ж).

7.1.13    Погрешность применяемого испытательного оборудования и средств измерений не должна превышать значения, установленные в приложении Н.

7.2 Внешний осмотр

7.2.1 При внешнем осмотре визуально и (или) опробованием проверяют:

-    качество покрытий на соответствие 4.2.27-4.2.29 по ГОСТ 9.302;

-    отсутствие скольжения на поверхностях платформы и ступенях по 4.5.3. 4.5.7;

-    отсутствие утечки (подтекания) рабочей жидкости по 4.2.25;

-    расположение основного пульта управления на поворотном основании с левой стороны по ходу движения автоподъемника по 4.4.1;

-    наличие на основном пульте управления органов управления, приборов контроля, связи и сигнализации по 4.4.2;

-    наличие органов управления с автоматическим возвратом в исходное положение во влагопылезащищенном исполнении по 4.4.9;

-    наличие выключателей аварийного останова красного цвета, расположенных выше других выключателей. по 4.4.10;

-    наличие органов управления блокировкой рессор и выдвижными опорами и место их расположения по 4.4.3;

-    наличие автоматической системы выравнивания и указателя горизонтальности подъемно-поворотного основания по 5.8;

-    наличие контрольных приборов по 4 4 4, расположенных на пульте управления;

-    наличие расположенной в кабине водителя световой сигнализации по 5.6;

-    наличие у стреловой конструкции отдельных колен по 4.3.1 и возможности выдвигания и (или) раскладывания одного колена относительно другого;

-    наличие устройства для крепления грузового каната, расположенного на вершине нижнего колена. по 4.3.2;

-    наличие спасательного рукава и устройства его крепления и (или) других специальных средств спасения с высоты по 4.2.15 (при их наличии);

-    наличие и объем отсеков для размещения съемного оборудования и принадлежностей, дверок с замками и ограничителей открывания по 4.5.2, 4.7.6;

-    наличие дверок с замками на люльке по 4.6.3;

-    наличие фар и (или) прожекторов по 4.8.3;

-    наличие внешних световых приборов и световой аварийной сигнализации по 4.8.2;

-    наличие световозвращателей по 4.2.19;

-    наличие дополнительной системы отвода отработавших газов по 5.11;

-    возможность пломбирования сливной пробки и наливной горловины топливного бака по 4.2.31;

-    наличие аварийного привода из люльки (при его наличии) по 4.4.11;

-символы на органах управления по 4.7.4;

-    размещение пожарно-технического вооружения по 4.7.5;

-    компоновку автоподъемника по 4.7.7;

-    расположение и конструкцию наливной горловины по 4.7.8;

-    электрооборудование по 4 8 4-4.8.6;

-    наличие переговорного устройства по 4.9.1;

-    возможность установки лафетного ствола и пеногенератора в люльке по 4.6.6;

-    наличие и окраску масленок по 4.2.30;

-    перенос топливного бака по 4.2.33 (при необходимости);

-    конструкцию автоподъемника по 4.2.13, 4.5.1,4.5.4. 5.1;

-    наличие одобрения типа на базовое транспортное средство по 4.2.3;

-    условное обозначение по 4.2.5 и маркировку по 4.12;

-    упаковку по 4.13.

7.2.2 Соответствие требованиям по 4.7.1, 4.8.1. 5.2 подтверждают наличием протоколов испытаний на соответствие ТР ТС 018 либо документу «Одобрение типа транспортного средства».

7.3 Определение времени совершения маневра

7.3.1    Временные характеристики при проверке на соответствие требованиям пунктов 7, 9-11 таблицы А.1 (приложение А) должны определяться секундомером класса точности не более 2. В качестве нагрузки можно использовать грузы, предварительно взвешенные на весах Нагрузку следует размещать равномерно на полу люльки. Определение временных характеристик проводят после стабилизации работы двигателя шасси, являющегося источником энергии для привода исполнительных механизмов.

7.3.2    Отсчет фиксируемого времени проводят с момента начала перемещения рычага, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до его окончания.

7.3.3    Маневр считается выполненным, если исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент автоподъемника достиг требуемого положения.

7.3.4    При определении времени установки автоподъемника на выносные опоры последние перед началом этого маневра должны находиться в положении, соответствующем транспортному. Подкладки под выносные опоры не устанавливают (за исключением условий, имитирующих работу на уклоне).

7.3.5    Время совершения каждого маневра следует фиксировать не менее трех раз. За результат принимают среднеарифметическое значение полученных результатов.

7.3.6    В процессе определения временных характеристик также проводят проверку плавности регулирования скорости движения люльки со всех пультов управления на соответствие требованиям 4.2.11, а также возможность совершения не менее двух маневров одновременно согласно 4.4.8.

7.3.7    При изменении скорости движения люльки от минимальной до максимальной в любом направлении она должна перемещаться плавно, без видимых толчков и рывков. Разгонять и замедлять движение люльки в любую сторону необходимо не менее пяти раз.

7.3.8    При одновременном совершении маневров следует совмещать не менее двух произвольно выбранных движений. Продолжительность маневров - не менее 20 с. Количество испытаний -не менее трех. При всех вариантах совмещения основной привод автоподъемника должен обеспечить возможность одновременного совершения маневров.

7.4 Определение наружных размеров

7.4.1    Измерение наружных размеров по пунктам 14, 15 таблицы А.1 (приложение А), а также проверку профильной проходимости по 4.2.16 выполняют в транспортном положении по ГОСТ 22748

7.4.2    Размеры опорного контура согласно пункту 6 таблицы А.1 (приложение А) измеряют после установки автоподъемника на выносные опоры. Размеры определяют по центрам опорных плит.

7.4.3    Размеры дверных проемов, пола люльки (площадь), а также высоту поручней и защитной планки измеряют в транспортном положении или при опускании ее на землю и проверяют на соответствие требованиям 4.6.1-4.6.3.

7.4.4    Размеры элементов лестницы согласно 4.3.3. высоту расположения подножки и высоту рифления согласно 4.5.7 измеряют как в транспортном положении, так и при полностью выдвинутых опорах.

7.4.5    Ширину полос контрастирующего цвета по СТБ 11.13.01 проверяют средствами измерения с погрешностью по 7.1.13.

7.4.6    Длину рукава, отводящего отработавшие газы согласно 5.11, измеряют после его раскатывания на ровной поверхности.

7.4.7    За результат принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из линейных и угловых размеров.

7.5 Определение предельных размеров рабочего поля автоподъемника (зоны досягаемости)

7.5.1    Для определения максимального и минимального рабочего вылета согласно пунктам 3. 4 таблицы А.1 (приложение А) следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13.

7.5.2    При определении предельных размеров рабочего поля автоподъемник устанавливают на выносные опоры, стрелу поворачивают на (90 ± 5)° и приводят в положение, соответствующее предельным значениям измеряемого показателя.

7.5.3    Измерение размеров по горизонтали проводят от плоскости, параллельной продольной оси автоподъемника и проходящей через ось вращения поворотного основания автоподъемника, до указанной в измеряемом размере точки.

7.5.4    Измерение размеров по вертикали проводят от горизонтальной опорной поверхности до указанной в измеряемом размере точки.

7.5.5    В процессе определения рабочего вылета по 7.5.1 проводят сравнение и оценку показаний автоматической системы контроля положения стрелы и люльки согласно 4.4 4-4.4.6. Результаты измерений считают удовлетворительными, если показания указателей отличаются от полученных не более чем на 5 %.

7.5.6    При определении максимального рабочего вылета люльку подводят к границе рабочего поля, при этом выбирают три произвольных, но равномерно расположенных (два крайних - верхний и нижний - обязательны) по высоте уровня. На каждой из трех выбранных высот люльку подводят к границе рабочего поля не менее двух раз. В каждом случае согласно 5.5 должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.

7.5.7    В каждом случае при достижении люлькой границ рабочего поля согласно 5.7 должна замедляться скорость перемещения люльки. Испытания проводят с грузом и без него.

7.5.8    За результат измерения максимального и минимального рабочего вылета принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из вылетов соответственно.

7.6 Проверка водопенных коммуникаций

7.6.1    Для проверки водопенных коммуникаций на соответствие требованиям 4.3.4 используют манометр для определения давления воды с диапазоном измерений от 0 до 1.6 МПа и классом точности не ниже 1,5 и расходомер с погрешностью измерения не более ±5 %.

7.6.2    Водопенные коммуникации автоподъемника проверяют в двух положениях:

-    люлька опущена на землю;

-    люлька поднята на максимальную высоту.

7.6.3    Для подачи воды (раствора пенообразователя) можно использовать стационарные насосы или передвижную пожарную технику.

7.6.4    Необходимо установить лафетный ствол в люльке, присоединить к приемному патрубку водопенных коммуникаций напорный рукав и подать воду к лафетному стволу под давлением (0.9 ± 0.1) МПа. После появления воды из лафетного ствола стояк перекрывают и выдерживают в течение (5,0 ± 0.1) мин. После этого открывают сливной кран и стояк и сливают воду.

7.6.5    Испытания проводят для каждого положения люльки не менее двух раз. Струйные течи в соединениях водопенных коммуникаций не допускаются. Допускаются капельные утечки.

7.6.6    Для определения расхода ствола подают воду к нему под давлением (0.6 ± 0,05) МПа. Давление определяют перед стволом. Измерение давления и расхода проводят не менее чем через 10 с после того, как установилось значение заданного давления.

7.6.7    Для проверки работы пеногенераторов присоединяют гребенку к патрубку в люльке, навешивают генераторы пены и проводят подачу раствора пенообразователя. Не менее чем через 5 с после появления пенной струи визуально определяют полноту ее сечения.

7.6.8    Испытания повторяют не менее двух раз. В каждом случае пенная струя, выходящая из генераторов пены, должна подаваться полным сечением.

7.6.9 Проверку работоспособности сливного крана на соответствие требованиям 4.3.4 проводят каждый раз после испытаний согласно 7.6.4, 7.6.7. В каждом случае сливной кран должен обеспечивать полный слив огнетушащего вещества из водопенных коммуникаций автоподъемника.

7.7 Определение горизонтальности пола люльки, ступеней лестницы и работоспособности системы выравнивания

7.7.1    Определяя горизонтальность пола люльки на соответствие требованиям 4.2.21, следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13.

7.7.2    Горизонтальность пола люльки контролируют по двум ее взаимно перпендикулярным осям -продольной и поперечной.

7.7.3    Стрелу развертывают таким образом, чтобы люлька находилась непосредственно у поверхности испытательной площадки на минимальном расстоянии от автоподъемника, в этом положении фиксируют ее горизонтальность.

7.7.4    Люльку устанавливают в положение, при котором она имеет максимальный вылет и поднята на максимальную высоту для этого вылета, после чего проверяют ее горизонтальность.

7.7.5    Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360° вправо или влево с остановкой через каждые (90 ± 5)° и последующей проверкой горизонтальности люльки.

7.7.6    Люльку поднимают на максимальную высоту, после чего определяют ее горизонтальность.

7.7.7    Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360° вправо или влево с остановкой через каждые (90 ± 5)° и последующей проверкой горизонтальности люльки.

7.7.8    Люльку устанавливают в положение согласно 7.7.3, после чего проверяют ее горизонтальность.

7.7.9    Система выравнивания автоподъемника считается работоспособной, если обеспечивается горизонтальность пола люльки в соответствии с требованиями 4.2.21.

7.7.10    При определении горизонтальности ступеней лестницы следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13.

7.7.11    Угол наклона ступеней лестницы контролируют по нижней ступени нижнего колена и по верхней ступени верхнего колена или по одной из двух, ближайших к ним. Измерения проводят с грузом и без него. Допускается вместо определения угла наклона верхней ступени верхнего колена расчетным методом определять отклонение вершины лестницы в боковом направлении от ее продольной оси. величина которого должна соответствовать требуемой горизонтальности ступени.

7.7.12    Автоподъемник устанавливают на горизонтальной испытательной площадке и стрелу поднимают на угол (45 ± 5)°, после чего фиксируют угол наклона вышеупомянутых ступеней относительно горизонтальной плоскости.

7.7.13    Стрелу поднимают на максимально допустимую для данного угла наклона длину, после чего проверяют угол наклона ступеней относительно горизонтальной плоскости.

7.7.14    Стрелу поворачивают вправо или влево с остановкой через каждые (90 ± 5)° и последующей проверкой горизонтальности ступеней.

7.7.15    Стрелу поднимают на максимальный угол, после чего проводят проверку горизонтальности ступеней.

7.7.16    Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости вправо или влево с остановкой через каждые (90 ± 5)° и последующей проверкой горизонтальности ступеней.

7.7.17    За результат измерения горизонтальности ступеней лестницы принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений каждого положения стрелы. Во всех случаях должна быть обеспечена горизонтальность ступеней в соответствии с требованиями 4.2.21.

7.8 Проверка ограничителя лобового удара

7.8.1    Проверку работоспособности ограничителя лобового удара проводят на соответствие требованиям 4.6.5 и 5.3.

7.8.2    Установив люльку в непосредственной близости от земли, необходимо развернуть стрелу на (90 ± 5)° к продольной оси автоподъемника.

7.8.3    Устанавливают люльку на расстоянии, меньшем максимального вылета на 0.3-0,5 м, таким образом, чтобы элементы системы защиты от столкновения люльки с препятствием оказались на уровне специального щита-препятствия (приложение К) и касались его поверхности, расположенной перпендикулярно направлению, в котором будет двигаться люлька при приближении к нему.

7.8.4    Путем перемещения колен стрелы относительно друг друга отводят люльку от поверхности щита-препятствия на расстояние от 0.8 до 1,0 м.

7.8.5    Перемещают люльку с помощью колен стрелы в сторону щита-препятствия по направлению, перпендикулярному его плоскости, на минимальной скорости и после ее остановки при срабатывании предохранителей от лобового удара измеряют расстояние от поверхности щита-препятствия до ближайшей части люльки, не учитывая элементы конструкции, относящиеся к предохранителям от удара.

7.8.6    Осуществляют измерение при выполнении маневра по 7.8.5 с максимальной скоростью.

7.8.7    Путем поворота стрелы отводят люльку от щита-препятствия (приложение Л) на расстояние 0.8-1.0 м.

7.8.8    Повторяют испытания по 7.8.5, 7.8.6, перемещая люльку с помощью поворота стрелы.

7.8.9    Испытания проводят не менее двух раз с каждой скоростью. Результаты испытаний считают удовлетворительными, если люлька во всех испытаниях не касается поверхности щита, а при соприкосновении предохранителей с поверхностью щита-препятствия срабатывает звуковая и световая сигнализация согласно 5.5.

7.9    Проверка ограничителя грузоподъемности

7.9.1    Проверку срабатывания ограничителя грузоподъемности проводят на соответствие требованиям к блокировке движения стрелы при превышении грузоподъемности более чем на 10 %.

7.9.2    В качестве нагрузки допускается использовать грузы, предварительно взвешенные на весах.

7.9.3    Поднимают люльку на максимальную высоту при максимальном вылете, предварительно установив стрелу под углом (90 ± 5)° к продольной оси автоподъемника.

7.9.4    К люльке прилагают нагрузку, соответствующую 80 % - 90 % ее максимальной грузоподъемности. указанной в технической документации на автоподъемник.

7.9.5    Увеличивают высоту подъема люльки. Если ограничитель грузоподъемности блокирует подъем люльки, то испытания прекращают до выяснения и устранения причин преждевременного его срабатывания.

7.9.6    Если ограничитель грузоподъемности не срабатывает, то постепенным увеличением нагрузки (но не более чем на 5 % от максимальной грузоподъемности люльки) достигают момента срабатывания ограничителя грузоподъемности. При этом величина грузоподъемности должна быть не менее указанной в пункте 2 таблицы А.1 (приложение А). После срабатывания ограничителя грузоподъемности величину нагрузки уменьшают на 5 %. При этом должна восстанавливаться возможность совершения маневров люлькой.

7.9.7    Испытания согласно 7.9.6 проводят не менее трех раз. Во всех случаях должен срабатывать ограничитель грузоподъемности. При его срабатывании при перегрузке люльки должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.

7.10    Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости

7.10.1    Проверку показателей массы и поперечной статической устойчивости проводят на соответствие требованиям 4.2.8.

7.10.2    Полную массу автоподъемника и ее распределение по осям и бортам определяют с погрешностью, не превышающей 1.5 % от определяемой величины.

7.10.3    При определении осевой нагрузки на дорогу в момент взвешивания колеса взвешиваемой оси должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. Допускается определять осевую нагрузку на одну из осей расчетным путем по результатам взвешиваний, которые получены для одной или нескольких других осей и всего автоподъемника в целом.

7.10.4    При оценке распределения нагрузки на дорогу по бортам в момент взвешивания колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси автоподъемника, должны находиться на весовом устройстве, а находящиеся по другую сторону - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой По результатам этого взвешивания и взвешивания всего автоподъемника рассчитывают нагрузку на другой борт.

7.10.5    Соответствие угла поперечной статической устойчивости требованиям 4,2.8 проверяют на стенде опрокидывания с платформой соответствующей грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый автоподъемник теряет устойчивость. Для определения угла следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13. Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание машины.

Содержание

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки..............................................................................................................................1

3    Термины и определения........................................................................................................................2

4    Технические требования........................................................................................................................4

5    Требования безопасности и охраны окружающей    среды.................................................................10

6    Правила приемки..................................................................................................................................10

7    Методы испытаний...............................................................................................................................13

8    Гарантии изготовителя.........................................................................................................................27

Приложение А (обязательное) Основные параметры автоподъемников..........................................28

Приложение Б (обязательное) Максимальные значения параметров виброскорости общей

вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора........................29

Приложение В (обязательное) Распределение протяженности пробега по видам дорог................30

Приложение Г (обязательное) Количество автоподъемников для контроля гамма-процентных

показателей....................................................................................................................31

Приложение Д (обязательное) Распределение общего количества операций (кроме установки и снятия с выносных опор) в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор и т. д.) в пределах зоны его рабочего использования и    рабочей    нагрузки при выполнении циклов..............32

Приложение Е (справочное) Основные технические параметры автоподъемника..........................33

Приложение Ж (рекомендуемое) Форма протокола испытаний автоподъемника............................34

Приложение К (обязательное) Схема положения люльки автоподъемника относительно приспособления «щит-препятствие» при перемещении колен стрелы относительно друг друга................................................................................................35

Приложение Л (обязательное) Схема положения люльки автоподъемника относительно

приспособления «щит-препятствие»    при повороте стрелы......................................36

Приложение М (справочное) Определение коэффициента грузовой статической устойчивости

автоподъемника.............................................................................................................37

Приложение Н (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешности измерения...39

Библиография..........................................................................................................................................40

7.10.6    Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 3 м/с. Поверхность платформы стенда должна быть сухой, свободной от грязи и льда.

7.10.7    Автоподъемник устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы его продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на Iе. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и первая передача. Сбоку колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой 20-22 мм.

7.10.8    Измерение углов поперечной статической устойчивости автоподъемника проводят на две стороны. Увеличение угла наклона платформы проводят плавно до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию повторяют, пока три отсчета подряд будут иметь разницу не более Iе.

7.10.9    Координаты центра масс автоподъемника определяют расчетным методом на основании результатов взвешивания и опрокидывания.

7.11    Определение уровня шума на рабочем месте оператора

7.11.1    При проверке уровня шума на соответствие требованиям 5.10 следует использовать измеритель шума и вибрации первого класса по ГОСТ 17187. с диапазоном измерения от 20 до 12 500 Гц. Площадка для проведения испытаний с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием должна быть сухой, гладкой и чистой. На расстоянии 3 м от автоподъемника не должно быть объектов, отражающих звук. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБ ниже измеряемого уровня шума.

7.11.2    Измерение уровня звука и уровня звукового давления на рабочем месте оператора проводят при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с максимальной рабочей нагрузкой.

7.11.3    При испытаниях микрофон устанавливают на уровне уха оператора и ориентируют в направлении его взгляда при выполнении конкретной операции или маневра.

7.11.4    На шумомере должна быть установлена временная характеристика «медленно». Если показания шумомера колеблются в пределах 5 дБ. то за результат следует принимать среднее значение уровней.

7.12    Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

7.12.1    Для проверки уровня вибрации на соответствие требованиям 5.4 следует использовать средства контроля в соответствии с 7.11.1.

7.12.2    Измерение уровня вибрации на рабочем месте оператора у основного пульта и пульта в люльке проводят при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками в люльке. Уровень вибрации на рабочем месте водителя измеряют при движении автоподъемника по дорогам с твердым покрытием.

7.12.3    При измерении общей вибрации с участием оператора вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе-адаптере. По направлению действия вибрацию подразделяют в соответствии с направлением осей ортогональной системы координат. Для общей вибрации: ось Z0 - вертикальная. перпендикулярная к опорной поверхности; ось Хо - горизонтальная, от спины к груди; ось У0 - горизонтальная, от правого плеча к левому.

7.12.4    Измерение величины виброускорения проводят по ГОСТ 12.1.012.

7.13    Статические испытания

7.13.1    При проведении испытаний определяют соответствие требованиям пунктов 1, 12 таблицы А.1 (приложение А) и 4.2.7. В качестве нагрузки допускается использовать грузы, предварительно взвешенные на весах. Погрешность средств измерения - по 7.1.13.

7.13.2    Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать указанным в ТИПА на конкретный автоподъемник.

7.13.3    Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6° ± 30'. Автоподъемник полностью раскладывают и занимают положение, обеспечивающее максимальную рабочую высоту.

7.13.4    В этом положении, принимаемом за ненагруженное, определяют максимальную рабочую высоту подъема пола люльки.

7.13.5    К центру люльки прикладывают сосредоточенную испытательную нагрузку, величина которой соответствует грузоподъемности люльки.

7.13.6    В этом положении, принимаемом за нагруженное, измеряют высоту (по полу люльки).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система стандартов пожарной безопасности АВТОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ Общие технические требования. Методы испытаний

CicTOMa стандартау пажарнай бяспем АУТАПАД'ЁМН1К1 ПАЖАРНЫЯ Агульныя тэхжчныя патрабаванж. Метады выпрабаванняу

Fire safety standards system Fire car lift

General technical requirements. Test methods

Дата введения 2018-03-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые пожарные автомобили, оборудованные специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических или коленчато-телескопических стреловых устройств с люлькой на вершине - пожарные автоподъемники (далее - автоподъемник), предназначенные для проведения спасательных работ по эвакуации людей, тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также выполнения других вспомогательных операций.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автоподъемникам и методы их испытаний.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации Сцалее - ТИПА):

ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств ТКП 424-2012 (02260) Порядок разработки и постановки продукции на производство СТБ 11.13.01-2001 Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная, специальная аварийно-спасательная техника и оборудование. Требования к цветографическим схемам, надписям, световым и звуковым сигналам транспортных средств

Правила ЕЭК ООН № 10 (05)/Пересмотр 5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

Правила ЕЭК ООН № 13 (11)/Пересмотр 8 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

Правила ЕЭК ООН № 48 (06)/Пересмотр 12 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82. ИСО 2064-80, ИСО 2106-82, ИСО 2128-76, ИСО 2177-85, ИСО 2178-82, ИСО 2360-82, ИСО 2361-82, ИСО 2819-80, ИСО 3497-76, ИСО 3543-81. ИСО 3613-80, ИСО 3882-86, ИСО 3892-80, ИСО 4516-80. ИСО 4518-80, ИСО 4522-1-85, ИСО 4522-2-85. ИСО 4524-1-85.ИСО 4524-3-85. ИСО 4524-5-85, ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

Издание официальное

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 27472-87 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования

ГОСТ 31507-2012 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 32681-2014 (ISO 20381:2009) Мобильные подъемники с рабочими платформами. Символы органов управления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТИПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году

Если ссылочные ТИПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющими (измененными) ТИПА Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    пожарный автоподъемник: Пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

3.2    базовое шасси автоподъемника: Шасси автомобиля, на котором монтируются стрелы автоподъемников.

3.3    несущая рама автоподъемника: Основание, прикрепленное к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции автоподъемника.

3.4    стрела автоподъемника: Основной элемент конструкции, обеспечивающий подъем и перемещение люльки автоподъемника в пределах рабочего поля движения.

3.5    подъемно-поворотное основание: Устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.

3.6    выносные опоры автоподъемника: Устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость автоподъемника при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.7    люлька автоподъемника: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы.

3.8    система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для ограничения хода подвески вывешенных мостов при работе на выносных опорах.

3.9    гидравлическая система (основной привод): Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования механизмов автоподъемника. регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.

3.10    механизм бокового выравнивания: Механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение.

3.11    аварийный привод автоподъемника: Система устройств, предназначенная для приведения автоподъемника из рабочего положения в транспортное в случае неисправности силовой группы гидравлической системы.

3.12    пульт управления автоподъемника: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы (люльки) и состоянием основных элементов конструкции при работе автоподъемника.

3.13    основной пульт управления автоподъемника: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.

3.14    дополнительный пульт управления автоподъемника: Пульт управления, расположенный в люльке.

3.15    ограничитель рабочего поля движения стрелы: Устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы автоподъемника за границу ее рабочего поля.

3.16    ограничитель грузоподъемности автоподъемника: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов автоподъемника в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).

3.17    счетчик моточасов автоподъемника: Устройство, фиксирующее время работы основного привода механизмов автоподъемника.

3.18    ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов автоподъемника для предотвращения соприкосновения люльки с препятствием.

3.19    высота подъема Н: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до пола люльки (см. рисунок Е.1 (приложение Е».

3.20    вылет В: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до наружного (внешнего) края пола люльки.

3.21    угол подъема стрелы автоподъемника а, °: Угол между горизонтальной плоскостью и нижним коленом стрелы.

3.22    рабочее поле движения стрелы (люльки) автоподъемника, м: Зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при ее маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

3.23    ширина опорного контура автоподъемника, м: Расстояние между вертикальными осями двух противоположных относительно продольной оси автоподъемника выносных опор.

3.24    длина опорного контура автоподъемника, м: Расстояние между вертикальными осями двух наиболее удаленных друг от друга выносных опор, расположенных по одну сторону от продольной оси автоподъемника.

3.25    поперечный угол наклона базового шасси автоподъемника Ь, °: Угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси автоподъемника.

3.26    продольный угол наклона базового шасси автоподъемника д, °: Угол между горизонтальной поверхностью и продольной осью базового шасси автоподъемника.

3.27    маневр автоподъемника: Выполнение стрелой автоподъемника определенной операции.

3.28    время маневра автоподъемника, с: Промежуток времени с момента перемещения органа управления, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент автоподъемника достиг требуемого положения.

3.29    одновременный маневр стрелой автоподъемника: Одновременное выполнение стрелой автоподъемника двух и более маневров.

3.30    полная масса автоподъемника, кг: Масса автоподъемника в полностью заправленном состоянии, укомплектованного пожарно-техническим вооружением, инструментом и запасным колесом, с боевым расчетом и водителем.

3.31    грузоподъемность автоподъемника, кг: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) автолодьемника для данного вылета.

3.32    динамическая устойчивость автоподъемника: Способность автоподъемника сохранять устойчивость во время действий личного состава боевого расчета на пожаре и при работе в качестве крана.

3.33    грузовая статическая устойчивость автоподъемника: Способность автоподъемника противодействовать силам, стремящимся его опрокинуть (силам, возникающим при действиях боевого расчета, массе груза, силам инерции, ветровой нагрузке и т. д ).

3.34    коэффициент грузовой статической устойчивости автоподъемника: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой автоподъемника, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.35    коэффициент поперечной статической устойчивости автоподъемника: Величина, определяемая зависимостью

К = b 12h,

где b - ширина колеи базового шасси автоподъемника, м;

б - высота центра массы автоподъемника в транспортном положении.

3.36    устойчивость при движении: Способность автоподъемника сохранять устойчивость и управляемость при движении на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.

3.37    прогиб стрелы автоподъемника, м: Разность по высоте расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой.

4 Технические требования

4.1    Основные параметры

4.1.1    Основные параметры автоподъемников должны соответствовать значениям, указанным в приложении А.

4.1.2    В случае комплектации автоподъемника насосом и емкостью для огнетушащих веществ следует соблюдать требования (1), [2) в части, касающейся применения указанных конструктивных элементов.

4.2    Общие требования

4.2.1    Автоподъемники должны изготавливаться в соответствии с требованиями технических условий на конкретную модель и конструкторской документации, утверхщенных в установленном порядке.

4.2.2    Конструкция автоподъемников должна соответствовать требованиям ТИПА в области обеспечения безопасности конструкций, действующих в Республике Беларусь.

4.2.3    Шасси, используемые в качестве базовых, должны иметь одобрения типа шасси.

4.2.4    В качестве главного параметра, определяющего функциональное назначение автоподъемника. используется высота подъема в метрах.

4.2.5    Пример условного обозначения автоподъемников:

-    автоподъемник высотой подъема 30 м на шасси МАЗ-5340, модель XXX (модель автоподъемника устанавливается изготовителем):

АПК-30 (5340), модель XXX;

-    автоподъемник высотой подъема 45 м. оснащенный насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси МАЗ-6312, модель XXX (модель автоподъемника устанавливается изготовителем):

АПК-45-40/4 (6312), модель XXX.

4.2.6    При движении по дорогам с различными покрытиями автоподъемники должны сохранять:

-    конструкционную прочность, исключающую нарушение целостности конструкции и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;

-    управляемость и устойчивость, обеспечивающие безопасное движение с максимально допустимой скоростью.

4.2.7    Автоподъемники должны обладать грузовой статической и динамической устойчивостью, обеспечивающей возможность безопасного проведения спасательных работ и тушения пожаров, в том числе:

-    при установке их на поверхности с уклоном до 6° включительно;

-    при работе лафетным стволом с заявленными характеристиками, но не менее 20 л/с, гребенки с пеногенераторами (если предусмотрена их установка), установленными в люльке;

-    при скорости ветра на уровне люльки не более 10 м/с.

4.2.8    Полная масса автоподъемника, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс должны соответствовать значениям, установленным для базовых шасси. Угол поперечной статической устойчивости автоподъемника должен быть не менее 30е.

4.2.9    Коэффициент грузовой статической устойчивости автоподъемника должен быть не менее 1.4 при отсутствии дополнительных нагрузок (силы инерции, реакции струи, ветровой нагрузки), а при их наличии - не менее 1,15.

4.2.10    Автоподъемники должны иметь аварийный привод, позволяющий привести их из рабочего положения в транспортное в случае отказа основного привода.

4.2.11    Регулирование скорости движения люльки со всех пультов управления должно быть плавным (бесступенчатым).

4.2.12    Среднее давление на грунт основанием выдвижной опоры или специальной подкладки должно быть не более 0.6 МПа.

4.2.13    Конструкция автоподъемника должна предусматривать работу при установке опор с одной стороны без их выдвигания, при наклоне стрелы в сторону, в которую опоры выдвинуты полностью (для автоподъемников, у которых конструкция стрелы исключает создание опрокидывающего момента от ее собственной массы, направленного в сторону невыдвинутых опор).

4.2.14    Автоподъемники должны быть оборудованы механизмом управления двигателем, который обеспечивает запуск, остановку и регулировку числа оборотов коленчатого вала двигателя. Органы управления двигателем должны размещаться на основном пульте управления.

4.2.15    Автоподъемники могут оснащаться устройствами для крепления специальных средств спасения с высоты.

4.2.16    Показатели профильной проходимости должны соответствовать техническим условиям на конкретную модель. В отдельных случаях, по согласованию с изготовителем базового шасси и заказчиком, показатели профильной проходимости могут быть изменены.

4.2.17    Максимальная скорость автоподъемников должна быть не менее 80 км/ч. Время разгона до максимальной скорости - не более чем у базового шасси.

4.2.18    Технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности - по Правилам ЕЭК ООН № 13 (11).

На шасси, оборудованных пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее подключение внешнего источника сжатого воздуха (возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания) и его удобное отключение (например, автоматическое). При отсутствии такого устройства падение давления в пневматической тормозной системе, превышающее 60 % от номинального за сутки, не допускается.

4.2.19    Автоподъемники должны быть оборудованы световозвращателями согласно Правилам ЕЭК ООН № 48 (06).

4.2.20    Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу автоподъемника в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.

4.2.21    Автоподъемники должны иметь систему выравнивания, обеспечивающую горизонтальность люльки при любом ее положении и горизонтальность ступеней лестницы, расположенной вдоль стрелы (при ее наличии). При этом отклонение от горизонтальности пола люльки должно быть не более 3°, а ступеней - не более 2°.

4.2.22    Усилия на органах управления должны быть:

-    на органах управления рабочим оборудованием, используемым в каждом рабочем цикле, не более: 60 Н - для рычагов, маховиков управления и штурвалов. 120 Н - для педалей;

-    органах управления, используемых не более пяти раз в смену, не более: 200 Н - для рычагов, маховиков управления и штурвалов. 300 Н - для педалей;

-    маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа (или страгивания при открытии) - не более 450 Н.

4.2.23    Автоподъемники должны быть снабжены счетчиками моточасов работы привода надстройки, который должен автоматически включаться с включением коробки отбора мощности.

4.2.24    Автоподъемники должны изготавливаться в климатических исполнениях У или Т, категории 1 по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающей среды от -40 °С до +40 °С. По требованию заказчика возможно изготовление автоподъемника для использования при более широком диапазоне температур.

4.2.25    Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме автоподъемника.

4.2.26    Цветографическая схема окраски автоподъемников и установка специальных световых и звуковых сигналов - согласно СТБ 11.13.01.

4.2.27    Выбор покрытий поручней и ручек замков отсеков платформы автоподъемника следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 9.303.

4.2.28    Наружные поверхности автоподъемников должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса по ГОСТ 9.032. Группа условий эксплуатации У1 (если другая не предусмотрена в технических условиях на конкретную модель) - по ГОСТ 9 104.

4.2.29    Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации - в соответствии с 4.2.28.

4.2.30    Все масленки, установленные на автоподъемнике, кроме масленок базового шасси, должны быть окрашены в желтый цвет, или около них должна быть маркировка в виде окружности желтого цвета диаметром 10-15 мм.

4.2.31    Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.

4.2.32    Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации автоподъемника, не должен превышать значения, установленные Правилами ЕЭК ООН № 10 (05).

4.2.33    По условиям компоновки автоподъемника допускается перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси, не ухудшающий работы его двигателя, по согласованию с изготовителем базового шасси.

4.2.34    Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям автоподъемников, должны быть указаны в ТИПА на них.

4.3 Требования к стреле

4.3.1    Стрела должна состоять из отдельных колен, соединенных между собой телескопически и (или) шарнирно. Система выдвигания (сдвигания) и (или) раскладывания (складывания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке - надежно удерживать колена относительно друг друга.

4.3.2    На вершине нижнего колена стрелы должно быть предусмотрено устройство для крепления грузового каната при работе автоподъемника в качестве крана.

4.3.3    По требованию заказчика стрела автоподъемника может быть дополнительно снабжена лестницей. При этом:

-размер между боковыми фермами должен быть не менее 410мм, высота ферм по верхнему стержню (поручню) - не менее 300 мм;

-    ступени лестницы должны иметь покрытие или накладки, препятствующие скольжению. Расстояние между ступенями (шаг) - (300 ± 20) мм.

4.3.4    Стрела автоподъемника должна иметь водопенные коммуникации, обеспечивающие подачу огнетушащих веществ в соответствии с 4.2.7 и снабженные сливным краном диаметром не менее 50 мм для полного слива огнетушащих веществ из водопенных коммуникаций.

4.4    Требования к пульту управления и рабочему месту оператора

4.4.1    Основной пульт управления должен быть расположен на поворотном основании с левой стороны по ходу движения автоподъемника.

4.4.2    На основном пульте управления должны находиться:

-    органы управления двигателем;

-    органы управления движениями люльки (подъем, поворот, опускание);

-    орган аварийного останова люльки;

-    специальный выключатель для восстановления электрической цепи после срабатывания блокировок;

-    приборы контроля за работой и состоянием системы привода;

-    приборы световой и звуковой сигнализации;

-    средства связи;

-    приборы освещения органов управления, обеспечивающие величину освещенности не менее 30 лк по ГОСТ 27472.

4.4.3    Органы управления блокировкой упругой подвески и выносными опорами должны располагаться на задней панели платформы шасси, при этом в процессе установки автоподъемника на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления в другом месте, если при этом не ухудшаются условия работы оператора.

4.4.4    Автоподъемники должны быть оборудованы указателями (контрольными приборами):

-    высоты подъема и вылета стрелы, комплекта колен, люльки;

-    поперечного угла наклона стрелы;

-    угла наклона нижнего колена стрелы;

-    перегрузки.

4.4.5    Указатели (контрольные приборы) высоты подъема люльки и вылета люльки должны быть скомпонованы в едином блоке, хорошо видимом с рабочего места оператора, и иметь погрешность показаний не более 5 %.

4.4.6    Автоподъемники с высотой подъема люльки более 22 м дополнительно должны оборудоваться указателем горизонтальности (уровнем) поворотного основания, хорошо видимым с рабочего места оператора.

4.4.7    В люльке должен быть установлен дополнительный пульт управления движениями люльки (подъем, поворот, опускание), при управлении с которого исключается возможность управления с основного пульта управления.

4.4.8    Органы управления движениями люльки должны давать возможность выполнения одновременно не менее двух маневров.

4.4.9    Органы управления должны быть с автоматическим возвратом в исходное положение и выполнены во влагопылезащищенном исполнении.

4.4.10    Выключатели аварийного останова должны располагаться выше других выключателей и быть красного цвета.

4.4.11    По требованию заказчика включение аварийного привода может осуществляться также из люльки.

4.5 Требования к платформе

4.5.1    Конструкция неповоротной части платформы должна предусматривать удобство обслуживания агрегатов и механизмов автоподъемника и содержать отсеки для размещения пожарно-технического вооружения и принадлежностей в соответствии с 4.11.

4.5.2    Отсеки для размещения пожарно-технического вооружения и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания.

4.5.3    Пол платформы и люльки должен обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению.

4.5.4    Конструкция элементов крепления платформы к раме шасси должна предусматривать удобство обслуживания и ремонта элементов крепления, а также обеспечивать прочность и надежность креплений и исключать возможность их ослабления.

4.5.5    Уровень освещенности отсеков должен быть не менее 10 лк.

4.5.6    Конструкция отсеков должна исключать попадание в них воды и пыли и соответствовать степени защиты IP 45 по ГОСТ 14254

4.5.7    Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм от уровня земли как в транспортном положении, так и при полностью выдвинутых опорах.

Подножки должны обладать коррозионной стойкостью, а их опорная поверхность должна препятствовать скольжению - иметь рифление высотой от 1 до 2.5 мм.

4.6 Требования к люльке

4.6.1    Люлька должна иметь ограждение, образованное двумя рядами поручней на высоте (1,1 ±0.1)м и (0.5 ± 0,1) м. По всему периметру пола люльки должно быть установлено защитное ограждение высотой не менее 0.1 м.

4.6.2    Площадь пола люльки для автоподъемников с высотой подъема до 22 м должна быть не менее 1.4 м2; от 22 до 31 м - не менее 2.0 м:; более 31 м - не менее 2.5 м2.

4.6.3    Люлька должна быть оборудована одной одностворчатой дверкой с замком или более, открываемой изнутри и снаружи, и (или) откидными поручнями. Ширина дверного проема должна быть не менее 500 мм.

4.6.4    Люлька должна быть оборудована механизмом поворота, обеспечивающим ее поворот в горизонтальной плоскости в пределах не менее ±30°.

4.6.5    Люлька должна быть оборудована ограничителем лобового удара.

4.6.6    В люльке и (или) на вершине стрелы должна быть предусмотрена возможность для установки лафетного ствола и (или) леногенераторов в соответствии с 4.2.7.