Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

300.00 ₽

Купить СТ ССФЖТ ЦТ 019-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на:

- магистральные, маневровые тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, поставляемые на железные дороги Российской Федерации; промышленные тепловозы (имеющие выход на пути федерального железнодорожного транспорта) при ширине колеи 1520 мм;

- магистральные и маневровые тепловозы, дизель-поезда при ширине колеи 1067 мм, поставляемые на железные дороги Российской Федерации.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Основные положения

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Объект испытаний

4. Требования безопасности труда и охраны окружающей среды

II. Методика испытаний по определению уровней звука и звукового давления

5. Проверяемые и измеряемые показатели

6. Условия проведения испытаний

7. Средства и погрешность измерений

8. Порядок проведения испытаний

9. Обработка результатов измерений

10. Оценка полученных результатов испытаний

11. Оформление результатов испытаний

III. Методика испытаний по определению уровня внешнего шума (звука)

12. Проверяемые и измеряемые показатели

13. Условия проведения испытаний

14. Средства и погрешность измерений

15. Порядок проведения испытаний

16. Обработка результатов измерений

17. Оценка полученных результатов испытаний

18. Оформление результатов испытаний

IV. Методика испытаний по определению уровней вибрации

19. Проверяемые и измеряемые показатели

20. Условия проведения испытаний

21. Средства и погрешность измерений

22. Порядок проведения испытаний

23. Обработка результатов измерений

24. Оценка полученных результатов испытаний

25. Оформление результатов испытаний

    Приложение А. Определение среднего уровня звука и средних октавных уровней звукового давления при постоянном шуме

Приложение Б. Расчет эквивалентного уровня звука прерывистого шума при измерениях шумомером

Приложение В. Расчет эквивалентного уровня звука колеблющегося во времени шума

Приложение Г. Библиография

Лист регистрации изменений

 
Дата введения10.06.2000
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.06.2000УтвержденМПС РоссииМ-1632у
РазработанВНИИЖГ
РазработанГУП ВНИИЖТ МПС России
РазработанГУП ВНИТИ МПС России
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

СТ ССФЖТ ЦТ 019-99

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ЛОКОМОТИВЫ И МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Типовая методика испытаний по определению
уровней: звука и звукового давления,
внешнего шума (звука) и вибрации (средних
квадратических значений виброускорений)

Москва

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России), Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены МПС России (ВНИИЖГ) и Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС России (ГУП ВНИИЖТ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Пузанов В.А., к.т.н.; Рогозин В.Н.; Ефименко О.Э.; Рыбалов А.А., к.т.н.; Кидалинский В.Л., к.т.н.; Сидун И.Н.; Пирогова Л.В.; Школьников Б.И., к.м.н.; Лосавио Н.Г., к.т.н.; Береснева Т.Г.; Лексин А.Г.; Игнатьев М.А.; Иванов В.К.

ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от «5» июня 2000 г. № М-1632у

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

I. Основные положения. 2

1. Область применения. 2

2. Нормативные ссылки. 3

3. Объект испытаний. 3

4. Требования безопасности и охраны окружающей среды.. 3

II. Методика испытания по определению уровней звука и звукового давления. 3

5. Проверяемые и измеряемые показатели. 3

6. Условия проведения испытаний. 4

7. Средства и погрешность измерений. 4

8. Порядок проведения испытаний. 4

9. Обработка результатов измерений. 5

10. Оценка полученных результатов испытаний. 5

11. Оформление результатов испытаний. 5

III. Методика испытаний по определению уровня внешнего шума (звука) 5

12. Проверяемые и измеряемые показатели. 5

13. Условия проведения испытаний. 5

14. Средства и погрешность измерений. 6

15. Порядок проведения испытаний. 6

16. Обработка результатов измерений. 6

17. Оценка полученных результатов испытаний. 6

18. Оформление результатов испытаний. 6

IY. Методика испытаний по определению уровней вибрации. 7

19. Проверяемые и измеряемые показатели. 7

20. Условия проведения испытании. 7

21. Средства и погрешность измерений. 7

22. Порядок проведения испытаний. 8

23. Обработка результатов измерений. 9

24. Оценка полученных результатов испытаний. 9

25. Оформление результатов испытаний. 9

Приложение А (обязательное) Определение среднего уровня звука и средних октавных уровней звукового давления при постоянном шуме. 9

Приложение Б (обязательное) Расчет эквивалентного уровня звука прерывистого шума при измерениях шумомером (шум в ступени - постоянный) 10

Приложение В (обязательное) Расчет эквивалентного уровня звука колеблющегося во времени шума (продолжительность измерения 30 мин) 10

Приложение Г (рекомендуемое) Библиография. 13

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Локомотивы и моторвагонный подвижной состав федерального и
промышленного железнодорожного транспорта

Типовая методика испытаний по определению уровней: звука и звукового
давления, внешнего шума (звука) и вибрации (средних квадратических
значений виброускорений)

Дата введения 2000.06.10

I. Основные положения

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на:

- магистральные, маневровые тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, поставляемые на железные дороги Российской Федерации; промышленные тепловозы (имеющие выход на пути федерального железнодорожного транспорта) при ширине колеи 1520 мм;

- магистральные и маневровые тепловозы, дизель-поезда при ширине колеи 1067 мм, поставляемые на железные дороги Российской Федерации.

Далее в настоящем стандарте перечисленные объекты называют «локомотивы и моторвагонный подвижной состав (МВПС)».

Настоящий стандарт применяют при проведении сертификации локомотивов и МВПС в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).

Настоящая методика является обязательной при проведении сертификационных испытаний локомотивов и МВПС.

Данная методика по приведенным показателям может также применяться при приемочных и других испытаниях.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.4.012-83 ССБТ. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 27259-87 Машины землеройные. Сиденье оператора. Передаваемая вибрация

ГОСТ Р 50951-96 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений

3. Объект испытаний

3.1. Объектами испытаний являются кабина локомотив или МВПС.

3.2. Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).

3.3. Испытываемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами, принят в установленном порядке ОТК завода-изготовителя и представителем приемки заказчика на предприятии (при его наличии). Колеса должны соответствовать требованиям к колесным парам по Инструкции ЦТ/329 [1].

4. Требования безопасности и охраны окружающей среды

4.1. За безопасность испытателей несет ответственность руководитель испытаний.

4.2. Участники испытаний до их начала проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок, виды обучения, организация инструктажа участвующих в работах по подготовке и проведению испытаний - в соответствии с ГОСТ 12.0.004.

4.3. На путях федерального железнодорожного транспорта выполняют требования Правил ЦРБ/162 [2], Инструкции по эксплуатации испытываемого локомотива или МВПС и инструктивных указаний МПС России, определяющих порядок работы и безопасность на железнодорожном транспорте.

II. Методика испытания по определению уровней звука и звукового давления

5. Проверяемые и измеряемые показатели

5.1. Проверяемые показатели:

5.1.1. Уровни звука LA, Lэкв, дБА.

5.1.2. Уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000.

5.2. Измеряемые показатели:

- скорость движения испытываемого объекта по штатным измерительным приборам, км/ч;

- нагрузку дизеля тепловоза и потребляемую мощность электровоза по штатным измерительным приборам, кВт;

- скорость движения воздуха в кабине на уровне 1500 мм от пола кабины, м/с;

- температуру воздуха в кабине, °C.

6. Условия проведения испытаний

6.1. Испытания проводят при движении со скоростью равной 2/3 конструкционной ± 5 км/ч и мощности локомотива равной 2/3 номинальной ± 10 %.

6.2. Измерения проводят на бесстыковых участках пути с железобетонными шпалами в количестве 1840 шт/км, на щебеночном основании. Допускается проведение измерений на звеньевом пути с деревянными шпалами. Рельсы должны быть типа Р50 или тяжелее без волнообразного износа. Участок пути не должен иметь кривых радиусом менее 1000 м, стрелочных переводов, подъемов или уклонов больше 5 ‰. Он не должен проходить по мостам, в тоннелях, ближе 50 м от строений, в глубокой выемке, через лес. Состояние пути должно соответствовать оценке «Хорошо».

6.3. Окна и двери кабины должны быть закрыты.

6.4. Система обеспечения микроклимата должна функционировать в штатном режиме.

6.5. В кабине, кроме обслуживающего персонала, допускается присутствие не более двух испытателей.

6.6. Не допускается проведение испытаний:

- при наличии посторонних источников шума (прохождение подвижного состава, помехи, радиопереговоры и звуковые сигналы);

- при неблагоприятных атмосферных условиях (снегопад, дождь, град и т.п.).

7. Средства и погрешность измерений

7.1. Измерения уровней звука и звукового давления проводят аппаратурой не ниже 1 класса точности по ГОСТ 17187 и ГОСТ 17168 с основной погрешностью ± 0,7 дБ.

7.2. Средства измерения уровней звука и звукового давления должны быть внесены в Государственный реестр измерительной техники и иметь действующие свидетельства о поверке.

8. Порядок проведения испытаний

8.1. Перед началом испытаний проверяют готовность приборов к работе, включая калибровку измерительного тракта, и проверяют соблюдение условий раздела 6.

8.2. Испытываемый объект приводят в рабочее состояние.

8.3. Измерительный микрофон, главная ось которого должна быть направлена вниз, устанавливают в центре кабины машиниста на высоте 1,2 - 1,6 м от уровня пола кабины.

8.4. Определяют характер шума в дБА во времени.

8.5. Измерения постоянного шума проводят не менее 3-х раз последовательно в дБА и в каждой октавной полосе в режиме «медленно».

8.6. Измерения непостоянного колеблющегося во времени шума

8.6.1. При проведении измерений эквивалентных уровней звука колеблющегося во времени шума для определения эквивалентного (по энергии) уровня звука переключатель временной характеристики прибора устанавливают в положение «медленно». Значения уровней звука принимают по показаниям прибора в момент отсчета.

8.6.2. При проведении измерений максимальных уровней звука колеблющегося во времени шума переключатель временной характеристики прибора устанавливают в положение «медленно». Значения уровней звука снимают в момент максимального показания прибора.

8.6.3. Интервалы отсчета уровней звука колеблющегося во времени шума при измерениях эквивалентного уровня продолжительностью 30 мин составляют 5 - 6 с при общем числе отсчетов 360.

8.6.4. При проведении измерений эквивалентных уровней звука непостоянного прерывистого шума переключатель временной характеристики прибора устанавливают в положение «медленно», измеряют уровни звука и продолжительность каждой ступени.

9. Обработка результатов измерений

9.1. Средний уровень звука и средние октавные уровни звукового давления при постоянном шуме в каждой точке определяют в соответствии с приложением А.

9.2. За максимальный уровень звука при проведении измерений шумомерами принимают наибольшее значение уровня звука за период измерения.

9.3. Эквивалентные уровни звука прерывистого шума в каждой точке при измерениях шумомером со стрелочной или цифровой индикацией определяют в соответствии с приложением Б.

9.4. Эквивалентные уровни звука колеблющегося во времени шума при измерениях шумомером со стрелочной или цифровой индикацией в течение 30 мин в каждой точке определяют в соответствии с приложением В.

10. Оценка полученных результатов испытаний

Уровни звука и звукового давления оценивают как неудовлетворительные, если один из показателей превышает нормативное значение, дБ; дБА.

Объект по сертификационному показателю оценивают как несоответствующий требованию нормативного документа, если уровни звука и звукового давления оценены как неудовлетворительные.

11. Оформление результатов испытаний

По результатам испытаний оформляют протоколы по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.

III. Методика испытаний по определению уровня внешнего шума (звука)

12. Проверяемые и измеряемые показатели

12.1. При испытаниях проверяют уровень шума (звука) в дБА.

12.2. В процессе испытаний измеряют:

- максимальный уровень внешнего шума (звука) при движении локомотива, Lаmax, дБА, при временной характеристике шумомера F «быстро» по ГОСТ 17187;

- уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц: 500, 1000, 2000 при работе локомотива на стоянке.

13. Условия проведения испытаний

13.1. Испытания магистрального локомотива проводят при движении со скоростью равной 2/3 конструкционной ± 5 км/ч и при реализации 2/3 номинальной мощности по ГОСТ Р 50951.

13.2. Испытания маневрового локомотива проводят со скоростью (20 ± 5) км/ч и реализации не менее 1/2 номинальной мощности.

13.3. Измерения внешнего шума (звука) на стоянке проводят при работе дизеля тепловоза на холостом ходу и вспомогательных машин.

13.4. Место испытаний должно быть таким, чтобы его акустическая окружающая среда обеспечивала свободное распространение шума (звука) ± 1 дБА, т.е. при удвоении расстояния от источника шума (звука) уровень шума (звука) уменьшается на 6 дБА.

13.5. Микрофон размещают с обеих сторон испытываемого объекта на расстоянии 25 м от продольной оси пути.

13.6. Не допускается нахождение людей между микрофоном и источником шума.

13.7. Измерения не проводят во время выпадения атмосферных осадков, при температуре воздуха ниже минус 10 °C и скорости ветра более 5 м/с.

13.8. Измерительный микрофон должен быть оборудован специально предназначенным ветрозащитным устройством.

13.9. Во время проведения испытаний уровень шума (звука), исходящий от других средств транспорта, зданий, ветра, помех, должен быть ниже уровня шума (звука) испытываемого объекта. Разница между ними должна составлять не менее 10 дБА.

13.10. Измерения проводят на бесстыковых участках пути с железобетонными шпалами в количестве 1840 шт/км, на щебеночном основании. Рельсы должны быть типа Р50 или тяжелее без волнообразного износа. Допускается проведение измерений на звеньевом пути с деревянными шпалами. Участок пути не должен иметь кривых радиусом менее 1000 м, стрелочных переводов, подъемов или уклонов больше 5 ‰. Он не должен проходить по мостам, в тоннелях, через лес, ближе 75 м от строений, в глубокой выемке. Состояние пути должно соответствовать оценке «Хорошо».

14. Средства и погрешность измерений

14.1. При измерениях уровня внешнего шума (звука) применяют следующие приборы:

- шумомер не ниже 1 класса по ГОСТ 17187;

- прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения от 1 до 10 м/с, погрешность измерения ± 0,5 м/с);

- фильтры для измерения шумовых спектров по ГОСТ 17168.

14.2. Измерения уровня внешнего шума (звука) проводят аппаратурой не ниже 1 класса точности по ГОСТ 17187 и ГОСТ 17168 с основной погрешностью ± 0,7 дБ.

14.3. Средства измерений уровня внешнего шума (звука) должны быть внесены в Государственный реестр измерительной техники и иметь действующие свидетельства о поверке.

15. Порядок проведения испытаний

15.1. Перед началом испытаний проверяют готовность приборов к работе, включая калибровку измерительного тракта, и проверяют соблюдение условий раздела 13.

15.2. Испытываемый объект приводят в рабочее состояние.

15.3. При измерении уровня внешнего шума (звука) во время движения испытываемого объекта определяют и регистрируют наибольший уровень шума (звука), дБА.

15.4. При измерении шума (звука) на стоянке испытываемого объекта определяют среднее значение наблюдаемых колебаний уровня.

15.5. Во время испытаний при каждом расположении микрофона и каждом режиме работы проводят три измерения.

Если результаты трех измерений, проведенных при одинаковых условиях, отличаются более чем на 3 дБА, то измерения повторяют.

16. Обработка результатов измерений

Усреднение результатов измерений производят в соответствии с приложением А.

17. Оценка полученных результатов испытаний

Уровень шума (звука) оценивают как неудовлетворительный, если показатель превышает нормативное значение, дБА.

Объект по сертификационному показателю оценивают как несоответствующий требованию нормативного документа, если уровень шума (звука) оценен как неудовлетворительный.

18. Оформление результатов испытаний

По результатам испытаний оформляют протоколы по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.

IY. Методика испытаний по определению уровней вибрации

19. Проверяемые и измеряемые показатели

19.1. При испытаниях, проверяют средние квадратические значения виброускорения, а, м · с-2, или их логарифмические уровни, дБ, относительно опорного значения 10-6 м · с2 по осям ортогональной системы координат Хо, Yо и Zо в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц: 0,8; 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63 и 80 на рабочих местах локомотивной бригады.

19.2. В процессе испытаний измеряют следующие показатели:

- скорость движения испытываемого объекта по штатному измерительному прибору, км/ч;

- нагрузку дизеля тепловоза и потребляемую мощность электровоза по штатным измерительным приборам, кВт;

- температуру воздуха в кабине, °C.

20. Условия проведения испытании

20.1. Испытания проводят на различной скорости движения объекта повышая ее до конструкционной с шагом 20 ± 5 км/ч при реализации 2/3 мощности локомотива ± 10 %. При невозможности практической реализации указанной мощности измерения проводят при ближайшем ее значении.

20.2. Техническое состояние участков пути должно соответствовать оценке «Хорошо» по методам контроля, принятым на железнодорожном транспорте и обеспечивать движение испытываемых объектов с конструкционной скоростью.

Испытания проводят на прямых участках, как правило, бесстыкового пути с железобетонными шпалами.

Допускается проведение испытаний на звеньевом пути с деревянными шпалами.

Конструкция магистрального железнодорожного пути должна удовлетворять следующим требованиям:

- балласт щебеночный толщиной под шпалой не менее 25 см;

- рельсы типа Р50 или тяжелее длиной не менее 25 м;

- эпюра шпал не менее 1840 шт./км.

Участок пути не должен иметь кривых радиусом менее 1000 м, стрелочных переводов, подъемов или уклонов больше 5 ‰, проходить по мостам, в тоннелях.

20.3. В кабине, кроме обслуживающего персонала, допускается присутствие не более двух испытателей.

20.4. Система обеспечения микроклимата должна функционировать в штатном режиме.

20.5. Не допускается проведение испытаний при наличии помех, включая прохождение подвижного состава, перемещении людей в оцениваемом помещении, открывании и закрывании дверей.

20.6. Испытания проводят со штатным креслом и полом кабины без дополнительных покрытий и приспособлений.

21. Средства и погрешность измерений

21.1. Средства измерений вибрации должны быть внесены в Государственный реестр измерительной техники и иметь действующие свидетельства о поверке.

21.2. Измерения вибрации проводят одноканальной или многоканальной аппаратурой, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 12.4.012 с основной погрешностью ± 1 дБ.

Предпочтение отдается анализаторам спектров вибрации с параллельной регистрацией сигналов в нормируемом диапазоне частот по всем амплитудно-зависимым характеристикам и емкой энергонезависимой памятью или другим компьютерным комплексам.

21.3. Допускается при измерениях использовать одноканальные и многоканальные регистрирующие устройства точной магнитной записи, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 12.4.012, для последующей обработки и анализа полученных результатов в стационарных условиях.

22. Порядок проведения испытаний

22.1. Перед началом измерений проверяют готовность прибора к работе в соответствии с его паспортом и калибровку каждого виброизмерительного тракта с помощью стандартного сигнала от внешнего виброкалибратора и проверяют соблюдение условий раздела 20.

По окончании измерений проводят повторную калибровку.

Результаты измерений не учитывают, если результаты повторной калибровки отличаются от первичной.

Допускается внутренняя электрическая калибровка измерительного прибора в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

22.2. Виброизмерительные приборы располагают так, чтобы обеспечить защиту от акустических и электромагнитных помех.

Эксплуатацию приборов осуществляют в соответствии с заводской инструкцией.

22.3. Точки измерений - на:

- сидении кресла машиниста и его помощника в головной кабине;

- полу у основания кресел в головной кабине.

22.4. Измерения общей вибрации в каждой точке осуществляют по трем направлениям ее действия вдоль осей ортогональной системы координат относительно оси движения испытываемого объекта - Хо, Yо, Zо в головной кабине с сидящим в кресле машинистом (его помощником) массой 80 ± 10 кг.

Поза сидящего машиниста (его помощника) должна быть свободной без опирания на подлокотники и спинку кресла. Промежуточную стальную плиту диаметром 300 мм, толщиной 4 - 5 мм, со стальным кубиком размером 30´30´30 мм и отверстиями в трех осях с резьбой М5 под шпильку для крепления вибропреобразователя располагают между сиденьем кресла и машинистом (его помощником).

Рекомендуется использовать промежуточную плиту с трехкомпонентным вибропреобразователем по ГОСТ 27259.

22.5. При измерении общей вибрации на полу применяют промежуточную стальную плиту диаметром 80 мм, толщиной 30 мм, на трех конических ножках высотой 20 мм, со стальным кубиком размером 30´30´30 мм и отверстиями в двух осях с резьбой М5 под шпильку для крепления вибропреобразователя. Плиту размещают непосредственно на полу без дополнительной нагрузки.

22.6. Вибропреобразователь можно крепить также с помощью магнита или мастики. Общая масса вибропреобразователя с магнитом не должна превышать 200 г. Жесткость крепления вибропреобразователя должна быть такой, чтобы собственная частота колебаний крепления с вибропреобразователем была не менее 200 Гц.

22.7. Испытываемый объект приводят в рабочее состояние.

22.8. Измерения проводят непрерывно или через равные промежутки времени (дискретно).

22.8.1. При непрерывном измерении спектров длительность измерения должна быть не менее 200 с. Допускается разбивать 200 с на отрезки продолжительностью не менее 30 с.

22.8.2. При дискретном измерении спектров интервал между снятием (фиксацией) отсчетов должен быть не менее времени усреднения прибора. При неавтоматизированных измерениях интервал между отсчетами должен быть для полосы частот в диапазоне от 0,7 до 5,6 Гц не менее 30 с, в диапазоне от 5,6 до 22,4 Гц - не менее 3 с и свыше 22,4 Гц - не менее 2 с. Отсчет производят в конце выбранного интервала. При использовании приборов со стрелочной или цифровой индикацией показания фиксируют в момент отсчета независимо от поведения стрелки (ее движения) или цифровой индикации (смены показаний), не проводя визуального усреднения показаний.

Для обеспечения требуемой точности результатов дискретные измерения производят не менее 10 раз.

23. Обработка результатов измерений

В качестве результата измерений принимают среднее квадратическое значение параметра вибрации в третьоктавной полосе, Uk, определяемое по формуле:

                                                          (1)

где Uik - значение параметра вибрации в k третьоктавной полосе при 1-м наблюдении;

n - число наблюдений.

24. Оценка полученных результатов испытаний

Средние квадратические значения виброускорения или их логарифмические уровни оценивают как неудовлетворительные, если один из показателей превышает нормативное значение, м · с-2; дБ.

Объект по сертификационному показателю оценивают как несоответствующий требованию нормативного документа, если уровни вибрации оценены как неудовлетворительные.

25. Оформление результатов испытаний

По результатам испытаний оформляют протоколы по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.

Приложение А
(обязательное)

Определение среднего уровня звука и средних октавных уровней звукового давления при постоянном шуме

Средний уровень звука LAср, дБА, вычисляют по формуле:

где LAi - измеренные уровни звука, дБА;

i = 1, 2, ..., n, где n - количество измерений в точке;

 - суммарный уровень звука, дБА.

Средний октавный уровень звукового давления Lcp, дБ, вычисляют по формуле:

где Li - измеренные октавные уровни звукового давления, дБА;

i = 1, 2, ..., n, где п - количество измерений в точке;

 - суммарный октавный уровень звукового давления, дБ.

Суммарный уровень звука или суммарный уровень звукового давления можно вычислить также с помощью таблицы А.1.

Таблица А.1

Разность двух складываемых уровней

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

20

Добавка, к более высокому уровню

3,0

2,5

2,0

1,8

1,5

1,2

1,0

0,8

0,6

0,5

0,4

0,2

0

Сложение уровней звука или звукового давления производят в следующем порядке:

1) определяют разность двух складываемых уровней;

2) определяют добавку к более высокому уровню по таблице А.1;

3) прибавляют добавку к более высокому уровню;

4) аналогичные действия производят с полученной суммой и третьим уровнем и т.д. Полученный суммарный уровень будет искомым уровнем звука или октавным уровнем звукового давления.

Если разность между наибольшим и наименьшим измеренными уровнями не превышает 3 дБ, то среднее значение измеренных уровней, LAср, Lcp. определяют как их среднее арифметическое значение.

Приложение Б
(обязательное)

Расчет эквивалентного уровня звука прерывистого шума при измерениях шумомером (шум в ступени - постоянный)

Расчет эквивалентного уровня звука, дБА (уровня звукового давления, дБ) проводят в следующей последовательности:

1. Определяют поправки DLAi, дБА, DLi, дБ, к значениям измеренных уровней звука LAi или октавных уровней звукового давления Li в зависимости от продолжительности ступеней шума по таблице Б.1.

Таблица Б.1

Продолжительность ступени прерывистого шума, мин

480

420

360

300

240

180

120

60

30

15

6

Поправка

DLАi, дБА

0

0,6

1,2

2,0

3,0

4,2

6,0

9,0

12,0

15,1

19,0

DLi, дБ

2. Вычисляют разности LAi - DLAi, Li - DLi для каждой ступени шума.

3. Полученные разности энергетически суммируют в соответствии с таблицей В.3 приложения В. Полученный суммарный уровень будет искомым эквивалентным уровнем звука или уровнем звукового давления.

Приложение В
(обязательное)

Расчет эквивалентного уровня звука колеблющегося во времени шума (продолжительность измерения 30 мин)

Расчет производят в следующей последовательности:

1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы, дБА: от 38 до 42; от 43 до 47; от 48 до 52; от 53 до 57; от 58 до 62; от 63 до 67; от 68 до 72; от 73 до 77; от 78 до 82; от 83 до 87; от 88 до 92; от 93 до 97; от 98 до 102; от 103 до 107; от 108 до 112; от 113 до 117; от 118 до 122.

2. Измеряемые уровни звука распределяют по интервалам, определяют число отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Результаты отсчетов заносят в графы 2 и 3 таблицы В.1.

3. По таблице В.2 определяют частные индексы в зависимости от интервала и числа отсчетов в данном интервале уровней звука. Полученные значения заносят в графу 4 таблицы В.1.

4. Частные индексы из графы 4 суммируют и результат заносят в графу 5 таблицы В.1.

5. Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, определяют по формуле:

LAэкв = 30 + DLAi,

где DLAi - поправка, дБА, определяемая по таблице В.3 в зависимости от величины суммарного индекса.

Таблица В.1 - Колеблющийся во времени шум (продолжительность измерения 30 мин)

Интервалы уровней звука, дБА

Отметки отсчетов уровней звука в интервале

Число отсчетов уровней звука в интервале

Частные индексы

Суммарный индекс

1

2

3

4

5

От 38 до 42

От 43 до 47

От 48 до 52

От 53 до 57

От 58 до 62

От 63 до 67

От 68 до 72

От 73 до 77

От 78 до 82

От 83 до 87

От 88 до 92

От 93 до 97

От 98 до 102

От 103 до 107

От 108 до 112

От 113 до 117

От 118 до 122

 

DLA =

дБА

LАкв =

дБА

Таблица В.2

Число отсчетов уровней звука в интервале

Интервалы уровней звука, дБА

от 38 до 42

от 43 до 47

от 48 до 52

от 53 до 57

от 58 до 62

от 63 до 67

от 68 до 72

от 73 до 77

от 78 до 82

от 83 до 87

Частные индексы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

0

0

0

1

3

9

28

88

278

878

2

0

0

1

2

6

18

56

176

556

1760

3

0

0

1

3

8

26

83

284

833

2640

4

0

0

1

4

11

35

111

350

1110

3500

5

0

0

1

4

14

44

138

439

1380

4390

6

0

1

2

5

17

52

166

527

1660

5270

7

0

1

2

6

19

61

194

615

1940

6150

8

0

1

2

7

22

70

222

703

2220

7030

9

0

1

3

8

25

79

250

790

2500

7900

10

0

1

3

9

28

88

278

880

2780

8800

11 - 12

0

1

3

10

33

105

330

1050

3300

10500

13 - 14

0

1

4

12

39

123

389

1230

3890

12300

15 - 16

0

1

4

14

44

141

444

1410

4440

14100

17 - 18

1

2

5

16

50

158

500

1580

5000

15800

19 - 20

1

2

6

18

56

176

560

1760

5600

17600

21 - 23

1

2

6

20

64

202

639

2020

6390

20200

24 - 26

1

2

7

23

72

228

722

2280

7220

22800

27 - 30

1

3

8

26

83

263

833

2630

8330

26300

31 - 34

1

3

9

30

94

299

944

2990

9440

29900

35 - 39

1

3

11

34

108

343

1080

3430

10800

34300

40 - 44

1

4

12

39

122

387

1220

3870

12200

38700

45 - 49

1

4

14

43

136

430

1360

400

13600

48000

50 - 56

2

5

16

49

156

492

1560

4920

15600

49200

57 - 63

2

6

17

55

175

553

1750

5530

17500

55300

64 - 70

2

6

19

61

194

615

1940

6150

19400

61500

71 - 80

2

7

22

70

222

703

2220

7030

22200

70300

81 - 90

3

8

25

79

250

790

2500

7900

25000

79000

91 - 100

3

9

28

88

278

878

2780

8780

27800

87800

101 - 115

3

10

32

101

319

1010

3190

10100

31900

101000

116 - 130

4

11

36

114

361

1140

3610

11400

36100

114000

131 - 150

4

13

42

132

417

1320

4170

13200

41700

132000

151 - 170

5

15

47

149

472

1490

4720

14900

47200

149000

171 - 190

5

17

53

167

528

1670

5280

16700

52800

167000

191 - 220

6

19

61

193

611

1930

6110

19300

61100

193000

221 - 250

7

22

69

220

694

2200

6940

22000

69400

220000

251 - 280

8

25

78

246

778

2460

7780

24600

77800

246000

281 - 320

9

28

89

281

889

2810

8890

28100

88900

281000

321 - 360

10

32

100

316

1000

3160

10000

31600

100000

361000

 

Число отсчетов уровней звука в интервале

Интервалы уровней звука, дБА

от 88 до 92

от 93 до 97

от 98 до 102

от 103 до 107

от 108 до 112

от 113 до 117

от 118 до 122

Частные индексы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2780

8780

27800

87800

278000

878000

2780000

2

5560

17600

55600

176000

556000

1760000

5560000

3

8330

26400

83300

264000

833000

2640000

8330000

4

11100

35000

111000

350000

1110000

3500000

11100000

5

13800

43900

138000

439000

1380000

4390000

13800000

6

16600

52700

166000

527000

1660000

5270000

16600000

7

19400

61500

194000

615000

1940000

6150000

19400000

8

22200

70300

222000

703000

2220000

7030000

22200000

9

25000

79000

250000

790000

2500000

7900000

25000000

10

27800

88000

278000

880000

2780000

8800000

27800000

11 - 12

33000

105000

330000

1050000

3300000

10500000

33000000

13 - 14

38900

123000

389000

1230000

3890000

12300000

38900000

15 - 16

44400

141000

444000

1410000

4440000

14100000

44400000

17 - 18

50000

158000

500000

1580000

5000000

15800000

50000000

19 - 20

56000

176000

560000

1760000

5600000

17600000

56000000

21 - 23

63900

202000

639000

2020000

6390000

20200000

63900000

24 - 26

77200

228000

772000

2280000

7720000

22800000

77200000

27 - 30

83300

263000

833000

2630000

8330000

26300000

83300000

31 - 34

94400

299000

944000

2990000

9440000

29900000

94400000

35 - 39

108000

343000

1080000

3430000

10800000

34300000

108000000

40 - 44

122000

387000

1220000

3870000

12200000

38700000

122000000

45 - 49

136000

430000

1360000

4300000

13600000

43000000

136000000

50 - 56

156000

492000

1560000

4920000

15600000

49200000

156000000

57 - 63

175000

553000

1750000

5530000

17500000

55300000

175000000

64 - 70

194000

615000

1940000

6150000

19400000

61500000

194000000

71 - 80

222000

703000

2220000

7030000

22200000

70300000

222000000

81 - 90

250000

790000

2500000

7900000

25000000

79000000

250000000

91 - 100

278000

878000

2780000

8780000

27800000

87800000

278000000

101 - 115

319000

1010000

3190000

10100000

31900000

101000000

319000000

116 - 130

361000

1140000

3610000

11400000

36100000

114000000

361000000

131 - 150

417000

1320000

4170000

13200000

41700000

132000000

417000000

151 - 170

472000

1490000

4720000

14900000

47200000

149000000

472000000

171 - 190

528000

1670000

5280000

16700000

52800000

167000000

528000000

191 - 220

611000

1930000

6110000

19300000

61100000

193000000

611000000

221 - 250

694000

2200000

6940000

22000000

69400000

220000000

694000000

251 - 280

778000

2460000

7780000

24600000

77800000

246000000

778000000

281 - 320

889000

2810000

8890000

28100000

88900000

281000000

889000000

321 - 360

1000000

3160000

10000000

31600000

100000000

316000000

1000000000

Таблица В.3

Суммарный индекс

дБА

Суммарный индекс

дБА

Суммарный индекс

дБА

Суммарный индекс

дБА

6

8

794

29

100000

50

12590000

71

8

9

1000

30

125900

51

15850000

72

10

10

1259

31

158500

52

19950000

73

13

11

1585

32

199500

53

25120000

74

16

12

1995

33

251200

54

31620000

75

20

13

2512

34

316200

55

39810000

76

25

14

3162

35

398100

56

50120000

77

32

15

3981

36

501200

57

63100000

78

40

16

5012

37

631000

58

79430000

79

50

17

6310

38

794300

59

100000000

80

63

18

7943

39

1000000

60

125900000

81

79

19

10000

40

1259000

61

158500000

82

100

20

12590

41

1585000

62

199500000

83

126

21

15850

42

1995000

63

251200000

84

159

22

19950

43

2512000

64

316200000

85

200

23

25120

44

3162000

65

398100000

86

251

24

31620

45

3981000

66

501200000

87

316

25

39810

46

5012000

67

631000000

88

398

26

50120

47

6310000

68

794300000

89

501

27

63100

48

7943000

69

1000000000

90

631

28

79430

49

10000000

70

Приложение Г
(рекомендуемое)

Библиография

[1] ЦТ/329 Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колей 1520 мм. - М.: Транспорт, МПС, 1995 г.

[2] ЦРБ/162 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. - М.: Транспорт, МПС, 1999 г.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение

Номер листов (страниц)

Номер документа

Подпись

Дата

Срок введения изменений

измененных

замененных

новых

аннулированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9