СТ ССФЖТ
ЦТ-ЦП 098-2003
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И
СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
по проверке показателей преодолимости усилий сопротивления
на органах управления механизмами регулировок кресла
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
ФГУП Всероссийский
научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Департамента
здравоохранения МГТС России и ОАО Научно-производственное предприятие «Звезда»
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИИЖГ: Т.Г. Береснева;
А.Г. Лексин; Н.Г. Лосавио, к.т.н.; Н.И. Минеева; Б.И. Школьников, к.м.н.
от ОАО НПП «Звезда»: А.С. Барер, д.м.н.; В.К. Костин; В.А. Наумов, к.т.н.; А.А. Шейкин, к.м.н.
ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации
на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики
МПС России
2 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием
МПС России от 25
июня 2003 года №
Р-634у
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Определения. 2
4 Объекты испытаний. 3
5 Показатели оценочные. 3
6 Условия проведения испытаний. 3
7 Средства и погрешности
измерений. 3
8 Порядок проведения испытаний. 3
9 Обработка результатов измерений. 4
10 Оценка полученных результатов. 4
11 Оформление результатов
испытаний. 4
12 Требования безопасности. 4
13 Требования к квалификации
испытателей. 4
Приложение А (обязательное)
Протокол. 5
|
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ,
МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО
МАШИНИСТА
МЕТОДИКА
ИСПЫТАНИЙ
по проверке показателей преодолимости усилий сопротивления на
органах управления механизмами регулировок кресла
Дата введения
2003-06-27
1
Область применения
Методика испытаний по
проверке показателей преодолимости усилий сопротивления на органах управления механизмами
регулировок кресла распространяется на испытания кресла машинистов локомотивов
(ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также кресла машинистов
управления движением (транспортный режим) специального самоходного подвижного
состава железнодорожного транспорта (ССПС).
Настоящая методика
используется при сертификационных испытаниях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие требования
ГОСТ 24347-80 Обозначения и
единицы величин
ГОСТ
9500-84 Динамометры образцовые переносные. Общие технические требования
3 Определения
Термин
|
Пояснение значения
|
Линия симметрии
(сиденья, спинки)
|
Воображаемая линия сечения кресла сагиттальной
плоскостью, делящей спинку, сиденье и заголовник на симметричные правую и
левую половины.
|
Операторские функции машиниста
|
Способность машиниста совершать рациональные и
эффективные управляющие движения руками и оценивать меняющуюся рабочую обстановку
в соответствии с циклограммой на пути следования состава.
|
Оптимальная моторная или ручного действия зона (поле)
|
Пространство, определяемое оптимальными размерами,
которые наиболее желательны для расположения ручных органов управления как в нейтральном
положении, так и при перемещении в любом направлении.
|
Отводящие (приводящие) движения
|
Движения предплечья во внешнюю или внутреннюю стороны
(см. рис. 1).
|
Плечевая точка
|
Точка, соответствующая проекции центра плечевого сустава
на поверхность плечевой области тела.
|
Плоскость (линия) симметрии кресла
|
Вертикальная (сагиттальная) плоскость, проходящая через
продольную ось (линию) симметрии спинки и
горизонтальную линию симметрии сиденья и делящая их на равные правую и левую
части.
|
Полная зона ручного действия машиниста
|
Для машиниста в положении сидя - это зона максимальной
досягаемости при 5-перцентильных росте сидя и длине рук с неограниченным
движением локтевых суставов в требуемом направлении.
|
К усилиям на
органах управления рычажного типа, расположенных на кресле справа, относятся
усилия, не превышающие физических возможностей правой руки.
К усилиям на органах
управления рычажного типа, расположенных слева относятся усилия, не превышающие
физических возможностей левой руки.
4 Объекты испытаний
4.1 Объектом испытаний
является унифицированное (модифицированное) кресло машиниста ТПС, МВПС и ССПС.
4.2 Испытаниям подвергается
объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям.
4.3
Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ,
утвержденными рабочими чертежами и технологией, принят ОТК
предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на
предприятии).
4.4 Отбор объекта на
испытания производят в соответствии с установленным в Системе сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) порядком и
организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ
испытательного центра (лаборатории).
5 Показатели оценочные
5.1 Преодолимость усилий
сопротивления, кГс, на органах управления механизмами регулировок кресла:
- При перемещении
вертикальной рукоятки, кГс: от себя; к себе; влево; вниз, вверх.
- При перемещении
горизонтальной рукоятки, кГс: от себя; к себе; влево; вправо; вниз; вверх.
- При вращении кисти
предплечьем, кГс: с пронацией; с супинацией.
- При сжатии рукоятки
двухрычажного
типа кистью, кГс.
- При захвате пальцами рычага
с разнонаправленным движением, кГс.
- При перемещение кончиками
пальцев, кГс.
5.2 Измеряемые показатели для
определения усилий на органах управления механизмами регулировок кресла в
соответствии с п. 5.1:
- максимальное усилие,
потребовавшееся для полного перемещения рукояток с линейным ходом, кГс;
- усилия (момент) страгивания
органов управления с вращательным ходом, кГс.
6 Условия проведения
испытаний
6.1 Испытание
проводят на кресле, изготовленном в соответствии с п. 4.3.
6.2 Помещение, в котором
проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям,
в том числе иметь освещенность не менее 200 лк и температуру окружающего
воздуха (22 ± 2) °С.
6.3 Должен быть обеспечен
круговой подход к креслу, позволяющий выполнить все предусмотренные ТУ
регулировки.
6.4 Кресло должно быть жестко
закреплено на неподвижном основании.
7 Средства и
погрешности измерений
7.1 Для измерения усилий
применяют образцовый динамометр типа ДОРС с измеряемым усилием до 50 кГс и
погрешностью не более 0,7 % от наибольшего предела измерений (ГОСТ
9500).
7.2 Приспособление для
приложения статического усилия в направлении рабочего хода на органах
управления механизмами регулировок кресла (рукоятке) (схема приложения усилий
на рис. 2).
7.3 Приписанная погрешность
испытаний - 10 %.
7.4 Средства измерений должны
быть поверены в установленном порядке и иметь свидетельства о поверке.
8 Порядок проведения
испытаний
8.1 Кресло со штатными
органами управления механизмами регулировок кресла жестко устанавливают на
неподвижном основании.
8.2 Рядом с креслом
устанавливают приспособление, позволяющее приложить к испытываемому органу
управления (рукоятке) механизмами регулировок кресла статическое усилие в
направлении их рабочего хода.
Регистрируют расположение
органов управления механизмами регулировок кресла: слева, справа.
Схема приложения усилий
показана на рис. 2.
8.3 Нагрузку плавно
увеличивают:
для вращательных движений -
до момента страгивания;
для поступательных движений -
до перемещения на всю протяженность рабочего хода.
8.4 Показания динамометра
регистрируют визуально в течение всего периода увеличения нагрузки.
8.5 Испытания проводят два
человека: один создает усилия, другой наблюдает за показаниями динамометра и
заносит их в рабочий журнал.
9 Обработка результатов
измерений
Полученные результаты
действительных измерений сводят в общую таблицу протокола.
10 Оценка полученных
результатов
10.1 Оценку полученных
результатов производят на основе сопоставления действительных измерений с
учетом приписанной погрешности испытаний с нормативными значениями (учитывая
расположение органов управления механизмами регулировок кресла: слева, справа).
10.2 Кресло по показателям
преодолимости усилий сопротивления на органах управления механизмами
регулировок кресла оценивают удовлетворительно, если все показатели по п. 5 удовлетворяют требованиям нормативной
документации.
10.3 В случае, если хотя бы
один показатель не удовлетворяет требованиям нормативной документации, кресло
по показателям преодолимости усилий на органах управления механизмами
регулировок кресла оценивают неудовлетворительно.
11 Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний
оформляют в виде протоколов (Приложение А)
12 Требования безопасности
12.1 За безопасность
испытателей несет ответственность руководитель испытаний.
12.3 Участники испытаний до
их начала проходят предварительный инструктаж по технике безопасности в
соответствии с ГОСТ
12.0.004.
13 Требования к квалификации испытателей
К проведению измерений
допускается испытатель со средним и высшим специальным образованием и стажем
работы в данной области не менее одного года.
Рис. 1 Перемещение
рукоятки
вправо - для правой руки - отведение, для левой -
приведение и
влево - для правой руки - приведение, для левой - отведение.
Рис. 2 Схема
приложения усилий к рукоятке кресла:
1 - кресло; 2 - рукоятка; 3 - неподвижное основание; 4 -
динамометр;
5 - блок; 6 - трос; 7 - механическая (электрическая) лебедка.
Приложение А
(обязательное)
Образец
Всего листов
Лист № 1
ПРОТОКОЛ № _____
от «__» ___________________ г.
сертификационных испытаний
Объект испытания
__________________________________________________________
Заказчик:
__________________________________________________________________
наименование,
адрес
___________________________________________________________________________
Основание для проведения испытаний
_________________________________________
№
заявки, договора
Условное обозначение объекта испытаний
______________________________________
___________________________________________________________________________
условный номер, номер ТУ, чертежа
Дата поступления объекта на испытания
_______________________________________
Идентификационный № образца
______________________________________________
___________________________________________________________________________
Период проведения испытаний
_______________________________________________
Отбор образца проведен
_____________________________________________________
место
отбора и дата отбора
___________________________________________________________________________
Результаты отбора образца приведены в
акте № ________ от «__» ________________ г.
До проведения испытаний отобранный
образец хранился _________________________
___________________________________________________________________________
(условия, место хранения и подготовки к испытаниям)
Испытания проведены по
____________________________________________________
___________________________________________________________________________
(название программы и методики испытаний)
Сведения об использованном
испытательном оборудовании и средствах измерений представлены в таблице
______
|
Всего листов
Лист № 2
Обработка результатов испытаний
проводилась с использованием _________________
___________________________________________________________________________
(средства ЭВТ и другие)
Результаты испытаний
______________________________________________________
(наименование
объекта испытаний)
приведены в таблице _____
Протокол испытаний №
________ касается только объекта, отобранного по акту № _____ от «__»
___________ г. и подвергнутого сертификационным испытаниям
Внесение исправлений и
дополнений в протокол не допускается. Изменения и дополнения оформляют
отдельно в установленном порядке.
Приложения к протоколу:
таблицы _____
Руководитель испытаний __________________________
Испытатели: __________________________
Дата составления протокола «__»
____________________ г.
|